Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-12-07 | 30 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В самодеятельности часто приходится сталкиваться с тем, что исполнители любят на сцене «страдать», «пер-р-реживать», любят играть чувство, полагая, что это — одно из самых впечатляющих качеств актерской игры и яркое проявление их творческой одаренности.
А разве в жизни человек думает о чувстве, старается чувствовать, переживать? Человек радуется, грустит, любит, страдает, ревнует, совсем не стараясь специально это делать. Чувство у него рождается в результате чего-то...
Попробуем разобраться — в результате чего.
Что делает человек, когда он тонет? Обычно на этот вопрос отвечают: «пугается, ему страшно» или «вспоминает всю свою жизнь». (Последнее обычно пишут в плохих романах.)
А ведь на самом деле, когда человек тонет, он пытается спастись, пытается выплыть, борется за свою жизнь, зовет на помощь. То есть действует. А чувство страха у него рождается, приходит к нему в результате того, что все его действия не приводят к спасению. Можно было бы привести и другие примеры, но даже одного этого достаточно, чтобы сделать вывод: чувство — результат определенных психофизических действий человека. А раз так, то исполнитель не должен играть чувство, а действовать. Именно в результате верных действий к нему приходит верное чувство. «Правдоподобие чувствований» вызывается действием.
_________________
[1] Особенно это важно потому, что многие формы эстрадной драматургии (фельетон, куплеты и т. д.) требуют от актера умения мгновенно, на глазах у зрителей, переходить от одного типажа к другому. Своеобразной формой перевоплощения на эстраде является трансформация.
Стр. 59
Играя же «чувство», актер становится не активным и доходчивым, как он думает, а наоборот, пассивным, уходит в свои переживания ради переживаний, то есть перестает действовать. Мало того. Такие актерские «переживания» перестают нас волновать, трогать, так как они остаются внутри актера (особенно часто это случается при исполнении эстрадных лирических песен и романсов).
|
Сколько раз приходится быть свидетелем того, как актер, уйдя со сцены, недоумевает, почему его исполнение оставило сегодня публику равнодушной. «Что сегодня с публикой? Ведь я так переживал, так сегодня чувствовал!» — сетует он. А причина-то была не в публике, а в нем. Вместо того чтобы действовать на сцене, исполнитель «купался» в своих чувствах.
ИМПРОВИЗАЦИЯ
Ведя на страницах этой книги разговор о работе исполнителя на эстраде (агитбригаде), я несколько раз упоминал слово «импровизация». Как это ни странно, но до сих пор некоторые режиссеры и участники агитбригад ошибочно считают, что импровизация — это умение исполнителя что-либо выдумывать «на ходу». Глубокое заблуждение.
На самом же деле — это стиль исполнения на эстраде (агитбригаде). Свободный, раскованный, не имеющий ничего общего с хорошо заученным и отработанным уроком. Когда на сцене все возникает легко и непринужденно. Сказанное относится как к манере действия на сцене, так и к манере ведения разговора со зрителем.
В первом случае — это точность исполнения действия при полной свободе выбора приспособлений в данную минуту, чтобы совершить его. Конечно, нельзя отрицать роль мысли, выдумки в момент импровизации. Но для мгновенной импровизации в данную минуту необходимо действие: умное, наивное, простое или сложное, но действие!
Во втором случае — импровизация не означает актерский произвол в тексте, отсебятину. Импровизационной должна быть форма подачи материала, а не его
Стр. 60
содержание, когда слова к исполнителю приходят «здесь», «сейчас», на глазах у зрителей.
Импровизационный стиль, импровизационная манера поведения, разговора — одно из самых важных качеств эстрадного актерского творчества, на которое должен обращать пристальное внимание режиссер при работе с исполнителем над номером. Но, чтобы им овладеть, актер нуждается в чуткой помощи режиссера, в «переводе» текста и приспособлений на язык исполнителя.
|
ТЕМПО-РИТМ РОЛИ, НОМЕРА
В работе режиссера и актера над созданием номера огромное значение имеет правильно выстроенный темпо-ритм роли, номера. Неверный ритм и темп, их путаница лишают номер четкости, завершенности и доходчивости.
Темп — понятие довольно простое. Оно относится к течению выступления во времени: как быстро или медленно ходит, говорит, действует исполнитель. Темп — внешнее проявление хода номера.
