Арктические конвои ленд-лиза — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Арктические конвои ленд-лиза

2021-05-27 23
Арктические конвои ленд-лиза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Арктические конвои Второй мировой войны проходили из Великобритании и США в северные порты СССР - Архангельск и Мурманск. Всего между августом 1941 года и маем 1945 года насчитывалось 78 конвоев (хотя в интервалах между июлем и сентябрем 1942 года и мартом и ноябрем 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили, в рамках программы ленд-лиза, важные военные материалы в СССР. 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. Германия потеряла ряд судов, включая один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолётов.

Первое время конвои отплывали из Исландии но начиная с сентября 1942 года они стали отправляться с базы Loch Ewe в Шотландии. Путь конвоев лежал вокруг оккупированной Норвегии в северные порты СССР и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладающих в этих водах плохой погоды.

Каждый конвой имел в своём названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> или JW <номер> для конвоев в СССР, и QP <номер> или RA <номер> для обратных конвоев, исключая самый первый конвой получивший кодовое имя «Дервиш». Аббревиатура PQ (и QP соответственно) появилась от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P. Q. Edwards), занимавшегося конвоями.

«Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск десятью днями позже без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Эскорт состоял из трех минных тральщиков, трех эсминцев и трех противолодочных траулеров.

Стоит отметить четыре конвоя: 30 мая 1942 года, уцелевшие суда конвоя PQ-16 прибыли в Мурманск и Архангельск; конвой оказался настолько успешным в плане доставки военных материалов в СССР, что немецкое командование предприняло дополнительные усилия для недопущения прохождения последующих конвоев.

В июле 1942 года, конвой PQ-17 был рассеян после получения сообщений о выходе отряда немецких линкоров и крейсеров на перехват конвоя. Только 11 из 36 торговых судов конвоя прорвались в советские порты.

Бой в Баренцевом море: в декабре 1942 года, немецкие надводные корабли, включая тяжёлые крейсера Адмирал Хиппер и Лютцов вышли на перехват конвоя JW51B. Нападение было отбито силами кораблей эскорта.

Бой у Нордкапа: в декабре 1943 года, конвой JW55B был атакован немецким линейным крейсером Шарнхорст, который в ночном бою был потоплен британским линкором Герцог Йоркский и кораблями эскорта.

 


 

Арктические конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с обоих сторон, что оказало существенное влияние на ход боевых действий на море на других театрах боевых действий. В результате ранних рейдов британских эсминцев в Норвегии, Гитлер пришёл к убеждению что англичане намереваются вторгнуться в Норвегию снова. Это, вместе с очевидной необходимостью остановить арктические конвои в СССР, заставило Гитлера отдать приказ передислоцировать тяжёлые надводные немецкие корабли, включая линкор Тирпиц, в Норвегию. Операция «Цербер» была предпринята частично по этой причине.

Как «флот в наличии»(англ.), Tirpitz и другие тяжелые надводные немецкие корабли связывали силы Королевского ВМФ которые могли быть лучше использованы где-то еще, например для сдерживания ВМФ Японии в Индийском океане. Успех рейдов в Атлантике Гнейзенау и Шарнхорст в 1941 продемонстрировал масштабы немецкой угрозы в Атлантике. Однако, с закрытием союзниками непатрулируемого воздушного «окна» над северной Атлантикой, улучшением радио-триангуляционного оборудования(англ.), внедрением воздушного радара и предоставлением конвоям эскортных авианосцев, возможности для немецких рейдеров в Атлантике были ограничены.

Помимо отменённой попытки перехватить конвой PQ12 в марте 1942 года и рейда на Шпицберген в сентябре 1943, Тирпиц провёл большую часть Второй мировой войны в норвежских фьордах. Тирпиц подвергался постоянным атакам пока наконец не был потоплен во фьорде Тромсё 11 ноября 1944 года Королевскими ВВС. Другие тяжёлые суда Кригсмарине никогда не дислоцировались в Норвегии (например, Гнейзенау), были вытеснены из портов страны, или были потоплены превосходящими силами противника (например, Шарнхорст). В особенности, неудачная атака конвоя JW-51B (Бой в Баренцевом море), когда превосходящая группировка немецких надводных кораблей не смогла нанести поражение британскому эскорту, состоявшему из крейсеров и эсминцев, привела Гитлера в ярость и привела к переносу акцента с надводных рейдеров к подводным лодкам. Некоторые тяжёлые корабли были физически разобраны и их вооружение использовано в прибрежных укреплениях.

Ближе к концу войны, военное значение поставок, доставляемых арктическими конвоями, вероятно было не так высоко как символическое, отсюда их продолжение - по настоянию Сталина - в течение длительного времени после того как на Восточном фронте был достигнут перелом в пользу СССР.

