Предмет, объект и задачи языкознания — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Предмет, объект и задачи языкознания

2021-10-05 41
Предмет, объект и задачи языкознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет, объект и задачи языкознания

Языкознание - наука о чел. языке как средстве общения, законах строения и функционирования языка. Начало развиваться на Древнем Востоке, Индии, Др. Греции и Риме. Объектом языкознания явл. язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.

Задачи языкознания:

- Установление природы и сущности языка

Ø Изучение структуры языка

Ø Изучение языка как целостной системы

Ø Изучение вопроса развития языка

Ø Изучение вопроса возникновения и развития письма

Ø Классификация языков

Ø Выбор методов исследования,

Ø Изучение связи языкознания с другими науками.

 

Важные аспекты и разделы языкознания

Языкознание как наука делится на общее и частное, теоретическое и прикладное.

Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью:

1) определить природу языка, его сущность;

2) установить основные аспекты науки о языке, а также морфологию, лексикологию и т.п.;

3) дать систематику языков, создать классификацию языков;

4) разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приемы и методики языкознания.

Частное языкознание занимается отдельным языком или группой родственных языков.

Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка), либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.

 

Язык как социальное явление

 Язык возникает, развивается и существует как коллективное достояние. Его основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого соци­ального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого сообщества.

СОЦИОЛИНГВИСТИКА, отрасль языкознания, изучающая язык в связи с социальными условиями его существования.

 

 

Функции языка в обществе

Язык выполняет в обществе следующие социальные функции:

-коммун-ая / иформ-ая  (передача и получение сообщений в форме языковых / вербальных высказываний, обмен информацией между людьми),

- познавательная / когнитивная (обработка и хранение знаний в памяти индивида и общества, формирование картины мира),

-интерпретативная/толковательная (раскрытие глубинного смысла воспринятых языковых высказываний / текстов),

-регулятивная / социативная / интерактивная (цель - обмен коммуникативными ролями, утверждение своего коммуниативного лидерства, воздействие друг на друга),

- контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание коммуникативного взаимодействия),

- эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений),

- эстетическая (создание художественных произведений),

- магическая / "заклинательная" (использование в религиозном ритуале, в практике заклинателей, экстрасенсов и т.п.),

-этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного)

 

Возникновении языка

Со времен античности сложилось много теорий происхождения языка.

1.Теория звукоподражания - получила поддержку в 19 и 20 в. Суть - что «безъязычный человек», слыша звуки природы старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии.

2.Теория междометий - что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы и произошли все иные слова. эта теории предполагает наличие «человека без языка», кот пришел к языку через страсти и эмоции.

3.Теория «трудовых выкриков» - возникла в 19 в в трудах материалистов  и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровожд коллективный труд.

4. С сер 18 в. появилась «теория социального договора». Она опиралась на некоторые мнения античности и во многом отвечала рационализму 18 в. Теория сост в том, что в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в обл терминологии.

Беда всех теорий в том, что вопрос о возникновении языка берется изолированно, вне связи с происхождением самого человека и образованием первичных человеческих коллективов.

 

 

Генеолог.клас-я языков.

Генеалогическая классификация основана на определении родственных отношений между языками. При этом доказывается общность происхождения родственных языков и демонстрируется их развитие из единого языка, который получает название праязык. При генеалогической классификации языков выясняется степень их родственных отношений и связей.

Языковая семья - самая крупная единица классификации народов (этносов) по признаку их языкового родства - общего происхождения их языков от предполагаемого языка-основы. Языковые семьи подразделяются на языковые группы.

Наибольшей по численности является индоевропейская языковая семья, в которую входят языковые группы:

- романская: французы, итальянцы, испанцы, португальцы, молдаване, румыны и др.;

- германская: немцы, англичане, скандинавы и др.;

- славянская: русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты и др.

Второй по численности является китайско-тибетская языковая семья с крупнейшей китайской языковой группой.

К алтайской языковой семье относится крупная тюркская языковая группа: турки, азербайджанцы, татары, казахи, туркмены, узбеки, киргизы, якуты и др.

К уральской языковой семье относится финно-угорская группа: финны, эстонцы, венгры, коми и др.

К семито-хамитской языковой семье относится семитская группа: арабы, евреи, эфиопы и др.

