Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

2021-12-11 30
Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кондак,

Глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Проверочные вопросы:

1. Что нам известно о Рождестве Пресвятой Богородицы?

2. Какой смысл в рождении Девы Марии от престарелых бесплодных родителей видят святые отцы?

3. Почему Рождество Пресвятой Богородицы является днем особой радости?

4. Когда был установлен Праздник Рождества Пресвятой Богородицы?

5. Что говорится богослужебных текстах о родителях Девы Марии?

6. Как в богослужебных текстах Праздника отражены причины для радости всего мира по поводу Рождества Божией Матери?

7. Каков прообразовательный смысл ветхозаветных чтений Рождества Пресвятой Богородицы?

Источники и литература по теме

Источники:

1. Григорий Палама, свт. Омилии. (См.: Омилия 47). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/47 (дата обращения: 10.03.2016).

2. Андрей Критский, свт. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/slovo-na-rozhdestvo-presvjatoj-bogoroditsy/ (дата обращения: 10.03.2016).

3. Иоанн Дамаскин, прп. Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/dva-slova-na-rozhdestvo-presvjatoj-bogoroditsy/ (дата обращения: 10.03.2016).

Основная учебная литература:

1. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. (См.: Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии).

2. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 6. Праздники и посты. Православные праздники. Рождество Пресвятой Богородицы).

3. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: Т.2. Раздел V. Богослужение. Гл. IV. Годовой Круг богослужения. Рождество Богородицы).

4. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. (См.: Рождество Пресвятой Богородицы). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/2#note25 (дата обращения: 10.03.2016).

Дополнительная литература:

1. Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы. Киев: Изд. «Пролог», 2004.

Видеоматериалы:

1. Православная энциклопедия. Рождество Пресвятой Богородицы

https://youtu.be/9obXaJFGdSU

2. РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ. Лето Господне

https://youtu.be/YZANsU4EFmI

3. ТК "Неофит". РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ. ПРАЗДНИКИ

https://youtu.be/BRR4RGvsH1I

4. Рождество Пресвятой Девы Марии. Закон Божий. Телеканал "Радость моя"

https://youtu.be/M1n3HzHAOWQ

 

[1] Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах».

[2] Утреня, 2 канон, 1 песнь, 1 тропарь (далее — п. 1, 1).

[3] Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне».

[4] Великая вечерня, 1 стихира на литии.

[5] Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах» и 4-я стихира на стиховне великой вечерни.

[6] Утреня, 1-й канон п. 6, 1.

[7] Великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах».

[8] Утреня, 2-й канон, п. 9, 3.

[9] Утреня, светилен на «Слава, и ныне».

[10] Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах».

[11] Великая вечерня, 1 стихира на литии.

[12] Утреня, 2-й канон, п. 5, 1: «Пречистое Твое рождество, Дево Непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно и рождение Твое, Невесто Неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (ибо Бог всего меня воспринял).

[13] Утреня, 1-й канон, п. 8,1.

[14] Великая вечерня, 1 стихира на стиховне.

[15] Малая вечерня, стихира на «Господи, воззвах» на «Слава, и ныне».

[16] Великая вечерня, 4 стихира на литии.

[17] Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

[18] Малая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах».

[19] Великая вечерня, 2-я стихира на стиховне.

[20] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне.

[21] Малая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

[22] Малая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах».

[23] Малая вечерня, 1 стихира на стиховне.

[24] Великая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах».

[25] Великая вечерня, 2 стихира на стиховне.

[26] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на литии.

[27] Утреня, 2 стихира на хвалитех.

[28] Великая вечерня, 5 стихира на «Господи, воззвах».