Взлом англичанами кода «Энигмы» сыграл важную роль в конечном успехе арктических конвоев. Хотя упреждающие действия были не всегда возможны, разведывательные данные позволили Королевскому ВМФ подготовиться к боям и конвои могли получать адекватный эскорт. Перехват и потопление Шарнхорст были в значительной степени обусловлены способностью англичан читать сообщения, переданные Энигмой.

"Дервиш". Арктический конвой «Дервиш» - первый морской конвой, отправленный в СССР во время Второй мировой войны. После вступления в войну СССР был сформирован первый арктический конвой из 7 транспортов с сырьём (в первую очередь каучуком и продовольствием) и военной техникой (15 самолётами в разобранном состоянии) (SS Alchiba (голландский), флотский танкер RFA Aldersdale, SS Esneh, SS Lancastrian Prince, SS Llanstephan Castle, SS New Westminster City и SS Trehata). В состав эскорта входили океанские тральщики HMS Halcyon, HMS Salamander и HMS Harrier, эсминцы HMS Electra, HMS Active и HMS Impulsive, а также корабли ПЛО (вооруженные траулеры) HMS Hamlet, HMS Macbeth и HMS Ophelia. Конвой ещё не получил буквенной литеры PQ, а назывался «Дервиш».

августа 1941 года конвой вышел из Хвальфьордур, Исландия. Вместе с конвоем отправился авианосец HMS Аргус, на который погрузили 24 «Харрикейна» 151-го авиакрыла Королевских ВВС. Также прикрытие конвоя осуществляли авианосец HMS Victorious и 2 крейсера под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера. По другим данным, дальнее прикрытие осуществляли крейсер HMS Shropshire и эсминцы HMS Matabele, HMS Punjabi, и HMS Somali.

Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, коновой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г. «Харрикейны» поднялись с «Аргуса» еще раньше, и приземлились на аэродроме Ваенга.. PQ-17 - один из арктических конвоев в годы Второй мировой войны, печально знаменитый большими потерями. PQ-17 был отправлен в СССР в июне-июле 1942 года со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. В его состав входило 35 грузовых судов, из которых 25 было потоплено.

Высокие потери были вызваны тем, что командующий арктическими конвоями английский адмирал Дадли Паунд получил сообщение о выходе в море линкора «Тирпиц» и дал приказ «Конвою рассеяться!», а сопровождающие конвой эсминцы отозвал для перехвата «Тирпица». Как выяснилось впоследствии, информация о выходе немецкого линкора оказалось неточной, в то время как конвой, оставленный без защиты, стал лёгкой добычей немецких подлодок и торпедоносцев.

Конвой состоял из 37 транспортов: 20-и американских, 12-и британских, 2-х советских, 1 панамского, 1 норвежского и 1 голландского. Груз включал приблизительно 300 самолётов, 600 танков, 3000 грузовиков, а также авиационный бензин и другие материалы. Стоимость груза составляла около $700 млн в ценах 1942 г. Это был самый большой конвой из отправленных до того времени.

Маршрут PQ-17 до точки роспуска (4 июля 1942). Показан радиус действия немецкой авиации с баз в Норвегии

Следующий конвой PQ-18, отправленный в сентябре 1942, также понес тяжелые потери: несмотря на сильное охранение было потеряно 13 транспортов. Из-за высоких потерь отправка конвоев в светлое время года была прекращена. Следующий конвой в СССР (PQ-19/JW-51) был отправлен в декабре 1942.

В 1968 г. английский историк Д. Ирвинг выпустил книгу о PQ-17, в которой, в основном, сосредоточился на ошибках союзного командования. В частности, вину за рассеяние конвоя Ирвинг возложил на командира непосредственного прикрытия, кап. Дж. Брума. В ответ капитан Брум подал в суд иск о клевете и выиграл дело. Суд не только обязал Ирвинга выплатить рекордную на то время компенсацию в £40,000, но и запретил книгу к дальнейшему распространению. Тем не менее, в 1971 книга Ирвинга была издана в СССР под названием «Разгром конвоя PQ-17». История конвоя на основе журнала радиограмм дана в книге командира конвоя капитана Джека Брума «Конвою рассеяться».

