Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху, / да возсияет и нам, грешным, / Свет Твой присносущный / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху, / да возсияет и нам, грешным, / Свет Твой присносущный / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе.

2021-12-11 31
Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху, / да возсияет и нам, грешным, / Свет Твой присносущный / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кондак,

глас 7:

На горе преобразился еси, / и якоже вмещаху ученицы Твои, / славу Твою, Христе Боже, видеша, / да егда Тя узрят распинаема, / страдание убо уразумеют вольное, / мирови же проповедят, / яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

4. Традиция праздника

К особенностям праздника Преображения Господня относится то, что в этот день совершается освящение плодов. Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены уже в 3 Апостольском Правиле (ср. 28 правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления этого обычая 6 августа явилось то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшими для пропитания из которых являются злаки и виноград. Эти плоды приносятся для благословения, в знак благодарности Богу, а также по причине их прямого отношения к Таинству Евхаристии, о чем говориться в молитве, читаемой над «гроздием». В Русской Православной Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, но они освящаются другой молитвой, только как «начатки овощей (плодов)».

Таинственно-символическое значение освящения плодов следующее. На Фаворской горе Господь показал новое, обновленное состояние человеческого естества, которое станет ему присуще по Христовом Воскресении. Но греховное расстройство природы каждого человека ожидает обновления через действие Божией благодати, привлекаемой богоугодной жизнью конкретного христианина. Символом этого обновления человека и является церковное благословение плодов.

Проверочные вопросы:

1. Как повествует Священное Писание о событии Преображения Господня?

2. Для чего Господь показал ученикам Свою славу?

3. Анализируя паремии Праздника, скажите, почему именно пророки Моисей и Илия беседовали со Христом во время Его Преображения?

4. Каким образом в Преображении явилась Святая Троица?

5. Почему для учеников стало возможным видеть Божественное сияние Сына Божия?

6. Что вам известно о начале празднования Преображения Господня?

7. Как говорится в богослужении Праздника о явлении в Преображении Божественного достоинства Христа?

8. Как в богослужебных текстах Праздника говорится о том, что в Преображении было показано обожение человеческой природы, произошедшее в результате Боговоплощения?

9. Как в песнопениях Праздника отражена тема Крестных Страданий Христа?

10. Почему на Преображение принято освящать плоды?

Источники и литература по теме

Источники:

1. Андрей Киритский, свт. Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/slovo-na-preobrazhenie-gospoda-nashego-iisusa-khrista/ (дата обращения: 26.02.2016).

2. Григорий (Палама), свт. Беседа на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/31608.html (дата обращения: 26.02.2016).

3. Тихон Задонский, свт. Чему учит нас Христово Преображение? [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/48149.html (дата обращения: 26.02.2016).

Основная учебная литература:

1. Красовицкая М.С. Литургика. (См.: 11. Великие Неподвижные Праздники). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/70934/#toc20 (дата обращения: 26.02.2016).

2. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. (См.: Преображение Господне). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/10#note325_return (дата обращения: 26.02.2016).

3. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. (См.: Преображение Господне).

4. Портал «Православие.Ru» // Объяснения паремий на Праздник Преображения Господня. [Электронный ресурс] – URL: http://www.pravoslavie.ru/23583.html (дата обращения: 26.02.2016).

Дополнительная литература:

1. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь, «Таврия», 2002. (См.: Преображение Господне).

Видеоматериалы:

1. Лето Господне. Преображение. Фильм студии "Неофит"

https://youtu.be/Ik5RDTEUxNI

2. Студия "Неофит". ПРЕОБРАЖЕНИЕ. ПРАЗДНИКИ

https://youtu.be/IYHfK-5k4aA

3. Преображение Господне. Закон Божий. Телеканал "Радость моя"

https://youtu.be/6IFKrazj0u4

 

 

[1] Преображение, великая вечерня, стихира на «И ныне» на литии.

[2] Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии.

[3] Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на литии.

[4] Преображение, великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне.

[5] Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на литии.

[6] Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии.

[7] Там же.

[8] Преображение, утреня, стих по 50-м псалме.

[9] Преображение, утреня, «Слава, и ныне» на седален по полиелеи.