Ритм — более сложное понятие. В музыке оно означает соразмерность частей. В сценическом же искусстве— это не просто соразмерность, но и внутренняя динамика. В театре, на эстраде, в агитбригаде ритм — понятие, раскрывающее внутреннее состояние, относящееся к внутреннему действию его напряженности, как каждого участника, так и всего номера.
Ритм зависит от целого ряда обстоятельств, и прежде всего от того, чего добивается в каждый данный момент действующее лицо, персонаж, насколько для него это важно. Иначе говоря, ритм действующего лица— это пульс его мыслей, его внутреннего действия.
Так как ритм и темп в сценическом искусстве — понятия взаимно связанные (действующее лицо не может жить только в ритме или только темпе), поэтому мы обычно говорим о «темпо-ритме» роли, номера.
Само собой разумеется, что темп и ритм не обязательно должны совпадать. Например. Как ведет себя человек, когда он настороже? Темп его внешних поступков, действий (походка, жесты, речь и т. д.), как правило, замедленны: ведь человек настороже! В то же
Стр.61
время он живет в напряженном, стремительном ритме, одна мысль мгновенно сменяет другую: как правильнее поступить, чтобы отразить опасность. Значит, одно и то же действие —настороженность — вызывает замед- ленный темп и стремительный ритм. Кстати, такой характер несовпадения темпа и ритма свойствен, вообще, моменту, когда человек попадает в критическую ситуацию.
Правильный темпо-ритм номера зависит от того, насколько точно и верно определены события, актерские задачи, насколько полно учитываются исполнителем предлагаемые обстоятельства.
|
Но порой бывает и так: исполнитель, действуя вроде бы «правильно» по задачам и предлагаемым обстоятельствам, все же внутренне остается вялым, живет в неверном темпо-ритме. В этом случае режиссеру следует прежде всего проверить, не допущена ли во время разбора роли, номера какая-нибудь ошибка в определении актерской задачи, действия или предлагаемых обстоятельств; не пропущена ли какая-нибудь «мелочь». Часто эти мелочи, пропущенные, как несущественные, в начале репетиции, потом оказываются решающими в роли, номере, становятся самой яркой деталью.
Вся режиссерская и актерская работа состоит из мелочей всегда важных и существенных. В искусстве не может быть малозначительного. Есть вещи главные и второстепенные. Но важно все, потому что второстепенное оттеняет главное.
Если же причина неверного темпо-ритма у актера в природных качествах исполнителя: инертность фантазии, трудно возбудимый темперамент, робость, зажатость, то у режиссера есть возможность помочь исполнителю действовать в верном темпо-ритме. Для этого ему следует обострить задачу и предлагаемые обстоятельства. Например, по ходу представления один из его участников сообщает о приезде фотокорреспондента. Но делает это вяло, скучно, в неверном темпо-ритме. И тем самым «сажает» сцену. Режиссер не должен говорить актеру: «громче, быстрее».,. Эти слова толкают его к формальному выполнению задачи. Правильнее в этом случае посоветовать исполнителю сообщить о приезде фотокорреспондента, как о чрезвычайном событии, или придумать такие предлагаемые обстоятельства,
Стр.62
которые заставят актера действовать активнее. Скажем, о приезде фотокорреспондента узнали несколько человек, но он (исполнитель) хочет сообщить об этом первым... Введение дополнительных предлагаемых обстоятельств и есть обострение актерской задачи. Но при этом режиссеру необходимо помнить, что дополнительные предлагаемые обстоятельства не должны менять сути происходящего события, существо взаимоотношений персонажей.
К сожалению, иногда приходится быть свидетелем того, как режиссер, неудовлетворенный ритмом и темпом, в котором идет номер, вместо работы с исполнителем обращается к нему с призывом: «Давай! Давай!» И хотя эти слова произносятся темпераментно, да еще подкрепляются энергичным жестом, цели они не достигают. Наоборот, приносят вред. По существу, это искусственное нагнетание, «накачка» темпо-ритма, которые приводят к скороговорке, к механическому ускорению произнесения текста, к действию без мысли и логики, к бодрости «вообще» и в конечном счете к самому плохому—наигрышу. При этом в исполнителе воспитывается легкомысленное отношение к репетиционной работе, неуважение к искусству.
|
Итак, мы видим, что создание исполнителем сценического художественного образа — это результат его самостоятельного творчества при длительной работе под руководством и совместно с режиссером во время репетиций.
