Часть четвертая. Пеп гвардиола для начинающих — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Часть четвертая. Пеп гвардиола для начинающих

2021-05-27 21
Часть четвертая. Пеп гвардиола для начинающих 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Приложение 1. «Ла Масия»

 

Современная история «Барселоны» с ее идеей, философией, стилем игры и определенным типажом футболистов берет свое начало в середине 1970‑х годов.

В 1974 году Лауреано Руис стал генеральным координатором молодежного футбола, и одним из первых его шагов на этом посту стало удаление таблички, висевшей у входа в его новый офис, которая гласила: «Если вы пришли предложить мне юношу, чей рост меньше ста восьмидесяти сантиметров, вы можете уходить вместе с ним».

«Лауреано сделал ставку на техническое мастерство футболиста, скорость реакции и, помимо всего прочего, ум, понимание и способность учиться игре, – объясняет Марти Перарнау, бывший олимпийский чемпион по прыжкам в высоту, журналист, а ныне – ведущий эксперт по молодежному футболу «Барселоны». – Он хотел видеть игроков, которые могут укротить мяч одним касанием, у которых быстрые ноги, кто контролирует мяч и обеспечивает превосходство на поле за счет индивидуальной техники и командной работы. Он говорил, что если ты пасуешь мяч как следует, ты удобно его получаешь, а этим обеспечивается уверенный контроль; тогда перед тобой открывается намного больше возможностей. Он выступал против сложившихся правил, написанных для высоких и сильных игроков, которым отдавалось предпочтение, даже невзирая на их неуклюжесть. Выигрывая одну битву за другой, он поступательно рассаживал первые семена этой философии в клубе».

Тренировочные сессии базировались на правильном использовании мяча, а не на физических упражнениях и постоянной беготне, которые были в моде в то время. Когда у Лауреано спрашивали, почему его ребята бегают так мало, он отвечал: «Если все время мы будем тратить на беготню, то как же мы научим их играть с мячом?» В конце концов, никто из футболистов не бегает по ходу матчей постоянно и без остановки, не так ли? Они делают короткие рывки, останавливаются, меняют направление движения, потом совершают длинные забеги… Упор на физическую подготовку делать вовсе не обязательно; ее следует вводить в тренировочную практику с мячом.

В потрясающей книге Перарнау «Путь чемпионов» Лауреано объясняет, как он ввел в обиход такое упражнение, как rondo (одна из форм «свинки в загоне», или, как его еще называют, Toros), которое несет в себе суть клубной философии и прививает детям стиль «Барселоны» даже в «Ла Масии» наших дней: «Никто, кроме нас, не практиковал это в Испании, это упражнение стало плодом многих и многих часов размышлений о футболе. Я начал с игры трех против двух. Я видел это так: двое из троих растягиваются по сторонам, и один всегда остается свободным. Я подумал, а почему бы не устроить четыре против двух? Или девять против трех?»

В «Барсе» в 1970‑х годах работал английский тренер, Вик Бэкингем, который попросил президента Агусти Монталя закрыть академию и начать вкладывать деньги в приобретение состоявшихся профессионалов для первой команды. Однако, к счастью, Монталь ответил отказом, так что Лауреано Руис продолжил работать с идеей организации и развития уникального стиля игры и общей методологии в клубе.

Когда Йохан Кройф стал тренером «Барселоны» в 1988 году, он сказал: «Вот что мы собираемся делать: мяч будет нашей точкой отсчета, я хочу доминировать во владении мячом и хочу всегда выходить на поле за победой, что означает, что моим футболистам будет необходимо отвоевывать мяч, правильно им распоряжаться и не терять контроль», – для тех, кто работал в «Ла Масии», эти слова были не в новинку, ибо они слышали, как Лауреано Руис говорил нечто похожее шестнадцать лет назад. Несмотря на тот факт, что все большие клубы постоянно находятся под давлением необходимости побеждать и расставлять приоритеты так, чтобы краткосрочные цели всегда были важнее долгосрочных планов, эти слова Кройфа не оказались пустым звуком.