[10] Преображение, утреня, 2-й канон, п. 5, 2, русский перевод.

[11] Преображение, утреня, 2-я стихира на хвалитех.

[12] Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на стиховне.

[13] Преображение, утреня, 1-й канон, п. 3, 1.

[14] Преображение, утреня, 1-й канон, п. 8, 2.

[15] Стихиры 1-я и 2-я на «Господи воззвах» на велицей вечерне

[16] Преображение, утреня, 1-й канон, п. 5, ирмос.

[17] Преображение, великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах».

 

VI.10. Праздники и посты. Успение Пресвятой Богородицы

1. Священное Предание об Успении Пресвятой Богородицы

2. Установление празднования Успения Пресвятой Богородицы

3. Богослужебные тексты Успения Пресвятой Богородицы

1. Священное Предание об Успении Пресвятой Богородицы

Последним великим двунадесятым праздником церковного года является Успение Пресвятой Богородицы, совершаемое 15/28 августа. Праведный Иоанн Кронштадтский в своем «Слове в день Успения Пресвятой Богородицы» вопрошает: «Братья, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертью, как обыкновенно мы называем кончину людей, а успением или, что все равно, упокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а, напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу?». И дальше он дает такой ответ: «Самый очевидный пример торжества над смертью видим мы в Пречистой Матери Господа. Она склонилась в гробе только для краткого отдохновения плоти. Говорим «для краткого» потому, что, по свидетельству предания, на третий день после Ее смерти уже не найдено в гробе пречистого тела Ее — оно воскрешено и взято было на небо... За Божией Матерью видим апостолов и мучеников, которые встречают смерть с радостью, как величайшего друга, который взамен скоропреходящих благ настоящего мира или взамен его бед и скорбей дарствует им вечные радости Царствия Небесного. За ними видим всех святых, которые смотрели на смерть также с радостью, видя в ней конец земных трудов и начало небесной славы… Прежде над мертвецами долго и безутешно рыдали и даже повелевалось прямо над мертвецами источать слезы…, а ныне вместо надгробного рыдания мы поем песнь Аллилуиа, или Хвалите Бога, восхваляя божественную премудрость и благость, которая смерть сделала переходом к бессмертию».

О кончине Богородицы ничего не говорится ни в Деяниях, ни в Посланиях апостолов. Обстоятельства Успения Божией Матери известны нам из многочисленных письменных свидетельств первых веков христианства. Епископ Сардийский Мелитон составил во II веке «Сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо». В IV веке существующее предание об Успении Матери Божией упоминает святитель Епифаний Кипрский.

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420–458 гг.) свидетельствовал перед императором Маркианом (450–457 гг.) о достоверности предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем, мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». Этот же Патриарх послал погребальные пелены Божией Матери из Ее гроба супруге императора, святой Пульхерии, которая положила их во Влахернском храме.

Систематизировано предание об Успении Божией Матери в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.

Блаженная кончина Божией Матери произошла в Иерусалиме. За три дня это событие было возвещено Ей архангелом Гавриилом.

Преблагословенная Владычица стала готовиться к Своей кончине. Сначала Она рассказала обо всем усыновленному Ею любимому ученику Христа, Иоанну.

Святой Иоанн Богослов тотчас послал людей к святому Иакову, апостолу и епископу Иерусалимскому, а также ко всем родственникам и знакомым и сообщил им время кончины Богородицы, указав ее день.

Святой Иаков поспешил сообщить об этом всем христианам, жившим не только в Иерусалиме, но и в его окрестностях и даже в других городах. Так что вместе с Иерусалимским епископом к Богородице собралось множество людей, родственников и верующих христиан, как мужчин, так и женщин.

Пречистая Владычица завещала Свои одежды двум бедным вдовам, которые служили Ей при жизни и просила похоронить Свое тело в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Там находилась гробница Иоакима и Анны, Ее родителей, а также Иосифа, с которым Она была обручена. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой. В этой долине обычно хоронили бедных горожан.

