Место науки ТГП в системе общественных наук — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Место науки ТГП в системе общественных наук

2021-05-27 15
Место науки ТГП в системе общественных наук 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет и система науки ТГП

Предмет ТГП — это государство и право как целостные явления общественной жизни, их сущность, назначение, формы, содержание, наиболее общие закономерности, возникновения, развития, функционирования и отмирания. По предмету и системе понятий в теории государства и права различают теорию государства и теорию права. Точнее, теория государства есть система двух теорий: теории государства и теории права.

Методология науки ТГП

Под методологией науки понимают: а) часть данной науки, которая изучает методы научного исследования, используемые данной наукой; б) сами используемые методы исследования. Теория государства и права использует следующие методы:1. Общенаучные (задаются используемым философским направ­лением):а) материализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует не зависимо от нашего сознания; а) идеализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию; б) диалектика — учение о развитии бытия и мышления. При этом используются принципы: принцип всеобщего развития; принцип всеобщей связи явлений; принцип всестороннего изучения объекта; и законы: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания; в) метафизика — явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные.2. Частнонаучные (общие для конкретной науки):а) системный метод: изучаются состав системы и связи меду его элементами, изучаются возникновение объекта, его формирование и дальнейшее развитие; б) специальные методы, позаимствованные из других наук — используются лишь в части исследований; в) частноправовые — используются только в юридических исследованиях: сравнительно-правовой (сравниваются явления по региону, времени, отраслям права и др.; формально-юридический.

Функции науки ТГП

Познавательная – познавать, анализировать, описывать, систематизировать и объяснять сущностные свойства государственных явлений. Мировоззренческая – вырабатывать правовые ценности, совершенствовать правосознание общества, его правовую культуру, формировать основы правовой пропаганды и правового воспитания. Прикладная – формулировать практические предложения по совершенствованию системы государственного управления и правовой системы. Прогностическая – выявить тенденции развития государства и права, предсказать и смоделировать варианты их будущего развития.

Место науки ТГП в системе общественных наук

Все общественные науки имеют своим объектом общество. Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Объектом изучения философии является мир в целом, а результатом исследований — картина мира. Социология — наука об обществе в целом, а также о его составляющих: социальных институтах, социальных процессах, социальных группах, отношении личности с обществом. Применительно к государству и праву социология занимается изучением их роли в обществе. Экономическая теория — наука, изучающая производственные отношения, т.е. такие отношения, которые связаны с производством, обменом и потреблением материальных благ, а также с собственностью на них. Применительно к государству и праву экономическая теория изучает влияние государства и права на экономику. Политология — наука, изучающая отношения между людьми по поводу государственной власти. Применительно к государству по­ли­тология изучает его место среди других институтов полити­ческой системы общества (политических партий, общественных объединений и др.).

Принципы права

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы гос-ва. Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т. е. их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке.

47. Понятие и система социальной регуляции. Социальное регулирование необходимо, поскольку обеспечивает нормальное функционирование общества. Суть социального регулирования — в воздействии на поведение людей и деятельность организаций. В обществе существует система социальных регуляторов, которая состоит из следующих элементов: 1) обычаи — правила поведения, сложившиеся в результате многократного повторения и передачи из поколения в поколение; 2) нормы морали — нормы поведения, отражающие представление людей о хорошем и плохом, о добре и зле и т.д. Санкциями за нарушение норм морали выступают с одной стороны совесть человека, а с другой стороны, общественное порицание; 3) корпоративные нормы — регулируют отношения в трудовых коллективах; 4) нормы права — а) формулируется либо санкционируется государством; б) их исполнение обеспечивается принудительной силой гос-ва; б) они общеобязательны; в) они регулируют общественные отношения, закрепляя права и обязанности их участников.

Ценность права

Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.

1. Понять социальную ценность права — значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.

1) с помощью права обесп-ся всеобщий устойчивый порядок в общест-ных отношениях.

2) благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

3) право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

4) право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.

5) на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная "четвертая власть" и правовое государство.

52. Источник (форма) права. Основные виды источников (форм) права

Источник права в буквальном смысле — общественные отношения. Источник права в теории права — внешнее выражение права. Классификация источников права

По виду регулируемых общественных отношений (по отраслям права): а) источники конституционного права; б) источники уголовного права; в) источники гражданского права; г) источники трудового права; По субъектам правотворчества Правотворчество (законотворчество) — деятельность, связанная с установлением, изменением и отменой норм права, о также признанием правовыми уже сложившихся правил поведения. Субъектами правотворческой деятельности могут выступать: а) государство — в лице своих органов; б) негосударственные организации — если им предоставлено такое правомочие; в) народ — при принятии конституций и законов на референдуме. Нужно подчеркнуть, что государство не творит закон, а всего лишь формулирует его, основываясь на объективных законах функционирования общества. По субъектам правотворчества выделяются следующие виды источников права: Правовые обычаи Правовые обычаи — обычаи, санкционированные (утверж­ден­ные) государством. Государство признает уже сложившиеся в обществе правила поведения и в дальнейшем обеспечивает их исполнение своей принудительной силой. Происходит это двумя способами: 2. Судебные и административные прецеденты Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом. 3. Нормативные правовые акты Нормативный правовой акт — это документ, который устанавливает, изменяет либо отменяет правовые нормы. 4. Нормативные договоры. Как и нормативный правовой акт, содержит нормы права общего характера, рассчитанные на многократное применение. В отличие от нормативного правового акта является результатом волеизъявления двух и более сторон.мНормативный договор может быть как источником внутригосударственного права, так и источником международного права.

Правовой обычай

Правовой обычай - исторически первый источник права - первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства.

Признание государством отличает правовой обычай от простого обычая, который не является источником права. Гос-во может признать обычай правовым в одной из следующих форм: в форме отсылки к норме обычая в тексте нормативно-правового акта; - в форме судебного решения, когда суд ссылается на норму обычая. Текст обычая не фиксируется в нормативно-правовых актах. Если это происходит, то уже нельзя говорить о правовом обычае как об источнике права - его замещает нормативно-правовой акт, частью которого и становится норма обычая. Признаки правового обычая: - локальный характер заключённых в нём норм - норма правового обычая распространяет своё действие на сравнительно небольшую территорию и (или) на небольшую группу людей, объединяемую по кровнородственному или профессиональному признаку; - имеет юридическую силу - защищается возможностью применения мер госуд-го принуждения; - не должен противоречить принятым в данном обществе нормам морали и госуд-ной политике в данной области правового регул-ния (последний вопрос решается правоприменительным органом); - существует достаточно продолж-ное время и известен достаточно широкому кругу лиц. Сфера действия правовых обычаев - семейное, земельное, наследственное право. Этот источник права сохраняет значительный удельный вес в рамках таких правовых семей как мусульманская, дальневосточная и правовых систем стран Центральной Африки и Океании.

Судебный прецедент.

Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.В некоторых странах этот источник права является основным. Суд в этом случае становится правотворческим органом. При этом существуют две квалификации подобной деятельности суда: а) под­твер­ждающая наличие правотворческой функции суда; б) утверж­да­ющая, что суд не занимается правотворчеством, а лишь формулирует нормы естественного права. В советское время наличие такого источника права отрицалось, однако некоторые ученые полагали, что независимо от официальной позиции этот источник существует объективно — в практической деятельности судов. В современной России правотворчество судов существует в ограниченной форме.

