Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-11-25 | 38 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Пример – рабочая программа кружка для детей подготовительной группы (6-7(8)) лет, разработанная совместно педагогом дополнительного образования Ю. В. Ахтырской (ГБДОУ № 62)[22].
На наш взгляд, данная рабочая программа поддерживает идеи культурологической направленности.
Цель – создание условий для развития эстетических интересов у дошкольников через приобщение к культурному наследию (посредством МПП).
Задачи:
- Развивать эмоционально-эстетический интерес; творческие, сенсорные и познавательные способности дошкольников.
- Расширять у детей представления об окружающем мире для более глубокого понимания художественного образа.
- Формировать у детей основы музейной культуры, целостного отношения к музею в целом.
- Воспитывать у детей любовь и уважительное отношение к отечественным и мировым художественным ценностям.
В организации образовательного процесса предусмотрено использование принципов и подходов, заложенных в курсе «Мы входим в мир прекрасного», а именно:
- приобретение опыта «насмотренности» через «погружение» ребенка в насыщенную эстетически привлекательными объектами окружающую среду (подлинные экспонатов живописи, скульптуры в предметно-развивающей среде; использованием в воспитательном процессе окружающей ребенка природы, среды ДОО, городского пространства);
- широкое использование синтеза искусств (музыкального, речевого, театрального и др.), а также интеграцию видов детской изобразительной деятельности (полихудожественный контекст).
Также рабочая программа ориентирована на активизацию в процессе освоения произведений искусства проявлений инициативы, творчества, самостоятельности, отражения впечатлений в разнообразных видах детской деятельности, что является своеобразным показателям «присвоения» полученного ребенком опыта и проявлением ценностного отношения к искусству, музейным сокровищам, что соответствует требованиях курса «Мы входим в мир прекрасного».
|
Вариативность в данной программе представлена разнообразием форм реализации образовательных технологий, а именно:
1. Формы реализации: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, проектная деятельность, музейно-педагогические занятия;
2. Образовательные технологии:
- здоровьесберегающие;
- элементы ТРИЗ;
- метод проектов;
- информационно-коммуникационные технологии – ИКТ;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- элементы проблемного обучения;
- игровые технологии (обучающие игры);
- развивающее обучение.
Условия реализации, выбранные для данной программы, обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического) развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.
Основными участниками реализации программы являются: воспитанники, их родители (законные представители), педагоги, в связи с этим в программе большое внимание уделено формам работы с семьями воспитанников. Также большое внимание уделяется взаимодействию с социальными партнерами ГБДОУ (сетевое взаимодействие).
Рабочая программа Ю. В. Ахтырской и Ю. М. Коршуненко дополнена диагностическими материалами, адаптированными из материалов курса «Мы входим в мир прекрасного».
Анализ рабочих программ педагогов ДОО Приморского района позволяет выявить следующие недочеты:
1. Отсутствие индивидуализации (интересных тем), которые могли бы разнообразить содержание рабочих программ и сделать их авторскими.
|
2. Для программы О. А. Игнатчик (ГБДОУ № 88) – размытость целеполагания (отсутствие конкретизации (по возрастам) в формулировке цели и задач).
3. В программе О. А. Ивановой (ГБДОУ № 33) – отсутствие диагностики.
Методические рекомендации по разработке авторских рабочих программ в рамках курса «Мы входим в мир прекрасного» [23]
Подводя итог выше сказанному, сформулируем методические рекомендации, которые, на наш взгляд, помогут педагогу грамотно разработать рабочую программу и сделать ее по-настоящему авторской.
1. При определении структуры программы следует придерживаться рекомендаций, представленных в Требованиях к разработке Основной образовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДО). Соотношение структурных частей программы со структурой курса «Мы входим в мир прекрасного» представлено в приложении 1 настоящей методической разработки.
