Методология Миссии в инославной среде и реабилитация отпавших от Православия — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Методология Миссии в инославной среде и реабилитация отпавших от Православия

2021-12-07 36
Методология Миссии в инославной среде и реабилитация отпавших от Православия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если сектант не принимает наши доводы и не слышит нас, проявляет при этом полный антагонизм – беседу надо прекратить и задать следующий вопрос

Предположим, что встреча так или иначе состоялась. Мы начинаем разговор, спрашиваем, какую тему он хотел бы обсудить. О крещении младенцев, о Священном Предании и Священном Писании, о Церкви? Об иконопочитании, о почитании Матери Божией, о Кресте? Если начинаем говорить на предложенную тему, но видим полное отторжение и неприятие наших слов, пришедший все время перебивает, он не хочет вслушиваться в наши слова – надо сразу остановиться и прекратить разговор. Цель встречи не в том, чтобы переспорить. Диспут – не ток-шоу «К барьеру». Цель – помочь ему разобраться, в чем лжеучение в понимании Библии сектой, затянувшей его к себе, и впоследствии помочь принять неповрежденное евангельское благовестие. В православном богословии есть ответы на недоуменные вопросы сектантов, но мы не ставим задачи загнать человека в угол в том или ином вопросе!

Когда сектант сталкивается с агрессией, с рьяным не по уму миссионером, с какой мыслью он уходит после такой встречи? Об этом рассказывали те, кто возвращался по прошествии долгого времени – года через 4–5 – к Православию. Когда им задавали вопрос: где же вы были, и почему тогда ушли? – то многие говорили: «Когда не было аргументов, что ответить напавшему православному миссионеру, то возникала мысль: “Правильно говорил мне мой пастор: плохо я еще знаю Библию”». Человек уходил, намереваясь проявить усердие в изучении еретических догматов, он все больше погружался в заблуждение. С другой стороны, есть и те, кто даже после такого натиска продолжил встречи с миссионером, но, как показывает практика, все же «метод нападения» менее плодотворен.

Поэтому, если встреча рискует превратиться в спор, а оппонент выражает полное неприятие наших аргументов, надо остановить беседу и задать вопрос: «А вы спросили разрешение у своего пастора (старейшины) на встречу со мной?» Обычный ответ: «Нет».

Каждый разговор должен быть посвящен конкретной теме. Нельзя перескакивать с одной темы на другую

Вот мы договорились о диспуте, обозначили место, день и время и конкретную тему. Очень важно определиться, какая конкретно будет тема диспута. Есть склонность у сектантов перескакивать в ходе диспута, когда исчерпаны аргументы, на другую тему. Предварительная договоренность о теме даст возможность остановить оппонента и вернуть в русло этой заявленной темы.

Тут надо сделать важное замечание. Мы помним, что протестантизм возникает в Европе как протест против именно католических заблуждений, таких как пелагианство (оправдание делами), главенство папы и его непогрешимость, индульгенции, сверхзаслуги святых, фелиокве и проч. Вся догматика протеста Лютера и его последователей направлена именно против латинских заблуждений. Протестантское и неопротестантское вероучение не знает Православия и приписывает ему то, во что мы не верим. В ходе диспута стоит об этом сказать. Так, «пророчица» адвентистов Е. Уайт, написавшая достаточно много книг, ни словом не упоминает в них о Православии. Все ее нападки – на католические догматы. Но более подробно рассматривать заблуждения адвентистов мы будем в дальнейших лекциях, сейчас я привел этот факт как очень показательный пример.

Диспут

Богословский диспут – древняя святоотеческая методология обращения и возвращения людей, попавших в душепагубные заблуждения.

Диспут – это одна из главных целей работы центра. На диспут пастор (старейшина), уверенный в своем превосходстве, приглашает всех членов общины, и это хорошо, ведь диспут именно для них. С нашей стороны – православная «группа поддержки» миссионеров.

Между вами – пастором (старейшиной) и миссионером – начинается диспут, например о Предании и Писании. Пастор (старейшина) говорит, что Предание не нужно, мы говорим, что необходимо. Ваш подопечный сектант и другие слушают. Для них пастор (старейшина), как уже было сказано, незыблемый авторитет, который, по их представлению, знает всё. Почему? Потому что он – первый человек, давший ему понимание библейского откровения – понимание хотя и искаженное, но все же в некоей степени поменявшее его жизнь. Поэтому для него он – своеобразный идол.

