Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-12-07 | 30 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Термин «бренд» (от древнескандинавского brandr — выжигать огнем) в современном английском языке обозначает множество понятий — головня, выжженное клеймо, фабричная марка и др. Брендом становится товарный знак или торговая марка, благодаря своим особым качествам (в результате рекламной или РЯ-деятельности) получившие известность на рынке и завоевавшие доверие у массового потребителя.
Анализ успешных торговых марок потребительских товаров позволяет сделать вывод, что их успех зависит от множества параметров товара: его качественных особенностей, времени «жизни» на рынке, от его «имени», цены, от системы дистрибьюции и специфики продвижения на рынке (в первую очередь, рекламного).
В отечественной практике торговые марки (бренды) формировались различным путем:
—на основе использования старых советских марок и марок-ГОСТов (масло «Вологодское», колбаса «Любительская», пиво «Жигулевское»);
—в результате покупки готовой марки, франчайзинг («Моя семья» — «Петросоюз», «Нидан Фудс»), создание марки поставщиком упаковки (политика Tetra - Pak);
—копирование чужой марки или стратегия последователя («Меньшевик»);
—самостоятельная разработка («Коркунов»).
Наиболее перспективным сегодня представляется последний путь, предполагающий использование услуг бренд-консалтинговой фирмы или рекламных агентств, выполняющих функции разработки новых марок на основе собственных сил или привлечения специализированных исследовательских и дизайнерских компаний.
Процесс брендинга начинается с этапа исследования рынка, проводимого с целью анализа тенденций его развития, оценки
60
его потенциала и емкости, силы конкурентов, определения типов покупательского поведения представителей его отдельных целевых сегментов. Маркетинговые исследования позволяют сформулировать концепцию новой марки, например:
|
1. Новая марка вина А — это качественный, вкусный и недорогой алкогольный напиток.
2. Новая марка винаЛ — это напиток, достойный праздничного стола.
3. Новая марка вина А — это эксклюзивный вкус, особая элегантность и аристократизм напитка.
В концепции бренда должны присутствовать следующие элементы: ниша продукта (дешевый, демократичный, крепкий середняк, дорогой, супер-премиум); аудитория (ее социально-демографические, географические и психографические характеристики); отличительные характеристики продукта (качества и свойства, важные для потребителя в данном классе продуктов); характер воздействия продукта на потребителя (каким образом продукт удовлетворяет те или иные потребности и сочетается с системой жизненных ценностей аудитории). Выбранная концепция в первую очередь ставится в основу рекламной стратегии продвижения марки.
Маркетинговые исследования представляют собой основу для формирования платформы бренда, которая является по существу базой систематизированной информации, необходимой для комплексного описания бренда, включающей:
1. Имя и название.
2. Образ (логотип, шрифты и цвета).
3. Особенности позиционирования бренда.
4. Идеология бренда.
5. Политика бренда.
6. Архитектура бренда.
Основная цель позиционирования заключается в том, чтобы бренд занял обособленное (эксклюзивное) дифференцированное место в сознании представителей своей аудитории. Для этого необходимо определить и провести однозначно определяемые и четкие границы, отличающие конкретный бренд от всех остальных.
Позиционирование может осуществляться по функционально значимым и эмоциональным характеристикам. К функциональным характеристикам относят объективные качественные параметры товара: форма, размер, цвет, надежность, безопасность и т.п. Одна (или несколько) такого рода характеристика должна быть прочно внедрена в сознание представителей целевой аудитории.
|
61
Так, например, всем известная основа позиционирования Volvo — это безопасность данной марки. Эмоциональные характеристики — это набор ощущений от контакта с брендом: удовольствие, радость, счастье, покой и т.п. Оба обозначенных подхода к позиционированию имеют примерно одинаковую популярность. Однако по некоторым оценкам в большинстве отечественных отраслей пока более перспективен бренд-менеджмент по функциональным характеристикам.
