Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

2021-12-11 28
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проверочные вопросы:

1. Какое пророчество вспоминает в своей первой проповеди после сошествия Святого Духа апостол Петр?

2. Что говорил Спаситель Своим ученикам о послании им Святого Духа во время Своего земного служения?

3. Каким образом произошло сошествие Святого Духа? Как в богослужебных текстах отражены обстоятельства схождения Святого Духа?

4. Почему в день сошествия Святого Духа в Иерусалиме было много паломников? Какое событие вспоминалось на ветхозаветный праздник Пятидесятницы?

5. Почему можно сказать, что сошествием Святого Духа завершено Божественное домостроительство спасения человечества? Как это отражено в богослужебных текста?

6. Как в богослужебных текстах отражено учение о единосущии Лиц Пресвятой Троицы?

7. Какие изменения произошли с апостолами после сошествия Святого Духа? Как это отражено в богослужебных текстах?

8. С чем связана традиция на Пятидесятницу украшать дома и храмы зеленью?

Источники и литература по теме

Источники:

1. Григорий Палама, свт. Омилии. Омилия XXIV. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа; в ней же говорится и о покаянии. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/24 (дата обращения: 11.02.2016).

2. Николай Сербский, свт. Беседы. День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/besedy/4_15 (дата обращения: 11.02.2016).

3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Святую Пятидесятницу. [Электронный ресурс] – URL:http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/na_50nicu/ (дата обращения: 11.02.2016).

Основная учебная литература:

1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. Глава 6. Праздники и посты. Православные праздники. Праздник Святой Троицы, Пятидесятница.

2. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. День Святой Троицы. Пятидесятница. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka#t45 (дата обращения: 11.02.2016).

3. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. Пятидесятница. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/24#note612 (дата обращения: 11.02.2016).

4. Антонов Н., свящ. Храм Божий и Церковные Службы. 6. Праздничное Богослужение. 131. Богослужение Троицы или Пятидесятницы. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/xram-bozhij-i-cerkovnye-sluzhby#a_z142 (дата обращения: 11.02.2016).

Дополнительная литература:

1. Иерофей (Влахос), митр. Господские Праздники. Вознесение. [Электронный ресурс] – URL: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/4046 (дата обращения: 11.02.2016).

2. Православное богослужение. Переводы книг. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_tsvetnaya/zvet49u.shtml (дата обращения: 11.02.2016).

3. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с. Триоди постная и цветная. Святая Троица. Пятидесятница.

Видеоматериалы:

1. Закон Божий. Праздник Святой Троицы. Пятидесятница

https://youtu.be/YOYaG3gOOJA

2. ТРОИЦА. ПРАЗДНИКИ

https://youtu.be/i01AVkBBmT4

3. Православная энциклопедия. Великие праздники. Троица

https://youtu.be/LrAHcL3OWys

4. ТРОИЦА. Лето Господне

https://youtu.be/sJgMG4WJdLA

 

 

[1] Пятидесятница, утреня, 2-я стихира на хвалитех.

[2] Пятидесятница, великая вечерня, стихира на «И ныне» на литии.

[3] Пятидесятница, великая вечерня, стихира на «И ныне» на «Господи, воззвах».

[4] Пятидесятница, утреня, седален по полиелее.

[5] Пятидесятница, утреня, 2-й канон, п. 1, 2.

[6] Пятидесятница, утреня, 1-й канон, п. 1, 2.

[7] Пятидесятница, утреня, 2-й канон, п. 4, 2.

[8] Пятидесятница, утреня, 1-й канон, п. 7, 2.

[9] Пятидесятница, утреня, седален по 3-й песне.

[10] Пятидесятница, утреня, 2-й канон, п. 5, ирмос.

[11] Пятидесятница, утреня, 2-й канон, п. 4, 3.

 

VI.8. Праздники и посты. Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Собор первоверховных апостолов Петра и Павла

1. Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

2. Особенности богослужения на Рождество Крестителя Иоанна

3. Первоверховные апостолы Петр и Павел

4. Установление празднования памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

5. Особенности богослужения на День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

1. Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Рождество Иоанна Предтечи — это один из великих праздников. Отмечается оно 7 июля по новому стилю. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.

