Раздел 1. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики детей — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Раздел 1. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики детей

2021-11-25 24
Раздел 1. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 

по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика детей»

 

для специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

по циклу дисциплин предметной подготовки (ДПП.Ф.02)

 

Очная форма обучения Курс – 3 Семестр – 5, 6 Объем в часах всего – 144 в т.ч.: лекции – 42 практические занятия – 20 лабораторные занятия – 10 самостоятельная работа – 72 Экзамен – 6 семестр Заочная форма обучения Курс – 2 Семестр – 2, 4 Объем в часах всего – 144 в т.ч.: лекции – 10 практические занятия – 4 самостоятельная работа – 130 Экзамен – 5 семестр

Екатеринбург 2007

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика детей»

Уральский государственный педагогический университет.

Екатеринбург, 2006. 95 с.

 

Составители: 

О. В. Алмазова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии Института специального образования УрГПУ;

С. Л. Мазалова, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры специальной психологии Института специального образования УрГПУ.

 

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры

Протокол от 01.03.2007г. № 7  Зав. кафедрой             О. Г. Нугаева

 

Утвержден отделом экспертизы качества образования УрГПУ

Протокол от              г. №     Начальник отдела


Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика детей» является дисциплиной федерального компонента (ДПП.Ф.02) для специальности 050717 – «специальная дошкольная педагогика и психология».

 Специфика данной дисциплины заключается в том, что она является углублённым и конкретным блоком психолого-педагогической информации, уже изучавшейся студентами в обобщённом виде в рамках учебной дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика». Логическое продолжение названной дисциплины заключается в конкретизации основных положений психолого-педагогической диагностики в преломлении их на психолого-педагогическую диагностику детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Кроме того, дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика детей» опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения таких дисциплин как «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная психология».

 Дисциплина призвана вооружить студентов конкретными знаниями, умениями и навыками в области психодиагностики уровня развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с целью определения прогноза развития каждого конкретного ребёнка, оказания ему своевременной психолого-педагогической помощи и обеспечения адекватных его возможностям и способностям условий воспитания и обучения.

Актуальность изучения данной дисциплины студентами названной специальности не вызывает сомнений, поскольку знания и умения, полученные студентами, помогут им в овладении одним из основных направлений профессиональной подготовки – психолого-педагогической диагностикой детского развития. Кроме того, став специалистами, студенты смогут внести свою профессиональную лепту в решение одной из глобальных проблем современной специальной психологии и психологии вообще – проблему ранней диагностики отклонений в развитии детей.

Задачи:

1. Актуализировать знания теоретических основ психолого-педагогической диагностики детей.

2. Углубить знания и представления о практических основах психолого-педагогической диагностики детей.

3. Конкретизировать и систематизировать знания об основных показателях умственного и речевого развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

4. Определить основные критерии дифференциальной диагностики умственного и речевого развития детей при различных аномалиях.

5. Сформировать навыки профессионального обоснования выбора конкретного психодиагностического инструментария, адекватного целям и содержанию обследования детей того или иного возраста.

6. Сформировать навыки и умения проведения психолого-педагогического обследования детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

7. Сформировать представления об основных линиях развития детей, эпикризных сроках становления тех или иных функций.

8. Обучить планированию коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми на основе данных, полученных в ходе обследования детей.

9. Систематизировать знания об основных показателях психологической готовности ребёнка к обучению в школе и сформировать навыки обоснования выбора психодиагностических методик на определение этой готовности.

10. Формировать умения и навыки самостоятельной работы по темам и разделам дисциплины.

 

 Для решения задач дисциплины предусмотрены: лекционные, практические, лабораторные занятия, а также самостоятельная работа студентов.

 Лекционные занятия проводятся на базе института и реализуют задачи теоретического изучения основных положений дисциплины. Практические занятия проводятся на базе института и реализуют задачи: закрепления и углубления теоретических знаний, полученных в ходе лекционных занятий, а также формирования навыков самостоятельного получения знаний при работе с источниками литературы по заданиям преподавателя; отработки навыков публичных выступлений с отчётами, сообщениями, докладами. Формы проведения: семинары, дискуссии, отчёты о самостоятельной работе и др.

Лабораторные занятия могут проводиться как на базе института, так и на базе дошкольных учреждений. Формы проведения: анализ видеоматериалов; изучение и составление психолого-педагогических характеристик на детей дошкольного возраста; изучение и анализ протоколов психолого-педагогических служб; проведение психолого-педагогических процедур и др.

