Семь строчек, совершивших переворот в жизни — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семь строчек, совершивших переворот в жизни

2021-06-02 28
Семь строчек, совершивших переворот в жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После Святой Мессы – неожиданность. Дон Цинцано просит Джованнино сопутствовать ему на храмовом празднике в местности Барделла.

«Я согласился, но не очень охотно, только чтобы не огорчить дона Цинцано. Этот момент не был для меня подходящим. Я чувствовал себя как марионетка. Несколько недель я сосредоточенно готовился к этому дню, а тут вдруг оказался за праздничным столом среди людей, которые пришли сюда посмеяться, поговорить, поесть, попить и поразвлекаться. Что же общего с ними мог иметь кто‑то, кто несколько часов назад получил одеяние святости, чтобы целиком посвятить себя Богу?

По дороге домой настоятель спросил меня, почему я был таким задумчивым. Со всей искренностью я ответил, что происходящее там совсем не соответствовало утреннему торжеству. Вид священников, которые вели себя несерьезно среди подвыпивших гостей, произвел на меня удручающее впечатление. Если бы я должен был стать священником, подобным этим – добавил я – лучше уже сразу снять это одеяние».

Последние четыре дня, отделяющие Джованнино от поступления в семинарию, провел он в молчаливом размышлении. Сформулировал себе в это время семь постановлений, которые означали коренной поворот в его прежней жизни. Они звучали так:

 

1 Не буду посещать развлечений, театров, публичных представлений.

2. Оставлю свои фокусы и хождение по канату.

3. Буду придерживаться умеренности в употреблении еды, питья и отдыха.

4. Буду читать книги исключительно религиозного содержания.

5. Буду бороться с мыслями, разговорами и литературой, выступающими против невинности.

6. Ежедневно сделаю хотя бы краткое размышление и духовное чтение.

7. Ежедневно буду рассказывать о событиях и делиться мыслями, которые могут оказать положительное влияние.

 

«Я подошел к иконе Пресвятой Девы и решительно обещал исполнить эти постановления, даже за цену наибольших пожертвований».

Не всегда это ему удавалось, так как и он имел свои человеческие слабости, но основное направление в работе было определено.

 

«Этих слов я никогда не забуду!»

 

30 октября Джованнино должен был прибыть в семинарию. Накануне вечером в Суссамбрино он укладывал в небольшой сундучок свое приданное, которое приготовила ему мама Маргарита.

«Моя мать – пишет он – смотрела на меня такими глазами, будто хотела мне что‑то сказать. Улучив момент, отвела меня в сторону и сказала:

– Джованнино, ты получил одежду священника. Я чувствую огромную радость, которую может в связи с этим переживать мать. Однако помни, что не одежда вызывает уважение у людей, а добродетель. Если когда‑нибудь ты бы засомневался в своем призвании, ради Бога, не запятнай этого одеяния. Сними его сразу. Лучше я буду иметь сына – бедного земледельца, чем священника, который бы пренебрегал своими обязанностями. Когда ты родился, я посвятила тебя Матери Божьей. Когда начал учиться, я велела тебе любить эту нашу Матерь. Теперь поручаю тебе целиком довериться Ей. Я плакал, когда она взволнованно окончила речь.

– Мама – прошептал я – спасибо тебе за все, что ты сделала для меня. Твои слова я никогда не забуду.

Ранним утром я отправился в Киери и в тот же день вечером поступил в семинарию».

С высоты белой башни солнечные часы послали ему первое приветствие. Под щитом часов виднелась надпись: «Печальным время тянется медленно, радостным – быстро проходит». Это было хорошее жизненное правило для молодого человека, которому в этих стенах предстояло провести 6 лет.

 

Железное расписание занятий

 

В семинарии обязывало строгое расписание дня – точное до минуты. Распорядок дня, вывешенный в углу зала рядом с колокольчиком, вмещал в себе весь перечень часов, получасов и четвертей. В конце каждых занятий звонарь приближался к колокольчику и звонил. На звон колокола вся семинария выходит, разговаривает, погружается в молчание, учится, молится. Первое, чему учатся молодые, переступившие порог семинарии, это то, что звон колокола является голосом Бога.