 

VI.12. Праздники и посты. Воздвижение Креста Господня

1. История, смысл и значение праздника Воздвижения Креста Господня

2. Особенности богослужения и богослужебные тексты Крестовоздвижения

1. История, смысл и значение праздника Воздвижения Креста Господня

Изображения Креста появились в Церкви очень рано, уже во втором веке христиане стали осенять себя крестным знамением. Изображения Распятия Иисуса Христа на кресте появились около VI века. Крест, бывший в дохристианскую эпоху символом поругания и страшной смерти, стал для верующих во Христа знаком победы над смертью, диаволом и всей силой его. Праздник Воздвижения посвящен Кресту Христову. Изначально, в IV веке, этот праздник был установлен Церковью в воспоминание Обрéтения Креста Господня. По описанию древних христианских историков (Евсевия Кесарийского, блж. Феодорита Киррского, прп. Руфина Аквилейского, Сократа Схоластика и Созомена Саламанского), событие это представляется в следующем виде.

В IV веке при равноапостольном императоре Константине Великом и его матери Елене установилось особенное почитание Креста Господня, трижды являвшегося императору в сложные моменты жизни. Первый раз он видел знамение Креста во время войны с нечестивым Максентием, правителем Рима, который проливал много человеческой крови для совершения волхований, приносил в жертву бесам множество детей, девушек и беременных женщин, чтобы угодить своим ложным богам. Максентий вел развращенную и гнусную жизнь и был ненавистен всему Риму.

Когда Константин выступил против Максентия, надежда его была только на Бога. Войск у Константина было всего 25 тысяч, а у Максентия около 200 тысяч. Зная, что Максентию помогает бесовская сила, Константин начал молиться Единому Богу, Который правит на небе и на земле, Которого почитают все христиане. Он умолял Господа дать ему знак, что война против нечестивого Максентия будет победоносной. И вот, пока он усердно молился, в полдень явилось на небе состоящее из звезд знамение Креста Господня, которое сияло ярче солнца. Вместе с Крестом на небе была надпись: «Сим побеждай», то есть «Побеждай Крестом». Это чудесное явление видели все воины. Все были сильно удивлены и испуганы. Многие воины были язычниками, а для язычников Крест — это знак несчастий и смерти, так как на Кресте в то время умирали злодеи и разбойники. Воины боялись, что явление Креста предвещает несчастье. Сам Константин был очень смущен. Ночью ему явился Сам Христос и снова, показав ему Крест, сказал: «Сделай такой Крест и прикажи нести его перед своими воинами, и тогда победишь не только Максентия, но и всех своих врагов».

Император рассказал приближенным об этом сне и приказал мастерам золотых дел изготовить Крест таким, как он явился пред всеми на небе. Крест был сделан из золота и украшен жемчугом и драгоценными камнями. А всем воинам Константин приказал начертить такой крест на оружии, шлемах и щитах.

Максентий был побежден, несмотря на перевес в силах. Войдя в Рим, Константин возблагодарил Бога за данную ему победу и приказал в память о ней поставить Крест посреди города на высоком каменном столбе. На самом людном месте города Константину воздвигли статую с крестом в правой руке. Константин повелел сделать на ней надпись на латинском языке: «Этим спасительным знамением, истинным доказательством мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана и по освобождении его возвратил римскому сенату и народу прежний блеск и знаменитость».

Второй раз Константин видел Крест на небе при осаде маленького городка Византии, будущего Константинополя, а в третий раз — когда сражался со скифами. Все эти великие и победоносные явления убедили Константина креститься вместе с матерью императрицей Еленой.

Таким образом, испытывая чувства благоговения ко Кресту Господню, с помощью благодатной силы которого он одержал многие победы, и благодарности Богу за согласие Церкви, установленное на I Вселенском Соборе, император Константин возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Его мать, святая равноапостольная царица Елена, желая содействовать столь благочестивому намерению своего сына, — отправилась в 326 г. в Иерусалим на поиски Креста Господня.

При его поисках руководствовались тем, что по древнему иудейскому обычаю орудия казни закапывались вблизи места ее совершения. Но ненавистник христиан император Адриан в начале II века решил уничтожить все следы как иудейства, так и христианства в Римской империи. Для этого он переименовал Иерусалим в Элию и полностью его перестроил, срыв Голгофский холм и засыпав пещеру святого Гроба. После этого Адриан соорудил над Голгофой капище языческой богини Венеры. А в III веке это здание уже лежало в руинах, поэтому к моменту начала поисков место Распятия оставалось неизвестным. По преданию, записанному Григорием Турским, место обретения Креста Господня указал под развалинами языческого капища престарелый иудей по имени Иуда, впоследствии принявший христианство с именем Кириак. Вблизи Лобного места нашли гвозди, дощечку с надписью на трех языках, еврейском, греческом и латинском, «Иисус Назорей, Царь Иудейский», которая была прибита над Главою распятого Христа, и три креста.