На самостоятельную работу студентов отводится такое же количество часов, как и на аудиторные занятия. Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в течение всего периода изучения дисциплины и может протекать в таких формах: контрольные работы, терминологические диктанты, учебные тесты (по разделам, темам, обобщающие); проверка письменных работ в тетрадях; защиты рефератов; отчёты о проведении лабораторных работ; создание альбома диагностических методик и др.

Общая трудоёмкость дисциплины – 144 часа; на аудиторные занятия отведено 72 часа, из них: 42 часа – лекционные, 20 часов – практические, 10 часов – лабораторные занятия. На самостоятельную работу студентов даётся 72 часа.

 Дисциплина изучается студентами в 5-ом и 6-ом семестрах учебного года и завершается отчётностью в виде экзамена в 6-ом семестре.

 Студенты, обучающиеся по заочной форме, изучают дисциплину в том же объёме, но в большей мере – самостоятельно (доля самостоятельной работы – 130 часов). Аудиторная нагрузка 14 часов, из них 10 часов – лекционные и 4 часа – практические занятия. Отчётность – зачёт.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

 

 

п/п

 

 

Наименование раздела,

темы

Всего

трудоёмкость

Аудиторные часы

Самостоятельная

работа

Всего Лекции Практические Лабораторные
1.     1.1.     1.2.   1.3. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики детей: Концептуальные основы психолого-педагогического изучения Методы изучения структуры нарушений Задачи и принципы диагностики аномального развития 12   3     4   5 6   2     2   2 4   1,5     1,5   1 2   0,5     0,5   1   6   1     2   3
2.     2.1.     2.2. 2.3.   2.4. Практические основы психолого-педагогической диагностики детей: Изучение и составление психолого-педагогической характеристики Методы изучения психики Алгоритм консультирования Протокол обследования 30     8     8 8   6 14     4     4 4   2 6     2     2 2   6     2     2 2 2     2 16     4     4 4   4
3.   3.1.   3.2. Умственное и речевое развитие детей: Показатели умственного развития Дифференциальная диагностика речевых нарушений 20   9   11 10   5   5 8   4   4 2   1   1   10   4   6
4.   4.1.   4.2.   4.3. Психолого-педагогическое обследование детей: Психолого-педагогическое обследование ребёнка младенческого возраста Психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста Психолого-педагогическое обследование ребёнка дошкольного возраста 58   13   17   28 30   5   9   16 18   4   6   8 6   1   1   4 6   2   4 28   8   8   12
5. Планирование на основе проведённого обследования коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми 11 5 3 2   6
6. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе 13 7 3 2 2 6

Итого:

144 72 42 20 10 72

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Всего

трудоёмкость

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего Лекции Практические Лабораторные
1.   1.1.   1.2.     1.3. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики детей: Концептуальные основы психолого-педагогического изучения Методы изучения структуры нарушений Задачи и принципы диагностики аномального развития 12   3   3     6 1   1 1   1     11   2   3     6  
2.   2.1.     2.2.   2.3.   2.4. Практические основы психолого-педагогической диагностики детей: Изучение и составление психолого-педагогической характеристики Методы изучения психики Алгоритм консультирования Протокол обследования 30 7     10   7   6         30 7     10   7   6
3. Умственное и речевое развитие детей: 3.1. Показатели умственного развития 3.2. Дифференциальная диагностика речевых нарушений 20 10     10         20 10 10  
4.     4.1.   4.2.     4.3. Психолого-педагогическое обследование детей: Психолого-педагогическое обследование ребёнка младенческого возраста Психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста Психолого-педагогическое обследование ребёнка дошкольного возраста 58 13   17     28 10 3   3     4 6 2   2     2 4 1   1     2   48 10   14     24
5. Планирование на основе проведённого обследования коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми 11 2 2     9
6. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе 13 1 1     12

Итого:

144 14 10 4   130

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика детей»

для специальности «050716 - Специальная дошкольная педагогика и психология»

по циклу дисциплин предметной подготовки (ДПП.Ф.02)

 

 

Подписано в печать                     Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л.  .

Тираж               экз. Заказ            .

Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

Приложение 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Методическая карта самостоятельной работы студентов

  № п/п   Наименование темы, раздела Всего трудоёмкость Все-го ауд. нагр.   Само- стоя- тель-ная работа Содержание самостоятель-ной работы
1 Теоретические основы психолого-педагогической диагностики детей: 1.1. Концептуальные основы психолого-педагогического изучения 1.2. Методы изучения структуры нарушений 1.3. Задачи и принципы диагностики аномального развития   12     3     4   5 6 2     2   2 6 1     2   3     Подготовка к практическому занятию № 1 (см. выше)   (см. выше) + письменная работа
2 Практические основы психолого-педагогической диагностики детей: 2.1. Изучение и составление психолого-педагогической характеристики   2.2. Методы изучения психики   2.3. Алгоритм консультирования   2.4. Протокол обследования 30   8     8     8     6 14 4     4     4     2 16 4     4     4     4     Подготовка к практическому занятию № 2     Подготовка к практическому занятию № 3 Подготовка к практическому занятию № 4 Подготовка к лабораторному занятию № 1
3 Умственное и речевое развитие детей: 3.1. Показатели умственного развития   3.2. Дифференциальная диагностика речевых нарушений 20   9     11 10 5     5 10 4     6     Подготовка к практическому занятию № 5 (см. выше) + заполнение таблицы (в тетради)
4 Психолого-педагогическое обследование детей: 4.1. Психолого-педагогическое обследование ребёнка младенческого возраста 4.2. Психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста 4.3. Психолого-педагогическое обследование ребёнка дошкольного возраста 58     13   17   28 30 5   9   16 28 8   8   12       Подготовка к практическому занятию № 6   (см. выше) + подготовка к лабораторному занятию № 2 Подготовка к практическим занятиям №№ 7-8 + Подготовка к лабораторным занятиям №№ 3-4
5 Планирование на основе проведённого обследования коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми 11     5   6   Подготовка к практическому занятию № 9
6 Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе 13     7   6   Подготовка к практическому занятию № 10 + подготовка к лабораторному занятию № 5

Итого:

144 72 72  

Практические занятия

(тема, вопросы для обсуждения, задания и методические указания к самостоятельной работе студентов, источники литературы)

 

Практическое занятие 1

Источники

· Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – с. 45-48.

· Принципы отбора детей во вспомогательные школы [Текст] / под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. – Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973. – 224 с.Психолого-педагогическая диагностика [Текст] / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М.: 2005. – с. 29-30.

· Семаго, Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2001. – с. 10-13.

· Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. – М.: Академия, 2002.  – с. 30-40.

Практическое занятие 2

Источники

· Алмазова, О. В. Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики на ребенка или подростка при направлении его к психиатру [Текст]: прил. 8 (к теме 5) / О. В. Алмазова // Алмазова О. В. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие: в 3 ч. / О. В. Алмазова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. – Ч. 1: Теоретические основы. - С. 146-150.

· Алмазова, О. В. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения [Текст]: письмо М-ва образования РФ от 27 марта 2000 № 27/901-6: прил. 5 (к теме 3.2) / О. В. Алмазова // Алмазова О. В. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие: в 3 ч. / О. В. Алмазова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. – Ч. 3: Психологическая служба образования. – С. 79-82.

· Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – С. 51.

· Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка [Текст]: комплект рабочих материалов / М. М. Семаго [и др.]; под общ. ред. М. М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999. – с. 25-29.

· Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ю. Левченко [и др.]; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. – с. 43-47; с. 309-310; 311; 313-314 (примеры психолого-педагогических характеристик).

 

Практическое занятие 3

Практическое занятие 4

Источники

· Алмазова, О. В. Виды психолого-педагогической помощи [Текст] / О. В. Алмазова // Алмазова О. В. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие: в 3 ч. / О. В. Алмазова; Урал. гос. ун-т. – Екатеринбург, 2004. - Ч. 2: Виды психолого-педагогической помощи. – с. 32-47.

· Алмазова, О. В. Психологическая служба образования [Текст] / О. В. Алмазова // Алмазова О. В. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие: в 3 ч. / О. В. Алмазова; Урал. гос. ун-т. – Екатеринбург, 2004. - Ч. 3: - с. 38-48; с. 56 (пп.2-3); с. 57-58 (пп. 5-6); с. 58 (п. 8); с. 59 - 60 (п.10); с. 61-65.; с. 68-70.; с. 76.; с. 79-82.

· Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ю. Левченко [и др.]; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – С. 248-250; С. 254-258; С. 262-265.

· Работа с родителями [Текст] // Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка: комплект рабочих материалов / М. М. Семаго [и др.]; под общ. ред. М. М. Семаго. – М., 1999. – С. 41-42.

· Чиркова, Т. И. Психологическая служба в детском саду [Текст]: учеб. пособие для психологов и специалистов дошкол. образования / Т. И. Чиркова. – М.: Пед. о-во России, 1998.