Еще несколько советов. О методике ведения диспута, о возможных ошибках и о том, как поступить, если что-то идет не так, мы еще будем говорить. Сейчас же остановимся на организационных вопросах. Сразу обозначьте время: 20 минут говорит он, 20 минут – вы. Также между вами и пастором (старейшиной) два представителя – православный миссионер и человек из среды сектантов: они следят за регламентом и принимают записки с вопросами из зала, на которые будут даны ответы в обговоренное заранее время – допустим, по 15 минут от той и другой стороны.

Подчеркну: у нас, православных, никакого равноправного диалога с людьми других конфессий быть не может – равноправного в том смысле, чтобы говорить: у вас своя истина, а у нас – своя. Истина одна – Христос и Его Церковь, созданная на земле, и Христос – Глава, а Церковь – Тело. Мы – Церковь! Это не пафос, это не гордость. Это – правда. Мы провозглашаем чистоту Евангелия, а они – нет. У них – ложь. Так что, повторюсь, равноправного диалога быть не может. Может быть только диспут, методику проведения которого миссионеру определяет апостол Петр: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3: 15).

Напомню еще раз: диспут не для того, чтобы переспорить, а чтобы отвратить человека от ложного пути. «Братия! – пишет апостол Иаков. – если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 19–20).

Диспут – форма миссионерского служения в инославной среде, проповедь неповрежденного благовестия для заблудших. Где мы найдем другую форму благовестия для сектантов?! А здесь по договоренности и в присутствии пастора (старейшины) у нас есть возможность проповеди Евангелия для сектантов, которых к нам привел пастор (старейшина). И всё это не хитрый ход и не ради забавы. Мы всё это делаем ради одной цели – достучаться до сердец заблудших! Для находящихся в секте их пастор (старейшина) – последняя инстанция толкования Библии, и, по их мнению, у него есть ответы на все вопросы. И если даже диспут пройдет 50/50 – пусть даже так, – все же цель будет достигнута. Развеется хотя бы миф о том, что православные Библию не читают и миссионеров у них нет. Когда нами приводятся цитаты из Священного Писания, с хорошими аргументами и комментариями, в спокойной и сдержанной манере общения, и каким-то вопросом нам удалось поставить пастора (старейшину) в тупик, то сектанты, видя растерянность своего авторитета, прежде всегда уверенного в своей правоте, подумают: «Оказывается, пастор (старейшина) не всё знает!..» Рождаются очень хорошие, очень здоровые сомнения – сомнения апостола Фомы! Ведь в любой секте напрочь отбивается критическое мышление, и вера там даже не в Бога, а в человека – главу секты. Это в общем-то историческое наследие протестантизма в целом. Отделившись от католицизма, протестанты не изменили своей психологии, у них осталась все та же потребность в непререкаемом авторитете, только у католиков это – папа, а в секте – пастор (старейшина).

После диспута обычно подходят люди, находящиеся в секте, с просьбой дать информацию о том, где можно еще что-то почитать по тому или иному вопросу. Нужно быть к этому готовым.

У миссионеров всегда должны быть с собой реквизиты центра реабилитации попавших в секты. После диспута начинаются телефонные звонки, в центр идут люди. Обычно я их прикрепляю на два-три месяца к миссионерской школе, где они прослушивают несколько уроков по догматическому богословию; если в этот период в расписании занятий нет сектоведения, даю для самостоятельного прочтения определенную литературу и для прослушивания курс моих лекций в формате MP3. Весь этот процесс завершается чином присоединения к Русской Православной Церкви в нашем храме преподобного Иосифа Волоцкого в Москве.

И последний совет: к диспуту надо тщательно готовиться. Бывает, появляется у миссионера нездоровая мысль: «У меня и так все хорошо получается». Как только такая мысль придет, знайте: это начало самомнения, и как следствие – провал. Помните принцип: «Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь».

Во время диспута надо говорить четко и конкретно, держаться темы, отвечать на поставленные вопросы, не увлекаясь чрезмерно риторикой.

