Отступление третье. Фантазия — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Отступление третье. Фантазия

2021-12-07 31
Отступление третье. Фантазия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каковы бы ни были симпатии режиссера, каково бы ни было его тяготение к тому или другому жан­ру,— творческое воображение, фантазия являются решающими в творческой работе режиссера.

Режиссеру необходимо уметь фантазировать. Фантазировать не «вообще» («вообще» — враг ис­кусства), а в природе и характере жанра.

Умение воображать, выдумывать — самые важ­ные качества в любом творчестве. Если у человека нет этих качеств — он не может быть режиссером. Заниматься искусством, не обладая творческой фантазией — дело бесплодное.

Как и другие природные качества, фантазию

__________________

[1] Понятия «сверхзадача», «действие», «сквозное действие», «ком­позиция», «темпоритм» и другие имеют один и тот же смысл в са­мых различных видах сценического искусства. В основе работы режиссера, актера на эстраде лежат те же законы творчества, что и в искусстве драматического режиссера и актера, открытые

К. С. Станиславским.

Стр. 23

можно развивать. А режиссеру и актеру просто необходимо.

Изучение окружающей жизни, умение наблю­дать, видеть, слышать, слушать, присматриваться к интересным характерам, запоминать забавные случаи — все это дает пищу фантазии, все разви­вает ее. Поэтому надо как можно больше заполнять «кладовую» своего сознания. Эта «кладовая» без­гранична. В процессе творчества именно оттуда фантазия черпает строительный материал. Запом­нившееся, познанное, услышанное, увиденное — это кирпичики, складывая которые, фантазия стро­ит свои причудливые здания. И чем больше разви­та фантазия, чем больше заполнена «кладовая», тем ярче и интереснее режиссерские и актерские поиски, разнообразнее замыслы.

Современный зритель не принимает упрощен­ных, лежащих на поверхности ходов, примитивно­сти сценического мышления. Сегодня режиссер обязан уметь видеть новое. Он должен находиться в гуще жизни, знать и понимать процессы, проис­ходящие в окружающей его действительности. Ощущение новых ритмов, умение подмечать новые типические характеры при создании сценических образов, нахождение новых мизансцен, красок — все это зависит от постижения и знания жизни, от умения видеть, наблюдать. Ведь дыхание времени должно всегда ощущаться в творчестве режиссера и исполнителя. И выражается оно в том, какими они пользуются выразительными средствами.

***

Анализ, «разведка умом» дает возможность не прос­то замыслить постановку номера, но и решить его идею (а она может отличаться от авторской), проанализиро­вать, как события в нем подчиняются этой идее, проду­мать расстановку идейно-смысловых акцентов, жанровые и стилевые особенности будущего номера, режиссерскую трактовку роли, исходя из задачи раскрытия основного конфликта, определить ритм и темп, создать мизансце­ны, атмосферу, принцип оформления.

Анализ номера в какой-то мере определяет, и какими

Стр. 24

художественными выразительными средствами режиссер и исполнитель будут пользоваться при его воплощении. Так как уже в ходе анализа решается взаимоотношение между содержанием и формой.

Процесс анализа одновременно дает возможность режиссеру начать для себя разработку «постановочного плана»: как, каким путем он будет идти к созданию но­мера. То есть дает возможность создать план воплоще­ния драматургического произведения в сценическое.

Конечно, потом, во время работы режиссера с ис­полнителем, что-то уточнится, а что-то изменится. Ведь первоначальный замысел, постановочный план—это, если так можно сказать, лишь фундамент будущего зда­ния. И здесь режиссеру следует помнить, что процесс его работы и на этом этапе не однозначен. Многое в нем идет одновременно. Мы уже говорили об этом.

ВЫБОР ИСПОЛНИТЕЛЯ

При определении, кто из участников агитбригады сможет наиболее ярко и точно исполнить номер, режис­сер должен учитывать способности актера, знать его индивидуальные особенности, его творческие возможно­сти.

Верно выбранный исполнитель — это «уже наполови­ну поставленный номер.

Выбирая актера на роль, режиссер прежде всего Должен учитывать психофизические данные исполните­ля: склад характера, особенности его темперамента, своеобразие речевых и вокальных данных, манеру речи, тембр, силу и выразительность голоса, характер сцени­ческого обаяния, манеру двигаться, жестикулировать и т. д., и т. д., и т. д. Ведь психофизические данные одному актеру позволяют быть наиболее убедительным, скажем, в исполнении патетических монологов, друго­му—ближе комические сценки, третьему — сродни ис­полнение сатирических куплетов и т. д.

