Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав.

2021-12-11 26
Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кондак, глас 8:

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, / но адову разрушил еси силу, / и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, / женам мироносицам вещавый: радуйтеся, / и Твоим апостолом мир даруяй, / падшим подаяй воскресение.

Проверочные вопросы:

1. По какой богослужебной книге совершается богослужение на Пасху?

2. Каким образом изменяется строй богослужений в связи с Пасхой?

3. Сколько дней длится Праздник Пасхи? Когда совершается ее отдание?

4. Почему Воскресение Христово является самым главным Праздником? Каково его значение для христианства?

5. Каково происхождение названия Пасха?

6. Когда началось празднование Воскресения Христова в христианстве?

7. Когда был установлен единый день празднования Пасхи для Поместных Церквей?

8. Какой день недели отведен для воспоминания Воскресения Христова?

9. Кто по Преданию был первым извещен о Воскресении Христовом? Как это выражается в богослужебных текстах?

10. Какое пение открывает пасхальную утреню?

11. В какой последовательности совершается крестный ход?

12. Каким возгласом священник многократно приветствует народ за пасхальным богослужением?

13. Приведите богослужебные тексты, которые отражают основное содержание Праздника Воскресения Христова.

14. В каких богослужебных текстах Пасхи Христос прославляется как Победитель ада?

15. Приведите примеры богослужебных текстов Воскресения Христова, в которых говорится о явлении Христа женам-мироносицам.

16. Приведите примеры богослужебных текстов Воскресения Христова, в которых верующие призываются к братской любви и прощению друг друга?

17. Что символизируют открытые при пасхальном богослужении Царские врата?

18. Каких традиций придерживаются верующие на Пасху?

Источники и литература по теме

Источники:

1. Иоанн Златоуст, свт. Огласительное слово на Пасху. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/61346.html (дата обращения: 29.01.2016).

2. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/bolshoe-oglasitelnoe-slovo/1_15 (дата обращения: 29.01.2016).

Основная учебная литература:

1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. Глава 6. Праздники и посты. Православные праздники. Пасха. Светлое Христово Воскресение.

2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Т.2. Раздел V. Богослужение. Глава IV. Годовой Круг богослужения. Воскресение Христово. Пасха.

3. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. Воскресение Христово и его значение для христианина.

Дополнительная литература:

1. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с. Глава 3. Богослужение от Рождества Христова до Вознесения Господня. Светлое Христово Воскресение. Триоди постная и цветная. О богослужении во время пения Триоди цветной. Светлое Христово Воскресение. Пасха

Видеоматериалы:

1. Пасха-2014. Храм Христа Спасителя

https://youtu.be/mfvDS0uGV2Y

2. ВОСКРЕСЕНИЕ. Лето Господне

https://youtu.be/AzWxm9o8ABQ

3. Студия "Неофит". ПАСХА. ПРАЗДНИКИ

https://youtu.be/k-cx39lmjUI

 

[1] См. тему «VI.1. Праздники и посты. Рождество Христово».

[2] Рекомендуется повторить тему «VI.2. Исход из Египта. Установление Пасхи. Исход из Египта. Чудесный переход через Чермное море» по предмету Ветхий Завет.

[3] Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Песнь 1.

[4] Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Песнь 4.

[5] Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Песнь 8.

[6] Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Песнь 1.

[7] Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Песнь 5.

[8] Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Песнь 6.

[9] Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон.Песнь 7.

[10] Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Запевы на 9-й песни.

[11] Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Кондак.

[12] Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Икос.

[13] Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Песнь по синаксарии.

[14] Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Экзапостиларий.

 

VI.6. Праздники и посты. Вознесение Господне

1. История Вознесения Господня

2. Смысл и значение Вознесения Господня

3. Установление Праздника Вознесения Господня

4. Особенности богослужения Вознесения Господня

1. История Вознесения Господня

Вознесение Господне совершилось в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, поэтому и празднуется оно в сороковой день после Пасхи. Этот двунадесятый праздник пасхального цикла всегда приходится на четверг шестой седмицы по Пасхе.