Вот как возвышенно об обретении Креста говорит свт. Андрей Критский: «Вышло из сокровищниц земли знамение Владыки, — знамение, потрясенные которым адские пещеры освободили содержимые в них души. Как жених из чертога, вышел из земной опочивальни крест Господень, из-за которого обрученная Христу церковь языческая отвергла многообразное нечестие эллинское. Вышла духовная жемчужина верных, утвержденная на венце Христовом, дабы озарять всю вселенную. Вышло украшение Церкви — крест Христов, дабы украсить всяческую земную тварь. Вышел крест, как невинный из темницы, дабы призвать виновных, — неудержимый узами, дабы освободить связанных, — из темных мест светильник света, дабы (разгнав тьму неведения) разлить свет познания».

Для того чтобы узнать, какой из трех крестов является Крестом Господним, нужно было высшее свидетельство о нем. По одной из версий, которую приводят церковные историки прп. Руфин, Сократ, Созомен и блж. Феодорит, опознать Крест Спасителя удалось благодаря возложению его на тяжело больную женщину, лежавшую на смертном одре: «Случилось, что в том же городе недалеко от этого места находилась снедаемая тяжелым недугом и уже умирающая знатная женщина. Епископом Церкви того города в то время был Макарий. По свидетельству прп. Руфина, когда он увидел царицу, стоящую в нерешительности, а также всех, кто там присутствовал, сказал: «Принесите сюда все кресты, которые были найдены, и тот, что нес на себе Господа, откроет нам Бог». И... приложил сначала первый из них, но ничего не достиг. Приложил второй, и также ничего не произошло. Когда же он приложил третий, женщина, открыв вдруг очи, встала, и когда вернулась к ней телесная крепость, стала она более свежей, нежели когда лежала больной. И все в доме засуетились и принялись славить могущество Божие».

По другой версии, кресты были возложены на мертвеца, который, после того как на него возложили Крест Христа, воскрес. 

В благоговейной радости равноапостольная царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и, естественно, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать — воздвигать — Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй».

Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи.

Святая Елена приказала строить в Иерусалиме на святых местах церкви. Прежде других была построена церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, там, где были найдены гроб Христов и Его Честной Крест. Она приказала также построить храм в Гефсимании, где находился гроб Пресвятой Богородицы. Храм был освящен во имя Ее успения. После этого благочестивая Елена построила еще восемнадцать храмов, украсила их драгоценностями, одарила всем необходимым для богослужений и только тогда собралась обратно в Византию. С собой она взяла часть Креста и гвозди, которыми были прибиты руки и ноги Господа.
С 335 года, когда было совершено освящение храма Воскресения Христова (13/26 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14/27 сентября. Это освящение совершал собор епископов, прибывших со всех концов Римской империи, что послужило к распространению празднования в этот день Воздвижения Креста Господня и за пределами Иерусалима, во всем христианском мире.   
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание — возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.   

В Персии царствовал в то время Хозрой. Он был очень воинственным и ему везло в битвах. Хозрой покорил Египет, Африку, Палестину и взял Иерусалим, причем убил множество христиан. Воины Хозроя разграбили Иерусалим, похитили церковные сокровища и утварь. Был унесен и ковчег с Крестом Христовым. Византийские императоры пытались победить Хозроя, но сами были им неоднократно побеждены. Император Ираклий просил мира у Хозроя, тот же ему надменно отказывал. Сильно опечалившись и скорбя, Ираклий стал искать защиты у Бога. Он повелел всем верующим молиться, поститься и бодрствовать, чтобы Господь избавил их от врага, который гордо похвалялся уничтожить всех христиан, хулил имя Господне. Все молились, чтобы язычники поняли, что есть только один истинный Бог, и не могли сказать: «Мы сильны и боги наши». Язычники должны были узнать, что силе Бога нашего никто не может противостоять.

