использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

2021-12-07 45
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми про­дуктами;

• оценки этических аспектов некоторых исследо­ваний в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Литература

Основная литература

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология. 10—11 классы: учебник для обще­образовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная и научно-популярная литература

1. АйлаФ., КайгерДж. Современная генетика. Т. 1—3. М.: Мир, 1987.

2. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

3. Воробьев Ф. И. Эволюционное учение: вчера, сегод­ня... М.: Просвещение, 1995.

4. ИорданскийН.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

5. Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Экл.М.: Дрофа, 2008.

6. Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учрежде­ний. М.: Дрофа, 2008.

7. КемпП., Арме К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

8. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.

9. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дар­винизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.

 

Программа среднего

(полного) общего образования по биологии

10-11 КЛАССЫ Профильный уровень

(210 часов)

Автор В. В. Пасечник

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по биологии составлена на ос­нове федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Программа конкретизирует содержание предмет­ных тем образовательного стандарта, дает пример­ное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредмет­ных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Курс биологии на ступени среднего (полного) об­щего образования на профильном уровне направ­лен на формирование у учащихся целостной систе­мы знаний о живой природе, ее системной органи­зации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономернос­тях, проявляющихся на разных уровнях организа­ции живой природы. Содержание курса биологии на профильном уровне призвано обеспечить уча­щимся достаточную базу для продолжения образо­вания в вузе, сформировать навыки поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

Программа предназначена для изучения био­логии в течение двух лет и рассчитана на 3 часа классных занятий в неделю.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс (105 часов)

 

Название темы   Количест­во часов  
Раздел 1. Введение в биологию Тема 1.1. Краткая история развития био­логии. Методы исследования в биологии Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого Тема 1.3. Уровни организации живой ма­терии Всего 2   2 2 6
Раздел 2. Основы цитологии Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория Тема 2.2. Химический состав клетки Тема 2.3. Строение и функции эукари-отических клеток Тема 2.4. Строение и функции прокари-отических клеток. Неклеточные формы жизни Тема 2.5. Обмен веществ и энергии в клетке Всего   4   9 8     7   13 41
Раздел 3. Размножение и индивидуаль­ное развитие организмов Тема 3.1. Жизненный цикл клетки Тема 3.2. Размножение Тема 3.3. Индивидуальное развитие ор­ганизма (онтогенез) Всего     3 8 7   18
Раздел 4. Основы генетики Тема 4.1. История развития генетики Тема 4.2. Основные закономерности на­следственности Тема 4.3. Основные закономерности из­менчивости. Виды мутаций Всего   2 15   8   25
Раздел 5. Генетика человека Тема 5.1. Методы исследования генетики человека Тема 5.2. Генетика и здоровье Тема 5.3. Проблемы генетической без­опасности Всего 2   2 2 6
Итого 96 ч + 9 ч (резерв)

 

11 класс (105 часов)

Название темы   Количест­во часов  
  Раздел 6. Основы учения об эволюции Тема 6.1. Развитие эволюционного уче- ния Тема 6.2. Вид, его критерии. Популяции Тема 6.3. Борьба за существование и ее формы Тема 6.4. Естественный отбор и его фор­мы Тема 6.5. Видообразование Тема 6.6. Макроэволюция Всего   3   3 3   3 5 6 28
Раздел 7. Основы селекции и биотехно­логии Тема 7.1. Основные методы селекции Тема 7.2. Современное состояние и перс­пективы биотехнологии Всего 8 5 13
Раздел 8. Антропогенез Тема 8.1. Положение человека в системе животного мира Тема 8.2. Основные стадии антропогенеза Тема 8.3. Движущие силы антропогенеза Тема 8.4. Прародина человека Тема 8.5. Расы и их происхождение Всего 2   2 3 2 2 11
Раздел 9. Основы экологии Тема 9.1. Понятие о биосфере. Среда оби­тания организмов и ее факторы Тема 9.2. Основные типы экологических взаимодействий Тема 9.3. Экологические сообщества Тема 9.4. Влияние загрязнений на жи­вые организмы Всего   5   8   12 4   29
Раздел 10. Эволюция биосферы и чело- век Тема 10.1. Гипотезы о происхождении жизни Тема 10.2. Основные этапы развития жизни на Земле Тема 10.3. Эволюция биосферы Всего 6   5   7 18
Итого 99 ч + 6 ч (резерв)

