Важные аспекты и разделы языкознания — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Важные аспекты и разделы языкознания

2021-10-05 34
Важные аспекты и разделы языкознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Языкознание как наука делится на общее и частное, теоретическое и прикладное.

Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью:

1) определить природу языка, его сущность;

2) установить основные аспекты науки о языке, а также морфологию, лексикологию и т.п.;

3) дать систематику языков, создать классификацию языков;

4) разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приемы и методики языкознания.

Частное языкознание занимается отдельным языком или группой родственных языков.

Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка), либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.

 

Язык как социальное явление

 Язык возникает, развивается и существует как коллективное достояние. Его основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого соци­ального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого сообщества.

СОЦИОЛИНГВИСТИКА, отрасль языкознания, изучающая язык в связи с социальными условиями его существования.

 

 

Функции языка в обществе

Язык выполняет в обществе следующие социальные функции:

-коммун-ая / иформ-ая  (передача и получение сообщений в форме языковых / вербальных высказываний, обмен информацией между людьми),

- познавательная / когнитивная (обработка и хранение знаний в памяти индивида и общества, формирование картины мира),

-интерпретативная/толковательная (раскрытие глубинного смысла воспринятых языковых высказываний / текстов),

-регулятивная / социативная / интерактивная (цель - обмен коммуникативными ролями, утверждение своего коммуниативного лидерства, воздействие друг на друга),

- контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание коммуникативного взаимодействия),

- эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений),

- эстетическая (создание художественных произведений),

- магическая / "заклинательная" (использование в религиозном ритуале, в практике заклинателей, экстрасенсов и т.п.),

-этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного)

 

Возникновении языка

Со времен античности сложилось много теорий происхождения языка.

1.Теория звукоподражания - получила поддержку в 19 и 20 в. Суть - что «безъязычный человек», слыша звуки природы старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии.

2.Теория междометий - что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы и произошли все иные слова. эта теории предполагает наличие «человека без языка», кот пришел к языку через страсти и эмоции.

3.Теория «трудовых выкриков» - возникла в 19 в в трудах материалистов  и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровожд коллективный труд.

4. С сер 18 в. появилась «теория социального договора». Она опиралась на некоторые мнения античности и во многом отвечала рационализму 18 в. Теория сост в том, что в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в обл терминологии.

Беда всех теорий в том, что вопрос о возникновении языка берется изолированно, вне связи с происхождением самого человека и образованием первичных человеческих коллективов.

 

 

Генеолог.клас-я языков.

Генеалогическая классификация основана на определении родственных отношений между языками. При этом доказывается общность происхождения родственных языков и демонстрируется их развитие из единого языка, который получает название праязык. При генеалогической классификации языков выясняется степень их родственных отношений и связей.

Языковая семья - самая крупная единица классификации народов (этносов) по признаку их языкового родства - общего происхождения их языков от предполагаемого языка-основы. Языковые семьи подразделяются на языковые группы.

Наибольшей по численности является индоевропейская языковая семья, в которую входят языковые группы:

- романская: французы, итальянцы, испанцы, португальцы, молдаване, румыны и др.;

- германская: немцы, англичане, скандинавы и др.;

- славянская: русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты и др.

Второй по численности является китайско-тибетская языковая семья с крупнейшей китайской языковой группой.

К алтайской языковой семье относится крупная тюркская языковая группа: турки, азербайджанцы, татары, казахи, туркмены, узбеки, киргизы, якуты и др.

К уральской языковой семье относится финно-угорская группа: финны, эстонцы, венгры, коми и др.

К семито-хамитской языковой семье относится семитская группа: арабы, евреи, эфиопы и др.

 

 

9. Типологическая клас-ия

 языков состоит в выявлении основных типов грамматического строя языков. Она возникла в первой половине 19 в. в работах братьев Шлегелей и Гумбольдта. Типологически языки характеризуются по словоизменению, словообразованию и синтасису. Следовательно, типологическая классификация изучает языки с точки зрения их грамматической формы.

