Форум ОБСЕ посвещенный безопасности в Центральной Азии — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Форум ОБСЕ посвещенный безопасности в Центральной Азии

2021-10-05 33
Форум ОБСЕ посвещенный безопасности в Центральной Азии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Безопасность Европы начинается в Центральной Азии. Это стало главной темой форума, в котором приняли участие парламентские делегации из 33 стран. По мнению многих, это событие - подтверждение тому, что центральноазиатское направление деятельности ОБСЕ усиливается.

Парламентская Ассамблея - это постоянно действующий институт ОБСЕ. В ней представлены парламентарии всех государств, входящих в эту общеевропейскую структуру. Депутаты имеют важный голос при выработке политики ОБСЕ в трех основных областях – региональной безопасности, экономического развития и так называемом " человеческом измерении ", то есть демократии и соблюдении прав человека. Выездное заседание Парламентской Ассамблеи полностью посвящено Центральной Азии. Это говорит о повышенном интересе к региону.

Брюс Джордж, председатель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ:

- Ни один из вопросов, выбранный для обсуждения на этом форуме, не является простым. Мы обсуждаем безопасность, борьбу с терроризмом, проблемы экономики, политики, экологии. Не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии.

На заседании выступил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По его мнению, пришло время поставить вопрос о значении Центральной Азии для обеспечение безопасности на континенте. Новые угрозы - терроризм, наркотрафик, распространение оружия массового поражения заставляет измерять безопасность по глобальной шкале.                   Социально-политическая нестабильность в регионе прямо отражается на Европе.

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:

- Ключи решения проблем глобальной безопасности, включая обеспечения стабильности европейского континента, сегодня сокрыты здесь, в Азии. К сожалению, сегодня в Европе нет понимания того, что линия борьбы находится в нашем регионе. Вполне логичным видится создание в Центральной Азии под эгидой ОБСЕ международной структуры по борьбе с такой угрозой безопасности, как нелегальная миграция. ОБСЕ может сыграть важную роль в обеспечение безопасности на Каспийском море. В этом плане Казахстан предлагает подписать пакт о стабильности на Каспии. Его ключевым моментом мог бы стать отказ от использования военной силы в прикаспийском регионе. Назревает вопрос о формировании здесь эффективной региональной антитеррористической структуры.

Президент информировал участников форума об инициативах Казахстана по созданию эффективной системы Азиатской безопасности - СВМДА и ШАО. Кроме того, Глава государства подробно остановился на задачах страны по дальнейшей демократизации общества, которые содержатся в его Послании народу Казахстана. По словам Нурсултана Назарбаева, свой выбор страна сделала еще 12 лет назад - рыночная экономика и свободное общество.

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:

- Опираясь на экономический успех, мы намерены провести следующий этап либерализации: подготовка и принятие изменений в Закон о выборах, внесение изменений в Закон о СМИ, обеспечение полномочий местных органов власти и дальнейшей выборности этих органов. Поддержка НПО, реформирование судебной системы. Важно и то, что в Послании к народу я объявил, что Казахстан повышает пенсии с 1 июля больше чем на 30 процентов. Со следующего года будут значительно снижены налоги для физических и юридических лиц, повышена зарплата госслужащим.

Казахстан является членом ОБСЕ с 1992 года, тем самым взяв на себя обязательства следовать европейским демократическим стандартам. Участники форума высоко оценили стремление Казахстана развивать демократию. [21]

Ян Кубиш, Генеральный секретарь ОБСЕ:

- Здесь работа ведется. Есть желание проводить такую работу и принимать рекомендации, которые идут со стороны ОБСЕ - это уже хорошо. Я оцениваю заявление Президента РК очень позитивно.

Жармахан Туякбай, спикер мажилиса парламента РК:

- Мы постараемся довести до парламентариев европейских стран наше видение демократии, объяснить ситуацию, которая складывается у нас, дальнейшие пути движения в сторону демократии; какие законы, какие нормативные акты мы собираемся в этой связи принимать.

Заседание парламентского форума было посвящено проблемам терроризма. Как считают многие зарубежные участники, безопасность центральноазиатских государств в немалой степени зависит от прогресса в экономической и политической областях. И в то же время они признавали, что поддержка со стороны международных организаций недостаточна. Госсекретарь Казахстана Касымжомарт Токаев заявил, что питательной средой терроризма является бедность и нищета. Но победить зло невозможно, не выяснив имена идеологов и источники финансирования.

Касымжомарт Токаев, Госсекретарь-министр иностранных дел РК:

- Существуют и даже благоденствуют люди, если их так можно назвать, поставившие своей целью создание и распространение новой цивилизации - террористической цивилизации. Террористические идеи становятся все более популярными. Недалек тот час, когда культовой фигурой станет не только Че Гевара, но и Усама бен Ладен.

На следующий день участники форума обсуждали два вопроса. Это экономика и развитие демократических институтов в. Гости из Европы получат более ясное представление об экономической и политической ситуации в регионе, в котором проживает более 50 миллионов человек.