Пока Богородица делала эти распоряжения, внезапно послышался шум, по силе напоминавший раскаты грома, и облака окружили дом Иоанна Богослова. По повелению Божию ангелы взяли апостолов из разных стран, куда они разошлись для проповеди Евангелия, и перенесли их в Иерусалим к дому Богоматери. Апостолы, увидев друг друга, радовались и недоумевали — для чего Господь собрал их вместе. Святой Иоанн Богослов поведал апостолам, что Божией Матери настало время отойти к Господу. Единственный, кто не удостоился этой чести, был Фома. Когда три дня спустя после успения Пресвятой Девы он пришел в Гефсиманию, где Она была погребена, гроб открыли, но тела Пречистой в нем уже не было, так как Она воскресла, подобно Своему Сыну.

Повествуя о событиях, связанных с Успением Пресвятой Богородицы, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «...Эта Святейшая из святых и Священнейшая из священных... возлегла на небольшом ложе в божественном и славнейшем граде Давидове... Какие же почести уделил Ей Тот, Кто повелел почитать родителей? Тех, которые были рассеяны по всей земле, уловляли людей многоголосыми и различными языками Духа, неводом слова извлекали их из бездны заблуждений... по Божественному повелению, со всех концов земли в Иерусалим доставило облако... Итак, прибыли и служители Слова, дабы по долгу послужить Матери Его и почерпнуть от Нее благословение... Вместе с ними прибыли их последователи и преемники, чтобы принять часть и в служении, и в благословении... Не остался безучастным и сонм Ангелов... Но когда апостолы увидели, что Богоматерь весьма спешит к Своему исходу, то они, преисполненные Божественной благодатью, обратились к исходным гимнам... И вслед за тем сообразно и соответственно (событию), я полагаю, должно было произойти пришествие Царя к Его Родительнице, дабы принять Божественными и пречистыми руками Ее священную душу, чистую и непорочную. И Она, как должно, Ему сказала: «В руки Твои, Чадо Мое, предаю дух Мой»... Затем Она подняла руки и благословила собравшихся и, по произнесении таких слов, услышала: «Приди, благословенная Моя Матерь, в покой Твой»... Услышав это, Пресвятая предала дух в руки Сына». После того как Пресвятая Богородица скончалась, продолжает Дамаскин, Ее тело было перенесено в Гефсиманию и погребено в новом гробе. Однако на третий день оно вознеслось на небо: «Ибо надлежало, чтобы это богоприличное жилище, неископанный источник воды прощения, невспаханная нива небесного хлеба, неорошенная лоза винограда бессмертия, вечнозеленая и прекрасноплодная маслина милости Отчей не была заключена в пустотах земли. Но как святое и непорочное тело Господа, которое от Нее стало воиспостасным Слову, на третий день воскресло от гроба, так и Матери надлежало быть отнятой у гроба и переселиться к Сыну... Надлежало, чтобы Та, Которая странноприимствовала Бога Слова в чреве Своем, Сама поселилась в божественных скиниях Своего Сына... Надлежало, чтобы Сохранивший в рождестве Ее девство нерушимым, соблюл и по смерти Ее тело нетленным. Надлежало, чтобы Носившая в объятиях Творца как младенца, жила в божественных селениях. Надлежало, чтобы Невеста, Которую избрал Отец, пребывала в небесных брачных чертогах. Надлежало, чтобы Видевшая на кресте Сына Своего и Принявшая в сердце меч страдания (ср.:Лк.2:35), которого избежала при рождении, видела Его совосседающим Отцу. Надлежало, чтобы Матерь Божия обладала всем, принадлежащим Сыну, и чтобы Она почиталась всей тварью как Матерь и раба Божия».

Свт. Григорий Палама отмечает, что Пресвятая Богородица, как никто другой, достойна быть вознесенной на Небо. «Если душа имевшая обитающую (в ней) благодать Божию, - говорит святитель, - оставляя земное, возносится к небу, как это стало ясным из многих примеров, и мы верим сему: то как могло быть не вознесено от земли на небо тело, не только принявшее в себя Единородного и Предвечного Сына Божия, неиссякаемый источник благодати, но и родившее и явившее Его? Как соделалась бы перстью, подвергшись тлению, Та, Которая, еще будучи трехлетней, и еще не имея в Себе Пренебесного Вселившегося, еще не рождшая Воплотившегося, обитала во Святом святых? Поэтому и родившее естественно тело спрославляется богоприличной славой (вместе) с Рожденным и совоскрешается, по пророческой песни, вместе с прежде воскресшим тридневно Христом, «кивот святыни» Его (Пс.131:8). Было и доказательство воскресения Ее из мертвых для апостолов – плащаница и погребальные одежды, одни лишь и оставленные во гробе и одни только найденные в нем пришедшими для осмотра: точно также, как было и ранее относительно Сына Ее и Господа. Но не было нужды, чтобы Она еще некое время пребывала на земле, как Сын Ее и Бог; и потому Она прямо из гроба была вознесена в пренебесное жилище».