 

 

9. Типологическая клас-ия

 языков состоит в выявлении основных типов грамматического строя языков. Она возникла в первой половине 19 в. в работах братьев Шлегелей и Гумбольдта. Типологически языки характеризуются по словоизменению, словообразованию и синтасису. Следовательно, типологическая классификация изучает языки с точки зрения их грамматической формы.

Более всего распространена морфологическая классификация языков. морфологическая система яв­ляется самым устойчивым ярусом языка, а также тем, что коли­чество морфологических типов языков ограничено и они обладают устойчивым набором признаков, которые поддаются систематике и классификации.

Классификация языков по синтаксическим типам опирается на важнейшие признаки семантической и формальной структуры главных членов предложения. В языках номинативного типа предложение основано на противопоставлении подлежащего (субъекта действия) и дополнения (объекта действия). Человек идет. Человек построил дом. Человек добр. Дом построен человеком.

История развития письма

начинается с того момента, когда появляется письмо при помощи графических изображений. С конца каменного века, на этапе развитого первобытнообщинного строя у большинства племен уже имелись зачатки письменности. Образовывались более крупные группы и устойчивые родовые и племенные общины, одной устной речи было уже недостаточно, возникла необходимость передавать мысль на расстояние и закреплять ее во времени. Но люди еще не научились записывать речь и потому для этой цели первоначально использовались разные предметы, которым придавались условное смысловое значение.

Для передачи своих мыслей на расстояние люди пользовались даже животными. Древние греки, скандинавы, славяне выражали свои мысли при помощи разных зарубок и нарезов, которые они делали на деревянных палочках, дощечках.

Способы общения людей при помощи предметов, вещей появились задолго до возникновения письма. Они играли очень важную роль в коммуникации человека на расстоянии и во времени.

Собственно письмо, то есть начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка.

В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих типов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.

 

Типы письма

I.  Пиктография (рисуночное письмо) – это внеязыковая знаковая система, т.к. она напрямую выражает мысль, а не слова или предложения. Пиктография – способ, параллельный устной речи. Появилась она примерно 3000 лет назад. Пиктография как тип письма возникла в VIII – VI вв. до н.э. Иероглиф – «священные письмена». Вообще, это фигурный знак письма, обозначающий целые понятия (=идеограмма) или отдельное слово (=логограмма).

Фонетизация – это процесс передачи графическим знаком звучащей речи.

II. Фонография

Силлабография – письмо, в котором графический знак обозначает слог. Возникло во 2-1 тыс. до н.э. Число знаков: 35-40 (древнеиндийский) – 200-250 (эфиопский).

Преимущества этого письма в том, что 1)количество слогов меньше, чем количество разных слов; 2) появилась возможность передачи грамматических значений.

II Б. Фонемография – звуковое, или буквенное, или звукобуквенное, или алфавитное письмо. Это венец графической эволюции. Оно очень экономно: несколько десятков простых знаков. Большая условность в письменной форме, чем в устной. Буквы – это полная условность.

 

 

Язык и речь.

Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения). Описывается данная система в грамматиках и словарях.

Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций. Речь всегда развёртывается во времени, она отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения.

Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме. Если язык существует независимо от того, кто на нём говорит (на латинском языке или санскрите, например, уже давно никто не говорит), то речь всегда привязана к говорящему. Только речь отдельного человека может быть правильной или неправильной, испорченной или улучшенной. Язык является объективной данностью, он вне наших стараний его сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников.

 

 

Язык как знаковая система

Язык – это средство выражения мыслей и желаний людей. С помощью языка люди также выражают свои чувства. Обмен подобной информацией между людьми называется общением. Язык – это «стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, предназначенных для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека и мире». Это особая система знаков, которая служит средством общения людей друг с другом. Система – (от греч.– «целое, составленное из частей») объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система обладает некими признаками:

- состоит из множества элементов;

- ее элементы находятся в связи друг с другом;

- эти элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется их единство.

Язык состоит из единиц: звуков; морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний); слов; фразеологических единиц; свободных словосочетаний; предложений (простых, сложных); текстов. Каждая из единиц обусловливается другими знаками, и сам, в свою очередь, обусловливает их. Различают три вида отношений языковых единиц: синтагматические, парадигматические и конститутивные.

