Развитие фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и содействие формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 6 - 7- летнего возраста — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Развитие фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и содействие формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 6 - 7- летнего возраста

2021-10-05 57
Развитие фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и содействие формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 6 - 7- летнего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекция стертой дизартрии

Программа коррекции стертой дизартрии у детей 1-4 классов

 

 

 

 


   

Пояснительная записка

3
    Цель 4
    Задачи 4
    Принципы 5
2.

Учебно-тематический план

6
3.

Содержание программы

10
  3.1. Подготовительный период 10
  3.2. Выработка новых произносительных умений и навыков 18
  3.3. Выработка коммуникативных умений и навыков 19
  3.4. Развитие лексико-грамматического строя речи 20
  3.5. Развитие связной речи 21
4.

Список литературы

22
  4.1. Список литературы для учащихся 22
  4.2. Список литературы, использованной при составлении программы 23
 

Приложения

25
 

Приложение 1: Массаж мышц артикуляционного аппарата зондами

26
 

Приложение 2: Организация проведения массажа

44
 

Приложение 3: Речевая дыхательная гимнастика

54
 

Приложение 4: Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения

57  
 

Приложение 5: Координация речи с точными выразительными движениями и жестами

59  
 

Приложение 6: Развитие мелкой (тонкой) моторики рук

61
 

Приложение 7: Развитие общей моторики

66

 

 

Пояснительная записка

Стертая дизартрия в последнее время очень часто встречается в логопедической практике. К основным жалобам относятся невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. (В. Л. Лопатина)

Обследование детей в массовых садах показывает, что в группах для детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи до 35–50% детей имеют стертую дизартрию. В начальной школе наблюдается примерно такое же соотношение. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической логопедической помощи.

Диагностика и методики коррекционной работы разработаны в настоящее время недостаточно. В работах Г. Гутцмана, О. В. Правдиной, О. А. Токаревой, И. И. Панченко рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. В трудах Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы с детьми, страдающими стертой дизартрией. Термин «стертая» дизартрия был впервые предложен О. А. Токаревой, которая характеризует проявления как легкие (стертые) проявления псевдобульбарной дизартрии, отличающиеся особой трудностью преодоления.

Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к неврологу для уточнения диагноза и назначения адекватного лечения, т. к. методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

- медицинское воздействие;

- психолого-педагогическую помощь;

- логопедическую работу.

Для раннего выявления нарушения и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы. Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.); асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды.

При обследовании у ребенка выявляются нарушения со стороны общей моторики (неловкость, ограниченность движений), мелкой моторики рук (нарушения тонких дифференцированных движений), артикуляционного аппарата (паретичность и спастичность мышц, гиперкинезы, девиация языка, гиперсоливация), звукопроизношения, просодики, фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

Нами переработаны авторские материалы коррекционно-логопедической работы по преодолению стертой дизартрии Е. Ф. Архиповой, которые являются основанием данной программы. Особое место коррекции стертой дизартрии обусловлено необходимостью включения в структуру учебно-коррекционного плана ОУ. Программа адресована логопедам, работающим с детьми в подготовительных группах и начальных классах.

В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать:

- артикуляционный уклад звуков;

- фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

- согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

- слоговой состав слова;

- названия предметов, различных по классификации;

- предложения, различные по форме высказывания;

 

уметь:

- выполнять тонкие движения артикуляционной и мелкой моторики;

- осуществлять правильное речевое дыхание;

- соблюдать интонационно-выразительную окраску речи;

- правильно артикулировать звуки;

- автоматизировать и дифференцировать звуки;

- различать гласные и согласные звуки;

- осуществлять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез;

- классифицировать предметы;

- составлять предложения по сюжетным картинкам;

- составлять рассказ по серии сюжетных картинок, с опорой на картинки, на заданную тему.

Огромная радость общения с ребенком служит залогом успешности реализации программы, имеющей своей целью

 

Содержание программы

 

Подготовительный период

Логопедический массаж

Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. При стертой дизартрии целесообразно использовать виды массажа:

- массаж, основанный на приемах классического (укрепляющий или расслабляющий);

- зондовый (с использованием зондов Т.А. Воробьевой, О.И. Крупенчук) (Приложение 1 с. 26);

- самомассаж.