Расписание занятий в семинарии в Киери было очень строгим. Оно было установлено королем Карло Феликсо и обязывало все школы в королевстве. Даже для лиц княжеского происхождения не предвидилось никаких снисхождений. Можно убедиться в этом, просмотрев распорядок дня, которого должен был придерживаться наследник трона, пятнадцатилетний князь Виктор Эммануил, проживающий в королевском дворце в Турине.

«Подъем в 5.00; Святая Месса – 7.00; занятия с 9.00 до 12.00. Потом обед. С 14.00 до 19.30 – занятия в школе, ужин. В 21.00 – вечерняя молитва и сон. По воскресеньям – две мессы: перед завтраком „тихая“ в часовне дворца, после него Обедня в Кафедральном соборе».

Питание было очень простым. «Следует принимать пищу для того, чтобы жить, а не наоборот, – это одно из часто повторяемых правил.

Минутами, когда молодые люди могли почувствовать себя несколько свободнее, была перемена. Дон Боско вспоминает, как они ожесточенно в то время играли в карты. «Я не был превосходным игроком, однако выигрывал почти всегда. В конце игры я имел полные горсти денег, но, видя товарищей, удрученных проигрышем, чувствовал себя печальнее их. Кроме того, мои мысли были постоянно заняты картами, и во время лекции или молитвы перед моими глазами часто вставали то трефовые короли, то валеты. Поэтому на втором курсе философии я решил покончить с этим делом».

Джованнино решился на этот шаг после большого выигрыша. Один из семинаристов, беднее его, упорно добивался реванша, но постоянно проигрывал и в конце концов, чувствуя себя совершенно побежденным, чуть ли не расплакался. Сконфуженный Джованнино вернул ему весь выигрыш и решительно порвал с картами навсегда.

 

Глоток кислорода в четверг

 

Был один день – четверг, который прерывал монотонность семинаристских занятий. В послеобеденное время – вспоминают друзья Джованнино – привратник громко звонил и выкрикивал на пьемонтском наречии:

– Боско из Кастельнуово!

Семинаристы, которые только и ждали, чтобы немного развлечься, слаженным хором кричали:

– Боско из Кастельнуово![7]

Джованнино тоже смеялся и радовался, так как знал, что у ворот его ожидают члены Братства радости, которые хотят встретиться с ним, рассказать ему все новости. Ведь это друзья из гимназии, ребята, которых он развлекал своими фокусами и рассказами. Они хотят, чтобы он снова был среди них.

Один из семинаристов, товарищ Джованнино по спальне, рассказывает: «Многие ребята радостно окружали его. Он разговаривал с каждым и весело проводил с ними время». После разговоров, шуток, смеха – несколько минут в часовне, у ног Мадонны.

Четверг был для Джованнино своеобразным глотком свежего воздуха, это было продолжение дорогой ему «оратории» со времен гимназии.

 

Среди богатой молодежи

 

В пору нестерпимого зноя почти каждое лето вспыхивала эпидемия холеры. Была вспышка и в 1836 году. В Турине поселился страх. Иезуиты ускорили выезд своих воспитанников из колледжа дел Кармине в замок Монтальдо – чудесное место отдыха. Они подыскивали заслуживающего доверия попечителя спальни, который мог бы также давать уроки греческого языка. Дон Кафоссо направил туда семинариста Боско. «Сможешь заработать себе пару лир» – сказал он ему.

С 1 июля по 17 октября Джованнино впервые пребывал среди молодежи из зажиточных семей, наблюдал вблизи достоинства и недостатки молодых «барчуков». Убедился там «как трудно снискать среди них такой авторитет, который позволил бы священнику сделать что‑нибудь для их добра». Он пришел к выводу, что Бог призывает его к деятельности лишь только среди бедной молодежи.

В будущем он глубоко убедился, что так же, как не было ему дано призвание к воспитанию женской молодежи, так же не был он призван и к воспитанию детей богатых.

