Иаков Леви, прозванный Ионашем — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Иаков Леви, прозванный Ионашем

2021-06-02 33
Иаков Леви, прозванный Ионашем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В школе, которую посещал Джованнино, было несколько еврейских ребят. На основании декрета Карла Фелличио евреи в городах должны были проживать в определенном районе, так называемом гетто. Их считали людьми второго сорта и относились к ним очень плохо. Эти ребята еженедельно переживали серьезную дилемму: в субботу религиозным предписанием им запрещался любой, труд, также и все классные работы. Они должны были выбрать: поступать против совести или довольствоваться плохими отметками и язвительными насмешками школьных друзей.

Джованнино многократно помогал своим еврейским товарищам, выполняя за них субботние задания. С одним из них, Иаковом Леви, которого называли Ионашем, он крепко подружился. Они оба потеряли отцов, и это сиротство их особо сдружило.

Это была прекрасная, горячая дружба. «Иаков хорошо играл в бильярд. Я относился к нему с большой приязнью, а он безумно любил меня. Каждую свободную минуту проводил со мной. Мы пели, играли на рояле, читали книги, рассказывали обо всем друг другу».

Однажды какой‑то скандал, связанный с дракой, приводит к печальным результатам, и молодой еврей попадает в депрессивное состояние. Джованнино – руководствуясь только чистосердечной привязанностью – предлагает другу самое ценное что имеет: свою веру. Одалживает ему свой катехизис. «На протяжении нескольких месяцев ознакомился он с основными положениями веры и остался очень доволен. Ежедневно на словах и на деле он становился все лучше».

Когда мать Иакова находит христианский катехизис в комнате сына, возникает семейная драма. Она обращается к Джованнино с горькими словами: «Ты меня погубил!»

Джованнино ищет самые соответствующие слова, но это ни к чему не приводит. Под воздействием угроз родных и раввина «Ионаш» на некоторое время уходит из дому. Постепенно спокойствие возвращается. 10 августа в базилике Киери молодой еврей принимает крещение. Сохранившийся в архиве официальный документ гласит: «Я, Себастиан Схиоппо, теолог и каноник, имея полномочия преподобного и почтенного архиепископа Турина, торжественно окрестил молодого еврея Иакова Леви, 18 лет, назвав его именем Людовик».

Ионаш остался навсегда другом дона Боско. Еще в 1880 году он приходил в Ораторию Вальдокко навестить его и вспомнить вместе прекрасное время прошлого.

 

Яблоки Бланхарда

 

Супы синьора Пианты, конечно, не утоляли аппетита 18‑летнего Джованнино Боско. В те времена он часто голодал. Заметив это, один из его приятелей, Джузеппе Бланхард, бежал к своей матери, которая продавала фрукты, и набивал свои карманы яблоками и каштанами. Добрая женщина понимала, что это означает, но делала вид, что ничего не видит. Часто дома за столом Джузеппе также опорожнял корзину с фруктами по той же причине. Однажды его брат Леонардо вскипел:

– Мама, ты никогда ничего не видишь. Джузеппе целыми килограммами уносит фрукты, а ты даже этого не замечаешь.

– Прекрасно вижу. – ответила женщина. – Однако я знаю, кому он носит яблоки. Джованнино хороший парень, а голодать в его возрасте очень неприятно.

Несмотря на голод, Джованнино всегда находил пару сольдо для одолжения книг у еврея Элисея. Ночами он поглощал их содержание. Заметил это Пианта, который позже рассказывал: «Много раз он всю ночь напролет проводил над учебниками, а утром я опять находил его при горящей лампаде читающим и поглощенным учебой». Неизвестно, что больше впечатляло господина Пианта: сила воли паренька или же количество израсходованного масла в лампадке. Дон Боско также вспоминает те времена: «Часто случалось, что надо было утром вставать, а я еще держал в руке книгу, которую начал читать вечером». Но тут же добавлял: «Это отразилось серьезно на моем здоровье. Поэтому я всегда буду советовать делать только возможное, но не более. На собственном горьком опыте я убедился, что ночь предназначена для отдыха».

Джованни Боско не был каким‑то необычным исключением, он был юношей доброжелательным и беспокойным. Выносливости и правильному пониманию предела его, как и других, учила жизнь.

 

 

Трудное решение

 

Март 1834 года. Джованнино Боско оканчивает класс гуманистики и подает прошение о принятии его в орден францисканцев. Школьный друг, Эугениус Никко, приносит ему ответ.

– Тебя ожидают в Турине на экзамене в монастыре Матери Божьей де Ангелюс.

Джованнино направляется туда пешком. В списке принятых монастыря появляется запись: «Юноша Джованни Боско из Кастельнуово принят с отличным результатом. Отвечает всем требуемым условиям. 18 апреля 1834 г.».

Сразу же Джованнино готовит документы для поступления в монастырь «Депла Паче» в Киери.

Почему он решился на этот шаг? Ему исполнилось уже 19 лет, и он решил, что наступила пора определить свою будущую жизнь. Он трудился и терпел, потому что хотел стать священником. Но в последние месяцы опять столкнулся лицом к лицу с трагической проблемой бедности. Он признался в этом своему другу из Кастельнуово, Эвазио Савио: «Ведь моя мама не сможет мне постоянно помогать во время учебы». На эту тему он разговаривал также с несколькими францисканцами, а те, хорошо его зная, тотчас же предложили: «Приходи к нам. Не будет проблемы даже с оплатой, которую вносят новации при вступлении в монастырь». Как исключение, Джованни Боско должен был быть освобожден от оплаты.

