Устное народное творчество как отражение жизни человеческого общества — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Устное народное творчество как отражение жизни человеческого общества

2021-12-07 30
Устное народное творчество как отражение жизни человеческого общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русские народные песни. Сказки. Представления народа о единстве красоты — внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка. Нравственные ценности, заложенные в пословицах и поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений устного народного творчества.

Русская литература XIX века

(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов.)

Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.

Русская литература XX века

(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов, их общественной значимости для времени.)

Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, А. А. Платонова, К. Г. Паустовского, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Н. А. Рыленкова, Р. М. Рождественского, Ю. И. Коваля, Р. П. Погодина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, А. Г. Алексина.

Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое и выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения.

Предварительное чтение про себя несложного текста по содержанию и структуре, в остальных случаях — после анализа.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного в классе произведения или отрывка из него.

Чтение по ролям и драматизация.


Работа с текстом

Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями текста, выделять главную мысль каждой части и произведения в целом, оценивать поступки героев, определять их мотивы. Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с позиции его нравственной ценности.

Составление характеристики героя (с помощью учителя).

Обсуждение вопросов о возможном дальнейшем развитии событий и составление воображаемых диалогов главных действующих лиц.

Формирование умения самостоятельно составлять план к частям текста.

Различение частей текста описательного и повествовательного характера.

Подробный и краткий пересказ. Пересказ от третьего лица.

Формирование внимания к авторскому слову. Продолжение работы с незнакомыми словами, развитие умения правильно объяснять их. Выделение образных средств языка, их использование в пересказе.

Обсуждение вопроса о причинах выбора автором того или иного слова; передача с помощью авторских слов характера героя, событий, отношения к ним автора.

Умение различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.

Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение произведений для юношества. Чтение отдельных статей из газет и журналов. Обсуждение прочитанных книг. Составление отзывов. Ведение коллективных дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).

 

Основные требования к умениям учащихся

Й уровень (минимальный)

- читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;

- читать про себя проанализированные ранее тексты;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображённым событиям;

- высказывать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;

- выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);

- учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников);

- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

Й уровень (достаточный)

- читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях — целым словом);

- читать про себя с предварительным заданием лёгкие по содержанию тексты;

- выделять тему и идею произведения с помощью учителя;

- формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);

- делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;

- характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;

- выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);

- соотносить читаемые произведения с определённым жанром (с помощью учителя);

- выучить наизусть не менее 10 стихотворений;

- читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в её обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.

 

Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 7 классе (136 ч.)