 

Фонология

Фоноло́гия— раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка. Создателем современной фонологии считается работавший в том числе в России учёный польского происхождения Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ

Морфология

раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Морфема (греч. – «форма») – это миним. значимая единица языка, характ-ся по сравнению со словом как общими для них (интегральными), так и различительными (дифференц.) признаками».

Интегральными признаками морфемы и слова являются их материальность, значимость и воспроизводимость. К числу дифференциальных признаков морфемы относятся ее минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.

Морфемы подразделяются на два основных типа — корневые (корни) и аффиксальные (аффиксы).

Корень — основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня. Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово — только в сочетании с корнями.

классификация морфем

1) по функции, выполняемой в языке: а) словообразующие морфемы, несущие часть лексического значения и служащие для образования новых слов; б) формообразующие, несущие граммат. значение и служащие для образования грамматических форм слова;

2) по роли и положению в структуре слова: а) корень – основная, обязательная морфема в слове, несущая главную часть его лексического значения; б) аффиксы – служебные, факультативные морфемы: постфиксы, префиксы;

3) по количеству фонем в плане выражения морфем: а) однофонемные; двухфонемные, многофонемные;

 

 

27. Словообразование

Словообразование - раздел языкознания, изучающий структуру слов и способы их создания. Все слова можно разделить на слова непроизводными основами (от которых образуются другие слова) и слова с производными основами. К словам с непроизводными основами относятся, например, сад, море, поле, лето; к словам с производными основами - садовник, заморский, полевой, летний.

Новые слова образуются с помощью словообразовательных аффиксов. Классификация способов:

1.Приставочных способ - образования слов с помощью словообразовательных префиксов: заходить - ходить, перегрузки - нагрузка.

2.Суффиксальный способ - образования слов с помощью словообразовательных суффиксов: холодно --- холодный, дубок --- дуб, ветерок --- ветер.

3.Приставочно-суффикс.способ - образования слов путем одновременного присоединения к образующей основы словообразовательных префиксов и суффиксов: надбровный - бровь, безграничен – предел.

4.Постфиксальный способ - образования слов путем присоединения к образующей основы словообразовательных послелогов: сражаться --- бить, мириться - мирить.

 

 

Части речи

Части речи - классы слов языка, выделяемые на основании общности их синтаксических, морфол. и семантических свойств.

Осн. критериями классификации частей речи выступают значение, форма и функция.

Знаменательные:

-имя существительное

-имя прилагательное

-имя числительное

-местоимение

-глагол

-наречие

-слова категории состояния

Служебные:

-союз

-предлог

-частица

Модальные слова

Междометия

Подходы к выделению частей речи:

■часть речи определяется как лексико-граммат.категория, сгруппированная по совокупности всех свойственных слову признаков

■часть речи - формальный грамматический класс, который необходимо устанавливать для каждого класса в отдельности ■части речи равны грамматическим разрядам слов. Грамматические разряды устанавливаются по общим граммат. значениям.

Состав частей речи в разных языках различен как по объему, так и по составу.

29. Лексика — это совокупность слов языка, его словарный (лексический) состав. Основная единица лексики — слово.

Лексика обращена к действительности, поэтому она очень подвижна, сильно изменяет свой состав под воздействием внешних факторов. Возникновение новых реалий (предметов и явлений), исчезновение старых ведет к появлению или уходу соответствующих слов, изменению их значений. Лексические единицы не исчезают внезапно. Они могут долго сохраняться в языке как устаревающие или устаревшие слова. Лексика нац. языка взаимодействует с лексикой других языков — так появляются заимствования.

 

30. лексическое значение слова

— соотнесённость звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности. Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и т. д., а только наиболее существенные, помогающие отличить один предмет от другого. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым определяются общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление. Например, лексическое значение слова жираф определено так: «африканское парнокопытное жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами», то есть перечисляются те признаки, которые отличают жирафа от других животных

 

Слово – осн. единица языка.

Слово - основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка. Характерные признаки слова - цельность, выделимость и свободная воспроизводимость в речи.

Учитывая сложность многоплановой структуры слова, современиые исследователи при его характеристике используют многоаспектный анализ, указывают на сумму самых разных языковых признаков:

•фонетическую (или фонематическую) оформленность и наличие одного основного ударения;

•лексико-семантическую значимость слова, его отдельность и непроницаемость (невозможность дополнительных вставок внутрь слова без изменения его значения);

•идиоматичность (иначе — непредсказуемость, немотивированность называния или неполную его мотивированность);

•отнесенность к тем или иным частям речи.

