Витрина с камеями и слепками — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Витрина с камеями и слепками

2021-12-11 39
Витрина с камеями и слепками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Екатерина II была страстным коллекционером, благодаря чему к концу своей жизни стала обладательницей одного из крупнейших и лучших художественных собраний в Европе. Именно при ней стали складываться коллекции Императорского Эрмитажа.Она приобретала живопись и скульптуру, гравюры и рисунки, естественнонаучные коллекции и многое другое. Но истинной ее страстью была глиптика. Так называют резные камни. Это свое увлечение сама она называла «камейной болезнью».Императрица покупала знаменитые европейские собрания резных камней, заказывала произведения современным ей мастерам. Среди представленных в витрине произведений глиптики, принадлежавших Екатерине II, находится инталия «Венера и Марс, застигнутые Вулканом». Эта вырезанная на халцедоне композиция происходит из собрания герцогов Орлеанских, приобретенного Екатериной в 1787 году. Эта родовая коллекция собиралась многими поколениями герцогов. Ее покупку русской правительницей парижские корреспонденты описывали как огромную художественную потерю для Франции.

  14. Столик со стеклянной столешницей

В личных покоях императрицы в Зимнем дворце имелись антресоли, где хранились драгоценности и различные диковинки. Сокровищница предназначалась для созерцания только самой владелицей и ее ближайшим окружением, посторонние туда не допускались. Екатерина писала про эти комнаты: «всем этим любуются только мыши да я».

А в анфиладе императорских комнат был «Алмазный покой», где государыня хранила императорские регалии и различные драгоценные предметы. Именно для украшения этого покоя придворным мастером Георгом Кёнигом был изготовлен экспонирующийся на выставке столик со стеклянной столешницей. Он украшен медальонами и стразами, сделанными также из стекла. Столик был отреставрирован специально для данной выставки и экспонируется впервые.

К другим работам Георга Кенига, исполненным по заказам императрицы, относится находящийся рядом мраморный барельеф, изображающий светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического.

Витрина с драгоценностями – Табакерка с изображением «Медного всадника»

В витрине представлены изделия европейских ювелиров, происходящие из Галереи драгоценностей Императорского Эрмитажа. В коллекции Екатерины II было множество различных табакерок. Во второй половине XVIII века мода на нюхание табака приобрела широкий размах. Табакерки использовали по прямому назначению, а также дарили и коллекционировали.

На одной из табакерок изображен знаменитый памятник Петру I «Медный всадник», ставший одним из символов екатерининского царствования. Монумент был создан скульптором Этьеном Морисом Фальконе по воле Екатерины II и установлен на Сенатской площади в 1782 году. На его постаменте имеется надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая». Эта надпись подчеркивала, что императрица является продолжательницей деяний Петра Великого. Изображение этого памятника часто использовалось при оформлении произведений прикладного искусства.

 

Сервиз с камеями

На столе представлены предметы из «Сервиза с камеями», заказанного Екатериной II во Франции на знаменитой Севрской мануфактуре. Для фона по желанию императрицы был выбран небесно-голубой цвет. Неповторимым украшением сервиза, благодаря чему он и получил своё название, стали резные фарфоровые камеи. Почти на всех предметах присутствует вензель Екатерины. Во Франции к сервизу были изготовлены серебряные позолоченные столовые приборы, также украшенные императорским вензелем. Великолепный фарфоровый ансамбль предназначался в подарок фавориту и тайному супругу Екатерины, князю Григорию Александровичу Потемкину. Российская правительница не могла официально выйти замуж за своего подданного, поэтому их брак держался в секрете. Получив от императрицы в подарок роскошный сервиз, Потемкин сделал ответный презент, преподнеся ей пушистого ангорского кота.

 

Игральный стол Екатерины

Часто в личных комнатах императрицы проходили вечерние собрания, на которых играли в бильярд и карты. Екатерина очень любила карточную игру, отдавая предпочтение висту, макао и рокомболю. Для игр предназначались специальные столики, один из которых можно увидеть на выставке. Даже на балах государыня, поприветствовав гостей, обычно садилась за принесенный для нее карточный стол, ведя с партнерами по игре непринужденную беседу. Для расчетов в игре использовали фишки, играли также на деньги и на бриллианты. Считается, что моду играть на бриллианты ввел при дворе светлейший князь Григорий Александрович Потемкин, о богатстве которого ходили легенды.   