Имя Кройфа стало синонимом «тотального футбола», стиля, основы которого заложил тренер «Аякса» Ринус Михелс, тренировавший потом Йохана в «Барселоне». В этой системе игрок, покидающий свою позицию, заменяется другим, что позволяет команде сохранять первоначальную организационную структуру. В этой текучей системе ни один из футболистов не был сильно привязан к какой‑либо конкретной роли; любой игрок мог беспрепятственно меняться ролями с другими, поочередно играя то форварда, то полузащитника, то защитника. Будучи игроком, Кройф мгновенно завоевал расположение фанатов, когда сказал европейской прессе, что предпочел «Барсу», а не «Реал Мадрид» потому, что никогда не смог бы играть за клуб, с которым ассоициируется испанский диктатор Франсиско Франко. Впоследствии он заработал себе еще больше очков, когда выбрал каталонское имя Хорди для своего новорожденного сына. В 1974 году, чтобы окончательно утвердиться в статусе кумира, Кройф помог клубу выиграть чемпионский титул впервые за четырнадцать лет, по ходу дела учинив исторический разгром мадридскому «Реалу» на «Бернабеу» со счетом 5:0. Этот матч до сих пор считается одним из лучших в летописях «Барселоны». Стоит ли говорить, что у него было достаточно авторитета и харизмы, чтобы добиться того, что возрождение его тотального футбольного видения произошло, когда он вернулся в клуб тренером в 1988 году?

«Самая большая проблема была в каталонском менталитете: когда ты делал что‑нибудь новое и неизведанное, они всегда начинали сомневаться: они предпочтут подождать и посмотреть, как все будет работать», – говорит сегодня Йохан Кройф, который лучше многих понимает консервативное и пессимистическое мировоззрение каталонцев. Он также знал, что как только эти люди убедятся в его правоте (при помощи успехов и последовательной работы команды), они станут самыми преданными последователями его идей.

Кройф ввел упражнения на контроль мяча в «кровеносную систему» «Барсы». И с тех пор rondo стали не только методом, но и символом клубного стиля игры, выражавшегося в доминировании во владении мячом. Кройф смешал воедино несколько идей и концепций и преобразовал их в философию, семена которой были посажены в клубе, отчаянно искавшем свою футбольную идентичность. До тех пор первая команда «Барселоны» комфортно жила в мире оправданий и происков врагов, удовлетворенная ролью жертвы, которую она принимала, сталкиваясь с мадридским «Реалом» – в Каталонии он виделся людям клубом испанского истеблишмента.

Хави Эрнандес описывает барселонский стиль в его чистейшем виде: «Я пасую мяч и двигаюсь, или я пасую и остаюсь на месте. Я открываюсь, чтобы помогать тебе; я смотрю на тебя, останавливаюсь, поднимаю голову и снова смотрю, а главное, я открываю все поле. Тот, у кого находится мяч, диктует игру. Этот стиль вышел из школ Йохана Кройфа и Пепа Гвардиолы. Это и есть «Барса». Или, как сказал об этом Пеп Гвардиола на одной из пресс‑конференций после очередной впечатляющей победы над «Реалом»: «У меня мяч, я пасую; у меня мяч – я снова пасую. У нас мяч – мы пасуем». На улицах Барселоны можно встретить людей в футболках с этим слоганом.

Для того чтобы владеть мячом, необходима хорошая техника, важно уметь быстро укрощать его и удобно подстраивать под себя (по словам Кройфа, разница между хорошим футболистом и плохим в том, насколько уверенно игрок контролирует мяч и куда он его отправляет первым касанием, обрабатывает ли его для своего удобства или сразу делает точную передачу партнеру). Для этого стиля нужны были игроки, которые смогли бы располагаться на лучших позициях для приема мяча, способные постоянно ассистировать партнерам, играть в одно касание с поднятой головой, искать вариант для передачи еще до получения мяча, чувствуя игру наперед. Но что более важно, эти футболисты должны были уметь понимать игру. Если у них были мозги, то Кройф мог донести до них не только как нужно играть, но почему нужно играть именно так. С того момента, как голландский тренер получил влияние на работу и методы в академии клуба, в процессе селекции молодых игроков произошел определяющий поворот.