Компонентный анализ

метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка. Цель - разложение значения на миним. семантические составляющие.

Сущность компонентного анализа определяется рядом положений:

- значение слова — это сложный феномен;

- этот сложный феномен можно разложить на составляющие, для обозначения кот. используются разные термины: «компоненты значения» (содержания), или «семантические компоненты», «фигуры содержания», «семантические множители».

- разложению слова на его семантические множители должно предшествовать распределение значений по семантическим полям, выделение семантических полей.

 

 

Фразеология.

Фразеология — это особый раздел науки о языке, занимающийся исследованием смысловых и структурных свойств фразеологических единиц, изучающий причины их возникновения в системе языка и особенности употребления в речи.

Термин «фразеология» образован от двух греческих слов: phrasis — «выражение, оборот речи» и logos — «учение».

в фразеологической системе языковой единицей является фразеологизм, или фразеологическая единица.

Фразеологические единицы — это устойчивые, постоянные по своему компонентному составу, воспроизводимые единицы языка, обладающие целостным единым значением.

Фразеологизмы — это самостоятельная номинативная единица языка, представляющая собой устойчивые сочетания слов, которые выражают целостное фразеологическое значение и по функции соотносятся с отдельными словами. То есть, устойчивые сочетания слов, разные или близкие по значению одному слову, называются фразеологизмами: вешать нос — унывать. Как и слова фразеологизмы служат наименованиями предметов, явлений и признаков: сбить с толку — запутывать.

Этимология.

Наука этимология (от греч. «Etymon» - «истина» и «logos» - «слово», «учение») занимается происхождением слов, в частности выясняет, по какому признаку названы предмет, явление, действие. Этимология основывается на закономерных звуковых и морфологических изменениях слов в процессе эволюции языка, учитывает регулярные переходы одних типов лексического значения слова в другие. Выясняя происхождение слов, их историю в том или ином языке, этимология учитывает и данные других наук – истории, археологии, этнографии.

 

38. Лексикогра́фия (др.-греч. lexikon — «словарь» и grapho — «пишу») — раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения; наука, изучающая семантическую структуру слова, особенности слов, их толкование.

Словари можно разделить на два основных типа:

1.В энциклопе­дических словарях дается описание того или иного явления, понятия, события

(энциклопедии,науч. справочники, терминологические словари.

2.В лингвистических словарях содержатся толкования слов (указываются основные значения, прямые и переносные), даются грамматические, стилистические и прочие пометы. Лингвистические (филологические) словари делятся на много­язычные, двуязычные и одноязычные. Двуязычные и много­язычные словари - это словари переводные, в них значения слов одного языка объясняются посредством сопоставления с другим языком (например,, словари англо-русский, русско-английский, русско-англо-арабский и др.). В одноязычных словарях слова толкуются посредством слов того же языка. Одноязычные словари могут быть комплексными (таковыми являются толковые словари) и аспектными, отражаю­щими тот или иной аспект (например, синонимические, словооб­разовательные и т.п.).

 

 

ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ

Графика - описывает состав используемых в данном письме знаков, их происхождение, начертание и возможные варианты. В современном письме применяются разные по характеру и назначению графемы, которые создавались в течении тысячелетий.

Орфография ­- исторически сложившаяся система правил практического письма. Она устанавливает единообразие способов передачи речи и её основных единиц на письме.

40. Алфави́т — форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков. В алфавите отдельные знаки — буквы — обозначают фонемы языка, хотя однозначное соответствие звук ↔ буква наблюдается редко и имеет обыкновение утрачиваться в процессе развития устного языка.

Выделяются следующие разновидности алфавитов:

 Согласно Книге рекордов Гиннесса, больше всего букв — 72 — содержится в алфавите кхмерского языка (язык кхмеров, основной язык Камбоджи, один из крупнейших австроазиатских языков), наименьшее — 12 — в алфавите языка ротокас острова Бугенвиль (Папуа Новая Гвинея). Самой древней буквой алфавита является буква «о», которая осталась неизменной в том же виде, в каком она была принята в финикийском алфавите.

