К комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

К комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника

2021-12-07 44
К комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БИОЛОГИЯ

К комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника

Классы

5-11

 

 

МОСКВА

Дрофа 2009

 

УДК 372.857 ББК 74.262.8 Б63

Биология. 5—11 классы: программы для обще-

Б63 образоват. учреждений к комплекту учебников,

созданных под руководством В. В. Пасечника /

авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М.: Дрофа, 2009. —

92, [4] с.

ISBN 978-5-358-06438-6

В сборник включены авторские программы, реализованные в учебниках, созданных под руководством В. В. Пасечника.

Программы соответствуют федеральному компоненту госу­дарственного стандарта общего образования.

УДК 372.857

ББК 74.262.8

 

ISBN 978-5-358-06438-6

© ООО «Дрофа», 2009

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Главная задача совершенствования российского образования — повышение его доступности, каче­ства и эффективности. Это предполагает значи­тельное обновление содержания образования, при­ведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Образовательные уч­реждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учени­ку, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возмож­ность успешной социализации.

В настоящее время действует государственный стандарт общего образования, принятый в 2004 г.

Программы конкретизируют содержание предмет­ных тем, перечисленных в образовательном стандар­те, рекомендуют последовательность их изучения и приводят примерное распределение учебных ча­сов на изучение каждого раздела курса.

В данном сборнике представлены авторские про­граммы, реализованные в учебниках по биологии, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

В программах особое внимание уделено содер­жанию, способствующему формированию совре­менной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических зна­ний.

В сборник вошли программа по природоведению для 5 класса, программа основного общего образо­вания для 6—9 классов, а также программа средне­го (полного) общего образования для 10—11 клас­сов как базового, так и профильного уровня.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. 5 класс

 

Программа основного общего образования по природоведению

5 КЛАСС

 

Авторы:

В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Паку лова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс природоведения в 5 классе продолжает од­ноименный курс начальной школы и является про­педевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической геогра­фии в основной школе. Данная программа по при­родоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о многообразии объектов и яв­лений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воз­действием человека;

• овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измере­ния, описывать их результаты, формулировать вы­воды;

• развитие интереса к изучению природы, интел­лектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

• воспитание положительного эмоционально-цен­ностного отношения к природе, стремления дейст­вовать в окружающей среде в соответствии с эколо­гическими нормами поведения, соблюдать здоро­вый образ жизни;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жиз­ни, безопасного поведения в природной среде, ока­зание простейших видов первой медицинской по­мощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную ес­тественнонаучную подготовку для изучения биоло­гии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от не­живой, из чего состоят живые и неживые тела, по­лучают новые знания о строении веществ, их физи­ческих и химических свойствах, об электриче­ских, химических, физических, биологических явлениях.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их зна­ния об условиях жизни и разнообразии организ­мов. Особое внимание уделяется растениям и жи­вотным, играющим большую роль в жизни челове­ка, его хозяйственной деятельности.

Изложенный в программе материал соответст­вует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по приро­доведению — «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» — и рас­пределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучеб­ных, так и специальных умений и навыков, на­правленных на работу с различными литературны­ми источниками, наблюдения за природными объ­ектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологиче­ских проектов и т. д.

Федеральный базисный учебный план для обще­образовательных учреждений Российской Федера­ции отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной шко­лы из расчета 2 учебных часов в неделю. В данной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 8 часов для реализации учителем индиви­дуальных подходов в обучении.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

70 часов (62 часа + 8 часов резерва)

Введение (2 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

1. Вселенная (5 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвез­дия. Полярная звезда и созвездия Большая и Ма­лая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение сол­нечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Су­точное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и мете­ориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

• Лабораторные работы

Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Север­ного полушария.

Ориентирование на местности с помощью ком­паса, Полярной звезды и местных признаков.

2. Строение и свойства вещества (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообраз­ных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование че­ловеком физических и химических явлений при­роды в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

• Лабораторная работа

Определение физических свойств твердых, жид­ких и газообразных тел.

3. Воздух (6 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для жи­вых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосфер­ное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Из­менение температуры воздуха с высотой. Образова­ние облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Рабо­та ветра в природе.

