Тема: Нравственная психология и педагогика. Часть 2 — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема: Нравственная психология и педагогика. Часть 2

2021-12-07 21
Тема: Нравственная психология и педагогика. Часть 2 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анатолий Гармаев,
священник

Электронный вариант книги воспроизводится по печатному изданию Макариев-Решемской Обители, Выпуск 49, 1999 год.


Эмоциональность и эмоциональные запечатления, которые оказывают влияние на поведение детей в будущем:

"Второй уровень в структуре человеческого "Я" - Эмоциональность. Это очень сложная часть внутреннего устроения человека.

Эмоции сопровождают каждое человеческое действие. Без них не обходится ни одно событие жизни. В то же время эмоции не только сопровождают действия и создают то или иное настроение человека, они и влияют на поведение людей, задавая не только тон настроению, но и диктуя порядок и последовательность поступков, определяя предпочтение или отвержение, привязанность или избегание.

У людей, не имеющих чистоты Душевных Сил, эмоции имеют страстную природу. Внутри эмоционального уровня происходят основные закономерности запечатлений, восприятия детьми родительского способа бытия в мире, причем не только внешнего, что естественно, но и самого главного - внутреннего, т.е. тех душевных состояний, которые переживают взрослые и которые потом подсознательно запечатлеваются в детях и руководят ими уже во взрослом поведении.

Механизмы эмоциональных запечатлений - одни из самых стойких. Они и позволяют ребенку улавливать то душевное содержание, которое несут в себе взрослые и, в частности, то смысловое содержание, которое взрослые реализуют в своей жизни.

Эмоциональность в человеке может иметь различное происхождение. Она может наблюдаться как проявление различных Эго-влечений.

Например, Эмоциональность, являемая от печали, при малейших состояниях тоски, жалости к себе, одиночества обладает свойством глубоко в нее западать. Самый маленький жизненный пустяк приводит к катастрофе, какая-нибудь несостоятельность в отношениях с людьми приводит к депрессии, неудача в делах - к чувству краха.

Социально опасной или неприятной для окружающих людей является Эмоциональность гнева. Малейшая зацепка вызывает резкое, интенсивное, бурное проявление. Правда, такая Эмоциональность в зависимости от силы и глубины самого гнева бывает разной степени опасности. Когда Эго-влечение гнева слабое, то гнев проявляется только в Эмоциональности. Поэтому энергетика самого Эго-влечения слабая, маленькая, не может согнуть лом в дугу или уничтожить другого человека, но внешне выливается иногда в очень гневное состояние. Поближе познакомившись с таким человеком, в скором времени обнаруживается пустота этого гнева. Видишь лишь этакую гневливость человека, которая постоянно проявляется как по поводу, так и без повода. Она как фон висит в семье, в коллективе, на производстве... Однако люди с этим скоро смиряются, и как-то это переносят.

Другое дело, когда Эго-влечение гнева большое. Мощная вспышка Эго-влечения гнева захватывает не только Эмоциональность человека, но и его телесные и душевные силы, свивает их в один вихрь, проявляется на физическом плане, бушует в крике, в голосе, в интонации. В эмоциональном аффекте человек теряет всякое самообладание и самосознание, порою становится непредсказуем в поступках.

В Эмоциональности праздности, уныния человек убегает от забот, от нужд, от любой ответственности. Отдых также есть отложение на какое-то время ответственности. Он сопровождается эмоциями мира, тишины, спокойствия. В отличие от отдыха Эмоциональность праздности или уныния (убегания от дел) всегда активна, происходит с шумом - танцы, песни, драки, ссоры, разное веселье - все это сопровождается бурными эмоциями."