СЦЕНИЧЕСКИП ОБРАЗ

Эстрадное искусство, как и любое сценическое искус­ство, в полной мере воздействует на зрителей лишь тог­да, когда в основе роли лежит стремление актера соз­дать живой человеческий характер в определенных об­

Стр. 25

стоятельствах, воплощенный в точно найденную внеш­нюю форму, то есть сценический образ1, и 'через него проявить свое отношение к окружающему миру.

Но в отличие от театрального эстрадный (агитбри- гадный) образ имеет свои специфические особенности, которые необходимо знать режиссеру и исполнителю, когда они приступают к работе над ролью, над номером.

Во-первых: поскольку эстрада жестко ограничивает каждый номер во времени, а характеры персонажей должны быть понятны зрителям с первых же минут дей­ствия, то образ строится на одной или двух основных чертах, ярче и лучше других выражающих сущность пер­сонажа. Но при этом эстрада, как и театр, требует скру­пулезной работы режиссера и исполнителя над созданием внутренней жизни образа.

Во-вторых: эти черты характера актер стремится выявить минимумом приспособлений и красок, макси­мально сконцентрировав и отобрав их. Он как бы соз­дает яркие и броские законченные зарисовки образов.

Это важно еще и потому, что на эстраде часто в одном и том же номере (фельетоне, куплетах и т. д.) актеру по ходу действия приходится изображать (играть) нес­колько персонажей порой прямо противоположного ха­рактера, мгновенно переходя от одного к другому, на глазах у зрителей.

В-третьих: на театре актер всегда выступает в образе другого лица. На эстраде — зритель воспринимает лич­ность самого актера как сценический образ, с его отно­шением к жизни, к событиям и явлениям, к людям. (Разу­меется, кроме тех случаев, когда актеру по содержанию номера приходится действовать от имени персонажа или персонажей.)

_________________

[1] Создание сценического образа, то есть законченного художест­венного произведения, в котором специфическими актерскими сред­ствами: природными данными (речью, телом, движением, мимикой, воображением, памятью, эмоциональностью), а также гримом и ко­стюмом — раскрываются духовный мир, характер, мысли и пережи­вания персонажа (человека), выдуманного автором,— является главной целью исполнителя как на театре, так и в агитбригаде и на эстраде.

Стр. 26

ХАРАКТЕР

Итак, работа над образом на эстраде агитбригадном представлении) требует от актера нахождения одной-двух основных черт характера.

Правда, я должен сразу оговориться. Если на театре артист, создавая образ, как правило, идет от внутренне­го к внешнему — от характера к характерности, то на эстраде (а значит, и в агитбригаде) исполнитель чаще всего сначала мысленно видит внешний облик персона­жа, его манеру говорить, двигаться, жестикулировать и т. д., то есть видит характерность, а уж затем, стараясь «влезть в шкуру» персонажа, овладевает его внутренними качествами, которые оправдывают увиденную, найден­ную им характерность.

Но каким бы путем ни шел актер: от внешнего к внут­реннему или от внутреннего к внешнему, ему в процессе работы над номером, чтобы сделать образ живым, при­дется пройти все этапы работы актера над ролью. Ибо только постигнув характер действующего лица, найдя целеустремленное и целенаправленное действие, актер Сумеет из всех увиденных и придуманных внешних дета­лей и приспособлений отобрать и оставить те, которые наиболее точно и ярко выразят внутреннюю суть его ге­роя, персонажа.

Вот почему мы наш разбор начинаем с разговора о характере образа.

Для этого нам прежде всего следует внести ясность в само понятие термина «характер».

Вспомним, что определяет поступки человека? Поче­му он так, а не иначе реагирует на то ил и другое собы­тие? Почему в одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут себя по-разному?

Чтобы ответить на все эти вопросы, попробуем проде­лать небольшой опыт: мысленно представим, как пове­дут себя наши сослуживцы, если мы вбежим в комнату, где они работают, и крикнем: «Горим!» Хорошо зная их, мы почти безошибочно предугадаем, что, скажем, хозяй­ственная Ольга Петровна бросится спасать вещи, рас­судительный Петр Петрович попробует вызвать пожар­ных, недоверчивый Николай Иванович может и не по­верить, а энергичный Михаил Петрович сразу попытается организовать тушение пожара и т. д.