Господь уже в первом Своем явлении после Воскресения сказал Марии Магдалине, а через нее и всем Своим последователям, что Он скоро вознесется на Небо (Ин.20:17).

Однако попечение Христа о Своих учениках, которых Он бесконечно любил, еще удерживало Его на земле. Поэтому Господь не сразу вознесся на Небо, но и не жил со Своими учениками постоянно, не проводил с ними дни и ночи, время отдыха и трапезы, как это было раньше. Он появлялся среди них неожиданно — то во время совместной беседы, когда двери дома были заперты из страха перед злобой иудеев, то на дороге из одного города в другой, то во время, когда ученики ловили с лодки рыбу.

Во время Своих явлений Господь продолжал учить их истинам Евангелия, рассказывал им о Царстве Божием. Господь сделал их способными по-настоящему понимать Священное Писание, говорил им о Своей власти на Небе и на земле, о том, что они избраны проповедовать Евангелие всем народам, крестить их и учить всему, что Он заповедал. Господь обещал быть со Своей Церковью до тех пор, пока не настанет конец этого мира.

Так Он готовил их к великому делу — апостольскому служению. Прошло сорок дней.

Число сорок не было случайным. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. В сороковой день по закону, данному Богом Моисею, младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь, в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества. В названный день апостолы собрались вместе. Господь явился им и, как говорит Евангелие, отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк.24:45-47). Этими словами Господь еще раз объяснил своим ученикам, почему была необходима его смерть на Кресте, и призвал их на проповедь, чтобы великая весть о Спасении дошла до самых дальних стран на Земле и до всех народов, их населяющих.

Все́ это Христос говорил по дороге в Вифанию, к горе Елеонской, находившейся на расстоянии около километра пути от Иерусалима. Достигнув этого места, Господь остановился «и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк.24:50-51).

Пораженные ученики провожали своего Бога, ставшего ради них Человеком, восхищенными взглядами. «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:10-11).

Господь придет так же внезапно и неожиданно и так же явно и торжественно, как уходил. Так же явится Он на облаке и в Своем человеческом облике.

После ангельских слов апостолы поняли, что им больше нечего ждать на Елеоне. Они с благоговением поклонились вознесшемуся Господу и возвратились в Иерусалим, но не печальными от разлуки а, как пишет евангелист Лука, с великой радостью. Они радовались славе Своего Учителя. Во время Его вознесения апостолы окончательно убедились, что Он в самом деле Бог, Владыка неба и земли. Они радовались также, что и сами призваны на великое дело, радовались явлению Ангелов и тому, что они сказали, что их Господь не оставил их насовсем.

Свидетелем вознесения была и Матерь Божия. Об этом говорят церковные песнопения. Она больше всех страдала, видя мучения Господа на Кресте, но теперь она больше всех и радовалась, видя Его славу.

Так совершилось вознесение Господа на Небо.

2. Смысл и значение Вознесения Господня

Во время Вознесения вместе с Господом взошла на Небо и человеческая природа. Человек стал причастен божественной жизни. Вознесение Господне открывает всем людям возможность быть вознесенными.

Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа: «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16). В большинстве древних Символов веры Вознесение Господне упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Цареградском Символе: «И воскресшаго в третий день по писанием. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в Таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин.6:22-71)).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр.1:3;Евр.9:12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр.9:12,24-26). Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян.7:55-56) говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.:Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф.24:30;Лк.21:27).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям - все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес.4:16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».

Вот как говорит о значении Вознесения Господня для человечества свт. Феофан Затворник: «Для нас Вознесение Господа есть все. В нем — наша слава и величие, в нем несомненное упование спасения, из него — нам Божественные силы к животу и благочестию, оно — твердыня надежды нашей. Господь Иисус Христос есть наш Господь. Потому вся сила, весь плод Его Вознесения принадлежит собственно нам. «Возшед на высоту, Он пленил плен и даде даяния» преимущественно нам, «человеком» (Еф.4:8). Слава Вознесения Господня есть наша слава. Вознесшийся Господь принял Божескую честь и славу без сомнения по человечеству, ибо Его Божество всегда сияло неизменною Божественною славою. Но для кого Он и восприял сие человечество, как не для нас? — Для нас Он Родился, для нас страдал, для нас воскрес и вознесся. Мы в Нем родились к новой жизни, в Нем страдали, в Нем воскресли, вознеслись на небо и сели одесную Бога».

