Путь Екатерины к трону был долгим и трудным. Об этом повествуют экспонаты следующего зала. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Путь Екатерины к трону был долгим и трудным. Об этом повествуют экспонаты следующего зала.

2021-12-11 69
Путь Екатерины к трону был долгим и трудным. Об этом повествуют экспонаты следующего зала. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Путь Екатерины к трону был долгим и трудным. Об этом повествуют экспонаты следующего зала.

2. Г.-Х. Гроот. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны

Екатерина приехала в Россию в 1744 году в качестве невесты наследника престола, великого князя Петра Федоровича. Ей было в ту пору 15 лет. Данный портрет был написан художником Георгом-Христофором Гроотом в первые годы пребывания Екатерины в Российской империи. Художник создал изысканный уточненный образ юной принцессы. Вместе с тем, он точно подметил черты характера будущей императрицы – за ее внешней хрупкостью скрываются твердость и решительность, честолюбие и ум. Польский король Станислав Август Понятовский так описывал в своих мемуарах внешность молодой Екатерины, которую он впервые увидел на балу в 1755 году: «Волосы у нее были черные при ослепительной белизне кожи и самом ярком румянце; большие голубые выпуклые глаза, очень выразительные, ресницы черные и очень длинные, греческий нос, рот, который, как казалось, просил поцелуя, руки и плечи верх совершенства, стан гибкий, скорее высокий, походка крайне проворная, но вместе с тем преисполненная благородства».

В 1745 году состоялось венчание Екатерины с наследником Российского престола великим князем Петром Федоровичем.

 

Витрина с мундирами Петра III

Великий князь Петр Федорович увлекался военным делом, подражая образцовой армии Фридриха Великого, миниатюрный портрет которого представлен в витрине, рядом с мундирами Петра. Помимо этого, цесаревич посвящал свое время игре на скрипке, театру, коллекционированию произведений искусства, а также различных редкостей. В витрине экспонируются принадлежавшие ему удивительные китайские изделия, представляющие несколько вложенных друг в друга шаров, вырезанных из единого куска слоновой кости.

 

Витрина с седлом

 Великая княгиня Екатерина Алексеевна не разделяла увлечения своего мужа. Она предпочитала балы, охоту и прогулки, особенно верховую езду. В витрине можно увидеть охотничье оружие и принадлежавший молодой Екатерине седельно-сбруйный комплект, который был отреставрирован специально для данной выставки и экспонируется впервые. Но большую часть времени великая княгиня посвящала чтению. Среди привлекших ее внимание книг были сочинения Плутарха, Монтескье, Вольтера. Это был важный период в ее жизни, время ее самообразования и самовоспитания, подготовки к будущей роли императрицы.

 

Фигура Екатерины II на коне

Фарфоровая статуэтка представляет Екатерину II в день дворцового переворота 28 июня 1762 года. Возглавив гвардию, она направилась в Ораниенбаум, где был арестован ее супруг император Петр III. Для этого решительного похода Екатерина переоделась в гвардейский мундир, который ей дал подпоручик Семеновского полка Александр Талызин. Вскоре после этих событий придворный живописец Вигилиус Эриксен на большом парадном портрете запечатлел одетую в гвардейский мундир императрицу в день переворота. Она скачет на своем коне, носившем имя Бриллиант. На основе этого живописного портрета мастер а Мейсенской фарфоровой мануфактуры создали представленную в витрине статуэтку.

 

В. Эриксен. Портрет Екатерины II в коронационном платье

Коронация Екатерины состоялась в Москве 22 сентября 1762 года. Для этой церемонии придворный ювелир Иеремия Позье и золотых дел мастер Георг Фридрих Э карт изготовили большую императорскую корону и другие регалии, богато украшенные драгоценными камнями. Платье императрицы, с пышной юбкой и шлейфом длинною более трех метров, было сшито из серебряной парчи и сплошь вышито российскими гербами.

Екатерина II став самодержицей, провозгласила наследником престола своего сына, великого князя Павла Петровича.

О семье императрицы рассказывают экспонаты следующего зала.

