Лекция 1. Предмет и задачи курса — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Лекция 1. Предмет и задачи курса

2021-12-07 30
Лекция 1. Предмет и задачи курса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Туризм представляет собой, с одной стороны, сложную социально-экономическую систему, а с другой – отрасль экономики. Однако его можно также в упрощенном варианте рассматривать как деятельность, и с этой точки зрения он будет подчиняться всем принципам и правилам, характерным для планирования в целом, безотносительно специфики или уровня, на котором оно осуществляется.

       Планирование относится к выбору между альтернативными действиями, а также включает в себя анализ будущего состояния, постановку основных целей и задач, призванных способствовать достижению этих целей.

       Планирование деятельности является наиболее важной функцией менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов, конечных результатов производства.

       В мире ограниченных производственных ресурсов рыночное планирование их использование служит основой экономической свободы производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ.

       В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие самостоятельно решает какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде.

       Планирование деятельности стало в настоящее время экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и предприятиями. При этом производители сами стремятся к наиболее полному удовлетворению своей продукцией и услугами всех существующих потребителей, рыночные запросы которых становятся по существу будущими планами производства предприятий и фирм.

       В рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя и предпринимателя на максимальное удовлетворение потребителей в своих товарах и получение наибольшего дохода, новые функции приобретает внутрихозяйственное или внутрифирменное планирование деятельности на всех предприятиях. Планирование призвано гарантировать не только выпуск пользующейся высоким спросом у покупателей новой продукции, но и обеспечение всеми необходимыми экономическими ресурсами, а также способствовать их наиболее эффективному и полному использованию и достижению возможного объема производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, пользующихся спросом на рынке. А это предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

       Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих социально-экономических целей развития, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

       Внутрифирменное планирование рыночной деятельности предприятий предусматривает не только целостное рассмотрение ряда производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, Финансово-экономических и многих иных проблем, но и ориентацию на будущее принимаемых решений.

       На современном этапе развития большинства предприятий туризма главной целью планирования является получение максимальной прибыли. Основными средствами для достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономического расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый способ ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства.

       В процессе планирования необходим комплексный, системный подход к решению возникающих на предприятии производственно-экономических и всех иных проблем.

       Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыночный план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко претерпевать любые изменения внутрифирменной деятельности. Он может непрерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требований, вновь полученной нормативной информации, приобретения научных знаний и производственного опыта, появления новых плановых проблем и выбора новых экономических целей.

       Планирование внутрифирменной деятельности является на предприятии одной из важнейших функций управления производством.

       Внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономики – это процесс непрерывной творческой деятельности, научно обоснованная система свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучших технических средств и организационных способов решения выдвинутых перспективных целей и задач. Оно позволяет каждому предприятию планировать и соизмерять свои затраты и результаты, нормы расходуемых ограниченных ресурсов и получаемых совокупных доходов на всех стадиях хозяйствования и уровня управления.

       Изучив курс «бизнес-планирования в СКСТ» студенты узнают:

       - как начать все, что задумали;

       - как организовать свое производство;

       - какие проблемы есть у бизнеса;

       - зачем нужен бизнес-план;

       - как грамотно составить бизнес-план;

       - как правильно организовать рекламу;

       - как обезопасить себя и бизнес от рисков.

       Усвоив материал студенты смогут:

       - эффективно заниматься планированием;

       - успешно интегрировать личные цели и долговременную стратегию фирмы;

       - учитывать при планировании, на какой стадии развития находится фирма;

       - определять пути и способы достижения поставленных целей;

       - начать эффективное планирование «с нуля» в любой момент времени;

       - разбираться в планах любого уровня и методиках их составления;

       - эффективно работать с банками, кредиторами, бухгалтерией и инвесторами;

       - смягчать влияние слабых сторон предприятия;

       - своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков;

       - эффективно планировать расходы предприятия для улучшения прибыльности бизнеса;

       - находить пути снижения себестоимости продукции или услуг;

       - увеличивать прибыльность предприятия.

 

Лекция 2. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ — ОСНОВЫ, ПРИНЦИПЫ, АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ, ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

После распада централизованной системы управления народным хозяйством в России начался этап массовой приватизации государствен­ной собственности, то есть этап передачи ее от неэффективного собствен­ника — государства к эффективному — частному собственнику. Однако многие из тех частных собственников, во владение которых перешла значи­тельная часть государственных предприятий, оказались неподготовлен­ными к тому, чтобы умело управлять в новых рыночных условиях получен­ными в собственность предприятиями, а следовательно, они стали такими же неэффективными собственниками, каким и было государство. Что же значит «оказались неподготовленными»?