Из славянских народов латинский алфавит употребляют все западные; а из южных — также хорваты и словенцы; вообще латинский алфавит распространился везде с католицизмом.

 

 

Синтаксис. Осн. единицы

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному.

Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

1.Слово – одна из основных грамматических единиц

В нем слиты воедино его звуковая материя, лексическое значение и формальные грамматические характеристики.

2.Словосочетание – единица синтаксиса. это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, читать вслух.

 

Текст

Текст – это реально высказанное (написанное) предложение или совокупность предложений, могущее  служить материалом для наблюдения фактов данного языка. ТЕКСТ, языковое произведение неограниченной длины. Тексты явл. предметом исследования не только лингвистики, но и  литературоведения и семиотики; психологии; истории.

Текст является непосредственной действительностью (мысли и переживаний), из которой только и может исходить это мышление. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления.

 

Известные лингвисты

Фердинанд де Соссюр родился во франкоязычной части Швейцарии. в 20 лет (случай небывалый в мировой лингвистике) написал большую по объёму и важную по значению книгу «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках», которая была издана в 1879 году. В ней Соссюр предложил совершенно новые идеи. он выдвинул гипотезу о существовании в праиндоевропейском языке особых фонем, которые не сохранились ни в одном известном языке, но повлияли на произношение соседних гласных. Соссюр назвал эти фонемы ларингалами (от греческого глотка).

Виноградов Виктор Владимирович (1895-1969) был одновременно лингвистом и литературоведом, родоначальник лингвистических наук - истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Литературное наследие Виноградова огромно: более 300 работ по грамматике, лексикологии, лексикографии, истории языка, стилистике художественной литературы. При участии Виноградова были созданы «Толковый словарь русского языка» под редакцией Ушакова, «Словарь современного русского литературного языка». Виноградов был инициатором создания и редактором «Словаря языка А.С.Пушкина».

Шарль Балли:1865-1947

Ключевой темой Балли было выражение «субъективности» в языке, понимаемой им как максимально широкий спектр средств отражения личности и эмоций говорящего; отсюда его длительный интерес к стилистике, которую он считал полноправной лингвистической дисциплиной. основным вкладом в теорию языка считается изложенная Балли концепция модальности и коммуникативной организации предложения, существенно опередившая своё время.  

 

 

Знак

Знаком явл. предметы, действия и явления. Знак – это двусторонняя единица.

Языковые знаки распределяются по трём группам:

1. естественные языки (фонетические);

2. искусственные языки (графически письменный язык, ручная речь глухонемых);

3. знаки, сопряжённые с фонетическим языком (интонация, жесты, мимика, паузы).

Своеобразие языкового знака закл. в том, что это первич-ный знак, объективно сформ-шийся в процессе эволюции чел-а и чел-кого общества вообще. Среди др видов знаков, исп-емых в чел-ском обществе, языковой знак занимает особое место:

1. своей материальной и идеальной природой;

2. своеобразием своего генезиса, т.е. происхождения, эволюции и функционирования;

3. выполняемыми функциями;

4. формой своего существования или выражения;

5. своей ролью в жизни общества и мн. др. признаками.

Осн. свойства знака вообще и языкового знака в частности.

1. заместительная функция (любой знак что-то означает);

2. коммуник-вность (любой знак явл. средством общения);

3. социальность (любые З. возникают и сущ-ют в обществе);

4. системность (любой З. явл. элементом какой-л. системы);

 

5. материальность (любой знак должен быть доступен чувственному восприятию – чувствовать, видеть, ощущать).

Своеобразие языка как знаковой системы закл. в универ-сальности (языковой знак исп-ся во всех сферах чел-кой деят-ти); первичности по отношению к другим знаковым системам; в постоянном развитии и совершенстве; в полисемантичности.

Предмет, объект и задачи языкознания

Языкознание - наука о чел. языке как средстве общения, законах строения и функционирования языка. Начало развиваться на Древнем Востоке, Индии, Др. Греции и Риме. Объектом языкознания явл. язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.

Задачи языкознания:

- Установление природы и сущности языка

Ø Изучение структуры языка

Ø Изучение языка как целостной системы

Ø Изучение вопроса развития языка

Ø Изучение вопроса возникновения и развития письма

Ø Классификация языков

Ø Выбор методов исследования,

Ø Изучение связи языкознания с другими науками.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.