Бой в Баренцевом море. Бой в Баренцевом море или Новогодний бой состоялся 31 декабря 1942 между британскими кораблями, входившими в состав боевого охранения арктического конвоя JW-51B и немецкими рейдерами. Легким кораблям эскорта удалось сорвать атаку превосходящих сил немецкого флота, в том числе тяжёлых крейсеров «Адмирал Хиппер» и «Лютцов». Исход столкновения едва не привел к расформированию надводных сил немецкого ВМФ. Командующий флотом адм. Редер через месяц подал в отставку

Поставки в СССР арктическими конвоями начались в сентябре 1941. Вначале конвои отправлялись каждые два месяца и имели обозначения PQ (туда) и QP (обратно). В начале конвои доходили почти без потерь: к весне 1942 был потерян лишь один грузовой корабль из 103. Немецкое командование быстро оценило значение поставок для войны на Восточном фронте и бросило на борьбу с конвоями основные силы военного флота: в январе в Норвегию на базу Тронхейм был переведен линкор Tirpitz, в марте - тяжелый крейсер Admiral Scheer. На базах вдоль арктического побережья были размещены дополнительные силы авиации и подводных лодок. В результате принятых немцами мер потери конвоев резко возросли: в июле 1942 был практически полностью разгромлен конвой PQ-17; следующий конвой PQ-18 (сентябрь 1942) также понес тяжелые потери. После этого британское правительство решило прекратить поставки в светлое время года.

С наступлением полярной ночи была начата новая серия конвоев с индексами JW (туда) и RA (обратно). Конвой «JW-51B» был вторым в новой серии. В состав конвоя входило 14 торговых судов, груз которых составлял: 202 танка, 2 046 прочих транспортных средств, 87 истребителей, 33 бомбардировщика, 11 500 тонн горючего, 12 650 тонн авиационного топлива, и свыше 54 000 тонн прочих припасов.

Прикрытие конвоя состояло из непосредственного эскорта, сил ближнего прикрытия, и сил дальнего прикрытия. Конвой следовал под общим командованием капитана 1 ранга Роберта Сент-Винсент Шербрука, командира 17-й флотилии эсминцев, державшего флаг на HMS Onslow.

Ближнее прикрытие конвоя обеспечивали два крейсера Sheffield и Jamaica, прикрывавших до этого переход конвоя JW-51A. Этими кораблями - «Соединением R» командовал контр-адмирал Роберт Л. Барнетт, державший флаг на HMS Sheffield. Они вышли из Кольского залива 27 декабря, и должны были встретить конвой в самой опасной точке маршрута.

Дальнее прикрытие конвоя состояло из линкора «Кинг Георг V», крейсера «Бервик» и трех эсминцев. Его задача состояла в том чтобы нанести удар по германским тяжелым кораблям, в первую очередь по линкорам «Тирпиц», «Шарнхорст», в том случае, если они будут принимать участие в нападении на конвой.

Немецкая разведка обнаружила возобновление движения конвоев в северные порты СССР. 30 декабря германское военно-морское командование предприняло операцию под кодовым названием «Аврора», целью которой был конвой «JW-51B».

Немецкие силы состояли из двух тяжёлых крейсеров «Адмирал Хиппер», «Лютцов» и шести эсминцев: «Фридрих Экольд», «Рихард Байтцен», «Теодор Ридель», «Z-29», «Z-30» и «Z-31». Эти суда были дислоцированы в Альтен-фьорде, Норвегия, и находились под общем командованием вице-адмирала Оскара Кумметца на «Хиппере».

При попытке пробиться к конвою немецкие суда встретили энергичный отпор кораблей охранения, которыми командовал капитан первого ранга Р.Шебрук.

Вышедшие из Кольского залива два английских крейсера Sheffield и Jamaica и два эсминца прикрытия конвоя под командованием контр-адмирала Бенетта вовремя подоспели и нанесли большие повреждения тяжелому крейсеру «Адмирал Хиппер».

Крейсер «Адмирал Хиппер» получил не менее трех попаданий 152-мм снарядами крейсеров, в том числе в котельное отделение №3 и самолетный ангар, после чего Кумметца принял решение выйти из боя, несмотря на то, что немецкая эскадра сохраняла превосходство над британским эскортом.

В ходе боя были потоплены два британских корабля охранения - эсминец «Акейтес» и тральщик «Брембл»;, а немецкий флот потерял эскадренный миноносец Z-16 «Фридрих Экольдт», уничтоженный сосредоточенным огнем легких крейсеров.

Конвой, усиленный кораблями и авиацией Северного флота, благополучно прибыл в Кольский залив, не потеряв ни одного транспорта.

Узнав о том, что более слабые британские силы отогнали карманный линкор и тяжёлый крейсер с кораблями сопровождения, Гитлер пришёл в ярость и принял решение расформировать надводный военно-морской флот и отправить корабли на металл, а их орудия использовать для береговой обороны, сконцентрировавшись на операциях подводных лодок. Верховный командующий ВМФ Германии адмирал Эрих Редер был смещён со своего поста. Однако сменивший его Карл Дёниц, несмотря на свою приверженность доктрине подводной войны, уговорил Гитлера сохранить крупные надводные корабли и держать их на северных коммуникациях.