 

Крестьянка в черной шали

 

В конце апреля Джованнино направляется к своему приходскому священнику и просит у него документы, необходимые для вступления в монастырь. Дон Дассано посмотрел на него с сомнением:

– Ты хочешь в монастырь? А хорошо ли ты подумал над этим?

– Мне кажется, да.

Спустя несколько дней дон Дассано посетил усадьбу в Суссамбрино и разговаривал с мамой Маргаритой:

– Джованнино хочет стать францисканцем. Я не против, но мне кажется, что ваш сын больше подходит для работы в приходе. Он умеет обращаться с людьми, привлекать к себе ребят, его все любят. Почему же он должен укрыться в монастыре? Кроме этого, Маргарита, хочу вам ясно представить дело: Вы уже немолода и небогата. Сын – настоятель прихода, всегда вам поможет в старости, а сын – монах будет для вас потерян. Я убежден, что вы должны отговорить его от этого намерения. Мне кажется, что это только послужит вашему добру.

Набросив на себя шаль, мать Маргарита отправляется в Киери.

– Дон Дассано был у меня и сказал, что ты хочешь вступить в монастырь. Это правда?

– Да, мама. Я надеюсь, что ты не будешь иметь ничего против.

– Послушай меня внимательно, Джованнино: Я хочу, чтобы ты все спокойно обдумал. Если решишь – иди своим путем, не оглядываясь. Здесь самое важное, чтобы ты выполнил Божью волю. Приходский священник хочет, чтобы я повлияла на смену твоего решения, так как в будущем я могу нуждаться в твоей помощи. Но я тебе говорю: в этих делах мать не в счет. Я бедной родилась, жила убого и хочу бедной умереть. Более того, хочу сказать тебе сразу, что если бы ты, к своему несчастью, стал богатым священником, нога моя не ступит в твой дом. Запомни себе это хорошенько.

Старая крестьянка в черной шали говорила решительным тоном и с огромной энергией, которую излучало ее лило. Дон Боско никогда не забыл этих слов.

 

Очень странный сон

 

Джованнино уже почти принял решение, когда случилось непредвиденное. Спустя много лет, он вспоминает об этом так: «За несколько дней до моего вступления в монастырь мне приснился странный сон. Мне казалось, что я вижу толпу монахов в разодранных рясах. Они бежали в различных направлениях. Один из них подошел ко мне и сказал: „Ты ищешь покоя, но здесь его не найдешь. Бог готовит тебе другое место и другую жатву“».

Сон – дело обычное, ничего не значащее. Однако Джованнино должен был учесть, что для него сны были чем‑то важным, хотя, быть может, не всегда удобным.

Он открыл душу перед своим другом Алоизом Комолло и получил ответ, типичный для этого набожного юноши, горячо верующего:

Отслужи новенну и напиши письмо моему дяде – приходскому священнику, а потом уже слепо слушайся. «В последний день новенны – вспоминает дон Боско – я вместе с Алоизом исповедался, принял Святое Причастие, выслушал Св. Мессу, потом служил к другой мессе у алтаря Матери Божьей Милосердной. После возвращения домой нас ожидало письмо от дона Комолло, дяди Алоиза, который писал: „Учитывая все обстоятельства, я бы не советовал твоему другу вступать в монастырь. Пусть станет семинаристом“».

 

«Почему не посоветуешься с доном Кафассо?»

 

Стать семинаристом – означало поступление в семинарию. Но откуда взять деньги? Эвазио Савио, друг Джованнино, подсказал ему:

– Иди в Турин и посоветуйся с доном Кафассо. Это лучший из священников, которые родились в Кастельнуово. Джузеппе Кафассо было всего 23 года, но он считался одним из лучших духовных руководителей душ. Много сомневающихся и встревоженных обращалось к нему за советом. Он жил в Турине в церковном интернате, совершенствуя курс теологии и одновременно занимаясь больными и заключенными.

Джованнино пришел к нему и представил свои сомнения. С большим спокойствием, не колебаясь, дон Кафассо сказал:

– Пройди курс риторики, потом поступай в семинарию. Проведение Божье объявит, чего ожидает от тебя. Относительно денег – будь спокоен, кто‑то об этом подумает.

Во время этого разговора Джованни Боско столкнулся с важным элементом равновесия в своей жизни. Бурный темперамент водил его всегда среди мечтаний, проектов, сомнений, успехов и разочарований. Дон Кафассо, спокойный и уравновешенный, стал для него тактичным другом, мудрым советником и молчаливым благодателем.

 

 

Сутана и семнария

 

Облачение семинаристов в те времена было важным событием. Кандидат в сан священника снимал с себя штатский костюм и надевал длинную черную сутану. Она должна была ему напоминать: «Хочу стать священником и жить так, как подобает священнику».

Воскресенье 25 октября. В церкви Кастельнуово перед обедней настоятель должен облачить Джованнино в сутану. Джованни Боско приближается к алтарю, неся перекинутое через плечо семинарское одеяние.

«Когда настоятель, дон Цинцано, велел мне снять штатский костюм, при словах „Господь да разденет тебя из человека старого с его привычками и способом поведения“ – я отметил про себя в глубине души: „Сколько устаревшего надо устранить! Боже мой, уничтожь все мои порочные привычки“. А потом, когда он добавил: „Да облачит тебя Господь в человека нового, сотворенного на подобие сердца Божьего, в справедливости, правде и святости“ – я вздохнул: „Боже мой, лишь бы только я в самом деле начал новую жизнь, согласно Твоей воле. Мария, приди мне на помощь!“»

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.