 

 

Сбывшиеся мечты

 

24 июля – праздник Св. Иоанна Крестителя. Ежегодно для Джованнино – это день именин и начало длинных, четырехмесячных каникул.

Он одолевает тракт, ведущий из Киери в Кастельнуово, потом тропинкой идет к Суссамбрино. В общем – двенадцать километров – порядочное расстояние. Во дворе брата его приветствует громкое пение петухов и застенчивая улыбка прелестной племянницы.

Джузеппе женился два года назад. В 1933 году он взял себе в жены двадцатилетнюю Марию Калоссо, девушку из Кастельнуово. Первая их дочь Маргарита прожила только 3 месяца. Весной 1985 года родилась Филомена, тихая девочка, которая с восхищением смотрит на дядю Джованнино. Он строгает, работает на токарном станке, в кузнице, кроит и шьет одежду, мастерит ей чудесные тряпичные куклы.

На кустах винограда уже появились зеленые гроздья, на полях белеет рожь. Окончив работу в своей незатейливой мастерской, Джованнино с серпом в руке становится в длинный ряд жнецов. Пот выступает у него на лбу под широкой соломенной шляпой. Он чувствует огромную радость от своей работы на свежем воздухе после восьмимесячного сидения за школьной партой.

3 ноября 1937 года Джованнино начинает в семинарии курс теологии. Теология – это учение о Боге, оно является основной наукой для кандидата в священники. Курс в то время продолжается пять лет.

 

Кавур, Маццини и Гарибальди

 

В 1837 году будущие руководители «Ризорджименто», движения, которое потрясет Италию, были еще рассыпаны по свету.

Джованни Мастаи‑Феретти, который в 1846 году будет избран папой, был тогда епископом Имо‑ли. Ему было всего 45 лет, и он считался «епископом без предрассудков», так как осуждал выходки папской полиции и являлся другом графа Пасолини, самого известного в городе либерала.

Камилло Кавуру[8] было 27 лет, он был управляющим земским имением в Лери. В длинных сапогах, соломенной шляпе на голове он неутомимо странствовал с утра до вечера по полям и лугам, по рисовым плантациям. В 1831 году служил молодым подпоручиком в генуинском гарнизоне. Услышав о революционных вспышках в Модене и Болонии, он призывал: «Да здравствует республика!» Переведенный в Балле д'Аоста, бросил военную службу. Отец, комендант полиции, «сослал» его в деревню. Между сбором винограда и риса он ездил по Европе, восхищался парламентом в Париже и Лондоне. Встречая итальянских политических беженцев, он называл их «шайкой безумных дураков и фанатиков, из которых охотно бы сделал навоз под свою свеклу».

Тридцатидвухлетний Маццини был недавно удален из Швейцарии, откуда руководил революционными заговорами. Устроился теперь в одном из домов на периферии Лондона. Писал статьи в газеты, чтобы заработать на хлеб. Он отрастил бороду и, надев черный костюм, ходил по туманным улицам города.

Джузеппе Гарибальди,[9] который после неудачной революции Маццини в Сабаудии, бежал в Южную Америку, осел в Бразилии. Ему было 30 лет, он был корсаром на южных морях в службе «революционного правительства» в Рио Грандо. Немного погодя, одел свой «итальянский легион» в легендарные красные рубахи, купив за бесценок в Монтевидео целый запас фартуков, предназначенных для мясников в Аргентине.

Семнадцатилетний Виктор Эммануил жил в королевском дворце в Турине, как в суровой казарме. Он был обязан сопровождать своего отца на всех торжествах и аристократических приемах, стоя целыми часами рядом с ним. Единственные минуты радости он переживал в конюшне. Разговаривал на родном диалекте с конюхами, смело и задорно ездил верхом. Мечтал о действиях, обожал свободу.

Близко и далеко – история неумолимо катилась вперед. Малые и большие события, чередуясь, двигали ее вперед.

В 1836 году Морсе открыл электротелеграф и свою азбуку точек и тире. Вскоре в мире стали передавать телеграммы на листках бумаги. Сначала это было доступно только для правящих кругов и крупных издательств, потом для всех.