 

Портрет Павла I

Великий князь Павел Петрович, сын Екатерины Алексеевны и Петра Федоровича, родился в 1754 году. Императрица Елизавета Петровна сразу забрала мальчика у родителей и сама занялась его воспитанием. Вступив на престол, Екатерина II позаботилась о том, чтобы дать своему сыну, которому исполнилось 8 лет, европейское образование. Но личные отношения матери и сына всегда оставались очень сложными. Свергнув с престола Петра III, Екатерина заняла российский престол, не имея на это никаких прав. И Павел Петрович, бывший законным наследником своего отца, всегда представлял угрозу для ее власти. Именно этим объяснялась их взаимная холодность, а порою и враждебность.

 

Бабушкина азбука

Екатерина любила проводить время с внуками. Но она не только играла с ними, но и внимательно следила за тем, чтобы они получили достойное образование. Императрица сама писала сказки, пьесы. Для них она создала серию обучающих книг - так называемую «Бабушкину азбуку», которая представлена в витрине. Эти сочинения императрицы в полной мере соответствовали духу Эпохи Просвещения. Они должны были дать великим князьям разносторонние знания, а также способствовать их нравственному воспитанию. Книги эти в скором времени были изданы в Императорской Академии наук, с тем, чтобы использовать их в школах для образования российского юношества.

 

Сервиз с камеями

На столе представлены предметы из «Сервиза с камеями», заказанного Екатериной II во Франции на знаменитой Севрской мануфактуре. Для фона по желанию императрицы был выбран небесно-голубой цвет. Неповторимым украшением сервиза, благодаря чему он и получил своё название, стали резные фарфоровые камеи. Почти на всех предметах присутствует вензель Екатерины. Во Франции к сервизу были изготовлены серебряные позолоченные столовые приборы, также украшенные императорским вензелем. Великолепный фарфоровый ансамбль предназначался в подарок фавориту и тайному супругу Екатерины, князю Григорию Александровичу Потемкину. Российская правительница не могла официально выйти замуж за своего подданного, поэтому их брак держался в секрете. Получив от императрицы в подарок роскошный сервиз, Потемкин сделал ответный презент, преподнеся ей пушистого ангорского кота.

 

Игральный стол Екатерины

Часто в личных комнатах императрицы проходили вечерние собрания, на которых играли в бильярд и карты. Екатерина очень любила карточную игру, отдавая предпочтение висту, макао и рокомболю. Для игр предназначались специальные столики, один из которых можно увидеть на выставке. Даже на балах государыня, поприветствовав гостей, обычно садилась за принесенный для нее карточный стол, ведя с партнерами по игре непринужденную беседу. Для расчетов в игре использовали фишки, играли также на деньги и на бриллианты. Считается, что моду играть на бриллианты ввел при дворе светлейший князь Григорий Александрович Потемкин, о богатстве которого ходили легенды.   

Правила Эрмитажа

В царствование Екатерины II рядом с Зимним дворцом был построен павильон, соединенный с императорской резиденцией крытым переходом. Этот павильон получил название «Эрмитаж», то есть «место уединения». В этом небольшой строении было несколько комнат, включавших оранжерею, кабинеты с живописными коллекциями, зал для балов и концертов и комнату с подъемными столами. Здесь императрица проводила время в тесном кругу приближенных.

Для своих гостей Екатерина сочинила шутливые правила поведения. Доска с этой необычной инструкцией, до сих пор хранящаяся в Эрмитаже, висела перед входом в залы. Правила отражают атмосферу непринужденности и раскованности, царившую во время этих встреч. Самый первый пункт призывал «Оставить все чины вне дверей». Еще одним пунктом предписывалось «Садиться, стоять, ходить, как заблагорассудится, несмотря ни на кого». Другие пункты в шутливой форме устанавливали границы дозволенного: «Говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих, там находящихся, уши или головы не заболели». А вот еще одно правило, актуальное для любого застолья: «Кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий всегда мог найти свои ноги для выходу из дверей». За нарушение правил следовали наказания, столь же шутливые, как и сами инструкции: провинившийся должен был выпить стакан воды или прочесть несколько стихов из поэмы Тредьяковского «Телемахида». А вот за несоблюдение последнего пункта, который призывал не выносить сор из избы, провинившийся более уже не допускался на такие вечерние собрания.