Во времена централизованного управления экономикой ни один руководитель предприятия не задумывался о том, кто будет покупать производимый им товар, как увеличить объемы продаж, как изменить товар (услугу) так, чтобы на него повысился спрос. Ведь зачем думать о том, как продать товар, если в стране и так дефицит на все то, что нужно простому гражданину. Все производители получали государственные планы по выпуску продукции и стремились их выполнить, перегоняя в этом Друга и совсем не задумываясь о том, насколько полно их продукт удовлетворяет потребностям потребителей и какое количество такого продукта необходимо произвести, чтобы каждый гражданин получил «по по­требностям».

 После того как подавляющее большинство предприятий стало са­льными субъектами рыночной экономики, задачей каждого руководителя является сделать работу возглавляемого им предприятия эко­номически эффективной. А для этого необходимо уметь организовывать работу в условиях рынка, на котором, с одной стороны, находятся потре­бители, с постоянно изменяющимися потребностями, которые необходи­мо учитывать, а с другой стороны, конкуренты, которых становится все больше и больше и которые постоянно совершенствуют производимый ими продукт, пытаясь отнять занятые другими предприятиями доли рынка. Также руководитель должен уметь правильно определить потребности по­требителя, определить преимущества и недостатки продуктов конкурен­тов, найти свою нишу на рынке, подобрать высококвалифицированный персонал, наладить производство продукта и систему сбыта, организовать эффективную рекламную кампанию выведения продукта на рынок и т. д. И для того, чтобы все вышеперечисленные мероприятия носили не разроз­ненный, а системный характер, в современных рыночных условиях для выхода нового предприятия или продукта на рынок существует понятие «бизнес-планирование».

Для того, чтобы ответить на вопрос необходимости бизнес-планирования, необходимо определить, для кого бизнес-план составляется, то есть кто будет его использовать в своей деятельности.

Если действующее предприятие открывает новое направление, на­пример, турфирма — новое туристское направление, то бизнес-план необходим для того, чтобы четко прописать последовательность дей­ствий по продвижению нового тура на рынок и оценить возможные доходы от его реализации.

Если группа инициаторов нового бизнес-проекта хочет привлечь де­нежные средства под его реализацию, то в таком случае бизнес-план при­зван убедить инвесторов вложить деньги в данный проект.

Если предприятие хочет привлечь банковский кредит под реализа­цию нового проекта, то тогда бизнес-план должен доказать кредито­рам, что выданный кредит вернется в установленный срок, а предприя­тие будет в состоянии погасить процентные выплаты.

Если же кредит планируется получить у государственных орга­нов, поддерживающих развитие предпринимательства, то в бизнес-пла­не необходимо указать социальную значимость проекта.

Таким образом, получается, что в зависимости от того, для кого предназначается бизнес-план, в нем следует делать акценты на те или иные разделы: для кредиторов — на финансовые показатели и факторы снижения рисков, для собственных нужд — на технологический про­цесс производства, для государственных органов — на несоциальные параметры проекта.

Как уже подчеркивалось, бизнес-план необходим как самому пред­приятию для использования внутри фирмы, так и инвестору. Основным предназначением бизнес-плана, естественно, является расширение ком­мерческих возможностей предприятия. На это направлен анализ настоя­щих и будущих проблем в процессе планирования, поиск новых видов деятельности, выбор стратегии и подготовка к всевозможным случайно­стям. Но от письменного плана для предприятия существует еще и дру­гая выгода. В нем должны быть не только конкретные планы, но и пути их достижения.

При составлении общего бизнес-плана все участники его разработки вносят в него свои мотивировки. Одновременно составление плана можно рассматривать как учебу внутри фирмы, во время которой сектор произ­водства получает информацию о способах сбыта и наоборот. Лучшее по­нимание деятельности предприятия и участие в осуществлении плана спо­собствует более тесному сотрудничеству между секторами управления предприятием.

Бизнес-план выполняет роль стержня в принятии разумного реше­ния, в соответствии с которым можно, например, уточнять инвестиции, находить новые рынки сбыта и выявлять выход на рынок нового конку­рента и т. д. Каждый день могут появляться новые проблемы, про кото­рые можно спросить: что же они собой представляют с точки зрения деятельности нашего предприятия? На все эти вопросы легче дать ответ, если у предприятия есть хороший бизнес-план.

