Тема: Нравственная психология и педагогика. Часть 1 — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема: Нравственная психология и педагогика. Часть 1

2021-12-07 23
Тема: Нравственная психология и педагогика. Часть 1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анатолий Гармаев,
священник

Электронный вариант книги воспроизводится по печатному изданию Макариев-Решемской Обители, Выпуск 49, 1999 год.


Из предисловия к книге:

"Эта книга была составлена по материалам лекций и бесед священника Анатолия Гармаева, замечательного педагога и психолога. В доперестроечные годы возглавляемая им Семейно-педагогическая лаборатория, его лекции, занятия, семинары для многих стали тропинкой из мира повседневной обыденности к запретному Золотому Городу православной духовности.

Традиционная психология не охватывает глубинных слоев "структуры человеческого Я". Нравственная Психология, раскрывая нравственное значение внешних слоев, освещает сущностное значение Душевных Сил, Совести и лишь слегка касается Духовного, которое оставляется на попечение Церкви.

Не раскрывшись в супружестве, в подлинном отцовстве-материнстве, не научившись быть благодарными детьми, открытыми, любящими, верными друзьями, мы ищем духовного, а духовное не дается нам.

Лучшими и глубочайшими психологами были святые старцы. Они прозревали и душевный, и духовный план человека. В душевном все ли у тебя благополучно? Пастырский опыт подсказывает: человек, который, не раскрывшись в душевных качествах своих, начал строить здание духовных добродетелей, точно следуя святоотеческим предписаниям, воздвигает такую стену гордыни и эгоизма, которую невозможно потом взорвать никому."

Что такое "нравственная психология" и чем она отличается от "традиционной" психологии:

"Нравственная Психология- наука, которая раскрывает психологию человека с позиции его нравственного развития. Своим содержанием она открывает путь к формированию нравственных оснований в человеке.

Нередко задают вопрос: "А почему именно Нравственная Психология, почему не психология нравственности?" Для современной психологии более характерно нравственность сделать именно предметом. Психология как наука имеет областью своего изучения человека, его внутренние душевные движения, способности, возможности. При таком понимании и нравственность должна стать предметом психологического исследования. Так оно, видимо, и происходит в традиционной психологии, и ученый, называющий себя психологом, вполне может заниматься нравственностью как предметом.

Когда нравственность становится понятием, с ней можно делать многое: анализировать, синтезировать, расчленять на составляющие, наблюдать ее эволюцию, движение, структуру.

Однако в самом человеке существует нравственное как жизнь, как то, что движет его внутренним поступком, определяет его чувства, характер его мыслей. И если представить себе, что кто-то пытается с нашим нравственным что-либо делать: исследовать, изменять, поправлять, - от такого вмешательства становится неуютно.

Нравственное подлежит созерцанию. Оно не может быть только предметом интеллектуального изучения, ибо полностью описать его не возможно. Полностью его может исследовать только сам человек, ибо только он может знать в себе то нравственное и то сокровенное, что происходит в глубине души как истинный поступок, как красота его внутреннего переживания, как опыт обретения в себе нравственного.

Только встретившись с собственным сокровенным, с возможностью внутренней, нравственной красоты, которая потенциально или реально, но непременно существует в каждом, человек может преобразоваться в нравственного. В этом - принципиальная разница между психологией нравственности и Нравственной Психологией.

В области же Нравственной Психологии обретение нравственной красоты начинается с самого исследователя, с самого говорящего. И если педагог или воспитатель сам не обретает в себе резервов нравственной красоты, не реализует в своих действиях и в сокровенных движениях души то, о чем говорит сам, подлинно нравственное воспитание подопечных для него невозможно.

Однако для многих подобное лицемерное состояние души обычно воспринимается как нормальное. И поэтому у такого преподавателя ученик будет схватывать прежде всего его душевную неправду. Но рано или поздно он поймет, что все это- одни лишь красивые, но пустые слова. К сожалению, именно поэтому сегодня для многих школьников лицемерие становится нормой поведения. На словах - одно, а на деле - совершенно другое."