В 1837 году во время эпидемии холеры в Toppe дель Греко умер Яков Леопарди. Ему было всего 39 лет. В Англии вступила на трон королева Виктория, начав свое очень долгое правление, во время которого Великобритания стала великой колониальной державой.

В 1838 году умер маркиз Танкреди ди Бароло, бывший синдик Турина. Овдовев, его жена решила отдать свое состояние в пользу несчастных женщин. Благодаря этому в околицах Турина, параллельно делу Коттоленго, стала развиваться помощь для женщин, пребывающих в тюрьмах, и для падших женщин.

1839 году Фердинанд II построил первую железнодорожную линию в Италии на трассе Неаполь. – Гранателло, а Жак Дагуерре сконструировал первый фотоаппарат. Этому скромному изобретателю обязан кое – чем и дон Боско: он является одним из первых святых, точный портрет которого мы имеем благодаря фотографии.

 

«Но люди не понимают»

 

Каникулы 1838 года. Теолог Джованни Боско приглашен произнести первую проповедь в Алифано, в праздник Матери Божьей от Розария. Позже он об этом так вспоминает:

«Настоятель, дон Джузеппе Пелато, был человеком большого благочестия и мудрости. Я попросил его сказать, что он думает о моей проповеди. Он ответил:

– Очень красиво, правильно. Вы станете хорошим проповедником.

– А люди поняли проповедь?

– Немногие. Понял ее мой брат‑священник, я и еще несколько человек.

– Но ведь это были простые вещи.

– Это вам они кажутся простыми, а люди понимают их с трудом.

– Что же тогда делать?

– Надо оставить классический стиль, проповедовать на местном наречии или, в крайности, на литературном языке, но очень доступно, доступно, доступно! Вместо обобщенных выводов надо давать поучительные примеры, делать простые и практичные сравнения. Прошу запомнить, что люди не успевают за оратором, и что истины веры надо излагать самым простым способом».

Дон Боско пишет, что этот совет был одним из самых ценных указаний в его жизни. Он помнил об этом во время проповедей, катехизации и писательской работы.

 

«Священник не идет на небо один…»

 

26 мая 1841 года дьякон Джованни Боско начинает реколекции (говение), которые должны приготовить его к посвящению в духовный сан. По желанию своего духовного руководителя в эти дни он долго размышляет над словами псалма: «Кто же вступит на гору Господню и кто встанет в Его святом месте? Тот чьи руки невинные и сердце чистое». Оглянувшись на свою жизнь, он видит, что чудесным образом его руки остались чистыми с тех пор, когда Маргарита впервые сложила их к молитве. В своей тетрадке дон Боско отмечает: «Священник на небо не идет один, не один он также отправляется и в ад. Если он творит добро, пойдет на небо вместе с душами, которых спас своим добрым примером. Если делает зло, сеет совращение, пойдет на гибель вместе с душами, осужденными на вечные муки из‑за его совращения. Поэтому приложу все старания, чтобы выполнить следующие обещания». Здесь следуют девять обязательств, которые он принял за основу в своей жизни. В большинстве они повторяют обязательства, принятые в день облачения. Три из них, однако, отражают характерное углубление того, что в будущем стало «стилем священника» дона Боско. Они следующие:

– Время должно быть всегда занятым.

– Если дело касается спасения душ – страдать, действовать, унижаться всегда и во всем.

– Во всем руководствоваться любовью и кротостью Св. Францисска Салезского.

 

Священник на века

 

5 июня 1841 года. В часовне Дворца Архиепископа, одетый в белую альбу, лежит, распростершись перед алтарем, Джованни Боско. Орган играет суровые тона григорианских мелодий. Присутствующие священники и семинаристы призывают поочередно великих святых Церкви: Петра, Павла, Бенедикта, Бернарда, Францисска, Екатерину, Игнатия…

Побледневший в последние дни от волнения, утомленный Боско поднимается и становится на колени у ног архиепископа. Алоиз Францони лежит на его голову свои руки и призывает Святого Духа снизойти и сделать его священником на веки. Спустя несколько минут, присоединяя свой голос к голосу архиепископа, Джованни Боско начинает свою первую Св. Мессу совместно с архиепископом. Он стал «доном Боско».

