Организационные основы проведения турслетов и соревнований — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организационные основы проведения турслетов и соревнований

2021-11-24 38
Организационные основы проведения турслетов и соревнований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Важная составная часть массовой работы по туризму – организация и проведение туристских слетов и соревнований. Туристские слеты и проводимые в их программе соревнования и конкурсы преследуют различные цели и решают разнообразные задачи. Туристские слеты могут быть различного уровня: районный, городской, республиканский и Всероссийский.

Программа туристского слета любого ранга обычно включает две группы мероприятий: конкурсные и спортивные. Первую группу составляют: творческие конкурсы (военно-патриотической и туристской песни, видеоролика, фотографии, отчета о походе, тургазеты, бивака, командной эмблемы, поварского искусства и т. д.). Ко второй группе относятся спортивно-туристские соревнования. В зависимости от задач слета, его ранга, уровня подготовленности участников, а также опыта судей – постановщиков дистанций программа соревнований на слете может включать самые разнообразные виды [11, с. 65].

Туристская полоса препятствий (или туристская эстафета) включает элементы техники, характерной для пешеходного, горного, водного или велотуризма. Например: различные виды переправ (вброд, по клади, навесная), подъемов и спусков по крутым склонам, различные способы транспортировки «пострадавшего».

Военизированная полоса препятствий содержит элементы военно-прикладной подготовки, в том числе преодоление естественных препятствий в противогазах, метание гранаты в цель, преодоление специфических искусственных препятствий (например, «мышеловки»).

Комбинированная полоса препятствий может включать элементы туристской техники и военно-прикладные навыки, игровые технологии, веревочные курсы в самых разнообразных сочетаниях.

Кросс-поход (иногда ночной) включает командное преодоление достаточно протяженной дистанции по сильно пересеченной местности с элементами ориентирования [16, с. 85].

 Различные виды соревнований по ориентированию на местности, являющиеся важной формой туристской подготовки, проводятся на слетах в двух формах: либо как соревнования по спортивному ориентированию (индивидуальные или эстафетные в заданном направлении, на маркированной трассе, по выбору; тогда они проводятся в соответствии с правилами таких соревнований по спортивным картам), либо как соревнования по технике туристского ориентирования (в этом случае они проводятся как по спортивным картам, так и по специально подготовленным туристским картосхемам или на «азимутальном маршруте», т. е. без карты – по заданным расстояниям и направлениям). Соревнования по технике туристского ориентирования проводятся, как правило, в форме командных, часто с рюкзаками и контрольным грузом, в ряде случаев – ночью.

За исключением соревнований по спортивному ориентированию, имеющих тщательно разработанные правила, а также, в определенной степени, соревнований на туристской полосе препятствий (или в туристской эстафете), проводимых в рамках правил соревнований по технике пешеходного, горного, велосипедного, водного туризма, все остальные виды соревнований правил не имеют и проводятся в соответствии с Положением о слете, регламентом и условиями соревнований, разрабатываемыми специально для проводимого слета с учетом его цели и задач.

 Конкурсная программа слета и массовые мероприятия также планируются в полном соответствии с целью, задачами слета и составом его участников. В максимуме на слете проводятся конкурсы на лучший видеоролик, фотографию, фотостенд о походе, отчет (фотоальбом) о походе, на лучшее исполнение песни и авторскую песню, пропаганду туризма, туристские самоделки, газету-представление команды, бивак, эмблему, значок слета, причем при демонстрации видеоматериалов и исполнении песни возможен двойной конкурс – по туристской и близкой по духу тематике (военно-патриотической, экологической, краеведческой и т. д.) [22, с. 52]. 

Туристские секции и клубы туристов, городские и районные туристские клубы могут также проводить туристские слеты с соревнованиями по технике отдельных видов туризма.