Стр.63
РЕПЕТИЦИЯ
Репетиция — это прежде всего поиск и нахождение наиболее верных поступков в логике поведения персонажа в предлагаемых обстоятельствах; поиск целеустремленного и целенаправленного действия, исходя из сверхзадачи и сквозного действия; отбор приспособлений и красок, наиболее точно и выразительно раскрывающих сценический образ, идею роли и всего номера.
Главная задача режиссера на репетиции заключается не в том, чтобы все время подсказывать актеру, что и как ему делать, а, не нарушая течения творческого процесса, направляя и поправляя, помогать ему, чтобы сложное для него стало простым, а непривычное — привычным.
Если исполнитель допускает ошибку в действии или оно становится неточным, невыразительным, режиссеру следует прежде всего обратить внимание актера на предлагаемые обстоятельства, уточнить их, вернуть его к «цели», которой он добивается в данный момент, к его «хотениям».
Так, все время уточняя предлагаемые обстоятельства, «цель» и «хотения», режиссер ведет исполнителя от куска к куску, от одного эпизода роли к другому. При этом режиссер следит за тем, чтобы актер, выстраивая свое действие, все время искал интересные детали и приспособления, фиксировал верно найденные и без сожаления отбрасывал случайные, неточные; следит за тем, чтобы смысл каждого внутреннего и внешнего движения, смысл каждого жеста был предельно ясен не только самому исполнителю, но и будущим зрителям.
Подбрасывая нужные ассоциативные примеры, заставляя актера искать выразительные детали в поведении и действии, режиссер обращается прежде всего к его творческому воображению, будит его фантазию.
Именно на репетиции исполнитель обретает важное для эстрадного (агитбригадного) творчества умение быстро включаться в образ. Сочетая репетиции с уроками актерского мастерства, режиссер постепенно воспитывает в исполнителе умение двумя-тремя штрихами,
|
Стр.64
интонацией, жестом, походкой раскрыть характер играемого персонажа.
Неустанная и непрерывная актерская тренировка и требовательность режиссера к тому, что делает на репетициях актер, объяснение его ошибок и снова повтор, пусть даже самого незначительного места роли, номера— вот путь, который может привести к успеху. Каждая найденная на репетиции деталь, актерское приспособление должны быть доведены до совершенства.
Только в долгой, упорной, трудной работе находится самое нужное и точное. И когда потом исполнитель выходит на сцену, мы часто не замечаем, что за умением двумя-тремя штрихами создать яркий, броский, сценический образ скрывается титанический труд режиссера и исполнителя.
Репетиция — творческий процесс не только для актера, но и для режиссера. Следя за действием актера, беспрерывно работают его (режиссера) воображение и фантазия, беспрестанно ведется поиск приспособлений для исполнителя. Именно это творческое «разогретое» режиссерское состояние и создает ту благоприятную почву, на которой во время репетиции иногда рождаются неожиданные режиссерские решения эпизода, куска роли, номера более яркие, чем они были задуманы раньше. Толчком к новому решению может послужить случайное движение актера, жест, взгляд, неожиданно возникшая мизансцена, брошенная кем-то реплика, звук и т. д. Режиссерское решение куска роли, эпизода, номера — не догма. Оно проверяется и находит свое завершение в репетициях.
Однажды на репетиции сцены, в которой молодой актер, играя роль купчика, рассказывал о том, как он будет хоронить умершего накануне отца, он, неожиданно для себя и режиссера, размазывая по лицу слезы, передернул плечами так, как это обычно делают, танцуя «Барыню». Помня, что молодому купчику нисколько не жаль умершего отца — ведь он, молодой купчпк, становился владельцем торгового дома и плакал только для приличия, режиссер тут же, «зацепившись» за случайный жест исполнителя, предложил ему сыграть эту сцену по-другому: рассказывая о предстоящих похоронах, так увлечься представившейся исполнителю грандиозной картиной похорон «на всю Москву», что забыть
Стр. 65
о «горе» и незаметно для себя закончить монолог разудалой пляской. Нечего и говорить, что такое решение было более ярким и выразительным, более соответствовало характеру персонажа. Так случайное движение актера вызвало в воображении режиссера новое, отличное от первоначального, решение монолога. И это не единственный случай. Повторяю, именно на репетициях проверяется и находится режиссером и исполнителем окончательное решение роли и номера.
