Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-12-07 | 19 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Раздел является одним из важнейших разделов курса.
Изучение данной темы рекомендуется начать с рассмотрения конкретного назначения смазочных материалов и определения общих требований, которые должны к ним предъявляться.
Одним из основных назначений масла в узлах и агрегатах современного автомобиля является уменьшение износа сопрягаемых деталей и потерь на трение, что в конечном итоге повышает экономичность автомобиля. Следует знать, что величина потерь на трение зависит от характера трения. Необходимо разбираться в существующих видах трения и представлять, что применение масел, обеспечивающих жидкостное и частично граничное трение деталей, решает задачу увеличения межремонтных пробегов и снижение затрат на ремонт, что снижает себестоимость эксплуатации автомобилей.
Далее следует уяснить, что масла, как и топлива, производятся на базе продуктов переработки нефти. Надо знать способы и условия производства масел и основные технико-эксплуатационные требования, которые к ним предъявляются. Следует знать, что эти общие требования конкретизируются в зависимости от узлов, где масло применяется. Надо знать классификацию масел по назначению.
Далее надо ознакомиться со свойствами, определяющими эксплуатационные качества масел. Наиболее важными из них являются вязкостно-температурные свойства.
Следует знать суть понятия вязкость при рабочей температуре. Что она означает, единицы измерения, а также, что от величины вязкости зависит износ трущихся деталей и потери энергии на трение. Надо знать, что изменение вязкости от температуры выражается графически вязкостно - температурными характеристиками (кривыми). Изменение степени вязкости от температуры определяется условным показателем - индексом вязкости. Следует представлять его физическую сущность и способы определения.
|
Рекомендуется ознакомиться с условиями работы масла в автомобильных двигателях и в зависимости от этих условий выделить три основных зоны (высокотемпературную, среднетемпературную, низкотемпературную), дать им характеристики, пояснив, какие изменения происходят с маслом в каждой зоне.
Совокупность изменений свойств масла при работе в двигателе называется старением масла. Надо разобраться в фактоpax, влияющих на этот процесс, в количественных и качественных изменениях, происходящих при старении в каждой температурной зоне.
При дальнейшем изучении эксплуатационных свойств масел следует остановиться на их вязкостных показателях. Выяснить, что внешне характеризует вязкость масла и как это проявляется. Следует знать, что характеризуют вязкостно-температурные свойства масел, их графическую интерпретацию, понимать сущность безразмерной величины "индекс вязкости".
При изучении смазочных свойств масел надо знать, что они являются обобщением ряда их свойств, влияющих на процессы трения и износа трущихся деталей. Надо знать характеристику антифрикционных, противоизносных и противозадирных смазочных свойств. Особо следует разобраться в смазывающей способности масел при граничной смазке.
Далее следует разобраться, в чём сущность антиокислительных свойств масел, в чём выражаются моющие свойства масел и как они оцениваются, чем опасно вспененное состояние масла для работы двигателя.
При эксплуатации автомобильных двигателей возникают проблемы защиты их систем и механизмов от коррозии. Надо разобраться с проявляющейся здесь двоякой ролью масла, отметив, воздействием на металлы, а также выяснить, в чём проявляется суть защитных свойств масел.
Для улучшения эксплуатационных свойств масел к базовым маслам добавляют специальные присадки. Надо иметь понятие о вязкостных и депрессорных присадках, знать механизм действия моющих и антиокислительных присадок. Знать назначение противоизносных и противозадирных присадок, а также знать, что представляют из себя многофункциональные присадки и их характеристики.
|
Для практического применения моторных масел необходимо разобраться в их классификации и обозначении по ГОСТ 17479.I--85 "Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные".
Система обозначения включает три группы знаков: первая - буква М; вторая - цифры, характеризующие класс кинематической вязкости при 100°С; третья - прописные буквы В, Г, Д, обозначающие группу эксплуатационных свойств. Цифровые индексы при них (I или 2) соответственно относятся к маслам карбюраторных и дизельных двигателей.