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(210 часов)

10 класс

(105 ч, 3 часа в неделю)

РАЗДЕЛ 1

Введение в биологию (6 часов)

 

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математи­кой, географией, астрономией и др.). Роль биоло­гических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Объект изучения биологии — биологические систе­мы. Общие признаки биологических систем. Мето­ды познания живой природы.

Демонстрации портретов ученых-биологов, схем, таблиц, фрагментов видеофильмов и компьютер­ных программ: «Связь биологии с другими наука­ми», «Биологические системы», «Уровни органи­зации живой природы», «Методы познания живой природы».

РАЗДЕЛ 2

Основы цитологии (41 час)

Предмет, задачи и методы исследования совре­менной цитологии. Значение цитологических ис­следований для других биологических наук, меди­цины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биоло­гии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неор­ганические вещества, их роль в жизнедеятельнос­ти клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в ре­гуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена ве­ществ. Пластический и энергетический обмен. Ос­новные этапы энергетического обмена. Отличи­тельные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — ис­точник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Об­разование иРНК по матрице ДНК. Регуляция био­синтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов пре­вращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация микропрепаратов клеток расте­ний и животных; моделей клетки; опытов, иллюст­рирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схем путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка», схем, таблиц, фрагментов видео­фильмов и компьютерных программ: «Элементар­ный состав клетки», «Строение молекул воды, уг­леводов, липидов», «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Редупликация моле­кулы ДНК», «Строение молекул РНК», «Строение клетки», «Строение плазматической мембраны», «Строение ядра», «Хромосомы», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Об­мен веществ и превращения энергии в клетке», «Энергетический обмен», «Биосинтез белка», «Хе­мосинтез», «Фотосинтез», «Характеристикагена».

• Лабораторные и практические работы

Строение эукариотических (растительной, жи­вотной, грибной) и прокариотических (бактериаль­ных) клеток.

Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клет­ках эпидермиса лука.

Наблюдение за движением цитоплазмы в расти­тельных клетках.

Наблюдение клеток растений, животных, бакте­рий под микроскопом, их изучение и описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Опыты по определению каталитической актив­ности ферментов.

Изучение хромосом на готовых микропрепара­тах.

Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке.

Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

Сравнение строения клеток растений, живот­ных, грибов и бактерий.

Сравнение процессов фотосинтеза и хемосин­теза.

РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (18 часов)

Самовоспроизведение — всеобщее свойство жи­вого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и био­логическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматоге­нез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности опло­дотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогене­за) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез жи­вотных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяю-

щимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размноже­нии.

Демонстрация таблиц, схем, фрагментов видео­фильмов и компьютерных программ, иллюстри­рующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоноч­ных животных, процессов митоза и мейоза.

• Лабораторные и практические работы Сравнение процессов митоза и мейоза. Сравнение процессов развития половых клеток

у растений и животных.

 

РАЗДЕЛ 4

Основы генетики (25 часов)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менде­лем. Гибридологический метод изучения наследст­венности. Моногибридное скрещивание. Закон до­минирования. Закон расщепления. Полное и не­полное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные ал­лели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимо­го комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологи­ческие основы генетических законов наследова­ния.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и ге-терогаметный пол. Наследование признаков, сцеп­ленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование при­знаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцеп­ление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие ал дельных (доминирование, не­полное доминирование, кодоминирование и сверх­доминирование) и неаллельных (комплементар-ность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипиче-ская изменчивость. Мутации. Генные, хромосом­ные и геномные мутации. Соматические и генера­тивные мутации. Полулетальные и летальные му­тации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эво­люционное значение комбинативной изменчивос­ти. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, из­менчивость. Роль условий внешней среды в разви­тии и проявлении признаков и свойств. Статисти­ческие закономерности модификационной измен­чивости. Управление доминированием.

