Тема: «Обоснование подбора психолого-педагогического инструментария для обследования детей дошкольного возраста» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема: «Обоснование подбора психолого-педагогического инструментария для обследования детей дошкольного возраста»

2021-11-25 18
Тема: «Обоснование подбора психолого-педагогического инструментария для обследования детей дошкольного возраста» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для обсуждения

1. Определения понятия «дошкольный возраст». Краткая характеристика детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет; от 5-ти до 7-ми лет.

2. Основные показатели развития детей в возрасте 3-5-ти лет; 5-7-ми лет.

3. Особенности психодиагностики детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Учёт при диагностике ведущего вида деятельности – игровой, новообразований возраста, особенностей общения.

4. Обзор основных методов и методик психолого-педагогического обследования детей в возрасте 3- 5-ти лет.

5. Обзор основных методов и методик психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста:

- методики на обследование познавательной деятельности;

- методики на обследование эмоционально-волевой и личностной сферы;

- методики на обследование сферы общения.

6. Возможности психолого-педагогической диагностики в выявлении отклонений в развитии детей. Особенности психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии (на выбор студента).

Задания и методические указания

к самостоятельной работе студентов

1. В тетради для самостоятельной работы суммируйте основные показатели развития детей 3-5-ти  и 5-7-летнего возраста.

2. Подготовьте целостные, логичные устные ответы на вопросы практического занятия.

3. В тетради для самостоятельной работы напишите перечень основных методов и методик (отдельно) для обследования детей в возрасте от 3-х до 5-летнего возраста.

4. В тетради для самостоятельной работы напишите перечень основных методов и методик для обследования детей в возрасте от 5-ти до 7-ми летнего возраста (в соответствии со структурой вопроса № 5).

5. Подготовьте устный ответ на вопрос № 6. Для этого в тетради для самостоятельной работы составьте план ответа, в котором обязательно должна быть отражена категория детей с отклонением в развитии, выбранная студентом для изучения с указанием названия источника и его выходных данных.

Примечание: При подготовке к занятию опирайтесь, во-первых, на информацию, полученную в ходе самостоятельного изучения источников литературы; во-вторых, на информацию, полученную из смежных дисциплин (межпредметные связи).

Источники

· Велиева, С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста [Текст] / С. В. Велиева. – СПб.: Речь, 2005. – С. 5-9; С.10; С. 91; С. 120.

· Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» [Текст] / авт.-сост. Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999. – 46 с.

· Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст]: материалы для психол.-пед. изучения детей в дошкол. учреждениях и нач. кл. шк. / С. Д. Забрамная. – М.: Новая шк. 1998. – 144 с.

· Забрамная, С. Д. Содержание работы. Методы обследования [Текст] / С. Д. Забрамная // Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. – М., 1995. – С. 70-81.

· Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: 2005. - с. 36-43; 47-92; 93-132.                                            

· Волковская, Т. Н. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) [Текст] / Т. Н. Волковская // Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для вузов / И. Ю. Левченко [и др.]; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М., 2005. – Гл. 4. – С. 143-148.

· Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития [Текст] / И. Ю. Левченко [и др.] // Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ю. Левченко [и др.]; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М., 2005. – Гл. 5. - С. 169-229.

 

Варианты форм зачёта для студентов заочной формы обучения с критериями оценки

Первый вариант.

Студент заочной формы обучения получает зачёт автоматически, если в полном объёме выполнит план учебной дисциплины:

- посетит необходимое количество лекционных занятий,

- подготовится к практическим занятиям и примет активное         участие в обсуждении проблем, вынесенных на занятие,

- выполнит все задания по самостоятельной работе студента на высоком качественном уровне и в установленные учебным графиком сроки.

Второй вариант.