«Почему мы стремимся открыть поле? – говорил Кройф. – Потому что если у нас есть мяч и мы открыты, сопернику труднее защищаться». Или: «Люди критиковали меня за то, что я играл с тремя защитниками, но эта критика на самом деле нелепа: то, что мы делали, было заполнением тех зон на поле, заполнения которых требовала игра. Если оппонент выходил на нас с двумя форвардами, что тогда было в порядке вещей, а в моей команде было четыре защитника, я понимал, что оборонцев слишком много, и одного перемещал в полузащиту». Или даже так: «Люди говорят, что розыгрыш углового у твоих ворот – очень опасная ситуация. Я полагаю, что решение этой проблемы таково: нельзя допускать, чтобы соперник получал право их разыгрывать». Здравый смысл чистой воды.

Кройф требовал от академии перемен, и со временем «Ла Масия» стала регулярно поставлять игроков, которых он хотел, а также обеспечивать молодых ребят хорошим образованием, удовлетворяя амбиции как голландского тренера, так и клуба. «Игрок, который прошел обучение в «Ла Масии», отличается от других, это преимущество можно получить, только если ты с детства соревновался с другими в футболке «Барселоны», – говорит Гвардиола. Он говорит не только о понимании игры и талантах, но также и о человеческих качествах. Игроки, проходящие обучение в «Ла Масии», приучаются к скромности и человечности. Теория состоит в том, что быть непритязательным не только приятно, это еще и помогает учиться, а способность усваивать новое означает способность расти и развиваться. Если ты не можешь учиться, ты никогда не продвинешься.

С момента своего прихода в клуб Йохан пытался убедить клуб в небходимости тренировать все молодежные команды так же, как и первую «Барселону», где физической подготовке предпочитали талант, и преуспел в этом стремлении. Естественно, в клубе были и приверженцы традиционного подхода к молодежному футболу, и временами старые привычки брали верх. «Понемногу, шаг за шагом, – говорил Кройф, – мы пытались изменить уклад вещей. Мы хотели выковать игрока в молодежных командах. Ты должен понимать, каковы сильные и слабые стороны игрока, и стремиться работать над ними и корректировать их. В зависимости от того, как быстро прогрессирует игрок, он может начать карьеру в клубе на одной позиции, а закончить совсем на другой. Самое важное здесь – это быть готовым сделать прыжок к пониманию игры. Когда мы были в процессе трансформации клуба, нам явился Пеп». Кройф вызвал его в первую команду.

Пеп, Хави, Пуйоль и Месси: все они знают, что есть репутация, которой нужно соответствовать, чрезвычайно высокие стандарты ожидания, которые нужно оправдывать, и организация, даже целая нация, которую нужно достойно представлять. И с того момента, как игроки переступают порог клуба, даже самым юным из них постоянно напоминают обо всем этом. Когда они отправляются в другой город, когда их ведут обедать в ресторан, когда они гуляют группами, детей учат относиться с уважением к другим людям и каждый день демонстрировать хорошие манеры. Гвардиола суммировал все эти принципы для игроков команды «Б», когда произнес свою первую речь перед ними на «Мини Эстади»: «Я люблю побеждать. Я люблю тренировать, но помимо всего прочего, я хочу научить людей соревноваться, представляя универсальные ценности: ценности, держащиеся на уважении и образованности. Отдавать всего себя борьбе с достоинством и есть победа, неважно, что говорит счет на табло».

 

Приложение 2. Статистика

 

Четыре прекрасных года, в течение которых ФК «Барселона» стал примером для подражания во всем мире: три титула чемпиона Испании, два титула Лиги чемпионов, два Кубка Испании, три Суперкубка Испании, два Суперкубка Европы и два титула Клубных чемпионов мира – доказательства существования одной из величайших футбольных команд всех времен.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.