 

Приемы, устраиваемые Екатериной в Эрмитаже, являлись проявлением европейской культуры салонов, где в окружении произведений искусства вели философские беседы, читали оды и пьесы, слушали музыку. Такое времяпрепровождение соответствовало Эпохе Просвещения, расцвет которой в России связан с правлением Екатерины II, о чем рассказывают экспонаты следующего зала.

 

 

Ж.А. Гудон. Бюст Вольтера

Многие идеи государственных преобразований были почерпнуты Екатериной из трудов великих французских просветителей, которые она начала изучать еще в молодые годы. С некоторыми из авторов этих сочинений, в первую очередь с Вольтером, она на протяжении многих лет вела переписку. На выставке представлены мраморные и бронзовые бюсты энциклопедистов Жан-Жака Руссо, Дени Дидро и Вольтера.

Мраморный бюст Вольтера был исполнен в мастерской знаменитого французского скульптора Жана Антуана Гудона. В 1778 году Гудон уговорил Вольтера дать ему три сеанса для позирования. Скульптором были исполнены три варианта бюста: один представлял философа в парике и современном костюме, второй без парика и в античной драпировке, а третий – без парика и с обнаженными плечами. Последний тип, к которому относится и эрмитажный бюст, больше всего нравился самому Вольтеру.

Вольтер называл русскую императрицу «самой блестящей звездой Севера». Екатерина после смерти философа выкупила у наследников его библиотеку и даже хотела построить у себя в Царском Селе модель Фернейского замка Вольтера. Заказанная Екатериной разборная модель этого сооружения экспонируется на выставке.

Письменный стол Екатерины

Каждодневная деятельность Екатерины была лучшим примером для ее подданных. Она являла образец человека трудолюбивого, стремящегося к разносторонним знаниям, деятельного, чуждого праздности. Не случайно на ее личной печати, экспонирующейся на выставке, изображен улей с пчелами и девизом «Полезное». В одном из писем Мельхиору Гримму она писала: «Вы спрашиваете меня, почему я не скучаю. Я скажу вам почему: потому что я страстно люблю быть занятой и нахожу, что человек тогда только счастлив, когда он занят». Ее работоспособность восхищала современников. Прусский король Фридрих Великий писал о ней так: «Во Франции четыре министра не работают столько, сколько эта женщина, которую следует зачислить в ряды великих людей». Своей активной деятельностью она напоминала своего великого предшественника Петра I. Императрица всегда держала при себе табакерку с его портретом. Она говорила, что таким образом может мысленно советоваться с ним. Подобную табакерку, принадлежавшую Екатерине, можно увидеть на письменном столе.

Платье Екатерины

Екатерина, являвшаяся шефом гвардейских полков, устраивала в императорской резиденции приемы для офицеров. На них она присутствовала в мундирных платьях, соответствующих цвету полковых мундиров, с форменным золотым галуном и пуговицами. Такой прием описал в своих воспоминаниях английский путешественник Уильям Кокс: «2 декабря, в праздник Семеновского полка, императрица, считавшаяся его командиром, угощала офицеров обычным парадным обедом. На императрице был Семеновский мундир - зеленый, отороченный золотым кружевом и сшитый на фасон амазонки. Когда кончилась церемония прикладывания к руке, принесли вино; ее величество раздала стаканы офицерам, которые при этом низко кланялись. Затем все перешли в соседнюю комнату и сели за стол. Императрица поместилась посредине, сама разливала суп и была в высшей степени внимательна к своим гостям».

 

Орденские сервизы

В Зимнем дворце проходили торжественные приемы, на которых Екатерина чествовала кавалеров четырех высших российских орденов. Кавалеры надевали парадные орденские мундиры. На столы ставились специально созданные для этих церемоний сервизы. Они были расписаны изображениями орденских лент, цепей и звезд. По легенде на таких торжествах Екатерина, угощая гостей, подносила вновь пожалованным кавалерам кубок, украшенный изображением двуглавого орла и императорским вензелем. Подобный кубок и предметы из Орденских сервизов представлены на выставке. Особое внимание привлекает креманка из ордена Святого Георгия Победоносца, на крышке которой изображена грызущая орех белочка. В популярной в XVIII столетии книге «Символы и эмблемата» надпись под рисунком с белочкой раскрывает аллегорический смысл изображения: «Без труда не получишь его», то есть орех, а соответственно, и орден.