Демонстрация моделей-аппликаций, таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих законы наследствен­ности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на измен­чивость организмов; гербарных материалов, кол­лекций, муляжей гибридных, полиплоидных рас­тений.

• Лабораторные и практические работы

Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изуче­ние фенотипов растений.

Решение генетических задач.

 

РАЗДЕЛ 5

Генетика человека (6 часов)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетиче­ские данные о происхождении человека и челове­ческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влия­ние среды на генетическое здоровье человека. Гене­тические болезни. Генотип и здоровье человека. Ге­нофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое кон­сультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Демонстрация таблиц, схем, фрагментов видео­фильмов и компьютерных программ, иллюстри­рующих хромосомные аномалии человека и их фе-нотипические проявления.

• Практическая работа

Составление родословных.

Резерв времени9 часов.

 

11 класс (105 часов, 3 часа в неделю)

РАЗДЕЛ 6

Основы учения об эволюции (28 часов)

Сущность эволюционного подхода и его методо­логическое значение. Основные признаки биологи­ческой эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и ме­тоды эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей.

Значение данных других наук для доказательст­ва эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная еди­ница. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор — движущая и направляю­щая сила эволюции. Предпосылки действия есте­ственного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за сущест­вование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основ­ные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как ре­зультат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управле­ния природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользо­вания.

Понятие о макроэволюции. Соотношение мик­ро- и макроэволюции. Макроэволюция и филоге­нез.

Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основ­ные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.

Главные направления эволюционного процесса.

Современное состояние эволюционной теории. Методологическое значение эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической де­ятельности человека.

Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растении и пород домашних жи­вотных; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; таблиц, схем, фрагментов видеофиль­мов и компьютерных программ, иллюстрирующих результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования, а также иллюстрирующих процессы видообразования и со­отношение путей прогрессивной биологической эволюции.

• Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к сре­де обитания.

Наблюдение и описание особей вида по морфоло­гическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений у организмов к сре­де обитания.

Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.

Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.

Сравнение процессов движущего и стабилизи­рующего отбора.

Сравнение процессов экологического и геогра­фического видообразования.

Сравнительная характеристика микро- и макро­эволюции.

Сравнительная характеристика путей эволю­ции и направлений эволюции.

Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у расте­ний и животных.

 

РАЗДЕЛ 7

Основы селекции и биотехнологии (13 часов)

Задачи и методы селекции. Генетика как науч­ная основа селекции организмов. Исходный мате­риал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о цент рах происхождения культурных растений. Поро­да, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод селекции. Типы скрещиваний. Полипло­идия в селекции растений. Достижения современ­ной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объ­екты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышлен­ности. Микробиологическое производство пище­вых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.

Демонстрация живых растений, гербарных эк­земпляров, муляжей, портретов известных селек­ционеров, таблиц, фотографий, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллю­стрирующих результаты селекционной работы, ме­тоды получения новых сортов растений и пород животных, функционирования микробиологиче­ского производства, продуктов микробиологиче­ского синтеза.

 

РАЗДЕЛ 8

Антропогенез (11 часов)

Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от живот­ных. Движущие силы антропогенеза. Биологиче­ские и социальные факторы антропогенеза. Основ­ные этапы эволюции человека. Прародина челове­чества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материаль­ной и духовной культуры, преобразование приро­ды, факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация моделей скелетов человека и по­звоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры; таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компью­терных программ, иллюстрирующих основные эта­пы эволюции человека.

• Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка различных гипотез происхож­дения человека.

Анализ и оценка различных гипотез формирова­ния человеческих рас.