Создание обширного проекта по совершенствованию услуг часто является причиной составления бизнес-плана. Таким образом, с самого начала устанавливается связь между сбытом, производством и эконо­микой, что, естественно, способствует осуществлению проекта. Бизнес-план также помогает новым членам администрации понять задачи и мето­ды работы предприятия.

Центральному правлению акционерных обществ бизнес-план дает возможность получить очень сжатое представление о будущем предприя­тий. Это касается и учредителей, и участников совместного проекта.

Обычно бизнес-план используется за пределами предприятия на переговорах по инвестициям. Это может касаться как обычных, так и рискованных инвестиций, а также при получении дополнительных ка­питаловложений, например, от быстро развивающихся акционерных обществ, банков и фирм.

При налаживании международных связей значение бизнес-плана весьма значительно, а в странах Западной Европы и в США он практи­чески необходим для начала переговоров.

С большим успехом бизнес-план используется для поиска клиен­тов, в торговых сделках на переговорах с муниципальными властями об аренде производственных помещений, при заключении контрактов с по­ставщиками и т. д.

Посторонним лицам, за исключением инвесторов, бизнес-план в пол­ном объеме не предоставляется, так как определенная часть плана считается информацией только для внутреннего использования предприятия, но све­дения об основных направлениях производства и планах на будущее разви­тие, как правило, открыты для широкого доступа.

Не следует верить тем, кто говорит, что бизнес-план должен быть краток, ибо «краткость — сестра таланта». Не убеждайте себя также и в том, что бизнес-план должен быть детально проработан до каждой мелочи. Бизнес-планы могут быть различными. Опять же, все зависит от того, кто будет ваш бизнес-план изучать и каковы цели его написа­ния. Если вы составляете бизнес-план для внутреннего пользования и хо­тите детально прописать весь технологический процесс производства услуги от момента возникновения желания у клиента ее купить до мо­мента получения вами прибыли, целесообразно проработать каждую мелочь, чтобы в ходе реализации проекта не допустить ошибок. Если бизнес-план призван помочь вам получить кредит в банке, в нем целе­сообразно досконально прописать график поступления и выбытия де­нежных средств, а также схему погашения кредита.

Составление бизнес-плана необходимо для любого предприятия, независимо от того, какой продукт оно собирается производить: воен­ную технику или детские игрушки, продукты питания или химические ре­активы, товары широкого потребления или высококомфортабельные жи­лые комплексы, компьютеры или программные продукты, материальные товары или неосязаемые услуги.

Главную роль в составлении бизнес-плана играет руководство пред­приятия. Никто другой не может определить задачи и направления его деятельности, избрать стратегию для осуществления плана.

Такие планы могут составляться также посторонними консультан­тами, но ценность бизнес-плана состоит именно в том, что он отражает точку зрения самой фирмы на свою деятельность, так как выполнение плана является основной задачей руководства предприятия.

Опыт разработки бизнес-планов в фирмах Западной Европы показы­вает, что самым распространенным является групповая работа над ним. В ней обычно принимает участие руководство фирмы и посторонний консультант, который призван вносить альтернативные варианты. Пере­нос на бумагу таких ясных с первого взгляда мыслей на самом деле ока­зывается очень непростым делом. Кажется, что многого не хватает, а пред­ставление о будущем зиждется на зыбкой основе. В письменном виде все эти детали проявляются и привлекают к себе внимание. Оценка предпри­ятия и его деятельности становится более объективна также при анализе плана посторонним консультантом, что тоже входит в задачи составления бизнес-плана.

Достаточно часто побудительным началом к составлению бизнес-плана служит желание инвесторов. Но это желание не должно оказы­вать слишком большое влияние на разработчиков плана. В противном случае он превратится в простую бумагу, у которой нет ничего общего с реально существующей фирмой. Многие вопросы в таком плане пода­ются, как правило, в сглаженном виде, а проблемы и факторы риска остаются вовсе не рассмотренными. Написанный текст в данном слу­чае получается поверхностным и похожим на доклад.

У бизнес-плана другое значение. Предприятие составляет план прежде всего для себя, с тем чтобы упрочить свое будущее. Составлен­ный таким образом план должен устраивать и группу инвесторов, пото­му что они хотят получить собственный план работы предприятия.