Стр. 27

Как мы смогли предопределить поведение наших со­служивцев? Почему мы представили их действия именно такими, а не другими? Наверное потому, что вспомнили, как каждый из них вел себя в других обстоятельствах, то есть сопоставили их разные поступки, определили их характеры. А уж определив характеры, нам не трудно было представить себе, как они будут вести себя на по­жаре. Значит, поведение человека определяет его харак­тер? Конечно!

В жизни, в быту часто говорят: у этого человека хо­роший характер, а у этого — плохой. Когда мы говорим о «характере», то его надо понимать не как «плохой» или «хороший», не в бытовом плане, а в широком смысле, как внутренние качества персонажа (злой, добрый, волевой, трусливый, недоверчивый, завистливый и т. д.), то есть как Характер с большой буквы, как Человек-характер в его психологическом и социальном смысле.

Действия исполнителя должны соответствовать и вы­текать из характера действующего лица.

На сцене, как и в жизни, не может существовать чело­век без характера. Даже когда мы говорим: «он без ха­рактера», мы тем самым уже определяем его характер.

Указания на характер действующего липа, персонажа разбросаны по всему тексту номера.

Определив характер, режиссер и исполнитель вместе с тем определяют, как персонаж может и будет реагиро­вать на те или другие события. Мало того, режиссер и исполнитель тем самым определяют и существо действу­ющего лица. Иначе говоря, определяют основные черты образа.

Только при этом следует помнить, что характер чело­века состоит не из одной черты, а складывается из мно­гих. Трус одновременно может быть и добрым и злым, завистливым и хвастливым. Но одна или две черты ха­рактера у человека всегда будут главными, определяю­щими, довлеющими над всеми остальными. Вот они-то и будут, как принято говорить, «зерном образа».

Всю свою выдумку, фантазию, темперамент исполни­тель и режиссер обязаны направить на то, чтобы как можно ярче и выразительнее раскрыть перед зрителем эту основную черту характера персонажа.

Вспомним: исполнитель, выйдя на сцену, должен сра­зу заявить, кто Он такой...

Стр. 28

Характер действующего лица, персонажа в любом но­мере, даже когда йктер выступает «от себя», должен быть ясен зрителю с первых же секунд его пребывания на сцене. Поэтому исполнитель, отыскивая основную, наи­более выразительную черту, отбрасывает излишние в ней подробности. Как бы вырисовывает ее не акварелью, а масляными красками и сочными мазками.

Но сказанное ни в коем случае не означает, что ре­жиссеру и исполнителю не надо определять другие черты персонажа или не учитывать их. Особенно на репетициях. Чем исполнитель будет глубже раскрывать характер сво­его персонажа, тем больший успех его ждет.

Овладение характером персонажа, действующего ли­ца есть один из самых важных шагов на пути к конечной цели работы исполнителя над ролью — к созданию сцени­ческого образа. Особенно это важно в тех номерах, где роль решается приемами гротеска, буффонады, гипер­болы. Только тогда эти приемы становятся органичными в актерском исполнении, когда исполнитель концентри­рует все свое внимание на основной черте характера пер­сонажа.

Как же овладеть характером действующего лица, пер­сонажа? Как зажить его мыслями и чувствами?

На эти вопросы разные режиссеры отвечают по-раз­ному. Самый верный путь — путь, указанный К. С. Ста­ниславским,— начинать создание сценического образа «от себя», поставив себя в предлагаемые обстоятельства роли, образа. Ибо «переживать можно только собствен­ные живые подлинные хотения, рожденные и перерабо­танные самим артистом в самом себе» (К. С. Станислав­ский)1.

Мне представляется этот путь наиболее верным еще и потому, что, как мы уже знаем, артисту эстрады, какой бы он ни исполнял номер, всегда надо разговаривать со зрителем от своего лица.

 

 

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Итак, чтобы овладеть характером персонажа, необ­ходимо поставить себя в предлагаемые обстоятельства. Что же такое предлагаемые обстоятельства?

________________________

[1] К. С. С т а н и с л а в с к и й. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4. М., «Ис­кусство», 1957, с. 116.

