Отдел «Российский центр музейной педагогики — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Отдел «Российский центр музейной педагогики

2021-11-25 29
Отдел «Российский центр музейной педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отдел «Российский центр музейной педагогики

И детского творчества»

Специфика разработки

Авторских рабочих программ

педагогами дошкольного образования

В рамках курса «Мы входим в мир прекрасного»

Методическая разработка

Зуева А.В.,

методист по музейно-образовательной деятельности сектора по работе

с образовательными учреждениями

 

 

Санкт-Петербург

2017

Аннотация

Данная методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО).

Цель – анализ специфики авторских рабочих программ педагогов дошкольного образования в рамках курса «Мы входим в мир прекрасного» с целью оказания помощи педагогам в проектировании рабочих программ.

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), рабочая программа[1] формируется на основе Основной образовательной программы дошкольного образования[2] (далее – ООП ДО) и парциальных образовательных программ[3]. При необходимости эти программы могут дополнять друг друга в содержании, последовательности изучения тем, продолжительности времени тематических периодов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Курс «Мы входим в мир прекрасного», разработанный авторским коллективом специалистов отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея и РГПУ им. А.И. Герцена, прекрасно сочетается с требованиями Стандарта ДО и может реализовываться в форме парциальной программы. Это позволяет педагогам ДОО использовать названный курс как основу для составления своих рабочих программ.

Изучение нормативных документов, публикаций об особенностях проектирования рабочих программ для дошкольного образования в контексте ФГОС ДО и рабочих программ педагогов ДОО Приморского района, разработанных на основе курса «Мы входим в мир прекрасного», определило круг вопросов, рассмотренных в данной работе:

- направления и условия использования рабочей программы, разработанной на основе курса «Мы входим в мир прекрасного»

- основные характеристики рабочей программы с точки зрения ФГОС ДО и курса «Мы входим в мир прекрасного;

- структура рабочей программы, разработанной на основе курса «Мы входим в мир прекрасного»;

- анализ рабочих программ, спроектированных педагогами ДОО Приморского района на основе курса «Мы входим в мир прекрасного»[4];

- методические рекомендации по разработке авторских рабочих программ на основе курса «Мы входим в мир прекрасного».

Специфика разработки

Авторских рабочих программ

педагогами дошкольного образования

В рамках курса «Мы входим в мир прекрасного»

Вопрос о необходимости разработки рабочих программ педагогами дошкольного образования является на сегодняшний день одним из самых актуальных и обсуждаемых как в кругах научной общественности, так и на страницах профессиональных журналов. Это связано с рядом причин:

- признанием дошкольного образования уровнем общего образования

и необходимостью приведения образовательной деятельности ДОО в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО;

- неоднозначным отношением в кругах специалистов по дошкольному образованию к вопросу о целесообразности написания рабочих программ педагогами[5].. Причина – отсутствие в нормативных документах федерального значения точного названия и определения понятия «рабочая программа», а также методических рекомендаций по ее составлению именно для системы дошкольного образования[6].

Тем не менее, многие специалисты в области дошкольного образования считают рабочую программу «обязательным к разработке и исполнению нормативным документом», так как она:

- является вариативной частью Основной Образовательной программы дошкольного образования;

- может служить основанием для оценки качества образовательного процесса.

Анализ авторских рабочих программ,

Модуль 3. Праздники

Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям

расслабиться и подвигаться.

Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.

Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.

В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого, педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

Педагогический коллектив оставляет за собой право не приглашать на праздники в ясельных группах, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается.

ДОУ организует праздники в форме тематических мероприятий, например, праздник осени, Новый год, праздник весны, день Победы. Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом воспитательной работы ДОУ.

Список использованной литературы и источников

1. Бережнова О.В. Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации. – электронный ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» – № 3 – 2016, с.1.

2. Вербенец А. М. Проектирование музейно-педагогической рабочей программы (чем дополнить свою программу?). Презентация к выступлению на семинаре (на базе ГБЛОУ № 88) в рамках Сетевого взаимодействия с ИМЦ Приморского района «Проектирование рабочей музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного».

3. Детский сад: теория и практика. Н/метод. ж-л. – № 4, 2015.– 114 С.

4. Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). Учебно-практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014, 93С.

6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования. (http://минобрнауки.рф.): Документы. Проверено 30.08.2017.

8. Сажина С. Д. Роль рабочих учебных программ в проектировании

содержания дошкольного образования на основе интегративного подхода. – Детский сад: теория и практика. Н/методич. ж-л. – № 4, 2015. – с. 92-99.

 

 


[1] Рабочая программа – это локальный документ внутреннего пользования, позволяющий моделировать образовательную деятельность по реализации ООП ДО, с учетом реальных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников ДОО. См.: Бережнова О.В. Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации. – электронный ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» – № 3 – 2016, с.1. (http://e.stvospitatel.ru/article.aspx?aid=445951). Проверено 30.08.2017.

[2] Основная образовательная программа дошкольного образования – нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности образовательного процесса. См.: Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). Учебно-практическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2014, 93С.

[3] Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Культурные практики в ДОО – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и виды, складывающегося с первых дней жизни, его уникального индивидуального жизненного опыта. См.: Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). Учебно-практическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2014, 93С.

