Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2021-12-11 | 24 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Н е тольк о насильс тве нно е прекра щ ени е жи з н и считалос ь уголовн ы м преступлением, н о и нару ш ени е правильных половы х отно ш ени й м е ж д у м у ж е м и ж еной, в результат е котор ы х зачи нае тс я жи з нь. К чис л у серьезн ы х уголовн ы х преступлени й относилис ь инцест, содо ми я и да ж е прел ю бодеяни е (с м. Л еви т 20:10-21), а так ж е неуважени е к роди теля м (с м. И схо д 21:15; В торозако ни е 21:18-21).
Гражданско е прав о
В етхозаветное прав о обнару жи вае т мно г о параллеле й с други м и зако но дательства м и Д ревнег о мир а. Здес ь рассматрива ю тс я таки е повседнев ны е проблемы, ка к обра щ ени е с о слуга ми, различн ы е проявлени я наси лия, ответственност ь владельце в жи вотн ы х ил и друго й собственност и з а у щ ерб, причиненны й это й собственность ю. «К ни г а Завета» состои т именн о и з таког о род а предписаний; воз можно, следуе т придат ь особо е з начени е то м у ф акту, чт о Бо г здес ь именуетс я Э лохи м, т.е. прост о Бог, а н е свои м личн ы м имене м Я хве. В ероятно, эт о указани е н а то, чт о дан ны й сво д зако но в И зраил ь позаимствова л и з наследи я об щ епринят ы х норм, н е внос я в не г о су щ ественн ы х изменени й ил и дополнений.
Д л я это й категори и прав о сводилос ь к компенсаци и з а причинен ны й у щ ерб, и мно ги е нака за ни я похож и н а предписани я други х кодек сов, в частности, зако но в Х а мм урапи. О днак о ест ь и неко тор ы е отли чия. Так, хот я телес ны е нака за ни я и увечь я б ы л и весь м а распростране н ы в Д ревне м мир е, В етхий Заве т дае т ли ш ь оди н конкретн ы й приме р таког о род а кар ы (В торозако ни е 25:11-12). П равда, ест ь и указани е от дат ь «душ у за душ у, гла з за глаз, зуб за зуб, рук у за руку, но г у за ногу, обо жж ени е з а обо жж ение, ран у з а рану, у ш и б з а у ш иб» (И схо д 21:23- 24; Л еви т 24:19-20; В торозако ни е 19:21), н о он о ка ж етс я скоре е си м во лически м обозначение м требова ния, чтоб ы нака за ни е на з началос ь пропорциональн о нанесенном у у щ ербу. В Д ревне м мир е да ж е стол ь
|
377
ПУТЕВ ОДИ ТЕЛЬ П О ВЕТХО М У ЗАВЕТУ
без ж алостно е воз м езди е вс е ж е ограничивал о ниче м н е сдер жи вае м у ю м есть. Е сл и вспо мни т ь похвальб у Л а м еха, убив ш ег о ю но ш у, котор ы й ег о ударил (с м. Бы ти е 4:23), т о и эле м ентарн ы й зако н равног о воздая ни я покажетс я прогрессом. Бол е е того, хот я принци п воздаяни я и присутствуе т в книг е Завета, е м у пред ш еству ю т и з а ни м следу ю т зако ны, убе ж да ющ ие, чт о в основно м применялис ь ины е ф орм ы наказа ния, нежел и фи зическо е увечье; глав ны м образом, эт о б ы л а дене жн а я пеня. П о-видимому, практик а м атериально й компенсации, в ып лачи вав ш ейс я ж ертв е и освобо ж дав ш е й провинив ш егос я о т телес но г о на казания, б ы л а уж е ш ирок о распространена.
С е м ейно е прав о
В с я структура израильског о об щ еств а строилас ь и з систе м ы се м е й и кланов. Значимост ь се м ь и отра ж ен а в о мно ги х зако на х В етхог о Завета. О т но ш ени я м е ж д у членам и се м ь и оказ ы вал и влияни е н а вс е израиль ско е об щ ество. В основ е ветхозаветн ы х представлени й о се м ейно й жи з н и ле жи т постоянств о отно ш ени й м е ж д у супруга ми. Главно й ф ор мо й брак а б ы л со ю з одног о м у ж чин ы с одно й ж ен щ ино й (моно га мия), правда, цар и и во ж д и имел и множ еств о ж е н (полигамия) и это т обы ча й та к и н е б ы л запре щ ен. Бр ак и устраивалис ь родителями, хот я по ро й закл ю чалис ь и п о л ю бв и (с м., например, 1 Ц арст в 18:20). Н аряд у с зако нно й ж ено й м у ж чин а мо г содер ж ат ь нескольки х наложни ц и з ра б ын ь, че й статус, разумеется, б ы л ниж е положени я зако нно й ж ен ы. Ра зво д б ы л вполн е допусти м, однак о пр и это м ж ен щ ин а мо гл а остать с я в стол ь бедственно м положении, чт о у ж е п о это й причин е к развод у прибегал и нечас то. В с е таки е дел а находилис ь в искл ю чительно м ве дени и се м ь и и н е б ы л и подведомственны зако ну. Гражданско е прав о дает, однако, ря д об щ и х предписани й н а случа й нару ш ени я правиль ны х отно ш ений, а уголовно е прав о запре щ ае т прел ю бодеяние. П риве ден ы подробные указани я о б обра щ ени и с наложницам и (с м. И схо д 21:7-11; В торозако ни е 21:10-14) и п о повод у ситуации, нас тупа ющ е й посл е развод а (с м. В торозако ни е 24:1 -4).