№ п/п Кол-во часов Тема Виды работ
1 2 Жанры устного народного твор­чества Выявление знаний школьников по данной теме. Ра­бота над пониманием фольклорного текста, изучение жанров народного творче­ства, понимание происхож­дения устного на­родного творчества. Работа над вы­разитель­ным чтением. Заучивание наизусть. Работа над устными высказываниями учащихся, ра­бота в парах
2 3 Русская народ­ная сказка «Сивка - бурка» Совершенствование техники чтения. Работа над вы­разительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, при­знаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллю­стративным материалом. Рассказывание сказки с ис­пользованием сказочных слов и выражений
3 1 Русская народ­ная сказка «Журавль и Ца­пля» Совершенствование техники чтения. Работа над вы­разительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, при­знаков сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и вы­раже­ниями. Сопоставление пословиц и поговорок с текстом сказки. Работа над образами персо­нажей сказки. Работа с иллюстративным ма­териалам. Рас­сказывание сказки с использо­ванием сказочных слов и выражений
4 1 Русская народ­ная сказка «Умный му­жик» Совершенствование техники чтения. Работа над вы­разительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, при­знаков бытовой сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания сло­вами и выражениями. Сопоставление пословиц и по­говорок с текстом сказки. Работа над опи­санием ге­роев сказки, их характерами и по­ступками. Работа с иллюстративным мате­риалом. Рассказывание сказки с использова­нием сказочных слов и выражений
5 2 Былина «Три поездки Ильи Муромца» Совершенствование техники чтения. Работа над вы­разительным чтением. Выборочное чтение. Анализ былины по вопросам учителя. Работа над выяснением идеи былины, при­знаков былины. Работа над слож­ными для понимания словами и выражениями. Сопос­тавление пословиц и поговорок с текстом сказки. Работа над составлением характери­стики главного героя. Работа с иллюстратив­ным материа­лом
6 1 Народные песни Работа над выразительным чтением. Анализ народ­ных песен с опорой на вопросы учителя, музыку, произведения искусства. Работа над особенностями текста фольклорной песни
7 1 Пословицы и за­гадки Работа над особенностями народных произ­ведений малых форм. Работа над смысловым значением по­словиц. Подбор пословиц по разной тематике. Отга­дывание загадок. Само­стоятельное составление зага­док. Проведение конкурсов и викторин. Работа в па­рах и груп­пах
8 1 Внеклассное чте­ние.  «Рус­ские народ­ные сказки» Выборочное чтение. Рассказывание отрывков сказок. Работа с иллюстративным материалом к сказкам, в том числе выполненным самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневни­ком внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа над понима­нием особен­ностей жанра сказки, видами сказок (волшеб­ные, бытовые, о животных). Проведение кон­курса, викторины, соревнования по знаниям сказок. Работа в парах, группах
9 1 А. С. Пушкин. Биография Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества А. С. Пушкина. Выборочное чтение. От­веты на вопросы учителя по тексту. Беседа о знако­мых учащимся произведениях А. С. Пушкина
10 6 А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Совершенствование техники чтения. Работа над вы­разительным чтением. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков волшеб­ной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Ра­бота над сложными для понимания словами и вы­ра­жениями. Работа с иллюстративным мате­риалам. Работа над характеристиками персо­нажей, внешним видом, поступками. Коллек­тивное обсуждение, вы­сказывание собствен­ного мнения. Заучивание наи­зусть отрывка из сказки
11 1 А. С. Пушкин «Зимний ве­чер» Работа над выразительным чтением. Выбо­рочное чтение. Анализ стихотворения по во­просам учителя с опорой на исторические факты, произведения ис­кусства, музыку. Со­ставление образа няни. Работа с трудными для понимания словами и выражениями. Ра­зучивание стихотворения наизусть
12 1 А. С. Пушкин «У лукоморья» (отрывок из по­эмы «Руслан и Людмила») Работа над выразительным чтением. Анализ стихо­творения по вопросам учителя с опорой на исторические факты, произ­ведения искус­ства, музыку. Выборочное чте­ние. Работа с трудными для понимания сло­вами и выражениями
13 1 Внеклассное чте­ние. Чтение произве­дений А. С. Пушкина (выбор произ­ве­дений на ус­мот­рение педа­гога) Выборочное чтение, рассказывание отрывков из про­изведений. Использование элементов драматизации. Работа с иллюстративным ма­териалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, угол­ком внеклассного чтения
14 1 М. Ю. Лермон­тов. Биография Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества М. Ю. Лермонтова. Выбо­рочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту
