Вспомогательная шкала , предназначенная — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Вспомогательная шкала , предназначенная

2021-12-07 26
Вспомогательная шкала , предназначенная 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для присвоения баллов градациям показателей

Положительных и отрицательных эмоций,

Вызываемых у ребенка в процессе общения

С родителями

 

Описание градации Оценка, баллы
Весь день наполнен одними отрицательными эмоциями на уровне словесной агрессии и вплоть до телесного наказания -2
Весь день наполнен одними отрицательными эмоциями на уровне словесной агрессии -1
В течение дня отрицательных и положительных эмоций было поровну 0
В течение дня положительные эмоции превали­ровали +1
Весь день был наполнен одними положитель­ными эмоциями +2

'


Конечно, если день ребенка был наполнен одними по­ложительными эмоциями (+2) или положительные эмо­ций превалировали (+1), мы можем судить о том, что, по всей видимости, малыш ощущал себя нужным и необхо­димым в доме, а Вы были довольны им.

Когда же общая сумма баллов достигает отрицатель­ных величинот (-2) до (~1), то это косвенно подтвержда­ет отверженность ребенка в семье. И чтобы хоть как-то привлечь Ваше внимание, отверженный малыш времена­ми специально все делает Вам назло.

Короче говоря, итоговые плюсы — свидетели нормаль­ных отношений между Вами и ребенком и сообщаю^ о прекрасном «климате» в семье, в то время как итоговые минусы - скорее всего зов на помощь, и помощь малышу должна быть скорой или даже неотложной.

Чтоб эту помощь Вам осуществить, уменьшив сумму отрицательных эмоций, пережитых малышом, Вам надо проанализировать, за что Вы были недовольны им. Что сделал он сегодня недозволенного: грубил Вам, врал, по­дрался, огрызался, все время ссорился, специально на­сорил, разбил окно, какую-то посуду, порвал одежду, может, воровал или нарочно раздражал Вас вредными привычками... Конечно, этот список можно и продол­жить.

После анализа грехов ребенка Вы постарайтесь вспом­нить, как вели себя сегодня с ним, что сделали ему прият­ного: водили в гости, в цирк, в кино, на праздник, ходили в театр, в зоопарк или же просто в парк, в кафе, на день рождения его приятеля... А может, покупали ему новые иг­рушки, наряды, книги, сладости, мороженое. А может быть, играли вместе с ним и веселились. А может, помога­ли ему кормить рыбок и домашних птиц. А может, разре­шали ему баловаться с кошкой и собакой. А может быть, профантазировали целый день, придумывая сказки. А мо­жет быть... А может быть... А может быть...

И все-таки, чем больше всего был заполнен день у Ва­шего ребенка? Малыш все делал так, как Вы хотели, или капризничал, проказничал, шалил. Вы разряжались на нем методом агрессии из-за постыдных дел, которые он совершил, или из-за того, что он носился, словно угоре-


Плохие привычки хороших детей.


292


Хорошо ли кенгуренку в сумке кенгуру?


293


 



лый, по ступенькам детства, лишь наступая на те, где ско­пились: шалости, проказы, баловство, упрямство, обиды, капризы, страхи,

ревность, жалобы,

соперничество,

агрессивность.

Короче говоря, не лучшие придатки детства. А в Ваших глазах детство, как идиллия. Страна «пай-девочек», «пай-мальчиков», где процветают лишь доверчивость, наив­ность, доброта и нет места отрицательным эмоциям.

Нет, Ваш малыш не может жить без отрицательных эмоций. Он их испытывает сам и порождает. Ребенок ведь не робот и не манекен. Все человеческое ему, как и Вам, не чуждо. Малыш не может жить под колпаком. Он просто за­дохнется. Поэтому гораздо проще найти способ, как гасить агрессию эмоций.

Мы уже говорили выше, что подобный способ найден. Важнее, чем наличие тех или иных эмоций, является соот­ношение их хотя бы один к трем.

Если на долю одной отрицательной эмоции придется три и больше положительных, малыш не будет чувство­вать себя отверженным в семье.