Виды правовых норм

1. По субъектам правотворчества (сфере действия):

Нормы законов - нормы общего действия - распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства;

Нормы подзаконных актов - нормы ограниченного действия - имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами; Локальные нормы - принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка). 2. По выполняемым функциям регулятивные - содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений; охранительные - направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; 3. По социальному назначению и роли в правовой системе: учредительные- отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства; обеспечительные- содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. декларативные - включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления; дефинитивные- формулируют опре-ния тех или иных правовых явлений и категорий. коллизионные- призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями; оперативные- устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его дей-я и т.п.;

73. Система законодательства и её соотношение с системой права. Вопрос о соотношении системы права и системы законодательства уже длительное время является актуальным и дискуссионным в российской юридической науке. Различия между системами права и законодательства в наиболее общем виде были сформулированы в ходе третьей научной дискуссии о системе права: 1) несовпадение объема; 2) различия по соотношению объективного и субъективного; 3) различие в системообразующих факторах системы права и системы законодательства; 4) неодинаковый уровень структурной упорядоченности, целостности (система права, в отличие от системы законодательства, является самоорганизующейся системой); 5) различие в соотношении статических и динамических свойств: система права более устойчива, инвариантна, чем система законодательства; 6) эти системы имеют определенные различия в закономерностях функционирования и развития.

Объект правоотношения

Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в его распоряжении и охраняемым государством. Объектами могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта права. Например, по жилищному законодательству для нанимателя объект — жилое помещение, необходимое ему для проживания.

Объектами правоотношений выступают предметы духовного творчества (например, объект авторского права -созданное автором произведение), различные нематериальные блага (право на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. д.).

Одно и то же благо может быть объектом разнообразных правоотношений. Так, вещь может быть объектом права собственности, правоотношений купли-продажи, залога, наследования, страхования и т.д.

Права и обязанности как элементы юридического содержания четко разграничены, разъединены, а права и обязанности как элементы фактического содержания соединяются: передача вещи — одновременно право покупателя и обязанность продавца; передача денег — одновременно право продавца и обязанность покупателя.

90. Юридический факт: понятие, признаки, виды. Правоотношения — динамичное явление. Они возникают, изменяются, прекращаются, реализуются. Динамика правоотношений связана с реальными жизненными обстоятельствами, т. е. с юридическими фактами. Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо — в гипотезе, косвенно — в диспозиции, санкции. Как только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т. е. лица — адресаты нормы — приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции.
Кроме того, факты называются юридическими потому, что вместе с нормами права определяют конкретное содержание взаимных прав и обязанностей сторон.

Очень часто для возникновения правоотношения требуется фактический состав, т. е. совокупность 2 или нескольких юрид-х фактов, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий (так, для возникновения пенсионного правоотношения нужны достижение определенного возраста, наличие трудового стажа и решение органов социального обеспечения о назначении пенсии). Нередко нормы права связывают юридические последствия не только с наличием того или иного обстоятельства, но и с его отсутствием.
Важнейшим является деление юридических фактов по тем последствиям, которые они влекут, и их волевому содержанию. По последствиям юридические факты делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений. Это гражданско-правовые сделки, заключение трудового договора, заключение брака в соответствии с нормами семейного права, совершение преступных действий, вызывающих уголовно-правовые отношения, и др.

Правоизменяющие факты изменяют правоотношения. Например, перевод на другую работу изменяет содержание трудового правоотношения между сторонами, хотя в целом правоотношение сохраняется.

Правопрекращающие факты обусловливают прекращение правоотношений. Таковыми являются действия лица по осуществлению субъективного права или исполнению юридической обязанности. Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации субъективных прав и обязанностей, но и вследствие, например, смерти человека (субъекта права), гибели вещи (объекта правоотношения).

По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния (действие или бездействие). События — это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (пожар от удара молнии, истечение срока, естественная смерть человека и др.). Действия — волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия совершаются в рамках предписаний действующих норм. Они подразделяются на индивидуальные юридические акты и юридические поступки. Индивидуальные юридические акты - внешне выраженные решения людей, направленные на достижение правового результата. К ним относятся акты применения права, договоры между организациями, гражданско-правовые сделки, заявления граждан и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия. Юридические поступки есть фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений (например, выполнение трудовых обязанностей, передача вещей и денег по договору купли-продажи).