2. При формировании целевого раздела рекомендуется руководствоваться логикой соотношения основных задач курса «Мы входим в мир прекрасного» (Приложение 3). Также при разработке целеполагания к свой рабочей программе следует выбирать ту цель и те задачи, которые будут решаться педагогом непосредственно с группой детей, для которых данная программа создается.
3. Содержательный раздел рабочей программы необходимо соотносить с тематикой блоков курса «Мы входим в мир прекрасного», позволяющих представить окружающий мир во всем его разнообразии (мир природы, искусства, предметов, социальный мир). Учитывая художественно-эстетическую направленность программы «Мы входим в мир прекрасного», тематика блоков должна раскрываться через разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, ДПИ, архитектуру.
4. При разработке авторской рабочей программы педагогу ДОО важно стремиться к индивидуализации программы, подумав над темой для углубленной работы. Она может быть связана со спецификой деятельности ДОО на текущий учебный год. Например:
- Педагогическое сопровождение.
- Поддержка культурных практик.
- Взаимодействие с семьей в рамках.
- Проектирование открытой образовательной среды.
- Развитие эстетических интересов.
- Приобщение к культурному наследию.
- Технология использования проектов.
- Технология использования ЭОР.
- Поддержка детского творчества.
|
5. Необходимо также стремиться к индивидуализации педагогического процесса (ориентироваться на интересы, возможности и склонности ребенка).
Приведем в качестве примера перечень тем, которые могут быть добавлены к содержательному блоку:
- Школьный мир.
- Архитектура со всего света.
- Величественные соборы и Храмы.
- Дизайн-секреты (украшение одежды).
- Красота монет и медальонов.
- Музеи мира (музеи нашего города).
- Памятные места города (мемориалы).
- Театральный Петербург.
- Садово-парковое искусство (прогулки по садам, паркам, скверам).
- Искусство книги (переплет и не только…).
- Атрибуты и символы в нашей жизни.
- Витражное чудо и мозаики со всего света.
- Современные книги для современных детей.
- Самые необычные памятники.
- Секреты упаковки (прикладная и промышленная графика).
6. Принцип вариативности может быть решен, например, за счет изменения формы образовательной ситуации (проект – игра – серия образовательных ситуаций), отбора новых объектов восприятия, культурные практики.
7. При составлении планирования для рабочей программы следует сохранять принцип тематико-блокового планирования, предусмотренного курсом «Мы входим в мир прекрасного», руководствуясь также следующими рекомендациями:
- Каждый блок имеет в целом одинаковую продолжительность (1,5 -2
месяца) и связан с «сезонным календарем»:
- Блок «природы» начинается на последних неделях октября и длиться до конца декабря, что позволяет показать сезонные изменения природы;
- Блок «социальной направленности» (январь - начала марта) совпадает с разными праздниками и позволяет активизировать освоение ряда культурных традиций, красота «предметного» мира (март-май). Его тематика выстраивается на основе уже полученного опыта, в процессе прогулок, экскурсий по весеннему городу).
- Необходимо учитывать, что выбор темы блока и формулировка названий образовательных ситуаций ориентированы на интеграцию художественно-эстетического, с социально-нравственным, познавательным и речевым развитием.
- Каждый блок начинается с постановки проблемы: определить секреты художника, обнаружить способы создания самого красивого предмета и т.п. В начале освоения блока предлагается рассуждение о красоте или отправление в «путешествие» («заняться исследованием» и т.п.) и узнать секреты «красоты природы» («сквозная» мотивация к освоению содержания блока). Начальные образовательные ситуациям направлены на формирование
|
умений художественного восприятия, обогащение опыта, предоставление информации для освоения. Дальнейшие образовательные ситуации предполагают акцент на «творческое присвоение» (обыгрывание, сравнение разных образов).
Образовательные ситуации в конце каждого блока (по тематике и используемым методам) стимулируют обобщение освоенного, творческое отражение («Открываем свой музей» предполагает самостоятельное «оформление» пространства музея и «проведение» экскурсии самими детьми).