Перед массажем определяется тонус мышц речевого аппарата в положении лежа. В норме мышцы – в состоянии некоторого напряжения, они мягкие, упругие, безболезненные.

При гипертонусе – напряженные, плотные, пассивные движения даются с трудом.

 При гипотонусе мышцы дряблые и вялые.

 Соответственно при гипертонусе необходим расслабляющий (тормозящий) массаж, при гипотонусе – тонизирующий (стимулирующий).

Мышцы речевого аппарата могут быть поражены только с одной стороны. Начинать массаж нужно с сохранных (не пораженных участков). При гипотонусе используются следующие приемы: поглаживание, быстрое растирание, разминание, сильная прерывистая вибрация. При гипертонусе применяется поглаживание, медленное растирание и легкая вибрация (массаж не должен причинять боль).

(Приложение 2 с. 44)

 

Нормализация моторики органов артикуляции

Артикуляционная гимнастика

 

Для детей с дизартрией артикуляционная гимнастика проводится в трех вариантах: пассивно, пассивно-активно и активно. Пассивная гимнастика применяется, когда у ребенка нет возможности выполнения заданных движений. Логопед, механически воздействуя на органы артикуляции руками или зондами, воссоздает артикуляционные движения и позы. Пассивные движения, вызывая сокращения мышц, создают кинестетическую афферентацию. Это программирует схему собственного будущего движения. Каждое пассивное движение должно выполняться в три стадии:

Вход в артикуляционную позу (экскурсия);

Фиксация артикуляционного уклада (выдержка);

Выход из артикуляционного уклада (рекурсия).

Такая последовательность способствует созданию более прочных кинестезий, т.к. в движении задействованы мышцы, создающие уклад, а также мышцы-антогонисты, возвращающие органы артикуляции в исходное положение. После нескольких повторений переводят эти движения в пассивно-активный и активный план.

Пассивная артикуляционная гимнастика

 

Для мимических мышц и губ:

1. Поднять брови. Отдельно правую, левую, обе сразу. Логопед пальцами поднимает брови ребенка.

2. Закрыть один, другой глаз, оба сразу.

3. Опустить углы губ, поднять углы губ. Логопед двумя пальцами выполняет эти движения.

4. Перетягивать углы рта отдельно вправо, влево.

5. Наморщить лоб, нос.

6. Растянуть углы губ и собрать в трубочку. Логопед поочередно выполняет эти движения, поставив пальцы в углы губ ребенка.

7. Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю.

Все движения выполняются с помощью рук логопеда. Каждое движение выполняется в три стадии.

Для нижней челюсти:

1. Максимальное открытие и закрытие рта ребенка. Фиксируется под счет. Руки логопеда на подбородке ребенка.

2. Выдвижение нижней челюсти вперед, вправо, влево с фиксацией позы под счет и последующим возвращением в исходное положение. Затем эти движения выполняются пассивно-активно и активно.

Для языка:

1. Движения языка в стороны до углов рта, вверх, вниз при помощи захвата языка марлевой салфеткой.

2. Шпателем удерживают язык на верхней губе, за верхними зубами, в углах губ, прижимают к нижней губе, удерживая язык широким.

Для перехода к активной гимнастике, необходимо ознакомить ребенка с органами артикуляции и их названиями. Логопед предлагает ребенку с закрытыми глазами определить, к какому органу логопед прикоснулся шпателем.

 

Активная артикуляционная гимнастика

Активной артикуляционной гимнастикой называется система упражнений для органов артикуляции, которые проводятся по инструкции логопеда. Цель – улучшить качество артикуляционных движений, выработать тонкие дифференцированные движения, сформировать кинестетическую основу артикуляционных движений. Результатом такой гимнастики будет формирование кинетической основы артикуляционных движений, необходимых для автоматизации поставленных звуков. Многие авторы рекомендуют проводить гимнастику с сопротивлением, с нагрузкой. Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.

