Беседа 4. «Добро и зло рядом». — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Беседа 4. «Добро и зло рядом».

2021-10-05 20
Беседа 4. «Добро и зло рядом». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многие считают умственно отсталого человека жертвой, перед которой надо покаяться. А что, если он сам по себе такая сила, что способен самостоятельно выйти из состояния жертвы? А что, если такие люди необходимы человечеству как озоновый слой в стратосфере, поглощающий ближнюю часть ультрафиолета солнечного спектра? Поэтому так и опасны «озоновые дыры»! А разве несравнимы  они, эти дыры, с нашей земной враждой, ненавистью и завистью? Когда же поймём, что стремление людей, рождённых с сидромом Дауна, обнять первого встречного, и есть желание спасти нас от вражды и ненависти, как озоновый слой спасает нас от беспощадного ультрафиолета.

Шарль де Голль мог прервать любое заседание по звонку жены: «Анна плачет, отказывается кушать». И папа президент Франции бежал к своей  любимой дочке. А у могилы 20-ти летней Анны, родившейся с синдромом Дауна, президент Франции скажет: «Не надо плакать. Теперь она как ВСЕ».

 

Америка. Международный конгресс в Сиетле. С громадного экрана президент США Джон Кеннеди кричит своим конгрессменам, что слишком долго решается в стране проблема оказания помощи умственно отсталым людям. Лица конгрессменов равнодушны: это у твоего родного брата Эдварда сын с синдромом Дауна. Мы тебе очень сочувствуем, Джон, но зачем так кричать?

 

Закрытие конгресса. На сцену выкатили два рояля, и два брата во фраках, исполнили один и тот же этюд Шопена. Один из братьев был с синдромом Дауна. Мы слушали стоя. Многие плакали.

 

Конгресс длился два дня, а в перерывах по фойе прогуливались двое мужчин с плакатами на груди: «ИНТЕРНАТ НА ОДНОГО МНОГО». Они 25 лет прожили в одном из интернатов Канады.

Когда закончился конгресс, делегаты отправились на прощальный банкет. Веселье началось, как только поднялись на борт теплохода. И только женщина в поношенном плаще и в заношенных кроссовках, как забилась в угол, так и просидела до прибытия к месту банкета.

Мне запомнился её бейджик: «Мать Марты» было написано от руки на кусочке картона. И этим было всё сказано….

По библейским понятиям, каждому человеку нужна помощь, ибо он несовершенное существо. Наше родительское «несовершенство», как мне думается, в том, что объединяясь в сообщества, мы не присягнули на верность друг другу и своему родительскому долгу. А в этом суть и смысл нашего единения: чтобы с нами не случилось, мы придём на помощь друг другу в любой беде.

Во время войны каждому солдату полагалось вырыть для себя окоп. Командующий армией генерал Рокоссовский, посидев сутки в таком окопчике, приказал рыть траншеи: видеть друг друга-это победить страх.

 

На этой фотографии, сынок, твой дедушка. На каких фронтах воевал с июля 1944-го до января 1945-го и слова не сказал. И про медали ни слова и орден Красной Звезды. Вот его наградной лист.

1. Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг.

В боях на 1-ом Украинском фронте участвует с 14.01.1945г…. С начала боевых действий Корпуса, на этом фронте, по настоящее время производит починку и пошивку обуви личному составу батареи.

Работает в условиях частых передислокаций, вызванных успешным продвижением наших войск, беспрепывно, часто сутками без отдыха, с максимальной нагрузкой. Сапожный и починочный материал использует трофейный, изысканный им самим. Весь личный состав батареи, благодаря упорной работе его и старания обуть, ходит в исправной обуви.

Достоин правительственной награды – медалью «За боевые заслуги».

                       

                   Командир Отдельной Батареи. Команд. Артилл. 43 СК.

                   Капитан    Подпись.                          /Плехно/.

Похоже, всю войну был только? Сохранилась фотография: три солдата в обнимку у пушки 45 го калибра. На обороте надпись: Волховский пятачок. Тысячи погибших на этом пятачке, у папы ни царапины. И с этой «сорокопяткой» дошел до Праги. В наградном листе, там, где фамилия, имя и отчество: Кривошей Соломон Борисович, а не Залман. Звание: красноармеец. Должность, часть: телефонист Отдельной Батареи Командующего Артиллерией 43 стр. корпуса.

Сапожник-телефонист, сапожник-артиллерист, вот такой у тебя дедушка. А папа твой кто? Начальник экспедиций, драматург, публицист. И что? Телефонист-сапожник, вот моя цель. Фотография папы для меня загадка. Не припомню такого взгляда в послевоенные годы. А вот если просил рассказать о войне, взгляд становился примерно как на этой фотографии. И ни слова….