 

[4] В течение 2016-2017 учебного года проводились практико-ориентированные музейно-педагогические семинары, посвященные специфике проектирования рабочих программ на основе курса «Мы входим в мир прекрасного». Мероприятия были организованы в рамках проекта «Музейно-педагогические мастерские», инициированного ИМЦ Приморского района с целью повышение квалификации педагогов ДОО, реализующих курс «Мы входим в мир прекрасного». Основываясь на полученных рекомендациях, педагоги ДОО Приморского района редактировали свои рабочие программы, разработанные на основе курса «Мы входим в мир прекрасного».

При разработке данных методических материалов были использованы материалы презентаций, подготовленных к.п.н., доцентом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена А.М. Вербенец для проведения с педагогами ДОО тренинга «Проектирование рабочих программ на основе курса «Мы входим в мир прекрасного».

[5] Часто представители органов надзора и контроля в сфере образования требуют от ДОО представить рабочие программы по «школьному» типу, не учитывая, что «…программные документы системы дошкольного образования существенно отличаются от «школьных» аналогов как по структуре, так и по содержанию» См. Бережнова О.В. Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации. – электронный ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» – № 3 – 2016, с.1.

[6] См. публикации по данному вопросу: ж. «Детский сад: теория и практика» – № 4 – 2015, 114 С; Бережнова О.В. Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации. – электронный ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» – № 3 – 2016, 28 С.

[7] Типология детских садов определяет функционал каждого из них. Так, ДОО:

- общеразвивающего типа развивает интеллектуальные, физические и творческие способности ребенка;

- компенсирующего типа подходит для детей с различными патологиями развития: задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью, нарушениями слуха, речи, развития органов зрения, опорно-двигательного аппарата;

- комбинированного типа – включает общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разных сочетаниях;

- центр развития ребенка – сад с углубленным развитием физических и умственных способностей ребенка, где учебные мероприятия совмещаются с оздоровительными.

[8] Комплексный подход к образованию детей дошкольного возраста направлен на: развитие эмоционального, образного, духовного, культурного мира ребенка с помощью установления взаимосвязи знаний из различных областей наук, развития общества, природы и т.д.; формирование оценочного, осмысленного отношения к окружающему миру; формирование представлений о взаимосвязи как основе развития мира, науки и человечества; развитие интереса к исследовательской, творческой деятельности.

В Основных общеобразовательных программах дошкольного образования комплексный подход реализуется через принцип интеграции в каждом компоненте педагогического процесса, обеспечивая целостность и системность педагогического процесса.

[9] Например, краеведение является приоритетным направлением деятельности детского сада компенсирующего вида № 81 Приморского района, специализирующийся на работе с детьми с ОВЗ (ОНР). Рабочая программа кружка по петербурговедению, разработанная педагогом-логопедом Пейчевой Н.В., на основе курса «Мы входим в мир прекрасного», в сочетании со специализированными методиками, помогает решать сложные задачи по коррекции общего недоразвития речи (ОНР).

[10] Зона ближайшего развития – психологическая характеристика, отражающая взаимосвязь актуального и развития, которое ребенок сможет достичь в соответствующем возрасте в результате обучения, совместной деятельности со взрослым, общении со сверстниками.

[11] Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

[12] Адаптация региональной системы образования к социально-экономическим, этнокультурным и социально-экологическим условия региона, а также процесс обеспечения полноты и непрерывности образования конкретного ребенка, проживающего на данной территории, учета этнокультурных, исторических и социально-политических особенностей региона.

[13] Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). –ФГОС ДО, раздел 2 с. 5-13 (http://минобрнауки.рф.Документы). Проверено 30.08.2017.

[14] Подробнее – см. сайт ГБДОУ № 88 Приморского района (http://detsad88prim.spb.ru/), «Сведения об образовательной организации», раздел «Образование». Проверено 30.08.2017.

[15] В программе использованы следующие формы организации деятельности: совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно-образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей, социальными партнерами.

[16] Формы самостоятельной деятельности детей:

- свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

- организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

[17] Подробнее – см. сайт ГБДОУ № 88 Приморского района (http://detsad88prim.spb.ru/): «Сведения об образовательной организации», раздел «Образование». Проверено 30.08.2017.

[18] При разработке «Программы» учитывался контингент группы, пожелания родителей воспитанников и педагогов, работающих в группе. В группе 15 детей: 8 мальчиков и 7 девочек, что позволяет сделать программу более разноплановой.

[19] Эмоционально воздействуя на детей с тяжёлыми нарушениями речи, занятия с использованием музейно-педагогических технологий помогают им раскрыться, избавиться от речевого негативизма, расширить некоторые представления об окружающем мире, а походы с родителями в музей становятся для них настоящими праздниками.

[20] Данное планирование входит во вторую часть рабочей программы – часть, формируемую участниками образовательного процесса (Приложение 2).

[21] Это определено в первую очередь спецификой развития детей с ОВЗ (ТНР). Такие дети отстают по развитию от своих ровесников примерно на 1 год. Поэтому преимущество отдается совместным со взрослым формам деятельности.

[22] Подробнее – см. сайт ГБДОУ № 62 Приморского района (http:// /): «Сведения об образовательной организации», раздел «Образование». Проверено 30.08.2017.

[23] Составлены на основе материалов, разработанных А.М. Вербенец, к практическим городским семинарам, проведенным в рамках музейно-педагогической мастерской «Проектирование рабочей музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного». Семинары проводился в рамках Сетевого взаимодействия на базе ДОО Приморского района.

Отдел «Российский центр музейной педагогики

И детского творчества»

Специфика разработки

Авторских рабочих программ

педагогами дошкольного образования


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.