Сценическое действие основное выразительное средство зрелищного искусства. Законы его организации — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Сценическое действие основное выразительное средство зрелищного искусства. Законы его организации

2021-10-05 229
Сценическое действие основное выразительное средство зрелищного искусства. Законы его организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из основных открытий К.С.Станиславского в системе органи- ческого творчества актера является «закон действия».

1. Определение сценического действия. Действие - это единый психофизический процесс, направленный на достижение определенной цели, имеющий причину, протекающий в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами, в условиях вымысла, осуще- ствляемый средствами воображения. Дейсгвие - не самоцель, а ю\юч для подманивания, выуживания орга- нического чувства. Ибо цель всякого искусства - воспроизведение подлинного человеческого чувства. 2. Качества действия. Всякое действие на сцене должно обладать следующими основными качествами: 1) целенаправленность. Для чего? Зачем? совершается. Наличие определенной цели; 2) непрерывность. Каждый элемент связан с предыдущим и последующим. Без разрывов;

3) последовательность. Элементы следуют один за другим, не опе- режая, не отставая; 4) логичность. Каждая часть процесса должна соответствовать дру- гим составляющим и не противоречить им; 5) продуктивность. Весь процесс со всеми его качествами должен стремиться к достижению поставленной цели. Ц

. 3. Процесс действия. 1) Ориентировка в пространстве и времени. 2) Выбор объекта. 3) Восприятие объекта. 4) Отношение к объекту. 5) Оценка. 6) Возникновение цели действия. 7) Выбор средств действия (приспособлений). 8) Принятие решения действовать. 9) Собственно действие. 10) Проверка результативности действия - изменения объекта. (Про- дуктивность действия. Продукт есть, если был процесс действия) Далее процесс повторяется, в зависимости от достижения цели и из- мнения объекта, и процесс действия движется дальше

2) Действие m сцене всегда происходит в условиях вымысла и правдопо- добия. СКхтоягельства на сцене вымышлены и предложены сознательно. Из жизненных обстоятельств необходимо перейти в область вымыс- ла. "Этот процесс происходит посредством введения и магического «если бы...» (Открытие и термин К.С.Станиславского). Для овладения этим процессом необходима постоянная тренировка органов чувств и всего психофизического аппарата творящего артиста. 6. Этапы овладения органическим процессом сценического действия. 1) Преодоление неблагоприятных условий публичности творчества. Необходим поис:к приемов, отвлекающих внимание актера от зрителя (рассматривание предметов, улавливание звуков и т. д.). Осуществляется процесс вовлечения актера в зону «публичного оди- ночества (по Станиславскому), или «публичного существования» (по Л.Ф.Макарьеву). Второе определение - «публичное существование» — мне ближе и, думается, оно точнее отражает то сложное «психофизическое» самочув- ствие, в котором акгер находится на сценической площадке в момент действия. 2) Существование в условиях первичного вымысла - импровизацион- ное действие, пробное (без повтора). 3) ВоспроизЕедение первичной логики поведения в условиях вы- мышленных обстоятельств (наличие повторности - процесс репетиций). Овладение вымыслом требует обязательной повторности, постоянной выработки новых условных рефлексов. Сцена заставляет заново учиться всему: ходить, слышать, видеть, го- ворить, общаться и т. д. Материалом этого процесса являются органические действия, кото- рые, соединяясь, создают поступки, а поступки образуют линию поведе- ния. Действие - поступок - линия поведения - вот этапы развития орга- югаеского действия на сцене. 7. Элементы действия. (Элементы школы актерского мастерства). Элементы «систем bD> Станиславского, «системы» органического творче- ства актера - эволюция понятия. Сюда входят: ]) Внимание. 2) Воображение. 3) Мышечная свобода. 4) 3;1жим. 5) Эмоциональная память. 6) Предлагаемые обстоятельства. 7) «Если бы...»

 

 

4. сценическое общение. Общение в условиях праздника.