В следующий раз мы поговорим непосредственно о методике ведения диспута на темы: «Церковь и “церкви”» и «Священное Предание и Священное Писание».

 

Центр реабилитации рекомендуется организовывать при храме – чтобы человек мог зайти в церковь и оказаться в совершенно особой ее атмосфере

===

Если сектант не принимает наши доводы, и не слышит нас, проявляет при этом полный антагонизм - беседу надо прекратить и задать следующий вопрос.

===

Миссионер должен четко знать терминологию секты и не путаться в ней

===

Каждый разговор должен быть посвящен конкретной теме. Нельзя перескакивать с одной темы на другую

===

 

 

На какие важные нюансы нужно обратить внимание, начиная работу центра по реабилитации попавших в секты? Как построить диспут с сектантами? О чем нужно помнить, отправляясь на диспут с ними? Как поступать, когда сектанты уклоняются от встреч с православными?

 

Миссия в инославной среде.

 

На что прежде всего следует обратить внимание, организовывая на приходе центр по реабилитации вовлеченных в секты? Как строить диспут с сектантами?В чем смысл диспута? О чем важно помнить, отправляясь на диспут с ними? Как поступать, когда попавшие в секту уклоняются от встреч с православными?

 

 

Время и место

 

Прежде чем обратиться к методологии диспутов и бесед с сектантами, остановимся на важных организационных вопросах.

При некоторых храмах РПЦ уже организованы или организуются центры реабилитации для людей, оказавшихся втянутыми в различные секты. На что стоит обратить внимание, организуя такие центры? Есть важные «технические нюансы», кажущиеся мелочью на первый взгляд, но знание их позволят избежать многих ошибок, которые в свое время были допущены нами при организации в 90-е годы центра реабилитации. В этом случае лучше учиться на ошибках других, чем на своих собственных.

Очень хорошо, если центр реабилитации находится при храме. В общем то это одно из важных условий. Потому что человек, придя в такой центр, пообщавшись с православными миссионерами, может зайти потом в церковь и оказаться в совершенно особой атмосфере храма.

Обязательно надо благословиться и договориться с настоятелем храма о том, что у вас есть намерение организовать работу центра реабилитации при храме для людей попавших в секты.

Это отнюдь не редкая ситуация, когда к священнику на исповеди подходят сектанты с вопросами: почему вы, православные, почитаете иконы? почему крестите младенцев? зачем вам Предание, когда достаточно одного Священного Писания – оно объясняет само себя? Но исповедь во время литургии не позволяет по времени, ответить на эти недоуменные вопросы. Вот тут мы, миряне, имеющие соответствующую подготовку и можем помочь священнику – взять эти беседы с сектантами на себя. Важно сразу обозначить график работы центра -

конкретное время, день и место. Такой центр, как было сказано, может располагаться в доме причта, в выделенном помещении для этой программы. Лучше если работа центра будет не в субботний или воскресный день! В эти дни идут занятия воскресной школы, работают различные кружки для детей, всегда много народу… Лучший день для работы реабилитационного центра - середина недели.

И это не должны быть вечерние часы, иначе время работы вашего центра периодически будет совпадать со всенощными под праздники. У меня, например, приемный день каждый вторник с 15.00 до 19.00. 

Второе: необходимо оповестить людей о работе центра, распространив объявления для начала на доске объявления храма и храмов епархии, примерно такого содержания: «Уважаемые братья и сестры! Если ваши родные и близкие, друзья и знакомые попали под сектантское влияние и вы хотите им помочь, можете обратиться в центр реабилитации при нашем храме, где вы получите консультацию и помощь по данному вопросу». Если есть возможность опубликовать объявления через СМИ то надо разместить его в журналах и газетах. Если храм выпускает приходскую газету или миссионерские листки – обязательно и там. Дайте объявление на сайтах и страничках в интернете, на радио, по кабельному телевидению. Распространите как можно шире информацию о работе центра. Но не думайте, что к нам сразу придет много людей. Нет. В 1990-е годы, когда был настоящий наплыв сектантства (который, замечу, и сейчас не ослабел, просто к нему сегодня все привыкли) и люди были в панике, не знали, что делать. К нам в центр реабилитации при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в первое время приходило человека два-три. Но по прошествии нескольких месяцев нашей работы – уже за 70 человек. Так что нам потребовались помощники – сами мы уже не справлялись с таким наплывом людей. Мы тогда обратились к студентам Московской Духовной Семинарии, они приезжали из Троице-Сергиевой Лавры, проводили прием в нашем центре. И одного дня уже было мало.