«Мою первую святую Мессу – напишет он позже – я отслужил в церкви Св. Францисска Ассизского, в ассистенции дона Джузеппе Кафассо, моего преподобного благодателя и руководителя. Меня с нетерпением ожидали в моей деревне (а это была как раз Троица), где на протяжении долгих лет не было ни одной примиции. Но я предпочитал отслужить ее в Турине, без шума, у алтаря Св. Ангела Хранителя. Я могу назвать этот день самым прекрасным днем моей жизни. В молитве за умерших я вспомнил моих близких, благодателей, особенно дона Калоссо, которого я всегда считал большим и великодушным человеком. Существует набожное убеждение, что Бог всегда оказывает милости, о которых просит священник, отправляя свою первую мессу. Я горячо молил о действительности слова, чтобы иметь возможности делать добро душам».

Свою вторую святую Мессу дон Боско отслужил перед алтарем «Консолата» (Матери Божьей Утешения) в большом Святилище Марии в Турине. Подняв глаза, он увидел Мадонну, светящуюся подобно солнцу, которая семнадцать лет назад обратилась к нему во сне: «Будь покорным, сильным, стойким». Теперь наступало время, когда он «все должен будет понять».

Затем в четверг, в праздник Божьего Тела, дон Боско отслужил святую Мессу в своей родимой местности.

Радостно заливались колокола. Все толпились в большом храме. «Меня любили – вспонимает дон Боско – и каждый делил со мною радость».

Удивленные малыши узнавали, что этот священник был когда‑то малым фокусником. Взрослые вспоминали его, как компаньона игр и школьного товарища. Старики из окрестных холмов помнили, как много раз бежал он босиком с книгами под мышкой по дороге в школу.

В тот памятный вечер мама Маргарита улучает минутку, чтобы поговорить с сыном наедине. Обращаясь к нему, говорит:

– Теперь ты священник, находишься ближе к Иисусу. Я не читала твоих книг, но ты запомни, что тот, кто начинает отправлять святую Мессу, начинает страдать. Быть может, ты сразу этого не заметишь, но со временем убедишься, что твоя мать говорила правду. С этого времени думай только о спасении душ. Обо мне совершенно не беспокойся.

 

 

Первые шаги

 

Что же теперь будет делать дон Боско? Он образован, хотя и беден, он хочет работать. Получает три предложения для работы. Одна дворянская семья из Генуи хочет иметь его воспитателем своих детей. В те времена многие богатые семьи предпочитали содержать у себя личного учителя, нежели отдавать детей в публичные школы. Обязанностью учителя было обучение и воспитание их сыновей и дочерей. Почти всегда эта миссия поручалась священникам, так как они относились серьезно к своим обязанностям. Патриции из Генуи предлагают дону Боско гонорар в тысячу лир в год (превосходное жалованье в те времена).

Жители родной округи просят его принять обязанности капеллана в Мориальдо. Они заверяют, что жалованье будет выше в два раза предусмотренного.

Настоятель из Кастельнуово, дон Цинцано, предлагает стать его заместителем (викарием). Он тоже обеспечивает его хорошим жалованьем. Как ни удивительно, но все говорят о деньгах, будто бы тот факт, что он стал священником, означал также достижение хорошей финансовой позиции. Одна лишь мать Маргарита, женщина, которая всегда считалась с каждой копейкой, чтобы как‑то связать концы с концами, напоминает: «Если ты разбогатеешь, ноги моей не будет в твоем доме».

Дон Боско отправляется в Турин к дону Кафассо.

– Что я должен сделать? – спрашивает он.

– Не приступайте к работе пока нигде. Придите, пожалуйста, сюда, в пансион для священников для усовершенствования образования.

Дон Кафассо умеет смотреть далеко в будущее.

