Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-05-27 | 34 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Гесиод, первая автобиография. Жанр наставлений и назиданий в народном творчестве. “Работы и дни”, идеи “труда” и “справедливости”; мир людей и богов. Своеобразие композиции и повествования.
Прочие виды архаической поэзии
Процесс разложения первобытно-общинного строя в различных областях греческого мира. Междоусобная борьба родовой знати (аристократии) за политические, экономические и культурные привилегии, дальнейшее расслоение общества, оппозиция и борьба против господства родовой знати. Широкое колонизационное движение и усиление роли личностного начала в общественном сознании.
Элегическая, ямбическая, мелическая (хоровая и сольная) и эпиграмматическая поэзия: вопросы ее сохранности и местного колорита, изначальная связь с народной песней, музыкой, а для некоторых видов – с танцем; основные размеры. Историческая ограниченность и условность термина “лирика” для всех видов этой поэзии. Архилох (середина VII в. до н. э.): связь с современной поэту действительностью; основные мотивы элегий и ямбов, переоценка жизненных ценностей; друзья и враги; своеобразие первого лица.
Мелическая поэзия: Песни Алкея – поэзия мужского содружества (аристократическая гетерия): темы борьбы с противниками (победы, поражения, изгнания, призывы и т. д.) и общих застолий. Песни Сапфо (500 г. до н. э.) – поэзия женского соджружества, ее связь с народными празднествами, свадебными обрядами. Тема любви в творчестве Сапфо. Своеобразие поэтической образности поэзии Алкея и Сапфо, их литературная судьба.
Хоровая мелика: ее основные виды (гимны, пэаны, дифирамбы, гипорхемы, парфении и т. д.). Алкман, Анакреонт (VI в. до н. э.): любовные и застольные мотивы. Кульминация архаического песенно-поэтического стиля в песнях Анакреонта; искусство раскрытия одного образа; контраст чувств и ситуаций, изображение любви, ее носителей и адресатов. Эллинистическая и позднеантичная анакреонтика, ее значение для русской и европейской поэзии XVIII – XIX вв.
|
Тема 3.ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V – IV вв. до н. э.)
Аттический период
Драма: ее происхождение, основные виды (трагедия, сатировская драма, комедия). Свидетельства Аристотеля о происхождении и развитии драмы. Дифирамб и его исполнители. Значение культа Диониса, основных празднеств в политической и идейной консолидации афинского демократического государства. Организация драматических состязаний. Афинский театр. Хор и актеры. Театральный реквизит, декорации. Структура драмы. Зрители. Категория трагического в мировой и русской эстетической мысли. Традиционное и новое в понимании трагического. Трагический герой и трагический конфликт. Диалектика трагического и драматического.
Эсхил – “отец трагедии”; поэт становления и упрочения афинского демократического полиса. Периодизация сохранившихся драм. Нововведения и эволюция творчества Эсхила. Проблематика и драматическая структура ранних из дошедших до нас трагедий. Трагический конфликт, его носители и разрешение. “Историческая” тема в трагедии “Персы”. “Прометей прикованный”: проблематика и литературная судьба трагедии. Трилогия “Орестея” – интерпретация мифа об Атридах. Тема возмездия и ее образное воплощение; особенности композиции. Философские и социально-политические аспекты в трилогии. Хор в драмах Эсхила. Особенности языка и стиля.
Эпоха высшего внутреннего расцвета Афин. “Век Перикла”, творчество Софокла. Сохранившиеся трагедии. Основные этапы творчества и драматургические новшества Софокла. Проблема героя и героических деяний (“Аянт”); сущность трагического конфликта, демократическая идея в творчестве драматурга (“Антигона”). Два типа трагического героя в “Антигоне”. Трагедия неведения. Перипетия и трагическая ирония как художественный прием. Герой и его судьба (“Царь Эдип”). Своеобразие трагического образа. Последние трагедии Софокла: преодоление трагедии неведения в “Эдипе в Колоне”; величие героических деяний в негероических ситуациях (“Царь Эдип”, “Электра”, “Филоктет”). Утверждение нормативности героических образов и принципов общественного поведения личности (“ человек, каким он должен быть”). Роль хора; язык и стиль трагедий Софокла.