В Евангелии от Луки мы читаем чудесную историю зачатия Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил явился его отцу — иудейскому священнику Захарии, когда тот служил в Иерусалимском храме. И возвестил ему рождение сына: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». (Лк.1:13-17).

Захария не поверил ангелу: ведь они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и не имели детей. За недоверие Архангел наказал его немотой.

Елизавета была родственницей Девы Марии. Мария пришла навестить беременную Елизавету, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк.1:41).

Как пишет евангелист Лука, Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Иисуса. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. Мать назвала сына Иоанном, и это очень удивило родственников: никто в роду не носил это имя. Но Захария, который все еще был нем, взял дощечку и написал: “Иоанн имя ему”. В тот же момент священник снова обрел дар речи и сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.

После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. По Преданию, узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. Захария остался в Иерусалиме, чтобы исполнять свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов — хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Захария не выдал тайны, и его убили прямо в храме.

Праведная Елизавета жила в пустыне вместе с сыном. После ее смерти Иоанн проводил свои дни в молитве и посте, готовя себя к проповеди о пришествии Мессии — Спасителя.

2. Особенности богослужения на Рождество Крестителя Иоанна

Самое авторитетное свидетельство о Предтече и Крестителе Господнем Иоанне принадлежит Господу нашему Иисусу Христу, Который сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф.11:11). Подобающее этому свидетельству место и занимают праздники Предтечи в православном богослужении, их семь в церковном году и два из них — великие.

Праздник Рождества Иоанна Крестителя совершается по обычному уставу для бденной службы святому, и подробно описывать его не имеет смысла. Но значение этого святого и этого праздника отмечено в богослужении тем, что на утрени первым читается канон Иоанну Предтече, не предваряемый каноном Пресвятой Богородице.

Приведем два текста, полные поразительно удачных и ярких образов, которые находят гимнографы для прославления Иоанна Предтечи. Так говорится в одной стихире (Слава на хвалитех):

«Звезда звезд Предтеча от неплодныя утробы на земли раждается днесь, Иоанн Боговожделенный, и Христову являет зарю восток свыше, в правое верных прохождение».

Какие удивительные слова: «звезда звезд». В современном языке мы употребили бы, наверное, выражение «звезда первой величины». На небе много звезд, но среди них есть особенно яркие, и Предтеча назван звездой, которая выделяется среди всех остальных. Он называется зарей, вслед за которой является солнце — Христос.

Еще один текст (Слава на стиховне):

«Виждь Елисаветь Деве Марии глаголющу (это обращение к каждому из нас: посмотри на праведную Елисавету, которая говорит Пресвятой Богородице): Что пришла еси ко мне, Мати Господа моего? Ты Царя носиши, и аз — воина. Ты — Законодавца, аз — законоположителя. Ты — Слово, и аз — глас, проповедающ Царство Небесное».

Прекрасные и очень удачные слова говорят нам о служении Иоанна как Предшественника Мессии: Господь Законодавец и Иоанн законоположитель, Господь — Слово и Иоанн — глас.

Особенность этого праздника в том, что он имеет один день попразднства, чего не бывает у средних праздников святых. Праздник Рождества Иоанна Предтечи попадает на период Петровского поста, который предваряет день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла.

Цвет облачений духовенства в этот день – белый.

Тропарь,

Глас 4-й

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак,

Глас 3-й

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

3. Первоверховные апостолы Петр и Павел

Празднование памяти свв. апостолов завершает Петровский пост и совершается 12 июля.

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел оба трудились на одной ниве Христовой. Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.

Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей».

Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь. Именно Он от лица всех свидетельствовал: «Ты Христос, Сын Бога живого», за что Господь назвал его блаженным. Мы знаем, что именно его взял Господь на Фавор, и именно он с апостолами Иаковом и Иоанном видел нетварный свет (Свет Преображения) Его божественной славы, но не забываем и о том, как он уснул, когда Господь молился до кровавого пота в Гефсиманском саду. Более противоречивой личности не встречается на страницах Евангелия, но все-таки именно Петр назван Церковью первоверховным, как и Павел. Маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся, троекратно исповедавший свою любовь к Спасителю, Петр стал началом Православия, основанием Церкви. Свт. Григорий Палама так говорит об этом: «…когда Господь сказал Своим Ученикам: «Вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию» (Мф.26:31), он, не веруя сему, возразил. И не только это, но и поставил себя выше остальных, говоря: «Аще и вси соблазнятся, но не аз» (Мф.26:33.Мк.14:29); выставляет себя в сравнении с остальными, как бы, вследствие дерзости, сбитый с пути, дабы и более прочих (затем) смирившись, со временем явиться более светлым… подвергнувшись искушению и на короткое время быв побежден, затем победить искусителя. Каким образом? — Немедленным осуждением себя и великой печалью и покаянием, и сильнейшим врачеством для умилостивления Бога — слезами».

Павел (до обращения в христианство — Савл), как известно, считал себя меньшим среди всех апостолов, неким извергом, недостойным быть причисленным к их лику. Он был злейшим врагом Христовым, разжигавшим в себе ненависть к христианам и выпросившим у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Павел был призван и поставлен Господом лично в то время, когда шел в Дамаск гнать христиан. Но кто потрудился на ниве Христовой больше, чем он? Усилиями апостола Павла, яростно сопротивлявшегося правде Господней, а после столь же пламенно уверовавшего, Церковь распространилась до пределов цивилизованного мира, и даже дальше, к варварам. Его труды и страдания невозможно перечислить.

Петр был женат, Павел — нет. Петр проповедовал среди иудеев. Павел пошел к язычникам. В составе Нового Завета мы видим всего два послания Петра, Павловых же насчитывается четырнадцать.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества.

Объединяет этих двух великих людей мученическая смерть за Христа, подтвердившая с высочайшей несомненностью их любовь к Спасителю.

Исследователи считают, что св. апостол Петр прибыл в Рим в 67 году. Здесь он многих обратил ко Христу. В Риме он написал Второе соборное послание к христианам, обратившимся из иудеев и язычников, находившихся в рассеянии в Малой Азии. Господь предвозвестил ему о скором исходе из земной жизни: «скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2Пет.1:14-15). С началом гонений, которые воздвиг император Нерон, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм, в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. После возвращения в Рим св. апостол Петр был заключен в темницу, из которой его отвели на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть. Здесь исполнились слова Спасителя: «когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Ин.21:18-19). Как и Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском холме, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Когда в 1941 г. в подклете собора св. апостола Петра проводились раскопки, именно на этом месте нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь».

О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своему избранному сосуду (Деян.9:15) время кончины: «я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:6-8). Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят. Здесь его обезглавили.

Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный Константин Великий в 324 году построил церковь.

4. Установление празднования памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

По­чи­та­ние свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла на­ча­лось сра­зу же по­сле их каз­ни. Ме­сто их по­гре­бе­ния бы­ло свя­щен­но для пер­вых хри­сти­ан. В IV ве­ке свя­тым рав­ноап­о­столь­ным Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким бы­ли воз­двиг­ну­ты хра­мы в честь свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов в Ри­ме и Кон­стан­ти­но­по­ле. 29 июня (по юлианскому календарю) 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем этот день стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память

страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно».

Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной. Возвышение праздника не случайно и связывается с тем, что после первых трёх веков преследования христиан, христианство наконец-то обрело статус легальной (разрешённой) религии, и перед христианской церковью встала задача массового обращения в христианство языческого населения огромной империи. Поэтому служение апостолов, как образец проповеди, вышло на первый план у учителей и отцов церкви.