15 4 М. Ю. Лермон­тов «Бородино» Работа над выразительным чтением. Выбо­рочное чтение. Анализ стихотворения по во­просам учителя с опорой на исторические факты, произведения ис­кусства, музыку. Со­ставление образа солдата. Работа с трудными для понимания словами и выражениями. Оп­ределение главной мысли (идеи) стихотворе­ния. Коллективное обсуждение, высказыва­ние собствен­ного мнения. Заучивание наи­зусть отрывка из стихо­творения
16 1 И. А. Крылов. Биография Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества И. А. Крылова. Выборочное чтение. От­веты на вопросы учителя по тексту. Беседа о знако­мых учащимся произведениях И. А. Крылова
17 4 И. А. Крылов, басни. «Ку­кушка и Пе­тух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська» Повторение особенностей басни как жанра литера­туры. Работа над выборочным чте­нием. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом. Анализ произведений по вопро­сам учителя. Работа над сложными для пони­мания словами и выражениями. Характери­стика персонажей. Соотношение поступков и черт харак­тера героев басен с поступками и чертами характера людей. Нахождение об­щего и различий между сказ­кой и басней. Ис­пользование элементов драматиза­ции. Опре­деление морали басен. Заучивание басни наи­зусть
18 1 Внеклассное чте­ние «О чём рассказы­вают басни» Выборочное чтение, рассказывание отрывков из про­изведений. Использование элементов драматизации. Работа с иллюстративным ма­териалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, угол­ком внеклассного чтения
19 1 Н. А. Некрасов. Биография Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества Н. А. Некрасова. Выбороч­ное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о зна­комых учащимся произ­ведениях Н. А. Некрасова
20 1 Н. А. Некрасов «Несжатая по­лоса» Работа над техникой чтения. Работа над вы­разитель­ным чтением. Чтение по ролям. Ра­бота над выбороч­ным чтением. Анализ сти­хотворения по вопросам учителя. Работа над средствами выразительности в стихотворе­нии. Работа с иллюстративным материа­лом. Словесное рисование. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и вы­ражениями
21 3 Н. А. Некрасов «Генерал Топ­ты­гин» Работа над техникой чтения. Работа над вы­разитель­ным чтением. Чтение по ролям. Ра­бота над выбороч­ным чтением. Анализ сти­хотворения по вопросам учителя. Работа над средствами выразительности в стихотворе­нии. Работа с иллюстративным материа­лом. Работа над трудными для понимания и незна­комыми словами и выражениями. Характери­стика персонажей
22 1 Л. Н. Толстой. Биография Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества Л. Н. Толстого. Выборочное чтение. От­веты на вопросы учителя по тексту. Беседа о знако­мых учащимся произведениях Л. Н. Толстого
23 11 Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Совершенствование техники чтения. Чтение по ро­лям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным ма­териалом. Работа над трудными для понимания и не­знакомыми словами и выражениями. Выделение главной мысли произведения. Характеристика глав­ных действующих лиц. Коллективное обсуж­дение, высказывание собственной точки зре­ния. Деление текста на части, озаглавливание частей. Работа над пересказом содержания прочитанного
24 1 Внеклассное чте­ние. Чтение про­изведений о силе человече­ского харак­тера, о сме­лых и красивых по­ступках людей (выбор авторов и произведений на усмотрение педа­гога) Выборочное чтение, рассказывание отрывков из про­изведений. Анализ прочитанных про­изведений. Ха­рактеристика персонажей и их поступков. Коллек­тивное обсуждение, выска­зывание собственного мнения. Работа с ил­люстративным материалом, ри­сунками уча­щихся. Организация работы в парах, коман­дах. Работа с выставкой книг, дневником вне­классного чтения, уголком внеклассного чте­ния
25 1 А. П. Чехов. Биография Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества А. П. Чехова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях А. П. Чехова
26 2 А. П. Чехов «Хамелеон» Совершенствование техники чтения. Чтение по ро­лям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным ма­териалом. Работа над трудными для понимания и не­знакомыми словами и выражениями. Выделение главной мысли произведения. Характеристика глав­ных действующих лиц. Нахождение смеш­ного и ко­мичного в рассказе. Коллективное обсуждение, вы­сказывание собственной точки зрения
27 1 Внеклассное чте­ние. Чтение юмо­ристиче­ских рас­сказов (выбор ав­торов и произве­дений на усмот­рение педагога) Выборочное чтение, рассказывание отрывков из про­изведений. Анализ прочитанных про­изведений. Ха­рактеристика персонажей и их поступков. Коллек­тивное обсуждение, выска­зывание собственного мнения. Работа с ил­люстративным материалом, ри­сунками уча­щихся. Организация работы в парах, коман­дах. Работа с выставкой книг, дневником вне­классного чтения, уголком внеклассного чте­ния
28 1 В. Г. Короленко. Биогра­фия Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества В. Г. Короленко. Выбороч­ное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту
29 9 В. Г. Короленко «Дети подземе­лья» Совершенствование техники чтения. Чтение по ро­лям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным ма­териалом. Работа над трудными для понимания и не­знакомыми словами и выражениями. Работа над ха­ракте­ристикой героев повести. Сравнение взаимо­отношений Валика и Васи с сёстрами. Работа над пе­ресказом содержания прочитанного. Работа над ос­новной мыслью повести. Выска­зывание своего мне­ния о прочитанном
30 1 Внеклассное чте­ние. Чтение про­изведений рус­ских писа­тели XIX века (выбор авторов и произ­ведений на ус­мотрение учи­теля) Анализ прочитанных произведений. Выбо­рочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллек­тивное обсуждение, вы­сказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным материалом, ри­сунками учащихся. Организация работы в парах, ко­мандах. Работа с выставкой книг, дневником вне­классного чтения, уголком внеклассного чтения
31 1 А. М. Горький. Биография Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества А. М. Горького. Выборочное чтение. От­веты на вопросы учителя по тексту
32 7 А. М. Горький «Детство» Совершенствование техники чтения. Чтение по ро­лям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным ма­териалом. Работа над трудными для понимания и не­знакомыми словами и выражениями. Чтение по ро­лям. Работа над характеристикой героев повести. Ра­бота над пересказом содержания прочитан­ного. Ра­бота над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном
33 5 А. М. Горький «В людях» Совершенствование техники чтения. Чтение по ро­лям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным ма­териалом. Работа над трудными для понимания и не­знакомыми словами и выражениями. Работа над ха­ракте­ристикой героев повести. Озаглавливание час­тей текста, работа над пересказом содер­жания прочи­танного. Работа над основной мыслью повести. Вы­сказывание своего мне­ния о прочитанном
34 2 М. В. Исаков­ский «Детство» Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества М. В. Исаковского. Выбо­рочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа над выразительным чтением. Сравнительный анализ про­изведений М. Горького и стихотворения М. Исаковского. Уметь выразительно читать по ролям стихо­творение
35 2 М. В. Исаков­ский «Ветер», «Весна» Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Анализ стихотво­рений по вопросам учителя. Выборочное чте­ние. Работа над выразитель­ным чтением. Ра­бота над выразительными средст­вами языка. Словесное рисование. Разучивание сти­хотво­рения наизусть
36 1 К. Г. Паустовский Биогра­фия Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества К. Г. Паустовского. Выбо­рочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о зна­комых учащимся произ­ведениях К. Г. Паустовского
37 5 К. Г. Паустов­ский «Послед­ний чёрт» Совершенствование техники чтения. Чтение по ро­лям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным ма­териалом. Работа над просторечными словами и вы­ражениями. Ра­бота над трудными для понимания и незна­комыми словами и выражениями. Работа над рассказом-описанием. Работа над характери­стикой героев. Высказывание своего мнения о прочитанном
38 1 М. М. Зощенко. Биография Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества М. М. Зощенко. Выборочное чтение. От­веты на вопросы учителя по тексту. Беседа о знако­мых учащимся произведениях М. М. Зощенко
39 4 М. М. Зощенко «Великие пу­те­шественники» Совершенствование техники чтения. Чтение по ро­лям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным ма­териалом. Работа над ха­рактеристикой героев. Нахо­ждение смешного и комичного в рассказе. Высказы­вание своего мнения о прочитанном
40 1 К. М. Симонов. Биография Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества К. М. Симонова. Выбороч­ное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту
41 4 К. М. Симонов «Сын артилле­риста» (от­рывки) Беседа о подвигах солдат с опорой на иллю­страции, знания школьников. Совершенство­вание техники чтения. Чтение по ролям. Вы­разительное чтение. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным мате­риалом. Ра­бота над характеристикой героя. Опреде­ление главной мысли произведения. Соотнесение по­словиц с содержанием текста. Высказыва­ние своего мнения о прочитанном. Разучива­ние наизусть от­рывка стихотворения
42 3 В. П. Катаев. Биография. «Флаг» Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества В. П. Катаева. Выборочное чтение. От­веты на вопросы учителя по тексту. Беседа о подви­гах солдат с опорой на иллю­страции, знания школь­ников. Совершенство­вание техники чтения. Чтение по ролям. Вы­разительное чтение. Работа над выбо­рочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Ра­бота над характеристикой героев. Определе­ние главной мысли произведения. Составле­ние рассказа по прочитан­ному. Сравнение стихотворения К. Симонова «Сын артиллери­ста» и рассказа В. Катаева «Флаг». Выска­зы­вание своего мнения о прочитанном.