8. При конструировании рабочей программы следует придерживаться принципа спиралеобразного освоения - многократного обращения к произведениям разных видов и жанров изобразительного искусства и народных промыслов (для развития художественного восприятия).
9. При составлении рабочей программы в рамках курса «Мы входим в мир прекрасного» необходимо учитывать различные особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие). Например, программа может корректироваться в связи с использованием гендерного подхода (в группе больше мальчиков или больше девочек). В таком случае, для развития программы может быть предложена тема «Увлечения семей и детей». При учете индивидуальных (национальных) особенностей контингента детей, в программе может развиваться тема «Этносы и национальности». При учете географического расположения детского сада – достопримечательности, расположенные рядом.
10. Помня о специфике курса «Мы входим в мир прекрасного», следует также уделять внимание интересным формам работы с родителями и социальными партнерами (музеями, библиотеками и т.д.).
Список использованной литературы и источников
1. Бережнова О.В. Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации. – электронный ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» – № 3 – 2016, с.1.
2. Вербенец А. М. Проектирование музейно-педагогической рабочей программы (чем дополнить свою программу?). Презентация к выступлению на семинаре (на базе ГБЛОУ № 88) в рамках Сетевого взаимодействия с ИМЦ Приморского района «Проектирование рабочей музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного».
3. Детский сад: теория и практика. Н/метод. ж-л. – № 4, 2015.– 114 С.
4. Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). Учебно-практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014, 93С.
|
6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования. (http://минобрнауки.рф.): Документы. Проверено 30.08.2017.
8. Сажина С. Д. Роль рабочих учебных программ в проектировании
содержания дошкольного образования на основе интегративного подхода. – Детский сад: теория и практика. Н/методич. ж-л. – № 4, 2015. – с. 92-99.
[1] Рабочая программа – это локальный документ внутреннего пользования, позволяющий моделировать образовательную деятельность по реализации ООП ДО, с учетом реальных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников ДОО. См.: Бережнова О.В. Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации. – электронный ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» – № 3 – 2016, с.1. (http://e.stvospitatel.ru/article.aspx?aid=445951). Проверено 30.08.2017.
[2] Основная образовательная программа дошкольного образования – нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности образовательного процесса. См.: Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). Учебно-практическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2014, 93С.
[3] Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Культурные практики в ДОО – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и виды, складывающегося с первых дней жизни, его уникального индивидуального жизненного опыта. См.: Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). Учебно-практическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2014, 93С.
[4] В течение 2016-2017 учебного года проводились практико-ориентированные музейно-педагогические семинары, посвященные специфике проектирования рабочих программ на основе курса «Мы входим в мир прекрасного». Мероприятия были организованы в рамках проекта «Музейно-педагогические мастерские», инициированного ИМЦ Приморского района с целью повышение квалификации педагогов ДОО, реализующих курс «Мы входим в мир прекрасного». Основываясь на полученных рекомендациях, педагоги ДОО Приморского района редактировали свои рабочие программы, разработанные на основе курса «Мы входим в мир прекрасного».
При разработке данных методических материалов были использованы материалы презентаций, подготовленных к.п.н., доцентом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена А.М. Вербенец для проведения с педагогами ДОО тренинга «Проектирование рабочих программ на основе курса «Мы входим в мир прекрасного».
[5] Часто представители органов надзора и контроля в сфере образования требуют от ДОО представить рабочие программы по «школьному» типу, не учитывая, что «…программные документы системы дошкольного образования существенно отличаются от «школьных» аналогов как по структуре, так и по содержанию» См. Бережнова О.В. Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации. – электронный ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» – № 3 – 2016, с.1.
[6] См. публикации по данному вопросу: ж. «Детский сад: теория и практика» – № 4 – 2015, 114 С; Бережнова О.В. Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации. – электронный ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» – № 3 – 2016, 28 С.