Для докладов

· Белопольская, И. Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии [Текст] / И. Л. Белопольская // Дети с нарушениями развития: хрестоматия / сост. В. М. Астапов. – М., 1995. – С. 250-261.

· Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития [Текст] / Е. А. Стребелева [и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1999.

· Добровольская, Т. А. Методы психологического консультирования [Текст] / Т. А. Добровольская // Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ю. Левченко [и др.]; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М., 2005. – С. 258-262.

· Добровольская, Т. А. Типичные трудности в процессе консультирования [Текст] / Т. А. Добровольская // Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ю. Левченко [и др.]; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М., 2005. – С. 266-268.

· Добровольская, Т. А. Задачи психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Добровольская // Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ю. Левченко [и др.]; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М., 2005. – С. 268-271.

 

Практическое занятие 5

Источники

· Волосова, Е. Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е. Б. Волосова. – М.: Линка-Пресс, 1999.

· Диагностика речевого развития дошкольников [Текст]: науч.-метод. пособие / под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Изд-во РАО, 1997.

· Диагностика умственного развития дошкольника [Текст] / под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. – М.: 1978.

· Диагностика умственного развития и общих способностей / Введение в психодиагностику [Текст] / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М.: 1997. – с. 60-96 (выборочно о детях указанного возраста).

· Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ю. Левченко [и др.]; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – С. 127-128; С. 137-138; С. 143-144; С. 169-229 (в зависимости от выбора той или иной категории детей).

Примечание: допускается самостоятельный подбор студентами литературных источников с обязательным указанием их названия и выходных данных.

Практическое занятие 6

Практическое занятие 7

Практическое занятие 8

Практическое занятие 9

Тема: «Планирование на основе проведённого обследования коррекционно-педагогической и

Практическое занятие 10

Лабораторные занятия

(тема, задания и методические указания к самостоятельной работе,

 ход занятия)

 

Лабораторное занятие № 1

Лабораторное занятие № 2.

Лабораторное занятие № 3.

Лабораторное занятие № 4.

Лабораторное занятие № 5.

Курс (очное отделение)

1. Концептуальные основы психолого-педагогического изучения.

2. Изучение структуры нарушений при различных аномалиях развития.

3. Задачи психолого-педагогической диагностики аномального развития. Понятие о скрининг-диагностике, дифференциальной и феноменологической диагностике детского развития.

4. Принципы психолого-педагогической диагностики аномального развития в трудах отечественных учёных.

5. Применение психолого-педагогической характеристики в психолого-педагогической практике.

6. Алгоритм изучения психолого-педагогической характеристики на ребёнка специалистами различных учреждений системы психолого-медико-педагогического и социального сопровождения детей.

7. Схемы психолого-педагогических характеристик на детей дошкольного возраста: нормально развивающихся и с отклонениями в развитии.

8. Требования к составлению психолого-педагогических характеристик на детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

9. Анализ подходов к классификации методов изучения психики детей.

10. Применение методов высокой степени формализации в обследовании детей.

11. Применение методов низкой степени формализации в обследовании детей.

12. Нейропсихологическая диагностика детского развития.

13. Обзор групп методик, наиболее часто применяемых для обследования детей дошкольного возраста.

14. Консультирование родителей в ходе обследования ребёнка на психолого-медико-педагогической комиссии.

15. Консультирование родителей в ходе изучения развития ребёнка в психолого-медико-педагогической консультации.

16. Консультирование родителей в ходе процесса сопровождения ребёнка психолого-медико-педагогическим консилиумом конкретного образовательного учреждения.

17. Структура и содержание протоколов обследования ребёнка, заполненных в психолого-медико-педагогических консультациях, комиссиях, консилиумах.

18. Изучение и анализ протоколов обследования ребёнка. Соотношение понятий «протокол» и «заключение».

19. Требования к составлению заключения по результатам обследования ребёнка дошкольного возраста.

20. Особенности проведения психодиагностических процедур с детьми дошкольного возраста. Протокол проведения конкретной диагностической методики.

21. Критерии определения основных показателей развития детей.

22. Определение понятий: «умственное развитие», «умственный возраст», «интеллектуальный коэффициент», «паспортный возраст». Дифференциация понятий «умственное развитие» и «интеллектуальное развитие»

23. Основные показатели умственного развития детей младенческого возраста.

24. Основные показатели умственного развития детей раннего возраста.

25. Основные показатели умственного развития детей младшего возраста.

26. Основные показатели умственного развития детей среднего дошкольного возраста.