Он знает и понимает, что запас человеческих и духовных ценностей дона Боско не стоит исчерпать только в одной семье или деревне. Турин – большой город и на его территории можно будет как следует использовать духовное богатство молодого священника. Новые микрорайоны, новое время, новые проблемы. Дон Кафассо должен будет только сдерживать дона Боско в его слишком глубоком увлечении разного рода деятельностью.

 

Первое открытие – нищета в предместьях

 

Интернат для священников был размещен в здании бывшего монастыря, расположенного при костеле Св. Францисска Ассизского. В этом здании дон Луиджи Гуала при помощи дона Кафассо готовит 45 молодых священников к новым обязанностям. Они должны стать «священниками по масштабу времени и общества, в котором им придется жить».

Подготовка продолжается 2 года (для дона Боско в порядке исключения – три года), Две конференции – утром и вечером – ограничивают молодых священников. Первую проводит дон Гуала, вторую – дон Кафассо. Остальное время священники используют для услуг в городе: в больницах, тюрьмах, в благотворительных заведениях, во дворцах и общественных зданиях, в мансардах под крышами домов. Они проповедуют в церквях, обучают катехизису, опекают больных и стариков.

С 1841 года дон Кафассо является духовным руководителем дона Боско, который постоянно исповедуется у него, советуется перед принятием каждого важного решения, посвящает его в свои жизненные планы и проекты, а также выполняет его поручения.

До этого времени дон Боско был знаком только с нищетой деревни. Не имел понятия, как выглядит и что собой несет нищета на периферии города. Дон Кафассо поручает ему: «Пойдите, пожалуйста, и посмотрите». «Начиная от первого воскресенья – подтвердит потом дон Руа – дон Боско исходил различные улочки и переулки, чтобы присмотреться, как живут молодые ребята».

Его охватил ужас. Предместья, как бы пропитанные ферментом и бунтом, стали очагами отчаяния. Молодежь бродила по улицам, не имея занятия, работы, была несчастна и способна ко всякого рода преступлениям.

 

Рынок молодых рук

 

Рядом с главным рынком города дон Боско нашел настоящий «рынок молодых рук». «Часть города, расположенная поблизости Порта Палаццо – пишет дон Лемоин – кишела от молодых бродячих торговцев, продавцов спичек, чистильщиков обуви, трубочистов, мальчишек из конюшни, помощников базарных торговцев – влачащих свое жалкое существование изо дня в день».

Дети из бедных семей, часто безработных, искали любое занятие, чтобы только заработать на ложку супа. Это были первые результаты массового наплыва мигрантов, которые искали работу и, подобно живому черному кольцу, окружали город.

Дон Боско встречал здесь поднимающихся на подмостки помощников каменщиков, подростков, которые искали работу в магазинах или предлагали услуги трубочистов. Он замечал, как они играли на деньги на углах улиц, с ожесточенными лицами, готовые на все, лишь бы добыть себе какие‑нибудь средства, чтобы проложить дорогу в жизнь. Когда он приближался к ним, они сразу же удалялись, бросая на него подозрительные и презрительные взгляды. Это были не те дети, которых он видел в Бекки. Эти не ждали от него рассказов и фокусов. Это были «волки» – дикие звери из мальчишеских снов Джованнино, хотя в их глазах отражался преимущественно страх, а не дикость.

 

Промышленная революция

 

Все эти ребята, блуждающие по улицам Турина, были печальным плодом события, которое всколыхнуло мир – плодом промышленной революции.

В 1769 году в Англии Джеймс Ватт получил патент на паровую машину. Используя тепловую энергию, он привел в движение рычаги и приводной ремень. Одна машина Ватта, мощностью 100 лошадиных сил, равнялась мощности 880 человек. Устанавливая несколько таких машин, одна только прядильная фабрика могла выпустить столько шерсти, сколько ее производили до сих пор 200 тысяч человек. Для обслуживания такой прядильной фабрики достаточно было 750 человек.