43 1 Н. И. Рылен­ков. Биография «Деревья» Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества Н. И. Рыленкова. Выбороч­ное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Выразитель­ное чтение. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по во­просам учителя. Работа над характери­стикой героя. Определение главной мысли стихотво­рения. Сравнение стихотворения М. Исаковского «Детство» и стихотворения Н. Рыленкова «Деревья». Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения
44 2 Н. И. Рылен­ков «Весна без вещу­ньи-ку­кушки …», «Всё в таю­щей дымке…» Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Выразительное чтение стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесе­ние их с прочи­танными текстами. Словесное рисова­ние. Ра­бота над выразительными средствами языка. Разучивание стихотворения наизусть
45 1 Внеклассное чте­ние. Поэты о рус­ской при­роде Беседа о прочитанных произведениях с опо­рой на иллюстрации, рисунки учащихся, про­изведения ис­кусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над выразительным чте­нием. Работа над выразитель­ными средст­вами языка. Чтение наизусть стихотво­рений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Словесное рисование. Работа с уголком вне­классного чтения, читательскими дневниками
46 5 Ю. И. Коваль. Биография. «Ка­питан Клю­квин» Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества Ю. И. Коваля. Выборочное чтение. От­веты на вопросы учителя по тексту. Совершенство­вание техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характе­ристики клеста по данному плану. Характеристика рассказ­чика истории по опорным словам. Работа с иллюстративным материалом. Озаглавлива­ние частей рассказа, пересказ по плану. Вы­деление главной мысли рассказа. Коллектив­ное обсуждение
47 5 Ю. И. Коваль «Картофельная собака» Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выделение комиче­ского в рассказе. Составле­ние характеристики собаки Тузика Характери­стика рассказчика истории по опорным сло­вам. Работа с иллюстративным материалом. Опи­сание собаки по плану. Составление рас­сказа от пер­вого лица
48 5 Ю. Я. Яковлев. Биография. «Ба­гульник» Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества Ю. Я. Яковлева. Выборочное чтение. От­веты на вопросы учителя по тексту. Беседа о породах собак с опорой на иллюст­рации и знания учащихся. Совершенствова­ние техники чтения. Анализ рассказа по во­просам учителя. Выборочное чтение. Состав­ление характеристики героев рассказа. Работа с ил­люстративным материалом. Составление рассказа от первого лица. Составление рас­сказа по данному плану. Выделение главной мысли рассказа. Коллек­тивное обсуждение
49 1 Внеклассное чте­ние. Чтение про­изведений о взаи­моотноше­ниях человека с живот­ными. «Мы в от­вете за тех, кого приручили» (вы­бор авторов и произведений на усмотрение учи­теля) Анализ прочитанных произведений. Выбо­рочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллек­тивное обсуждение, вы­сказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным материалом, ри­сунками учащихся. Организация работы в парах, ко­мандах. Работа с выставкой книг, дневником вне­классного чтения, уголком внеклассного чтения
50 5 Р. П. Погодин. Биография. «Время говорит - пора» Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества Р. П. Погодина. Выборочное чтение. От­веты на вопросы учителя по тексту. Совершенство­вание техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характе­ристики героев рассказа. Работа с иллюстративным материа­лом. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение
51 4 А. Г. Алексин. Биография. «Двадцать де­вя­тое февраля» Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества А. Г. Алексина. Выборочное чтение. От­веты на вопросы учителя по тексту. Совершенство­вание техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Со­поставление по­словицы с текстом произведения. Работа над описанием внешнего вида Лили Тарасовой. Характеристика героев рассказа. Работа с ил­лю­стративным материалом. Деление текста на части по данному плану, пересказ по плану. Выделение глав­ной мысли рассказа. Коллективное обсуждение
52 1 К. Я. Ваншен­кин. Биогра­фия. «Маль­чишка» Знакомство с биографией и основными эта­пами творчества К. Я. Ваншенкина. Выбо­рочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа над выразительным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характери­стики героев стихотворения. Работа с иллю­стративным материалом. Выделение главной мысли стихотворения. Коллективное обсуж­дение
53 1 К. Я. Ваншен­кин «Снежки» Работа над выразительным чтением. Выбо­рочное чтение. Анализ стихотворения по во­просам учителя. Выборочное чтение. Выде­ление главной мысли сти­хотворения. Коллек­тивное обсуждение
54 2 Внеклассное чте­ние. Чтение про­изведений зару­бежных писателей (вы­бор авторов и произведений на усмотрение педа­гога) Чтение и обсуждение рассказов зарубежных писате­лей. Выборочное чтение. Рассказыва­ние отрывков из произведений. Работа в па­рах и группах. Работа с иллюстративным ма­териалом, дневниками внекласс­ного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения

Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 8 классе

 

Личностные результаты

- развивать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова;

- развивать способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- совершенствовать духовно-нравственные качества личности (чувство ответственности, сострадание, взаимовыручка, чувство долга и т. п.);

- развивать умение грамотно, точно, ясно излагать свои мысли в устной форме;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

- адекватно самостоятельно оценивать свои суждения, в случае необходимости вносить в них коррективы;

- слушать одноклассников, понимать позицию другого человека;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

Предметные результаты

- совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;

- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определять в произведении сюжет, композицию, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- формулировать собственное отношение к произведениям и их героям;

- понимать авторскую позицию и высказывать своёотношение к ней;

- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка, цитат из текста;

- отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать собственные вопросы;

- создавать устные монологические высказывания разного типа;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;

- понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- совершенствовать умение пользоваться библиотекой, самостоятельно выбирать книги для досугового чтения.

 

Содержание учебного предмета «Чтение» в 8 классе

Примерная тематика чтения

Устное народное творчество

Кто мы? Откуда мы? Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической народной памяти.

Былины, исторические песни, предания, сказки.

Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья — учись уму-разуму; не нарушай данного слова и т. д.

Народная точка зрения на добро и зло.

Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.

Русская литература XIX века

(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7 класса.)

Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, К. Пруткова, И. С. Никитина, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.

Русская литература XX века

(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7 класса.)

Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, И. А. Бунина, А. Н. Толстого, А. А. Платонова, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, К. Г. Паустовского, Н. М. Рубцова, Ф. А. Абрамова, В. М. Шукшина, Р. П. Погодина, Ю. М. Нагибина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, К. Булычёва, Ф. А. Искандера.

Навыки чтения

Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.

Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом.

Чтение по ролям и драматизация.

Работа над текстом

Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нём нравственных истин.

Составление характеристики героев путём отбора соответствующих мест текста для подтверждения определённых черт характера.

Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).

Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.

Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.

Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.

Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного.

Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.

Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя, составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.

Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употреблённых в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.

Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.

Определение жанровых особенностей произведения.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).

 


Основные требования к умениям учащихся

Й уровень (минимальный)

- читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;

- читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;

- пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;

- выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;

- выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);

- находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);

- учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников);

- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

Й уровень (достаточный)

- читать вслух правильно, бегло, выразительно;

- читать про себя доступные по содержанию тексты;

- выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью учителя);

- определять черты характера главных героев и выражать своё отношение к ним (с помощью учителя);

- самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;

- отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;

- пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;

- ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;

- выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);

- заучить наизусть 10 стихотворений;

- читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.

 

Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 8 классе (102 ч.)

 

№ п/п Кол-во часов Тема Виды работ
1 3 Устное народное творч

Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.