К примеру, при общении с ребенком Вы 8 раз его суме­ли поощрить и только дважды высказали недовольство, то есть на 8 плюсов пришлось 2 минуса (+8 = -2) = 4, или, точнее, на четыре положительные эмоции всего одна лишь отрицательная. Бесспорно, это все благоприятно для ребен­ка. Чуть менее благоприятным будет следующее соотноше­ние эмоций (+7 - -3) = 2,3, гораздо хуже (+6 = -4) = 1,5 и не благоприятно (+5 - -5) = 0. Когда же число отрица­тельных эмоций будет превалировать над положительны­ми, любое из полученных соотношений (+4 = -б) = -0,7, (+3 = —7) = -0,4 станет совершенно неблагоприятным.


Но если в доме кроме Вас имеются еще другие члены семьи, воспитывающие малыша и поставляющие ему мас­су отрицательных эмоций, все эти негативные эмоции мо­гут затмить любые положительные, полученные малышом от мамы, которая стоит на пьедестале выше всех.

С кем, кроме мамы с папой, еще общается малыш?

Помимо мамы с папой, Ваш ребенок общается обычно также с другими близкими людьми, живущими с ним вместе дома, и с посторонними вне дома, поставщиками положительных

и отрицательных эмоций. Обычно с Вашим малышом общаются:

ДОМА: мама папа бабушки дедушки братья

Сестры

 тети дяди другие

ВНЕ ДОМА: воспитательницы врачи

друзья ребенка ровесники

друзья братьев, сестер знакомые родителей близкие и дальние родственники соседи родственники случайные прохожие

 


Плохие привычки хороших детей.


294


Хорошо ли кенгуренку в сумке кенгуру?


295


 


Все, кто общается с ребенком дома, оказывают на него различное влияние, и чувства Вашего ребенка к ним коле­блются от самой жгучей и невыносимой ревности до тро­гательной и наивной, всепоглощающей любви.

Малыш общается вне дома в детском учреждении и в поликлинике, на улице и во дворе, на праздниках, в гостях и магазинах, а также в цирке, театре, зоопарке и кино. Он может умудриться вступить в разговор в автобусе и лифте. Словом, везде, где есть живые люди, и кто-то с ним возь­мет заговорит.

Чем старше Ваш малыш, тем шире круг его общения вне дома, тем больше на него влияют другие окружающие лю­ди. Но если взрослый для себя сам выбирает так назы­ваемых психологами «Значимых Других», малыш неволен это сделать - он зависим от родителей и близких, которые как будто бы «распоряжаются» ребенком, «распоряжают­ся» довлея. И может, в этом кроется причина того, что ма­лыша нередко притягивают посторонние, которых он поч­ти не знает.

Но все эмоции от «Значимых Других» обычно корректи­руют родители, и нежность мамы может погасить обиду малыша на закадычного приятеля, а гнев отца тотчас раз­веять радость от удавшейся проказы.

Воспитывая своего ребенка, Вы постоянно выполняете, в зависимости от конкретных ситуаций, взаимоисключаю­щие роли: то роль агрессора и оккупанта, то роль освобо­дителя. Но эти роли могут выполнять по отношению к ре­бенку также другие лица. И иногда Вам надо быть освободителем от них.

Когда Вы чувствуете, что ребенок испытывает диском­форт, а Вы все сделали от Вас зависящее, чтобы он его не ощущал, необходимо срочно выяснить источник диском­форта и попытаться нейтрализовать его, особенно когда малыш страдает из-за непорядочности взрослых.

Родители должны примерно знать, какие отголоски в душе малыша кто оставляет, и дирижировать общением ребенка с посторонними людьми, но лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Вообще малыш, пожалуй, постоянно, в буквальном или переносном смысле, ощущает все время на себе Ваш


взгляд и смотрит даже иногда сам на себя со стороны оце­нивающими Вашими глазами. Вы словно цензор у него в груди, неугомонный критик,

И часто дома, в замкнутом мирке квартиры, Ваш малыш считает, что Вы следите за ним через стены, когда Вас ря­дом нет, и в связи с этим, прежде чемхоть что-то предпри­нять, оглядывается по сторонам,

Не только дома, даже во дворе, гуляя сам, казалось бы, в открытом для него пространстве, он все равно в какой-то мере заражен придуманной им манией преследования, и из-за этого его ассоциации доходят до того, что окна сво­ей собственной квартиры он воспринимает глазами мамы с папой, которые все видят.

А манию преследования у Вашего ребенка нетрудно объяснить тем, что обычно у него, рожденного свобод­ным, - контролируемое родителями детство. Малыш жи­вет под прессом постоянного контроля. Свобода и кон­троль — несовместимы. И, если не ослабить пресс, малыш с обрезанными крыльями навряд ли сможет сделать взлет даже тогда, когда он повзрослеет.