Бездействие — это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие м.б. правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

91. Фактический состав. Нередко для возникновения, изменения или прекращения правоотношений требуется не один юр-ий факт, а определенная совокупность. Такая совокупность юр-их фактов в юриспруденции именуется фактическим (юр-им составом). Юридический (фактический) состав - есть система юридических фактов, предусмотренных нормами права в качестве основания для наступления правовых последствий (возникновение, изменение, прекращение правоотношения). Классификация юридических составов. По функциям: Правообразующие. Правоизменяющие. Правопрекращающие. По процессу накопления фактов: Завершённые. Незавершённые. По способу накопления фактов: Простые - юридические составы с независимым накоплением элементов. Сложные - юридические составы с последовательным накоплением элементов. Смешанные - одна часть с независимым, а другая с последовательным накоплением элементов.

Фактические составы необходим отличать от сложных юр-их фактов. Это отличие состоит в том, что фактические составы – это всегда совокупность юр-их фактов т.е. несколько юр-их фактов, взятых вместе, а сложный юр-ий факт – это всегда один факт, но состоящий из нескольких элементов.

Состав правонарушения

Юридический состав правонарушения - совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как правонарушение. Оно состоит из четырёх элементов: субъект правонарушения,объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъективная сторона правонарушения. Признаки состава правонарушения (не путать с признаками правонарушения) - конкретная правовая характеристика наиболее существенных свойств правонарушения, признаки состава правонарушения делятся на четыре группы по характеризуемым элементам состава правонарушения. субъект правонарушения - деликтоспособное лицо, то есть лицо, способное нести юридическую ответственность. Субъектом преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. В некоторых составах фигурирует специальный субъект, например, должностное лицо. объект правонарушения - охраняемые правом общественные отношения и интересы. В некоторых составах фигурирует и предмет правонарушения. Объективная сторона правонарушения - внешнее проявление поступка, выражается в совершении действия или бездействия, представляющего общественную вредность (общественную опасность). Объективную сторону характеризуют также время, место, обстоятельства, способ совершения правонарушения, причинённый вред (в некоторых источниках характеризуется как общественно опасные последствия) причинная связь между деянием и причинённым вредом. субъективная сторона правонарушения - психическая деятельность лица, связанная с совершением правонарушения. Она характеризуется прежде всего виной, а также мотивами, целями, эмоциональным состоянием правонарушителя.


95. Юридическая ответственность: понятие и признаки

Юридическая ответственность, с одной стороны, представляет собой вид общесоциальной ответственности, другие виды которой возникают уже на основе иных социальных норм — политических, норм морали, корпоративных норм и др. С другой стороны, юридическая ответственность является разновидностью мер правового принуждения, причем наиболее острой разновидностью, в наибольшей степени затрагивающей правовое положение субъекта. Признаки юридической ответственности: 1. Имеет ретроспективный характер, то есть представляет собой реакцию на уже состоявшееся поведение, на поведение прошлое (или во всяком случае — длящееся). Субъект не может нести юридическую ответственность за свое поведение в будущем. 2. Поведение, лежащее в основе юридической ответственности, должно быть особым, а именно — содержать признаки правового нарушения. В частности, быть виновным поведением. Без вины не может быть и юридической ответственности. 3. Юридическая ответственность всегда связана с государственным и общественным осуждением (негативной оценкой) поведения правонарушителя. Именно поэтому, например, приговор по уголовному делу выносится от имени государства. 4. Имеет штрафной характер. Суть этого признака в том, что у правонарушителя в результате совершенного им деяния возникают новые юридические обязанности (которых до правонарушения не было). Правонарушение есть юридический факт, который вызывает появление особого — охранительного правоотношения (между правонарушителем и государством), в рамках которого эти обязанности и возникают. 5. Юридическая ответственность имеет характер претерпевания. Всякая юридическая обязанность есть обременение, но в результате правонарушения возникают особые обязанности — претерпеть лишения личного, имущественного и другого плана. 6. Порядок возложения юридической ответственности регламентируется правом, то есть закон устанавливает определенные процедурные формы этого процесса. Традиционным является деление юридической ответственности на уголовно-правовую, административно-правовую, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную ответственность работников.