1. «Забор»;

2. «Окно»;

3. «Мост»;

4. «Парус»;

5. «Трубочка»;

6. Чередование: «Забор» - «Трубочка»;

7. «Лопата»;

8. «Лопата копает»;

9. «Вкусное варенье»;

10. «Теплый ветер»;

11. «Жук»;

12. «Цоканье лошадки»;

13. «Молоток»;

14. «Дятел»;

15. «Пулемет»;

16. «Холодный ветер»;

17. «Комар»;

18. «Пароход»;

19. «Пароход гудит»;

20. «Маляр»;

21. «Качели»;

22. «Фокус»;

 

Комплексы упражнений

 

Развитие мелкой моторики

Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений рук проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности в овладении графическими навыками.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В дошкольном и младшем школьном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача логопедов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как на логопедических занятиях, так и дома.

(Приложение 6 с. 61)

Развитие общей моторики

Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной ноге, не могут прыгать на одной ноге, пройти по «мостику». Плохо подражают имитации движений: как идет солдат, как летит птица и т. д. Особенно заметна моторная неловкость на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, при переключаемости движений.

Предложенные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.

(Приложение 7 с. 66)

Развитие связной речи

Работа по формированию умения четко излагать свои мысли начинается с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности рассказа. Позднее дети учатся определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на план.

Развивая фантазию, творческое мышление осуществляются пересказы по отдельным фрагментам (начало, середина и конец) рассказа.

После овладения умением последовательно передавать содержание услышанного, осуществляют выборочный пересказ. Наиболее сложным является краткий пересказ, цель которого передать содержание услышанного кратко, выбрав самое главное.

Любому виду рассказа и пересказа предшествует словарная работа, анализ текста, четкая целевая установка.

Следующим этапом осуществляют составление самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям.

 

Список литературы

Список литературы для учащихся

1. Зеленина, Л. М. Русский язык [Текст]: учебник для 1 класса начальной школы / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006.-143 с.

 

2. Козырева, Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные [Текст]: тетрадь для логопедических занятий № 3 / Л. М. Козырева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 64 с.

 

3. Козырева, Л. М. Тайны твердых и мягких согласных [Текст]: тетрадь для логопедических занятий № 2 / Л. М. Козырева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. - 48 с.

 

4. Леонович, Е. Н. В мире языка и речи [Текст]: пособие для детей младшего школьного возраста (под общей редакцией М. Р. Львова) / Е. Н. Леонович. – М., Дидакт, 1993. - 72 с. 

 

5. Леонович, Е. Н. Учимся говорить и писать [Текст]: лексико-орфографический минимум для начальной школы (под общей редакцией М. Р. Львова) / Е. Н. Леонович. – М., Дидакт, 1993. - 56 с. 

 

6. Орфографический словарь русского языка [Текст]: 106 тыс. слов (под редакцией М. Г. Бархударова, И.Ф. Протченко, Л.И.Скворцова) / – 27-е изд. – М.: Русский язык, 1989. - 397 с.

Список литературы, использованной при составлении программы

1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.

 

2. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов [Текст]: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

 

3. Калмыкова, И. Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Р. И. Калмыкова. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.

 

4. Козырева, Л. М. Программно - методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками [Текст] / Л. М. Козырева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.

 

5. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.

 

6. Крупенчук, О. И., Воробьёва, Т. А. Исправляем произношение [Текст]: Комплексная методика коррекции артикулярных расстройств / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. – 96 с.

 

7. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

 

8. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и письма и пути их коррекции у младших школьников [Текст]: учебное пособие / Р. И. Лалаева. – СПб.: Союз, 1998. – 224 с.

 

9. Логопедия [Текст]: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х книгах. Книга 1. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 384 с.

 

10. Лопухина, И. С. Логопедия – речь, ритм, движение [Текст]: Пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – СПб.: Дельта, 1997. – 256 с.

 

11. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 1 – 4 классы [Текст]: программа для общеобразовательных учреждений / Т. Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2006. – 47 с.

 

12. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 528 с.

 

13. Самоукина, П. В. Игры в школе и дома [Текст]: Психологические упражнения и коррекционные программы/ П. В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1999.

 

14. Тартапова, С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса [Текст]: Книга для логопеда / С. Л. Тартапова. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.