 История туристских слетов насчитывает более 40 лет. Средний стаж соревнований по технике отдельных видов туризма (водного, горного, пешеходного, лыжного, велосипедного, автомото- и спелеотуризма) 10–12 лет. При общности целей у этих двух видов туристских мероприятий различные задачи, а, следовательно, и различное содержание. Туристские соревнования проводятся по технике данного вида туризма и в зависимости от ранга соревнований и ожидаемого уровня подготовки (туристского опыта) участников имеют класс от I до IV. В туристских же слетах, проводимых крупными турклубами, вузами или отделами образования, существенно больший акцент ставится на решении воспитательных, чем спортивных, задач. Если задачи туристских соревнований состоят в определении уровня технической подготовленности команд, в выявлении сильнейшей из них и в отборе кандидатов в сборную для следующего, более высокого этапа соревнований, то основные задачи туристских слетов на основе многолетнего опыта их проведения можно определить так: военно-патриотическое воспитание молодежи, пропаганда туризма как важного средства воспитания и привития военно-прикладных навыков, приобщение юношей и девушек к занятиям различными видами туризма и спортивного ориентирования, приобщение к творчеству по военно-патриотической и туристско-краеведческой тематике [18, с. 16].

Из видов туризма, включенных в Единую всероссийскую спортивную классификацию, подробные правила соревнований и методики судейства разработаны и утверждены по технике пешеходного, лыжного, горного, водного туризма, скалолазанию, поисково-спасательным работам (комбинированному туризму), туристскому многоборью.

Соревнования по технике отдельных видов туризма заключаются в командном прохождении дистанции с преодолением участков пересеченного рельефа, естественных или искусственных препятствий и выполнением специальных заданий (организация спасательных работ, оказание доврачебной медицинской помощи, вязка узлов, зачет по топографии и т. п.).

Соревнования по технике пешеходного туризма включают три вида: преодоление полосы препятствий, прохождение похода-кросса и выполнение специальных заданий. Техническими этапами соревнований и специальными заданиями могут быть:

1 различные виды переправ через ручей, реку, овраг и т. п. – по бревну, вброд (в том числе с использованием перил), на плавсредствах, навесная;

2 преодоление крутых склонов – подъем (в том числе по перилам), траверс (в том числе с альпенштоком), спуск спортивным способом;

3 преодоление ручья, канавы, рва с использованием подвешенной веревки («маятником»), преодоление болота движением по жердям («гать»), по кочкам, преодоление чащи, завала;

4 туристское ориентирование;

5 установка палатки, разжигание костра;

6 транспортировка «пострадавшего», оказание доврачебной медицинской помощи [12, с. 43].

Соревнования по технике и тактике лыжного туризма включают три вида: преодоление полосы препятствий, прохождение лыжного маршрута, соревнования по тактике. Техническими этапами соревнований на полосе препятствий и лыжном маршруте могут быть:

1 различные способы подъема по крутому склону, траверса склона и спуска по склону на лыжах, без лыж, на кошках, с организацией страховки;

2 преодоление чащи, завала, отдельных поваленных деревьев;

3 преодоление водной преграды по льду со страховкой;

4 действия группы при прохождении лавиноопасного участка;

5 организация поисково-спасательных работ; транспортировка «пострадавшего» и оказание доврачебной медицинской помощи;

6 туристское ориентирование;

7 организация зимнего бивака и др. [3, с. 44].

Соревнования по технике горного туризма включают два вида дистанций – скальную и ледовую. Правилами предусматривается также преодоление водной преграды или выполнение специальных технических приемов (транспортировка «пострадавшего»).

Технические этапы соревнований могут включать:

1 преодоление (подъем, траверс, спуск) крутых скальных и снежно-ледовых склонов с организацией перил и страховки с применением специального снаряжения;

2 организацию навесной переправы и переправы вброд с обеспечением страховки;

3 технику транспортировки «пострадавшего» на крутых скальных или ледовых склонах [8, с. 37].

Соревнования по технике водного туризма проводятся на двух видах дистанций: короткой трассе с воротами и длинной трассе. Соревнования заключаются в прохождении экипажем (командой) участка реки с естественными и искусственными препятствиями и воротами. В программу могут быть включены эстафеты, участки с ориентированием, организация спасательных работ и др.