Сам император Ираклий также со слезами молился и постился. Потом он собрал всех воинов и с надеждой на помощь Божию пошел на персов войной. Ираклий победил Хозроя, обратил его в бегство и семь лет одерживал победы над многочисленными остатками его войска, продолжавшего сопротивляться. Вскоре Хозроя убил его собственный сын, мечтавший сам стать правителем, и тут же отослал посольство к Ираклию с просьбой о мире. Мир был заключен, император Ираклий возвратился победителем и привез с собой части Креста Христова, похищенные когда-то персами. Крест находился у них около четырнадцати лет. Император Ираклий радовался и прославлял Бога за помощь.

Добравшись до Иерусалима, он поднял части Креста на плечи, чтобы отнести их на прежнее место, и нес их, будучи одет в пышные одежды, в порфиру, украшенную золотом и драгоценными камнями. На голове у него был царский венец. Когда процессия дошла до ворот, через которые выходили на лобное место — Голгофу, то, к своему удивлению, Ираклий почувствовал, что не может ступить ни шагу. Между тем вместе с императором шел и патриарх Иерусалимский Захария. Он вместе с жителями города вышел навстречу процессии с ветвями финиковых пальм и теперь присоединился ко всем. Патриарх увидел внезапно ангела Господня, который стоял в воротах и не давал императору пройти.

Ангел сказал патриарху:
— Не так нес сюда Крест Творец наш, как вы несете его.

Услышав это, патриарх был сильно испуган и сказал, обращаясь к Ираклию:

— Знай, что невозможно тому, кто богато одет и украшен царскими украшениями, нести этот святой Крест, который нес Христос, обнищавший ради нас и униженный. Если хочешь нести Крест, подражай нищете Спасителя.

Благочестивый император снял с себя царское облачение и надел простую бедную одежду, и тогда уже беспрепятственно прошел с Крестом в ворота, внес его в храм, откуда он был похищен персами, и поставил на прежнее место.

Свт. Софроний Иерусалимский говорит о символическом значении Крестовоздвижения: «Крест воздвигается на высоту, и есть ли кто, кто таинственно и сам не возвысится от земли? Потому что туда, куда возвысился Искупитель, туда и искупленный Им приходит и переселяется, имея великое желание всегда быть вместе со своим Спасителем и наслаждаться неиждеваемыми воздаяниями от Него».

2. Особенности богослужения и богослужебные тексты Крестовоздвижения

Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня имеет один день предпразднства (13/26 сентября) и семь дней попразднства. Кроме того, праздник Воздвижения имеет ту особенность, что суббота и Неделя, предшествующие дню Воздвижения, называются субботой и Неделей пред Воздвижением. Суббота и Неделя, следующие заднем Воздвижения, называются субботой и Неделей по Воздвижении. Эти субботы и Недели составляют предпразднство и попразднство. Но в эти дни не бывает особых служб — только на Литургии положено чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение ко Кресту, а перед ними — соответствующих празднику прокимнов и аллилуария.

На всенощном бдении, в праздник Воздвижения, Крест выносится из алтаря на середину храма для поклонения, так же как и в Неделю Крестопоклонную. В отличие от Крестопоклонной аналой, где лежит крест, богато украшается цветами, нередко бывает украшен цветами и сам крест. Животворящий Крест, вынесенный на середину храма в праздник Воздвижения, лежит на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения, после отпуста Литургии священник уносит Крест в алтарь и полагает его на Престол при пении тропаря и кондака праздника. 

В соборных храмах, там, где служат епископы, совершается «Чин Воздвижения Креста». Он совершается на середине храма, после выноса креста из алтаря. Под многократное пение «Господи, помилуй», епископ или настоятель опускают и поднимают крест, изображая его воздвижение из земли. Два диакона в это время поливают на крест розовую воду, которая стекает в большой поднос с лепестками цветов. Такое воздвижение совершается четырежды — на все стороны света, и каждый раз, подняв крест, настоятель благославляет им народ. Затем крест кладется на аналой, и все трижды поклоняются ему под пение «Кресту Твоему...».