Крайние формы эмоциональных запечатлений - "печати":

"Эмоциональность от запечатлений или от крайних ее форм - от печатей имеет наиболее тяжелые последствия для нравственной жизни человека. Что же такое "печать"? Ребенок, особенно до пятилетнего возраста, очень открыт на своих родителей, открыт именно в запечатление, он ловит каждое их слово относительно себя. Слово, сказанное в сердцах, наиболее энергетически обеспеченно, наиболее глубоко проникает в душу ребенка и западает в память Эго-состояний. Даже слабое Эго-состояние при сильном слове матери может обрести могучую печать. Такова бывает сила материнского запечатывания, обращенного к ребенку.

Можно сделать аналогичную печать иным образом, т.е. вложить слово в ребенка очень тихо, но для этого нужно максимально раскрыть ребенка в Эго. Если Эго-состояние ребенка очень сильно раскрыть на восприятие, то можно очень тихо, совсем незаметно, вложить слово и оно ляжет с такой же силой, как и сказанное в сердцах материнское.

Можно заложить как положительную (с позиции Эго-благополучия) печать, так и отрицательную. Сказанная в сердцах, это всегда печать негативная, создающая очень сильный внутренний комплекс неполноценности. Печать, сказанная же в некоем доброжелательном ворковании, возводит человека как бы к доброму, но Эго-благополучному состоянию.

Сегодня при интенсивной обращенности к Способностям детей мы закладываем в них очень могучие печати, связанные с тщеславием. К примеру, девочка занимается в студии, где идет работа сразу в четырех направлениях: пластика, иностранный язык, музыка и рисование. Шестилетний ребенок приходит домой и начинает делиться своими впечатлениями. А бабушка, которая водила малышку в студию, в свою очередь, берет инициативу в свои руки и восхищенно говорит родителям: "Какая же девочка у нас молодец!". И по мере того, как бабушка рассказывает, по мере того, как ахают и умиленно расплываются в душевном комфорте тщеславия родители, меняется и лицо ребенка. Детское тщеславие жадно впитывает в себя слова взрослых. При этом дитя одновременно и смущается и жеманится, и с ноги на ногу переминается, как бы стесняется. На самом деле "стесняется" здесь именно тщеславие. В связи с этим стеснением тщеславия ребенок еще более раскрывается, со временем, принимая как должное, перестает жеманиться и весь полностью открывается на похвалу бабушки или родителей, утверждаясь в себе этою похвалою.

В этот самый момент мама с благодарным довольством восклицает: "Ты у меня настоящий гений!" или "Какая выдающаяся ты у меня музыкантша!". Ничего удивительного не будет в том, что эта девочка будет грезить ВГИКом или же Гнесинским институтом. Она закончит Гнесинку или ВГИК и, только став уже артисткой или музыкантом, почувствует, что не получает подлинной полноты от музицирования или же от театра.

Проходят годы, а она как "гениальная музыкантша" никак не может состояться, что-то в ней не происходит. Конечно, некоторый уровень мастерства она выдает, даже более того - получает лавры, рукоплескания, она уже лауреат какого-то конкурса, но, тем не менее, при всем этом присутствует ощущение какой-то фальши, какой-то лжи, неудовлетворенности, ощущение, что она как будто обманывает своих слушателей и себя... Только к сорока годам она начнет внутренне понимать, что, оказывается, эта стезя вовсе не ее, что все эти способности тоже не ее, и что она пошла по этому пути не по своим Способностям, а по печати. Но про печать она только теперь начинает догадываться.

Так как сегодня огромное количество людей находится в таком состоянии и эта Эмоциональность является доминантной, то действие Эмоциональности от печати является ведущим стилем поведения в жизни. Это практически постоянное устроение событий так, чтобы печать исполнилась. Эмоциональность от печатей наиболее жесткая, т.е. малопреодолимая и создает самое трудное, конфликтное отношение человека с человеком.

Бывает и наоборот. В эмоциональных отношениях по печати может возникнуть определенная гармония, но при этом совершенно невозможно вырваться из Триады Эго в Триаду Совести. Дисгармоничные психопатические круги, когда удовлетворенности друг другом нет, легче разрываются. Гармоничные же создают ощущение полноты и самодостаточности и печать в них срабатывает и жестко замыкает общающихся друг на друге."