Структура человеческого "Я", состоящая из пяти уровней:

"В Нравственной Психологии структура человеческого "Я" рассматривается как состоящая из пяти уровней. Все пять уровней проявляются в конечном счете в действии Воли, которая сама по себе не входит ни в один из уровней. Воля слышит либо Эго-ядро человека и поэтому действует по наказу Эго, либо слышит импульс Совести и поэтому действует по зову Совести. И в зависимости от этого внешний поступок становится либо эгоистическим, либо совестливым.

Первый уровень - это Способности, т.е. средства души, через которые человек взаимодействует с окружающим миром.

Второй уровень - Эмоциональность. Это очень сложное образование души. Внутри этого уровня происходят основные закономерности запечатлений, восприятие детьми родительского способа бытия в мире, причем не только внешнего, что естественно, но и самого главного - внутреннего, т.е. тех душевных состояний, которые переживают взрослые и которые потом запечатлеваются в детях подсознательно и руководят ими во взрослом поведении.

Третий уровень - это Эго-влечения или страсти человека. Само основание Эго представлено восемью фундаментальными Эго-влечениями, которые подразделяются на два и шесть. Два царственных - гордость и тщеславие. Гордость является царицей всех Эго-влечений человека, властно правит всеми остальными и наиболее энергетически обеспечена. Шесть подчиняются первой из них - "матушке". Это влечение к пище, сексуальное влечение, влечение к деньгам и вещам, к гневу, к печали и, наконец, к праздности, т.е. беззаботному проведению жизни, своего времени, которое называют еще влечением уныния.

Уныние - это не значит "пригорюнивание". Влечение уныния подразумевает "уныл от дел", т.е. сбежал от дел, убежал от забот, от отклика на нужду других. Убежал куда? - К праздному проведению времени, в наслаждение, праздную радость или же в хмурое проведение времени, в унылую праздность, малодушие, одиночество.

Эти три уровня: Способности, Эмоциональность и Эго-влечения составляют Триаду Эго в человеке.

К счастью, в человеке есть более глубокий уровень, Четвертый по счету - Душевные Силы, благодаря которым человек слышит нужду других людей, в том числе и стратегическую, т.е. ту, которую человек испытывает в своем развитии от Эго-состояния до состояния нравственного. Эту нужду мы называем "стратегической", слышание ее, отклик на нее и помощь в ней человеку является на деле помощью в истинном его становлении.

И, наконец, Пятый уровень, еще более глубокий, наименее нам известный, таинственный, едва слышимый в каждом из нас и практически мало и редко поддерживаемый - это Совесть человека. Причем Способности, Душевные Силы и Совесть составляют Триаду Совести.

Способности могут действовать как в Триаде Эго, так и в Триаде Совести, в зависимости от того, что в человеке преобладает.

Воля человека либо перехватывается Эго-влечением, помрачается им, либо, руководствуясь Совестью, через нравственные Силы Души соединяется со Способностями. Склонение Воли к Совести высвобождает ее из власти страстей (Эго-влечений) и формирует в человеке навык праведной жизни. Напротив, вовлечение Воли в страсти приводит к безнравию и проявлению разных степеней эгоизма.


Как должно происходить обучение детей в школе с позиций нравственной психологии и педагогики:

"Нравственная психология и педагогика обретаются только опытом жизни, и поэтому вне опыта в нее практически не войти. Нельзя только по содержанию учебника по Нравственной Психологии и Педагогике считать себя знающим этот предмет. И услышав несколько лекций по этому предмету, нельзя полагать, что теперь имеешь о нем представление, ибо представлять его нельзя, им нужно жить, его нужно опытно исполнять. И поэтому способ обучения в Нравственной Психологии и Педагогике совершенно иной, нежели тот, который присутствует и доминирует в современной школе.