Наступила эпоха фабрик и рабочих – пролетариев. До сих пор преобладали земледельцы, торговцы и ремесленники. Среди ремесленников были такие, которые пряли шерсть и хлопок в своих мастерских, используя собственную рабочую силу. Облегченная фабричная продукция резко снизила цену тканей и расширила рынок. Одновременно возросло потребление металлов (для продукции машин, станков) и добыча угля, что позволило применить паровую машину и для этих целей. Широко развернулось строительство железных дорог, паровозов и других средств транспорта.

В то же время, благодаря достижениям медицины и гигиены на поле битвы со смертельными эпидемиями чумы, оспы и других болезней, значительно возросла численность населения Европы. Бели в 1800 году в Европе было 180 млн человек, то уже в 1850 году стало 260 млн.

Стремительное увеличение числа фабрик привело к упадку ремесла. Массы людей в поисках работы двинулись из деревень в города. Фабрики становились центрами, в которых огромное количество людей выполняло одну и ту же работу в пользу одного владельца.

В Англии начали возникать промышленные города. Началась великая промышленная революция. Родившаяся в Англии, она быстро захватила Францию, Германию, Бельгию и, наконец, Америку.

По мнению историков, эта революция привела к самым радикальным изменениям в истории человечества.

Впервые такая «революция» произошла в древнюю эпоху. Тогда еще люди составляли разобщенные группы охотников – жестоких и примитивных. В результате этой «неолитической революции» они превратились в земледельцев и животноводов. Эта первая перемена в человеческой истории проходила на протяжении тысяч лет, и человек имел время постепенно к ней приспособиться.

Вторая большая революция – промышленная – захватила земной шар и встряхнула его на протяжении каких‑нибудь 150–200 лет. Она открыла дверь к совершенно новым, неизведанным источникам энергии: к углю, нефти, динамиту, электроэнергии, атому. Результаты, достигнутые в промышленности, – огромны. Никогда до сих пор не было такого достатка, какой принесло развитие промышленности.

Численность населения мира тоже стала стремительно расти: в 1750 году – 750 миллионов, в 1850 году 1 миллиард 200 млн, в 1950 году – два с половиной миллиарда, а сейчас нас уже четыре миллиарда.

Резко и коренным образом изменились обычаи, взгляды, образование, модель семьи. Новые поколения стали перед лицом огромных проблем: бесконтрольного натурального прироста, растущего вооружения, необходимости усовершенствования образования, экологических проблем, проблем старых людей.

С другой стороны – благодаря индустриализации – человечество смогло покорить природу, перечеркнуть расстояния, сорвало оковы, державшиеся тысячилетиями.

 

Цена прогресса

 

Неожиданный прогресс, особенно в первые сто лет, потянул за собой огромные расходы. «Меньшинство очень богатых людей навязывало условия настоящего рабства беспредельному множеству пролетариев» – писал папа Лев XIII в энциклике «Рерум новарум». В нынешние времена рабочие проблемы начинают выходить на первый план. В промышленных центрах рождается новый класс – рабочий, богатством которого являются только собственные руки и руки детей. Условия жизни этих людей устрашающие.

В 1850 году половина английского населения проживает в городах. Но жилища рабочих – это чаще всего вонючие и сырые подвалы, в которых в одном помещении гнездится вся семья без воздуха и света.

На фабриках не соблюдаются никакие правила гигиены, нет никакого другого регламента, кроме навязанного владельцем. Плата за труд ничтожная, недостаточная. Питанием часто служит крапива. Распадаются семьи, распространяется алкоголизм, преступность, профессиональные болезни.

Работают не только мужчины и женщины, работают также дети, жизнь которых становится кошмаром. Усталость (стоят весь день на ногах), переутомление, недосыпание часто приводят к несчастным случаям. Жизнь этих несчастных существ очень коротка.

Около 1890 года французский, немецкий и бельгийский пролетариат оказались в условиях английского пролетариата. Рабочие семьи с трудом влачат существование. На хватает денег на врача, лекарство и одежду. Средняя продолжительность жизни рабочего, в период 1830–1840 годов составляет 17–19 лет! В этот период как раз и выступают рабочие Лиона и Парижа, требуя улучшения условий жизни, но выступления были жестоко подавлены.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.