В богослужении праздника лишь некоторые тексты посвящены тому событию, в честь которого он установлен. Можно привести такой пример:

«Светосиянен звездами образ / предпоказа, Кресте, победу одоления / благочестивому царю великому, / егоже мати Елена изобретши, / мироявленна сотвори, / и, тя днесь воздвижуще, верных лицы, зовем: / просвети ны светлостию твоею, / Кресте живоносный, / освяти ны крепостию твоею, / всечестный Кресте, / и утверди ны воздвижением твоим, / воздвизаемый ко ополчению врагов»[1].

Основная же часть литургических текстов посвящена прославлению креста как орудия смерти, ставшего орудием спасения человечества:

«Приидите, вси языцы, / благословенному Древу поклонимся, / имже бысть вечная правда: / праoтца бо Адама прельстивый древом / Крестом прельщается / и падает, низвержен, падением странным, / мучительством одержавый царское здание; / Кровию Божиею яд змиев отмывается, / и клятва разрушися осуждения праведнаго, / неправедным судом Праведнику осуждену бывшу; / Древом бо подобаше древо исцелити / и Страстию Безстрастнаго, яже на Древе, / разрешити страсти осужденнаго. / Но слава, Христе Царю, / eже о нас Твоему мудрому смотрению, / имже спасл eси всех, / яко Благ и человеколюбец»[2].

«Восплещем днесь песненное торжество / и светлым лицем и языком ясно возопиим: / нас ради, Христе, суд приемый, / и оплевания, и раны, и червленицею одеявыйся, / и на Крест возшед, / егоже видевше, солнце и луна свет скрыша, / и страхом земля колебашеся, / и завеса церковная раздрася на двое. / Ты и ныне даруй Крест Твой честный нам блюстителя и хранителя / и прогонителя демонов, / яко да вси, облобызающе, вопием ему: / спаси ны, Кресте, силою твоею, / освяти ны светлостию твоею, честный Кресте, / и укрепи ны воздвижением твоим, / яко свет нам дарован еси / и спасение душ наших»[3].

«Крест возносится, и демони прогоняются, / разбойник Едема убо врата отверзает, / смерть умерщвляется и ныне пуста явися, / Христос величается. / Тем веселитеся, вси земнороднии, / клятва разрушися»[4].

«Кресте Христов, христиан упование, / заблуждших наставниче, / обуреваемых пристанище, / в бранех победа, / вселенныя утверждение, / недужных врачу, / мертвых воскресение, / помилуй нас»[5].

Большое внимание в богослужебных текстах Воздвижения уделяется основным ветхозаветным прообразам креста. К числу последних относится, в частности, благословение Иаковом Ефрема и Манассии, на которых он возложил руки крестообразно (см.:Быт.48:14):

«Прообразуя Крест Твой, Христе, / патриарх Иаков, внуком благословение даруя, / на главах пременeны руки сотвори. / Eгоже, Спасе, мы днесь возносяще, взываем: / даруй христолюбивому воинству победы, / яко Константину одоление»[6].

Прообразом креста является жезл, подняв который, Моисей разделил воды Чермного моря (см.:Исх.14:16):

 «Крест начертав, Моисей / впрямо жезлом Чермное пресече, / Израилю пешеходящу; / тоже обратно фараоновым колесницам, / ударив, совокупи, / вопреки написав непобедимое оружие. / Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися»[7].

В христианской традиции как символы креста воспринимаются Древо, брошенное Моисеем в горькие воды Мерры и сделавшее их сладкими (см.:Исх.15:23-25):

«Горькородныя преложи древом Моисей / источники в пустыни древле, / Крестом ко благочестию языков / проявляя преложение»[8].

и процветший жезл Аарона (см.:Чис.17:1-8):

«Жезл во образ тайны приемлется, / прозябением бо предразсуждает священника; / неплодящей же прежде Церкви, / ныне процвете Древо Креста, / в державу и утверждение»[9].