27. Основные показатели умственного развития детей старшего дошкольного возраста.

28. Этапы нормативного становления речевой функции в детском возрасте.

29. Дифференциация речевых нарушений при интеллектуальных и/или физических нарушениях развития детей (на примере не менее, чем двух категорий детей с отклонениями в развитии – на выбор студента).

30. Наблюдение как основной метод контроля за нервно-психическим развитием и поведением детей младенческого возраста.

31. Показатели повседневного состояния детей младенческого возраста и осуществления текущего контроля за состоянием и поведением младенцев.

32. Объективный метод контроля за динамикой нервно-психического развития детей младенческого возраста.

33. Понятие о значимых линиях развития детей младенческого возраста.

34. Эпикризные сроки младенческого возраста. Количественная оценка развития детей.

35. Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни (Э. Л. Фрухт).

36. Реалии и проблемы психодиагностики детей первого года жизни. Возможности психодиагностики в выявлении отклонений в развитии детей данного возраста.

37. Эпикризные сроки развития ребёнка раннего возраста. Нормальное, раннее и позднее развитие.

38. Наблюдение и естественный эксперимент в диагностике детей раннего возраста.

39. Текущий контроль за состоянием и поведением детей раннего возраста.

40. Обзор конкретных методик психодиагностики детей раннего возраста. Возможности психодиагностики в выявлении отклонений в развитии детей данного возраста.

41. Значимые линии развития детей раннего возраста. Реалии и проблемы психодиагностики детей второго и третьего года жизни.

42. Анализ проблем ранней диагностики отклонений детского развития. Вклад отечественных учёных в решение данной проблемы.

43. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста. Необходимость адаптации методов психодиагностики к детям разного возраста.

44. Методы и методики психолого-педагогического обследования детей младшего дошкольного возраста.

45. Методы и методики психолого-педагогического обследования детей среднего дошкольного возраста.

46. Методы и методики психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

47. Возможности психолого-педагогической диагностики в выявлении отклонений в развитии детей 3-5-летнего возраста.

48. Возможности психолого-педагогической диагностики в выявлении отклонений в развитии детей 5-7-летнего возраста.

49. Планирование коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы на основе результатов диагностики развития детей 3-5-летнего возраста.

50. Планирование коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы на основе результатов диагностики развития детей 5-7-летнего возраста.

51. Практика и проблемы комплектования дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии.

52. Критерии психологической готовности детей к обучению в школе.

53. Тест школьной зрелости. Значение определения психологической готовности детей к обучению в школе.

54. Подходы к выбору методов и методик на определение психологической готовности детей к обучению в школе.

эмоциональном, физическом) го развития детей дошкольного возраста с отклонениями в развитианализа диагностики развития детей младенческого(раннего, дошкольного

Критерии к оценке устного ответа при сдаче межкурсового экзамена по дисциплине

«Психолого-педагогическая диагностика детей»

 

Критерии косвенные:

- выполнение учебного плана дисциплины студентом очной формы обучения;

- активная работа на практических и лабораторных занятиях;

- качественное выполнение заданий по самостоятельному освоению блоков информации изучаемой дисциплины;

- своевременное предоставление преподавателю отчётности по самостоятельной работе студента.

Примечание: Косвенные критерии могут влиять на окончательную оценку ответа студента как в положительную, так и отрицательную стороны.

 

Непосредственно-оценочные критерии:

«ОТЛИЧНО»

· логичные, структурированные, продуманные и доказательные ответы на два вопроса билета;

· излагаемая студентом информация не ограничена материалами лекций, практических и лабораторных занятий, содержит сведения дополнительных источников литературы;

· в ответе студента чётко прослеживается умение сопоставлять теоретические знания с практическими (в том числе, умение приводить примеры из практики, иллюстрирующие теоретические положения излагаемой информации);

· демонстрация точного понимания понятийно-терминологического аппарата изученной дисциплины и грамотное использование его в устном ответе;

· эмоциональный фон ответа адекватен ситуации экзамена (умение студента «держать себя» в стрессовой ситуации).

· ответы на дополнительные (уточняющие) вопросы чёткие, доказательные, логичные;

· речь уверенная, грамотная, научная.