Способы толкования права

 Основными способами толкования-уяснения являются следующие: 1) грамматический — совокупность специальных приемов, направленных на уяснение текста на основе данных филологии, правил языка. Выясняется значение слов, терминов, знаков препинания, исследуются структуры предложений и т. д.; 2) логический — совокупность специальных приемов, основанных на непосредственном использовании законов и правил формальной логики; 3) специально юридический — совокупность специальных приемов, основанных на юридическом знании(юридических понятий, терминов, юридических конструкций,закономерностей правового регулирования, правил юридической техники.

4) систематический — совокупность специальных приемов, обусловленных системностью права и законодательства и направленных на анализ связей толкуемого нормативного положения с другими элементами системы права и системы законодательства; 5) историко-политический — совокупность специальных приемов, направленных на уяснение цели издания НПА, анализ исторической обстановки, социально-экономических и политических факторов, обусловивших его издание и оказавших влияние на волю законодателя. Из приведенного описания способов толкования видно, что устан-ние истинного смысла предписаний, содержащихся в тексте НПА, требует разнообразных знаний. Как заметил австралийский юрист М. Дэвис, «правовой текст значит больше для того, кто больше знает».

Пробелы в законодательстве

Пробел в законодательстве — это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Круг общественных отношений устанавливается законодателем двумя способами:

1-каждая юридическая норма регулирует отдельный вид общественных отношений, признаки которого описываются в ее гипотез. Каждая норма имеет свой «участок» в общей сфере правового регулирования.

2-круг отношений, которые признаются правовыми, законодатель закрепляет по отраслям права посредством специализированных норм. Такие нормы предназначены для установления круга отношений, входящих в сферу правового регулирования.

Причины Пробелов в законодательстве:

1-в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем;

2- из-за упущений при разработке закона.

В таких ситуациях обычно используются спец. приемы: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона — это применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юрид. делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и испол-ся в качестве правового осн-ния при принятии решения по делу.

Прим-ние аналогии закона в случаях обнаружения пробела предусмотрено законодателем.

Аналогия права — это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства.

Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права. При аналогии права принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием правоприменительного решения.

Применение аналогии права обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.

 

Гарантии законности

Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности. Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. Подобные факторы самым непосредственным образом влияют на состояние законности. Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя. Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты и т.д. Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического руководства, правильным избранием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.Специальные средства обеспечения законности—это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства). Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).

113. Правопорядок: понятие, признаки, содержание

Правопорядок — это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей.

Структураправопорядка: правовая организация общества; правоотношения и связи в обществе; определённая упорядоченность этих правоотношений и связей.

Правопорядок может быть классифицирован по территориальному охвату, по отраслям права и правовому охвату.

признаки правопорядка:

-Определённость. Правопорядок базируется на формально-определённых правовых предписаниях.

-Системность. Правопорядок - это система отношений, основанная на единой сущности права, господствующей форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

-Организованность. Правопорядок возникает при организующей деятельности государства, его органов.

-Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

-Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив.

-Единство. Основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством госуд-ной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны.

Функции правосознания

Правосознание - совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к дейст­вующему и желаемому праву.

Основные функции правосознания:познавательная, оценоч­ная и регулятивная.

Регулирующая роль правосознания проявляется в совершении лицом пра­вомерных поступков даже при отсутствии знания тех или иных конкретных правовых предписаний. Категории правосознания дают общую нормативно-правовую ориентацию индивида.

Виды правосознания

1 уровень — обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

2 уровень — профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.

3 уровень — научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

По субъектам правосознание делится на: индивидуальное и коллективное.

групповое правосозн


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.