Необходимо знать марки масел, применяемых в зимних или летних условиях, а также всесезонно. Причем для всесезонных загущенных масел в знаменателе дробного обозначения класса вязкости указывается вязкость при 100°С, а в числителе - при -18°С.
Далее надо разобраться, как в зависимости от степени форсирования двигателя подбираются масла по эксплуатационным свойствам.
Для практической деятельности надо представлять какие масла применяются в современных автомобилях.
Примеры обозначений моторных масел по (по ГОСТ 17479.1-85):
М8В1, где М - моторное,
8 - класс вязкости (вязкость 8 мм2/с при 100°С),
В1 - масло для среднефорсированных карбюраторных двигателей.
M43/8-B2-Г1, где
4з/8 - класс вязкости,
з - масло содержит загущающие присадки,
B2,Г1- масло используется как в среднефорсированных дизелях (В2), так и в высокофорсированных карбюраторных двигателях (Г1),
Если индекс при последней букве отсутствует, значит масло применяется как в карбюраторных, так и в дизельных двигателях.(M8-B).
В США и странах Европы обозначения масел для двигателей включают в себя класс вязкости и область применения.
Градация масел по вязкости производится по классификации SАE J ЗО0е, разработанной Обществом американских инженеров (Society of Automotive
Еngeneers).
По условиям и областям применения оценка качества идет по системе API, предложенной Американским нефтяным институтом (American Реtro eum Institute).
По классификации вязкости SАE J ЗООе масла подразделяются и маркируются следующим образом:
|
- летние - цифрами 20,30,40,50 (цифра означает вязкость в секундах Сейболта. при 8,90С);
- зимние - 10W, 15 W, 20W, 25W(W- первая буква от слова Winter (зима);
- всесезонные (загущенные) имеет двойную нумерацию, например, 10W -50, что означает, что масло при -17,8°С соответствует по вязкости SAЕ Ј - 10, а при 98,9°С - 50.
По классификации АРI моторные масла делятся на две категории:
S - категория "сервис" (преимущественно для масел карбюраторных двигателей легковых автомобилей, работающих в сфере обслуживания)
С - коммерческая категория (для масел дизельных двигателей тягачей, дорожно-строительных машин, осуществляющих коммерческие перевозки).
В каждой категории масла уровень эксплуатационных свойств в зависимости от условий работы подразделяется на классы, имеющие маркировку латинскими буквами А, В, С, D, Е, F, G.Поэтому обозначение области применения осуществляется двумя буквами, указывающими категорию и класс масел, например: SЕ - для карбюраторных двигателей, работающих в условиях эксплуатации средней напряженности; СD - для дизельных двигателей, работающих в напряженных условиях.
Универсальные масла, относящиеся к обеим категориям классификации, имеют маркировку двух классов разных категорий, например SЕ/СD.
Надо уметь ориентироваться в обозначениях масел отечественной и зарубежной классификации, т.к. это необходимо для правильного подбора масла для двигателя. На пример, масло М6з/12Г1 по зарубежной классификации будет иметь обозначение: вязкость - 20W-30 (SAЕ); по условиям работы - SЕ (API).
Для изучения показателей масел для карбюраторных двигателей следует использовать ГОСТ 10541-78 и ТУ 38.101048-85. С показателями для дизельных двигателей можно ознакомиться по ГОСТ 8581-78. А универсальные масла (для дизелей и карбюраторных двигателей) можно найти в ГОСТ 10541-78.