Каждая репетиция — это поиск. А поиск немыслим без ошибок. Но ведя репетицию, режиссер не должен после каждой неверно произнесенной фразы или неверного движения останавливать ее. Обговорив перед началом репетиции с исполнителем все, что ему необходимо знать для верного действия, актеру надо дать свободу поиска, дать возможность нащупать главное в эпизоде, куске. И лишь потом, остановив, обратить внимание на ошибки в частностях. Беспрестанно останавливающий репетицию режиссер напоминает плохого футбольного судью, который беспрерывными свистками портит игру. Нет ничего хуже «задерганного» режиссером актера.
Само собой разумеется, что к каждой репетиции режиссер готовится. Он должен знать, что сегодня собирается делать, чего будет добиваться от исполнителей.
Успех репетиции зависит еще и от того, в какой обстановке, атмосфере она протекает. Каждая репетиция должна быть желанной для ее участников и проходить в настоящей творческой атмосфере, которая во многом зависит от режиссера, от того, в каком настроении он приходит на репетицию.
Конечно, режиссеру на репетиции не следует изображать «весельчака», как и не надо создавать официальную, казенную обстановку — она тоже не способствует возникновению верной атмосферы. Репетиция и для участников и для режиссера всегда должна быть праздником, хотя бы уже потому, что все пришли заниматься любимым и интересным делом.
Режиссеру на репетиции надо быть активным, всегда азартным, не бояться шутки, создавая приподнятую, непринужденную и в то же время деловую атмосферу. Подлинно творческая, полная взаимного уважения обстановка освобождает актеров от зажима, позволяет
Стр. 66
им свободно фантазировать, пробовать, придумывать, делиться своими мыслями. В такой атмосфере дружелюбия актер обретает веру в себя. Менторский, поучающий тон режиссера, так же как и неосторожно брошенное слово, бьющее по самолюбию актера, мешают репетиции, психологически зажимают его. Ведь на репетиции (особенно в самодеятельности) актеру приходится, поборов свое стеснение, раскрывать перед всеми присутствующими свою душу. А он еще не вооружен ни актерскими приспособлениями, ни действием,— они еще не найдены. Словом, ему не за что спрятаться. Он чувствует себя нагим или, в лучшем случае, стоящим у доски школьником, который не может ответить на вопрос не потому, что не знает ответа, а потому, что стесняется, психологически зажат.
Трудно привести исполнителя в верное самочувствие, когда уходит зажим, когда он обретает творческую свободу, не боится ошибиться, забывает, что на него смотрят. Но в тысячу раз труднее добиться всего этого, если режиссер однажды неосторожным словом, бестактной шуткой ранил его сердце. Режиссер по отношению к исполнителям должен быть чутким и внимательным товарищем, искусным дипломатом и заботливым наставником.
Но все это не означает, что он должен быть снисходительным к проступкам. Режиссер должен быть и настойчивым и суровым, но всегда справедливым. Ему нельзя забывать, что он не только руководитель, но и воспитатель своего коллектива. Основа взаимоотношений режиссера и актера — глубокое взаимное уважение.
Часто спрашивают: можно ли на репетициях показывать актеру?
А почему нельзя? Все дело в том, что и как показывать. Если я словами не могу объяснить актеру, что он должен делать (а иногда это бывает и невозможно),— то можно показать ему. Все зависит от характера показа, от его внутреннего посыла. Если у режиссера цель: «Я тебе сейчас покажу, как надо играть, бездарь! Учись, пока я жив!» — да еще при этом он сам хороший актер, от такого показа никакого толка не будет. Актер либо не пойдет на сцену: он будет думать, что ему никогда не только не переиграть режиссера, но даже не сыграть так, как он показал, либо пойдет, но
Стр. 67
постарается скопировать, запомнить его интонации, жесты и т. Д. Если же цель показа — объяснить не словами, а действием смысл куска, сцены, то исполнителю не только станет понятно, что и как ему делать на сцене, но у него появится желание проделать самому (только по-своему) все то, что режиссер объяснил.