Сценическое общение – взаимодействие. Его задача – повлиять. Через приспособления. Приспособление – внутреннее и внешнее ухищрение при общении, помогают воздействовать на объект. Один из важных приемов всякого общения. Приспособления дополняют слова. Приспособление – то, как я буду вести себя, какие краски использую при акте общения. Субъект à воздействие à Объект Общение: -с залом -с группой -с напарником -с предметом Общение есть - 1.Принятие информации 2.Анализ 3.Принятие решения 4.Поиск приспособлений (ухищрений, с помощью которых актеры примеряются друг к другу при общении) 5.Действие Общение: -физическое -словесное Необходимо держать линию общения, избегая отвлечений. 1.Самообщение – разговор с самим собой. Возмущение, втолкование какой-то трудноусвояемой мысли, высказывание мучащего чувства, зубрежка. Редко в жизни, часто на сцене. В этот момент Головной центр (сознание) + Нервный центр (подсознание) – ум общается с чувством. 2.Общение между действующими лицами должно происходить постоянно, даже при отсутствии слов. На уровне чувств, эмоций. Разговор глаз при молчании. 3.Общение с воображаемым объектом – объект не видит ни артист, ни зритель. Общение происходит всегда, для этого необязательно иметь партнера, это может быть воображаемый объект. Не представлять объект, а поставить его на место «если бы».

4.Общение с коллективным объектом – общение со зрительным залом. Косвенное общение с залом необходимо. При процессе общения между актерами зритель косвенно участвует в акте общения. Зритель отдает свои эмоции, смех, слезы, аплодисменты, волнение. Зритель воспринимает наши живые эмоции и возвращает обратно, как резонатор. 5.Разширенное общение – общение в народных сценах с коллективным героем. Коллективность расширяет темперамент каждого в отдельности и всех вместе. Общение должно быть направлено в зрительный зал, через партнера. Общение: Внешнее. Для этого вида общения необходимо задействовать все органы общения: глаза, лицо с мимикой, голос, речь, интонация, тело. Внутреннее. Более важный вид. Невидимое, душевное общение. Ощущение исходящего волевого тока. Лучеиспускание и лучевосприятие. Общение из души в душу без мышечного напряжения. Ряд логических, связанных между собой переживаний и чувствований вырастает до наибольшей силы общения – хватка. Хватка – большое активное внутреннее действие. При общении необходимо внимание. Необходимо увлечься тем, что происходит на сцене. Внимание + действие = крепкая связь с объектом. Внимание: внешнее (сосредоточение на объекте) внутреннее (сосредоточение на себе) Объекты внимания: Партнер, Я, Зритель Три круга внимания: -малый круг (публичное одиночество) -средний круг (объекты на сцене) -большой круг (зрительный зал)

 

 

5. Событие – действенный, конфликтный факт, меняющий линию развития действия/линию развития роли. Каждое событие имеет причину и начинается от того, что получилось в предыдущем событии. Действие развивается через событийный ряд, следовательно – создаются причинно-следственные связи, которые формируют цепь событий — а это путь к постановочному решению представления.

Виды:

1. Исходное событие — своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля или представления, его камертон, оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; оно фокусирует, отражает в себе исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах.

2. Основное событие — здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.

3. Центральное событие — это в спектакле высший пик борьбы по сквозному действию.

4. В финальном событии — кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.

5. Главное событие — самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства — мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним.

Изучая события, логику и последовательность поступков и действий персонажей, режиссер и актер начинают постепенно оценивать их, начинают осознавать мотивы поступков героев.

Всегда одни действующие лица стремятся к одному, другие — к другому. У одних одна цель, у других — другая. Вследствие этого происходят столкновения, происходит борьба.

Определить причины этих столкновений, понять цели и мотивы поведения тех и других персонажей пьесы — значит определить идею произведения.

Основная задача первоначального периода — понять основные события, понять, в чем действие и контрдействие, то есть определить на основе глубокого анализа драматургический конфликт.

 

 

Это, прежде всего - проце сс. Непрерывный процесс взаимного воздействия. Друг на друга. И обя- зательно - для партнера. Процесс, обладающий всеми свойствами дейст- вия. Психофизический процесс передачи своих мыслей, действий, пере- живаний чувств, видений другому. Необходимо уметь их передавать. Тогда заразишь ими партнера. Не только передача своих качеств и умений, но и взаимное «ощупы- вание» друг друга. Внутренняя сцепка, схватка. Умение что-то взять от объекта общения. Смотреть и видеть, улав- ливать качества и свойства партнера. Непрерывно «цепляться» друг за друга: «Ты - Mire крючочек, я - те- бе - петельку; ты - мне - петельку, я - тебе - крючочек,» - как говорила О.О.Садовская - великая актриса Малого театра

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.