Понятие источников права и их характеристика — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятие источников права и их характеристика

2021-05-27 46
Понятие источников права и их характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Юридические источники — это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А.В. Мицкевич). Или другое, но близкое определение: это официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения В юридической науке используются два понятия форма права и источник права. Большинство ученых отождествляют понятие источника права и его формы. Однако в последнее время все большее признание получает позиция, согласно которой понятия формы права и источника права хотя и тесно связаны, но не совпадают. Следовательно, их надо различать. Форма права показывает, как организовано право, как выражено вовне его содержание. Под формой права понимается официальное закрепление содержания норм права в целях придания им общеобязательности как государственно-властных велений. Представляем форму и источник права как: 1.Внешняя форма выражения права - документ как внешнее выражение правотворческой деятельности. 2. Акт правотворческого органа - как деятельность правотворческого органа результатом которого является принятие нормативного акта и как документ(внешнее выражение деятельности правотворческого органа) Если мы говорим о формах права то имеем ввиду документ,как внешнее выражение правотворческой деятельности. От формы зависит: 1. Способ правового регулирования: А).Государственное санкционирования обычаев (на заре возникновения государственности и права)Б.).Всенародный референдум (современный)2. Нормативность(опубликование)нормативность общеобязательность., степень юридической силы. 3. Признание государством того или иного акта (судебный прецедент, конституционный закон) Термин «источник права» имеет несколько смысловых значений — основание права; его исходное начало, письменный документ, причина, факторы, действия; сила права. Источник права указывает на истоки его формирования, его корни, те факторы, которые предопределяют содержание права и форму его выражения. предлагалось выделять источники права: 1) в материальном смысле; 2) в идеальном смысле; 3) в юридическом, или формальном, смысле. Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей, т.е. совокупность исторических, экономических, политических, нравственных факторов, характеризующих социально-духовный мир конкретного народа и его материальную жизнь. Источник права в идеальном смысле предполагает те философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы. Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.В последующее время выделяется источник права в политическом смысле, под которым понимается государство как источник позитивного права. Как полагают авторы этого предложения, именно интеллектуально-волевая деятельность носителей государственной власти является связующим звеном между источниками права в материальном смысле и документальными источниками. В настоящее время термин «источник права» чаще всего обозначает юридические источники, или источники в юридическом смысле. В литературе мнения различны (все зависит от школы права понимания.)В юридическом позитивизме форма и источник права совпадают. В широком понимании права которое включает не только норы права на правоотношения, правовое сознание они различают формы и источник права. Внешняя форма права – закрепление в конкретных нормативно правовых актах. Внутренняя форма права.- определяется формальная определенность, где говорится о правилах поведения, условия при которых действует эта норма, а так же санкции за действие. Когда речь идет о источнике права их рассматривают не как нормативные акты и внешнее проявления этих норм, а как определенные факторы которые влияют на формирование и развитие права. Источники и форма не совпадает. Различным государствам известны следующие виды источников права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда в качестве самостоятельного источника права называют принципы и нормы международного права и договоры между государствами.

 

56 Судебный прецедент — это решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, данное решение судебных органов приобретает значение своеобразного образца для последующих решений, т.е. играет роль нормы права. Более конкретно судебный прецедент можно определить как правоположение, оформленное надлежащим образом, на котором основывается решение суда в соответствии с установленными фактами, которому обязаны следовать нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел. Судебному прецеденту присущи следующие черты: обладает общеобязательной юридической силой; 2.результат правотворческой деятельности судов; 3.находится в подчиненном по отношении к закону положении, так как: а) законом может быть отменено действие судебного прецедента; б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом; в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.
Важно отметить, что для нижестоящих судов обязательно не все судебное решение или приговор, но лишь правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение. Иначе говоря, главной частью судебного решения, которая составляет собственно судебный прецедент, является мотивировочная часть, где излагаются правовые принципы, применяемые к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств. Остальная часть судебного решения составляет так называемое «попутно сказанное», которая не обладает обязательной силой, но служит убеждающим прецедентом. Судьи обладают достаточно широкими полномочиями при применении прецедента. Они могут: во-первых, не применять судебный прецедент из-за особенностей рассматриваемого дела; во-вторых, выбрать конкретный прецедент из всех существующих прецедентов и по-своему его объяснить; в-третьих, сформулировать новую норму. Поэтому прецедентное право получило название «права, создаваемого судьями», или судебного права. При прецедентной форме права прецедент имеет ведущее значение среди других источников права. В качестве источника права СП предопределяет порядок применения писаного прав. Во всех стран англо саксонской правовой семьи публикуют отчеты. Особ мест СП заметно повышает роль суда.(т.к. обладают правотворческую функцию)