Стр. 29

В статье «О народной драме и драме «Марфа Посад­ница» А. С. Пушкин так определил основные требования к реалистическому произведению театрального искусст­ва, то есть к драматургии: «Истина страстей и правдопо­добие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя» 1. К. С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» добавил к высказыванию А. С. Пушкина: «...со­вершенно того же требует наш ум от драматического ар­тиста, с той разницей, что обстоятельства, которые для писателя являются предполагаемыми, для нас, артистов, будут уже готовыми — предлагаемыми,..» 2

Человек не существует вне времени и пространства. Все, что окружает человека, воздействует на него, фор­мирует его характер, мировоззрение, психологию, опре­деляет его поступки. Поэтому без познания обстановки, предлагаемых обстоятельств невозможно создать верный и полноценный художественный образ.

Предлагаемые обстоятельства — это обширный тер­мин, в который входит огромное количество понятии: фа­була номера, эпоха, быт, социальное положение, время и место действия, время года и суток, погода, семейное положение, характер, возраст, национальность, профес­сия, события и отношения к ним,— словом, все, что пред­лагается исполнителю принять во внимание при его творчестве.

Но если в театре актер получает обширные сведения о предлагаемых обстоятельствах роли из пьесы, то в эстрадной драматургии такие данные почти всегда отсут­ствуют. Иногда автор скупо указывает на самое основное. Эстрадный автор полагается на режиссера и на исполни­теля, на то, что они додумают, нафантазируют все те предлагаемые обстоятельства, которые нужны исполни­телю для создания сценического образа. В том числе и предшествующие событиям номера.

В тех случаях, когда исполнитель действует от «сво­его лица», для него предлагаемыми обстоятельствами являются обстоятельства концерта: сценическая

_________________________

1. А.С. Пушкин. Соч. М., ОГИЗ, 1949, с. 763.

2. К. С. Станиславский. Собр. соч. в 8-ми т., т. 4. М., «Ис­кусство», 1957, с. 116.

Стр. 30

площадка, зритель, занимаемое им место в концерте, его роль в нем и, конечно, содержание номера, его цель.

Естественно, что сразу охватить и учесть всю сумму понятий, входящих в предлагаемые обстоятельства, не­возможно. Поэтому узнавание или придумывание пред­лагаемых обстоятельств идет параллельно всему процес­су создания роли в той мере, в какой они необходимы для действия.

Начиная работу, исполнитель вникает в предлагаемые обстоятельства «внешнего порядка»: время, место дейст­вия, профессия, возраст и т. д., то есть в то, что написано автором в ремарках, в самом тексте номера. В процес­се репетиций исполнителю понадобится вникнуть в пред­лагаемые обстоятельства «внутреннего порядка»: харак­тер, взаимоотношения и т. д. Деление предлагаемых обстоятельств на «внешнего» и «внутреннего» порядка — условное. Бывает и так, что обстоятельства «внешнего» порядка в то же время являются «внутренними» и наоборот.

- Хорошо,— скажет кто-нибудь.— То, что исполни­телю надо знать профессию, возраст, национальность своего персонажа — понятно. А вот время? Что может дать исполнителю его знание? Не все ли ему равно, ког­да происходит действие: утром или вечером?

Нет, не все равно. У каждого человека есть свое ощу­щение времени. Но этого мало. Даже один и тот же че­ловек разное время дня воспринимает по-разному. Если проверить себя, то можно обнаружить, что утром мы ощущаем себя иначе, чем вечером; в праздничный день мы воспринимаем окружающее нас иначе, чем в будни. Знание времени действия дает возможность исполните­лю ввести в свою роль множество интересных деталей, ко­торые создают правду существования актера на сцене. Именно актера. В самом деле, что может дать человеку знание того, что на улице холодно, идет дождь? Наверное то, что он возьмет с собой зонт и постарается потеплее одеться. Знание погоды актеру подсказывает целый ряд действий на сцене: он, скажем, постарается погреть руки, не наследить в комнате и т. д. Предла­гаемые обстоятельства, их учет подсказывают испол­нителю ряд даже простейших физических действий, ко­торые и создают правдоподобие жизни на сцене.

В поисках правильного действия исполнителю

Стр.31

с первых же репетиций нужно ставить себя в предлагаемые обстоятельства,- Это требование равно обязательно для исполнителей номеров любого жанра. Даже создавая вокальный или танцевальный номер, исполнителю следу­ет мысленно ставить себя в определенные жизненные об­стоятельства, соответствующие характеру персонажа песни, танца.

Точное определение действия в предлагаемых обстоя­тельствах составляет тот краеугольный камень, на ко­тором зиждется верное исполнение роли актером — «ис­тина страстей».

* * *

Проводя анализ роли, исполнитель под ру режиссера определяет: сверхзадачу.