 

15. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника [Текст]: Ярославль: «Академия развития», 1997

 

16. Школа России [Текст]: Концепция и программа для начальных классов в 2 ч. / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И.Волкова и др., - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 158 с.

 

17. Ястребова, А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / А. В. Ястребова. – М.: АРКТИ, 1999. – 103 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Постановочные зонды

Зонды в логопедии используются очень давно. Логопеды относятся к ним по-разному: одни ставят зондами любые звуки, другие - не используют зонды вообще, На самом деле это должно зависеть не от желания логопеда, а от особенностей ребёнка. Давайте разберёмся, каким детям нужны зонды.

 

Критерии Визуалы – преобладает зрительный канал восприятия Аудиалы –преобладает слуховой канал восприятия Кинестетики – преобладают ощущения от движений тела
Внешность Аккуратны Не очень аккуратны Часто неопрятны, одежда испачкана, порвана, плохо заправлена
Речь Молчаливы, говорят простыми фразами Разговорчивы, сочинители Короткая, часто неправильная фраза; рассказ непоследователен
Особенности памяти Запоминают то, что видят Запоминают то, что слышат Запоминают мышечные ощущения от движения и с трудом вспоминают то, что видели и слышали
Особенности внимания Отвлекаются на цвет, движения Отвлекаются на звуки и голоса Легко отвлекаемы, особенно в шуме
Любимое занятие Рисование, рассматривание картинок, собирание пазлов Пение, чтение стихов, разговорные игры Активные игры в большом пространстве, игры с животными
Поведение в коллективе Одиноки, наблюдают, не вмешиваются Болтливы, общаются больше со взрослыми Лидируют в играх, не требующих интеллектуальной нагрузки
Мелкая моторика Аккуратны в письме, любят раскрашивать Хорошо пишут печатными буквами, диктуют себе «Не видят» линеек, сильно нажимают на карандаш
Особенности логопедической помощи Им зеркало нужнее всех: зрительный самоконтроль. Им нужен показ, картинки, профили Подробные, неторопливые (!) объяснения Они вас «не видят» и «не слышат», и именно им нужна помощь зондом (иногда даже при освоении упражнений артикуляционной гимнастики)
Жестикуляция На уровне плеч На уровне груди На уровне живота
Положение глаз Вверх Перед собой Вниз
Голос Высокий Средний Низкий
Дыхание Верхнее (ключичное) Среднее (межрёберное) Нижнее (диафрагмальное)
Рабочее место Организовано, вещи расположены в вертикальном порядке Не организовано, вещи расположены в горизонтальном порядке Несколько рабочих мест, организованных функционально
Использование вспомогательных средств обучения Частая смена таблиц, наглядных материалов, видеозаписи Магнитофонные системы обучения, аудиозаписи После изучения тем оставлять наглядные материалы перед глазами
Особенности восприятия Смотрят на говорящего, чтобы понять, о чём он говорит Узнают по голосам, не помнят лиц Лучше думают во время движения
Помощь в обучении Выделение значимого материала, подчёркивание Тихая музыка фоном Частые перерывы

Постановочные зонды нужны детям-кинестетикам, детям с дизартрией показан логопедический массаж с использованием зондов.

 

Логопедические зонды

для массажа и постановки звуков
(Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук)

 

 


Ёжик
Катушка
Грабельки
Ролик
Расчёска
Вилочка
Весло
Ракетка
Лапка

 

Рис. 1. Логопедические зонды


ЗОНД «ВИЛОЧКА»

 

Положи язык на трон – Как король на троне он.  

Рис. 2

 

Зонд «Вилочка» предназначен для постановки звуков, массажа и выполнения изотонических упражнений.

При помощи «Вилочки» язык легко приобретает форму «чашечки», необходимую для произношения шипящих звуков. Зонд подводится под язык, и «чашечка» устанавливается в нужное положение к верхним зубам (рис. 2).

«Вилочкой» удобно массировать нижнюю поверхность языка от подъязычной связки к кончику языка лёгкими поглаживающими движениями.