 

РАЗДЕЛ 9

Основы экологии (29 часов)

Экология как наука. Среды обитания. Экологи­ческие факторы. Толерантность. Лимитирующие факторы. Закон минимума. Местообитание. Эколо­гическая ниша. Экологическое взаимодействие. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Прото-кооперация. Мутуализм. Симбиоз. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Конкурентные взаимо­действия. Демографические показатели популя­ции: обилие, плотность, рождаемость, смертность. Возрастная структура. Динамика популяции. Био­ценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Искус­ственные экосистемы. Агробиоценоз. Структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Проду­центы. Консументы. Редуценты. Детрит. Кругово­рот веществ в экосистеме. Биогенные элементы. Экологические пирамиды. Пирамида биомассы. Пирамида численности. Сукцессия. Общее дыха­ние сообщества. Природные ресурсы. Экологиче­ское сознание.

Демонстрации таблиц, фотографий, схем, фраг­ментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих среды обитания, экологические факторы, типы экологических взаимодействий, характеристики популяций и сообществ, экологи­ческие сукцессии.

• Лабораторные и практические работы

Наблюдение и выявление приспособлений у ор­ганизмов к влиянию различных экологических факторов.

Выявление абиотических и биотических компо­нентов экосистем (на отдельных примерах).

Выявление антропогенных изменений в экосис­темах своей местности.

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей). Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.

Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).

Описание агроэкосистем своей местности (видо­вая и пространственная структура, сезонные изме­нения, наличие антропогенных изменений).

Исследование изменений в экосистемах на био­логических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

РАЗДЕЛ 10

Эволюция биосферы и человек

(18 часов)

Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Орга­нический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Ос­новные направления эволюции различных групп растений и животных.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействне на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные про­граммы оздоровления природной среды.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков расте­ний и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов; таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превраще­ния энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппли­кации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.

• Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка глобальных антропогенных из­менений в биосфере.

Анализ и оценка различных гипотез возникно­вения жизни на Земле.

• Экскурсия

История развития жизни на Земле (краеведче­ский музей, геологическое обнажение). Резерв времени6 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на про­фильном уровне ученик должен:

Знать/понимать

основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследст­венности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вер­надского о биосфере); сущность законов (Г. Менде­ля; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); зако­номерностей (изменчивости; сцепленного наследо­вания; наследования, сцепленного с полом; взаи­модействия генов и их цитологических основ); пра­вил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

строение биологических объектов: клетки (хи­мический состав и строение); генов, хромосом, жен­ских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных ор­ганизмов; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический об­мен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, разви­тие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветко­вых растений и позвоночных животных, индиви­дуальное развитие организма (онтогенез), взаимо­действие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географи­ческое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд по­пуляции, формирование приспособленности к сре­де обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция био­сферы;

современную биологическую терминологию и символику;

Уметь

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного ми­ровоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических ве­ществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи ор­ганизмов и окружающей среды; причины эволю­ции видов, человека, биосферы, единства человече­ских рас, наследственных и ненаследственных из­менений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуля­ции, саморазвития и смены экосистем, необходи­мости сохранения многообразия видов;

устанавливать взаимосвязи строения и функ­ций молекул в клетке; строения и функций органо­идов клетки; пластического и энергетического об­мена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции;  путей и направлений эволюции;

• решать задачи разной сложности по биологии;

составлять схемы скрещивания, путей пере­носа веществ и энергии в экосистемах (цепи пита­ния, пищевые сети);

описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у расте­ний и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биоти­ческие компоненты экосистем, взаимосвязи орга­низмов в экосистеме, источники мутагенов в окру­жающей среде (косвенно), антропогенные измене­ния в экосистемах своего региона;

исследовать биологические системы на биоло­гических моделях (аквариум);

сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосисте­мы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоноч­ных животных; внешнее и внутреннее оплодотворе­ние; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эво­люции) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипо­тезы сущности жизни, происхождения жизни и че­ловека, человеческих рас, глобальные антропоген­ные изменения в биосфере, этические аспекты сов­ременных исследований в биологической науке;