2. Установление празднования Успения Пресвятой Богородицы

Установление праздника Успения имело две цели: прославление Богоматери и Ее Успения и обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери.

Общецерковным праздником Успение Богородицы стало в 595 году.

В V веке патриархом Константинопольским Анатолием были написаны стихиры на праздник Успения, а в VIII веке – преподобными Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным – два канона. Святой Андрей Критский составил канон, ныне не употребляемый, но по Евергетидскому Уставу XII века полагавшийся на предпразднство Успения. Кроме этих трех песнописцев, службу праздника обогатили своими творениями Анатолий, епископ Солунский, свт. Герман, Патриарх Константинопольский, святой Феофан Начертанный, император Лев Мудрый.

На Руси праздник Успения стал особо почитаться сразу после принятия Православия. В Киеве, Ростове Великом, Владимире, Суздале, Москве и многих других городах Древней Руси были построены храмы в честь Успения Божией Матери. Древнейшие рукописные богослужебные Минеи конца XI – начала XII веков уже содержат песнопения из Успенской службы.

3. Богослужебные тексты Успения Пресвятой Богородицы

В богослужебных текстах, посвященных празднику, смерть Пресвятой Богородицы прославляется как блаженное успение, как восхождение не к смерти, а к жизни и Источнику жизни — Богу:

«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша»[1].

«О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает...»[2].

«Достойно яко одушевленное Тя небо, прияша небесная Пречистая, Божественная селения: и предста светло украшена, яко Невеста Всенепорочная, Царю и Богу»[3].

«Жизни присносущныя и лучшия, смерть Твоя бысть прехождение Чистая, от привременныя к Божественней воистину и непреходимей, преставляя Тя, Чистая, в веселии Сына зрети Твоего, и Господа»[4].

«В молитвах неусыпаюшую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную»[5].

История апостолов, чудесным образом собравшихся к одру Пресвятой Богородицы, пересказывается в богослужебных песнопениях:

«Богоначальным мановением, отвсюду богоноснии апостоли облаки высоце взимаеми, дошедше пречистаго и живоначальнаго Твоего тела, любезно лобызаху...»[6].

«Яко на облаке Дево, апостольский лик носимь, к Сиону от конец, служити Тебе, облаку легкому, собирашеся: от Неяже Вышний Бог, сущим во тьме и сени, праведное возсия Солнце»[7].

На иконах Успения Спаситель представлен стоящим у одра Пресвятой Девы и принимающим в руки Ее святую душу (изображаемую в виде завернутого в пелены младенца). Этот же образ встречается и в богослужебных текстах:

«Яже небес вышшая сущи, и Херувим славнейшая, и всея твари честнейшая, яже премногия ради чистоты, присносущнаго существа приятелище бывши, в Сыновне руце днесь всесвятую предает душу…»[8].

«Иже странно вселивыйся, Богородице, в чистое чрево Твое воплощаемь, Сей всесвященный дух Твой приемь, у Себе упокой, яко должник Сын: темже Тя поем Дево, и превозносим во вся веки»[9].

В некоторых храмах и монастырях на второй или третий день после Успения совершается особая служба, называемая чином погребения Богоматери. Основная часть ее - Похвалы - представляет собой подражание Похвалам Великой Субботы. При совершении этой службы плащаница с изображением усопшей Девы Марии выносится для поклонения на середину храма, а в конце богослужения обносится вокруг храма с крестным ходом, подобно тому как плащаница с изображением Спасителя обносится вокруг храма на утрени Великой Субботы.

Цвет облачений на праздник Успения Божией Матери - голубой.

Тропарь,

Глас 1


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.