Бой у Нордкапа. Бой у Нордкапа 26 декабря 1943 г. - морской бой у мыса Нордкап во время Второй мировой войны в котором корабли ВМФ Великобритании потопили немецкий линкор «Шарнхорст». Этот бой считается самым северным морским сражением в истории.

Получив информацию о движениях конвоев JW-55B (19 транспортов, эскорт 10 эсминцами) и RA-55A (22 транспорта, эскорт - крейсеры «Норфолк», «Шеффилд», «Белфаст» и 8 эсминцев)под командованием вице-адмирала Барнетта, немецкое командование отправило линкор «Шарнхорст» в сопровождении 5 эсминцев на перехват. Немецкие корабли вышли в море 25 декабря 1943 г.

В полночь на 26 декабря немецкие корабли нарушили режим радиомолчания, доложив командованию, что из-за тяжелых погодных условий боевые действия эскадренных миноносцев практически невозможны - в ответ ему было получено разрешение вести боевую операцию силами одного линкора. Эти радиограммы были перехвачены и переданы адмиралу Брюсу Фрэзеру на линкор «Дюк оф Йорк». В непогоду и не имея правильной информации «Шарнхорст» вышел прямо на крейсерскую группу англичан.

.36 «Шарнхорст» был замечен на экранах радиолокационных станций крейсеров «Норфолк» и «Белфаст».

.29 Начало боя. Немецкий линкор, пытаясь уклониться от дуэли с английскими крейсерами, изменил курс, однако в итоге вышел прямо под прицельный огонь орудий главного калибра линкора «Дюк оф Йорк» и крейсера «Ямайка». Не обнаружив конвой (пройдя от него всего в 9 милях), немецкий командующий Эрих Бей приказал эсминцам вернуться в базу.

.50 Все 10 орудий главного калибра линкора «Дюк оф Йорк» и 12 шестидюймовых орудий крейсера «Ямайка» встретили «Шарнхорст» залпами огня, нанеся ему фатальные повреждения После этого английские крейсера и эсминцы начали торпедную атаку, выпустив в ходе боя 55 торпед, из которых 11 попали в цель.

.45 «Шарнхорст» начал погружаться носом, перевернулся через правый борт вверх килем и исчез под водой. Из экипажа 1968 человек англичане подобрали из воды только 36 матросов и унтер-офицеров.

Утром 27 декабря эскадра Фрэзера и крейсерская группа Барнетта вошли в Кольский залив. 28 декабря в 18.00, заправившись топливом в Полярном, объединенная эскадра Фрэзера и Барнетта вышла из Кольского залива и направилась на базу в Скапа Флоу.

За победу у мыса Нордкап адмирал Фрэзер был награждён орденом «Рыцарь Британской империи», ему был присвоен титул «Лорд мыса Нордкап».

Правительство СССР наградило адмирала Фрэзера и вице-адмирала Барнетта орденами Суворова 1-й степени, а многих английских моряков - советскими орденами и медалями.


Заключение

Первые союзные конвои прибывали в Архангельск. К декабрю 1941 года, когда Белое море сковало льдом, важнейшее стратегическое значение приобрел Мурманский порт.

Мурманский порт начал разгрузку импорта с 20 декабря 1941 года, когда под разгрузку встал пароход "Декабрист", имея на борту примерно 7000 тонн импортного груза. 11 января 1942 года в Мурманск прибыл первый союзный караван в количестве 9 судов, в их числе пароходы "Рейхкоунд", "Анероид", "Эмпайэр Активитти", "Эмпайэр Рикчанд", "Эмпайэр Ховард", "Эмпайэр Халлей", советский пароход "Чернышевский". В январе Мурманский порт принял еще два каравана, в их составе были суда Мурманского пароходства "Старый большевик" и "Ижора".Порт начал обработку караванов в сложных условиях -большая часть ценного оборудования, портальные и плавучие краны были эвакуированы, не хватало кадровых рабочих, мобилизованных на фронт.

В зимнюю навигацию 1941-1942 гг., длившуюся 5 с половиной месяцев, с окончанием интенсивных перевозок в июне, порт принял 113 судов, обработал 407385 тонн импортных и 41137 тонн экспортных грузов. Наибольшее количество судов приходило под английским, а также под американским флагами. Были суда под панамским, гондурасским, датским, польским флагами. С прибывших судов выгружали танки, станки, автомашины, военно-стратегическое сырье, продовольствие. За границу отправляли лес, апатит, магнетит, хром, воск, асбест, растительное масло, пушнину.