Самое страшное — учить актера с голоса, требовать копирования интонации, жеста, то есть «натаскивать». К творчеству это не имеет никакого отношения. Показывая, режиссер должен раскрыть перед актером смысл действий и поступков, желаний и хотений персонажа, почему он поступает так, а не иначе, с одновременным объяснением вслух поступков персонажа, с тем чтобы актер не только видел, но и понимал ход действия, причины, побуждающие персонаж так действовать.
Бывает и так (на эстраде и в агитбригаде довольно часто): актер на репетиции предлагает свое решение сцены, номера, свои приспособления, порой резко расходящиеся с режиссерскими. В этом случае режиссеру не следует отвергать предложенное актером, даже если оно заведомо неверное. Надо дать актеру возможность проверить свои предложения в действии и самому решить, что лучше, вернее. Если этого не сделать, не дать актеру попробовать свой вариант, свои предложения, у него всегда останется неудовлетворенность.
И еще. Режиссер-диктатор убивает в исполнителе инициативу, стремление к самостоятельному творчеству, без которого немыслимы репетиции, а главное, немыслимо создание актером полноценного образа, номера.
И последнее. В самодеятельности бывает так: исполнитель считает, что ему на репетиции уже делать нечего. Он торопится выйти на публику. В этом случае полезно напомнить слова Щепкина: «Репетиция лишняя для тебя — никогда не лишняя для искусства». Только режиссеру нужно стараться каждую последующую репетицию делать чем-то, пусть самым незначительным, непохожей на предыдущую, чтобы исполнитель на каждой репетиции узнавал о своей роли, номере что-то новое, неведомое до этого, что будоражило бы его фантазию снова «сегодня», «здесь», «сейчас».
Стр. 68
Отступление седьмое. Сатира и юмор
Вряд ли стоит доказывать, что. непременное качество любого хорошего эстрадного номера — его остроумие. Это качество обязательно и для агит- бригадного творчества. Агитбригада должна говорить о серьезном без нравоучений, риторики. Ее агитация должна быть веселой, звонкоголосой. Если во время выступления агитбригады в зале царит скука, то какие бы верные и важные вещи не произносились со сцены — они не достигнут желаемой цели.
В агитбригадном искусстве, как и в эстраде, его пропагандистская, воспитательная роль неотрывны от веселого и радостного зрелища. Ведь при всем разнообразии жанров и направлений эстрада тяготеет прежде всего и больше всего к юмору и сатире. Такова природа искусства эстрады. Выражая свое отношение к отрицательным явлениям, фактам через юмор и сатиру, она (эстрада) тем самым утверждает гражданственный, нравственный и эстетический идеал советского человека. Юмор, сатира, смех — выражение силы общества, частицей которого является зрительный зал. Именно смех — основная реакция на эстрадном (агитбригадном) представлении.
Но поскольку эстрадное, агитбригадное представление состоит из номеров, то все сказанное в первую очередь относится и к нему (номеру).
При этом режиссеру необходимо помнить, что, выбирая приспособления, краски, детали, способные вызвать смех в зрительном зале (который создает неповторимую, веселую, непринужденную атмосферу эстрадного, агитбригадного представления), нельзя пользоваться любыми средствами, вызывающими смех. Низкопробные средства, пустое комикование порождают не смех, а зубоскальство. Режиссер не имеет права безразлично, пренебрежительно относиться к смеху и к тому, что. его порождает. Смех—обоюдоострое оружие. И им необходимо уметь пользоваться. Особенно, когда речь идет о смехе на эстраде, о смехе, целью которого является нравственное очищение общества.
Стр. 69
Смех имеет множество красок и оттенков: шутка, насмешка, ирония, сарказм и т. д. При этом ирония может быть злой, сарказм — гневным, а «юмор и трогательным, и мягким, задушевным, и холодным, и колким. В такой особой форме критики, как юмор, эмоциональная ее сторона может быть озарена самыми различными духовными чувствами» 1.