Функции родителей

Итак, если не функция контроля, какая функция должна быть у родителей, чтоб сохранить врожденную свободу малыша. Оказывается, что даже она не одна, а несколько их, причем все они давно общеизвестны. Давайте вспом­ним главные из них:

создание оптимальных условий для роста и развития ребенка;

удовлетворение естественных потребностей; обеспечение безопасности;

обеспечение адаптации к жизни; воспитание ребенка.

И все же из всех главных функций больше всего сил мы тратим на воспитание детей.


 


Плохие привычки хороших детей...


296


Хорошо ли кенгуренку в сумке кенгуру?


297


 


     

 

 

 


Стрелы воспитания

Действительно, одной из главных функций для родите­лей является их функция по воспитанию детей. Причем от воспитания в немалой степени зависят и другие функции, какие бы мы с Вами ни пытались рассмотреть. К примеру, Ваш ребенок сможет адаптироваться к жизни и обеспечить свою безопасность только при помощи особых норм и правил, которым Вам необходимо научить его. Свод пра­вил также пригодится Вашему ребенку для удовлетворе­ния естественных потребностей его и даже для того, чтобы он нормально развивался.

Однако Вы посредством воспитания внушаете ребенку не только лишь одни спасительные правила, и стрелы Ва­ших воспитательных воздействий вонзаются в него, неся не только положительный заряд. В их наконечниках - не­редко капли яда.

Короче говоря, в процессе воспитания родители обык­новенно внушают малышу спасительные правила, назой­ливо пытаются с ним поделиться опытом, оценивают дей­ствия ребенка, следят за выполнением их норм и правил поведения, идут на компромиссы, подчеркивают постоян­но зависимость ребенка и подавляют инициативу малыша, все время поставляют ему самые различные полярные (+) и (-) эмоции и принимают все ответственные и необходи­мые решения за малыша, «казнят» и «милуют», диктуют, управляют, заземляют, отвергают, судят, «убивают» веру в себя и лишают уникальности ребенка.

РЕБЕНОК ЖАЖДЕТ

нежности ласки любви тепла

поддержки понимания одобрения заботы похвалы улыбки

 

 


Плохие привычки хороших детей...


298


Хорошо ли кенгуренку в сумке кенгуру?


299


 


     

 


И краски мира малыша имеют множество таких оттен­ков, что нету слов, чтобы их можно было описать.

Яркие краски мира ребенка

И все-таки мы попытаемся/хотя бы немножко, загля­нуть в «бездонность» Вашего ребенка, которая, наверное, бездоннее, чем бочка Данаид.


Ребенок - это изумление и вера в чудо. Ребенок - это грезы и мечты, восторг и радость, шалости, проказы. И в то же время - это ревность, зависть, агрессивность, соперни­чество и обиды.

Ребенок - это слабости и опасения, зависимость и ра­зочарование, капризы, доверчивость-и уязвимость, наив­ность, искренность и доброта. Ребенок - это беззащит­ность, это... коктейль. Ребенок состоит из компонентов, которые не перечесть, можно лишь только схематично их наметить. Но даже схема с трудом уместится на листе.

Из этой схемы Вы не прочь бы многое изъять, оставив
только то, что Вас в ребенке удовлетворяет. О, как Вам хо­
чется хотя бы немного окулировать цветок, естественнбму
малышу сделать прививку почкой от декоративного расте­
ния, чтобы ребенок тоже стал «декоративным». В этом
сущность Ваших воспитательных воздействий, но Вы за­
были, что ребенок подражает, и, подражая Вам, воспиты­
вает сам себя. И если Вы, общаясь с ним, полны любви и
ласки, он будет переполнен лаской и любовью к тем, кто
рядом с ним. Когда же Вы жестоко подавляете ростки
ребячьей агрессивности,; Вы только разжигаете всю аг­
рессивность, тлеющую в нем, поэтому Вам надо, прежде
чем начать воспитывать ребенка, получше присмотреться
к самому себе.

* * *

Итак, мы разобрали функции родителей и заглянули в мир

ребенка. Немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть,

как совершается процесс взаимодействия между родителями

и детьми, и рассмотрели под своим угломдействительно

ли хорошо ребенку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку

в сумке кенгуру. Давайте еще раз немного вспомним то,

что мы узнали. А мы узнали много нового и важного. И надо только теперь

точки расставить по местам.