В апреле 1942 г. немецкая авиация приступила к систематическим бомбардировкам разгружающихся в Мурманске транспортов, к концу июня в результате массированных налетов не только порт, но и город были практически уничтожены. Значительны были потери разгружающихся в порту судов, в том числе и иностранных.

Те суда, которые удавалось отремонтировать, продолжали свою благородную миссию. Судоремонтными предприятиями города только в 1942 г. были отремонтированы 65 судов иностранного флота.

Суровой для мурманских портовиков, моряков, судоремонтников была зимняя навигация 1942-1943 гг.

По распоряжению Наркомморфлота 13 судов Мурманского и Северного пароходств до 16 декабря 1942 г. должны были отправиться в загранрейсы. Однако сроки начала навигации оказались нереальными.

Суда прибыли в Мурманск накануне срока выхода в рейс или даже позже, требовали разгрузки, ремонта, не были обеспечены экспортным грузом, который в основном, составлял лес, не были своевременно обеспечены вооружением, смазочными маслами, продовольствием, обмундированием, теплой одеждой. Так полушубками и валенками экипаж судна "Сорока", первым вышедшим в рейс, был снабжен за счет порта и других судов. Все суда, за исключением "Сороки", вышли в рейс с опозданием, два из них вообще не могли выйти в море из-за повреждений, полученных при авианалетах.

Зимняя навигация 1942-1943 гг. сократилась до 3 месяцев. В эту навигацию через Мурманский порт прошло 45 судов, обработано 214463 тонны импортного и 52243 тонны экспортного груза.

Летом 1943 г. в порту были проведены большие восстановительные работы, восстановлен причальный фронт, что дало возможность одновременной разгрузки 14 пароходов, на всех причалах оборудованы бомбоубежища. Были установлены 5 импортных портальных кранов, транспортер, реконструированы железнодорожные пути, подготовлены складские помещения.

К зимней навигации 1943-1944 гг. в помощь кадровым грузчикам прибыли бойцы Карельского фронта и Северного флота. В навигацию 1943-1944 гг. Мурманский порт принял 92 судна, переработал 624035 тонн импортного и 42118 тонн экспортного груза. В 1944 г. грузооборот порта достиг довоенного уровня.

Через Мурманский порт до самого конца войны, до весны 1945 года шли грузы, необходимые фронту и тылу.

С первых же плаваний в конвоях стали участвовать советские суда. Моряки в условиях полярной ночи, жесточайших штормов, опасностей военного времени водили свои суда к берегам дружественных стран, используя как конвойные, так и одиночные плавания.

Так, в обратный рейс за границу вместе с пятью английскими транспортами первого каравана отправились в сентябре 1941 г. семь советских судов с грузом лесоматериалов. Из них пять - суда Мурманского пароходства: "Севзаплес", "Алма-Ата", "Старый большевик", "Моссовет", "Сухона".

К началу 1942 г. флот Мурманского пароходства состоял из 30 судов, из них 17 участвовали в загранрейсах. Это пароходы "Старый большевик", "Севзаплес", "Клара Цеткин", "Циолковский", "Двинолес", "Кузнец Лесов", "Чернышевский", "Щорс", "Алма-Ата", "Ижора", "Ильмень", "Правда", "Пинега", "Щелонь", "Куйбышев", "Узбекистан", "Моссовет".

год стал для моряков Мурманского пароходства годом серьезных испытаний и крупных потерь. В течение 1942 г. погибли 7 судов пароходства, людские потери на затонувших пароходах составили 124 человека погибшими и пропавшими без вести и 14 человек ранеными. В феврале 1942 г. теплоход "Двинолес", шедший в караване из Галифакса в Мурманск с грузом бензина, столкнулся с норвежским танкером и затонул.

В марте был потоплен немецким линкором "Тирпиц" пароход "Ижора", шедший из Мурманска в Англию с грузом леса и отставший от каравана.

В мае 1942 г. погиб теплоход "Циолковский", груженый лесом и следовавший в составе конвоя в Англию. Список погибших в 1942 г. судов пароходства пополнили пароходы "Субботник", "Куйбышев", "Щорс", "Сухона".

Далеко не всегда торговые суда становились легкой добычей противника. Экипажи пароходов вступали в бой с кораблями и подлодками, отражали атаки самолетов, самоотверженно боролись за спасение судна и груза.


Список используемой литературы

 

1. Бердинских В.А. История России. Учебное пособие для вузов / В.А. Бердинских. - М.: Академический проспект, 2005. - 608 с.