 Еще несколько слов о помощниках. Хорошо, если вам будет помогать человек, который по милости Божией обратился из секты в Православие. Он будет отличным помощником. Ведь в секты попадают в общем то хорошие люди, и когда они становятся православным, когда Господь их призывает, они для Церкви делают не мало, особенно что касается выхода и возвращения людей из сект.

Замечу: обычно сначала приходят не сами сектанты, а их родственники: мамы, бабушки… «Вот, – говорят, – наша дочь (внучка) попала в секту. Была хорошая, умная, а теперь распространяет какие-то листовки, бросила институт…» Обязательно надо спросить, какую литературу читает – так мы уже из разговора с родственником сможете определить, что это за секта. Если человек не знает, что за литература, нужно спросить, что является главной темой его разговора. Если говорит, что вы неправильно понимаете Писание и заменили почитание субботы на воскресенье, значит человек попал к адвентистам. Если говорит, что всем надо креститься Духом Святым, – сразу понятно, попал к харизматам. Если говорит, что имя Бога – Иегова и переливание крови смертный грех, значит попал к иеговистам. 

Суббота в Евхаристии

"И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов". (Мф.26.27-28). Новый Завет это не 27 книг входящих в состав Библии. Новый Завет, это Тело и Кровь Христа, доступ и способ соединения с Ним по вере. У адвентистов тоже есть имитация "вечери Господней", но без преемственности апостольской и благодати она твориться лишь в воспоминание и превращается в поминки, вместо радости соединения со Христом. Адвентисты верят, что Кровь очистила их там, две тысячи лет назад на Кресте, а сейчас хлеб и вино, это просто символы. У них, это действительно символы. Таинства без благодати - символы. (В прошлой лекции было сказано о преемственности и отсутствия благодати у отпавших от единства с Церковью). В Церкви - Хлеб и Вино в Евхаристической чаше не символы, а Тело и Кровь Христова. Когда в Евангелии Христос говорил о том, что Хлеб и Вино не символы, а Тело и Кровь Его, не только у фарисеев эти слова вызывало раздражение, но и ученики Христовы, подобно сегодняшним маловерам пришли в смущение, а некоторые отошли от Христа. Рассмотрим это событие записанное у Евангелиста Иоанна: "Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того -то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.
Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати". (Ин.6.48-71).

 Из этих слов очевидно, что Христос говорит не о символическом хлебе, т.к. противопоставляет ему "манну небесную". Так же видим, что многие из учеников его, подобно нынешним инославным говорят о Святой Евхаристии:"как Он может дать нам есть Плоть свою" и "какие странные слова, кто может это слушать". Не приняв слов Христа о Новом Завете в Теле Его и Крови - "с того времени многие из учеников отошли от Него". У всех не принимающих Новый Завет в Крови Его, Господь спрашивает:"не хотите ли и вы отойти"? А к тем которые отошли от единства со Христом в Церкви Его и остаются в ветхой букве закона, звучит другой вопрос:" где ты? (Быт. 3.9).

Верующий человек и сегодня нуждается в очистительной Крови Христовой и не достаточно только верить, что тогда на Голгофе, Христос очистил нас Соею Кровью. Апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, снова уточняет и призывает всех отступивших от Христа и Его Церковь, воссоединится с ним в покаянии и Евхаристии: "если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха".(1Ин.1.7). Заметим, не очистила, а очищает (καθαρίζει). Где в настоящее время, очищает нас Кровь Христова и соединяет со Христом вводя в истинную субботу? В Таинстве Евхаристии. В Таинстве Евхаристии, в воссоединении со Христом, мы обретаем истинный покой:"душам нашим"(Мф.11.29). По средствам Таинств у нас есть:" надежный доступ через веру в Него"(Еф.3.12) Евхаристия - истинная суббота и субботство новозаветного Израиля, потому как и Христос:"Господин субботы"(Мф.12.8).    

