Тема: «Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема: «Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе»

2021-11-25 25
Тема: «Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задания и методические указания

к самостоятельной работе студентов

1. Актуализировать информацию, полученную при подготовке и проведении практического занятия № 10 (см. практические занятия).

2. Подобрать или изготовить стимульный материал к экспресс-диагностике психологической готовности к обучению в школе для детей 6-7-летнего возраста. Напечатать инструкцию, ход обследования и указания к интерпретации полученных результатов. Все материалы объединить в «Диагностический альбом обследования детей».

Литература

(см. источники к практическому занятию № 10).

Ход занятия

Вариант первый (на базе института):

1. Анализ методик и демонстрация стимульного материала к ним (из диагностического альбома) каждым студентом.

2. Обследование друг друга (в парах) – апробирование методики специалистом на самом себе и людях близкого окружения.

3. Анализ психолого-педагогических характеристик на конкретных детей (раздаточный материал) и составление схемы психолого-педагогического обследования их с помощью подобранных методик. Моделирование ситуации обследования. Составление учебного протокола обследования ребёнка по конкретным методикам.

Вариант второй (на базе дошкольного учреждения):

1. Проведение беседы с воспитателем о психологической готовности конкретных детей к обучению в школе (метод экспертных оценок).

2. Проведение анкеты-опросника с родителями детей и обработка результатов.

3. Обследование ребёнка старшего дошкольного возраста с помощью диагностических методик с ведением протокола обследования и последующим составлением заключения по результатам обследования (работа студентов парами).

 

2.4. Виды самостоятельных и контрольных мероприятий и порядок отчётности

(контроль за самостоятельной работой студента)

№ п/п Наименование раздела, темы Виды контрольных мероприятий. Содержание. Метод. указа- ния Сро-ки вып-я При-меча - ние
1. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики детей: 1.1. Концептуальные основы психолого-педагогического изучения   1.2. Методы изучения структуры нарушений 1.3. Задачи и принципы диагностики аномального развития   1. Краткий конспект «Методы изучения структуры нарушений» 2. Заполнение таблицы «Принципы диагностики аномального развития в трудах отечественных исследователей»   См. указан. к прак. занятию № 1   к прак. занят. № 1     в тетради для самост. работы   Вынес. на. самост. изуч-е
2. Практические основы психолого-педагогической диагностики детей:     2.1. Изучение и составление психолого-педагогической характеристики   2.2. Методы изучения психики     2.3. Алгоритм консультирова-ния   2.4. Протокол обследования Конспект схем педагогической характеристики ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста 1. Составление списка-перечня методов и методик изучения детей дошкольного возраста. 2. Подготовка докладов о методиках нейропсихологической диагностики детей Мини-контрольная № 1. (аудиторная, по вариантам) «Психологичес-кое консультирова-ние в системе комплексного сопровождения развития ребёнка» Подготовка докладов по теме: «Проблемы психологического консультирования»   Алгоритм составления протоколов обследования См. указан. к прак. занятию № 2     См. указан. к прак. занятию № 3     См. указан. к прак. занятию № 4     См. указан. к лабор. занятию № 1 к прак. занят. № 2     к прак. занят. № 3 (доклады офор-мить)   к прак. занят. № 4   по ходу занят. в тетради для самост. работы     в тетради для самост. работы Только для докладчиков (наз-начает преподават.)     На занятии   Только для докладчиков (назна-чает препо-дават.)   Непосредствен-ный Конт-роль препод.
3. Умственное и речевое развитие детей: 3.1. Показатели умственного развития 3.2.Дифферен-циальная диагностика речевых нарушений Составление таблицы «Показатели диффе-ренциальной диагностики умственного и речевого развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста» См. указан. к прак. занятию № 5 к прак. занят. № 5 Вынес. на. самост. изуч-е
4. Психолого-педагогическое обследование детей: 4.1.Психолого-педагогическое обследование ребёнка младенческого возраста 4.2. Психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста   4.3. Психолого-педагогическое обследование ребёнка дошкольного возраста Письменная работа «Особенности применения метода наблюдения в отношении детей младенческого возраста»   Составление краткого плана психолого-педагогического обследования детей 2-3-го года жизни     Мини-контрольная № 2 (аудиторная, по вариантам) «Основные показатели развития детей 3-5-летнего возраста» Письменная работа «Перечень основных методов и методик для обследования детей 3-5-лет» Мини-контрольная №3 (аудиторная, по вариантам) «Основные показатели развития детей 5-7-ми летнего возраста»   Письменная работа «Перечень основных методов и методик для обследования детей 5-7-ми лет» План устного ответа на 5-й вопрос занятия См. указан. к прак. занятию № 6   См. указан. к прак. занятию № 7     См. указан. к прак. занятию № 8 к прак. занят. № 6 к прак. занят. № 7   к прак. занят. № 8 в тетради для самост. работы   в тетради для самост. работы   С домаш-ними «заготовками»   в тетради для самост. работы     С домаш-ними «загото-вками»   в тетради для самост. работы
5. Планирование на основе проведённого обследования коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми Мини-контрольная №4 (аудиторная) «Психокоррекция как одно из направлений работы психолого-медико-педагогической службы» Письменная работа - краткие формулировки ответов на вопросы для обсуждения См. указан. к прак. занятию № 9 к прак. занят. № 9 На занятии     в тетради для самост. работы  
6. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе Заполнение таблицы «Критерии психологической готовности детей к обучению в школе» Письменная работа в тетради «Перечень основных методик на определение психологической готовности детей к обучению в школе» См. указан. к прак. занятию № 10 к прак. занят. № 10 Вынес. на самост. изуч-е В тетради для самост. работы
7. 4.2. (см. выше) Подбор или изготовление стимульного материала и методического обеспечения к 5-ти методикам (для детей раннего возраста) Учебный протокол, учебное заключение. См. указан. к лабор. занятию № 2 К лабор. занят. № 2 Сост-е Учебно-го «Диагностичес-кого альбома»   в тетр. для самост. работы
8. 4.3. (см. выше) Подбор или изготовление стимульного материала и методического обеспечения к 8-ми методикам (для детей от 3-х до 5-ти лет) Учебный протокол, учебное заключение. См. указан. к лабор. занятию № 3 К лабор. занят. № 3 Сост-е учебно-го «Диаг-ности-ческого альбома»   в тетради для самост. работы
9. 4.3. (см. выше) Подбор или изготовление стимульного материала и методического обеспечения к 10-ти методикам (для детей от 5-ти до 7-ми лет) Учебный протокол, учебное заключение. См. указан. к лабор. занятию № 4 К лабор занят. № 4 Сост-е Учебно-го «Диагностичес-кого альбома»   в тетради для самост. работы
10. 6 (см. выше) Подбор или изготовление стимульного материала для экспересс-диагностики психологической готовности детей к обучению в школе Учебный протокол, учебное заключение См. указан. к лабор. занятию № 5 К лабор. занят. № 5 Сост-е учебного «Диагнос тическо-го альбома»   в тетради для самост. работы