Правила Эрмитажа

В царствование Екатерины II рядом с Зимним дворцом был построен павильон, соединенный с императорской резиденцией крытым переходом. Этот павильон получил название «Эрмитаж», то есть «место уединения». В этом небольшой строении было несколько комнат, включавших оранжерею, кабинеты с живописными коллекциями, зал для балов и концертов и комнату с подъемными столами. Здесь императрица проводила время в тесном кругу приближенных.

Для своих гостей Екатерина сочинила шутливые правила поведения. Доска с этой необычной инструкцией, до сих пор хранящаяся в Эрмитаже, висела перед входом в залы. Правила отражают атмосферу непринужденности и раскованности, царившую во время этих встреч. Самый первый пункт призывал «Оставить все чины вне дверей». Еще одним пунктом предписывалось «Садиться, стоять, ходить, как заблагорассудится, несмотря ни на кого». Другие пункты в шутливой форме устанавливали границы дозволенного: «Говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих, там находящихся, уши или головы не заболели». А вот еще одно правило, актуальное для любого застолья: «Кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий всегда мог найти свои ноги для выходу из дверей». За нарушение правил следовали наказания, столь же шутливые, как и сами инструкции: провинившийся должен был выпить стакан воды или прочесть несколько стихов из поэмы Тредьяковского «Телемахида». А вот за несоблюдение последнего пункта, который призывал не выносить сор из избы, провинившийся более уже не допускался на такие вечерние собрания.

 

Приемы, устраиваемые Екатериной в Эрмитаже, являлись проявлением европейской культуры салонов, где в окружении произведений искусства вели философские беседы, читали оды и пьесы, слушали музыку. Такое времяпрепровождение соответствовало Эпохе Просвещения, расцвет которой в России связан с правлением Екатерины II, о чем рассказывают экспонаты следующего зала.

 

 

Ж.А. Гудон. Бюст Вольтера

Многие идеи государственных преобразований были почерпнуты Екатериной из трудов великих французских просветителей, которые она начала изучать еще в молодые годы. С некоторыми из авторов этих сочинений, в первую очередь с Вольтером, она на протяжении многих лет вела переписку. На выставке представлены мраморные и бронзовые бюсты энциклопедистов Жан-Жака Руссо, Дени Дидро и Вольтера.

Мраморный бюст Вольтера был исполнен в мастерской знаменитого французского скульптора Жана Антуана Гудона. В 1778 году Гудон уговорил Вольтера дать ему три сеанса для позирования. Скульптором были исполнены три варианта бюста: один представлял философа в парике и современном костюме, второй без парика и в античной драпировке, а третий – без парика и с обнаженными плечами. Последний тип, к которому относится и эрмитажный бюст, больше всего нравился самому Вольтеру.

Вольтер называл русскую императрицу «самой блестящей звездой Севера». Екатерина после смерти философа выкупила у наследников его библиотеку и даже хотела построить у себя в Царском Селе модель Фернейского замка Вольтера. Заказанная Екатериной разборная модель этого сооружения экспонируется на выставке.

Письменный стол Екатерины

Каждодневная деятельность Екатерины была лучшим примером для ее подданных. Она являла образец человека трудолюбивого, стремящегося к разносторонним знаниям, деятельного, чуждого праздности. Не случайно на ее личной печати, экспонирующейся на выставке, изображен улей с пчелами и девизом «Полезное». В одном из писем Мельхиору Гримму она писала: «Вы спрашиваете меня, почему я не скучаю. Я скажу вам почему: потому что я страстно люблю быть занятой и нахожу, что человек тогда только счастлив, когда он занят». Ее работоспособность восхищала современников. Прусский король Фридрих Великий писал о ней так: «Во Франции четыре министра не работают столько, сколько эта женщина, которую следует зачислить в ряды великих людей». Своей активной деятельностью она напоминала своего великого предшественника Петра I. Императрица всегда держала при себе табакерку с его портретом. Она говорила, что таким образом может мысленно советоваться с ним. Подобную табакерку, принадлежавшую Екатерине, можно увидеть на письменном столе.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.