О Таинства, мы будем говорить в следующих беседах-диспутах, а сегодня в завершении снова и снова приведу слова Христа призывающего всех обрести истинный покой в Нем словами:"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим". (Мф.11.28-29). И еще:" Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших"...(Евр.3.14-15).

                                                                                             

                                                                                            Андрей Иванович Солодков

                                

                                          Источники и литература.

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета в русском переводе с параллельными местами и приложениями. М., 2006

2. Александр (Мелиант), епископ. Ветхий Завет о Миссии. https://azbyka.ru/messianskie-prorochestva

3. Иустин (Попович), прп. Эсхатология. Издательский совет РПЦ. М, 2005.

4. Ефрем Сирин, прп. Полное собрание творений в 4 тт. Сергиев-Посад, 2000 

5.   Николай Варжанский, муч. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzhanskij/dobroe-ispovedanie

6. Феодорит Кирский, блж. Толкование на видения пророка Даниила. Сергиев-Посад, 2000

 

7. В начале было Слово… основы вероучения христиан-адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993.

8. История Церкви. Миллер и Миллериты http://a7d.ru/

 


[1] Пуритане ⎯ (чистый) ⎯ английская протестантская секта (возникла в XVI в.), которые требовали самоуправления для каждого церковного прихода.

[2] Конгрегационалисты ⎯ сторонники и участники религиозного течения в Англии (XVII в.), которые требовали самоуправления для каждого церковного прихода.

 

[3] Винс Я.Я. Наши баптистские принципы. http://rus-baptist.narod.ru/vins.html

[4] ВСЕХБ. Предупреждение о неправильном учении Совета церквей ЕХБ // Братский вестник. – 1971, № 5. http://www.mbchurch.ru/brotherly-journal/1128-q-q-5-1971.html

МЕТОДОЛОГИЯ МИССИИ В ИНОСЛАВНОЙ СРЕДЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ОТПАВШИХ ОТ ПРАВОСЛАВИЯ

 

Уважительное отношение к заблуждающимся – самое главное и самое важное условие ведения диспута с сектантами. Диспут - успешная методика миссионерства в инославной среде. За 10 лет в 90-е было выведено из сект и присоединено к РПЦ более 1800 человек.

===

Перед многими сектантами, особенно в 90-е, не стоял выбор между сектой и Церковью – подавляющее большинство выбирали между информацией о Боге преподанной сектантами и безбожием

===

Пользоваться неправославными методиками миссионерства – опаснейший подход!

===

Миссия Церкви не ставит перед собой задачу юридического уничтожения людей попавших в секту. Ее задача и цель - привести человека ко Христу. Поэтому мы не против сектантов а за них, за их бессмертные души для Царства Божия.

 

Одно из главных условий ведения диспута с сектантами и миссионерского служения в инославной среде – уважительное отношение к человеку. Отцы Церкви в основу служения Богу и ближнему положили главный принцип: ненавидеть грех, любить грешника, ненавидеть заблуждение, любить заблудшего.

 

 

      Методология миссионерского служения в инославной среде.

 

 

 Сектоведение - богословская дисциплина, изучающая историю и доктрины тех или иных ересей, сект и религиозных организаций, или, как их принято сегодня называть - "новые религиозные движения". Предмет миссиология - ставит перед собой задачу научить православного миссионера, донести неповрежденное Евангельское благовестие до людей, находящихся за пределами Церкви, каковыми являются также сектанты, в большей степени по невежеству, отпавшие от Святого Православия. Миссия Церкви не ставит перед собой задачу юридического уничтожения людей попавших в секту. Ее задача привести человека ко Христу. Поэтому мы не против сектантов, а за них, за их бессмертные души для Царства Божия. Предлагаемые лекции-беседы, это не просто теоретическая методология, но практический опыт обращения людей ко Христу и возвращение отпавших в лоно Русской Православной Церкви.

 

 

Само слово «секта» в Священном Писании и творениях ранних отцов Церкви не встречается, а различного рода заблуждения и отступления от истинной веры в них обозначались словом «ересь». Слово «секта» латинское, этимологически восходит к глаголам sequi – «следовать за кем-то, повиноваться», а также secare – «отсекать (часть от целого)». Позднее, в IV–V веках, это слово стало употребляться в латиноязычных церковных текстах Запада для обозначения ересей. Так было вплоть до Реформации. Позже католики от этого слова отказались, так как оно приобрело резко выраженный негативный смысл, стало ругательным; тех, кто верит иначе, чем учит Католическая церковь, на Западе стали именовать инакомыслящими.