осуществлять самостоятельный поиск био­логической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популяр­ных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследова­ниях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жиз­ни для:

• грамотного оформления результатов биологи­ческих исследований;

• обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распрост­ранения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привы­чек (курение, алкоголизм, наркомания);

• оказания первой помощи при простудных и дру­гих заболеваниях, отравлении пищевыми продук­тами;

• определения собственной позиции по отноше­нию к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

• оценки этических аспектов некоторых исследо­ваний в области биотехнологии (клонирование, ис­кусственное оплодотворение).

 

 

Литература

Основная литература

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология. 10—11 классы: учебник для обще­образовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная и научно-популярная литература

1. Аила Ф„ Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1—3. М.: Мир, 1987.

2. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

3. Воробьев Ф. И. Эволюционное учение: вчера, сегод­ня... М.: Просвещение, 1995.

4. Грин Н.. Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.: Мир, 1990.

5. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

6. Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. М.: Дрофа, 2008.

7. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

8. Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учрежде­ний. М.: Дрофа, 2008.

9. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

10. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни.

М.: Просвещение, 1995. И.Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение

(дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие........................... 3

Природоведение. 5 класс

Программа основного общего образования по природоведению. 5 класс (авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Паку лова)........................ 5

Биология. 6—9 классы

Программа основного общего образования по биологии. 6—9 классы (авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова)........................16

6 класс. Бактерии. Грибы. Растения

(35 часов, 1 час в неделю).................20

6 класс. Бактерии. Грибы. Растения

(70 часов, 2 часа в неделю)................27

7 класс. Животные (70 часов, 2 часа

в неделю)..............................33

8 класс. Человек и его здоровье (70 часов,

2 часа в неделю).........................37

9 класс. Введение в общую биологию

(70 часов, 2 часа в неделю)................48

Биология. 10—11 классы

Программа среднего (полного) общего

образования по биологии. 10—11 классы.

Базовый уровень (70 часов)

(автор В. В. Пасечник)...................56

Программа среднего (полного) общего

образования по биологии. 10—11 классы.

Профильный уровень (210 часов)

(автор В. В. Пасечник)...................71

 

БИОЛОГИЯ. 5—11 классы

ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника

Автор-составитель Пальдяева Галина Михайловна

ДЛЯ ЗАМЕТОК

Зав. редакцией И. Б. Морзунова Ответственные редакторы Г. М. Пальдяева, Л. Ю. Таценко

Младший редактор М. И. Устюжанина

Художественный редактор М. Г. Мицкевич

Художественное оформление М. Г. Мицкевич

Технический редактор И. В. Грибкова

Компьютерная верстка Т. В. Рыбина

Корректор Л. А. Малинина

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.009000.08.08 от 21.08.2008

Подписано к печати 07.11.08. Формат 84 х 108 1/32-Бумага типографская. Гарнитура «Школьная». Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,0. Тираж 3000 экз. Заказ М» 1664.

ООО «Дрофа». 127018, Москва, Сущевский вал, 49.

Предложения и замечания по содержанию и оформлению книги просим направлять в редакцию общего образования издательства

«Дрофа»: 127018, Москва, а/я 79. Тел.: (495) 795-05-41. Е-таИ: сЫеГ@агоГа.ги

По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа» обращаться по адресу:

127018, Москва, Сущевский вал, 49. Тел.: (495) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (495) 795-05-52.

Торговый дом «Школьник».

109172, Москва, ул. Малые Каменщики, д. в, стр. 1А.

Тел.: (495) 911-70-24, 912-15-16, 912-45-76.

Сеть магазинов «Переплетные птицы».

Тел.: (495) 912-45-76. Интернет-магазин: М1р://\улу\у.с-го:Га.ги

Отпечатано в ОАО «Домодедовская типография», г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, к. 1.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.176 с.