Различие между "страстной Эмоциональностью", опирающейся на Эго-влечения, и "чистыми эмоциями":

"Эмоции, поврежденные Эго-влечениями, превращаются в страстную Эмоциональность. Чистые, неповрежденные эмоции всегда искренни и просты. Их особенность в том, что они окрашивают чувством то, что реально, либо по вере, либо по факту. Страстная Эмоциональность имеет совсем другое проявление. Она живет придуманным, нафантазированным, несуществующим как существующим.

Механизм поддержания Эмоциональности - это мечты, грезы и зрелища. Эмоциональность подменяет Силы Души, перекрывает их. Это особенно видно во время телепередач. На экране могут разворачиваться ужасные события - драки, унижение невинных людей, насилие. Никто из тех, кто смотрит передачу, не двигается с места, никто не бросается на помощь, не пытается выручить. При этом большинство людей очень сильно переживают происходящее на экране, дети даже могут плакать от жалости. Но никаких реальных движений никто не делает. Почему так?

Дело в том, что нравственной Силе Души свойственно откликаться на реально совершающееся событие. Отклик на выдуманное, воображаемое событие может происходить только в Эмоциональности. Напряжение переживаний может происходить в ней до какого угодно накала, вплоть до слез, сердечного приступа или даже обморока. Но движения нравственной Силы Души при этом не будет.

С разжиганием Эмоциональности Силы Души угасают и подавляются. Человек теряет способность откликнуться на реальную нужду другого. В момент, когда на телеэкране один герой обижает другого, в соседней комнате может лежать болеющая бабушка, сестра или дочь. Они могут просить подойти к ним, принести попить им или поесть. И как трудно, а порой невозможно, будет сидящим у телевизора оторваться для отклика на реальную просьбу ближнего. Более того, просьбы болеющего могут вызвать раздражение, досаду, ожесточение. Как трудно упросить сидящих у экрана выполнить что-либо необходимое - побыть с больными близкими, утешить их, сходить в магазин, отремонтировать что-то в доме, убрать стол, помыть посуду. Дело может доходить до парадокса. Человек может плакать от жалости к телегероям и одновременно сердиться на свою болеющую бабушку, которая своими просьбами будет отвлекать его от телевизора.

Многие часы, проведенные перед экраном- это глубокое упражнение по выработке навыка подмены Эмоциональностью нравственных Сил Души. Эмоциональные переживания становятся привычным и ведущим характером жизни. В результате развивается нравственное нечувствие, равнодушие к живым людям, сердечная дебелость.

Еще одной особенностью Эмоциональности является ее свойство разыгрывать любые переживания. Благодаря этому артист может сегодня сыграть доброго человека, а завтра разбойника, при этом в жизни оставаться ни на того ни на другого не похожим.

Человек, пребывающий в Эмоциональности, может иметь несколько лиц: дома он один, с друзьями другой, с директором третий, с подчиненными четвертый. Дома с матерью кроткий и любящий, с тещей - прямо противоположный. Силы Души к такой мимикрии не способны. В такой перемене отношений и играх разных ролей Эмоциональность может быть развита до изощренных тонкостей. Порой и не узнаешь, кто перед тобой и чем этот человек на самом деле дышит. Розыгрыш - ведущее свойство Эмоциональности. Ладно бы, если при этом обманывались сторонние люди, но чаще всего обманывается в своих настроениях и состояниях сам человек. На этом самообмане держатся все патологические состояния психики современного человека, начиная от неврозов и заканчивая серьезными психическими патологиями. Все, что мы называем лицемерием, двуличием, самообольщением, лукавством, соблазном, кокетством, ложной праведностью, лицедейством-все это порождения Эмоциональности.