2. Илларионова Е.В., Фомина А.С., Гуськов С.А. Отечественная история. / Е.В. Илларионова, А.С. Фомина, С.А. Гуськов. - М.: ЕАОИ, 2008. - 369 с.

.   Лаптева Е.В. История России. Учебное пособие для вузов / Е.В. Лаптева. М.: Академический проспект, 2009. - 350 с.

4. Ларинцев Р. И. Ленд-лизовские поставки на Северный флот и их эффективность // Война в Арктике (1939-1945). Архангельск: Правда Севера, 2001. - 290 с.

5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Проспект, 2006. - 528 с.

6. Платонов А. В. Потери кораблей Северного флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Война в Арктике (1939-1945). Архангельск: Правда Севера, 2001. - 325 с.

7. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Т.1. / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков. - М.: Проспект, 2010.т - 544 с.

8. Смирнов К.Д. Суда конвоев в Россию // Конвои: Исследования, воспоминания, библиография, документы. Архангельск, 1995. - 210 с.

.   Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. М.: Андреевский флаг, 1997; Пузырёв В. П. Боевое содружество на Севере // Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. М.: Наука, 1994. Вып.2. - 210 с.

10. Фортунатов В.В. История. / В.В. Фортунатов. - СПб: Питер, 2012. - 464 с.

11. Щедролосев В. В. Боевое взаимодействие кораблей в северных конвоях 1941-1945 гг.// Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Архангельск, 2000. Вып. 4. - 198 с.


Приложение 1

 

Донесение руководства Мурманского государственного морского пароходства первому секретарю областного комитета ВКП (б) М.И. Старостину об обстоятельствах гибели теплохода "Циолковский "

10 июня 1942 г. Секретно

По докладу ст. помощника капитана теплохода "Циолковский" тов. Остроум0ова и 3 механика тов. Курта о гибели теплохода "Циолковский" доношу:

Теплоход "Циолковский" 28 апреля вышел из Мурманска в составе конвоя, следовавшего в Исландию. Теплоход имел груз 255 стандартов* леса. Переход продолжался благополучно до 1 мая. В районе острова Медвежий 1 мая в 5 часов 35 минут появились четыре вражеских самолета, на судне была сыграна боевая тревога, люди заняли свои места, согласно боевого расписания. Самолеты, сбросив бомбы, улетели, остался один вражеский самолет, видимо, разведчик, который наводил свои надводные и подводные силы.

В 13 часов 35 минут, т.е. через 8 часов появились надводные и подводные силы противника (миноносцы и подлодки).

Команда теплохода "Циолковский" находилась на своих местах по боевой тревоге. Вблизи каравана завязался бой между английскими и немецкими миноносцами, вблизи рвались снаряды противника. Капитан судна тов. Левицкий приказал поставить дымовую завесу для прикрытия каравана.

В 14 часов 25 минут с левого борта судна раздался сильный взрыв, торпеда попала в машинную переборку. Судно получило дифферент** на корму и стало тонуть. Команда судна спокойно начала спускать шлюпки на воду и спасаться. Спустя некоторое время на судне раздался второй взрыв, установить принадлежность взрыва невозможно, но по силе взрыва и действия можно предполагать, что в судно попала вторая торпеда. Вторым взрывом все находящееся на верхней палубе было выброшено за борт, а из трюмов выбросило доски.

Часть людей была выброшена толчком, некоторые выбрасывались за борт сами, имея спасательные пояса. Очутившись в воде, люди спасались на выброшенных из трюма досках и перевернутых шлюпках.

К месту катастрофы подошел английский тральщик и на малом ходу выбросил сетки и концы, за которые хватались люди, и их подбирали на борт тральщика, которых оказалось 14 человек.

В стороне шел бой между английскими и немецкими миноносцами. Тральщик получил приказание прекратить подбирать людей и идти на присоединение, что им было и выполнено. Не подобранные члены экипажа, по всей видимости погибли, некоторые члены экипажа, в том числе и капитан Левицкий, потонули с судном, так как на воде их никто из спасшихся не видел.

Судно затонуло в течении 2-3 минут. Действие личного состава было исключительно героическое. Без паники люди спускались в ледяную воду, находясь в последней свыше часа.

Смертью храбрых погиб капитан судна тов. Левицкий, не покинувший судна, желая снять секретные документы, для чего направился в каюту и не успел уже выброситься за борт. В заключении считаем необходимым возбудить ходатайство о пенсии семьям погибших в бою с фашистами при выполнении боевого задания Правительства.

Приложение: 1. Список погибших товарищей.