Понятийно-терминологический аппарат дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика детей»

(материал для терминологических диктантов)

№ темы по учебно-тематическому плану Понятия и термины дисциплины
1. 1.1. Психологическая диагностика, педагогическая диагностика, психолого-педагогическая диагностика, скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика, феноменологическая диагностика, диагноз психологический
2. 1.2. Структура нарушений, дефект, структура дефекта, сложная структура дефекта, дефект первичный, вторичные дефекты, клиническая диагностика, педагогическая диагностика
3. 1.3. Аномалия, норма, онтогенез, дизонтогенез, генез, развитие, возрастные нормы, социальные нормативы, педагогические нормативы, физиологические нормативы, коррекция, коррекционно-развивающая работа, обучение, воспитание, нарушения развития, принципы
4. 2.1. Психолого-педагогическая характеристика, психолого-педагогическая практика, алгоритм, психолого-медико-педагогическая служба, психолого-медико-педагогический консилиум
5. 2.2. Классификация, метод, методы изучения, психика, методы высокой степени формализации, методы низкой степени формализации, методики психодиагностики, нейропсихологическая диагностика, тест, опросник, анкета, проективный метод, психофизиологический метод, наблюдение, беседа, интервью, метод изучения продуктов детской деятельности, эксперимент, экспериментальные методики
6. 2.3. Консультирование, психологическое консультирование, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-медико-педагогическая консультация, психолого-медико-педагогическая комиссия
7. 2.4. Протокол, протокол обследования, заключение, анамнез, физический статус, социальный статус, микросоциальные условия
8. 3.1. Умственное развитие, умственный возраст, интеллектуальный коэффициент, паспортный возраст, критерии, основные показатели, интеллектуальное развитие, речевое развитие
9. 3.2. Умственная отсталость, сенсорные дефекты, задержка психического развития, нарушения речи, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич
10. 4.1. Нервно-психическое развитие, ребёнок, дети, поведение детей, фактический уровень развития ребёнка, текущий (повседневный) контроль, здоровье, младенческий возраст, динамика нервно-психического развития, темп развития, неравномерность развития, скачкообразность развития, значимые линии развития, эпикризные сроки, количественная оценка развития, группы развития, контроль за поведением, психодиагностическая процедура, проблема, «комплекс оживления»
11. 4.2. Ранний возраст, нормальное развитие, раннее развитие, позднее развитие, объективная диагностика, естественный эксперимент, ведущая деятельность, игра, предметная игра
12. 4.3. Дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, новообразования возраста, межличностное общение, общение, социальная активность, игра с правилами, рефлексивные способности, произвольность, произвольность психических функций, познавательная деятельность, эмоции, воля, эмоционально-волевая сфера, личность, личностная сфера
13. 5. План, планирование, коррекционно-педагогическая работа, коррекционно-психологическая работа, педагог, психолог, семья, детско-родительские отношения, ребёнок дошкольного возраста, ребёнок с отклонениями в развитии, комплектование, комплектование дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии
14. 6. Школа, школьное обучение, готовность, готовность к школьному обучению, школьная зрелость, психологическая готовность к обучению в школе, критерии психологической готовности к обучению в школе, дезадаптация, школьная дезадаптация, общеобразовательные учреждения, специальные (коррекционные) учреждения

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.