|
Особенности социально-исторического процесса и новые идейные конфликты в Афинах второй половины V в. до н. э. Еврипид. Образ поэта в античной традиции (“отшельник в пещере”, “философ на сцене”,. “книгочей”). Сохранившиеся драмы Еврипида и судьба его наследия. Изображение отдельной личности, ее внутренного разлада и личных устремлений, проблема “страстей”. Отношение драматурга к мифу; несоответствие нового содержания жизни способам ее художественного воспроизведения; рост декоративных функций мифа. Отход от монументальности и нормативности в изображении личности к снижению героических образов и переосмыслению героичности; усиление роли второстепенных, немифических персонажей; проблема еврипидовской “бытовизации” трагедии и судьба хора в трагедии. Разбор отдельных трагедий (“Медея”, “Ипполит”, “ Ион”). Традиционное и новое в концепции трагического героя в произведениях Еврипида. Женские образы в трагедиях Софокла и Еврипида. Интрига; исчезновение трагического конфликта в позднейших трагедиях; “бог из машины”. Язык и стиль драматургии Еврипида. Социальный, этический и эстетический аспекты трагедии V в. до н. э.
Древняя аттическая комедия: ее фольклорные основы, комос и фаллические песни; элементы обрядовой игры в сюжете и структуре комедии. Песни хора и эпизодические сценки; непременное наличие противоборствующих начал; агон; общий сюжет и сквозное действие. Злободневность и актуальность тематики. Социальная и персональная сатира, осмеяние, инвектива, пародия, травестия мифов и жанров, карикатурность, гротеск, фантастика, буффонада – основные средства и приемы комедийного искусства. Аристофан, его предшественники и современники. Сохранившиеся произведения; три периода творчества Аристофана. Тема войны и мира (ее эволюция от “Ахарнян” и “Всадников” до “Лисистраты”). Тема воспитания, образования и морального аспекта жизни общества (“Облака”, “Женщины на празднестве”, “Лягушки”). Идеи социальной перестройки и первая утопия (“Птицы”, “Женщины в народном собрании”, “Богатство”). Комедийный герой и его “естественная” нормативность; реальные лица и их комедийное воплощение (Сократ, Еврипид, Клеон и др.). Фантастический и реальный планы комедии; парабаса. Роль и значение аристофановской комедии в веках. Оценка Аристофана в русской критической мысли. Эволюция древнеатической комедии: комедия средняя и новая.
|
Проза V – IV вв. до н. э.
Античная классификация прозы – историография, красноречие, философия. Общая характеристика. Геродот: “История” и ее значение. Особенности и значение исторического труда Фукидида. Демосфен – выдающийся государственный деятель и величайший оратор; его роль в борьбе за независимость Греции. Философская проза. Научные концепции Демокрита и Платона. Аристотель, его жизненный и творческий путь; критика Платона. Ликей. Широта интересов Аристотеля, стремление к обобщениям и систематизации итогов всех накопленных знаний. Вопросы литературы и искусства в трудах Аристотеля (“Поэтика” и “Риторика”); полемика с Платоном. Учение о трагедии и ее функциях; вопрос об “единстве”, катарсис. Историческое значение “Поэтики”.
Тема 4. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (III – I вв. до н. э.)
Новый этап в истории античного общества (условность термина “эллинизм” и сущность его понятия).
Греческий мир в конце IV в. до н. э.; походы Александра Македонского. Возникновение, границы и масштабы новых государств: новые политические и культурные центры; эллинизация Востока и ориентация Запада.
Эллинистическое общество, его идеология и культура. Монархи и их подданные; изменение отношения к социальной действительности; поиски личного счастья в религии и философии. Расцвет эмпирической науки; размежевание науки и литературы; отношение к культурному наследию. Александрия. Музей и библиотека; рождение филологии (наука о текстах).
|
Афины – центр философии и комедиографии. Стоицизм, эпикуреизм, кикники. Интерес к характеру и поведению личности (“Характеры” Феофраста). Новоаттическая комедия; Менандр - основные этапы творчества; судьба наследия и новые находки. Традиции и стереотипы жанра; тематика и структура комедий; типические сюжеты; маски и характеры; конфликты поколений; любовные коллизии; ошибки и недоразумения в области семейно-родственных отношений; торжество человечности (“Третейский суд”). Менандр и театр Нового времени. Эллинистическая проза. Общая характеристика. Эллинистическая поэзия.