Закон - НПА регулирующий наиболее важные общественные отношения принимаемый высшим представительным органом государственной власти,либо всенародно в соответствии с законодательной процедурой. Закон обладает высшей юридической силой. Принятие нового закона влечет за собой необходимость отмены или внесения корректив в ранее действующие НА по урегулированному новым законом вопросу. Сам закон может быть отменен лишь той инстанцией, которая его приняла. Закон, принятый на референдуме обладает высшей юридической силой и в каком либо утверждении не нуждается. Отличительная черта закона -он всегда нормативен. Этим обстоятельством он отличается от других актов. Законом устанавливаются отправные начала правового регулирования, они могут находить дальнейшею конкретизацию в подзаконных актах Нормы содержащиеся в подзаконных актах должны основываться на нормах закона и являются производными от них. В литературе закон понимают как синоним права. В19т веке понимали закон в формальном и материальном смысле. В материальном смысле как синоним всех источников права. Когда говорят о законе в формальном смысле понимается акт принятый в соответствии с процедурой законодательным органом. Мертвый закон - морально устаревший. - нормативные акты которые не отменены но утратили свое значение и не действуют. Совокупность законов составляет законодательство, его отождествляют с правом вообще в (широком смысле). в юридическом смысле закон, это НА принятый в особом порядке, обладающий после конституции наиболее высшей юридической силой, направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Принимают высшими представительными органами, как самой федерацией так и ее субъектами и на референдуме. Законы, издаются в определенном порядке для их принятие необходимом соблюдений законодательной процедуры. Каждый закон проходит определенные стадии, которые предусмотрены регламентами.Законы подразделяют на: - конституционные – принятие которых предусмотрены конституцией (в Конституции 1993 года их 14 – закон о правительстве, о конституционном суде) К ним также относят закон, в которые внесены изменения и поправки в текст конституции. На принятый конституционный закон президент не может наложить вето т.к. принимается квалифицированным большинством. 3. Обычные законы их подразделяют на: А.)текущие законы Б.)кодификационные - основы законодательства (федеральный закон, в котором устанавливается принципы и общие положения определенных отраслей права). - Кодекс – закон, кодифицированного характера - в котором объединены на основе единых принципов регулирующие достаточно определенную сферу общественных отношений. Он равен другим законом, но в то же время занимают первое место (первый среди равных) Законы подразделяют на: - Общие – ГК; -Специальные – подробные законы в определенной сфере деятельности. 4. Законы субъектов федерации. 5. Законы федеральные - распространяют свое действие на всю РФ. В случае расхождении федеральных и региональных законов действуют федеральные законы.

Обычай как источник права.

Исторически первой формой права (источником права) явился правовой обычай. По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, сложившимся вследствие фактического его применения в течение продолжительного времени, но обретает значение нормы, если санкционирован государством в лице тех или иных его органов. К. Маркс, «если форма просуществовала в течение известного времени, она упрочивается как обычай и традиция и, наконец, санкционируется как положительный закон».

Правовые обычаи составляют обычное право. Хотя они и определяются экономическим базисом общества, но возникают при неразвитых экономических отношениях, когда государство в силу своей примитивной организации, еще не в состоянии наладить правотворческую деятельность своих органов.

Наиболее яркими примерами правовых обычаев или записей обычного права являются такие памятники рабовладельческого и феодального права, как законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н. э.), законы Драконта (Афины, VII в. до н. э.), Салическая правда (Франкская монархия, VI в. до н. э.), Саксонское зеркало (в Германии) и т.п.

В основе обычного права лежат чаще всего варварские, нецивилизованные правила поведения. Поэтому в современном демократическом государстве они не являются основным источником права.

Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения.

Тогда норма обычая существует уже в форме нормативного юридического акта или судебного прецедента.

В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна. Ссылки на применение международного обычая имеются в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. С развитием рыночной экономики и частного права значение обычая для российского права возросло, о чем свидетельствует, например, введение в Гражданский кодекс РФ ст. 5 «Обычаи делового оборота».