Существует большое многообразие моделей разработки бизнес-планов, а конкретное их содержание различно. Это сложилось истори­чески и не только не усложняет процесс взаимодействия предприятий друг с другом, но и наоборот, способствует развитию и распростране­нию идей, положенных в основу процесса разработки бизнес-планов. В настоящем издании предложен синтез из наиболее популярных в де­ловом мире моделей разработки бизнес-плана с учетом в отдельных случаях специфики производственных отношений, имеющих место в России, и отраслевых особенностей планирования на предприятии туризма.

       Рассмотримотраслевые особенности бизнес-планирования в туризме

Планировать деятельность предприятия, производящего немате­риальный продукт, довольно непросто. Услугу нельзя охарактеризо­вать такими категориями, как прочность, надежность, жароустойчи­вость, оформление, дизайн, вес, размер, то есть всеми теми, которые можно применить к описанию любого материального товара. Услу­га неосязаема, нескладируема, ее потребление длительно во време­ни ее нельзя вернуть или обменять, если она не удовлетворила тре­бованиям клиента. Особенно это относится к туристским услугам, так как их производство и потребление происходит, как правило, вда­ли от того места, где турист приобрел туруслугу. Убедить клиента приобрести туруслугу достаточно нелегко, поскольку единственным «доказательством» ее преимуществ являются слова продавца, пред­лагающего клиенту воспользоваться услугами именно «нашей» организации.

При планировании деятельности предприятия туризма вопрос раз­работки бизнес-плана становится наиболее остро. Ведь если раньше про­мышленные предприятия работали по планам, разработанным в отрас­левых министерствах, то работу предприятий, связанных с туризмом, никто не планировал. Туризм даже не был признан отраслью народного хозяйства, и производство услуг не являлось составляющим валового национального продукта. Сейчас предприятиям туризма приходится с нуля создавать свой бизнес.

 Последовательность разработки бизнес-плана

Как показывает практика, успех составления плана и конечный результат его реализации во многом зависят от некоторых действий администрации. Руководству необходимо:

- во-первых, уточнить для себя и информировать других участни­ков о необходимости составления плана и принять решение о его составле­нии. Часто это само собой разумеющееся дело останавливается на полпу­ти и работа легко превращается в пустые хлопоты;

- во-вторых, назначить ответственных (руководящих) работников, которые должны принимать участие в плановом процессе. Это значит, что необходимо определить также:

— кто участвует в работе, а также кто осуществляет руководство со стороны (обычно распорядительный директор и администрация);

— систему организации работ и их рамки;

— вклад каждого участника работ;

— контроль за участием;

- в-третьих, определить ответственных за составление и написание

плана;

- в-четвертых, составить график работ и определить сроки их окон­чания.

Считается, что бизнес-планирование – основа деятельности предприятия.

Рассмотрим процесс рождения новой услуги.

 

 

Бизнес-идея

Анализ собственных ресурсов Анализ конкуренции Анализ потребителей Анализ внешней среды
Финансовые возможности; Предлагаемые услуги; Потребности клиента; Перспективы развития данного бизнеса;
инфраструктура; описание потребителя; портрет налоги;
персонал; цены на услуги; потребителя; поставщики;
имидж. система сбыта; платежеспособ- ный спрос; законодательство;
  реклама; принципы Выбора услуги; государственная поддержка;
  имидж. емкость рынка. рост доходов населения;
      внешние риски.

        

Описание потенциальной услуги

 

 

Технологический процесс формирования услуги

Поставщики компонентов услуги

Технологическое оборудование

Персонал

Формирование имиджа услуги
   

Расчет затрат

Расчет затрат

Расчет затрат

Расчет затрат
     

 

       
   

Произведенная услуга

   
   

Себестоимость

   
   

 

       
Товарная политика

Ценовая политика

Сбытовая политика

Рекламная политика

PR-мероприятия
Расчет затрат

Расчет затрат

Расчет затрат

Расчет затрат

Расчет затрат
                 

Прогнозирование риска

Предприятию очень важно осознать факторы риска, которые могут затруднить реализацию проекта. Для этого необходимо составлять планы наиболее реалистично. Ценность бизнес-плана падает в глазах инвестито­ра, если он отметит негативные факторы, способные повлиять на выполне­ние проекта и не нашедшие отражения в плане.

Применительно к сфере туризма требуется описание влияния таких, наиболее сильно влияющих на конечный результат проекта, факторов рис­ка, как:

— политическая обстановка внутри страны, принимающей туристов;

— политические отношения между государствами;

— криминогенная обстановка;

— экономическая ситуация в стране, принимающей туристов;

— экономическая ситуация в стране, отправляющей туристов;

— изменение доходов туристов;

— изменение экологической обстановки;

— изменение туристского интереса;

— демографические изменения;

— изменения цен на услуги компаний, поставляющих компоненты туристской услуги;

— уровень изменения потребительских цен, инфляция.