Но прежде чем мы их расставим, очень хочется, чтобы Вы

еще чуть- чуть присели на минутку и задали сами себе вопросы,

отвечая самим себе на них. И чтоб вопросы, эти и ответы

невольно оживали в Ваших мыслях во время воспитания

детей.




Плохие привычки хороших детей...


300


Хорошо ли кенгуренку в сумке кенгуру?


301


 


Прежде чем воспитывать ребенка...

Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где Вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: зачем?

1; Какая цель очередного Вашего воздействия: оно как интервенция или же как освобождение ребенка.

2. Вам хочется навязчиво с ним поделиться опытом или
у Вас желание скорее протянуть ребенку руку.

3. Вам хочется еще раз подчеркнуть зависимость ребен­
ка или вселить в него уверенность и защищенность.

 

4. Вам хочется устроить малышу очередной военный
свой совет — «убить» веру в себя.

5. А может быть, Вам хочется вдолбить в него какие-то
запреты, которые он будет нарушать, давая повод Вам,
чтобы Вы могли на нем все время разряжаться.

6. А может быть, Вам хочется, в конце концов, сделать
ребенка для себя удобным и «прополоть» черты его харак­
тера, все неугодные мгновенно вырвать как бурьян.

7. А может быть, Вы собрались сегодня подсчитать оче­
редные шалости ребенка.

 

8. А может быть, Вы просто почему-то рассержены,
разозлены, у Вас потребность - критиковать, негодовать
и осуждать.

9. А может, Вы задумали устроить малышу стереотип­
ную, очередную порку.

10. А может быть, Вам просто надо «скрыть» самих себя
за ширмой и занавесью воспитания.

А может быть...

Пожалуй, прежде чем Вам скрыть самих себя, побудьте «в шкуре» своего ребенка. Он непослушен, потому что не-' послушным его сделали Вы сами. Поэтому наказывать необходимо Вас. Он и наказывает Вас своим непослуша­нием и создает лишь те конфликты, свидетелем которых был.

Поймите, что мешает Вашему ребенку, что тяготит его и чем он озабочен.

Откройте двери в свое детство. Вспомните, какими бы­ли Вы. Конечно, жили в ожидании чудес. И самой главной потребностью у Вас была потребность в одобрении, люб­ви, которая Вам затмевала все. Поэтому не надо Вам разо-


чаровывать ребенка. Не заставляйте его вымогать любовь у Вас, а дайте ему ее сами, не пользуясь каким-то эмоцио­нальным шантажом.

Еще раз проанализируйте: зачем? Зачем и почему Вы вновь решили вдруг манипулировать, ребенком? Готовы ли идти на компромисс? Что Вас не удовлетворяет в соб­ственном сценарии, который Вы когда-то сочинили для него?

Задумайтесь, а можно ли сегодня воздержаться от вос­питательных воздействий. Какие отзвуки и отголоски их у Вашего ребенка впереди? Что Вы испытываете в процессе воспитания ребенка? Вас заставляет это делать чувснрр превосходства или сочувствие к нему? А может, Вы испы­тываете удовлетворение и даже удовольствие, воспитывая малыша? Или Вы начали очередной виток своих воздей­ствий из-за того, что он Вас раздражает?

Какие бы Вы ни испытывали чувства, не надо что-то Вам предпринимать, когда Вы в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте, один раз отрежьте - тогда лишь ждет желаемый эффект.

Но чтобы конечный результат всех Ваших воспитатель­ных воздействий был действительно желаем, Вам надо образно представить, чем «наполнен» Ваш ребенок. Его стремления и просьбы, поступки, чувства и мечты.

«Переварите» жизнь ребенка и посмотрите на него со стороны, его глазами и с его позиций.

Поймите своего ребенка. Ему дается все с большим тру­дом. Ведь даже просьбы малыша, напоминающие атри­буты детства, - своеобразное признание неполноценно­сти ребенка. Любая просьба открывает нам «мишень» и «ахиллесову пяту» мгновения.

Еще раз успокойтесь и расслабьтесь.