Политика и технологии управления брендом обязательно должны строиться и осуществляться в полном соответствии с позиционированием. Так, если в позиционировании отображена элитарность либо эксклюзивность бренда, то ценовая политика и дист-рибьюция не должны быть ориентированы на продажи в мелких магазинах и киосках. И наоборот, если бренд позиционируется как доступный по цене и массовости, марка не может быть дорогой, а дистрибьюция не должна осуществляться только в бутиках.
Идеология — это то, с чего начинается бренд, — основа бренда, существующая даже в то время, когда еще нет его имени, а есть только идея, определяемая владельцами бизнеса. Бизнес может быть многопрофильным, но для каждого направления есть единая, базовая идеологическая основа, которая включает в себя миссию и ценности. Миссия для бренда — это аналог того, чем является цель в человеческой жизни. Ценности, на которых она основывается,— это те незыблемые принципы, на которых строится бизнес. Это получение прибыли, а также способы ее получения на основе определенного набора ограничений, норм и правил и принципов правового, этического, нравственного характера, а также задачи самовыражения и самоактуализации. Все эти ценности в той или иной степени переходят и транслируются во все разработки и действия, связанные с разработкой бренда.
Политика бренда реализуется на основе стандартной маркетинговой модели «4 Р», и для абсолютного большинства брендов сегодня нет необходимости кардинального пересмотра этой модели. Ее элементами выступают товарно-ассортиментная политика, обеспечивающая развитие ассортимента товаров под данным брендом, ценовая политика, определяющая то, в какой ценовой позиции товары бренда будут находиться по отношению к своим конкурентам, политика дистрибьюции, диктующая то, по каким каналам товары бренда будут продвигаться на рынок. Важнейшая составляющая — коммуникационная политика, включающая выстраивание процессов взаимодействия с клиентами, а также ре-
|
62
шение вопроса о том, будет ли она проводиться в рамках подхода чршк» (толкать) или «pull» (тянуть). Первый подход ориентирован па то, чтобы активно взаимодействовать с потребителем, личными коммуникациями побуждать его совершить покупку, второй — на его безличную информационную «обработку», в результате которой он сам приходит за товаром. Важнейшим требованием к реализации всех перечисленных компонентов политики бренда является то, что они не должны противоречить его идеологии.
Последняя часть бренд-платформы — это архитектура бренда. Чаще всего говорят о трех стандартных типах такой архитектуры — дом брендов, бренд-дом и суббренды. Дом брендов — это то, что было до недавнего время у «Проктер энд Гембл». Есть несколько брендов, никак между собой и с компанией-производителем внешне не связанных (например, Tide, Fairy и т.п.).
Бренд-дом часто называют еще зонтичным брендом. Типичный его пример — «Virgin». Бренд-дом предполагает, что есть единый бренд и у него существуют товарные расширения. Бренд-дом составляют не уникальные имена, а различные модификации одного имени, например «Virgin airlines», «Virgin music» и т.д.
Суббренды представляют собой результат соединения двух различных брендов. Например, Sony Trinitron — результат соединения двух корневых брендов (Sony и Trinitron). Наиболее известная категория товаров, где используется подобная архитектура, — автомобильная отрасль.
Любопытной представляется аналогия между бренд-платформой и платформой для запуска космических ракет. Без платформы невозможно запустить ракету (бренд), а ее свойства и характеристики определяют траекторию полета (развитие бренда) космического судна1.
Для успешного развития бренда необходима система регулярного контроля над его показателями, систематическое измерение и анализ параметров его движения. Контроль над развитием бренда предполагает измерение как минимум трех групп характеристик: знание компонентов бренда, оценку его целевой аудитории и лояльности ее к нему. Для правильной реализации стратегий коммуникации с потребителем измерению подлежат показатели всех элементов бренд-платформы, динамики восприятия идеологии бренда целевой аудиторией, имени, стиля, позиционирования, политики бренда. Кроме того, в системе контроля должны быть также
|
1 http://www.IFORS.ru/articles_5.htm.