 В отличие от соревнований по гребному слалому (на байдарках и каноэ), в которых преодоление трассы с воротами осуществляется прямым сплавом, в соревнованиях по технике водного туризма искусственные препятствия (ворота) проходят как прямым сплавом, так и двумя другими способами: преодолением ворот вперед кормой по течению и носом против течения. Соревнования по технике водного туризма проводятся в четырех классах судов (байдарки разборные с мягкой оболочкой, надувные лодки, плоты, катамараны) [24, с. 82].

 Соревнования по технике велотуризма включают: велокросс с ориентированием и преодолением естественных препятствий, преодоление полосы препятствий, фигурное вождение.

 Разнообразие форм, содержания, а значит, и структуры слетов ставит перед туристскими секциями, кружками, туристскими клубами широкий круг задач по подготовке к весьма разнообразным по содержанию мероприятиям. Следовательно, при подготовке и проведении собственных слетов туристские секции не могут не учитывать необходимость отбора и подготовки команд к соревнованиям и различным творческим конкурсам.

Туристский слет организуют (соревнования по туристской технике) станции юных туристов, комитеты профсоюзов, туристские клубы вузов, заблаговременно внося его в свои календарные планы спортивных мероприятий.

В оргкомитет туристского слета входят: представитель проводящей организации, главный судья соревнований на слете, представители других общественных организаций. Оргкомитет согласовывает проведение слета с местными советами, лесничествами, на территории которых он планируется, утверждает главную судейскую коллегию, решает вопросы материально-технического, медицинского, хозяйственного, транспортного обеспечения слета, обеспечения безопасности участников соревнований [15, с. 55].

Все мероприятия слета (соревнования, конкурсы) проводятся в полном соответствии с положением о слете и условиями проведения соревнований (конкурсов); последние либо включаются в положение, либо служат письменным приложением к нему. Оба документа утверждаются проводящей организацией, и только она (ее представитель на слете) имеет право вносить в них какие-либо изменения [26, с. 5].

Положение о слете содержит следующие обязательные разделы: цель и задачи слета; время и место его проведения; программа; определение результатов; награждение победителей.

В зависимости от масштаба слета в положение могут быть включены и другие разделы: руководство подготовкой и проведением слета; участники слета; финансирование, порядок и сроки подачи заявок, требуемая документация; порядок и сроки регистрации участников; снаряжение и инвентарь.

Изменения и дополнения в положение вносятся представителем проводящей организации не позднее начала первой жеребьевки команд. Однако при возникновении условий, угрожающих безопасности участников или делающих невозможным проведение соревнований, они должны быть отложены, а если уже начались – то прерваны. Если соревнования в тот же день провести невозможно, решение о дальнейшем их проведении и зачете результатов принимает главная судейская коллегия слета [10, с. 40; 17, с. 33].

Все соревнования по технике отдельных видов туризма, по спортивному ориентированию (если они предусмотрены программой слета) проводятся в полном соответствии с Правилами этих соревнований. Если, однако, программой слета предусмотрены соревнования комбинированные, включающие военно-прикладные навыки, элементы туристской техники и техники ориентирования, организаторы соревнований разрабатывают подробные условия, имеющие силу Правил.

Подготовка к слетам и соревнованиям по видам туризма начинается задолго до их начала с включением планируемого мероприятия в календарный план, который составляется по следующей форме (таблица 1):

Таблица 1

Календарный план туристских мероприятий

 

№ п/п Наименование мероприятия Сроки проведения Место проведения Участники Ответственные за проведение Расходы
             

 

Организация, проводящая туристское мероприятие, создает оргкомитет и принимает постановление (издает приказ) о проведении слета или соревнований, которые, как правило, приурочиваются к знаменательным датам. Постановление (приказ) и положение о слете или соревнованиях рассылаются организациям, участвующим в мероприятии, за месяц до его начала – при уровне до республиканского и за 3 месяца – при республиканском или всероссийском.