Обычное право господствовало на ранних этапах развития правовых систем. Однако оно используется и в современных правовых системах США, Англии, ФРГ, в мусульманском праве. Велико значение обычая в развивающихся странах Азии, Африки и Океании. Источником международного права обычай признан Конвенцией ООН о международной купле-продаже товаров 1980 г.

 

 

Договор как источник права.

Договор нормативного содержания – это соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся нормы права, регулирующие их взаимоотношения. Примером такого соглашения может служить Федеративный договор, заключенный между субъектами Российской Федерации. ДНС характеризуется тем, что его участники добровольно вступают в него и возлагают на себя обязанности, вытекающие из его содержания. Следует различать нормоустанавливающие и учредительные договоры, хотя нередко один и тот же договор может быть и сделкой и источником права. Например, торговые договоры, заключенные Россией с иностранными государствами, возлагают на стороны определенные обязательства и в месте с тем определяют положения наших торговых представителей за границей.

В средние века феодальные государства не имели, как правило, писаной конституции и длительное время государственный строй определялся разного рода соглашениями королей, князей с их вассалами, королей с городами и т.п. Писаное право в то время в отличие от неписаного (обычного) носило название pactum (соглашение). (Великая Хартия вольностей в Англии 1260 г.; Договоры Новгорода с князьями и т.п.)

Договор играет роль важнейшего источника права в международном праве. Пример: Женевская конвенция 1864 г. о больных и раненых воинах; Гаагские конвенции о праве войны; Соглашение держав об ООН и др.

В Российском праве договор получил значение источника, прежде всего в области конституционного права: договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов. Также и в трудовом праве – коллективный договор, как правовой акт (Ст.40 ТК), регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый между работником и работодателем в лице их представителей.

 

Нормативный правовой акт.

НПА — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры. Содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. По порядку принятия и юридической силе НПА подразделяются на законы и подзаконные акты. НПА в России (а также в других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права (в отличие от других источников права).

Признаки нормативных правовых актов:

нормативный характер

это правовой акт

является результатом правотворчества

общеобязательность

оформление в виде официального документа

определённый порядок группировки правовых норм

НПА образуют систему, обусловлены тремя моментами:

а) различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативно-правовыми актами;

б) различиями в юридической природе или юридической силе;

в) различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов.

Главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон. Закон — НПА, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют основные (Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу), конституционные (принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения), кодифицированные (сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений), текущие (принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества). В РФ действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Конституция представляет собой основной закон государства, укрепляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства и включает в себя:

Основы законодательства - содержат важнейшие нормы - общеобязательные правила поведения - регулирующие отношения в определенной области.

Кодексы - Объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права. Например, Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, Семейный кодекс.

В кодексе нормы расположены в строго определенном порядке - вначале (Общая часть кодекса) расположены общие положения, лежащие в основе правовых отношений, затем (Особенная часть кодекса) раскрываются содержание этих отношений и их правовые последствия.

Законы - Устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения. Например, Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Федеральные конституционные законы вносят изменения и дополнения в конституцию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов – не менее 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания. Федеральные (обычные) законы хотя и регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1).

Подзаконные (все остальные) НПА принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам.

Указы и распоряжения Президента РФ. Указ - уступает по юридической силе закону, но обладает верховенством по отношению к другим актам исполнительной власти. Указы Президента РФ не должны противоречить законам РФ. Указ может быть нормативным, т.е. содержать общеобязательные правила поведения, и ненормативным (например, о награждении какого-либо лица). Например, Указ Президента РФ "О президентской программе "Дети России" на 1998 - 2000 годы" - нормативный указ.

Постановления Правительства РФ - так называемые подзаконные нормативные акты, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.

Распоряжения Правительства РФ - не имеют нормативного характера, принимаются по оперативным вопросам.

Актыминистерств и ведомств (Ведомственные акты) - подзаконные акты: постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения - могут быть нормативными и ненормативными (например, о составе какого-либо комитета). Издаются на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяются в определенной отрасли или сфере деятельности. Например, "Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем", утверждено приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96 N 332.  

 

Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ. Акты представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации образуют региональное законодательство. Принимаются эти акты по широкому кругу вопросов - например, приватизации, бюджете, инвестициях, малом предпринимательстве, занятости населения и т.д. и др. Например, Закон Московской области "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет".

акты органов местного самоуправления.

Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования. Акты органов местного самоуправления отражают местную специфику и обязательны для исполнения в данной местности.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.