В Рус­ской Церк­ви по­чи­та­ние апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла по­лу­чи­ло на­ча­ло по­сле Кре­ще­ния Ру­си. По цер­ков­но­му пре­да­нию, свя­той рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир при­вез из Кор­су­ни ико­ну свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, ко­то­рая впо­след­ствии бы­ла пре­под­не­се­на в дар Нов­го­род­ско­му Со­фий­ско­му со­бо­ру. В этом же со­бо­ре до сих пор со­хра­ни­лись фрес­ки XI ве­ка с изо­бра­же­ни­ем апо­сто­ла Пет­ра. В Ки­ев­ском Со­фий­ском со­бо­ре на­стен­ные рос­пи­си, изо­бра­жа­ю­щие апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, от­но­сят­ся к XI–XII ве­кам. Пер­вый мо­на­стырь в честь свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла был воз­двиг­нут в Нов­го­ро­де на Си­ни­чей го­ре в 1185 го­ду. При­мер­но в это же вре­мя на­ча­лось стро­и­тель­ство Пет­ров­ско­го мо­на­сты­ря в Ро­сто­ве. Пет­ро­пав­лов­ский мо­на­стырь су­ще­ство­вал в XIII ве­ке в Брян­ске.

Име­на апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, по­лу­ча­е­мые при свя­том кре­ще­нии, осо­бен­но рас­про­стра­не­ны в Рос­сии. Эти име­на но­си­ли мно­гие свя­тые Древ­ней Ру­си. Изо­бра­же­ния свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в ико­но­ста­се пра­во­слав­но­го хра­ма ста­ли неиз­мен­ной при­над­леж­но­стью де­и­сус­но­го чи­на. Осо­бен­но из­вест­ны ико­ны пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, на­пи­сан­ные ге­ни­аль­ным рус­ским ико­но­пис­цем пре­по­доб­ным Ан­дре­ем Рубле­вым.

Этот праздник является таким же почитаемым в Церкви, как и господские праздники, хотя он не вписан в двунадесятые праздники.

5. Особенности богослужения на День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Память Петра и Павла празднуется в один день, потому что, по церковному преданию, они умерли в Риме, пострадали за Христа в один и тот же день, хотя с исторической точки зрения это неверно. Церковь стремится явить нам единство их подвига, единство их жития и мученической кончины, хотя в Священном Писании мы находим следы их разногласий. Судя по тексту Посланий, они иногда отпускали довольно острые замечания в адрес друг друга: один — про невразумительный язык другого (2Пет.3:16), второй — про какое-то непоследовательное поведение первого (Гал.2:11-14). Но все это преодолевается, все это превозмогается любовью ко Христу, прославлением Господа, к Которому было направлено житие каждого из них, и не случайно Церковь установила им совместное празднование.

Первый же текст праздника говорит нам об этом (1-я стихира на Господи, воззвах на велицей вечерне):

«Киими похвальными венцы увязем Петра и Павла, разделенныя телесы и совокупленныя духом…».

Один — из первых апостолов, кто был «самовидцем Слова и слугой», другой — гонитель, обратившийся сверхъестественным и чудесным образом. «Разделенныя телесы», т.к. не так уж много времени при жизни они провели вместе, а вот празднуют им вместе, и на иконе они изображаются вместе, «совокупленныя духом». Это единство явлено нам и в богослужении. То, что для нас звучит затерто и привычно: Петр и Павел, храм Петра и Павла, Петропавловская крепость — мы должны почувствовать более остро, помнить, что это единство, «совокупление духом», далось не просто, в результате преодоления многих земных условностей и разделений.

В богослужебных текстах отражено, с какими тяготами и опасностями был сопряжен для апостолов труд благовестия, проповедания Христа (1-я стихира на стиховне смогласна на велицей вечерне):

«Яже по вся грады узы и скорби твоя, кто скажет славне апостоле Павле? Труды, болезни и бдения, яже во алчбе и жажде злострастия, яже в зиме и наготе, кошницу, и жезлобиения, каменометания, и обхождения, глубины истопления: позор бысть ангелов и человеков. Вся убо претерпел еси, о укрепляющем тя Христе: да мир приобрящеши о Христе Иисусе Господе твоем. Темже молим тя, творящии память твою верно, непрестанно моли, спастися душам нашим».

У этого праздника есть попразднство: на следующий день после памяти Петра и Павла празднуется собор 12 апостолов.

Цвет облачений духовенства в этот день — золотой (желтый).

Тропарь,

Глас 4


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.