|
Н а м еренно е неуважени е к родителя м в определенн ы х случая х под падал о по д действи е уголовног о права, но, ка к правило, авторите т от ц а ил и патриарх а се м ь и б ы л непоколебим, и в боле е ранни й историче ски й перио д оте ц мо г и са м осудит ь член а свое й се м ь и н а с м ерт ь (с м. Бы ти е 38:24). П оздне е зако н предписывае т в ын осит ь таки е вопрос ы н а рассмотрени е суда старей ш и н (с м. В торозако ни е 21:18-21), а нек о
378
ЖИ З Н Ь НАРОДА БОЖЬЕГО
тор ы е текст ы наводя т н а мы сль, чт о су щ ествовал а так ж е воз можно ст ь апеллироват ь к цар ю (с м. 4 Ц арст в 14:4-11).
Ч лен ы се м ь и имел и взаи мны е обязательств а дру г пере д друго м. Е сл и он и б ы л и в ын у ж ден ы продат ь себ я в долгово е рабство, бли ж ай ш и м родственника м следовал о в ы купит ь и х (с м. Л еви т 25:47-49) — это т укла д жи в о запечатле н в книг е Руфь. Д л я всех, кром е патриарха, ветхозаветн ы й се м ейн ы й укла д б ы л достаточно суров ым. Х от я каж до м у член у се м ь и предоставлялис ь определенн ы е гара н тии, н а не г о вза м е н нала галас ь весь м а ж естка я ответственность.
О б щ ественно е прав о
Х анаански е города-государства, посред и котор ы х создавалас ь изра ильска я нация, представлял и собо й ф еодальн ы е образовани я с могу щ ественн ы м и богат ы м правя щ и м классом. Э то т стро й радикальн о от личалс я о т ветхозаветног о образца, т.е. племенно й структур ы. В идеал е подразумевалось, чт о в израильско м об щ еств е не т м ест а ж естко й иерархии, чт о он о дол жн о сохранят ь принцип ы эгалитариз м а и чт о вс е гра ж дан е облада ю т равн ым и правам и и привилегиями. В етхий Заве т отра ж ае т глубоки й кон ф лик т м е ж д у эти м и дву м я социальн ым и моде ля ми. В древней ш и х поселения х И зраил я м естн ы е старей ш ин ы б ы л и полновластными руководителями, однак о постепенн о вс е очевидне е и нас тойчиве е становилас ь необходимос т ь имет ь единог о царя. Тем н е м ене е эт и нов ш еств а в ы звал и серьезну ю оппозици ю, и, да ж е когд а И зраил ь превратилс я в мон архическо е государство, власт ь цар я б ы л а ж естк о ограничен а зако но м (с м. В торозако ни е 17:14-20). К огд а посл е с м ерт и С оломон а велико е царств о развалилос ь надвое, эт о произо ш л о глав ны м образо м из-з а напряжени я м е ж д у б ю рократическо й ханаан ско й мо дель ю и израильски м идеало м об щ ег о равенства, приче м сво бод а индивидуума ограничивалас ь тольк о обязательства ми внутр и се м ейно й групп ы.
|
Бол ь ш о е практическо е з начени е име л вопро с о владени и зе м лей. В ханаански х городах-государства х вс я зе м л я прям о ил и опосредованно принадлежал а цар ю (с м. 1 Ц арст в 8:11-17), а в И зраил е хозяино м все й зе м л и считалс я Бог. Земл я передавалас ь в аренд у се м ейно й групп е и н е мо гл а б ы т ь продан а ил и куплен а — он а переходил а в неприкосновен но м вид е о т одног о поколени я к друго м у (с м. Л еви т 25:23). Таки м спо собо м И зраил ь надеялс я избежат ь ф ормировани я класс а зе м левладель це в и сохранит ь равенств о м е ж д у гра ж дана ми. П ророк и неус та нн о об -
379
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!