Символом креста является Моисей, простирающий руки и побеждающий Амалика (см.:Исх.17:8-12):

 «Честнаго Креста, Христе, действо прообразив, Моисей, / победи противнаго Амалика в пустыни Синайстей: / eгда бо простираше руце, Креста образ творя, / укрепляхуся людие; / ныне же вещей сбытие в нас исполнися, / днесь Крест воздвизается, / и демони бегают, / днесь тварь вся от тли свободися, / вся бо Креста ради возсияша нам дарования. / Темже, радующеся, вси / припадаем Тебе, глаголюще: / яко возвеличишася дела Твоя, Господи, слава Тебе»[10].

На медного змия, выставленного Моисеем на знамени (см.:Чис.21:8-9), как на прообраз креста указал Сам Христос (см.:Ин.3:14-15):

«Возложи Моисей на столпе врачевство, / тлетвориваго избавление и ядовитаго угрызения, / и древу образом Креста / по земли пресмыкающагося змия привяза, / лукавный в сем обличив вред. / Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися»[11].

Иисус Навин, простирающий руки крестообразно и останавливающий солнце, тоже символизирует крест (см.:Нав.10:12):

«Проображаше таинственно древле Иисус Навин Креста образ, / егда руце простре крестовидно, Спасе мой, / и ста солнце, дондеже враги низложи, противостоящия Тебе, Богу; / ныне бо зайде, на Кресте Тя зря, / и, державу смертную разрушив, / весь мир совоздвигл еси»[12].

Иона, проведший три дня и три ночи во чреве кита, прообразует Христа, распятого на кресте и воскресшего в третий день:

«Воднаго зверя во утробе / длани Иона крестовидно распростер, / спасительную Страсть проображаше яве. / Тем, тридневен изшед, / премирное Воскресение прописаше / Плотию пригвожденнаго Христа Бога / и тридневным Воскресением мир просвещшаго»[13].

Несмотря на торжественность праздника, в этот день, 27 сентября, установлен строгий пост, в память крестных страданий Спасителя.

Облачение и украшение храмов на праздник Воздвижения Креста Господня − красные.

Тропарь,

Глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.   

Кондак,

Глас 4

Вознесыйся на крест волею тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. 


Величание   

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.   

Проверочные вопросы:

1. Когда появились первые изображения Креста?

2. В связи с чем при императоре Константине установилось особое почитание Креста?

3. Какими трудностями сопровождался поиск Креста Господня, предпринятый императрицей Еленой?

4. Как был опознан Крест Спасителя?

5. Какое событие VII века послужило дополнительным поводом для празднования Воздвижения Креста Господня?

6. Какие особенности богослужения на Крестовоздвижение Вам известны?

7. Какие темы звучат в богослужебных текстах Воздвижения Креста Господня?

Источники и литература по теме

Источники:

1. Феодорит Кирский, блж. Церковная история. (См.: Гл. 18). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/cerkovnaya_istoriya/1_18 (дата обращения: 15.03.2016).

2. Руфин, пресв. Аквилейский, прп. Церковная история (См.: Кн. 1. Гл. 7,8). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Rufin_Akvilejskij/tserkovnaja-istorija/ (дата обращения: 15.03.2016).

3. Андрей Критский, свт. Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/slovo-na-den-vozdvizhenija-chestnago-i-zhivotvorjashhago-kresta/ (дата обращения: 15.03.2016).

4. Софроний Иерусалимский, свт. Слово на воздвижение честнаго Креста и на святое Воскресение. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierusalimskij/Slovo_na_vozdvigenie_chestnago_Kresta_i_na_svjatoe_Voskresenie/ (дата обращения: 15.03.2016).

Основная учебная литература:

1. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: Т.2. Раздел V. Богослужение. Гл. IV. Годовой круг богослужения. Воздвижение Креста Господня).

2. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. (См.: Воздви́жение Честного и Животворящего Креста Господня).

3. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 6. Праздники и посты. Православные праздники. Воздвижение Креста Господня).

4. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. (См.: Воздвижение Креста Господня). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/11 (дата обращения: 15.03.2016).

Дополнительная литература:

1. Портал «Православие.Ru» // Толкование паремии на Воздвижение Креста Господня. [Электронный ресурс] – URL: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/117.htm (дата обращения: 15.03.2016).