«ХОРОШО»

· ответ, соответствующий критериям оценки «отлично», только на один вопрос билета, ответ на второй вопрос не в полной мере соответствует этим критериям;

· ответы на оба вопроса билета продуманы, структурированы, логичны;

· излагаемая студентом информация, в основном, ограничена материалами лекций, практических и лабораторных занятий, сведения дополнительных источников фрагментарны, либо отсутствуют;

· в ответах студента не всегда прослеживается умение сопоставлять теоретические знания с практическими (примеры, приведённые студентом, не иллюстрируют или слабо иллюстрируют теоретические положения излагаемой информации);

· использование понятийно-терминологического аппарата, в основном, грамотное; могут быть негрубые неточности в понимании некоторых терминов и трактовке понятий;

· эмоциональный фон ответа адекватен ситуации экзамена;

· ответы на дополнительные (уточняющие) вопросы, в основном, правильные, но недостаточно доказательные;

· речь, в основном, уверенная, грамотная, научная (фрагментарно – «бытовая»).

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

· ответ, соответствующий критериям оценки «отлично», только на один вопрос билета, ответ на второй вопрос соответствует критериям ответа «неудовлетворительно» или вообще отсутствует;

· ответы на оба вопроса билета слабо структурированы, слабо доказательны, имеют искажения логики;

· излагаемая студентом информация не только ограничена материалами лекций, практических и лабораторных занятий, но и воспроизводится в сокращённом объёме;

· в ответе студента не прослеживается умение сопоставлять теоретические и практические знания (в том числе, затруднения в приведении примеров);

· знания понятийно-терминологического аппарата в целом имеются, но использование не во всех случаях грамотное: могут быть «бытовые» трактовки, ошибки и неточности;

· эмоциональный фон ответа не всегда адекватен ситуации экзамена (повышенная тревожность, повышенная скованность, демагогичность, излишне повышенный фон настроения, плаксивость, безразличность и т.д.). Может быть адекватным, что свидетельствует о самокритичности студента.

· ответы на дополнительные (уточняющие) вопросы либо отсутствуют, либо фрагментарны, либо не верны;

· речь может быть уверенной и грамотной, когда студент знает, о чём говорит; и неуверенной, «бытовой» в остальных блоках излагаемой информации.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

· ответ, соответствующий критериям оценки «хорошо» или «удовлетворительно», только на один вопрос билета, ответ на второй вопрос соответствует критериям ответа «неудовлетворительно» или вообще отсутствует;

· ответы на оба вопроса билета неструктурированны, недоказательны; логика изложения прослеживается слабо, либо не прослеживается вообще;

· излагаемая студентом информация слабо напоминает материалы лекций, практических и лабораторных занятий, воспроизводится неточно, неверно;

· в ответе студента нет сопоставления теоретических и практических знаний; либо студент всё старается излагать с помощью примеров, которые почти никак не соотносятся с информацией изученной дисциплины;

· знания понятийно-терминологического аппарата в целом отсутствуют, либо крайне ограничены;

· эмоциональный фон ответа не всегда адекватен ситуации экзамена (повышенная тревожность, повышенная скованность, демагогичность, излишне повышенный фон настроения, плаксивость, безразличность и т.д.). Может быть адекватным, что свидетельствует о самокритичности студента.

· ответы на дополнительные (уточняющие) вопросы либо отсутствуют, либо фрагментарны, либо не верны;

· речь, в основном, «бытовая».

 

Примерные темы для рефератов по дисциплине

· Психолого-педагогическая характеристика ребёнка дошкольного возраста с нарушениями речевого (интеллектуального, физического) развития.

· Методы и методики изучения психологической готовности детей 6-7 летнего возраста к обучению в школе.

· Консультирование родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

· Особенности организации и содержания психодиагностических процедур обследования детей младенческого (раннего, дошкольного) возраста.

· Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения.

· Сравнительный анализ работы психолого-медико-педагогической консультации и медико-педагогической комиссии.

· Взаимодействие психолого-медико-педагогического консилиума и психолого-медико-педагогической консультации.

· Планирование коррекционно-педагогической работы на основе анализа диагностики развития детей младенческого (раннего, дошкольного) возраста.

· Планирование коррекционно-психологической работы на основе анализа диагностики развития детей младенческого(раннего, дошкольного) возраста.

2.10. Примерные темы курсовых работ по дисциплине

· Психолого-педагогическая диагностика, теория и практика.

· Принципы диагностики аномального развития и их реализация в работе психолого-медико-педагогической комиссии.

· Возможности проективных рисунков в диагностике развития детей дошкольного возраста.

· Тестовый метод в диагностике познавательных возможностей детей дошкольного возраста.

· Метод наблюдения как основной в изучении развития детей младенческого и раннего возраста.

· Особенности психодиагностики детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в разв


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.