Вы - не судья, не Вам подвластен приговор. Не увле­кайтесь рьяно так процессом «управления» ребенком и не вступайте с ним в бесплодные дебаты. Пожалуйста, не «дрессируйте» малыша, а выбирайте самые «удачные» моменты для воспитательных бесед наедине. И дайте себе сами все ответы на вопросы, кто Вы в глазах ребенка -обличитель, диктатор или же доброжелатель, который очень нужен малышу.



.•<


302

Плохие привычки.хороших детей...

Итак, поймите своего ребенка, поймите его очарован­ную душу и... помогите, если можете, ему.

Старайтесь стать ему таким родителем, какого Вы меч­тали иметь в детстве.

* **

Всю жизнь мы стремимся познать сладость рая.

И ищем его даже в отблесках мгновений, не понимая,

что владели раем в далеком детстве,

из которого ушли.

• Божественное наказаниеизгнание из рая. А Баш ребенок сам уходит из него, взрослея, чтоб окунуться

в половодье жизни. Однако, прежде чем малыш уйдет

из детства, мы сами изгоняем нашего ребенка из него земными

методами воспитания, где наказаниям. '— зеленый свет.

Божественное наказаниеизгнание из рая.

Имеем ли мы право это делать за богов?


5


Диагностика семьи


Анализ рисунка семьи

Для того чтобы Вы могли поглубже заглянуть в душу своего ребенка и понять, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает, находясь в семье, если у Вас нет возможности проконсультироваться с нужным специалистом, проведите с ним самостоятельно один из адаптированных нами специально для родителей вариантов - вариант рисуночной методики «Моя семья», выявляющий внутрисемейные межличностные отношения.


Плохие привычки хороших детей...


304


Диагностика семьи


305


 


(А. М. Захаров, 1982; Г. Т. Хоментаускас, 1985,1987; Л, Корман, 1964; Р. Берне, С. Кауфман, 1972).

Дайте Вашему ребенку лист бумаги и набор цветных каран­дашей (черный, синий, коричневый, красный, желтый, зеле­ный). Так как эта проба адаптирована для родителей и оцени­вать ее не будет специалист, то набор карандашей может содержать не б цветов, а гораздо больше.

Предложите Вашему ребенку, чтобы он нарисовал Вашу се­мью. После этого займитесь чем-нибудь, сделав вид, что Вам не до рисунка. Пусть ребенок ощутит хотя б иллюзию свободы. Ваш пристальный взгляд - как прутья на решетке широко рас­пахнутого, настежь в сад окна. И как ни было бы велико окно, решетка все равно Вас превращает в узника. Так и Ваш при­стальный взгляд невольно заставляет сына или дочь все «взве­сить» на рисунке в пользу Вас. Пусть рисующий ребенок пре­бывает лишь наедине с самим собой. Тем не менее, «работая», Вам надо незаметно для ребенка наблюдать за тем, как он ри­сует, что рисует, где рисует...

После окончания рисования уточните некоторые детали на­водящими вопросами. Затем проанализируйте данные рису­ночной пробы по нижеприведенной нами схеме. И если Вы на­учитесь правильно трактовать эти данные, то сможете не только выявить нюансы, но и оттенки их, всю гамму чувств, пе­реживаемых ребенком в своей семье. Все то, что Ваш ребенок тщательно скрывает, все то, что прячет где-то в глубине и не способен высказать Вам вслух, все то, что в нем «бурлит» и «за­кипает», все то, что мучает и беспокоит его ежедневно, вдруг неожиданно, подобно джинну из бутылки, «вырывается» нару­жу и застывает с «немым криком» на бумаге. И, застывая, мол­ча крича, молит Вас о помощи. И этот «крик» должен услышать каждый из родителей. Ведь нам, родителям, навряд ли придет в голову, что очень часто мы - виновники всех бед ребенка.

Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены се­мьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого ребенок начинает рисовать семью, на ком кончает, кого «за­был» изобразить, кого «добавил», кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром* кто вырисован до дета­лей, на цветовую гамму и т. д.

Остановимся на некоторых особенностях анализа (эти осо­бенности выявлены при обследовании интеллектуально пол­ноценных детей дошкольного, младшего школьного и средне­го школьного возраста г. Караганды).