 

Витрина с тульской сталью

Художественные изделия из стали работы тульских мастеров-оружейников занимают исключительное место среди произведений русского прикладного искусства XVIII - XIX веков. Эрмитажная коллекция бытовых, или как раньше их именовали партикулярных, произведений тульских оружейников является одной из самых больших в мире. Она включает шкатулки, кресла, столы и стулья, скамеечки, канделябры, подсвечники, вазы, курильницы, зонты, письменные приборы, шахматы и многое другое. Несмотря на то, что они выполнялись из такого «неювелирного» материала как сталь, до сих пор поражает виртуозность декоративных приемов обработки металла. Произведения оформлялись орнаментами, выполненными в технике насечки на фоне вороненой стали – сверкающими стальными «алмазами». Так, например, стержень представленного в витрине зонтика украшен рядами мелких стальных сверкающих бусин, которые чередуются накладками из золоченой бронзы и стальными воронеными кольцами с насечкой из золоченой меди в виде венков из листьев и роз.

Витрина с каменными вазами

Эпоха классицизма с ее культом Античности принесла моду на украшение интерьеров произведениями из цветного камня. Многочисленные вазы и обелиски включаются в оформление парадных залов, кабинетов, библиотек. В России развиваются три центра художественной обработки камня: это Петергофская гранильная фабрика под Петербургом, Екатеринбургская фабрика на Урале и фабрика на Алтае, позже переведенная в Колывань. Камнерезное искусство в этих центрах поднимается на высочайший уровень. Мастера искусно подчеркивают красоту рисунка, фактуры и цвета материала. В оформлении изделий главным становится использование природных особенностей яшмы, порфира, сердолика, лазурита и других камней, их сочетание. Изящные по форме, совершенные по качеству обработки, произведения часто дополняются деталями из позолоченной бронзы. Представленные на выставке произведения русских камнерезов происходят из личной коллекции Екатерины II.  

Витрина со стеклом

Стекольное российское производство также обязано своим расцветом периоду екатерининского царствования. Ведущую роль в этой отрасли играл принадлежавший фавориту Екатерины светлейшему князю Потемкину стеклянный завод, который после его смерти в 1791 году стал называться Императорским стеклянным заводом. Здесь делали зеркальные стекла высочайшего качества, аптекарскую и столовую посуду, осветительные приборы. Изделия украшались гравированными и позолоченными орнаментами, подобными изящному кружеву. Среди них – кубки, на которых изображались двуглавые орлы, вензель императрицы и аллегорические композиции. Помимо кубков изготавливали штофы. Такие плоские бутыли использовались для хранения напитков, ставились на стол во время торжественных приемов. Во второй половине XVIII века на всех российских заводах изготавливались штофы единого объема, составлявшего одну десятую ведра, то есть 1, 23 литра.

Потемкинский завод славился также изделиями из цветного стекла богатейшей палитры. В заводских магазинах можно было заказать изделие на любой вкус. Нередко создаваемые для частных лиц сервизы или отдельные предметы украшались их вензелями или родовыми гербами, что наглядно демонстрируют представленные в витрине рюмки и кубки из синего, марганцевого и алого стекла.

 

Ф.Д. Нэ. Вид города Казани

В 1767 году Екатерина II посетила Казань. Город понравился императрице. Находясь здесь, она писала: «Нам здесь весьма хорошо, и истинно как дома». Екатерина вписала светлые страницы в историю города и населявших его народностей.

В первой половине XVIII века в Российской империи постепенно усиливалась политика насильственной христианизации. Но все изменилось с приходом к власти Екатерины II, которая основывала свое правление на принципах веротерпимости. Она ликвидировала осуществлявшую насильственное крещение мусульман «Контору новокрещенских дел». В 1773 году был издан закон о веротерпимости. По указу 1784 года мурзы уравнивались в правах с русским дворянством. Татарские купцы получили возможность торговать во всех частях империи.

Благодаря вниманию Екатерины II Казань преобразилась. В 1768 году императрица утвердила план новой, регулярной застройки Казани. В соответствии с ним город восстанавливался после пожара, бушевавшего во время Пугачевского бунта. С разрешения государыни в татарских слободах были возведены сохранившиеся до наших дней Мечеть Марджани и Апанаевская (Байская, Пещерная) Мечеть. Благодарные жители Казани называли Екатерину «Эби-патша», что значит «Бабушка-царица».

