Понятие, признаки и принципы правовой государственности. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Понятие, признаки и принципы правовой государственности.

2021-05-27 19
Понятие, признаки и принципы правовой государственности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан. Признаки правового государства является: 1) Суверенитет народа и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. 2) Верховенство закона во всех сферах жизни общества («связанность» государства законом – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. 3) Взаимная ответственность личности и государства (за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд). 4) Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость (государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике). 5) Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов. 6) Стабильность законности и правопорядка в обществе. 7) Преодоление правового нигилизма в массовом сознании. 8) Выработка высокой политико-правовой грамотности. 9) Появление действенной способности противостоять произволу. 10) Разграничение партийных и государственных функций. 11) Установление парламентской системы управления государством. 12) Торжество политико-правового плюрализма. 13) Выработка нового правового мышления и правовых традиций. Общие принципы правового государства – это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и реализации норм права, единство юридических прав и обязанностей, демократизм. Межотраслевые правовые принципы охватывают 2 или более отрасли права, преимущественно смежных (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другое). Отраслевые принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права – конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.


38. Возникновение и развитие теории правового государства.

Буржуазная политико-юридическая теория, согласно которой государство в своей деятельности связано правом и не должно выходить за установленные им рамки. Термин «правовое государство» введён в научный оборот И. Кантом. Широкое распространение П. г. т. получила к середине 19 в. с утверждением капиталистических отношений и являлась в значительной мере переводом на язык правовой идеологии требований экономического либерализма. Наиболее значительными представителями П. г. т. были нем. юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. П. г. т. носила антифеодальный характер, ибо требование о связанности государства правом обращалось к государственному механизму, в котором даже после утверждения капиталистических отношений были весьма сильны феодальные наслоения. По своим теоретико-гносеологическим источникам П. г. т. была тесно связана с юридическим мировоззрением — классическим мировоззрением восходящей буржуазии. Осуждая абсолютистско-полицейское государство, П. г. т. имела либерально-демократическое звучание, нередко выступала как идеологическое обоснование компромисса буржуазии с дворянством (в Германии, России).

 

 

39. Возникновение и развитие теории гражданского общества. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно бы гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его к относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества складывались современное право и государство. Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в ХVIII-ХIХ веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). В «Философии права» отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, также упорядоченное законодательство.

40. Гражданское общество: понятие, признаки, структура. Гражданское общество - совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства. Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера. Признаками высокоразвитого гражданского общества являются: 1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение). 2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии. 3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества. 4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства. Также основными признаками гражданского общества являются:- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;- самоуправляемость;- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;- жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации.

41. Проблемы построения гражданского общества и правового государства в современной России. Становление гражданского общества в современной России. В настоящее время в России происходит становление гражданского общества. Прежде всего это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей. В то же время в России только начинает формироваться гражданская культура населения. Общественному воздействию на государство препятствует российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Без изменения подобного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно. Переход к рыночной экономике сопровождается значительным имущественным расслоением общества, возрастанием социальных, в том числе межнациональных, конфликтов. Эти негативные явления становятся тормозом в становлении гражданского общества. В современных условиях на первый план выступают проблемы социальной защищенности населения и реализации принципов социальной справедливости. Во главу угла политики государства необходимо поставить такие принципы, как гуманизм, демократия, свобода личности, равенство возможностей. Только таким образом можно обеспечить движение нашей страны к гражданскому обществу. Практика формирования гражданского общества в других странах дает четкие ориентиры такого движения: становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций; создание необходимых условий для перехода к рыночной экономике как основе гражданского общества; подчинение всех государственных органов и общественных объединений закону, обеспечение его верховенства; разгосударствление части собственности; достижение необходимого уровня гражданской культуры.