Одним из самых значимых сегодня действий в школе и в детском саду является обучение. Учебный процесс в школе, казалось бы, достаточно отлажен, методик много и возможности достаточно большие. Однако опыт показывает, что основные резервы нравственных Сил Души в современной школе практически не используются. Таковые нравственные резервы проявляются при высвобождении души ребенка во встрече с окружающим миром. Если взглянуть на современную педагогику с позиций нравственных резервов, то мы обнаружим, что учебный процесс может получить совсем другое основание, другую широту и глубину.

В таком случае то, что сегодня ребенок узнает о мире в словесном представлении, может превратиться для него в реальное открытие реального мира. И тогда радость от встречи с жизнью мира становится непередаваемой. Мы знаем это по своему детству. Если вспомнить наши детские переживания встреч с природой, то, безусловно, по чистоте и глубине они несравнимы с тем, что мы чувствуем, повзрослев.

В большинстве своем рассказы, прочитанные человеком в детстве, не остаются в его памяти, а вот запечатления детства вспоминаются спустя и десять, и сорок лет. И даже на смертном одре человек вспоминает до деталей ту пронзительность жизни, которая была дарована ему в детстве. Возможно ли в школе на уроке переживать аналогичное? Да, возможно. Но для этого должна быть открыта совсем другая сфера души ребенка, и в Нравственной Психологии и Педагогике (мы по опыту знаем) это происходит."


Два вида обучения: репродуктивное и раскрывающее, или поддерживающее:

"Существует обучение репродуктивное и обучение раскрывающее, или поддерживающее. Обучение репродуктивное преподает только внешние знания, а обучение раскрывающее возбуждает и поддерживает Способности в учащихся, а потому во многом зависит от состояния преподающего учителя: преподает он по Способности или по алгоритму. Учитель, живущий на кафедре в полноте своих Способностей, может раскрыть таланты, которые очень глубоко зарыты или очень скудны у детей или у студентов и практически ими даже не сознаются.

Иной школьник или студент говорит: "У меня к русскому языку Способностей вообще нет". Но вот он встречается с учителем, который в его присутствии живет этой своей Способностью, живет внутри русского языка - и вдруг к концу года ученик тоже начинает в себе это чувствовать. Чем более Способный учитель предстанет перед учениками, чем глубже живет он по Способности, а не по тем методическим схемам, по которым осуществляется преподавание в большинстве случаев, тем больше раскрывается возможностей для пробуждения и поддержания Способности в самих учениках. К сожалению, учебный процесс в современной школе все более становится репродуктивным, а не раскрывающим и развивающим.

Взрослому или ребенку предлагают массу специальных рецептов или же алгоритм обращения с окружающими предметами, его заставляют репродуктивно усвоить этот алгоритм. Такова сегодня образовательная школа, таков сегодня институт, такова сегодня аспирантура вместе с докторантурой. Иногда, совершенно случайным образом, наиболее одаренные дети проскакивают эту систему, оставаясь не забитыми по своим Способностям. Наиболее одаренные из них интуитивно находят выход из положения - они просто не учатся. В результате люди, которые добиваются в жизни наилучших результатов, нередко формируются из троечников и двоечников и совсем не обязательно из отличников, потому что первые сумели проскочить мимо системы, подавляющей Способности, алгоритмизирующей их действия.

Владение самими принципами вовсе не есть действие ума. Действием умственной Способности является слышание сути явлений, которое передать другим невозможно. Сообщить можно только символы как результат вербального структурирования умственного действия.

Если рядом есть человек, который умом схватывает суть явлений и пытается это объяснить другому, то последний, в свою очередь, способен своим умом совершить то же, что делает первый. Умственной Способностью можно схватить то, что происходит внутри другого. Если в человеке есть это, он услышит другого. Если его нет, то человек не услышит сути, но увидит только символы, суть которых останется закрытой.