Разъезжая по стране в экспедициях, мне довелось повстречать много фронтовиков. И что? То же самое, слова не вытянешь. Помню, когда я ещё в школе учился, в классе 8-9, захотел в бане фронтовику помочь….

….Мы в бане встретились с тобой:

Почти сидели рядом.

Я стал на час твоей рукой.

Оторванной снарядом.

Я шрамы тёр, а ты ворчал:

«Чего, как бабе гладишь спину?

Не повезло, брат, дочек две,

А в баню надо с сыном»….

 

Смотрю на фотографию, где твой дед с друзьями и думаю, вот бы нам, родителям, так обняться, испытать такое единение. Да, не надо нам таких испытаний, какие достались отцам и дедам. Нам мужества не хватает, уверенности в себе и в своей правоте: никто не защитит детей наших лучше нас, никто не сопроводит их по жизни лучше нас, родителей. Только надо быть достойными своих детей. И помнить: «Можно измерить интеллект, но нельзя измерить ценность человека». (Карл Грюневальд).

 

Иногда думаю, какое имеет отношение к нам, родителям, такие понятия, как «ассоциация», что означает по латыни: «присоединение» или «приобщение». Мы, родители детей инвалидов, не присоединение: мы единение людей одной боли и надежды! Мы только по своим Уставам «организация», а по сути должны быть «Община людей одной судьбы и одной цели». Вот такого названия я жду завтра.

 

Вот, что думает о проблеме единения раввин Адин Штайнзальц.

 

«Каждая группа людей, в какой-то степени ощущающая потребность в единстве, образует общество, чей характер определяется целью, для достижения которой люди хотят объединиться. К примеру, случайные пассажиры международного автобуса не образуют общества до тех пор, пока поездка протекает без помех. Но вот автобус забуксовал, его надо подтолкнуть – и сорок человек, едущих по своим делам, превращаются в сплочённый коллектив. Возникает единство пассажиров, обладающее несомненными признаками социальной организации. Ясно, что в этом обществе не образуются все возможные виды взаимодействия. Например, волею судеб в числе пассажиров оказался известный поэт. Однако сейчас ему не до стихов, и, возможно, в сложившейся ситуации большим авторитетом будет пользоваться другой пассажир, в обычной жизни ничем, кроме широких плеч, не примечательный. Внешние обстоятельства привели к созданию общества, и оно образовалось – пусть лишь на то недолгое время, которое понадобилось, чтобы вытащить автобус из грязи».

 

Так и надо жить. Знать, что ты не один, знать, что ты нужен, и тогда, в случае беды, помощь придёт неожиданная.

«Я только сейчас узнала, что у тебя умерла жена. Обещай, что сына привезут ко мне, если с тобой что случится. В Чечне нет интернатов. У меня шесть детей, Кирилл будет седьмым».

Что почувствовал я тогда, на семинаре в Нальчике? Тепло вошло. Материнское. Родное. Почувствовал, что хочу жить, а невыносимое одиночество, в которое провалился, когда  мы с тобой осиротели, уже не так страшит. А давно ли убеждал себя:

                                         

                                         « Я уеду.

                                     Я непременно уеду.

 

                                          Мне стыдно

                                          Оставаться тут.

                                          Устрою перевод

                                          По службе,

                                          Любовь свою

                                          Отдам в приют,

                                          Не доверяя ложной дружбе.

 

                                          Здесь не живут,

                                          Здесь лишь гостят,

                                          Здесь слабые

                                          Обиды прячут,

                                          Здесь не поймут,

                                          Зато простят,

                                          Не пожалеют,

                                          Но поплачут…

 

                                                                Василий Фёдоров.

 

Знаю и верю: в единении наша сила и спасение. И вот почему: не приживутся у нас западные модели жизненного устройства молодых людей с особенностями развития. Вспомнилось, как проходил стажировку в норвежской деревне Видарозен, где прожил почти две недели, окунувшись в такое безмолвие, что лучше не вспоминать….

 

«Душевно-духовный облик людей, чьё интеллектуальное развитие кажется нам недостаточным, гораздо более открыт, нежели тех, кто считается сегодня «нормальными». Мы, «нормальные», легко позволяем условностям, внутренней несвободе, зависти, страху, скупостью и прочему закрыть наше подлинное существо и чистый голос сердца не может прозвучать». (Маргит Энгель).