. Рейсовое донесение ст. помощника капитана теплохода

"Циолковский" тов. Остроумова

. Объяснение 3-го механика тов. Курта ***

И.о. начальника Мурманского

государственного морского пароходства Улицкий

Начальник политотдела Мурманского

государственного морского пароходства Зубов

Зам. начальника Мурманского

государственного морского пароходства

по военной части капитан 1 ранга Дианов

Резолюция: т. Смирнову. Совместно с политотделом пароходства некоторых из погибших товарищей представить к правительственной награде, а что касается пенсий, то на этот счет видимо есть определенный порядок. 15 июня 1942 г. И. Федоров

ГАМО, ф. П-1, оп. 2, д. 79, лл.3-3 об. Машинописный подлинник.

* Стандарт (Ленинградский) - единица измерения объема в плотной массе древесины, равная 4,672 кубическим метрам

** Дифферент - разность между осадкой носа и осадкой кормы судна

*** Список погибших членов команды теплохода "Циолковский", рейсовое донесение ст. помощника капитана теплохода "Циолковский" А.С. Остроумова, объяснительная записка 3 механика теплохода "Циолковский" Курта Н.Т. См.: ГАМО, ф.П-1, оп. 2, д. 79, лл.4 - 6 об.


Приложение 2

 

Из письма начальника Мурманского Главного морского агентства "Инфлот" Г.П. Болквадзе заместителю Народного комиссара морского флота СССР Л.Ю. Белахову о работе агентства по обслуживанию иностранных судов в 1 полугодии 1942 года*

июля 1942 г.

Мурманское Главморагенство "Инфлот" приняло первый караван иностранных судов 11 января 1942 года. За это время, т.е. по 4 июля 1942 г., обслужено иностранных судов под ниже перечисленными флагами:

 

№ п/п Флаг Кол-во судов Дедвейт** Импорт Экспорт
1 Английский 45 41614 134658 12700
2 Американский 33 29977 178214 2431
3 Панамский 17 11510 68578 2557
4 Гондурасский 2 10611 3990 -
5 Датский 1 10170 2700 -
6 Польский 1 10200 2500 -

 

ИТОГО: 99 862006 332640 17689

На 4 июля 1942 г. стоят в порту суда, требующие ремонта:

. Пароход "ХАРМАТРИС", под английским флагом, прибывший в Мурманский порт 20 января 1942 г., который был торпедирован 17 января вражеской подводной лодкой, вследствие чего пароход получил повреждение передней половины корпуса в правый борт носовой части, трюм N 1 имеет сквозную пробоину, последний заполнен водой. Пароход сохранил плавучесть, был прибуксирован и разгружен в порту. В процессе стоянки у причала произведен ремонт машинно-котельной и палубной части. 15 июня пароход поставлен в док для заделки указанного повреждения на переход до отечественного порта. Ремонт продлится до 10 июля 1942 г.

. Пароход "ДИР ЛОДЖ", под американским флагом, во время стоянки в порту, от налета вражеских самолетов получил повреждение. Временно с помощью ЭПРОНа повреждения подводной части заделаны, запланирована постановка парохода в док после выхода из дока парохода "Харматрис".

. Пароход "ТОБРУК", под польским флагом, прибывший в Мурманский порт 31 марта 1942 г., во время стоянки под разгрузкой при налете вражеских самолетов 4 апреля 1942 г. получил повреждение в кормовой части судна, в результате чего судно затонуло. Пароход был разгружен, с помощью ЭПРОНа произведена временная заделка повреждения, судно отведено и поставлено на обсушку, производится мелкий ремонт. После окончания докового ремонта парохода "ДИР ЛОДЖ", пароход "ТОБРУК" будет поставлен в док.

. Пароход "ОУШЕН ВОИС", под английским флагом, при налете вражеских самолетов получил повреждение в носовой части корпуса правого борта. Докование не требуется, ремонт производится.

. Пароход "ЭМПАИР БАРД" под английским флагом, имеет вооружение стрелами для выгрузки тяжеловесов, ввиду отсутствия в порту как портального, так и плавучего кранов, временно оставлен в Мурманском порту для выполнения грузовых операций по тяжеловесным грузам.

. Пароход "ЛАНКАСТЕР КАСТЛ", под английским флагом, прибывший в Мурманский порт 13 марта 1942 г., во время стоянки под разгрузкой 24 марта 1942 г. при налете вражеских самолетов получил прямое попадание авиабомбы в машинное отделение, причинившей повреждение и человеческие жертвы (8 человек убитых, не считая раненых). С помощью Инфлота была быстро оказана медицинская помощь пострадавшим, за что капитан выразил свою благодарность. По окончании разгрузки пароход был отведен на место якорной стоянки на рейде, где при налете 15 апреля получил вторично попадание 4 авиабомб, в результате судно затонуло на глубине 8 метров. Пострадавших во время вторичного налета на судне не было. Экипаж во главе с капитаном выехали за границу.