 

1. Последовательность выполнения задания. Как пра­
вило, после получения установки ребенок сразу же начинает
рисовать всех членов семьи и только потом дополняющие ри­
сунок детали. Если же вдруг художник по непонятной причи­
не акцентирует свое внимание на чем угодно, кроме семьи,
«забывая» нарисовать своих родственников и себя, или рису­
ет людей после изображения второстепенных объектов и
предметов, необходимо задуматься, почему он так поступает
и что кроется за всем этим. В чем причина его равнодушия к
своим близким? Для чего он оттягивает время изображения
их? Чаще всего «ларчик» открывают наводящие вопросы и
уточняющие оттенки семейных взаимоотношений, другие ме­
тодики. Как правило, отсутствие членов семьи на рисунке или
оттягивание времени их изображения - один из симптомов
психического дискомфорта ребенка в семье и признак кон­
фликтных семейных взаимоотношений, в которые вовлечен
и художник.

2. Сюжет рисунка. Чаще всего сюжет предельно прост. Ре­
бенок изображает свою семью в виде групповой фотографии,
на которой присутствуют все члены семьи или кого-то нет. Все
присутствующие находятся на земле, стоят на полу или, поче­
му-то лишившись опоры, висят в воздухе. Иногда на рисунке,
помимо людей, расцветают цветы, зеленеет трава, растут ку­
стики и деревья. Некоторые дети размещают своих родных в
собственном доме среди мебели и знакомых вещей. Нередки
случаи, когда кто-то находится дома, а кто-то на улице. Поми­
мо застывше-монументальных групповых портретов, встреча­
ются и рисунки, на которых все члены семьи заняты делом и,
безусловно, самым важным - ребенок. Эти рисунки, как пра­
вило, переполнены экспрессией и динамизмом.

Как уже было сказано выше, иногда дети просто отказыва­ются от рисования или ограничиваются каким-нибудь, особен­но кажущимся на первый взгляд отвлеченным сюжетом, где нет никакой семьи (рис. 1). Но это только на первый взгляд. Ри­сунок семьи «без семьи» - крик протеста ребенка и подавае­мый им таким образом сигнал бедствия - 205. На предлага­емом нами рисунке десятилетняя девочка, ревнуя родных'к младшим детям в семье, всех членов семьи спрятала в доме за толстыми стенами. Себя же, как Карлсона, она разместила где-то на крыше (подробная трактовка рисунка будет приведена ниже). Когда Ваш ребенок рисует семью «без семьи», забрось­те дела и решите шараду. Задумайтесь - почему? Наведите мо­сты. Иначе Вы можете «прозевать» что-то существенное в Ва­шем ребенке и потеряете «ключ» от него. Если рисунок семьи у ребенка ассоциирует с чем-то приятным, с теплыми, нежными


КШШ


Плохие привычки хороших детей...


306


Диагностика семьи


307


 


воспоминаниями, он освещает всех членов семьи или кого-то из них ярким солнцем - символом ласки, добра и любви.

Если над групповым портретом семьи темные тучи или льет дождь, то, вероятнее всего, это связано с дискомфортом ре­бенка.

3. Последовательность расположения членов семьи.
Обычно первым ребенок изображает или самого любимого им
члена семьи, или, по его мнению, самого значительного и ав­
торитетного в доме. Если самым значительным ребенок счита­
ет себя, он, не скрывая это, рисует свою фигуру первой. После­
довательность расположения других членов семьи и их
порядковые номера указывают на отношение к ним ребенка,
вернее/ на Их роль в семье в глазах ребенка или на отношение
их, по мнению рисующего, к нему. Чем выше порядковый но­
мер у изображенного члена семьи, тем ниже его авторитет у
ребенка. Обычно самый последний нарисованный родствен­
ник имеет самый низкий авторитет. Поэтому, если ребенок ин­
туитивно ощущает себя отвергнутым и ненужным родителям,
то он изображает себя после всех.

4. Размеры фигур членов семьи. Чем более авторитетным
в глазах ребенка является изображаемый им член семьи, тем
выше его фигура и значительнее размеры. Довольно часто у ма­
леньких детей не хватает даже листа, чтобы разместить всю фи­
гуру полностью, целиком. При низком авторитете родственника
величина фигуры его, как правило, гораздо меньше реальной по
сравнению с остальными членами семьи. Поэтому безнадзор­
ные и отвергнутые дети изображают себя обычно едва примет­
ными, низкорослыми, крошечными мальчиками-с-пальчик или
Дюймовочками (рис. 2), подчеркивая всем этим свою ненуж­
ность и незначительность. В противовес «отвергнутым» кумиры
не жалеют места для изображения своих фигур, рисуя себя вро­
вень с мамой или папой и даже выше их (рис. 3).