Реформация дала три основных течения протестантизма: лютеранство, кальвинизм и англиканство. И они принципиально отличаются от неопротестантских движений, хотя неопротестанты и возводят себя к протестантизму.

Но как бы ни отличались друг от друга учения и доктрины различных протестантских и неопротестантских общин, миссионеру важно понимать: полемика с протестантами и неопротестантами по приемам и методике существенно отличается от полемики с членами оккультных сект. Прежде всего потому, что для первых Священное Писание является авторитетом, и полемику с ними мы, православные, ведем с Библией в руках; для оккультистов же Священное Писание ничего не значит, хотя они порой используют тексты Библии, интерпретируя их по-своему, о чем мы будем подробно говорить, когда рассмотрим оккультизм и его течения. Приведу только один пример, оккультистка Елена Рерих, которая, в частности, писала, что читать «Добротолюбие» достаточно полезно, особенно св. Антония Великого. И знаете почему? Потому что… «с ним труднее всего спорить». То есть и Священное Писание, и отцов Церкви своим последователям Елена Рерих рекомендует читать, чтобы полемизировать с ними! А вырванная из общего контекста ее учения, эта рекомендация может быть использована ее последователями для привлечения внимания к своей секте: вот, мол, мы читаем христианских авторов, «Добротолюбие». На подобных моментах в дальнейшем мы обязательно, как было сказсно выше, остановимся и рассмотрим соответствующие тексты, чтобы выявить и рассмотреть, как ловко многие святоотеческие и Библейские тексты искажаются, с одной целью - выдать подделку за истину и увести человека от пути спасения. Протестантизм и неопротестантизм – это цветочки, а вот оккультизм – это ягодки, причем волчьи, и есть их ни в коем случае не стоит – однако знать их учение православному миссионеру необходимо для ведения полемики, диспута, и предупреждения людей, которые могут принять ложь за истину. Но прежде, чем говорить о методах и приемах полемики с сектантами, необходимо усвоить самый главный принцип – об отношении к людям другой веры. Это очень важно! Ведь часто в общении с людьми других религиозных убеждений мы впадаем в некий запал и горячность, с чувством собственного превосходства. Да, равноправного диалога мы вести не можем, в смысле признать, что у них своя истина, а у нас своя. В таком случае Христос раздвоиться или станет очередным махатмой. Речь идет о горделивом фарисейском самодовольстве. Православному миссионеру необходимо относиться к инославным так, как относились к ним Иисус Христос и отцы Церкви. Отцы и учителя Церкви прибегали к разным методам увещевания. Порой бичевали ереси и еретиков довольно жесткими выражениями в адрес их учения, но делали это не из за ненависти к сектантам, а из за любви по слову:"Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю". (Откр. 3.19)

 

 

«Кто ближний мой?»

 

Вспомним известную евангельскую историю о встрече Спасителя с самарянкой у колодца (см.: Ин. 4: 4–24). Христос заговорил с этой женщиной – чем очень удивил ее, что вообще разговаривал с ней. И ученики, вернувшись, тоже удивлялись, что Он разговаривает с женщиной да еще к тому же и с самарянкой. Потому что сказано в Писании: "ибо Иудеи с Самарянами не сообщается". (Ин.4.9). Самаряне – это была классическая секта в иудаизме. У них было альтернативное место поклонения – гора Гаризим; у них было альтернативное Пятикнижие Моисеево – первые пять книг Священного Писания, – и оно существенно отличалось от того, которое есть сегодня у нас. Так что это были люди другой веры. Но Христос не чурается общения с самарянкой. Он просит у нее напиться, потом говорит о «живой воде», рассказывает ей про ее жизнь, уклоняется от ненужного спора относительно место поклонения, указывает ей на состояние ее души не дает ей уклониться во второстепенные вопросы не касающиеся дела совершения спасения, в которые она пытается Его втянуть. Прочитайте подробно, стих за стихом эту евангельскую историю дома, самостоятельно.