Более всего распространена морфологическая классификация языков. морфологическая система яв­ляется самым устойчивым ярусом языка, а также тем, что коли­чество морфологических типов языков ограничено и они обладают устойчивым набором признаков, которые поддаются систематике и классификации.

Классификация языков по синтаксическим типам опирается на важнейшие признаки семантической и формальной структуры главных членов предложения. В языках номинативного типа предложение основано на противопоставлении подлежащего (субъекта действия) и дополнения (объекта действия). Человек идет. Человек построил дом. Человек добр. Дом построен человеком.

История развития письма

начинается с того момента, когда появляется письмо при помощи графических изображений. С конца каменного века, на этапе развитого первобытнообщинного строя у большинства племен уже имелись зачатки письменности. Образовывались более крупные группы и устойчивые родовые и племенные общины, одной устной речи было уже недостаточно, возникла необходимость передавать мысль на расстояние и закреплять ее во времени. Но люди еще не научились записывать речь и потому для этой цели первоначально использовались разные предметы, которым придавались условное смысловое значение.

Для передачи своих мыслей на расстояние люди пользовались даже животными. Древние греки, скандинавы, славяне выражали свои мысли при помощи разных зарубок и нарезов, которые они делали на деревянных палочках, дощечках.

Способы общения людей при помощи предметов, вещей появились задолго до возникновения письма. Они играли очень важную роль в коммуникации человека на расстоянии и во времени.

Собственно письмо, то есть начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка.

В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих типов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.

 

Типы письма

I.  Пиктография (рисуночное письмо) – это внеязыковая знаковая система, т.к. она напрямую выражает мысль, а не слова или предложения. Пиктография – способ, параллельный устной речи. Появилась она примерно 3000 лет назад. Пиктография как тип письма возникла в VIII – VI вв. до н.э. Иероглиф – «священные письмена». Вообще, это фигурный знак письма, обозначающий целые понятия (=идеограмма) или отдельное слово (=логограмма).

Фонетизация – это процесс передачи графическим знаком звучащей речи.

II. Фонография

Силлабография – письмо, в котором графический знак обозначает слог. Возникло во 2-1 тыс. до н.э. Число знаков: 35-40 (древнеиндийский) – 200-250 (эфиопский).

Преимущества этого письма в том, что 1)количество слогов меньше, чем количество разных слов; 2) появилась возможность передачи грамматических значений.

II Б. Фонемография – звуковое, или буквенное, или звукобуквенное, или алфавитное письмо. Это венец графической эволюции. Оно очень экономно: несколько десятков простых знаков. Большая условность в письменной форме, чем в устной. Буквы – это полная условность.

 

 

Язык и речь.

Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения). Описывается данная система в грамматиках и словарях.

Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций. Речь всегда развёртывается во времени, она отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения.

Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме. Если язык существует независимо от того, кто на нём говорит (на латинском языке или санскрите, например, уже давно никто не говорит), то речь всегда привязана к говорящему. Только речь отдельного человека может быть правильной или неправильной, испорченной или улучшенной. Язык является объективной данностью, он вне наших стараний его сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников.

 

 

Язык как знаковая система

Язык – это средство выражения мыслей и желаний людей. С помощью языка люди также выражают свои чувства. Обмен подобной информацией между людьми называется общением. Язык – это «стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, предназначенных для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека и мире». Это особая система знаков, которая служит средством общения людей друг с другом. Система – (от греч.– «целое, составленное из частей») объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система обладает некими признаками:

- состоит из множества элементов;

- ее элементы находятся в связи друг с другом;

- эти элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется их единство.

Язык состоит из единиц: звуков; морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний); слов; фразеологических единиц; свободных словосочетаний; предложений (простых, сложных); текстов. Каждая из единиц обусловливается другими знаками, и сам, в свою очередь, обусловливает их. Различают три вида отношений языковых единиц: синтагматические, парадигматические и конститутивные.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.