 

Маргит Энгель отдала 40 лет жизни созданию поселений для умственно отсталых в Норвегии, Эстонии и России. Удивительный человек, невероятной энергии. Она хотела остаться навсегда в России на берегу реки Сясь…. Хотела, а почему-то оказались в немецком приюте для престарелых. Месяц назад Маргит не стало.

 

…Моё первое утро в деревне Видарозен, куда Маргит направила меня на стажировку. Выхожу из дома, обалдеваю от красоты ущелья, в котором приютилась деревня, а из соседнего дома выходит девушка, тут же шапочку на подбородок надвинула и стала под горку спускаться. Я ней бегом: гололёд! Пришли в пекарню на моё рабочее место. Девушка осталась в прихожей, так и не сняв шапочку.

 

До перерыва на кофе я вполне успешно поработал, хотя и получил три раза от мастера лопаткой по шее: За что? Не всегда успевал противень маслом смазать, да ещё тесто присыпать отрубями - и всё это за секунды…. Мастер, по имени Том, личность известная на всю округу. За его выпечкой  с утра приезжают из соседних сёл. Хотя Том с синдромом Дауна, но диплом у него международный, а придирался он ко мне потому, что принял за глубоко умственно отсталого, которого из-за медлительности можно учить работе только с помощью деревянной лопатки.

 

Но дело не во мне, а в моей спутнице: только мы в перерыве сели за кофе, произошло чудо. Моя спутница, работа которой, как мне потом стало известно, ограничивалась приходом на работу и сидением в прихожей - вдруг садится за стол, а. шапки - как не бывало! Немая пауза была долгой. Я не знал, что она снимает шапку только у себя дома. И никогда не садится в пекарне за стол…. А тут и села, да ещё без шапки!

 

 В конце дня меня вызвали на «ковёр»: «Почему вы за ручку вели Элизабет? Что за песню пели? И зачем? Никто не имеет права менять привычки проживающих в деревне! Ещё раз нарушите порядок, стажировка будет прекращена»…

 

 Уинстон Черчилль говорил, что в Советском Союзе» «всё нельзя, а что можно, то обязательно». К моей стажировке в Норвегии, замечание премьер министра Англии, более уместно…. Да, я был ошарашен образом жизни в деревне Видарозен. Жизни в полной тишине, без радио, телевидения, собак, только кошки.

 

…В столярке две женщины шкурили не изделия, а просто деревяшки: и одни и те же. Спрашиваю мастера, родом из Латвии: «Это их работа? Ответ меня поразил: «Зато беседуют».

 

В книге «По ту сторону одиночества» профессора Нильса Кристи, прожившего более трёх месяцев в деревне Видарозен, рассказывается о таком случае. Одна из проживающих, обычно очень спокойная, вдруг впала в состояние крайней истерии. Успокоить её было невозможно. А причина оказалась простой: только что прибывший журналист, поселившийся над её комнатой, сел печатать на пишущёй машинке. И этого неожиданного «тук-тук» - вполне хватило. Я спросил Нильса Кристи при встрече: как жить потом селянам деревни Видорозен? В обычной жизни, наполненной разными звуками. Или моя спутница  в шапочке на всю жизнь в этом ущелье? Не получил нужного ответа …

Не мне судить и не я придумал этот образ жизни. А узнай руководство деревни, что со мной случилось через пару дней в доме, где я жил, сразу бы наступил конец моей стажировке. А случилось вот что…

 

За ужином одной из проживающих упорно не давали полакомиться тортом. Она тянется к торту, а ей шлёпают по руке. Когда все ушли, я протянул девушке на кончике чайной ложечки кусочек торта. Проглотив, она сползла со стула, села за пианино и стала колотить по клавишам с такой силой, что сбежался весь дом. А на следующий день я запоздал к обеду и застал такую сцену: в полном одиночестве «пианистка» листала на полу свой семейный альбом: справа налево, потом слева направо. И так, оказывается, 15 лет каждый день после завтрака, обеда и ужина. Я сел рядом, она стала пальцем показывать на своих родных, и её глаза оживали. Это были совсем другие глаза.

 Тишина во благо, как я понимаю,  необходима для временного успокоения в кризисной ситуации. Тишина пожизненная кому нужна? Тому, кто не может справиться с близким человеком дома, и хочет избавиться, погрузив пожизненно в безмолвие?

 

Вот точка зрения профессора Нильса Кристи:

 

«Когда живёшь в одном из описанных семейных сообществ и испытываешь радость от такой формы семейной жизни, невольно возникает вопрос о критериях оценки жизни семьи. Является ли дом тем местом, где черпают энергию? И какое значение имеет пребывание в одиночестве? …. Жизнь в этих сообществах предоставляет редкую возможность принимать других людей такими, какие они есть. Потребность в одиночестве уменьшается вместе с претензией быть как все. Люди, которые не соответствуют норме, создают свободное пространство, и не только вокруг себя, но и вокруг тех, кто соприкасается с ними». Вот чего не заметил, так этого пространства….

