Выработка новых произносительных умений и навыков — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Выработка новых произносительных умений и навыков

2021-10-05 23
Выработка новых произносительных умений и навыков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Последовательность определяется индивидуальным подходом, в зависимости от подготовленности артикуляционных укладов. При стертой дизартрии коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения гласных звуков. Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико–интонационную окраску. Согласные звуки в основном несут семантическую нагрузку.

Уточняют гласные звуки, желательно в такой последовательности: [э, а, и, ы, о, у]. Добиваются четкой артикуляции. Дифференцируют звуки.

Согласные звуки отрабатывают с мягких сонорных звуков, а затем закрепляют их твердые пары [м′-м, н′-н, ј, л′-л, р′-р]. Проводят дифференциацию. После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно-взрывные звуки [п′-п, б′-б, т′-т, д′-д, к′-к, г′-г]. Автоматизируют и дифференцируют звуки.

Затем отрабатывают щелевые звуки [ф′-ф, в′-в].

Переднеязычные звуки значительно чаще искажаются при дизартрии. Рекомендуется следующий порядок: [c′-c, з′-з, ш-ж, х′-х, щ, ч, ц].

Такая последовательность в выборе звуков для коррекционной работы объясняется рядом факторов:

- последовательностью формирования звуков в онтогенезе;

- возможностью опоры на зрительный контроль, на кинестетические ощущения;

- опорой на тактильно-вибрационный контроль.

В работе над звукопроизношением предусматривается постепенный переход от простых артикуляций к более трудным.

 

Выработка коммуникативных умений и навыков

Выработка навыка самоконтроля

Введение звуков в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказов, пересказов).

 

Включение в лексический материал просодических средств

Составление предложений, рассказов, пересказов с различной интонацией, модуляцией голоса по высоте и силе, изменением темпа речи и тембра голоса, определение логического ударения и соблюдение пауз.

 

Развитие лексико-грамматического строя речи

 

Для того, чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Работа по расширению и совершенствованию словаря проводится параллельно с работой по совершенствованию грамматического строя речи. Слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, мы создаем платформу для работы над предложением. В результате прохождения данного раздела программы, ребенок:

- владеет нормами словоизменения различных частей речи, адекватно использует предлоги;

- имеет достаточно обширный словарный запас, включающий в себя слова различных частей речи;

- умеет осуществлять элементарные логические обобщения в пределах родо-видовых отношений;

- располагает определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире;

- не допускает в речи аграмматизмов.

 

Развитие связной речи

Работа по формированию умения четко излагать свои мысли начинается с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности рассказа. Позднее дети учатся определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на план.

Развивая фантазию, творческое мышление осуществляются пересказы по отдельным фрагментам (начало, середина и конец) рассказа.

После овладения умением последовательно передавать содержание услышанного, осуществляют выборочный пересказ. Наиболее сложным является краткий пересказ, цель которого передать содержание услышанного кратко, выбрав самое главное.

Любому виду рассказа и пересказа предшествует словарная работа, анализ текста, четкая целевая установка.

Следующим этапом осуществляют составление самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям.

 

Список литературы

Список литературы для учащихся

1. Зеленина, Л. М. Русский язык [Текст]: учебник для 1 класса начальной школы / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006.-143 с.

 

2. Козырева, Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные [Текст]: тетрадь для логопедических занятий № 3 / Л. М. Козырева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 64 с.

 

3. Козырева, Л. М. Тайны твердых и мягких согласных [Текст]: тетрадь для логопедических занятий № 2 / Л. М. Козырева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. - 48 с.

 

4. Леонович, Е. Н. В мире языка и речи [Текст]: пособие для детей младшего школьного возраста (под общей редакцией М. Р. Львова) / Е. Н. Леонович. – М., Дидакт, 1993. - 72 с. 

 

5. Леонович, Е. Н. Учимся говорить и писать [Текст]: лексико-орфографический минимум для начальной школы (под общей редакцией М. Р. Львова) / Е. Н. Леонович. – М., Дидакт, 1993. - 56 с. 

 

6. Орфографический словарь русского языка [Текст]: 106 тыс. слов (под редакцией М. Г. Бархударова, И.Ф. Протченко, Л.И.Скворцова) / – 27-е изд. – М.: Русский язык, 1989. - 397 с.

Список литературы, использованной при составлении программы

1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.

 

2. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов [Текст]: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

 

3. Калмыкова, И. Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Р. И. Калмыкова. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.

 

4. Козырева, Л. М. Программно - методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками [Текст] / Л. М. Козырева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.

 

5. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.

 

6. Крупенчук, О. И., Воробьёва, Т. А. Исправляем произношение [Текст]: Комплексная методика коррекции артикулярных расстройств / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. – 96 с.

 

7. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

 

8. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и письма и пути их коррекции у младших школьников [Текст]: учебное пособие / Р. И. Лалаева. – СПб.: Союз, 1998. – 224 с.

 

9. Логопедия [Текст]: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х книгах. Книга 1. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 384 с.

 

10. Лопухина, И. С. Логопедия – речь, ритм, движение [Текст]: Пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – СПб.: Дельта, 1997. – 256 с.

 

11. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 1 – 4 классы [Текст]: программа для общеобразовательных учреждений / Т. Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2006. – 47 с.

 

12. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 528 с.

 

13. Самоукина, П. В. Игры в школе и дома [Текст]: Психологические упражнения и коррекционные программы/ П. В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1999.

 

14. Тартапова, С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса [Текст]: Книга для логопеда / С. Л. Тартапова. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.

 

15. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника [Текст]: Ярославль: «Академия развития», 1997

 

16. Школа России [Текст]: Концепция и программа для начальных классов в 2 ч. / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И.Волкова и др., - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 158 с.

 

17. Ястребова, А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / А. В. Ястребова. – М.: АРКТИ, 1999. – 103 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.