еобходимо знать, что представленные в ГОСТ показатели (вязкость, индекс вязкости) характеризуют не только эксплуатационные свойства масел, но и свойства масел, влияющие на коррозионный износ деталей (щелочное число, сера). Присутствие каких продуктов в масле вызывает интенсивную коррозию деталей кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения. Разберитесь в сущности щелочного числа, что оно определяет.
|
Для полной характеристики смазочного масла в стандартах и технических условиях приводятся некоторые другие контрольные показатели (зольность, содержание механических примесей, воды, серы, температура вспышки). Изучите характеристики каждого показателя и их влияние на работу масла в двигателе.
Новые конструкции современных двигателей предъявляют всё более высокие требования к качеству масел. Нефтяные масла всегда полностью отвечают этим требованиям. Поэтому всё чаща применяются синтетические масла, полученные на основе сложных эфиров.
Будущий техник должен представлять свойства этих масел, знать их вязкостно-температурные характеристики; уметь применять их на отечественных двигателях. Здесь следует руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя двигателя. Однако замену отечественного масла на зарубежное завод-изготовитель двигателей может дать только после соответствующих испытаний.
Например, для автомобилей BA3-2I063 можно применять масло
" Havoline" класса вязкости SAE – 10W/30, по условиям и области применения API – SC/CD. Для автомобилей M-2I4I2 можно применять масло для двигателя
«Havoline-Х»- класс вязкости SAE - I0W/40, по условиям и областям применения API -SF/CЕ, а также масло, изготовленное на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе - I0W/40, SF/CE.
В результате изучения темы студент должен знать ассортимент моторных масел, применяемых в двигателях современных отечественных автомобилей и уметь применять эти знания на практике.
Приступая к изучению трансмиссионных масел, учащемуся полезно вспомнить устройство агрегатов и узлов, входящих в трансмиссию автомобиля, принцип работы механической и гидравлической трансмиссий, нагрузки, возникающие в зубчатых и червячных зацеплениях. Это поможет рассмотреть специфические особенности работы трансмиссионных масел, проявляющиеся в их способности создавать масляную пленку на зубьях шестерен и в местах контакта, где развиваются высокие удельные давления. Определить быть введены дополнительные антиокислительные, моющие, депрессорные, противопенные, диспергирующие и ряд других химически активных присадок, которые, взаимодействуя с металлом, образуют пленки хлоридов, сульфидов или фосфидов железа. Эти пленки плавятся при более низких температурах, чем металлы, и поэтому предохраняют трущиеся детали от закусывания в точках контакта, уменьшая износ.
С ассортиментом трансмиссионных масел учащийся должен ознакомиться по ГОСТ 17479.2-85 "Масла моторные, трансмиссионные и жидкости гидравлические".
Трансмиссионные масла классифицируются по вязкости (классы вязкости) и по уровню эксплуатационных свойств (группы).
|
Обозначение трансмиссионных масел состоит из 3-х групп знаков:
- первая группа обозначается буквами ТМ;
- вторая группа знаков обозначается цифрами и характеризует принадлежность к группе масел по эксплуатационные свойствам;
- третья обозначается цифрами и характеризует класс вязкости, например,
ТМ-5-9, где ТМ - трансмиссионное масло, 5 - масло по условиям эксплуатации имеет противозадирные и многофункциональные присадки, 9 - класс вязкости.
Кроме указанного ГОСТ, масло маркируется еще по старой действующей документации.
Учащийся должен это знать и представлять соответствие в обозначении масел по новой и старой документации, кроме этого следует ознакомиться и с обозначениями этих масел по зарубежной классификации.
В маркировке трансмиссионных масел по нормативно-технической документации буквы и цифры обозначают следующее:
Т - масло трансмиссионное,
А - автомобильное,
Д - долгоработающее,
С - получено из сернистых нефтей,
П - масло содержит присадку,
К - масло для автомобилей КамАЗ.
Цифра показывает кинематическую вязкость.
Международная классификация трансмиссионных масел аналогична вышерассмотренной классификации моторных масел.
Классификация API делит масла на 6 групп от GL - 1до GL- 6.