Смешное имеет два лица: одно — добродушное, порой ироничное — юмор, а другое — горькое, жестокое — сатиру. Сатира беспощадна, она показывает дурное во всей его неприглядности и гневным смехом уничтожает его. Вот почему эстрадному режиссеру, как никому другому, надо помнить, что в его руках весьма действенное оружие — смех. Силу и меру его режиссер обязан соразмерять со степенью зла, которое несет в себе явление или факт, подвергающийся осмеянию. «Правильная мера смеха — это верно найденные сила и соотношение отрицания и утверждения в смехе, это полное соответствие оттенка смеха предмету осмеяния; это верно найденное направление смеха, при котором вышучивается или бичуется, изобличается, осуждается все злое, фальшивое, несовершенное и утверждается все истинно человеческое» 2. Сказанное имеет для режиссера не только теоретическое, но и прикладное значение. Например, когда перед режиссером стоит выбор, в какой форме (куплетах * или частушках) преподнести со сцены тот или другой факт, то совершенно ясно: если отрицательное явление требует гневного осмеяния, уничтожения смехом, то целесообразнее для этого прибегнуть к сатирическим куплетам; если же факт или проступок требует осуждения, если цель выступления — помочь человеку исправиться, то здесь уместнее воспользоваться частушкой, в которой насмешка будет сочетаться с доброжелательством.
Выпячивая отрицательное явление, необходимо смотреть в его корень и помнить: чем острее позиция критика, тем определеннее должна быть точка
________________________
[1] Ю. Б о р е в. Комическое. М., «Искусство», 1970, с. 113.
[1] Т а м же, с. 11 4,
Стр. 70
зрения режиссера и исполнителя, с которой они критикуют то, что подлежит осмеянию и вызывает в них самих гражданское негодование.
Взгляд художника на отрицательные явления жизни, на человеческие пороки только тогда становится правильно осуждающим и гневно разящим, когда он (художник) влюблен в жизнь, в человека, в прекрасное, когда он вооружен знаниями а теорией, дающими ему возможность понять, что есть и куда устремлены идеалы человечества.
Художническое требование соответствия, гармоничности всех частей, составляющих номер, распространяется и на характер остроумия. Мало того, что реприза, шутка должны быть смешными, нести в себе заряд смешного (иначе — это не шутка и не реприза), что смех должен быть верно адресован, надо, чтобы характер, стиль шутки, репризы, интермедии и т. д. соответствовал стилю произведения в целом и индивидуальности исполнителя, его стилю и манере. Хочет этого или не хочет актер, в каждой его шутке, остроте всегда сказывается его собственное отношение к фактам и явлениям окружающей его жизни. Поэтому режиссер и исполнитель должны заботиться еще и о том, чтобы шутка, ирония, остроумие, без чего нельзя представить эстраду, стали органичными для актера. Вообще, должен заметить, что актеру, не наделенному чувством юмора, не имеющему определенной склонности к этому, лучше не заниматься эстрадой.
Стр.71
ЭСТРАДНЫЕ ЖАНРЫ
Одна из главных специфических особенностей эстрадного искусства заключается в том, что оно оперирует самыми различными жанрами.
Чем богаче и разнообразнее концерт по жанрам, тем он ярче и интереснее. Арсенал жанров, которыми.пользуется эстрада, так же широк и разнообразен, как мир сценического искусства. Но все обилие используемых эстрадой жанров обычно делят на четыре группы; разговорный, танцевальный, музыкальный и оригинальный жанры.
К номерам разговорного жанра относятся: конферанс, интермедия, миниатюра, скетч, пародия, эстрадный монолог, эстрадный фельетон, куплеты, частушки, мелодекламация и др.
К музыкальному: песня (народная, советская, жанровая и т. д.), романс, инструментальная миниатюра и др.
К танцевальным (хореографическим): танец, пляска, пантомима и т. д.
К оригинальным: жонглирование, фокусы, акробатика и другие цирковые и спортивные номера, звукоподражание и т. д.
Все они предстают на концерте как самостоятельные номера, как отдельные маленькие законченные выступления, как краткие законченные сценические действия.
Агитбригадное творчество взяло на свое вооружение почти все эстрадные жанры. Но больше и чаще всего использует номера так называемого разговорного жанра. И это понятно. Ведь во время выступления агитбригады ее участники ведут конкретный разговор со зрительным залом на животрепещущие темы. Естественно, что лучше всего их агитационный, публицистический характер раскрывается через слово. Вот почему начинаем наш разговор об эстрадных жанрах с
КОНФЕРАНСА
На странице 179 Театральной энциклопедии можно прочесть: «Конферансье — буквально докладчик. (Слово французское.) Артист эстрады, объявляющий номера и
Стр. 72
выступающий перед публикой в промежутках между номерами эстрадного концерта... Поведение конферансье на сцене и текст его реплик носят обычно комедийный характер. Конферансье комментирует отдельные номера, в какой-то степени объединяет эстрадную программу, стремится придать ей злободневный характер».