Видеоматериалы:

1. Студия "Неофит". КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ. ПРАЗДНИКИ

https://youtu.be/Lu2J6g99Gk0

2. ТВ "Союз". Крестовоздвижение

https://youtu.be/8d62UUYZc5U

3. Святая Елена. Воздвижение Креста Господня. Закон Божий. Телеканал "Радость моя"

https://youtu.be/ZLc-uYPy-Z0

4. КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ. Лето Господне

https://youtu.be/dcHJFuXO91w

5. Крестовоздвижение в Оптиной пустыни 2015 г.

https://youtu.be/zjmbLd0yxCk

 

[1] Великая вечерня, 8 стихира на литии.

[2] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах».

[3] Великая вечерня, 7 стихира на литии.

[4] Малая вечерня, 1 стихира на «Господи воззвах».

[5] Утреня, стихира по 50 псалме.

[6] Великая вечерня, 3 стихира на литии.

[7] Утреня, канон, песнь 1, ирмос.

[8] Утреня, канон, песнь 4, тропарь 1.

[9] Утреня, канон, песнь 3, ирмос.

[10] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на литии.

[11] Утреня, канон, песнь 1, тропарь 2.

[12] Утреня, стихира на «Слава, и ныне» на седален по 2 кафизме.

[13] Утреня, канон, песнь 6, ирмос.

 

VI.13. Праздники и посты. Покров Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы

 

1. История и значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы

2. Богослужебные тексты Покрова Пресвятой Богородицы

3. История и значение праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы

4. Богослужебные тексты Введения во храм Пресвятой Богородицы

1. История и значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября) относится к числу великих праздников, хотя и не является двунадесятым. Он был установлен в честь явления Пресвятой Богородицы святому Андрею Юродивому около 930 года. Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины[1], которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров (омофор или мафорий), и молились. В житии святого Андрея так говорится об этом видении. Некогда во время воскресного всенощного бдения во Влахернский храм пришел блаженный Андрей, Христа ради юродивый. Был там и Епифаний – знатный юноша, ученик святого Андрея (по мнению некоторых, впоследствии Константинопольский патриарх). В четвертый час ночи блаженный увидел своими глазами величественную Жену, идущую от Царских Врат со славной свитой. Честный Предтеча Господень Иоанн и апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, многие святые в белых одеждах шли впереди Нее, а некоторые шли сзади с пением гимнов и духовных песен.

 

Когда Она приблизилась к амвону, преподобный подошел к Епифанию и спросил:

– Видишь ли Госпожу и Царицу мира?

– Вижу, отец мой духовный, – отвечал тот.

И пока они смотрели, Она, преклонив свои колена, молилась долгое время, обливаясь слезами. Окончив молитву, Богородица подошла к престолу и просила Господа за предстоящий народ. Наконец, Она сняла с Себя покрывало, которое носила на голове Своей, и держа его с великою торжественностью, Своими Пречистыми руками распростерла его над всем стоящим народом.

Эти чудные мужи – Андрей и Епифаний – довольно долго смотрели на распростертое над головами покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню. И пока была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало.

Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. В этот день все уходили из храма с духовной радостью и надеждой на помощь Царицы Небесной. И эта надежда вскоре оправдалась: враги без всякого кровопролития отступили от города.

В день этого праздника мы не только вспоминаем событие, которое произошло с блаженным Андреем, но прославляем Божию Матерь за то, что Ее Покров, Ее молитва за нас простираются над всею Церковью. Мы веруем в то, что Пресвятая Богородица покрывает нашу землю. Такой покров – это защита от нападений злых духов, от невзгод, помощь в благочестивых делах и христианской жизни.