3. Установление Праздника Вознесения Господня

Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Свт. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление. Каноны на Вознесение написаны святыми Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат прп. Роману Сладкопевцу.

4. Особенности богослужения Вознесения Господня

Празднование Вознесения продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, восемь дней попразднства и отдание – в пятницу седьмой седмицы по Пасхе.

Церковные песнопения этого дня то представляют апостолов грустными, вследствие разлуки с их Божественным Учителем, то изображают радость их, по поводу славы Господа, явленной им в событии вознесения Его на небо и сидения одесную Отца, а так же по поводу обетования им Святого Духа. В то же время напоминается и о втором пришествии Господнем.

Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни — на небо. «Низшедшее в дольнейшия страны земли естество Адамово, обновив в Себе, Боже, возвел еси днесь превыше всякаго начала и власти; яко бо возлюбив, с Собою спосадил еси; якоже помиловав, соединил еси в Себе; яко соединивый, спострадал еси с ним; яко безтрастен пострадав, и спрославил еси»[1].

 

Вознесение Господа Иисуса Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного, ангельского мира: «Чини Ангельстии, Спасе, видевше человеческое естество с Тобою восходящее, удивляеми непрестанно воспеваху Тя»[2]. Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию явилось продолжением и завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресении, и основанием которому послужил Крест Христов: «Естество человеческое Христе, тлением падшее возставил еси, и восходом Твоим вознесл еси, и с Собою нас прославил еси»[3]. Здесь «совершается» — завершается таинство домостроительства нашего спасения, которое совершал Христос, пребывая плотию на земле. «Смотрения таинство совершив»[4], Господь возносится на небо, «исполнивый <...> Отеческое благоволение»[5]. И все сие «великое и предивное» соделал Господь «во спасение душ наших»[6]. «Родился еси, яко Сам восхотел еси; явился еси, яко Сам изволил еси; пострадал еси плотию, Боже наш; из мертвых воскресл еси, поправ смерть. Вознеслся еси во славе, всяческая исполняяй, и послал еси нам Духа Божественнаго, еже воспевати и славити Твое Божество»[7].

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо, являясь прославлением Его Самого по человечеству, есть вместе с тем открытие для всех верующих свободного пути на небо, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как Первенец из мертвых, представив Собой начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. Он «взошел со славою» к Светоначальнику Отцу Своему, «умиротворив всяческая»[8], избавив от осуждения человечество[9], разрушив средостение вражды крестом и страстию Своею[10]. «Земля таинственно ликует, и небесная веселия исполняются при вознесении Христа, древле разстоящаяся соединившаго благодатию и Евино преграждение разорившаго»[11].

Все исполняется теперь через Христа Отеческого благоволения и «мира»[12], и все приводится к единству — и небесные и земные — Начальником спасения Господом и Спасителем[13]. И теперь мы являемся званными «к небесной жизни» силою ходатайства «истощившагося даже до рабия зрака» Христа Господа, нас возвысившего и прославившего[14]. Самым делом все это еще окончательно не совершилось но, несомненно, совершится. Где Глава, там должны быть и члены единого Тела Христова (ср. 1 Кор.12:27). Глава — на небе, во славе, там будут в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда окончательно «совершится» мир через выявление в нем добра и зла и снова явится Христос на земле. По словам Ангелов при вознесении, Судия живых и мертвых «приидет паки имже образом видите Его идуща на небо»[15], «судити всему миру»[16]. Посему в надежде всеобщего воскресения христиане ожидают «совершения конец» (окончание всего)[17], по обещанию Господню: «Иду уготовати вам место».

Тропарь, глас 4


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.