 

Бюст Г.Р. Державина

Гавриил Романович Державин был крупным государственным деятелем екатерининской эпохи. Сенатор, действительный тайный советник, губернатор Олонецкой, а затем Тамбовской губерний, кабинет-секретарь Екатерины II, президент Коммерц-коллегии, Державин прославился и своими поэтическими сочинениями. Он являлся основателем литературного общества «Беседа любителей русского слова», членом Императорской Российской Академии. Сочиненная им для князя Потемкина ода «Гром победы, раздавайся» долго была неофициальным гимном Российской империи.

Казань занимает особое место в судьбе Державина. Он родился в семье мелкопоместных дворян в имении Сокуры недалеко от Казани. Здесь прошла его молодость. Он учился в Казанской гимназии, участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева.

Экспонирующийся на выставке бюст представляет образец кабинетной пластики, восходящий к мраморному оригиналу работы Жака Доминика Рашетта, созданию которого поэт посвятил оду «Мой истукан»: Готов кумир, желанный мною / Рашет его изобразил! / Он хитрою своей рукою / Меня и в камне оживил.

 

Казанский сервиз

Для правителей всех губерний империи по воле Екатерины II были заказаны так называемые наместнические или губернские столовые серебряные сервизы. Они предназначались для торжественных приемов. В этом проявилась забота императрицы о губернаторах, которые должны были иметь достойное их положения парадное столовое убранство. Б о льшая часть наместнических сервизов была заказана в Париже. В Эрмитаже имеется по несколько предметов из каждого из них — бутылочные и рюмочные передачи, солонки, суповые миски, подсвечники. Среди них и предметы из Казанского сервиза. На выставке можно увидеть подсвечники, бутылочную и рюмочную передачи, входившие в состав Казанского сервиза.

Бутылочная передача служила своеобразным холодильником. В нее засыпали лет и помещали туда бутылки с напитками. Волнистые края рюмочной передачи предназначались для закрепления на них ножек укладываемых внутрь сосуда рюмок и бокалов.

 

Чертежи галеры Тверь

В 1767 году для путешествия Екатерины по Волге, в Твери, откуда августейшая путешественница со свитой и отправлялась в путь, были подготовлены специальные суда. Галера «Тверь» предназначалась для императрицы. Свита и прислуга разместилась на галерах «Казань», «Волга», «Ярославль», «Нижний Новгород», «Углич», «Кострома» и «Синбирск». Названия кораблей обозначали некоторые пункты маршрута. Помимо этого «флотилия» включала и другие суда и лодки. 2 мая государыня села на галеру у пристани, расположенной рядом с тверским императорским дворцом и «эскадра» отправилась в путь. После окончания волжского путешествия, императорская галера «Тверь» долгое время находилась в Казани, но, к сожалению, не сохранилась до наших дней.

 

Путь Екатерины к трону был долгим и трудным. Об этом повествуют экспонаты следующего зала.

2. Г.-Х. Гроот. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны

Екатерина приехала в Россию в 1744 году в качестве невесты наследника престола, великого князя Петра Федоровича. Ей было в ту пору 15 лет. Данный портрет был написан художником Георгом-Христофором Гроотом в первые годы пребывания Екатерины в Российской империи. Художник создал изысканный уточненный образ юной принцессы. Вместе с тем, он точно подметил черты характера будущей императрицы – за ее внешней хрупкостью скрываются твердость и решительность, честолюбие и ум. Польский король Станислав Август Понятовский так описывал в своих мемуарах внешность молодой Екатерины, которую он впервые увидел на балу в 1755 году: «Волосы у нее были черные при ослепительной белизне кожи и самом ярком румянце; большие голубые выпуклые глаза, очень выразительные, ресницы черные и очень длинные, греческий нос, рот, который, как казалось, просил поцелуя, руки и плечи верх совершенства, стан гибкий, скорее высокий, походка крайне проворная, но вместе с тем преисполненная благородства».

В 1745 году состоялось венчание Екатерины с наследником Российского престола великим князем Петром Федоровичем.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.