В таблице 2 приведена схема общепринятого плана работы оргкомитета слета (туристских соревнований). Вместе с постановлением о его проведении, положением и сметой расходов рабочий план мероприятий оргкомитета составляет основную документацию, определяющую его работу.

Таблица 2

План основных мероприятий оргкомитета туристского слета

 

№ п/п Мероприятия Срок выполнения Ответственный
1 2 3 4
1 Комплектование главной судейской коллегии За 4–6 месяцев до начала Главный судья
2 Выбор места слета. Согласование района с местными органами власти, лесничеством, санэпидстанцией За 3–5 месяцев до начала Члены оргкомитета
3 Подготовка снаряжения и инвентаря За месяц до начала Комендант
4 Заказ автотранспорта То же Члены оргкомитета
5 Подготовка судейской документации   То же

Продолжение таблицы 2

 

1 2 3 4
6 Подготовка трасс соревнований   Главный Судья  
7 Организация пропаганды слета (изготовление афиши, эмблем, значков, программы слета, пригласительных билетов, связь с прессой, радио, телевидением и т. д.)   Члены оргкомитета
8 Приобретение призов, медалей и дипломов для награждения победителей   То же
9 Обеспечение медицинским обслуживанием За месяц до начала  
10 Приглашение на слет ветеранов революции, войны и труда, передовиков производства и сельского хозяйства, деятелей культуры, лучших спортсменов То же  
11 Обеспечение работы буфетов, киосков по продаже продуктов, сувениров, газет, краеведческой и туристской литературы    
12 Обеспечение транспортными средствами и инвентарем трудового десанта    
13 Подготовка к трудовому десанту    
14 Оборудование центра соревнований Накануне слета Комендант
15 Организация встречи участников То же Члены оргкомитета
16 Обеспечение питанием участников и судей В дни слета То же
17 Организация природоохранных и противопожарных мероприятий, мер безопасности То же  
18 Организация отъезда В дни слета Члены оргкомитета
19 Подведение итогов слета, составление отчета В течение недели Председатель оргкомитета
20 Пропаганда проведенного мероприятия (фотогазеты, радио и телевидение, печать) В течение месяца Члены оргкомитета

           

Как видно из таблицы, круг вопросов, решаемых оргкомитетом и главной судейской коллегией слета в период его организации и подготовки, довольно широк и включает часть мероприятий, характерных для организации любых спортивных соревнований (комплектование главной судейской коллегии и подготовка судейской документации, транспортные вопросы, организация питания участников и судей, организация награждения и др.). Однако другая часть вопросов специфична именно для туристских мероприятий (выбор места слета, подготовка трасс соревнований, материально-техническое обеспечение) [12, с. 54].

Выбор места, подготовка. Выбор места слета определяется требованиями безопасности участников, удобства подъездов и подходов, планировки лагеря, обеспеченности водой и топливом, пожарной безопасности и охраны природы, ландшафтной характеристикой местности с точки зрения прокладывания интересных для участников и зрителей дистанций соревнований.

При выборе места слета тщательно анализируются все его достоинства и недостатки, осуществляется предварительная планировка лагеря, определяются участки, пригодные для прокладки дистанций соревнований, для старта и финиша по каждой дистанции, для размещения главной судейской коллегии, врача, секретариата. Определяется также объем работ комендантской службы слета.

Для проведения слетов обычно выбираются живописные места в пригородных лесных зонах, где имеются источники питьевой воды, подъездные пути. Лучше всего организовать слет в районе спортивно-оздоровительного или иного детского лагеря. Схема размещения команд разрабатывается заранее. Предусматриваются места для приготовления пищи на примусах или кострах, подвозятся дрова, оборудуются места для умывания, устройства туалетов и мусорных ям. В судейском лагере устанавливается большая палатка (или навес) для совещаний главной судейской коллегии, работы мандатной комиссии. На поляне размечается маркерной лентой линейка для построения участников, устанавливается флагшток для подъема флага соревнований. Комендантская служба оборудует и оформляет места открытия и закрытия слета, старта и финиша соревнований по видам туризма [27, с. 32].