Социально-политический кризис; ослабление культурной и литературной жизни эллинистического мира во второй половине II и в I в. до н. э.
Тема 5. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ПЕРИОД РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА (I – VI вв. н. э.)
Греческий мир под властью Рима после битвы при Акциуме (31 г. до н. э.) н.э.). Идеология греческого общество и культурная политика Рима.
Лукиан. Жизненный и творческий путь; увлечение софистикой; переход к сатире и пародии. Критика религий и суеверий, выступление против прагматической философии. Лукиан и культурное наследие, отношение к традиции. Диалоги Лукиана, их виды, персонажи, особенности художественной манеры. Литературная сатира: пародирование популярных прозаических жанров.
Тема 6. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ВВЕДЕНИЕ.
Историческое значение римской литературы и ее место в античном обществе. Отражение в литературе своеобразия римского социального и политического развития. Состав, основная периодизация и судьба памятников римской литературы.
Тема 7. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРИОД (до середины IIIв. до н. э.).
Население и языки древней Италии. Раннее римское общество, его мировоззрение, материальная и духовная культура. Греческие поселения в западном Средиземноморье. Римский фольклор (культовые и обрядовые песни, лирике - эпические сказания, застольные песни). Историзм повествовательного фольклора; особенности римской мифологии; социальные функции греческого пантеона и мифов в Риме. Обрядовые действия и фольклорная драма, народные игры, сатура, ателлана и ее маски. Древнейшая проза (надписи, анналы, законы XII таблиц); начало красноречия.
Тема 8. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. РАННИЙ ПЕРИОД (середина III - середина II в. до н. э.).
Общество и его культура в период роста и расцвета римской рабовладельческой республики. Римская экспансия; завоевание Италии, борьба за господство в центральном Средиземноморье (Пунические войны). Роль греческой культуры в консолидации рабовладельческой идеологии римского нобилитета. Первые римские поэты (Ливии Андроник, Гней Невий), характер обращения к греческой литературе и своеобразие ее использования; первый художественный период, римский эпос; трагедии; комедии (комедия плаща, тогата); организация сценических игр; римский театр, актеры и публика.
|
Плавт: наследие и традиция текста; обращение к новоаттической комедии при сохранении основ италийской фольклорной игры, элементы сатурналий (перевернутость отношений); условность греческого колорита и отношение к современной римской действительности. Демократическая направленность творчества Плавта. Особенности композиции; типические маски, их эволюция и романизация; образ раба; балаган и буффонада. Особенности языка и художественной манеры Плавта. Анализ отдельных комедий ("Кубышка", "Хвастливый воин"). Своеобразие сатирического образа в комедиях Плавта. Значение Плавта для драматургии Нового времени (Шекспир, Мольер, Лессинг, А. Н. Островский).
Социальная ориентация и гуманно-филантропическая тенденция комедий Теренция (связь с группировкой Сципионов); отношение к греческим оригиналам; прологи, образы и традиционные маски. Драматическая манера Теренция и его отношение к Плавту. Место Теренция в истории европейского театра.
Тема 9. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕГО ВЕКА РЕСПУБЛИКИ (середина II -середина I в. до н. э.)
Римское общество и культура последнего века республики; кризис традиционной идеологии; политическая и экономическая перестройка общества; гражданская война. Актуализация литературной тематики, изменение социального облика литературных деятелей.
Развитие политического и судебного красноречия в процессе обострения и расширения социально-политической борьбы.
Цицерон и его роль в развитии литературы.
Цезарь, его политическая и литературная деятельность.
Лукреций: поэма "О природе вещей" - воспроизведение и художественное осмысление всей материалистической философской мысли античного мира. Источники, основные идеи, композиция и стиль поэмы. Судьба поэмы в античности и в Новое время.
Римский александринизм - следствие дальнейшего развития индивидуалистического сознания. Обращение к субъективной тематике. Программа поэтов-неотериков; "ученые" эпиллии и "легкая" поэзия.