В ней же, в Эмоциональности, зарождаются ехидство, ирония, смех, шутовское настроение, скоморошество, хвастовство, бахвальство, азарт, соревнование. Она же переживает пренебрежение, унижение другого, самоуничижение, одиночество, ненужность, покинутость. Ей же свойственно порождать перепады настроений, перемены отношений, от бесконечной преданности сегодня до полного разрыва завтра, затем слезного желания и очень экспрессивного примирения послезавтра, и этот же круг снова и снова повторять в последующие Дни.

В Эмоциональности нет постоянства. Общительность может смениться замкнутостью, грубость - лаской, сексуальная горячая преданность - полным отвержением и холодностью после удовлетворения страсти, влюбленность - ненавистью.

Весь порядок современной жизни - музыка, телевизор, компьютеры, все виды развлечений, свобода эротических отношений, состязание за место под солнцем, азарт предпринимательства - все это служит Эмоциональности и исходит из нее.

Эмоциональность определяет характер отношений между людьми на уровне симпатий-антипатий. На уровне эмпатии человек выделяет круги общения вокруг себя. Дружба на уровне Эмоциональности носит временный характер. Она не имеет внутренних резервов для - своего поддержания. Дружба на всю жизнь на этом уровне невозможна. В Эмоциональности нет сил для того, чтобы на всю свою жизнь сохранять симпатию к человеку.

Эмоциональность всегда временна, всегда циклична И синусоидальна. Происходит то всплеск, то падение, то активная симпатия к кому-то, то ее резкое угасание."


Гордость и тщеславие - два "царственных" (как их называет Гармаев) Эго-влечения, которые препятствуют истинной Любви:

"Второе Эго-влечение - это тщеславие, влечение к положительному мнению окружающих людей. Оно свойственно всякому человеку. Каждый из нас ищет положительного мнения о себе окружающих.

Посредством тщеславия происходит социализация человека, то есть усвоение поведения в обществе согласно с мнением окружающих людей. Переживания, испытываемые людьми при социализации, возникающие при этом референтные группы (малые - большие, ближние- дальние), круги общения - все это изучает социология- наука, занимающаяся исследованием механизмов тщеславия в человеческом обществе.

Человек в определенные возрастные периоды по тщеславию болезненно воспринимает свои внешние данные. В подростковый период человек воспринимает себя через свое лицо. Тщеславие, проявляющееся в самооценке, концентрируется на характеристике лица. Подросток отождествляет себя со своим лицом.

Примерно в это же время происходит отождествление себя с одеждой: "Если я несу на себе очень красивую одежду, то в эту минуту я - человек, а если я надел на себя одежду безобразную, то я - никто, я стесняюсь, боюсь, жмусь, прячусь и т. д.".

Это можно наблюдать, когда мы отправляемся в поход, на дачу или на сельскохозяйственные работы, и приходится одевать менее модную и менее привлекательную одежду. Бывает, человек едет через весь город и переживает, что он в какой-то телогрейке. Для нравственной простоты подобное переживание - это совсем нелепое состояние, но для тщеславия - очень серьезное переживание.

Уровень притязаний, формируемый тщеславием, у каждого человека различен. Некоторым людям достаточно того, чтобы их принимали в своем доме, в своей семье. Если везде вокруг попирают, ругают, - это неважно. На это они не обращают никакого внимания. Но если в семье скажут плохо, сразу же возникает обида, чувство недовольства, неуверенности в ближних, неуравновешенности и т.д. Иному человеку семьи маловато: важно, чтобы его принимали в своем коллективе, сотрудники его учреждения. Третьему и этого мало - ему важно, чтобы весь город его принимал. Четвертому - маловато и города - важно, чтобы страна почитала его. Пятому и страны мало - человечество подавай. А шестому и человечества маловато - он успокоится, если состоится в эпохах, да не в одной, а в нескольких сразу - как, например, Сократ. До сих пор вспоминают, до сих пор люди обращаются. Как хочется, чтобы и ко мне обращались спустя десяток столетий!