8

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказа­ние погоды. Влияние погоды на организм челове­ка.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение на­правления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здо­ровья при различных погодных условиях.

• Лабораторные работы

Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

Описание погоды за месяц и сезон.

4. Вода (3 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нераство­римые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, ов­рагов, ущелий. Значение воды в природе. Исполь­зование воды человеком. Охрана воды.

• Экскурсия

Результаты работы текущих вод и ветра.

5. Горные породы (3 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Об­ломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обло­мочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные по­лезные ископаемые. Металлы. Использование ме­таллов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и мине­ралов, полезных ископаемых.

• Лабораторные работы

Описание минералов и горных пород (по 3—4 при­знакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физиче­скими свойствами.

6. Почва (4 часа)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Струк­тура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с раз­ной структурой; опытов по определению свойств почвы.

7. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биоло­гические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспо­собленность растений и животных к жизни в раз­ных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организ­мов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Зна­комство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного матери­ала.

Наблюдения за растениями, животными, факто­рами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

• Экскурсия

Разнообразие организмов. Относительная при­способленность организмов к условиям внешней среды.

8. Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цвет­ковые и нецветковые. Цветковые растения, их ор­ганы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни челове­ка. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Мно­гообразие культурных растений: полевые, овощ­ные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных об­разцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

• Лабораторные работы

Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

Определение названий растений с помощью ат­ласа-определителя.

Постановка опытов по выявлению влияния тем­пературы, воздуха и влажности на прорастание се­мян культурных растений.

• Экскурсия

Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядо­витых).

9. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядови­тые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шля­почных грибов и их муляжей.

• Лабораторная работа

Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

10. Животные (5 часов)

Характерные признаки животных, сходство с рас­тениями и отличия от них. Животные дикие и до­машние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспо­собленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми жи­вотными. Животные Красной книги. Охрана ди­ких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Мно­гообразие домашних животных, уход за ними, со­здание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чу­чел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, поч­венной, воздушно-наземной средах обитания.

• Лабораторная работа

Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядо­витых) с использованием коллекций, чучел, рисун­ков, муляжей.

11. Ваши любимые растения и животные (3 часа)

Растения и животные — ваши любимцы. Созда­ние благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных.

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

• Лабораторная работа

Составление рекомендаций по уходу за комнат­ными растениями и домашними животными.

12. Природа едина (2 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пи­щевые сети.

Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

13. Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природ­ных ситуациях (во время грозы, ливней, под гра­дом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физиче­ской нагрузки.

• Лабораторные работы

Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возраст­ными нормами.

Резерв времени8 часов.

• Летние задания

Наблюдения за растениями и животными в при­роде, уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Проведение опытнической работы. Веде­ние дневников опытов и наблюдений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

В результате изучения природоведения ученик должен:

Знать/понимать

• о многообразии тел, веществ и явлений приро­ды и их простейших классификациях; об отдель­ных методах изучения природы;

• основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

Уметь

• узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определи­тель;

• приводить примеры физических явлений, яв­лений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений живот­ных и растений к условиям среды обитания; изме­нений в окружающей среде под воздействием чело­века;

• указывать на модели положения Солнца и Зем­ли в Солнечной системе;

• находить несколько созвездий Северного полу­шария при помощи звездной карты;

• описывать собственные наблюдения или опы­ты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

• сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;

• описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

• использовать дополнительные источники ин­формации для выполнения учебной задачи;

• находить значение указанных терминов в спра­вочной литературе;

• кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2—3 минуты);

• пользоваться приборами для измерения изу­ченных физических величин;

• следовать правилам безопасности при проведе­нии практических работ;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной об­щей ступени повлекло за собой перестройку школь­ной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биоло­гическую, прежде всего экологическую, природо­охранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечи­вающих фундамент для практической деятельнос­ти учащихся, формирования их научного мировоз­зрения.

Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением следующих курсов:

1) «Бактерии. Грибы. Растения» — 35 или 70 ча­сов (6 класс)1;

2) «Животные» — 70 часов (7 класс);

3) «Человек и его здоровье» — 70 часов (8 класс);

135 часов за счет федерального компонента и 35 часов за счет регионального компонента.