К сожалению, сегодняшнее обучение заключается именно в передаче этих символов. Вся процедура урока, лекционного общения и любого другого образовательного действия чаще всего сводится к тому, чтобы передать от одного, знающего символы, к другому, который их не знает, в виде теорий, принципов, слов, знаков. Единственное, до чего поднимается такой тип обучения, - это не только передать набор символов, но приложить к ним и способ действия, некий алгоритм, как обращаться с ними в заданной системе так, чтобы в пределах алгоритма исполнять некое действие с символами. И пока учащемуся хватает багажа символов и алгоритмов, он это действие исполняет. Но если умственное действие требует большего количества символов или алгоритмов, он уже этого передать не может, потому что дальше требуется собственно действие ума, а не манипуляции с символами. Но действия ума не происходит, потому что человека этому не научили. Репродуктивная форма передачи символов и требование выбора репродукции из того, что ему дают, практически забивает или уничтожает сущностные стороны Способности.

Отечественная педагогика из раскрывающей превратилась в репродуктивную, при интенсивном способе действия. Это было связано с требованиями народного хозяйства определенного этапа нашей истории. В результате на сегодняшний день мы имеем два поколения людей, которые несут в себе репродуктивный способ взаимодействия с окружающей природой. Способности пригашены, в результате этого - глубокая отсталость в стране по всем областям и отраслям, за исключением только тех, где требуются люди строго по способностям. Самые лучшие силы страны с трудом и случайно проскакивают через систему одиннадцатилетнего школьного обучения, а затем через систему института и аспирантуры, которые еще более забивают и закрывают многие Способности.

Когда педагогика начала переходить на интенсивные способы развития обучения, началась гибель Способностей. Эта гибель началась еще два века назад, с того момента, когда ввелась урочная система, но не в духе Каменского. Каменский ничего похожего в урочной системе даже не предполагал. Произошло полное извращение идей Каменского. Познакомившись с настоящими трудами Яна Амоса Каменского, вы увидите, что там говорится совершенно противоположное тому, что стало реалиями современной школы.

Сегодня существует много школ и гимназий, в которых, по утверждению работающих там педагогов, происходит гармоническое развитие человека. Но даже если все шестнадцать Способностей развивать одновременно, будет ли это гармонично развитый человек? И где при этом будет нравственное? Нравственное будет в сознании. А сознание - в умственной Способности. Для развития нравственного ставится задача получения наиболее полного знания о нравственном. При таком ложном действии практическое исполнение нравственного подразумевает эмоциональное расположение друг ко другу при наличии общего интереса по Способностям."


Один из типов способностей - Врачевательная Способность - и ее состояние в нашей системе образования:

"Врачевательная Способность - это слышание физиологического и психического состояния человека. К сожалению, современные медицинские институты врачевательную Способность совершенно не развивают. Работа над развитием Способности не происходит, больше задаются стереотипы или алгоритмы, внешний рисунок действий. Способность интуитивным образом схватывается учащимися или студентами от педагога, опять же, если он сам живет по Способности. Однако только небольшая часть преподавателей продолжает жить в своей Врачевательной Способности. Лишь случайным образом за семь лет обучения в медвузе врачевательная Способность может сохраниться в студентах, которые пришли учиться, уже имея эту Способность.

К сожалению, в большинстве случаев происходит погашение Врачевательной Способности из-за огромного потока информативного материала. Душевные Силы, предназначенные для пробуждения Врачевательной Способности, целиком уходят на усвоение различной медицинской информации. В результате после окончания института большинство врачей даже не может поставить точный диагноз, и лишь с течением времени, благодаря многолетней практике, часть из них восстанавливается в своей врачевательной Способности.

Результаты экзаменов, по которым люди отбираются в мединститут, вовсе не определяют наличие или отсутствие у абитуриента Врачевательной Способности. Но об этом никто и не думает. Идет отбор по репродуктивным способностям человека, а это - Способности ума, это Способность Познавательная, а вовсе не Врачевательная.