Казалось бы, что в этой довольно обширной цитате сказано о конферансье все. И все же...
Разве задача конферансье заключается только в сообщении (докладе) зрителю, кто и с чем выступает? При нынешней технике это с успехом можно делать и по радио. (Прием, часто используемый в концертах.) В объявлениях конферансье есть и другая цель. Он должен еще до выхода артиста на сцену подготовить аудиторию к восприятию номера, создать в зале благожелательный настрой. И не просто «подать номер», а установить со зрителями контакт. Атмосфера непринужденного общения и доверия помогает конферансье предстать перед зрителями не только посланником актеров, но и радушным хозяином концерта. Именно от конферансье зависит возникновение душевной, непринужденной обстановки, без которой не может существовать эстрадный концерт.
Слова: «в промежутках между номерами» определяют место и время его работы. Конферансье должен не просто заполнять паузу, которая по той или другой причине может возникнуть: надо убрать рояль, установить деталь оформления, вынести музыкальные инструменты или радиоаппаратуру, но и сделать ее незаметной, неощутимой для зрителей. Само собой разумеется, что это может произойти в том случае, если он будет интересным, веселым и остроумным собеседником. Настоящий успех приходит не тогда, когда конферансье сбивается на зубоскальство в поисках дешевого успеха, а когда его репризы, шутки — все, что произносится со сцены, остроумно и поднимает важные и большие проблемы.
И все же сегодня главная задача конферансье — связывать в одно целое самые различные и разнохарактерные по жанру номера, из которых обычно верстается концерт. Он должен уметь «объединить самые разнородные элементы программы, превратить ее в нечто целое, в связанное между собой эстрадное представление. Затушевать слабые места в программе, выделить сильные.
Стр. 73
приспособить весь арсенал своих острот в помощь данному номеру, данной программе» 1. Значит, речь идет не о примитивной связи по принципу: для каждого номера своя острота. А о связях других — внутренних, ассоциативных. Сегодня именно неожиданная ассоциация больше и лучше всего воздействует на зрительный зал и хорошо им воспринимается.
Природное обаяние, остроумие, находчивость, умение импровизировать вот те качества, которыми помимо всех других должен быть наделен человек этой эстрадной профессии, в т0 же время для конферансье особенно важно такое качество, как чувство меры. Ведущий не будет отвечать своему назначению, если в концерте будет назойлив или многословен, ведь он появляется перед зрителями много раз. Конферансье все время должен ощущать, как он владеет вниманием зрительного зала, чутко улавливать его настроение. И когда это требуется, зритель устал, заскучал, — немедленно давать отдых, разрядку, находя для этого удобные предлоги.
Одна из особенностей творчества конферансье заключается в том, что он всегда выступает от собственного имени. Мало этого. Актер стремится создать у зрителей впечатление, что весь произносимый им авторский текст (репризы, ’шутки, каламбуры, монологи, фельетоны) принадлежит ему, рождается здесь, сейчас, в данную минуту. То есть манера выступления конферансье носит характер импровизации. Конферансье должен размышлять на сцене, а Не «читать» заученное, делиться со зрителями своими мыслями.
В то же время конферансье —это прежде всего определенный сценический образ, наделенный какой-либо яркой чертой Характера, чаще всего присущей данному актеру, на которой и строится его сценическое поведение. Недаром если спросить очевидцев, кого играли, в каком образе представали перед ними те знаменитые конферансье, о которых до сих пор слагают на эстраде легенды, то можно услышать ответ: в одном из них они видели благодушного хозяина, принимающего гостей;
____________________________
1.Н. Смирнов. Сокольский. Сорок пять лет на эстраде (фельетоны, статьц1 выступления). М., «Искусство», 1976, с. 239.
Стр. 74
в другом — меланхолика, в третьем — смущающегося новичка, в четвертом — скептика и т, д.
