Тема 1. Трагедия. Творчество Эсхила. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 1. Трагедия. Творчество Эсхила.

2021-05-27 52
Тема 1. Трагедия. Творчество Эсхила. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы к теме:

1. Происхождение трагедии, основные ее виды, структура аттической трагедии.

2. Анализ трагедий Эсхила «Прикованный Прометей» и «Орестея».

3. Мифологическая основа трагедий.

4. Художественные принципы создания образа Прометея, его значение в истории мировой литературы.

5. Нравственная тема в партиях хора трагедии «Агамемнон».

6. Трагическая ситуация и трагический образ царя Агамемнона в трагедии.

7.  Тема возмездия и образ Ореста в трагедии «Хоэфоры».

8. Историческая сущность интеллектуального спора новых и старых богов, завершение философской мысли в «Евменидах».

Тема 2. Творчество Софокла.

Вопросы к теме:

1. Софокл как певец и защитник афинской демекратии.

2. Конфликт в трагедии Софокла «Антигона» и его осмысление.

3. Художественные принципы создания образов Антигоны и Креонта.

4. Типы трагических героев в трагедии «Антигона», роль хора в нравственной оценке поведения героев.

5. Образ царя Эдипа в трагедии «Царь Эдип».

6. Своеобразие конфликта и сюжета трагедии Софокла «Царь Эдип».

7. Художественная форма выражения идей афинской демократии в трагедиях Софокла.

Тема 3. Творчество Еврипида.

Вопросы к теме:

1. Новые аспекты в мировоззре­нии Еврипида (по сравнению с Эсхилом и Софоклом).

2. Конфликт трагедии «Медея», образы Медеи и Ясона.

3. Роль хора, авторская оценка образов и проблема трагического героя.

4. Трагедия «Ипполит». Своеобразие конфликта и сюжета.

5. Образы Ипполита и Федры, их нравственая оценка.

6. Новое в изображении богов в трагедиях Еврипида.

Тема 4. Древняя аттическая комедия. Творчество Аристофана.

Вопросы к теме:

1. Своеобразие мировоззре­ния Аристофана, его отношение к афинской демократии.

2. Антивоенная тема и проблемы афинской демократии в комедии «Всадники».

3. Прием «комического уподобления» в создании основных образов комедии.

4. Функция хора в комедиях Аристофана, роль буффонады.

5. Нравственная идея в комедии «Облака».

6. Своеобразие конфликта, сюжета, образов.

7. Своеобразие комического в пьесах Аристофана.

Тема 5. Аристотель.

Вопросы к теме:

1. Мировоззрение Аристотеля, его философские и эстетические труды.

2. «Поэтика» Аристотеля. Ее основные положения.

3. Концепция трагического искусства в «Поэтике».

4. Концепция фабулы, образов, трагического героя.

5. Понятие «катарсиса».

Тема 6. Новоаттическая комедия. Менандр.

Вопросы к теме:

1. Характеристика времени Менандра.

2. Новоаттическая комедия как комедия характеров и нравов.

3. Комедия «Третейский суд». Своеобразие конфликта и сюжета.

4. Основные образы комедии.

5. Гуманистическая мысль Менандра, формы ее выражения.

6. Новое в строении комедии и художественных формах комического.

 Тема 7. Римский театр. Творчество Плавта.

Вопросы к теме:

1. Римский театр.

2. Своеобразие театра Плавта. Традиция новоаттической комедии.

3. Комедия «Хвастливый воин». Основная проблема, комические образы. Роль раба в комедиях Плавта, своеобразие комического.

4. Принципы воплощения нравственной идеи.

5. Комедия «Кубышка». Своеобразие конфликта и идеи.

6. Комические принципы создания основных образов.

7. Нравственная идея комедии.

Тема 8. Творчество Горация.

Вопросы к теме:

1. Мировоззрение Горация.

2. Творческий путь поэта.

3. «Сатиры». Основные идеи, темы, проблемы. Своеобразие стиля.

4. «Оды». Тема гражданской жизни и гражданской войны.

5. Патриотическая и нравственная проблематика сатир и од Горация.

Тема 9. Творчество Овидия.

1. Динамика мировоззрения поэта.

2. Творческий путь Овидия.

3. Поэма «Метаморфозы». Основные темы, своеобразие композиции.

4. Художественное воплощение темы любви в поэме.

5. Нравственные и философские идеи поэмы.

Тема 10. Творчество Апулея.

Вопросы к теме:

1. Мировоззрение Апулея.

2. Роман «Золотой осел». Осо­бенности сюжетостроения и компози­ции.

3. Художественные принципы создания образа Луция.