Первые девять факторов риска могут привести к изменению объе­мов туристских потоков, а, следовательно, и объема доходов. Риск изменения уровня цен на услуги компаний, поставляющих компоненты туристской услуги, хотя и не влияет на количество туристов и объем выручки, но воздействует на объем прибыли (поскольку увеличивают­ся затраты на производство услуги). А, следовательно, могут измениться и все остальные экономические показатели: срок окупаемости, точка безубыточности, чистый приведенный доход. Инфляция может изменить стоимость денег и повлиять на условия выплаты процентов по кредиту, если в договоре сумма выплат номинирована в денежных единицах, подверженных инфляционным изменениям.

 

Лекция 3.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

БИЗНЕС-ПЛАНА

 

В самом общем случае план- это образ чего-либо, модель желае­мого будущего или система мер. направленная на достижение по­ставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее рас­пространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:

- рабочий инструмент предпринимателя для организации своей

- развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;

-документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;

- результат исследования и обоснования конкретного направле­ния деятельности фирмы на определенном рынке.

Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-пла­нов, в которых степень детализации обоснований может быть раз­личной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предпри­ятия могут совпадать и по объему и по содержанию.

Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для са­мого предпринимателя и его возможных партнеров по крайней мере на пять основных вопросов (схема 1).

 Функции и принципы планирования на предприятии

 

Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления вы­полняет в системе предпринимательской деятельности ряд важней­ших функций,среди которых наибольшее значение имеют следую­щие:

- инициирование - активизация, стимулирование и мотивация

намечаемых действий, проектов и сделок;

- прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого со­стояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов:

- оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучше­го варианта развития предприятия в конкретной социально-эконо­мической среде;

- координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозави­симости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

- безопасность управления - обеспечение информацией о воз­можных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

- упорядочение - создание единого общего порядка для успеш­ной работы и ответственности;

- контроль - возможность оперативного отслеживания выпол­нения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

- воспитание и обучение - благоприятное воздействие образ­цов рационально спланированных действий на поведение работни­ков и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

- документирование - представление действий в документаль­ной форме, что может быть доказательством успешных или ошибоч­ных действий менеджеров фирмы.

Схема 1. Назначение бизнес-плана и его основные элементы

 

 

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основопо­лагающие принципы планирования, которые создают предпосыл­ки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономи­ческой среде (таблица 1).

Таблица 1. Основные принципы внутрифирменного планирования

 

№ П/П Принципы планирования Содержание
1 2 3
1. Необходимость . Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. 2. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.
2. Непрерывность Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем: а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; б) скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.
3, Эластичность и гибкость Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: а) введения плановых резервов по основным показателям; б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды; г) использования альтернативных планов.
4. Единство и полнота (системность) Системность достигается тремя основными способами: 1. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования. 2. Все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персо­нала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономи­ческого развития. 3. Включения а план всех факторов которые могут иметь значение для принятия решений.
5. Точность и детализация 1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. 2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.
6. Экономичность 1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемым от него выгодами. 2. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.
7. Оптимальность   1. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. 2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.
8. Связь уровней управления Достигается тремя способами: а) детализацией планов «сверху-вниз»; б) укрупнением планов «снизу-вверх»; в) частичным делегированием полномочий.
9. Участие 1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. 2. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.
10 Холизм (сочетание координации и интеграции) Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувяз­ки планов на всех уровнях.

 

Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наи­лучших социально - экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех ста­диях обоснования проекта и его последовательной реализации.

Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планиро­вания обычно учитываются и общеэкономические принципы на­учности, приоритетности, динамичности, дефективности, эффек­тивности, комплектности и др.

1.2. Этапы разработки бизнес-плана

Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-пана задуманного проекта обычно начинается с новой идеей.Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринима­тельские способности как важнейший фактор производства, определяются прежде всего в умении генерировать, накапливать и разра­батывать новые идеи. В самом общем виде идея- форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включа­ет в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса. Предпринимательские, как и другие идеи являются продуктом мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил- желаний, потребностей интере­сов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшенияудовлетворения существующих (яв­ных) и еще не осознанных потребностей различных слоев населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации произ­водства, сбыта, поведения потребителей и др. элементов общества (схемы 2 и 3).

Схема 2. Внешние источники новых идей и их отражение в бизнес-плане

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.