Например, масла группы GL -4предназначены для коробок передач с механическим управлением редукторов со спирально-коническими или гипоидными главными передачами, GL-5 -для работы в более жестких условиях.
Группа масел GL- 6 имеет то же применение, но обладает улучшенными противозадирными свойствами и повышенной долговечностью.
Таким образом, в соответствии со сказанным, отечественное масло
ТАД-17И будет иметь маркировку TM5-I8 по ГОСТ I7479-85 и по международной классификации обозначение SАЕ 85W-90, API GL-5.
А новое масло ТМ-5-9п, применение которого позволило увеличить надежность и долговечность коробок передач переднеприводных автомобилей, по SAЕ можно отнести к классу 80W- 90, а по API - к группам GL -4 и GL-5.
Необходимо ознакомиться с маслами для гидротрансформаторов и автоматических коробок передач, маслами, применяемыми в рулевых приводах с гидроусилителем и гидрообъемных передачах.
В завершение изучения темы следует рассмотреть номенклатуру этих масел в соответствии с ГОСТ 17479.3-85.
Тема 6. Пластичные смазки
Изучая эту тему, необходимо разобраться, в каких узлах и агрегатах применяются пластичные смазки. Полезно вспомнить конструкции этих узлов, в частности узлов трения и качения, герметизация которых недостаточна и возможно попадание воды, механических примесей и т.д.
Следует ознакомиться с особенностью свойств пластичных смазок, по которым они напоминают как жидкие, так и твердые тела. Особенности их строения, понять, как образуется структура этих смазок на основе трехкомпонентной коллоидной системы; знать, что представляют собой эти компоненты; рассмотреть процесс приготовления смазок.
Учащийся должен знать, по каким основным признакам классифицируются смазки, как они различаются по типу загустителя, функциональному назначению.
Далее следует, по аналогии с маслами, изучить эксплуатационные свойства пластичных смазок:
- вязкостно-температурные;
- прочностно-температурные;
- смазочные и коррозионные (защитные);
- стабильность, водостойкость.
Необходимо знать, что характеризует температура каплепадения, в чём сущность коллоидной и химической стабильности. Надо иметь представление об их механических свойствах, знать их основные показатели. Особенно тщательно следует разобраться в физической сущности предела прочности и эффективной вязкости. Как к любому нефтепродукту, к качеству пластичных смазок предъявляются требования минимального коррозионного воздействия на металлы.
Будущий техник должен изучить основные свойства пластичных смазок по действующим ГОСТ и ТУ, а также области применения смазок для узлов и деталей в зависимости от различных условий эксплуатации.
В последнее время в узлах автомобилей находят применение многоцелевые литиевые смазки «Литол-24», «Фиол-I»), а также специальные автомобильные смазки на литиевой (ЛСЦ-15, ШРУС-4, «Фиол-2», «Фиол-2у») и на бариевой (ШРБ-4) основе. По большинству показателей они превосходят старые смазки (солидолы, I-I3, ЦИАТИМ-201). Наибольшим их достоинством является широкий температурный интервал, работоспособность при температуре до 120-130°С и высокая механическая стабильность. Последнее свойство особенно важно для герметизированных узлов, в частности для подшипников скольжения и шарнирных соединений, т.е. для таких узлов, в которых вся смазка подвергается деформации. Например, из-за низкой механи -ческой стабильности смазка «Солидол С» в процессе эксплуатации разупрочняется и вытекает из узлов, в то время как «Литол-24» сохраняет свои свойства, удерживается в узле и обеспечивает длительную работу подшипников качения и скольжения без смены и пополнения смазки. Смазка ШРБ-4 применяется для шаровых шарниров и наконечников тяг рулевой трапеции. А для шарниров привода передних колес, подшипников сцепления, телескопических стоек - смазка ШРУС-4, равноценной замены которой пока нет.
В заключение полезно разобраться во взаимозаменяемости некоторых отечественных и импортных смазок.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!