Студент заочной формы, выполнивший все три выше названные условия на недостаточно качественном уровне (например, посетил не все лекции, или недостаточно активно участвовал в обсуждении вопросов практического занятия, или выполнил задания для самостоятельной работы студентов с разной степенью качества), может получить зачёт после удачного написания развёрнутого терминологического диктанта (см. «Понятийно-терминологический аппарат дисциплины» - п. 2.5. – в учебно-методических материалах для студентов очной формы обучения).

 Примечание: Из всех перечисленных терминов выбирается по 4-5 из каждой конкретной темы и раздела – в целом 56-60 терминов. Успешным считается выполнение 2/3 общего объёма на качественном (правильном) уровне.

Третий вариант.

Студент заочной формы обучения, посетивший все лекционные и практические занятия, но не в полном объёме выполнивший задания по самостоятельной работе студентов, может получить зачёт только после успешного написания терминологического диктанта и защиты реферативной работы (см. темы рефератов).

Этот же вариант подходит для тех студентов, которые не посетили лекционные и практические занятия, но выполнили все задания для самостоятельной работы студентов.

Четвёртый вариант.

Студент заочной формы обучения, не посетивший никаких занятий и не выполнивший заданий для самостоятельной работы, может получить зачёт только после выполнения всех необходимых заданий, написания терминологического диктанта и реферативной работы.

Пятый вариант.

Студенты, которым срочно необходимо сдать зачёт (разница планов – при переводе с одной формы обучения на другую) могут его получить при условии успешного написания терминологического диктанта, реферата и устного собеседования с преподавателем по вопросам экзамена (см. вопросы к экзамену для студентов очной формы обучения).

 

Приложение 3

ЗАДАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ИЛИ СТАЖЁРСКОЙ ПРАКТИКИ

Методические рекомендации к психологическому обследованию ребёнка и оформлению на него психолого-педагогической Карты развития

Прежде чем приступить к обследованию ребёнка, психолог должен ознакомиться с представленными материалами специалистов-смежников (педагогическими, логопедическими, медицинскими данными – анализ документации). Следует обратить особое внимание на специфику описания поведения ребёнка в период нахождения в дошкольном учреждении, характеристику его работоспособности, поведения в разных видах деятельности, его отношения со сверстниками, воспитателями, родителями, психологом. Эти сведения можно получить из бесед с разными членами педагогического коллектива и с родителями ребёнка.

Основной целью психологического обследования является выявление особенностей развития ребёнка, имеющего те или иные нарушения, и определение тех сохранных сторон его психики, с опорой на которые можно планировать и проводить эффективную коррекционно-развивающую работу.

В зависимости от анамнестических данных, особенностей развития ребёнка, выявленных другими специалистами, строится основная гипотеза психологического обследования.

В соответствии с гипотезой психолог определяет необходимый диагностический инструментарий. В дальнейшем в зависимости от результатов выполнения тех или иных диагностических процедур гипотеза проведения обследования может изменяться, точно также будет изменяться и подбор методик и тестов. Психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования.

Обследование детей дошкольного возраста  имеет ряд особенностей. Желательно, чтобы материалы для обследования детей были представлены по возможности в игровой форме (учёт ведущего вида деятельности). Период продуктивной деятельности должен перемежаться с периодами отдыха. Ребёнок должен иметь право находиться в процессе обследования в любой позе (что тоже является диагностическим признаком): на полу, лёжа, стоя и т.д.

Схема анализа результатов психологического обследования ребёнка дошкольного возраста:

1. Анализ поведения ребёнка в процессе обследования.

2.  Характер его деятельности.

3. Работоспособность.

4. Сформированность социально-бытовой ориентировки.

5. Моторная ловкость.

6. Определение доминантности функционирования парных органов чувств. Выявление ведущей руки.

7. Особенности внимания.

8. Особенности мнестической деятельности.

9. Гнозис.

10. Сформированность представлений о пространственных и временных отношениях.

11. Конструктивная деятельность (пространственный анализ и синтез).

12.  Особенности мышления (мыслительных операций и уровня сформированности наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления).