В этих ли переживаниях назначение человека? Увы, для многих ничего иного в жизни и нет. Человек может прожить до старости, не подозревая, что живет он против себя самого, что утверждаясь, он теряет, что превозносясь, он истощается. И, в конечном итоге, к концу жизни можно превратиться во вредного и несносного старика или озлобленную на весь мир старушонку, с которыми невмоготу жить даже самым близким людям.

Гордостью и тщеславием в человеке запрещается Любовь. Любовь как душевное свойство, как Сила Души подменяется любовью-чувством. А в основании любви-чувства лежит эгоизм. В то же время Любовь как Сила Души изгоняет гордость и тщеславие. Она в своих действиях противоположна им. Она просвещает ум и сердце, открывает утешение в скорбях и неожиданных поворотах жизни.


Что такое "Триада Эго" и что следует за ней - что находится на четвертом и пятом уровнях структуры человеческого "Я":

Три уровня - Способности, Эмоциональность и Эго-влечения - составляют Триаду Эго. Способности обслуживают заказ Эго-влечений и служат мастерскому исполнению их любой потребности. Эго-влечения переживаются человеком как состояние "хочется" ("мне очень хочется чего-то"). Великое счастье для человека, если он на этих трех уровнях не задерживается. Если бы все остались только в пределах этих уровней: Способности - Эмоциональность - Эго-влечения, люди давно бы уничтожили друг друга.

Но, к счастью, в человеке есть еще две структуры, более глубокие, более полные: Душевные Силы, благодаря которым слышится другой человек, и Совесть.

Четвертый уровень - это Душевные Силы.

Современный человек преимущественно пребывает на втором уровне, т.е. Эмоциональном, и своей Эмоциональностью слышит Эмоциональность другого и потому говорит: он грустный, он веселый, он счастливый, а тот раздражительный. Но это чисто эмоциональная характеристика человека. Нравственные же свойства позволяют услышать, в каком направлении происходит становление человека - в нравственном или безнравственном.

Силы Души тонко и чутко проявляются у детей. Утробное состояние ребенка- это открытое душевное зрение на состояние матери. Первые пять лет жизни после рождения состояние душевного зрения у младенца открыто, и поэтому они явственно чувствуют или слышат другого человека, особенно взрослого.

Случается, например, ребенок спокойно лежит в колыбели. В это время приходит кто-то в гости и некоторое время находится в коридоре, отделенном двумя дверями. Мы ищем причину, почему дитя плачет. Все нормально: и сух, и сыт, и удобно лежит. Когда же гость уходит - ребенок успокаивается.

Бывают, что дети к одним открыто тянутся, хотя и видят в первый раз, других принимают настороженно, а от третьих сразу отгораживаются. Это и есть открытое душевное зрение, когда ребенок явственно чувствует взрослого человека.

Постепенно, с годами, по мере развития Эго-ядра и активизации Эмоциональности, Силы Души и душевное зрение закрываются, заглушаются, и человек слышать другого уже не может. Он слышит другого только ради того, чтобы исполнить какие-то свои потребности. Это эмоционально-страстное слышание. Оно происходит вовсе не от Душевных Сил.

Если Эмоциональность, занятая собою, использует всех окружающих для того, чтобы удовлетворить себя, то Душевные Силы по своим свойствам противоположны Эмоциональности. Они обращены к другому человеку и слышат его.


Что такое "Триада Совести" и как ее наличие или отсутствие проявляется в нашей жизни:

"Способности, Душевные Силы и Совесть составляют Триаду Совести.

Ярким примером наиболее раннего пресечения проявлений Совести в человеке может служить запомнившийся мне случай, происшедший несколько десятилетий назад в детском театре.

Через ряд передо мною сидел мальчик лет трех-четырех со своей мамой. На сцене разворачивалась какая-то трагедия. И вдруг мальчик бросается вперед: "Мама, его сейчас убьют!" - Мама хватает сына и обратно сажает на место. Мальчик вырывается из рук, кричит: "Его убьют сейчас, мама!" - плачет. А мама говорит: "Успокойся, это понарошке, это понарошке," - и вдруг поняв, что это "понарошке", ребенок впал в шок. Через какое-то время он разрыдался и мама долго успокаивала сына во время перерыва. С трудом успокоила.

