Дорожно-транспортных преступлений — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Дорожно-транспортных преступлений

2021-12-11 18
Дорожно-транспортных преступлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Допрос потерпевшего позволяет выяснить ряд обстоятельств. Прежде всего у потерпевшего следует выяснить следующие вопросы: состояние зрения и слуха потерпевшего; не имелось ли физических недостатков, которые ограничивали возможность его передвижения, не находился ли он в состоянии опьянения. Кроме того, у него следует выяснить информацию о видимости, состоянии проезжей части и погодных условиях.

Если потерпевший проходил проезжую часть дороги, то следует уточнить, пересекал ли он проезжую часть по пешеходному переходу, какой сигнал светофора был включен. При движении потерпевшего вблизи пешеходного перехода нужно выяснить, на каком расстоянии от пешеходного перехода он находился.

Наряду с этими вопросами необходимо выяснить: видел ли он транспортное средство и слышал ли шум его двигателя; на каком расстоянии находилось транспортное средство от него в момент начала движения по проезжей части и какова была скорость его движения; в каком темпе он двигался; если менял темп движения, то какие отрезки дороги и каким темпом преодолел; какое расстояние он преодолел от тротуара до места наезда; угол пересечения проезжей части; каково было расположение других транспортных средств. Если на проезжей части стояло транспортное средство или находилось другое препятствие, ограничившее обзор проезжей части, то необходимо выяснить их расположение и расстояние, на котором перед транспортным средством он двигался.

У потерпевшего должны быть выяснены обстоятельства, относящиеся к механизму события: в какую часть тела был нанесен первоначальный удар и какие телесные повреждения ему были нанесены; какова последовательность его перемещения после удара; в какой одежде он находился, имеются ли на ней следы и где одежда находится в данный момент.

В тех случаях, когда водитель на транспортном средстве с места происшествия скрылся, потерпевший допрашивается также о том, останавливалось ли транспортное средство и подходил ли водитель к потерпевшему; какие действия производил на месте происшествия; в каком направлении уехал; не запомнил ли примет водителя и отличительных признаков транспортного средства.

Определяющее значение имеет своевременность проведения этого следственного действия. Следует сказать, что зрительная информация механизма дорожно-транспортного преступления, воспринятая допрашиваемыми, нередко искажается как по объективным, так и по субъективным причинам. В числе объективных причин основное значение имеет быстротечность события дорожно-транспортного преступления. Субъективные же причины связаны с разными обстоятельствами личного характера. В этой связи важно допросы очевидцев и участников дорожно-транспортных преступлений произвести немедленно после осмотра места дорожно-транспортного преступления.

Одной из наиболее распространенных ошибок, по нашему мнению, является пассивная форма допроса, когда следователь просит свидетеля рассказать все, что тому известно, не контролируя его уже имеющимися сведениями и не разделяя увиденное лично и услышанное, а нередко и додуманное свидетелем. В результате только на какой-то стадии допроса, а порой – в его конце, выясняется, что свидетель находился в момент происшествия в таком месте, откуда он не имел возможности наблюдать движение участников дорожно-транспортного преступления и сам момент столкновения или наезда.

Необходимо строго разделять и указывать в протоколе допроса то, что свидетель видел лично и то, что он узнал о случившемся и от кого.

При этом во избежание повторных вызовов в протоколе допроса следует зафиксировать все подробности, детали происшествия.

Главные среди них – расположение участников дорожно-транспортного происшествия перед происшествием, направление и скорость движения, их дей­ствия в момент возникновения опасности, обстановка и место наезда, столк­новения и т.п.

При допросе свидетелей, не являвшихся очевидцами происшествия, также выясняются обстоятельства, которые, по предположению допрашивающего, могут быть известны и иметь значение для раскрытия преступления. Такими свидетелями могут быть работники лечебных учреждений, автохозяйств, дорожных служб. Содержание их допросов зависит от обстоятельств, подлежащих выяснению по конкретному делу.

В начале расследования, когда нет еще достаточных оснований считать, что дорожно-транспортное происшествие является результатом преступного нарушения правил безопасности движения, водитель допрашивается в качестве свидетеля.

При допросе водителя выясняется его личность, состояние транспортного средства, обстоятельства происшествия, его действия после происшествия. Подлежат установлению время выезда из гаража, время происшествия, состояние здоровья водителя. В частности, не страдает ли он дальтонизмом, близорукостью, не заснул ли за рулем, употреблял ли алкоголь или наркотики и в каком количестве. Необходимо также выяснить техническое состояние автомобиля: если был неисправен, то уточнить время возникновения неисправности и мнение водителя в отношении причинной связи неисправности с происшествием. Словом, получить в полном объеме сведения об обстоятельствах, характеризующих развитие механизмов дорожно-транспортных преступлений. И, наконец, путем допроса установить, что делал водитель для избежания наступления опасных последствий: оказывал ли помощь потерпевшим, если нет, то почему, по какой причине он скрылся с места происшествия, принимал ли меры к сокрытию следов технических повреждений и какие.

При проведении допросов следователь должен опираться на результаты других следственных действий, соотносить сведения, сообщаемые допрашиваемым, с фактическими данными, полученными в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия, освидетельствования. Следователь не должен автоматически фиксировать всю информацию, которую сообщает допрашиваемый. Он должен уточнять ее, пропуская через уже проверенные, достоверные факты.

Допрос свидетелей. Условно свидетелей по делам о дорожно-транс­порт­ных преступлениях можно классифицировать на следующие группы:

- свидетели – участники дорожно-транспортного происшествия (водители, пассажиры, пешеходы);

- «нейтральные» свидетели (прохожие, водители, не участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии и др.);

- лица, осуществляющие надзор за движением транспорта (работники милиции);

- лица, в обязанности которых входит технический контроль за работой транспорта (руководители автопредприятий, механики, медицинские работники, проводящие выпускной контроль и т.п.);

- иные лица (медперсонал медицинских учреждений, родственники и т.п.).

Ясно, что в первую очередь должны быть получены показания от свидетелей первых трех групп. Все указанные лица по тем или иным причинам могут сознательно или в силу объективных причин искажать информацию о дорожно-транспортном преступлении.

При допросе по дорожно-транспортным преступлениям следователю необходимо обращать на следующие моменты:

- на точность показаний оказывает влияние: возраст, профессия, стаж работы лица, дающего показания (свидетель, не имеющий прямого отношения к работе транспорта, ошибается больше, чем водители, а у водителей с большим стажем работы величина ошибок значительно меньше, чем у водителей с меньшим);

- с увеличением скорости движения транспортного средства возрастает и величина ошибок;

- водители и свидетели точнее определяют скорость движения транспортного средства в процессе эксперимента, чем без такового;

- если сведения водителя и свидетеля основаны на показаниях спидометра, то они допускают погрешность 10-15 %;

- в большинстве случаев водители и свидетели, определяя скорость движения транспортного средства, ошибаются в сторону уменьшения последней;

- водители и свидетели в «неподвижном состоянии» определяют скорость, расстояние до препятствия с меньшей величиной ошибки, чем когда находятся в движении;

- на расстоянии 200 метров и более водитель и свидетель, находящиеся в движущемся транспортном средстве, практически не могут определить скорость движения встречного транспортного средства.

В целом ряде случаев свидетельские показания являются единственным источником доказательств по делам о дорожно-транспортном преступлении. Поэтому, опираясь на них, следователь всегда обязан убедиться в достоверности сведений, сообщаемых свидетелем.

Достоверность показаний свидетеля проверяется путем постановки контрольных вопросов, ответы на которые можно контролировать фактическими данными, имеющимися в деле.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.