4. Нравственная идея романа.

5. Принципы изображения римского общества

 

 

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

8.1. Литера­тура

 

Основная:

 

1. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней.- М., 2005.

 

Дополнительная:

 

       1. Античная литература. Греция: Хрестоматия /Cост.: А.А.Федоров, В.И.Мирошенкова.- М., 2003.

 2. Античная литература. Рим: Хрестоматия /Сост.: А.А.Федоров,  В.И.Мирошенкова.- М., 2003.                                                

       3. Антпеткова–Шарова Г.Г., Чекалова Е.А. Античная литература Уч.пособие. - Л.,1989.

4. Античная литература.Уч.пособие Н.Ф.Лосев, Г.А.Сонкина. -  М, 1986.

5. Борухович В.Г.. История древнегреческой литературы. - Саратов, 1982.

       6. Дератани Н.Ф. Хрестоматия по античной литературе. Т.1-2. - М.,1965.

  7. Лапидус Н.И. Античная литература. - Минск, 1986.

9. Лосев А.Ф. Античная литература. - М,1987.

10. Полонская К.П., Поняева Л.П. Хрестоматия по ранней римской литературе. - М. 1984.

11. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. - М, 1988.

12. Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература. Рим: Хрестоматия. - М.,1981.

13. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы.- М.,1972.

 

Рекомендуемая научная литература:

 

1. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М,1973.

2. Древнегреческая трагедия: Научно-методический материал для студ. Заоч.отд. филол.факул-та. Г.С.Руцкая, Пермь,2001.

3. Лосев А.Ф. Гомер. М.,1985.

4.Полонская К.П. Античная комедия. М.,1961.

5. Полонская К.П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М.,1963.

6. Полякова С.В. "Метаморфозы", или "Золотой осел" Апулея.М.,1988.

7. Ярхо В. Аристофан. М,1988.

8. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М.,1967.

9. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М.,1978.

 

 

8.2    Информационное обеспечение дисциплин

 

Компьютерное оборудование предполагает работу студентов с информацией интернета в имеющемся на факультете компьютерном классе.

 

 

8.3   Методические указания студентам

 

Методика курса античной литературы ориентирована на студента, лишь начинающего приобщаться к обучению в университете (первый семестр). Поэтому напряженное внимание уделяется организации всех форм работы студента (аудиторной и самостоятельной).

На первой лекции студентам объясняются не только научные задачи курса, раздаются вопросы к практическим занятиям и по самостоятельной работе, но демонстрируется учебная и научная литература по курсу с соответствующими рекомендациями. Разъясняются требования, предъявляемые к ответам на практических занятиях, обговариваются все формы и варианты самостоятельной работы, обговариваются формы и способы наиболее эффективной самостоятельной подготовки (формы конспектирования художественной и научной литературы, способы эффективной подготовки к практическим занятиям, формы работы на практических занятиях, определяются сроки практических занятий). На каждой последующей лекции обозначаются основные проблемы каждого раздела курса, дается развернутый научный и методический комментарий к ним.

 

 

Список текстов, предназначенных для чтения, конспектирования и анализа в ходе самостоятельной работы:

Гомер                            Илиада (п. 1,2,6,11,18,19,22,24)

                                      Одиссея (п. 1,5,6,8,9,11,19,22,23)

Гесиод                          Труды и дни (по хрест.)

Греческая лирика       Архилох, Алкей, Сафо, Анакреонт

Эсхил                           Прометей прикованный. Орестея.

Софокл                         Эдип-царь. Антигона.

Эврипид                      Медея. Ипполит. (или Ион)

Аристофан                  Всадники. Облака (по хрест.)

Менандр                      Третейский суд (по хрест.)

Лукиан                         Разговоры богов. Прометей или Кавказ.

Плавт                            Горшечная комедия. Хвастливый воин.

Теренций                      Братья (по хрест.)

Катулл                          Лирика (по хрест.)

Лукреций                      О природе вещей (по хрест.)

Вергилий                       Энеида (кн. 2,4,6,)

Гораций                        Оды. Сатиры (по хрест.)

Овидий                         Метаморфозы (по хрест.)

Апулей                          Золотой осел

Аристотель                   Поэтика

 

Вопросы, на которые студент должен ориентироваться при самостоятельном изучении текстов:

 

 

1. "Илиада" Гомера. Основная тема. Особенности композиции. Образ Ахилла.

2. Одиссея" Гомера. Основная тема, образ Одиссея, композиционная организация поэмы.

3. Древнегреческая лирика. Поэты, темы, сюжеты.

4. Гесиод. Анализ поэмы "Труды и дни".