Сверхзадача — это то, ради чего актер выходит на сцену: разжечь ли справедливый гнев слушателей, зрителей или напомнить им о чем-то незаслуженно забытом, поднять на борьбу с чем-то плохим или пробудить в зри­телях добрые чувства. Ведь, исполняя сценки, монологи, куплеты, фельетоны, песни, актер всегда призывает зри­телей к чему-то, выдвигает перед ними какую-либо проб­лему, что-то отстаивает или осуждает. И актер обязан до­нести до зрителя свою сверхзадачу. Сделать он это смо­жет лишь только в том случае, если будет одержим ею. сквозное действие.

Сквозное действие направляет в верное русло линию поведения персонажа, линию его поступков и помогает отобрать их. Оно, по сути дела, является тем стержнем, на который должно нанизываться все действие персона­жа на протяжении номера. Сквозное действие помогает режиссеру и исполнителю достигнуть последовательного, целеустремленного раскрытия идейного содержания ро­ли и номера & целом. Оно обусловливается идеей номера. Если «сверхзадача» — компас, указывающий, по какому пути и ради чего идти, то «сквозное действие» — путь, по которому идет исполнитель ради достижения цели в ра­боте над номером.

эпизоды - факты в жизни своего персонажа,

предлагаемые обстоятельства,

взаимоотношения с партнером и зрителем,

биографию своего персонажа и т. д. и т. д.

Стр. 32

Всю эту работу режиссер с исполнителем ведут по принципу «действенного анализа»1.

Как это ни удивительно, но, встречаясь с эстрадными артистами, часто приходится слышать:

- Вот режиссеры говорят о «разведке умом». Ну, когда речь идет о работе над ролью в пьесах Горького, Че­хова, Шекспира, Брехта и т. д., необходимость анализа не вызывает сомнений. Но зачем, работая над эстрадным номером, проводить анализ? Разве для того чтобы верно действовать, недостаточно выучить текст, мысленно уви­деть или придумать интересную характерность, а потом воплотить все это на сцене?

Смею утверждать — недостаточно! Как в работе над ролыо в пьесе, так и в работе над ролью в эстрадном но­мере система актерского творчества одна. Нет другой системы творчества в эстрадном искусстве.

Только анализируя роль, только накапливая в своем сознании все сведения, факты роли, можно найти для сво­его персонажа целенаправленное и целеустремленное дей­ствие, верный характер и «влить» его в яркую характер­ность. То есть создать в данном конкретном эстрадном (агитбригадном) номере задуманный автором, режиссе­ром и исполнителем сценический образ.

Вообще, в искусстве процесс познания служит толч­ком к действию, служит цели создания художественного образа, первая ступенька к которому, как мы уже зна­ем,— видение.

В самом деле, живописец, прежде чем написать заду­манную картину, должен увидеть ее в своем сознании. Но, чтобы это видение возникло, он длительное время со­бирает материал, изучает быт и нравы, костюмы, пишет бесчисленное множество набросков и этюдов, проникает в сущность социальных, человеческих отношений и т. д. И только тогда, когда в его сознании, под влиянием соб­ранного и изученного материала, во всех подробностях возникает будущая картина, он приступает к ее написа­нию, то есть к воплощению задуманного.

Это не означает, что все накопленное живописцем в процессе изучения, познания будет изображено на полот­не. Но он никогда не жалеет о потраченном времени, так как все изученное им в предварительной работе и дало

____________________

[1] М. О. К н е б е л ь. О действенном анализе пьесы и роли. М., «Искусство», 1959.

Стр. 33

ему возможность создать картину, которая своим образ­ным решением волнует людей, будит их мысли и чувства.

То же самое, или почти то же, происходит в творчест­ве актера, который для того, чтобы создать верный сце­нический образ, должен проделать работу по анализу, по познанию и накоплению материала. (Причем этот про­цесс идет непрерывно на протяжении всей работы испол­нителя над ролью.) Только тогда он сможет зажить мыс­лями и чувствами своего героя, понять его внутренний и внешний облик и верно действовать в предлагаемых обстоятельствах. Ведь все сведения, полученные испол­нителем в результате анализа, познания роли, будят его фантазию и преломляются в плане практического исполь­зования для конкретного воплощения в действии.

Повторяю: анализ в работе исполнителя над ролью не является самоцелью, а побуждает исполнителя к дейст­вию.

Стр. 34



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.