Зонд помогает выполнять упражнения для растяжения подъязычной связки. Для этого предложите ребёнку открыть рот и улыбнуться, подведите «Вилочку» под язык, приподнимите его вверх. Придерживайте язык «Вилочкой». Ребёнок в это время открывает и закрывает рот. При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно нужно открывать рот всё шире и дольше удерживать язык «Вилочкой» в верхнем положении.

Часто при выполнении артикуляционной гимнастики у детей наблюдаются синкинезии. Например, при подъёме языка он «подсаживается» вверх нижней губой. «Вилочкой» удобно придерживать нижнюю губу, отграничивая её движение от движения языка.

Зонд «Вилочка» можно использовать для выполнения изотонических упражнений. Например: языком в положении «чашечка» выталкивать зонд изо рта или удерживать его губами (логопед тянет зонд к себе).

ЗОНД «ЁЖИК»

 


Как по лесу без дорожек Побежал колючий ёжик. Бегал, бегал взад-вперёд – у него тут домик. Вот.


 

Рис. 3

 

Зонд «Ёжик» предназначен для массажа губ, языка, щёк, скуловых и жевательных мышц (рис. 3, 4).

Зонд охватывает большую поверхность и интенсивно воздействует на мышечный аппарат. «Ёжик» разминает мышцы, активизирует их. Особенно эффективно использовать данный зонд при гипотонусе мышц, парезе мышц артикуляционного аппарата. Зондами «Ёжик» и «Ролик» полезно массировать пальцы рук, осуществляя контрастное воздействие на мышцы. Например: руки ребёнка лежат ладонями вверх, прокатываем массажёр по пальцам (начиная с ногтевой фаланги к основанию), одновременно выполняя упражнение на счёт.

 

 

д е
ж з и



 

 

Рис. 4. Направления массажных движений, выполняемых зондом «Ёжик»:

 

а - от середины губ к углам;

б - от носогубных складок к ушам;

в - от носа к губам, от подбородка к губам;

г - над верхней губой, под нижней губой;

д - вдоль языка и по носогубным складкам;

е - вдоль бокового края языка и снизу вверх;

ж - от середины языка к его кончику;

з - от середины языка к краям;

и - по нижней поверхности от основания языка к краю


ЗОНД «РОЛИК»


Мы на роликах катаем - Щёчки зайке (или имя ребёнка) разминаем. Гладим, гладим язычок, Чтобы нам сказал звучок.



 

 


Рис. 5.

 

Зонд «Ролик» предназначен для массажа губ, щёк, скуловых и жевательных мышц и мышцы языка, релаксируя их при медленном прокатывании и слабом нажатии (рис. 5, 6).

Зонды «Ролик» и «Ёжик» можно использовать для контрастного воздействия на мышцы артикуляционного аппарата: «Ёжик» тонизирует мышцы, а «Ролик» их расслабляет;

Во время зондового массажа логопед может сопровождать свои движения стихами, действуя в их ритме. Тогда ребёнок воспринимает массаж не как процедуру, а как игру.

 

 

б

         



Рис. 6. Направления массажных движений, выполняемых зондом «Ролик»:

а - прокатывание вдоль губ от края к краю;

б - от носогубных складок к ушам;

в - от носа к губам, от подбородка к губам;

г - над верхней губой, под нижней губой;

д - массаж жевательных мышц;

е - массаж верхней поверхности языка;

ж - массаж боковой поверхности языка;

з - массаж нижней поверхности языка от основания к кончику


Зонд «ГРАБЕЛЬКИ»


 

Мы гребём, гребём граблями - Погребите вместе с нами. Нажимаем, отпускаем, Повращаем, прижимаем.



Рис. 7.

 

Зонд «Грабельки» участвует в массаже щёк, скуловых мышц, области носогубных складок, языка (рис. 7, 8).

Массаж можно проводить обоими концами зонда: тыльной стороной выполняется поглаживание, а непосредственно зубчиками - растирание, нажатие с вращением, уколы.

Зондом удобно массировать край языка по периметру, применяя поглаживание. Тыльной стороной «Грабелек» можно похлопывать кончик и края языка, тем самым стимулируя его мышцы.

Кроме того, зонд «Грабельки» можно использовать как звукопостановочный, для поддержания языка снизу при постановке шипящих звуков и продвижения его назад при постановке заднеязычных звуков.