5. Идейно-художественный анализ "Орестеи" Эсхила.

6. Конфликт и герой в "Прометее прикованном" Эсхила. Значение образа Прометея.

7. Конфликт и герой в "Антигоне" Софокла.

8. Проблема положительного героя в "Эдип-царе" Софокла.

9.. Проблема трагического героя в "Медее" Еврипида.

10. Своеобразие конфликта, сюжета, образной системы в трагедии Еврипида "Ипполит".

11. Идейно-художественный анализ комедии Аристофана "Всадники".

12. Идейно-художественный анализ комедии Аристофана "Облака".

13. Идейно-художественный анализ комедии Менандра "Третейский суд".

14 Основные принципы "Поэтики" Аристотеля.

14.. Идейно-художественный анализ "Горшечной комедии" Плавта.

15. Художественное своеобразие комедии Плавта "Хвастливый воин".

16. Образная система, конфликт и сюжет в комедии Теренция "Братья".

17.. Своеобразие лирики Катулла.

18.. Художественное своеобразие поэмы Лукреция "О природе вещей".

19. "Энеида" Вергилия. Основная тема. Композиция и стиль. Образ Энея.

20..Идейно-художественный анализ сатир и од Горация.

21. "Метаморфозы" Овидия. Основные темы, композиция, художественные принципы создания образов.

 

39."Золотой осел" Апулея. Основная тема, ее художественное решение. Композиция и стиль.

1. 40."Золотой осел" Апулея. Основные проблемы. Художественные принципы создания образа главного героя.

 

На большинство поставленных вопросов ответы содержатся в лекциях и практических занятиях, так что самостоятельная работа предполагает в основном лишь непосредственное знакомство с текстом и ознакомление с некоторым учебным материалом информационного характера.

11. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу:

1. Исторические условия возникновения и развития античной литературы. Периодизация древнегреческой литературы.

2. Своеобразие древнегреческой мифологии. Классификация мифов.

 

3. "Илиада" Гомера. Основная тема. Особенности композиции. Образ Ахилла.

4. Одиссея" Гомера. Основная тема, образ Одиссея, композиционная организация поэмы.

5. Своеобразие эпического стиля гомеровских поэм.

6. Древнегреческая лирика. Поэты, темы, сюжеты.

 

7. Гесиод. Анализ поэмы "Труды и дни".

8. Классический период древнегреческой литературы. Общая характеристика.

9. Идейно-художественный анализ "Орестеи" Эсхила.

10.Конфликт и герой в "Прометее прикованном" Эсхила. Значение образа Прометея.

11. Древнегреческая трагедия. Особенности развития, основные проблемы. Трагический герой в произведениях Софокла и Еврипида.

12. Конфликт и герой в "Антигоне" Софокла.

13. Проблема положительного героя в "Эдип-царе" Софокла.

14. Проблема трагического героя в "Медее" Еврипида.

15. Своеобразие конфликта, сюжета, образной системы в трагедии Еврипида "Ипполит".

16. Идейно-художественный анализ комедии Аристофана "Всадники".

17. Идейно-художественный анализ комедии Аристофана "Облака".

18. Идейно-художественный анализ комедии Менандра "Третейский суд".

19. Основные темы, сюжеты, образы новоаттической комедии (на примере анализа одной комедии Менандра).

20. Основные принципы "Поэтики" Аристотеля.

21. Периодизация римской литературы.

22. Римский театр. Динамика развития римской комедии

23. Идейно-художественный анализ "Горшечной комедии" Плавта.

24. Художественное своеобразие комедии Плавта "Хвастливый воин".

25. Идейно-художественное своеобразие комедии Теренция.

26. Образная система, конфликт и сюжет в комедии Теренция "Братья".

27.Общая характеристика классического периода римской литературы.

28. Своеобразие лирики Катулла.

29. Художественное своеобразие поэмы Лукреция "О природе вещей".

30. Характеристика римской литературы "века Августа".

31. Творческий путь Вергилия.

32. Идейно-художественный анализ "Энеиды" Вергилия.

33. "Энеида" Вергилия. Основная тема. Композиция и стиль. Образ Энея.

34. Творческий путь Горация.

35.Идейно-художественный анализ сатир и од Горация.

36. Творческий путь Овидия.

37. "Метаморфозы" Овидия. Основные темы, композиция, художественные принципы создания образов.

38.Патриотическая тематика и ее художественное воплощение в произведениях римских поэтов.

39."Золотой осел" Апулея. Основная тема, ее художественное решение. Композиция и стиль.

2. 40."Золотой осел" Апулея. Основные проблемы. Художественные принципы создания образа главного героя.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.