Условия успешной работы с одаренными учащимися — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Условия успешной работы с одаренными учащимися

2021-12-07 26
Условия успешной работы с одаренными учащимися 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Формирования положительной мотивации к учению;

· Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми;

· Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы;

· Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;

· Готовность учителя нести ответственность за принимаемые решения;

· Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Работа с одарёнными детьми ведется по нескольким направлениям:
1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания.
Под дифференцированным обучением понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. То, что обучение, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка, это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Направления работы с одарёнными детьми отличаются от остальных. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Этапы:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся: физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности и условий жизни в семье. Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося Формирование групп детей по уровню достижений.

Методы диагностики:

- информационно-комментирующий (беседа, анкета);

- продуктивный: участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах;

- оценочный: самооценка, тестирование результатов;

- действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия.

Определение уровней достижений ученика по истории и обществознанию и развитию творческих способностей: 1-высокий, 2-резервный, 3-обычный.

2. Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.
3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания; разработка заданий повышенного уровня сложности, творческих, ориентированных на развитие навыков работы с историческими обществоведческими источниками: картами.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Формы урока: интегрированные уроки, ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны, ролевые, деловые, операционные, имитационные игры, урок-зачет для обобщения изученного материала (при этом одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке).

Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории и обществознания предоставляет дифференциация домашнего задания:

- прием «три уровня домашнего задания»: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.

- прием «особое задание»: продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания, которое включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.

- прием «энциклопедист»: предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок.

- прием «забывчивый учитель»: ученики получают опережающие задания и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.

2. Метод проектов.

 «Метод проектов» - учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы.

В конце года проводится научно-практическую конференцию, в ходе которой учащиеся представляют результаты своей работы над творческими проектами, свои исследовательские работы.


3. Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам)

Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные аукционы, игры «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», предметные викторины. Необходимо проводить индивидуальные занятия с учащимися с высокой учебной мотивацией. Особое внимание следует уделять подготовке к предметным олимпиадам. Индивидуальные и коллективные занятия необходимо проводить с учащимися, сдающими государственный экзамен по истории и обществознанию в 11 классе, оказывая им консультативную помощь.

В школе разработана информационно-методическая система подготовки к сдаче Единого государственного экзамена по истории и обществознанию, не раз продемонстрировавшая свою эффективность, подтвержденную, в том числе, результатами государственной аттестации.


4. Применение инновационных технологий в преподавании истории и обществознании.
     В обучении интеллектуально одаренных обучающихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Поэтому для обучения выбираются технологии, позволяющие проводить процесс обучения на высоком уровне сложности: технология проблемно - развивающего обучения (проблемные вопросы, проблемные задачи, проблемно-познавательное задание), технология развития критического мышления (кластеры, логические цепочки, работа с текстом и его маркировка), интерактивное обучение (дискуссии, диспуты, составление схем, таблиц, презентаций).

В работе с одаренными детьми необходимо использовать такие уроки как: уроки-семинары (на них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения); урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий; урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями); урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов).

На уроках обществознания: уроки-дискуссии (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где обучающиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Разного рода творческие задания, различные формы вовлекают  ребят в самостоятельную познавательную деятельность. Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.

В работе с одарёнными детьми наибольшей эффективность демонстрируют следующие инновационные технологии:

1. Информационно-коммуникативные технологии:

Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. У учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Для работы очень важным является освоение таких программ как программ как PowerPoint, ВидеоМОНТАЖ, Канва. В данной программе учитель, учащиеся составляют видео, презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории и обществознания. Программы дают возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Владение подобными навыками дает возможность представить свою исследовательскую или проектную работу для конкурса или выступления на конференции.

При подготовке презентации ученик проводит огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Использование ИКТ на уроке истории позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории.
И как следствие всех этих составляющих - повышение качества знания учащихся.

Использование ИКТ на уроке дает возможность разделить эти уроки на три группы:

· Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.

· Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.

3. Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.

При объяснении нового материала с помощью ИКТ возможно использовать графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.

Использование информационных технологий создает условия для активного участия обучающихся в учебном процессе, их познавательная деятельность активизируется. Такой тип обучения подготавливает учащихся к решению проблем повседневной и будущей жизни. Однако при этом нельзя забывать, что многообразие возможностей Интернет-ресурсов и электронных изданий в образовании это не панацея. Необходимо объективно смотреть на новые технологии, выявлять их позитивные и негативные стороны и использовать их потенциал с пользой для обучающихся.


2. Проблемное обучение, кейс-технологии:

Развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории и обществознания позволяет использование проблемного обучения.

В ходе реализации технологии проблемного обучения ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее. Но приступая к применению метода проблемного обучения в том или ином классе, необходимо, чтобы ученики были готовы к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.


3. «Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала».

В условиях модернизации современной школы повышаются требования к качеству подготовки учеников, увеличивается объём знаний. В этих условиях школьник сталкивается с огромным потоком информации, которую он имеет возможность почерпнуть из разных источников. Сложность и объёмность материала, который должен усвоить современный ученик, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний получаемых в школе. Для того чтобы помочь учащимся в изучении насыщенной и объемной исторической информации и сделать процесс её запоминания и обобщения более эффективным, считаю необходимым использование опорно-логических схем, дающих возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи.
Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.

Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории». Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:
1. Блочное модульное построение учебного материала;

2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;

4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий — вот главная суть опорных конспектов на уроках истории. Применение опорных конспектов на уроках истории, что немаловажно, приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь это не просто проверка знания параграфа или пункта темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей.

Они позволяют выявить и зафиксировать общие причины и тенденции исторического процесса. Знаки опорного конспекта сгруппированы в отдельные мини-блоки, в среднем каждый опорный конспект состоит из восьми (десяти) таких, помеченных номерами мини-блоков. Завершает цепочку знаков вывод по теме или оценка последствий событий.

Учащиеся достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементом опорного конспекта. Незакомплексованное живое воображение ученика позволяет ему ощущать за абстрактными знаками исторические картины прошлого. Ученики достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника. Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект в таком случае действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний». По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет сжато записать любую лекцию. При правильном выборе содержания и форм обучения и совпадении их с интересами ученика удастся увеличить интерес к познаваемому предмету. При умелом сочетании темпа, ритма, сложности обучения с возможностями ученика, имеющего стойкий интерес к познаваемому материалу, учитель помогает ему стать успешным, повышает уровень самооценки, даёт возможность самореализации. При вовлечении ученика в процесс управления коллективом неизбежен переход к обучению учащимися друг друга. Практика показывает, что успешное изучение истории в школе практически невозможно без развития познавательного интереса учащихся, а это, в свою очередь, требует привлечения ярких фактов и, главное, привлечения активных форм проведения уроков.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.