И мы видим далее, что после такой встречи, эта женщина стала первой миссионеркой обращенной из сектантства: «Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему» (Ин. 4: 28–30). И далее: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» (Ин. 4: 39–40).

Итак, для нас важно, что Христос не чурается общением с «сектантами», и сразу видим, каков результат: обращение человека, а затем и многих людей от заблуждения в веру истинную, спасительную.

Вспомним и притчу о милосердном самарянине (см.: Лк. 10: 30–37). Некий человек лежал на обочине дорог и, ограбленный и избитый разбойниками. Мимо прошел ветхозаветный священник – он, может быть, на требу спешил, ему было не до побитого. Потом шел левит. Левиты следили за порядком в ветхозаветном храме, также были и певчими. Он посмотрел: ну, лежит какой-то человек… И пробежал мимо, тоже торопился, ему было не до избитого. И вот едет на ослике самарянин. Он сошел со своего ослика, подошел к этому несчастному, смазал его раны маслом, посадил на ослика, привез в гостиницу, заплатил за его лечение и сказал хозяину, когда уезжал: "Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». (Лук. 10.35). И заметим: Господь рассказывает эту притчу в ответ на их прямой вопрос: «А кто мой ближний?» (Лк.10.29). Христос спрашивает их: «Кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10.36). И ответ был только один: «Конечно тот, который оказал ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди и ты поступай так же". (Лк. 10.37).

Эту притчу Господню о добром самарянине в современных реалиях, как об этом говорит прот. Олег Стеняев, с которым мы многие годы занимались реабилитацией людей попавших в секты, можно было бы перевести на современный язык, как притчу о милосердном баптисте или свидетеле Иеговы. Ведь самаряне, как я уже говорил, были сектой в иудаизме.

Вспомним и последнюю заповедь Христа Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Господь Всеведущий, Всезнающий, Всемогущий предвидел, что мы будем читать эту историю о добром самарянине и она будет проповедана до края земли. И это нам, православным серьезное предупреждение. Почему? Потому что Господь нам показывает, что иногда люди другой веры в нравственном отношении – я подчеркиваю: именно в нравственном отношении. Христос оставил нам притчу о добром самарянине и рассказ о самарянке у колодца, чтобы мы не впадали в гордость и не мнили о себе в своем миссионерском служении, общаясь с заблудшими. Чтобы мы не обособились, как книжники и фарисеи в своем надмении не узнали бы Христа в Его Втором пришествии, как это случилось с иудеями о которых сказано: "Пришел к своим и свои Его не приняли". Не чурался Христос общения с иноверцами и цель такого общения была не водить экуменические хороводы, а привести человека к Себе, Источнику жизни, из Которого пьющий не возжаждет вовек. Потому что сказано: «Идите научите все народы». Все народы и самарян, и адвентистов, и баптистов, и свидетели Иеговы, и людей, исповедующие ислам, – все нуждаются в слове о Христе, в благой вести -"Христос Воскресе".

И еще важный эпизод из Евангелия – рассказ об исцелении десяти прокаженных (см.: Лк. 17: 11–19). Спаситель вылечил этих людей от тяжелой болезни, но только один вернулся Его поблагодарить. Казалось бы, евангелисту достаточно сказать только о том, что мы часто забываем благодарить Бога за милость по отношению к нам, но нет он подчеркивает, что и тот который вернулся поблагодарить "был самарянин". Зачем? Снова евангелист обращает особо наше внимание на то, что и люди другой веры бывают благодарны Богу. Это нам снова в назидание и предостережение от фарисейства, чтобы мы к людям иной веры относились по-доброму помня, что Христос желает всем спастись.

Одно из главных условий ведения диспута с сектантами и миссионерского служения в инославной среде – уважительное отношение к человеку, но не к его заблуждению. Ибо дьявол - отец лжи, как же его можно уважать и относиться толерантно. Отцы Церкви в основу служения Богу и ближнему положили главный принцип: ненавидеть грех, но любить грешника, ненавидеть заблуждение, любить заблудшего. Любить человека, попавшего в секту, ибо он болен – болен духовно – и нуждается в нашей помощи.

 Миссия Церкви не ставит перед собой задачу юридического уничтожения людей попавших в секту. Ее задачи привести человека ко Христу. Поэтому мы не против сектантов а за них, за их бессмертные души для Царства Божия.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.