13. Характеристика речевого развития.

14. Развитие графической деятельности, особенности рисунков.

15. Особенности эмоционально-личностного развития.

16.  Заключение психолога и рекомендации.

 

В заключении резюмируются наиболее важные сведения, полученные при обследовании ребёнка. Здесь содержатся данные, имеющие диагностическое значение, описывающие обобщёнными словами совокупный комплекс основных, выступающих на первый план особенностей развития высших психических функций ребёнка и его эмоционально-личностных особенностей. Отмечаются соответствие уровня актуального развития возрастным нормам, степень готовности к обучению (для старших и подготовительных групп). С учётом анамнестических и социокультурных данных анализируются причины тех или иных особенностей развития («Это происходит по тому, что…»). По возможности, даётся прогноз дальнейшего развития, предполагаемые вид программы, формы обучения, тип (вид) образовательного учреждения.

В рекомендациях определяются основные направления коррекционной работы с ребёнком. В краткой форме описывается возможная работа по коррекции выявленной несформированности высших психических функций. Даются рекомендации родителям и воспитателям по возможным формам работы с ребёнком, с учётом его темповых характеристик, особенностей процессов утомления и истощения. При этом необходимо учитывать игровые интересы ребёнка и строить рекомендации в соответствии с «зоной ближайшего развития» ребёнка, опираясь на ведущую роль игры в дошкольном возрасте. Здесь же приводится перечень необходимых специалистов, которые, по мнению психолога, должны участвовать в дополнительной помощи ребёнку, с уточнением сфер их деятельности, а также необходимые консультации и дополнительные обследования. Родителям (лицам, их заменяющим) рекомендации могут даваться в устной форме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и осознанием проблем собственного ребёнка.

При оформлении Карты развития ребёнка нужно начать с анамнестической части.

 

АНАМНЕСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Дата обследования ___________________

Фамилия, имя ребёнка _______________________

Возраст ребёнка на момент обследования (лет, месяцев) _____________________________________________________________

От какой беременности ребёнок (по счёту, течение беременности: токсикоз 1-й или 2-й половины, угроза прерывания и др.)__________________________________________________________

Характеристика родов (по счёту; срочные или преждевременные, или переношенная беременность; быстрые, стремительные, длительные; самостоятельные или оперативные: с наркозом или без наркоза; со стимуляцией или без неё; вес ребёнка при рождении, рост, оценка по шкале АПГАР) ______________________________________

 Раннее развитие: своевременное, опережающее, с задержкой; особенности раннего развития.

Речевое развитие: гуление, лепет, первые слова, простая фраза, развёрнутая фраза; с какого возраста осознанно стал определять себя как «Я».

Наблюдения невропатолога: стояли на учёте или нет; обращались самостоятельно, по какому поводу; неврологический диагноз.

Перенесённые заболевания: детские инфекции (в каком возрасте); склонность к сезонным заболеваниям; частые респираторные заболевания; кожные заболевания (наличие диатеза); травмы; ушибы; операции и др.

Дополнительные сведения о раннем возрасте: посещал ли ясли, если «да», то с какого возраста; воспитывался няней; был у бабушки; воспитывался мамой, папой, опекунами и т.д.

Детские дошкольные учреждения: с какого возраста пошёл в детский сад, характеристика дошкольного учреждения (обычное, с усложнённой программой, логопедическое и др.); особенности адаптации к дошкольному учреждению (лёгкая, средняя, тяжёлая); болезни во время посещения детского сада; когда были замечены проблемы развития ребёнка, кем. Поведение в дошкольном учреждении (усвоение/не усвоение программы, усидчивость, послушание, активность, отношения со сверстниками и т.д.). Любимые занятия в детском саду (перечислить). Любимые занятия дома (из бесед с родителями и с самим ребёнком). Отношение к воспитателям (равнодушие, конфликты, взаимопонимание, агрессия и др.), отношение со сверстниками (одногруппниками), с более старшими детьми, с более младшими детьми.