Что же делала мама? Она переводила ребенка из действия четвертого-пятого уровней - Душевных Сил и Совести - во второй - Эмоциональный уровень, на котором можно наблюдать и самому совершать "понарошке" любое действие. При этом не требуется реально действовать, можно сидеть спокойно в своем кресле, даже плакать от переживаний. "Плачь, пожалуйста. Только помни, что все это понарошке".

Ныне этот переход современных детей в эмоциональное состояние успешно осуществляется с помощью телевизора. В результате четвертый и пятый уровни закрываются совсем. Хотя именно в детстве, до семи лет малыши активно проживают четвертый и пятый уровни, если их в этом поддерживать. Но для этого необходимо совсем исключить зрелища. Если же ребенок до семи лет не навыкнет в свободном проявлении Сил Души и Совести, то в течение жизни их восстановление будет стоить невероятных трудов. Придется пережить много горя, да и другим причинить много бед, прежде чем Совесть проснется, пробудится.

Что происходит в ребенке, если он буквально часами прикован к телевизору? Он запросто, легко переживает самые невероятные события, происходящие перед глазами на экранах и требующие немедленного участия, помощи, сочувствия, реального утешения, конкретного поступка. Он сидит в это время, спокойно смотрит на происходящее, попивая кофе со сладкой ватрушкой. Такое эмоциональное проживание трагических ситуаций в конечном итоге приводит к полной глухоте Душевных Сил и к равнодушию к людям.

Подобный переход в эмоциональный уровень у взрослого населения страны происходит через прессу. Чтение различных сенсационных публикаций мы переживаем именно эмоционально. При этом выхода на реальное действие нет. Мы вообще отвыкаем от действий, ибо мы - представители второго, третьего, четвертого поколений, которые все дальше и дальше уходят от четвертого и пятого уровней вообще."


Как Эго-состояния одерживают победу над Силами Души:

"Еще один момент позволяет Эго-состоянию оказаться доминирующим, а Душевным Силам ослабнуть: ссоры родителей друг с другом. Дело в том, что дети в период до 12 лет находятся в состоянии запечатления: запечатлевается душевная жизнь родителей. Поэтому небезосновательно считать, что ребенка вовсе не надо в чем-то воспитывать, достаточно при нем просто жить, и ребенок все в себя возьмет, прежде всего, способ жизни родителей и потом начнет поступать так же, как родители. Это и есть процесс запечатления.

Вот двое взрослых разговаривают о каких-то очень серьезных взрослых проблемах. Чаще всего, это обсуждение других. А в этот момент рядом играют дети и, казалось бы, настолько увлечены своими заботами, что ничего не слышат. Через час эти дети начинают выдавать фразы, которые могли быть произнесены только этими взрослыми. Почему? На внешнем плане ребенок полностью увлечен игрой, а на внутреннем - он запечатлевает душевное состояние взрослых. Каким бы внешним действием ребенок ни занимался, на внутреннем плане он запечатлевает душевное состояние взрослых. К примеру, папа и мама могут быть пьяницами, которые вообще не занимаются ребенком, но просто при нем живут. И такой ребенок будет уметь и общаться с людьми, совершать различные, свойственные этой среде человеческие действия: и гневаться, и себя отстаивать. При нем все это делали его родители.

Способность души к запечатлению позволяет ребенку запечатлевать либо уровень Эго, т.е. получать образ поведения, диктуемый Эго-влечениями, либо Совестливые поступки родителей, т.е. заботу друг о друге, исполнение нужд друг друга. В зависимости от того, что родители делают при ребенке, то и запечатлевает ребенок. Чем более родители между собой ссорятся, друг друга не понимают, находятся вне заботы друг о друге, тем более они находятся в Эго-состоянии. Тогда у ребенка, по закону резонанса, запечатлевается именно образ Эго-поведения, его Эго-состояние активизируется, получает новую доминанту, а Душевные Силы еще более оскудевают или закрываются. Совестливый уровень становится неслышимым.