 

 

2.3. Роль ОБСЕ в обеспечении региональной безопасности в Центральной Азии

 

"Роль ОБСЕ должна быть более предметной и практической в обеспечении региональной безопасности в Центральной Азии ". Такое мнение высказал, 7 июня во время выступления на Трансазиатском парламентском форуме ПА ОБСЕ президент РК Нурсултан Назарбаев.[22]

Как отметил Н. Назарбаев, структура безопасности Казахстана строится на основе многоярусной системы, где каждый " кластер играет свою роль в поддержании регионального равновесия, стабильности и защиты от угроз ". Государства - участники в системе ДКБ, по словам президента РК,     " помогают решить проблему военно-технического характера, что является одной из гарантий предотвращения военных угроз ". Работа в системе ШОС, отметил Н. Назарбаев, " помогла снять напряженность " на границах Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, России и Китая - от Памира до Тихого океана. В рамках ШОС вырабатывается формула многостороннего сотрудничества по противодействию общим угрозам международного терроризма, развития экономических и гуманитарных связей. "В рамках процесса СВМДА разрабатывается пакет документов о создании зоны свободной от оружия массового уничтожения в Азии", - сообщил Н. Назарбаев.

Важным аспектом обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии является участие ее государств в программе НАТО           " Партнерство во имя мира ". Государствам региона, участникам антитеррористической коалиции благодаря ее активным действиям удалось уничтожить основные террористические базы в Афганистане. Сдвинулся с мертвой точки процесс политического урегулирования в этой стране, бывшей базой для международного терроризма и производства наркотиков. Однако, в регионе сохранились " окна уязвимости ", отметил Н. Назарбаев. В числе таких проблем он назвал международный терроризм, экстремизм, торговлю наркотиками, наркотрафик через территорию Центральной Азии, нелегальную миграцию. По мнению Н. Назарбаева, из-за этих "окон уязвимости " сохраняется угроза безопасности для региона Центральной Азии и Европы. Глава Казахстана считает, что в " прикрытии " этих окон должна сыграть свою активную роль и ОБСЕ.

Мы ожидаем более активных действий ОБСЕ на Каспии, сказал Н. Назарбаев. Из пяти прикаспийских государств четыре являются членами этой организации. В этом плане, сообщил президент РК, Казахстан предлагает подписать пакт по стабильности на Каспии, его ключевым моментом может стать отказ от использования военных сил в Каспийском регионе. Возникает вопрос о создании здесь эффективной региональной антитеррористичекой структуры.[23]

Работая в этих направлениях, сказал президент Казахстана, ОБСЕ могла бы расширить шкалу измерения безопасности общеевропейского пространства. Тем самым Центральная Азия смогла бы стать одним из основных портов ОБСЕ в противодействии разным угрозам и вызовам.

Вообще, правящие элиты и экспертные сообщества стран региона все еще в значительной степени ориентируются в выработке своих стратегий на мифологемы начального этапа становления суверенитета. При этом они переоценивают значение одних факторов региональной безопасности и недооценивают другие. Большинство участников конференции согласились с тем, что ведущую роль в обеспечении безопасности Центральной Азии будут играть в первую очередь внутриполитические факторы. Было отмечено, что ситуация в странах региона на протяжении последних лет претерпела значительные изменения. Если в середине и конце 90-х особые акценты в аналитических работах экспертов занимали мотивы внешнего давления на регион, геополитические факторы, ныне ситуация иная. Основные источники дестабилизации прошлого локализованы. В частности проблема движения "Талибан" и прочих радикальных религиозных течений в значительной мере преодолена. Изменился и внутренний социальный климат стран региона, что также способствовало стабилизации положения.

О роли Казахстана в системе региональной безопасности говорила Дарига Назарбаева, председатель наблюдательного совета МИСП. Казахстану принадлежит “ много заслуг в сохранении безопасности ” в центрально - азиатском регионе, подчеркнула она. По словам Д. Назарбаевой, “ Казахстан с самого начала своего существования претендовал на роль медиатора, на роль интегратора на этом пространстве ”. Усилиями Казахстана были сохранены деловые, рабочие, дружеские отношения с бывшими странами Советского Союза и прежде всего с Россией. «Казахстан и Россия играли и продолжают играть достаточно активную роль в СНГ», - отметила председатель наблюдательного совета МИСП. [24]

Эта оценка вполне объективна: Казахстан наряду с Россией является одним из инициаторов и активных участников очень многих интеграционных объединений по безопасности в этом регионе - Шанхайской Организации Сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности и других, а также одним из инициаторов “ уникального проекта в регионе - Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии ”, куда входит 16 государств. Д. Назарбаева подчеркнула, что только Казахстану удалось собрать за одним столом лидеров государств, которые находятся в конфликте между собой и никогда бы не сели за стол переговоров и не встретились бы друг с другом. [25] Д. Назарбаева уверена, что “ сегодня Казахстан можно считать одним из лидеров интеграционных процессов и движения в сторону безопасности в этом регионе ”. У республики “ сохраняются хорошие дружеские отношения с Россией, мы придаем исключительно важное значение сохранению этих отношений ”. Также “ Казахстану с Россией удалось достичь согласия в решении каспийской проблемы, которая сегодня является моделью для решения вопросов разделения Каспия между другими прикаспийскими государствами ”.