63
представлены такие показатели, как оценка динамики продаж и уровня дистрибьюции. Опираясь на значения перечисленных показателей, решаются практические вопросы изменения коммуникационных бюджетов для ряда целей — экономии затрат, повышения конкурентоспособности и в иных ситуациях.
Обоснованное построение бренд-платформы и системы контроля над показателями выступают основой эффективности процесса управления брендом, своего рода базисом для реализации различных рекламных коммуникаций.
Коммуникационная концепция бренда формирует и описывает имидж бренда — его главную коммуникационную константу, и формирует систему коммуникационных каналов бренда в рамках выбранных способов продвижения торговой марки на рынок.
На основе коммуникационной концепции бренда проводится:
—разработка всех констант бренда: фирменного наименования (имени), логотипа, товарного знака (торговой марки), легенды бренда, генерального слогана, фирменного стиля (системы идентификации бренда — brand identity), брендбука, гайдлайна { guideline), кат гайда { cutguide), руководства по продажам { sales guide);
—последующее построение всех каналов коммуникаций бренда: дизайна упаковки, этикетки, различных форм и видов массовой рекламы, BTL -акций, директ-маркетинга, каталогов, /Ш*-мате-риалов и др.
Коммуникационная концепция бренда включает в себя креативную концепцию бренда и концепцию продвижения бренда.
Создание креативной концепции бренда подразумевает формирование образа бренда, разработку моделей восприятия, элементов наполнения бренда, генерацию основной оригинальной и привлекательной творческой идеи, близкой и понятной потребителю.
Креативная концепция бренда служит для перевода основной идеи его позиционирования в плоскость легко воспринимаемых, оригинальных, популярных и понятных для целевой аудитории слов, образов и звуков. Она выступает базой формирования имиджа бренда, органично сплетая его аудиовизуальные и вербальные компоненты.
Описательная часть креативной концепции и основной творческой идеи бренда представляет собой руководство по созданию эффективного коммуникационного послания. В ней выделяют две части: визуальную и вербальную концепции бренда. Визуальная концепция бренда описывает и мотивирует стилистические особенности, характер, колористику, ассоциативность и наполне-
|
64
ние визуального контента бренда. Вербальная концепция бренда определяет и мотивирует действенность используемых вербальных аргументов, слов и образов, речевой стилистики, характера, тона и окраски речи, учитывая, какое впечатление все это окажет на потребителя и какие ассоциативные ряды могут выстаиваться в его сознании.
В ходе разработки концепции продвижения бренда осуществляется выбор тех каналов коммуникации и способов продвижения бренда, которые в наибольшей степени отвечают стратегическим целям маркетинга, специфике позиционирования бренда и его креативной концепции. Кроме того, определяются цели, задачи и роли каждого из выбранных каналов коммуникации, а также разрабатывается стратегия их совместного использования и взаимодействия.
Легенда бренда — это увлекательная история о его создании и развитии. От того, насколько глубокой будет ее интеграция в систему ценностей потребителя, во многом зависит успех бренда.
Основное назначение легенды бренда состоит в донесении до потребителя, закодированного в вербальных образах и ассоциациях позиционирования бренда в соответствии с установленными вербальной концепцией требованиями и рекомендациями. Она должна быть легко запоминаемой и способствовать созданию позитивного и оригинального образа бренда.
В зависимости от позиционирования бренда выделяют несколько основных типов легенд бренда: исторические, футуристические и реальные. Легенда бренда может быть целиком или частично основана на реальных событиях либо целиком создана творческими усилиями копирайтера. Особое значение она приобретает в случае создания бренда с фантазийным или композитным названием. Это обусловлено тем, что в данном случае имя бренда (бренд-нейм) не несет в себе смысловой информации и в данной ситуации задача легенды бренда сводится к приданию названию необходимого эмоционального фона и смыслового значения.