«Грабельками» можно производить массаж нижней поверхности языка.

 

 

е
и
ж з

к

 

 

Рис. 8. Направления массажных движений, выполняемых зондом «Грабельки»:

 

а - массаж жевательных мышц;

б - нажатия с вращением от носогубных складок к ушам;
в - поперёк носогубных складок; 

г - от носогубных складок к ушам;

д - от носа к губам, от подбородка к губам; 

е - вдоль языка к кончику;

ж - нажатия, по спинке языка;

з - нажатия с вращением по спинке языка;

и – массаж края языка;

к - массаж нижней стороны языка по направлению к кончику

ЗОНД «РАСЧЁСКА»

 

Просит, просит язычок: «Почешите мой' бочок».


 

Рис. 9.

 

«Расческой» массируют щёки, область носогубных складок, язык (рис. 9, 10). Зондом можно производить стимулирующие (лёгкое покалывание, нажатие) и расслабляющие (поглаживание) движения.

«Расческа» удобна для массажа боковых поверхностей языка, массажа языка в положении «чашечка» снизу. Массаж боковой поверхности языка снизу вверх эффективен при боковом сигматизме и парезе мышц языка. (Боковой сигматизм - боковое (а не центральное, как в норме) направление воздушной струи при произношении свистящих или шипящих звуков.)

 

г

 

д

е

 

ж

         

 

 

Рис. 10. Направления массажных движений, выполняемых зондом «Расческа»:


а - от носогубных складок к ушам;

б - от носа к губам, от подбородка к губам;
в - поперёк носогубных складок;

г   - снизу вверх по боковой поверхности языка;

д - массаж края языка;

е - массаж нижней стороны языка по направлению к кончику;
ж - вдоль спинки языка


ЗОНД «ЛАПКА»

 

 

Рис. 11

 

Зонд «Лапка» предназначен для массажа губ, носогубной области, щёк, скуловых и жевательных мышц и языка (рис. 11, 12).

Зонд обладает интенсивным стимулирующим воздействием, что вызывает значительное улучшение кровоснабжения, сокращение мышц артикуляционного аппарата.

Зонд предназначен для частых нажатий или так называемого покалывания («мышка побежала»), лёгких вращательных движений без отрыва от поверхности («мышка ходит») с медленным продвижением по массируемому участку, вибрирующих движений («зайка дрожит»).

Массаж боковых поверхностей языка особенно показан при боковом сигматизме свистящих или шипящих звуков, парезе языка, девиации (отклонении) языка в сторону.

На паретичную сторону языка должно приходиться больше проходов массажным инструментом, чем на сохранную. Проход зонда по зоне массажа осуществляется 5-6 раз.

 

 

 

е з

         

Рис. 12. Направления массажных движений, выполняемых зондом «Лапка»:

а - лёгкие покалывающие движения по спирали;

б - вдоль носогубных складок;

в - от носогубных складок к ушам;

г - вибрирующие движения;

д - массаж жевательных мышц;

е - покалывание по спинке языка («мышка побежала»);

ж - легкие вращательные движения без отрыва от поверхности спинки языка («мышка ходит»);

з - «зайка дрожит»

 

ЗОНД «РАКЕТКА»

  Язычок лежит - устал он. Мы покроем одеялом. Одеяло чуть дрожит, А под ним язык лежит.

Рис. 13

 

Зонд «Ракетка» применяется для распластывания, уплощения спазмированной спинки языка и одновременной выработки центральной воздушной струи.

Ребёнок постепенно приучается к этому зонду-шпателю. Попросите его улыбнуться, длительно пропеть: «И-и-и-и». Язык расширится и примет артикуляционный уклад, необходимый для произношения свистящих звуков.

Зафиксируйте это положение языка, положив на него округлую часть шпателя («язычок спит под одеялом»), удерживайте язык в таком положении 5-7 секунд (рис. 13).

Выполняйте упражнение «язычок спит» В течение некоторого времени. Постепенно спастичность языка уменьшится. После этого предложите ребёнку зажать узкую часть шпателя зубами и подуть по ней. Так образуется центральная воздушная струя, нео


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.224 с.