 

4) «Введение в общую биологию» — 70 часов (9 класс).             

В 5 классе на уроках природоведения учащиеся получают достаточную естественнонаучную подго­товку для изучения биологии как самостоятельно­го предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о стро­ении веществ, их физических и химических свой­ствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и ор­ганах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и живот­ным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

В 6—7 классах учащиеся получают общие пред­ставления о структуре биологической науки, ее ис­тории и методах исследования, нравственных нор­мах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организ­мов, их индивидуальном и историческом разви­тии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влияни­ем деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области при­родопользования.

Учащиеся получают представление о многообра­зии живых организмов и принципах их класси­фикации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйст­венного производства, медицины и здравоохране­ния, биотехнологии и отраслей производства, осно­ванных на использовании биологических систем.

 В 8 классе получают знания о человеке как о био­социальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения челове­ка в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать уча­щимся единство биологических законов, их прояв­ление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сцена­рия поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим зако­нам, не зависящим от воли людей. Таким обра­зом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на на­чальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о фак­торах, благоприятствующих и нарушающих здо­ровье человека. Методы самоконтроля, способ­ность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необхо­димости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяет­ся большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигие­не.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, тру­довую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать лично­стью.

В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюци­онном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, био­сферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспе­чивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию все­сторонне развитой личности, владеющей основа­ми научных знаний, базирующихся на биоцент­рическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностя­ми.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, пат­риотического, физического, трудового, санитар­но-гигиенического, полового воспитания школьни­ков. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство люб­ви к ней и ответственности за ее сохранность. Уча­щиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью чело­века. Они должны знать, что человек — часть при­роды, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поко­лений людей.

Программа предполагает ведение фенологиче­ских наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности био­логических явлений в программу введены лабо­раторные работы, экскурсии, демонстрации опы­тов, проведение наблюдений. Все это дает возмож­ность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать на­блюдательность, мышление, обучать приемам са­мостоятельной учебной деятельности, способст­вовать развитию любознательности и интереса к предмету.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с федеральным базисным учеб­ным планом в рамках основного общего образова­ния на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов из федерального компонента и может быть выделено 35 часов из школьного компонента.

В 6 классе учащиеся получают общие представ­ления о структуре биологической науки, ее мето­дах исследования, нравственных нормах и принци­пах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, многообразии растительных со­обществ, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически пра­вильные решения в области природопользования.

Распределение времени на изучение отдельных тем курса указано ориентировочно.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы   Количест­во часов  
Введение Тема. Биология — наука о живой приро­де. Царства бактерий, грибов, растений и животных Тема. Связь организмов со средой обита­ния. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана Всего     1   1   2
Раздел 1. Клеточное строение организмов Тема 1.1. Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) Тема 1.2. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды Тема 1.3. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клет­ки. Понятие «ткань» Всего   1   2   1     4
Раздел 2. Царства Бактерии и Грибы Тема 2.1. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнеде­ятельность бактерий. Размножение бакте­рий. Разнообразие бактерий, их распрост­ранение в природе Тема 2.2. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека Тема 2.3. Лишайники, их строение, раз­нообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека  Всего                 1     2     1     4
Раздел 3. Царство Растения Тема 3.1. Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Ох­рана растений Тема 3.2. Водоросли. Многообразие водо­рослей. Среда обитания водорослей. Стро­ение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей Тема 3.3. Мхи, папоротники, хвощи, пла­уны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни чело­века, их охрана Тема 3.4. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распрост­ранение голосеменных, значение в приро­де и жизни человека, их охрана Тема 3.5. Цветковые растения, их стро­ение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека Всего     1     1   1   1     1     5
Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений Тема 4.1. Строение семян однодольных и двудольных растений Тема 4.2. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней Тема 4.3. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега Тема 4.4. Строение листа. Видоизменение листьев Тема 4.5. Многообразие стеблей. Видоиз­менение побегов Тема 4.6. Цветок и его строение Тема 4.7. Соцветия Тема 4.8. Плоды и их классификация Всего       1   1   1   1   1   1 1 1   8
Раздел 5, Жизнь растений Тема 5.1. Минеральное и воздушное пита­ние растений Тема 5.2. Испарение воды Тема 5.3. Рост растений Тема 5.4. Размножение растений Всего     3   1 1 2 7
Раздел 6. Природные сообщества Тема 6.1. Основные экологические факто­ры и их влияние на растения. Характе­ристика основных экологических групп растений Тема 6.2. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности челове­ка на растительные сообщества и влияние природной среды на человека Всего  Итого     2   1     3 33 + 2 (резерв)  

