Понятия ленд-лиз и северные конвои. Организация взаимопомощи по средствам конвоев — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Понятия ленд-лиз и северные конвои. Организация взаимопомощи по средствам конвоев

2021-05-27 20
Понятия ленд-лиз и северные конвои. Организация взаимопомощи по средствам конвоев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ленд- лиз (от английского lend- арендовать, lease- давать взаймы) - это система оказания помощи США союзникам во Второй мировой войне. В её основе лежал закон от 11.03.1941, дававший право президенту передавать в собственность, предоставлять взаймы или аренду различные виды оружия и материалов странам, оборона которых признавалась важной для безопасности США. Со вступлением США в войну концепция ленд-лиза как системы исключительно американской помощи постепенно переросла в систему взаимопомощи, предполагавшую объединение ресурсов стран-участниц антигитлеровской коалиции. Вначале закон был распространён на Великобританию, в апреле 1941 года - на Грецию, Югославию, Китай, с сентября 1941- на СССР. Советский Союз получал помощь на принципах ленд-лиза также и от государств Британского содружества. Экономические отношения между странами-участницами антигитлеровской коалиции регулировались соглашениями о взаимопомощи и оформлялись ежегодно продлеваемыми протоколами. В СССР, до портов Архангельска, Мурманска и Молотовска (ныне Северодвинска), грузы по ленд-лизу доставлялись самым коротким, но и самым опасным путём, северными конвоями - специальными формированиями транспортных судов и кораблей охранения.

Военная помощь союзников поступала к нам по трём маршрутам. Первый, тихоокеанский, через Владивосток и далее по Транссибирской железной дороге; второй, через порты Персидского залива; третий, по морю, непосредственно из Великобритании, огибая северную оконечность Норвегии (Германия захватила Норвегия в 1940 г.), в Мурманск и Архангельск.

Первый пробный конвой назывался “Дервиш”. Конвой состоял из 7 транспортов, 2 крейсеров, 6 эсминцев и авианосца “Викториос”. Он прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г. в 16ч. 40 мин. Было доставлено 10000 тонн каучука, олово и 15 истребителей “Харрикейн” в контейнерах, а также 524 военнослужащих - лётчиков и наземный персонал британских военно-воздушных сил.

В 1941 году 6 конвоев прибыли в СССР из Хваль-фиорда (Исландия) и один из Скапа-Флоу (Оркнейские острова), в 1942- 5 из Хваль-фиорда, 3 - из Лох-Ю (Шотландия) и 5 - из Рейкьявика (Исландия). В 1943 г (7 конвоев) и в 1944 г. (8 конвоев) пришли из Лох-Ю. В 1945 г. 4 конвоя прибыли из Клайда (Шотландия) и 1 из Лох-Ю.

Северные конвои, следовавшие до конца 1942 года, обозначались индексом “PQ”, конвои обратного направления - “QP”, а последующие конвои имели индексы “JW” и “RA”, соответственно.

Прикрытие транспортов обеспечивали союзные, главным образом британские, Военно-морские силы. После временного отказа Великобритании осуществлять охрану караванов (в связи с гибелью PQ-17) были предприняты так называемые “капельные” рейсы. Транспортные суда выходили в море по одиночке, без охраны, с интервалом, в несколько часов.

Великобритания и США обязались поставлять нашей стране боевую технику, Советский Союз этим странам - сырьё, необходимое для военного производства.

Караваны комплектовались двух видов - медленные и быстрые, в зависимости от скорости входивших в них судов. В медленные конвои включались суда, имевшие скорость не менее 10 узлов. Суда со слабыми машинами не догружали на 10-25%, достигая этим повышения скорости. Грузоподъёмность судов роли не играла.

При переходах конвоев приводились в действие большие материальные и людские силы. Боевые корабли охранения в составе конвоя шли специальным порядком. Одному из них отводилась роль спасательного судна. По бортам его выступали “выстрелы”, к которым подвешивалась сеть. Оказавшись в ледяной воде, люди могли спастись, ухватившись за неё, при этом корабль-спаситель не останавливался. Кроме эскорта, англичане отправляли в плавание специальные эскадры прикрытия, которые шли южнее, прикрывая транспортные суда от крупных надводных сил противника, стремившихся прорваться к конвою. Восточнее острова Медвежий, в Баренцевом море к ним присоединялись корабли Северного флота.

Помимо своего главного назначения - доставки военной техники и жизненно необходимых товаров и продуктов, в СССР, конвои с самого начала использовались для пассажирских перевозок, доставки дипломатической почты для многих других целей. Например, популярнейший фильм “Серенада Солнечной долины” уже через год после выхода на экраны в Америке на одном из судов был привезён к нам.

Весной 1942 г. германское командование перебросило в Северную Норвегию крупные соединения армии и флота с целью полностью парализовать движения конвоев. 23 сентября 1941 года Гитлер подписал приказ: все торговые суда, которые выйдут в эфир при встрече с германской подводной лодкой, должны быть потоплены. А так как любое судно, встретив подлодку со свастикой, взывало о помощи или сообщало координаты встречи, то это означало, что приговор экипажам мирных судов был подписан заранее.

Большинство наших транспортов, участвовавших в конвойных перевозках, были старыми судами: “Красное знамя” (1901), “Кристина” (1904), “Алдан” (1912) и так далее. Их скорость не превышала 8-10 узлов. Но были и хорошо вооруженные корабли, как, например, прибывшие на Север дальневосточные суда.

В ходе Великой Отечественной войны советский Северный флот не имел в своём составе крупных надводных кораблей. Самыми крупными надводными кораблями, воевавшими на Севере, были эсминцы. Другим классом боевых кораблей, которым располагал наш флот, являлись немногочисленные подводные лодки.

В связи с большими потерями транспортных судов в конвоях американскими инженерами была разработана новая серия судов, получившая название “Либерти”. Особенностью их постройки стал корпус, выполненный методом электрической сварки. Использование этого метода позволило значительно сократить время строительства судов. Но страдала прочность корпуса, и эти суда, зачастую, не выдерживали шторма. США и Великобритания помогали СССР вооружать корабли.

По ленд-лизу были получены тральщики, но поскольку на них стояли гидроакустические станции, их также использовали для эскортирования караванов торговых судов.

Для обеспечения безопасности плавания транспортных судов потребовалось вооружить и торговые суда. Согласно решению Государственного Комитета Обороны, была проведена так называемая “военизация” судов транспортного флота. На этих судах, в основном заграничного плавания, устанавливалось вооружение, и для его обслуживания направлялись команды военных моряков. Из командного состава назначались помощники капитана по военной части, которые возглавляли оборону судна. Они же учили торговых моряков владению оружием.



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.