5. Величина пространства и ее размеры между изображе­
нием отдельных членов семьи свидетельствуют или об их эмо­
циональной разобщенности, или об их эмоциональной близо­
сти. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем
больше их эмоциональная разобщенность, как правило, отра­
жающая конфликтную ситуацию в семье. На некоторых рисун­
ках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность близ­
ких включением в свободное пространство между членами
семьи каких-то посторонних, еще более разъединяющих лю­
дей предметов. Чтобы уменьшить разобщенность, ребенок ча­
сто заполняет промежутки, по его мнению, объединяющими
близких родственников вещами и предметами или рисует сре­
ди членов семьи малознакомых ему лиц.


При эмоциональной близости все родственники в семье на­рисованы почти вплотную друг к другу и практически не разоб­щены. Чем ближе ребенок изображает себя по отношению к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанно­сти к этому родственнику. Чем дальше ребенок находится от какого-то члена семьи, тем меньше его" привязанность к этому члену. Когда ребенок считает себя отвергнутым, он отделен значительным пространством от других.

6. Место расположения ребенка на рисунке - источник
важной информации о положении его в семье. Когда он в цен­
тре, между мамой и папой, или рисует себя первым во главе
семьи, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходи­
мым в доме. Как правило, ребенок помещает себя рядом едем,
к кому больше всего привязан. Если мы видим на рисункеучто
ребенок изобразил себя после своих всех братьев и сестер, по­
дальше от родителей, то это чаще всего просто признак ревно­
сти его к другим живущим в семье детям, по отношению к лю­
бимым маме или папе, а может быть, обоим вместе, и, отдаляя
себя от всех остальных, художник сообщает нам, что он счита­
ет себя лишним и ненужным в доме.

7. Когда ребенок почему- то «забывает» вдруг нарисо­
вать себя, ищите вескую причину в своих семейных отноше­
ниях. Они обычно не совсем примерные и, очевидно, тягостны
ребенку. Изображение ребенком семьи без себя - сигнал кон­
фликта между ним и кем-то в Вашем доме или семьей всей в
целом, и у ребенка в связи с этим нет чувства общности с дру­
гими близкими ему.людьми. Своим рисунком таким способом
художник выражает свою реакцию протеста против неприятия
его в семье. Интуитивно догадавшись, что он давно отвергнут
Вами, что Вы его почти «забыли», заботясь о других в семье,
ребенок «мстит» Вам на бумаге, не понимая, что отказом от ри­
сования себя он выдает свои секреты, невольно выплеснув на­
ружу клокочущий в нем дискомфорт.

8. Когда ребенок почему- то «забывает» вдруг нарисо­
вать кого- то из родителей
или других реальных членов сво­
ей семьи, то, вероятнее всего, не кто иной, а именно «забы­
тый» родственник ребенка и есть источник его дискомфорта,
переживаний и мучений. Умышленно «забыв» включить такого
близкого в состав своей семьи, ребенок как бы нам указывает
путь на выход из конфликтной ситуации и на разрядку негатив­
ной семейной атмосферы. Довольно часто этим способом ху­
дожник «устраняет» конкурентов, пытаясь погасить хоть на
мгновение кипящую в нем ревность к другим детям или к роди­
телям своего пола. Особенно упорно «мстит» ребенок и не ри­
сует на бумаге того члена семьи, который постоянно подавляет


Плохие привычки хороших детей.


308


Диагностика^емьи


309


 


и унижает его в доме. Поэтому обычно на вопрос: «Где этот член семьи?» - ребенок, продолжая «мстить» ему, несет в от­вет сплошные небылицы, нелепости и несуразности, вроде то­го, что этот родственник выносит мусор, моет пол, стоит в углу... Короче говоря, таким путем ребенок, пусть наивно, но мечтает взять реванш, хотя бы мысленно унизив близкого, который постоянно унижает его реально каждый день.

9. Когда ребенок почему - то «дополняет» вдруг свою се­мью несуществующими родственниками или посторонними, то этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополучен­ных в семье, или использовать их вместо буфера, смягчающе­го ощущение своей неполноценности в кругу родных. Нередко дети заполняют этот вакуум теми лицами, которые способны, по их мнению, наладить близкие контакты с ними и дать воз­можность им хоть как-то удовлетворить свои потребности в общении. Поэтому ребенок, «моделируя» состав своей семьи, невольно предлагает нам ее улучшенный, усовершенствован­ный и выбранный им, а не кем-нибудь другим вариант.