Значит, мало выступать просто от своего имени, нужно найти и решить, создать определенный сценический образ, который станет органичным для актера, близким к его актерским данным и в то же время будет ярким, выразительным и интересным. При этом режиссер в работе с конферансье должен помочь актеру выявить и развить лучшие стороны его дарования. Всеми имеющимися у него средствами помочь актеру наиболее полно выявить свое неповторимо-индивидуальное творческое лицо1, помочь ему выявить свое ощущение жизни, свой идейно-эстетический склад мышления. Успех творчества конферансье решает не только его исполнительское мастерство, не только владение своей профессией, не только опыт, но и прежде всего широкий кругозор, разнообразие жизненных интересов, четкость мировоззрения.
Справедливости ради заметим, что сегодня таких «чистых» конферансье почти нет.
Совершенно особое место занимает конферанс в агит- бригадных программах. Здесь чаще всего используется либо «сквозной», либо парный конферанс, так как он дает возможность вести действие всей программы, протянуть сюжетную линию, раскрыть тему представления и в то же время выполняет свою первородную функцию — является логической связью между эпизодами (номерами) представления.
Нетрудно заметить, что большинство агитбригадных представлений по своей форме ближе всего к эстрадному обозрению, в котором ряд номеров связан каким-либо незамысловатым сюжетным «ходом». Этот сюжетный ход не только служит своеобразным стержнем, на который, как на шампур, нанизываются отдельные номера программы, но и определяет сквозной конферанс и роль ведущего (конферансье) или ведущих, наделяя его (их) определенными функциями с элементами театрализации. В одном случае — это может быть гид, проводящий экскурсию, в другом — сотрудник газеты или фоторепортер,
_______________________
[1] Походка, жест, манера держаться — все эти компоненты физического поведения конферансье на сцене чрезвычайно важны для определения стиля. При этом они должны быть органичными для него, естественными и выразительными.
Стр. 75
в третьем — диктор телевидения, страховой агент, шофер такси и т. д. Все зависит от фантазии автора, режиссера и исполнителя.
В парном же конферансе каждый из его исполнителей обязательно должен быть наделен определенным, ярким, причем противоположным характером. Это уже само по себе создает между ними конфликт, дает повод к всевозможным недоразумениям, своеобразным сценкам- интермедиям, возникающим как бы по ходу концерта, представления. Скажем, один из ведущих (конферансье) из-за боязни взять на себя ответственность за очередной номер всяческими способами старается уклониться от объявления номеров; или, наоборот, считая, что партнер плохо объявляет номера, каждый раз «учит» его; или, что нравится одному, отрицается другим, а что привлекает внимание второго, кажется недостойным первому и т. д.
Но, придумывая «ход», образы, режиссеру необходимо помнить, что, выбирая и монтируя интермедии и тексты для сквозного конферанса, следует учитывать, что сюжет, «ход», лежащий в основе сквозного конферанса, сам по себе, как бы он ни был органичен и убедителен, не вызовет интереса у зрителей, если каждая интермедия не будет хлесткой, занимательной, веселой.
ИНТЕРМЕДИЯ
Из всех разговорных жанров она чаще всего используется исполнителями парного конферанса. Короткая сценка смешного содержания, шутливого характера, которую обычно конферансье или ведущие разыгрывают между номерами.
В последнее время, особенно в выступлениях таких актеров, как Миров и Новицкий, Тимошенко и Березин, Шуров и Рыкунин и других, она стала самостоятельным номером в эстрадной программе. В отличие от таких номеров, как скетчи, сценки, миниатюры, где всегда обозначены место и время действия, в интермедиях актеры выступают в обстоятельствах данного концерта и выступают в том виде, в каком конферируют программу.
Как самостоятельный номер, интермедия широко используется в агитбригадных программах, так как очень удобна для сценического раскрытия местного материала.
Стр. 76
Конфликты в интермедиях обычно происходят из-за разных точек зрения актеров по самым различным поводам. Причина же столкновения заключается в противоположности взглядов и характеров партнеров. Обычно для интермедии выбирается такой конфликт, который не носит непримиримого характера.
Например;
Первый. Скажите, вы смогли бы вести концерт один?
Второй. Наверное. А вы что, уходите?
Первый. Да, ухожу я от вас. На другую работу.
Второй. Обиделись на кого-нибу
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!