[7] Типология детских садов определяет функционал каждого из них. Так, ДОО:
- общеразвивающего типа развивает интеллектуальные, физические и творческие способности ребенка;
- компенсирующего типа подходит для детей с различными патологиями развития: задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью, нарушениями слуха, речи, развития органов зрения, опорно-двигательного аппарата;
- комбинированного типа – включает общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разных сочетаниях;
- центр развития ребенка – сад с углубленным развитием физических и умственных способностей ребенка, где учебные мероприятия совмещаются с оздоровительными.
[8] Комплексный подход к образованию детей дошкольного возраста направлен на: развитие эмоционального, образного, духовного, культурного мира ребенка с помощью установления взаимосвязи знаний из различных областей наук, развития общества, природы и т.д.; формирование оценочного, осмысленного отношения к окружающему миру; формирование представлений о взаимосвязи как основе развития мира, науки и человечества; развитие интереса к исследовательской, творческой деятельности.
В Основных общеобразовательных программах дошкольного образования комплексный подход реализуется через принцип интеграции в каждом компоненте педагогического процесса, обеспечивая целостность и системность педагогического процесса.
[9] Например, краеведение является приоритетным направлением деятельности детского сада компенсирующего вида № 81 Приморского района, специализирующийся на работе с детьми с ОВЗ (ОНР). Рабочая программа кружка по петербурговедению, разработанная педагогом-логопедом Пейчевой Н.В., на основе курса «Мы входим в мир прекрасного», в сочетании со специализированными методиками, помогает решать сложные задачи по коррекции общего недоразвития речи (ОНР).
[10] Зона ближайшего развития – психологическая характеристика, отражающая взаимосвязь актуального и развития, которое ребенок сможет достичь в соответствующем возрасте в результате обучения, совместной деятельности со взрослым, общении со сверстниками.
[11] Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
[12] Адаптация региональной системы образования к социально-экономическим, этнокультурным и социально-экологическим условия региона, а также процесс обеспечения полноты и непрерывности образования конкретного ребенка, проживающего на данной территории, учета этнокультурных, исторических и социально-политических особенностей региона.
[13] Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). –ФГОС ДО, раздел 2 с. 5-13 (http://минобрнауки.рф.Документы). Проверено 30.08.2017.
[14] Подробнее – см. сайт ГБДОУ № 88 Приморского района (http://detsad88prim.spb.ru/), «Сведения об образовательной организации», раздел «Образование». Проверено 30.08.2017.
[15] В программе использованы следующие формы организации деятельности: совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно-образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей, социальными партнерами.
[16] Формы самостоятельной деятельности детей:
- свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
[17] Подробнее – см. сайт ГБДОУ № 88 Приморского района (http://detsad88prim.spb.ru/): «Сведения об образовательной организации», раздел «Образование». Проверено 30.08.2017.
[18] При разработке «Программы» учитывался контингент группы, пожелания родителей воспитанников и педагогов, работающих в группе. В группе 15 детей: 8 мальчиков и 7 девочек, что позволяет сделать программу более разноплановой.
[19] Эмоционально воздействуя на детей с тяжёлыми нарушениями речи, занятия с использованием музейно-педагогических технологий помогают им раскрыться, избавиться от речевого негативизма, расширить некоторые представления об окружающем мире, а походы с родителями в музей становятся для них настоящими праздниками.
[20] Данное планирование входит во вторую часть рабочей программы – часть, формируемую участниками образовательного процесса (Приложение 2).
[21] Это определено в первую очередь спецификой развития детей с ОВЗ (ТНР). Такие дети отстают по развитию от своих ровесников примерно на 1 год. Поэтому преимущество отдается совместным со взрослым формам деятельности.
[22] Подробнее – см. сайт ГБДОУ № 62 Приморского района (http:// /): «Сведения об образовательной организации», раздел «Образование». Проверено 30.08.2017.
[23] Составлены на основе материалов, разработанных А.М. Вербенец, к практическим городским семинарам, проведенным в рамках музейно-педагогической мастерской «Проектирование рабочей музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного». Семинары проводился в рамках Сетевого взаимодействия на базе ДОО Приморского района.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!