Согласно традиционным -представлениям, врач расспрашивает больного, устанавливает некоторую симптоматику и уже по ней определяет болезнь. Определив болезнь, выписывает лекарство и отпускает больного лечиться. Мне пришлось знать одного дедушку, народного целителя. У него это происходило совершенно другим образом. Я видел, как он принимает больных.

Больной стучался в дверь, проходил по комнате, садился перед дедушкой и тот сам ему говорил: "У вас здесь болит, у вас там-то не все в порядке, и там..." Потом несколькими вопросами дедушка еще уточнял кое-какие подробности, назначал лекарства и отпускал больного домой. Как-то я его спросил: "А как вы узнаете, чем он болен? Вы же его ни о чем не спрашивали, и он вам ничего не рассказывал о себе?"

"Как же не рассказывал? - ответил дедушка, - когда он постучался, когда вошел, когда подходил ко мне, он многое о себе сказал. Когда он садился - тоже кое-что поведал. А когда сидел и смотрел на меня, он почти все про себя и дорассказал..."

Это и есть врачевательная Способность- слышать то, что происходит в другом человеке, в его сущности, видеть внутреннее состояние организма, чувствовать его по тем малоприметным внешним проявлениям, которые он выказывает невербально.

Итак, Врачевательная Способность, как было упомянуто выше, у многих врачей за годы обучения в институте приходит к нулевому состоянию, и потом у одних может восстановиться только практикой, а у других так никогда и не восстанавливается.

Современный врач - это чаще всего действие по уму, а не по Врачевательной Способности. Отсюда общение врача с больным происходит таким образом. Когда больной обращается к врачу, тот, в силу нераскрытости внутренней Врачевательной Способности, точный диагноз установить не может. Доктор не слышит больного. Он может только расспросить и выяснить у больного симптоматику, запросить результаты разных анализов и потом сравнить их со своим умственным знанием, чтобы затем провести интеллектуальный разбор, после чего подобрать нужные лекарства по одной из известных схем. В результате этого он выписывает рецепт, а затем, на следующих приемах, уточняет, успешно ли проходит лечение. Но внутреннего чутья при этом нет. Такой способ врачевания есть результат репродуктивного обучения Врачевательной Способности. И в этом - трагедия сегодняшней медицины."


Еще один важный тип способностей - Педагогическая Способность - и ее состояние в нашей системе образования:

"Педагогическая Способность. Она включает в себя два дарования - Учительный и Воспитательный. Благодаря учительному Дару человек, имеющий другие Способности, например, интеллектуальную или музыкальную, может по ним передать ребенку знания и умения. Нередки случаи, когда к преподаванию привлекается человек с разными Способностями, но не имеющий учительного Дара. Он может быть хорошим математиком, агрономом, музыкантом, он даже может любить детей, но, не имея учительной Способности, он, в лучшем случае, лишь займет детей на какое-то время и не более. Потом дети начнут от него страдать и разбегаться.

Воспитательный Дар - это прежде всего чувство и знание детской души, умение воодушевить и повести за собой ребенка и, наконец, главное - умение так выстроить обучающие события, чтобы помочь ребенку отсекать в себе отрицательные свойства характера, поддерживать и развивать добрые. Воспитательный Дар слышит в ребенке его отношение к окружающему миру и распознает его Способность быть в нем духовно, нравственно и телесно.

За Воспитательный Дар ошибочно принимают Организаторскую Способность, по которой "воспитатель" может лишь правильно расставить детей в том или ином деле, чаще всего относительно того или иного распорядка жизни. Если он еще и не любит детей, но любит распорядок, детям с ним приходится туго. Трагично развиваются отношения с детьми там, где вместо Организаторской Способности в "воспитателе" царствует властность или какая-нибудь страсть (Эго-влечение). Тогда "воспитатель" расставляет детей не столько относительно распорядка жизни, столько относительно себя, развивая и поддерживая в них при этом те же страсти, какими живет сам.