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение (2 часа)

Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь ор­ганизмов со средой обитания. Взаимосвязь орга­низмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными из­менениями в природе. Ведение дневника наблюде­ний.

РАЗДЕЛ 1

РАЗДЕЛ 2

Царство Бактерии (3 часа)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

РАЗДЕЛ 3

Царство Грибы (4 часа)

Грибы. Общая характеристика грибов, их стро­ение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съе­добные и ядовитые грибы. Правила сбора съедоб­ных грибов и их охрана. Профилактика отравле­ния грибами. Роль грибов в природе и жизни чело­века.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпоч­ных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

• Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микро­скопом.

Изучение строения тел шляпочных грибов.

РАЗДЕЛ 4

Царство Растения (8 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Мето­ды изучения растений. Общая характеристика рас­тительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цвет­ковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда оби­тания водорослей. Строение одноклеточных и мно­гоклеточных водорослей. Роль водорослей в приро­де и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Стро­ение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, пла­уны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Сре­да обитания. Распространение голосеменных, зна­чение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообра­зие. Среда обитания. Значение цветковых в приро­де и жизни человека.

Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

• Лабораторные работы

Знакомство с многообразием зеленых однокле­точных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

РАЗДЕЛ 5

Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов)

Строение семян однодольных и двудольных рас­тений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их стро­ение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточ­ное строение листа. Видоизменение листьев. Стро­ение стебля. Многообразие стеблей. Видоизмене­ние побегов. Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генератив­ной) и расположения их на стебле, строения листа, макро- и микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов.

• Лабораторные работы

Изучение и строение семян двудольных и одно­дольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корне­вые системы.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка.

РАЗДЕЛ 6

Жизнь растений (15 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (пита­ние, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, раз­множение).

Условия прорастания семян, питание пророст­ков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энер­гии.

Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; пи­тания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказы­вающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крах-

 

мала, дыхание растений, испарение воды листья­ми, передвижение органических веществ по лубу.

• Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по

древесине.

Вегетативное размножение комнатных расте­ний.

Определение всхожести семян растений и их по­сев.

• Экскурсия

Зимние явления в жизни растений.

РАЗДЕЛ 7

Классификация растений (7 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с клас­сификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств с учетом местных условий.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народ­нохозяйственное значение. (Выбор объектов зави­сит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяй­ственных растений.

• Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

• Экскурсия

Ознакомление с выращиванием растений в за­щищенном грунте.

РАЗДЕЛ 8

Природные сообщества (6 часов)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологиче­ских групп растений.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на чело­века.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

• Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений раз­личных экологических групп.

• Экскурсия

Природное сообщество и человек. Фенологиче­ские наблюдения за весенними явлениями в при­родных сообществах.

 

РАЗДЕЛ 9

Развитие растительного мира

(2 часа)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные эта­пы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений. Резерв времени2 часа.

 

 

7 класс Животные

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходст­во и различия животных и растений. Систематика животных.

 

РАЗДЕЛ 1

Многообразие животных (34 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места оби­тания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепара­тов простейших.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особеннос­ти. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологи­ческие особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые ви­ды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофиль­ма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жиз­ни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни челове­ка.

• Лабораторная работа

Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и эколо­гические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их ра­ковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и эколо­гические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглоко­жих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Мно­гообразие. Среда обитания, образ жизни и поведе­ние. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

• Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Сред а оби­тания, образ жизни и поведение. Биологические и экологичес


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.186 с.