Помимо посторонних лиц, художник часто «дополняет» свою семью животным миром: мы видим птиц, зверей, но больше всего преданных и нужных человеку кошек и собак. И если в этих «дополнениях» нет никакой идентификации с ре­альным членом семьи ребенка, и если кошки и собаки... просто выдуманные, их нет на самом деле у художника, но он мечта­ет, чтобы они были и заменили ему родственников и друзей, то это значит, что ребенок жаждет быть кому-то нужным. Ему с рождения необходимо, чтобы его любили и чтобы он ответно тоже кого-то горячо любил. И если Вы не удовлетворили его своей любовью, то он интуитивно ищет любовь на стороне. По­этому задумайтесь серьезнее над тем, с какой целью Ваш ребе­нок, который будто бы ничем не обделен, упрямо каждый раз на всех рисунках своей семь^ штампует призраки несуще­ствующих и не живущих в доме кошек и собак, которых даже Вы не обещали ему приобрести. Задумайтесь серьезно. И рас­цените это как симптом, Вам говорящий о дефиците нужного общения и дефиците нежности и ласки, который ощущает Ваш ребенок. Задумайтесь: не Вы ли виноваты в этом дефиците?

10. Когда ребенок почему - то вместо семьи рисует только одного себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще всего говорит о том, что он не ощущает себя полно­ценным членом своей семьи и чувствует, что для него в ней просто не хватает места.

Довольно часто на рисунках одного себя неприятие ребен­ка членами семьи видно через эмоциональный фон и сумрач­ную цветовую гамму. Одиночество отвергнутого в возрасте,


когда еще дети не способны обходиться без родителей, - гроз­ный признак неблагополучной ситуации в семье для Вашего ребенка. Иногда художник при изображении семьи специаль­но выделяет только одного себя, чтобы подчеркнуть свою зна­чительность для остальных. Это чаще всего делают кумиры или дети, не скрывающие свой эгоцентризм. От отвергнутых такой ребенок отличается невольным любованием собой, что обыч­но видно по окраске и детализации одежды или по второ­степенным фоновым предметам, создающим праздничный настрой.

11. Чтобы провести подробнее анализ, детально рассмо­ трите, как ребенок вырисовывает лица и другие части те­ла. Особенно информативен рисунок головы. Когда Вы видите, что автор почему-то пропускает на рисунке известные ему >$а-сти лица или вообще изображает лицо «без лица», то есть, По­мимо контура лица, на нем ничего нет (ни глаз, ни рта, ни но­са...), то это чаще всего - выражение протеста художника по отношению к изображенному им этим способом члену семьи, из-за которого ребенок, очевидно, постоянно переполнен не­гативными эмоциями.

Когда художник так изображает свое лицо, лицо без глаз, без рта, без носа, то это признак отчужденности его а семье и нарушения общения со многими людьми.

Когда из всех частей лица заметны на рисунке только одни глаза; то, вероятнее всего, ребёнок Вас осведомляет, чтоэтот член семьи все время наблюдает и следит за ним, не допус­кая никаких его проступков, ребячьих шалостей и баловства. И этот родственник «все вижу» - источник большинства кон­фликтных ситуаций для ребенка. Аналогичным может быть ри­сунок близкого «все слышу», на котором автор поглощен изо­бражением ушей, превышающих размеры ушей Чебурашки. Когда из всех частей ребенок выделяет лишь рот, то, вероятнее всего, «хозяин рта», как прессом, давит на художника, «воспи­тывая» его бесконечными нотациями, нравоучениями в рамках собственной морали, и культивирует в нем страх.

Когда Вы видите, что на рисунке художник больше всего ак­центирует внимание на голове и досконально вырисовывает все части лица, предпочитая лицо всему остальному, то, оче­виднее всего, ребенок лишний раз показывает Вам, как для не­го значителен изображенный им таким путем ближайший род­ственник. А если Ваш ребенок так изображает самого себя, то это просто любование собою или один из признаков, свиде­тельствующий, как он серьезно озабочен своей внешностью. Нередко этим способом художник скрашивает собственный физический «дефект». А если так свое лицо рисует девочка, то


I №


Плохие привычки хороших детей.


310


Диагностика^семьи


311


 



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.