42. Соотношение государства и права. Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует: его как инструмент своей политики. Данная концепция опирается на марксистское понимание государства и права и была широко распространена в отечественной научной и учебной литературе. Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы. Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Они не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу. На практике же противопоставление, столкновение государства и права неизбежно Приводит лишь к их.взаимному ослаблению. Государство и право нерасторжимы. Как надстроечные явления они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т. п. Например, если рабочая, механизменная часть государства состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, «ядро» права — нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право — в нормативную систему.


43. Право: понятие, признаки, уровни

Объективное право (или собственно право) - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право - это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Право - это система норм и правил поведения, которые исходят от государства, сформулированы в специальных государственно-нормативных актах, охраняются от нарушений силой государственного принуждения и выражают волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев. Признаками права являются: - общеобязательная нормативность; - выражение норм в законах или в других нормативно-правовых актах, признаваемых государством; - право действует через дозволения, через субъективное право; - государственная обеспеченность.


44. Сущность права. Основные теории о сущности права

Праву присущ сознательно-волевой характер. Право, как и государство, характеризуется двойственной природой. Дуализм права проявляется в сочетании классовой и общесоциальной составляющих. С одной стороны, право выражает волю правящей элиты, с другой - долговременные интересы всего общества. Классовая составляющая права. Социальные группировки, находящиеся у власти, всегда имеют возможность влиять на процессы правотворчества в собственных, корпоративных целях. Право в руках правящей элиты становится мощным средством формирования, реализации и защиты своих узкогрупповых интересов. Общесоциальная составляющая. В любом государстве право является не только узкоклассовым инструментом, но и выражением компромисса между различными социальными группами, проявлением так называемой общей воли населения. Общая воля представляет собой не механическое сложение индивидуальных и коллективных воль, а результат согласования интересов различных классов, групп, слоев населения. В демократическом обществе право в большей степени является продуктом общественного согласия, выражая общую волю большинства населения о правомерно-дозволенном поведении. Эта воля реализуется через институты непосредственной демократии и выборные органы государственной власти. Таким образом, право как и государство одновременно выполняет и классовые, и общесоциальные функции. Последние выражают интересы всего общества. Соотношение между классовой и общесоциальной составляющей права динамично изменялось в государствах разных исторических эпох.

45. Функции права. Функции права - основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества. а) культурно-историческая функция. Право как явление национальной и мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует духовные ценности и достижения народа, человечества: права человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные) устои общества, социальную справедливость; б) воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества - традиционной (обычной), нравственной, религиозной (конфессиональной), -право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны; в) функции социального контроля. Право в этом направлении воздействует на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве средства стимулирования, поощрения (морального, материального, физического), с другой — ограничения (удержание от совершения неправомерных действий и др.) того или иного поведения. Здесь речь идет именно об общесоциальном механизме действия (функционирования) права, когда еще не используются специальные юридические инструменты и рычаги социального контроля за поведением; г) информационно-ориентирующая функция. Право выступает мощным источником моральной ориентации субъектов в конкретном обществе. В этом смысле Ф.п. — формировать социально полезную, положительную направленность субъективной стороны правомерного поведения.

Принципы права

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы гос-ва. Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т. е. их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке.

47. Понятие и система социальной регуляции. Социальное регулирование необходимо, поскольку обеспечивает нормальное функционирование общества. Суть социального регулирования — в воздействии на поведение людей и деятельность организаций. В обществе существует система социальных регуляторов, которая состоит из следующих элементов: 1) обычаи — правила поведения, сложившиеся в результате многократного повторения и передачи из поколения в поколение; 2) нормы морали — нормы поведения, отражающие представление людей о хорошем и плохом, о добре и зле и т.д. Санкциями за нарушение норм морали выступают с одной стороны совесть человека, а с другой стороны, общественное порицание; 3) корпоративные нормы — регулируют отношения в трудовых коллективах; 4) нормы права — а) формулируется либо санкционируется государством; б) их исполнение обеспечивается принудительной силой гос-ва; б) они общеобязательны; в) они регулируют общественные отношения, закрепляя права и обязанности их участников.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.