Подготовка дистанций соревнований. Дистанции соревнований должны быть логичными, зрелищными, безопасными и полностью соответствовать уровню подготовки участников слета.

Размечает и готовит трассу соревнований служба дистанции, возглавляемая ее начальником. Все этапы должны быть заметны для участников и ограждены коридором от зрителей. Вся трасса полосы препятствий маркируется. Служба дистанции должна подготовить соответствующий картографический материал (его корректировку и тиражирование), оборудовать дистанции знаками контрольных пунктов со средствами отметки об их прохождении [5, с. 12].

Дистанции соревнований на слете коллектива физической культуры должны быть максимально доступными для всех желающих. Ставить их рекомендуется в местах, где они логичны. Так, навесную переправу лучше организовать над рекой или оврагом, а не на поляне между двумя деревьями. Более сложные участки обычно размещаются в начале дистанции, а переправы вброд – в конце. При оборудовании дополнительных параллельных маршрутов увеличивается пропускная способность соревнований.

Материально-техническое обеспечение слета предусматривает обеспечение участников слета и судей лагерным снаряжением (палатки, костровые принадлежности или примусное хозяйство, посуда для приготовления пищи, хозяйственный инвентарь) и продуктами питания; снаряжением для соревнований и работы судейской коллегии; средствами для проведения конкурсов и работы жюри.

Перед началом слета готовятся афиши, плакаты, щиты информации, которые передаются коменданту. Комендантской службе отводится основная роль в материально-техническом обеспечении слета. Комендант получает снаряжение и инвентарь, под расписку выдает их начальникам дистанции и принимает от них по окончании слета.

В соответствии с заявкой главного секретаря слета должны быть подготовлены бланки протоколов, канцелярские принадлежности (папки, скоросшиватели, карандаши, фломастеры, скрепки, кнопки, клей, резинки, бумага и т. д.), дипломы, хронометры, нагрудные номера, отличительные знаки судей (значки, эмблемы, нарукавные повязки, судейские карточки, бланки справок о судействе).

Организация лагеря слета и питания его участников в полевых условиях практически та же, что и в условиях туристского похода [2, с. 133].

Материально-техническое обеспечение соревнований полностью зависит от их содержания, видов и класса, условий проведения, требований, предъявляемых положением о соревнованиях к снаряжению. Соревнования по технике отдельных видов туризма требуют соответствующего горно-пешеходного снаряжения (веревки, страховочные системы, карабины, рукавицы, каски), байдарок, велосипедов и т. п. Положением оговаривается, с каким снаряжением команды прибывают на слет. А оборудование дистанций полностью обеспечивается организаторами слета.

Материально-техническое обеспечение конкурсной программы слета – определяющий фактор успешного проведения конкурсов. Так, для просмотра видеороликов и фильмов необходимы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, усилитель и другое оборудование [11, с. 92].

Проведение слета. При планировании дистанций и в процессе соревнований первостепенное значение приобретают меры безопасности, природоохранные и противопожарные. Так, участок реки для организации переправы должен быть выбран с твердым и ровным дном, безопасными подходами. Недопустимы прохождение дистанции и организация страховки с некачественным снаряжением. Постоянными должны быть наблюдения медико-санитарной службы за приготовлением пищи, качеством воды, состоянием туалетов, мусорных ям.

На соревнованиях по технике отдельных видов туризма обеспечение безопасности (организация судейской страховки в соревнованиях по технике горного туризма, патрулирование спасательных лодок в соревнованиях по технике водного туризма и т. п.) – основная задача службы дистанций.

В работе судейских бригад, обслуживающих соревнования, необходимы прежде всего четкость, согласованность, корректность.

Проведение конкурсов на слетах в полевых условиях – задача подчас не только трудная, но и неразрешимая. Хорошо организованный и проведенный туристский слет не только спортивный праздник, но и исключительно важное мероприятие в деле пропаганды туризма и самодеятельного туристского творчества [23, с. 76].


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.