К сожалению, в современных педвузах Воспитательная Способность фактически не развивается. Вместо нее весь учебный процесс опирается на Интеллектуальную (Познавательную) Способность. Кроме знаний педагогических и некоторых опытных иллюстраций к ним, студент там чего-то большего ничего не получает. Неудивительно, что к воспитанию он в действительности не готов. А, став администратором в школе, подлинных воспитателей, мешающих его видению устроения дела, будет удалять. Подлинные воспитатели будут сильно усложнять ему жизнь.

Говоря о Способностях, целесообразно особо остановиться на таком понятии, как Дар. Дар - это сочетание Способностей или с Эмоциональностью или с Душевными Силами. Исходя из этого определения, рассмотрим Педагогический Дар.

Педагогический Дар - это соединение Педагогической, Организаторской, Познавательной (Интеллектуальной) и других Способностей с Душевными Силами. Только такое сочетание позволяет полно реализовать Педагогическую Способность. Если же человек Душевными Силами не располагает, а имеет лишь Организаторские, Ораторские и Интеллектуальные Способности, и при этом расположен к детям, то из него получается педагог-организатор, который ведет за собой, и может делать это прекрасно. Но дефицит Душевных Сил не дает возможности говорить о наличии Педагогического Дара. Он сам не способен на глубокие человеческие отношения ни в своей собственной семье, ни в школе. Равно он не может такие отношения воспроизводить и поддерживать в детях. Будучи подвижным, он может возбудить в детях энтузиазм, устроить вместе с ними дела по их эмоциональным потребностям - дискотеку, классный вечер, поход, выход в кино, театр, музей. При этом он будет держать учеников в эмоциональном или дисциплинарном напряжении, они обязаны постоянно идти за ним. Они хотят видеть в нем учителя, живущего вместе с ними, старшего друга, а он постоянно выступает в роли ведущего учителя. Из-за этого возникают ссоры, конфликты, непонимания, разочарования. Обычно причина таких настроений в том, что учитель в своих отношениях с детьми идет от Эго: или от тщеславия, или от гордости, или от чувства самодостаточности, или от всего одновременно.

Истинный же Педагогический Дар включает в себя Педагогическую, Организаторскую Ораторскую, и, возможно еще некоторые Способности, которые во взаимодействии с Душевными Силами обращены к ребенку.

Педагогический Дар позволяет слышать глубину возможностей детей. Что это значит? Дело в том, что жизнь каждого ребенка есть непрерывное становление. Каждый новый день, новая встреча, событие влияют на ребенка, высвобождая его Душевные Силы и Совесть или, наоборот, закрепощая их в покров Эмоциональности и узы Эго-влечений.

Состояние становления семилетнего ребенка и шестнадцатилетнего юноши будут совершенно разными. Если каждый из нас вспомнит себя в возрасте двадцати или тридцати лет, то увидит, что и эти два состояния неодинаковы, хотя в те моменты нам думалось: "Какая может быть со мной перемена? Никакой перемены, вроде, и нет".

Но сейчас, оглядываясь назад, мысленным взором всматриваясь в то, что было в нашем житейском внутреннем опыте, мы видим, что каждый год прожит по-разному и каждый год дал нам нечто новое. Сегодня мы не похожи на себя самих года три назад.

Становление человека происходит либо в нравственную сторону, либо в безнравственную, то есть человек идет путем нравственного восхождения, совершенствования или путем падений.

Педагог - это тот человек, который внутренне слышит точку, в которой находится его ученик в данный момент, слышит его внутреннее состояние, слышит точку подсознательного выбора: идти путем нравственным, или безнравственным; Слышит, определился ли ученик в нравственном или безнравственном, или еще продолжает выбирать. Слышание этого состояния и умение участвовать в ребенке, умение поддержать его нравственное и есть Педагогическая Способность."


(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.