 

У нас своя история…. В России накоплен уникальный опыт жизненного устройства человека с особенностями умственного развития. И уникально своё отношение к таким людям, своё понимание:

«Идиоты? Да они ведь только для нас идиоты, а не для себя и не для бога. Дух их своим путем растет, и может статься, что мы, мудрые, окажемся похлеще их -идиотами». Вот уж точно предвидел затворник Феофаний ещё в 17-ом веке...

Люди с нарушением интеллекта четко копируют мир, в котором живут. Они добры, если быть добрыми к ним. Полны любви и удивительной нежности, если это взаимно. Творчески одарены и готовы к раскрытию своих талантов, если в это верить и этому способствовать. Вот раздумья начальницы приюта. Св. Эммануила Ангелины Карловны Эшгольц:

«Каждый питомец, на какой бы степени недоразвития или болезненного распадения сил он ни находился, все-таки сохраняет достоинство человеческого духа, в котором есть и происходит нечто особенное, индивидуальное. Не следует забывать, что человек властен открывать и скрывать свою внутреннюю жизнь, и эту способность сохраняют и наши питомцы. Лишь после многолетнего внимательного наблюдения хотя бы одного из наших страдальцев, кто-либо отважится сказать, что происходит в этом человеке». (Отчет за 1887 г.)…

Один из первых приютов в России был открыт в 1886 году на станции Удельной под Санкт-Петербургом. С приюта Святого Иммануила и началось прИзрение умственно отсталых в России. К1917 году в Санкт-Петербурге было 5955 душевнобольных, в том числе 444 ребенка до 15лет., а приютов было 26 -при Совете детских приютов ведомства императрицы Марии «для детей всех сословий и христианской веры от 3 до 20 лет», 71 приют при разных благотворительных обществах и 34 приюта при церквях. Итого: 131 приют на 6000 душевнобольных! Вот уж действительно болела душа у русского человека за своего убогого собрата. С какой же целью создавались наши первые российские приюты?

«Считая предпринятое нами дело за отстаивание юношества от напора гибельного недуга и освящая наш приют именем св. Иммануила, мы тем желаем выразить полное упование, что только одна христианская Вера и Любовь в состоянии противоупорствовать ужасному недугу, гнетущему над одержимыми падучей болезнью и слабоумием».

  Юноши в таких приютах овладевали столярным, сапожным, переплетным и корзинным ремеслом. Девушки вязали, шили, чинили белье и платья, выполняли рукодельные и хозяйственные работы. Чему учили слабоумных в приюте Святого Иммануила: закон Божий, русский язык с чистописанием, арифметика, история, география, естествознание, церковное пение, черчение. Не было «необучаемых», хотя и были, как записано в отчете, «одержимые слабоумием от рождения». А подопечные с «приобретенным идиотизмом», - «способны были выражаться на одном - двух языках и учились вполне успешно». В чем же дело? Неужто наши «несмышленыши» настолько глупее тех «одержимых»? А может, приют Св. Иммануила был каким-то особым? Возьмем другой приют Санкт-Петербурга. В приюте во имя Царицы Небесной, основанной архимандритом Игнатием, призревалось идиотов и «тупоумных»15, «отсталых» 85, «эпилептиков» 37. При этом на «школьном отделении» был курс обучения, «приблизительно равный курсу городских училищ, но в более долгий срок и при помощи методики преподавания». Потому и напрашивается вывод: ч тобы помочь душевнобольным, нужно иметь душу.

Каким сегодня видится жизненное устройство человека с особенностями умственного развития по своей сути? Что нам нужно? Дома Проживания, или Дома жизни? Пора осознать к чему стремимся мы, родители? Что нужно детям нашим, и что важнее: комфорт в проживании или достойное сопровождение? Несомненно и то и то. А чем будут отличаться по своей сути дома, которые будут построены в Дюнах и в Девяткино, вблизи Санкт-Петербурга по инициативе ГАООРДИ? Не будут ли они похожи на сегодняшние психоневрологические, но мини интернаты? И ещё: готовы ли мы, родители, сегодня оторвать дитё от себя в другую жизнь? Где и как к этому дитё готовить? Помню, позвонил дедушка, умудривший внучку с синдромом Дауна доучить в обычной школе до аттестата зрелости. Дали его или не дали- уже и не помню. Спрашивает дедушка: «Что дальше? Она ничего не умеет делать. Я один её растил, а за собой ухаживать не научил. Помрёт без меня»: И вот ещё о чём нужно думать. Зачем мы столько лет из кожи вон лезли в своем стремлении сделать человека с особенностями развития похожим на нас, обычных? Засучив рукава, внедряли заумные программы социальной реабилитации, со школьной скамьи натаскивали на муляжную жизнь, дрессировали так, что только врожденная покорность насилию и спасала их от психического срыва. А нужно было дать возможность тебе самому сделать самостоятельный шаг. Пусть в сопровождении, если самому не по силам, но этот шаг был тебе необходим. Тренировочные квартиры…. С них и надо начинать, ибо это кратчайший путь к семейному укладу жизни. Начинать и как можно скорее преобразовывать в квартиры постоянного проживания, где ребята с более высоким уровнем развития, я бы их называл «старшие братья», будут помогать младшим. Эти помощники могут стать помощниками воспитателей в «Домах жизни».