Аналогичное видение роли Казахстана изложил в своем выступлении и президент российского Центра стратегических и политических исследований (ЦСПИ) Виталий Наумкин. Он полагает, что в Казахстане могут объединиться интересы мировых политических игроков. По его словам, Казахстан - “ уникальное государство ”, притягивающее внимание международных игроков. Республика, по мнению политолога, продемонстрировала успешный пример превращения многонационального, поликонфессионального государства в модернизированное общество. И именно в Казахстане, считает глава ЦСПИ, могут объединиться интересы США, России, Китая и Европы. Ерлан Карин считает, что Казахстан уже сейчас играет «ключевую роль в построении основных геополитических векторов центрально - азиатского региона». Он пояснил, что такая позиция Казахстана “ позволяет направлять отношения между крупнейшими державами ”, имеющими интересы в регионе, “ в конструктивное русло, в русло выработки новых подходов в обеспечение стабильности, безопасности ”. Это особенно важно с учетом того, что, считает политолог, в Центральной Азии будет происходить “ пересечение и столкновение интересов ” крупных держав.. “ Казахстан же пытается не столько балансировать, что было актуально в 90-х годах, сколько гармонизировать интересы ” различных стран, отметил эксперт.[26]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Произошедший в декабре 1991 года распад Советского Союза радикально изменил ситуацию в регионе к северу от бывшей со­ветско-афганской границы. Вместо могущественной некогда им­перии здесь образовалась группа из пяти независимых государств

Казазахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекис­тан, получивших название Новые независимые государства (ННГ) Центральной Азии.

Беловежские соглашения декабря 1991-го поставили точку не

тольков сущсствовании СССР, но и способствовавшие завершению исторического этапа в Центральной Азии, связанного с геополити­ческим соперничеством в регионе Российской (Советской) и Британской империй (до 1947 года) и доминированием СССР в геопо­литическом пространстве Центральной Азии (до 1991). Начался новый этап в истории стран региона и новый этап отношений с тремя новейшими метрополиями.

В начале 90-х годов единственным коллективным органом, призванным обеспечить региональную безопасность, был ДКБ. Основные положения этого договора в целом отражали видение государствами-участниками характера внешней угрозы в период подписания этого документа. В частности, 1 статья Договора накладывает на своих членов запрет на участие в других военных союзах или на принятие участия в каких-либо группировках государств, действия которых направлены против любого государства-участника данного Договора. Статья 4 предусматривала, что     “ если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств - участников настоящего Договора ”. То есть, безопасность в регионе понималась исключительно как обеспечение защиты от внешней агрессии со стороны другого государства или группы государств. Никаких мер коллективного действия против терроризма, религиозного экстремизма, сепаратизма в тексте соглашения указаны не были. Видимо, в силу именно этих причин ДКБ не оправдал ожидания некоторых государств-участников, и они несколько позже вышли из данного Договора.

1999 г. для стран Центральной Азии является таким же переломным периодом, как 11 сентября 2001 г. для всего мира. Ташкентские взрывы в начале, и Баткенские события в середине 1999 г. отчетливо показали, что в регионе практически отсутствует эффективная система безопасности. Ни национальные, ни региональные системы безопасности не были готовы оказать достойное сопротивление хорошо вооруженным и подготовленным отрядам религиозных экстремистов. Это и понятно, поскольку элементы системы безопасности создавались для отражения агрессии со стороны других государств, а не для борьбы против немногочисленных отрядов религиозных экстремистов. Осознание данного факта привело к пересмотру подходов формирования системы региональной безопасности.

ДКБ и “ Шанхайская пятерка ” почти одновременно начали предпринимать ряд шагов для ответа на новые вызовы. В Минском саммите глав государств-участников ДКБ в мае 2000 г. был подписан ряд важных документов, среди которых я хотел бы выделить " Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности и его адаптации к современной геополитической ситуации " и " Модель региональной системы коллективной безопасности ". В соответствии с этими документами, существенно меняется характер деятельности организации. В частности, делается акцент на борьбу против международного терроризма, на формирование коллективных миротворческих сил быстрого реагирования. Кроме этого, согласно этим документам, был создан Комитет секретарей Советов безопасности, который в дальнейшем весьма эффективно обеспечивал координацию деятельности Советов безопасности стран-участниц и подготовку оперативных решений в сфере безопасности.

В Бишкекском саммите глав государств ДКБ в октябре 2000 г. было подписано соглашение о создании коллективных сил системы коллективной безопасности и план основных мероприятий по формированию этих сил, рассчитанный на пять лет. Несколько позже, в мае 2001 г., в Ереване на саммите глав-государств ДКБ был подписан протокол о создании и формировании Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) в Центральноазиатском регионе.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.