Катулл: биография и литературная деятельность; композиция и содержание сборника; политическая и любовная тематика, темы дружбы и застолья; "ученые" поэмы. Фольклорные тенденции в творчестве Катулла; характер инвективы; образ поэта и его чувства; язык и стиль. Литературная судьба Катулла.
Тема 9. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ.
золотой век римской литературы (эпоха принципата Августа) (вторая половина I в. до н. э. - начало I в. н. э.)
Римское общество "века Августа". Принципат - специфическая форма перехода от республики к империи. Идеологическая политика Августа. Расцвет литературы на новом этапе и формирование римского классического стиля. Стремление к повышению идейного содержания литературы; обращение к большой литературной форме наряду с углублением личного самосознания. Упадок политического красноречия. Декламации; литературные кружки (Меценат, Азиний Полион).
Вергилий: жизнь и основные периоды творчества. Неотеризм и обращение к эллинистической поэзии (Феокрит). Герои "Буколик" (Эклоги), воплощающие идеалы спокойной частной жизни. Постепенный переход поэта на сторону нового режима. "Георгики"; трактовка темы сельского труда и идеализация сельской жизни. "Энеида" - обоснование римской империи. История и новое осмысление мифа о троянце Энее. Содержание и композиция "Энеиды"; отношение к гомеровскому и эллинистическому эпосу; "рок" (фатум); герои и боги; эволюция образа Энея как результат сознательного восприятия долга. Утверждение роли Италии и величия миссии Рима на фоне глубоких духовных конфликтов эпохи. Единство мифической и реальной истории. Полифония целого и пестрота эпизодов; драматизм отдельных эпизодов, патетика повествования; лирико-драматический колорит поэмы. Литературная судьба Вергилия в веках.
Гораций: жизнь и основные этапы творчества. Эволюция мировоззрения от республиканизма и до примирения с империей. Философские взгляды Горация. "Эподы": традиции жанра и отношение к римской действительности. "Сатиры": особенности содержания, художественного метода и стиля. "Оды": хронология книг, связь с греческой лирикой, структура и метрическое своеобразие; тематика (политика, увещевания и назидания, философия, дружба, застолье, любовь). Образ поэта и героинь. Гораций — теоретик и критик литературы. Поэт и поэзия. "Послания" Горация; "Наука поэзии" и "Поэтика" Аристотеля. Литературная судьба Горация. Гораций в России.
Оппозиционная литература эпохи Августа.
Овидий: автобиографическая тема и основные периоды творчества. Риторика и литературная традиция у Овидия. Любовные стихотворения Овидия, их пестрая тематика, художественная манера. Псевдодидактические поэмы о любви. Мифологические поэмы ("Метаморфозы", "Фасты"); искусство повествования, роль мифологии, рассказчик и его герои, современная римская действительность, вкусы и запросы читателей. Овидий в изгнании. "Скорбные элегии" и "Письма с Понта". Литературная судьба Овидия. Пушкин и Овидий,
Тема 10. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ПОЗДНИЙ ПЕРИОД (Серебряный век римской литературы - 1-11 вв. н. э.).
Внешний расцвет и явные симптомы упадка римского общества, его идеологии и культуры I в. н. э. Сенека, Ювенал, Тацит. Римская философия, сатира и историография в Iв. н. э.
Тема 11. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ПОЗДНИЙ ПЕРИОД (Литература упадка и кризиса Римской империи - конец 11-У в. н. э.).
Возвышение провинций и снижение роли Италии в политической и культурной жизни империи. Развитие колоната. Новые культурные центры, их литературная продукция. Новые религиозно-философские течения; влияние второй софистики.
Апулей - философ и софист, "Метаморфозы": основной сюжет романа, язык и стиль, вставные новеллы и сказка; отношение к фольклору и греческим образцам; идейно-философская концепция романа и религиозно-мистические воззрения Апулея. Апулей и литература Нового времени.
Письменная литература на латинском языке и ее роль в культуре раннего Средневековья. Значение римской литературы в идейном и художественном развитии феодального общества.
1. Темы практических занятий.
Цель практических занятий – нацелить студентов на проблемное изучение античной литературы, на внимательный анализ основополагающих текстов крупнейших писателей древнегреческой и римской литератур, на осмысление важнейших эстетических категорий.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!