«Двойная радость для нас в этом празднике, – говорит свт. Николай Сербский, – одна в том, что мы видим великую праведницу и страдалицу в земной жизни, увенчанную такой небесной славой, а другая, что Она, пребывая на небесах, внимательно заботится о христианах, о наследниках Сына Его и Бога… о том, что праведники наследуют Царство Божие свидетельствует нам Пресвятая Богородица Своим явлением в славе и свете, с Покровом Своим, которым Она покрывает от зла всех, кто прибегает к Ней со слезами, молитвой и верой. Она явилась и Она является, является не ради явления, а чтобы открыть духовные очи неверующим, чтобы они узнали о вечной жизни и Царстве небесном; Чтобы утешить скорбящих, чтобы знали они, какая великая радость ожидает их в иной жизни; Чтобы поддержать малых и немощных, чтобы с радостью шли по земному пути в вошли в царство; Чтобы ободрить кающихся, чтобы не преткнулись они на пути покаяния, но выстояли и спаслись; Чтобы каждую каплю крови Сына Своего оплатить спасением многих и многих человеческих душ; Чтобы за каждую каплю крови Сына Своего оградить от погибели тысячи и тысячи человеческих душ».

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы не получил широкого распространения в Греции. На Руси же он превратился в один из наиболее почитаемых Богородичных праздников. Установленный около 1164 года благоверным князем Владимирским Андреем Боголюбским, он сразу же приобрел большую популярность: образ Богоматери, покрывающей народ Своим омофором, полюбился русским людям. В 1165 году был построен первый на Руси Покровский храм – церковь Покрова-на-Нерли. Впоследствии храмы в честь Покрова возникли во многих русских городах. Наиболее известный из них – Покровский собор на Красной площади в Москве (храм Василия Блаженного).

2. Богослужебные тексты Покрова Пресвятой Богородицы

В богослужебных текстах праздника говорится о Божией Матери как о Покровительнице благоверных царей и всех христиан, Защитнице от стихийных бедствий и от всякого зла, Молитвеннице о христианах перед Богом, Ходатаице о спасении всех верующих:

«Палата одушевленная Христова, верным же стена и покров и держава: Тобою град твой, Богомати, спасается: Твоею помощию правовернии царие венчаются: Тобою хвалящиися присно, победы на поганыя носят: покрываеши бо омофором милости Твоея»[2].

«Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, моляши Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша»[3].

«Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превеч наго Бога»[4].

Канон праздника, исполняемый на утрени, посвящен преимущественно осмыслению ветхозаветных прообразов Богоматери. Пресвятая Богородица, согласно автору канона, есть «Многоименитая Дево, пророки проображена честно»[5]. Прообразами Богородицы являются священная скиния Завета (см.:Исх.26:1-30) и предметы, находившиеся в скинии: ковчег Завета (см.:Исх.25:10-22), светильник (см.:Исх.25:31-40), сосуд С манной (см.:Исх.16:33-34) и жезл Ааронов (см.:Чис.17:1-8). Другие прообразы — руно Гедеона (см.:Суд.6:36-40), гора, упоминаемая пророком Аввакумом (см.:Авв.3:3), гора, от которой без содействия рук оторвался камень-Христос (Дан.2:34), и одр Соломона (см.:Песн.3:7-10). Все эти ветхозаветные прообразы перечисляются и толкуются в тропарях и ирмосах канона:

«Скинию Тя Моисей, и жезл Аронов именова: Ты бо животное древо Христа процвела еси...»[6];

«Не яко пред кивотом древле собрав Давид лики, играет: но паче ныне с чинми святых пред Тобою текуще в церковь, Тебе кланяющеся глаголют: моли за чествующия Тя люди, да Твой славяще покров, честно празднуем»[7];

«Гедеон Тя руно прообрази, на Тя бо яко роса Христос Бог сниде...»[8];

«...Радуйся, тучная горо и усыренная Духом. Радуйся, свещниче, и стамно манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства»[9];

«Паче Аароня кивота, всю Тя Бог освятил есть Духом, Богородице, Святым...»[10];

«Одр Тя древле Соломон написа, и ложницу Небесного Царя, обступаему Серафимы...»[11];

«Гору Тя велику Даниил пронаписа: из Тебе бо семени родися Христос, сокруши всю демонскую лесть и всю Своея веры исполни землю...»[12];

«Гора, усыренная Духом, юже Аввакум виде, точащую верным целебную сладость, Богородице Дево, исцели ны...»[13];

«Отроки благочестивыя в пещи, Рож<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.