Любая легенда бренда нуждается в правильном лингвистическом изложении. При наличии такового, бренд прочно завоевывает умы потребителей и приносит прибыль нескольким поколениям своих владельцев.
В словах как особой знаковой системе коммуникации содержится многоуровневая информация, а уровень восприятия (ментальный, эмоциональный, сознательный и подсознательный) за-
65
висит не только от их прямого лексического значения, но также и от эмоциональной и стилистической окраски слова.
Создание легенды бренда требует учета многих лингвистических аспектов — этимологии, структуры (морфология), эстетики слова (ее внутренней ритмики, графичности, симметричности, благозвучности, аллитерации и т.п.). Кроме того, при работе над созданием легенды бренда иногда важно принимать во внимание факторы «семейного интерьера» — названия бренда и групп ассоциативных рядов, сформированных на подсознательном уровне для данного названия.
Имя бренда, как наиболее сильного и запоминающегося идентификатора товара, играет определяющую роль для формирования его целостного образа, потому что оно выступает его вербальным воплощением, отображением специфики его позиционирования, имиджа и легенды. При этом важно понимать роль мотива названия, оказывающего существенное влияние на последующую реализацию бренда.
Создание имени будущего бренда должно опираться на четко обозначенное позиционирование бренда, его коммуникационную концепцию и легенду. Этот процесс включает в себя не только креативную разработку, но и экспериментальную проверку будущего названия на благожелательное восприятие, благозвучие, выявление возникающих у потребителя ассоциативных рядов, а также определение степени его «патентной чистоты».
Девиз бренда (генеральный слоган) — фраза, которая часто сопровождает и идентифицирует имя бренда и используется для облегчения его запоминания и укрепления позиционирования. Девиз бренда — второй по значимости (после имени бренда) вербальный инструмент бренд-коммуникации. Он выступает как транслируемый параметр креативного отображения и позиционирования бренда, всегда должен соответствовать его коммуникационной концепции, коррелировать со стилем, характером и тональностью звучания легенды бренда и его имени. Девиз бренда должен быть простым, коротким, понятным, запоминающимся и легко воспроизводимым, соответствовать главным параметрам целевой аудитории и порождать у ее представителей необходимые ассоциативные ряды, формировать заинтересованность брендом и приверженность ему. Девиз бренда может быть зарегистрирован в качестве товарного знака и являться для его владельца таким же нематериальным активом, как и имя бренда («Ваша киска купила бы Whiskas»; «Райское наслаждение — Bounty»; «Ты всегда заботишься
66
о нас — Tefal»; «Сделано с умом — Electrolux»\ «Next generation — Pepsi» и пр.).
Нельзя путать генеральный слоган — девиз бренда или имиджевый слоган с ситуационными слоганами, к которым относятся информационные и акционные рекламные слоганы.
Фирменный стиль или система идентификации бренда представляет собой комплексное сочетание образов и правил, соответствующих позиционированию бренда и коммуникационной концепции бренда, а также эффективно выделяющее его в конкурентной рыночной среде.
В условиях глобализации и слияния крупнейших рынков предъявляются новые требования к узнаваемости и внутреннему содержанию бренда и всем элементам его визуальной идентификации (имя, логотип, знак, цвет, шрифт). Подходы и стандарты такой визуальной идентификации часто строятся на основе единых методик, стилистического и идеологического единства и становятся всеобъемлющими. Современная система визуальной идентификации бренда все чаще носит интегральный и сквозной характер, является пластичной и легко трансформирующейся к специфике любого визуального и аудиовизуального обращения. В результате создания системы идентификации бренда или фирменного стиля может быть образован паспорт стандартов — гайдлайн (guideline) и набор кат-гайдов (cutguide) — в зависимости от использования специфических форм и видов рекламы и каналов коммуникации.
Глава 2
РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ: СУЩНОСТЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!