Вот примерно таков общий план или общий перечень способов, благодаря которым мы задаем нашим детям психопатическое основание."


Что происходит, когда родители уделяют слишком большое внимание развитию способностей ребенка:

"Обнаруживается характерная особенность: дети, у которых очень рано были развиты Способности, концентрируют на них практически все свое внутреннее внимание и посредством этого - на самих себя. Вокруг создается атмосфера особого почитания их Способностей, дети освобождаются от домашних дел: "Лишь бы занимался, получал пятерки". В результате это приводит к тому, что ребенок приучается лелеять не саму Способность, а себя, собственное Эго. Ведь для него нет разницы, где родители лелеют Способность, а где его лично.

Большинство родителей, которые посвятили себя развитию Способностей ребенка, начинают замечать последствия такой "жертвы" уже в 7-10 лет. Семилетний ребенок в родной семье превращается в маленького правителя.

Чувство княжеского положения в семье постепенно в нем укрепляется и когда он становится подростком, то продолжает требовать такого же отношения, какое привык получать в детстве. Рано или поздно эти требования встречают родительское сопротивление, родители перестают (или устают) их выполнять. Подросток совершенно искренне просит, требует, исходя из известного ему опыта обращения с родителями, и искренне не понимает, что же случилось? Раньше его малейшее пожелание исполнялось, а теперь почему-то нет. Ему не понятно - "почему?". Он пытается вернуть прошлое. А родители воспринимают эти попытки как дерзость, как упрямство, как чрезмерную настойчивость и эгоизм.

Это действительно эгоизм, но он сформирован самими же родителями. Родители не понимают, что их подросток при переходе в самостоятельное развитие начал активно брать то, что раньше получал пассивно.

Благодаря Способностям человек встречается с окружающим миром и преобразует его. Если человек нравственен, он изначально слышит потребности окружающих людей и преобразует мир, исполняя эти потребности. Нравственное - это слышание другого человека, его беды, его нужды или его радости, его жизни. Человек, не имеющий этого нравственного чутья, стремится преобразовать мир только в силу своих Способностей. Он может создавать очень большие проекты, разворачивать серьезные планы и их реализовывать. Но только эти его планы не будут учитывать ни людей, ни среду, в которой они живут.

Есть немало тому примеров, когда проектирование только по Способностям приводило к большим социальным мероприятиям, которые затем оказывались очень плачевными или очень трагичными по своим последствиям для самих же людей. Человек по Способностям учитывает только сам предмет, над которым он работает, действуя только по Способностям, он не узнает его глубину, не узнает, как этот предмет будет взаимодействовать с окружающими людьми, это обнаружится лишь потом, опытно.

Сейчас большинство родителей старается развивать интеллектуальные Способности детей с раннего возраста - четырех-пяти лет. Известны специальные игры, развивающие интеллектуальные и пластические способности ребенка. В них присутствует атмосфера соперничества, соревнования, опережения, доминирования. Они яркие, эмоционально-насыщенные радостью побед и горечью поражений. Ребенок воспринимает игру как естественную, нормальную жизнь. Мало кто догадывается, что в основе его жизни в это время интенсивно закладывается Эгоистическое ядро.

Там где в основание заложено Совестливое ядро, соперничества быть не может. Наоборот - вместо этого - забота, вместо соревнования - жертвенность и отдача.

Родителям необходимо искать, создавать такие условия, в которых ребенок будет реально чувствовать, что в нем нуждаются его братья и сестры, другие члены семьи. Когда в ребенке будет жить чувство благодарности, когда он будет с радостью помнить и родителей, и учителей, и всех тех, кто его воспитывал и развивал его Способности, тогда его становление будет происходить совсем в ином, нравственном русле."


(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.