. Пароход "НЬЮ ВЕСТМИНСТЕР СИТИ", под английским флагом, прибыл в Мурманский порт 31 марта 1942 г., во время стоянки в порту под разгрузкой у причала рыбного порта 4 апреля получил повреждение от прямого попадания 4 авиабомб, вследствие чего на пароходе возник пожар. Жертв из состава команды не было, благодаря срочно оказанной помощи и принятым мерам. Пароход затонул в бухте. Экипаж во главе с капитаном выехал за границу.

. Пароход "ЭМПАИР СТАРЛЯЙТ", под английским флагом, прибывший в Мурманский порт 31 марта 1942 г., во время стоянки под разгрузкой 4 апреля при налете вражеских самолетов получил от прямого попадания авиабомбы повреждение передней части судна в районе трюма № 1 и пробоину в надводной части между трюмами №№ 1 и 2. Были деформированы бортовая обшивка и палуба. Пароход был отремонтирован и поставлен под разгрузку. Во время вторичного налета вражеских самолетов 15 апреля вновь был поврежден от попадания нескольких бомб. При помощи ЭПРОНа пароходу была оказана немедленная помощь. Погрузка была отменена и пароход отведен на рейд для производства ремонта, где и был затоплен при последующем налете вражеской авиации.

. Пароход "СТИЛ ВОРКЕР", под английским флагом, имея на борту около 7000 тонн груза, в порту на глубине около 40 метров от взрыва в подводной части судна затонул в заливе в начале июня месяца 1942 г.

. Пароход "АЛКОА КАДЕТ", под английским флагом, после окончания разгрузки в конце июня месяца, стоя на рейде, получил повреждение и затонул,

В процессе обслуживания вышеперечисленных судов, как Вам известно, Инфлот не располагал квалифицированным аппаратом и средствами передвижения. Сильно отразилось на работе Инфлота и то обстоятельство, что при налете вражеской авиации помещение конторы Инфлот несколько раз подвергалось бомбардировке и прямым попаданием авиабомбы было разрушено, когда погиб весь имевшийся инвентарь за исключением двух пишущих машинок, находившихся в ремонте после одной из бомбардировок, во время которой часть работников Инфлота получила легкие ранения (тов. Безгребельный и тов. Болквадзе). Все инвалютные документы, касающиеся расчетов с иностранными судами, были спасены. Временно контора заняла помещение в городе без наличия убежища, в связи с чем, сотрудники все время подвергаются опасности, находясь в деревянном здании (ближайшее убежище от конторы находится на расстоянии 300-400 метров), которое при налете вражеской авиации загоралось, но пожар был своевременно ликвидирован, документы были спасены.

Высылка Вам требуемых информации затрудняется ежедневными налетами вражеской авиации (тревоги от 5 до 7 раз в день, которые длятся продолжительное время, парализуя нормальную работу Инфлота как в конторе, так и по оперативному обслуживанию иностранных судов).

Начальник Мурманского

Главморагенства Инфлот Болквадзе

ГАМО, ф. П-1, оп.2, д. 46, лл.104-104 об. Заверенная копия.

* Опущено о трудностях с ремонтом иностранных судов, материальным обеспечением, снабжением.

** Дедвейт - полная грузоподъемность судна, масса всех грузов, которые может принять судно, включая перевозимый груз, топливо, воду, провизию, экипаж. См.: Справочник капитана дальнего плавания. Под ред. Б.П. Хабура. - 2-е изд. - М.: Транспорт, 1964. - С. 27


Приложение 3

 

Из докладной записки инструктора отдела кадров Мурманского областного комитета ВКП(б) В.Я. Воробьева секретарю областного комитета ВКП(б) С.А. Смирнову о работе отдела кадров Мурманского государственного морского пароходства по оказанию помощи семьям моряков, погибших или пропавших без вести*

ноября 1942 г.

Секретно

В течение 1942 г. Мурманское государственное морское пароходство при перевозке грузов из иностранных портов в районах военных действий Баренцева и других морей потеряло 7 пароходов. Людские потери на затонувших пароходах составляют 124 чел. погибшими или пропавшими без вести и 14 чел. ранеными.

Пропали без вести или затонули в результате торпедирования и бомбардировок вражескими кораблями и самолетами следующие пароходы:

пароход "Циолковский", человеческих жертв было 20 чел.,

"Ижо<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.