 Поведение ребёнка в семье (из бесед с родителями и воспитателями).

Готовность к школе (для детей старшей и подготовительной групп): физическая, психологическая (мотивационная, волевая, интеллектуальная, личностная и т.д.).

Дополнительные сведения о дошкольном возрасте.

Краткая история выявления нарушений в развитии (когда появились (были замечены), чем спровоцированы, как проявлялись и проявляются в настоящее время, к каким специалистам обращались, каковы результаты этих обращений).

Если есть возможность, то заполняется СОЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

Сотав семьи (перечислить членов семьи).

Какой данный ребёнок по счёту среди детей в семье.

Ф.И.О. матери, возраст, образование, профессия, род занятий в настоящее время; привычки, увлечения, хобби.

Ф.И.О. отца, возраст, образование, профессия, род занятий в настоящее время; привычки, увлечения, хобби.

С кем проживает ребёнок в настоящее время.

Если живёт с приёмными родителями и опекунами, то укажите:

ФИО, кем приходится ребёнку, возраст, образование, профессия, род занятий в настоящее время.

Члены семьи, не живущие с ребёнком, но принимающие активное участие в его жизни.

Другие дети в семье, их имя, возраст (полных лет).

Наличие в семье приёмных детей, которые об этом знают.

Жилищные условия семьи (отдельная квартира, свой дом, коммунальная квартира, общежитие и т.д.).

Условия жизни ребёнка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой стол, отдельная кровать, наличие игрового уголка и т.д.).

Если родители в разводе: сколько лет было ребёнку, когда родители развелись; с кем остался ребёнок; как ребёнок отнёсся к разводу родителей; поддерживает ли ребёнок отношения с родителями, не живущими с ним после развода, каковы эти отношения.

Кто из родственников проводит больше времени с ребёнком, каким образом.

Кто из взрослых сидит с ребёнком в случае его болезни; гуляет с ребёнком; разбирает конфликты, что-либо другое.

Материальное положение семьи.

Кто из членов семьи является основным источником доходов.

Дополнительные источники доходов.

Дополнительные сведения о ребёнке или его семье. Которые Вы можете сообщить.

Обязательно указать, на основании каких источников заполнялась социальная часть карты ребёнка (со слов воспитателя, бабушки, родителей; по документации и т.д.).

Далее идут материалы обследования ребёнка и анализ этих данных по приведённой выше схеме. Карта развития ребёнка подписывается студентом-практикантом с обязательным указанием даты её оформления.

Для проведения обследования ребёнка дошкольного возраста студенты-практиканты могут использовать диагностический альбом, составленный ими при подготовке к экзамену по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика».

Кроме того, они могут опираться на данные литературных источников, приведённые в приложении № 4.

В кратком виде психолого-педагогическая карта ребёнка может иметь следующий вид.

 

1. Особенности познавательной сферы.

1.1. Соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов психолого-педагогическим требованиям.

· Произвольность психических процессов

· Развитие мышления

· Развитие речи

· Развитие моторики

1.2. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

2. Особенности поведения и общения ребёнка.

2.1. во взаимодействии со сверстниками

2.2. во взаимодействии с педагогами

2.3. соблюдение социальных, внутригрупповых и этических норм поведения

2.4. произвольная саморегуляция поведения

2.5. активность и автономность поведения

3. Особенности эмоционально-личностной сферы.

3.1. мотивация игровой деятельности

3.2. фон настроения

3.3. адекватность эмоциональных реакций

3.4. наличие волевых усилий и целеполагания

3.5. устойчивость эмоциональных состояний

4. Особенности отношения к миру и к самому себе

4.1. отношение к ведущей деятельности

4.2. отношение к самому себе

5. Психологическое заключение (психологический диагноз),

прогноз развития, рекомендации по коррекции и развитию.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.