Ты дважды, если не трижды - по месяцу жил в тренировочной квартире во Владимире. Сколько прошло с тех пор? Был ли день, чтобы ты не вспомнил, воспитателей, Юрия Михайловича Каца? А дневники педагога Марины, где каждый шажок в твоём продвижении был как-то особо тепло отмечен. Низко кланяюсь всем, кто помог нам выжить с тобой в те тяжёлые годы, когда мы остались без мамы.

Псков. Выпускной твой экзамен по социализации:

- Кирилл Борисович, вы очень помогали эти три месяца носить тяжёлые сумки из магазина. А куда надо положить колбасу из сумки?

- На сковородку рядом с макаронами.

- Контрольный вопрос. Куда надо сложить вещи с пола, где вы их часто разбрасываете?

- В стиральную машину.

Итоги подводил руководитель Центра Андрей Михайлович Царёв:

 

-Кирилл Борисович, ответы ваши были не совсем правильны. Но учитывая нетрадиционное мышление Вашего папы, я вручаю Вам свидетельство об успешном прохождении курса социализации.

 

Как жилось тебе, сынок, дома в уже «взрослой» жизни? Гиперопека на грани с недомыслием. Убежденность, что ты мало на что способен. В этом было начало твоего пути в одиночество. Начало надлома и ухода в себя.[1]

 

Вчера позвонил Юрий Кац из Владимира. Ты минутку с ним поговорил, а когда я закончил разговор и ушёл на кухню обед тебе разогреть, такое услышал: «Юрий Михайлович, я хочу к тебе». В руках у тебя был пульт переключения каналов телевизора,  Юрий Михайлович тебя не услышал, а у меня сердце защимило от твоего одиночества.

 

.…Особняк, в который нам предстояло войти, внешне не отличался от своих роскошных соседей в этом фешенебельном районе столицы Финляндии. Особняки-соседи принадлежали посольствам Швеции, США и еще каких-то стран. Над ними трепыхались на ветру флаги, и с трудом верилось, что мы не ошиблись адресом, входя в дом, где расположился центр трудовой занятости умственно отсталых людей, именуемый Аула. Входим в центр: уютная прихожая с раздевалкой, налево столовая. По крутой лестнице поднимаемся на второй этаж, входим в мастерские... Что такое? Глазам своим не верю: за ткацким станком у окна стоит мой сын. Люди с синдромом Дауна похожи друг на друга, но такое сходство вижу впервые: абсолютно такая же улыбка, открытость в лице... Хватаю нашего переводчика за руку и тащу к станку:

- Терве! — чуть не кричу на всю мастерскую.

- Терве! — отвечает молодой ткач и протягивает руку.

- Работать не помешаю, если немного поговорим?

- Нет... Со мной все гости разговаривают, а я работаю. За слова денег не платят.  

- Сколько тебе платят?

- Двадцать пять марок в день.

- Скажи, Юкки, что еще ты умеешь делать?       

- В банке умею счета заполнять, когда плачу за квартиру. Маме еду готовлю и кормлю ее и тетю кормлю. Они старенькие.

- А тебе сколько лет?

- Я молодой. Скоро сорок два.

- Девушка есть?

- Нет... Мама не разрешает. Когда умру, говорит, тогда и женись. Маму надо слушаться... Тетю можно не слушаться. И чего ее слушаться, если она совсем глупая стала... Мама хотя и старая, но еще умная. Умрет - я обязательно женюсь. На умной. Очень умной.

 

Я бы еще долго вот так стоял и любовался работой веселого финского ткача. Ему не мешает жить лишняя хромосома. Такой и девушку свою встретит, приведет ее в свой дом, и они будут любить друг друга.....

 

В небольшом уютном конференц-зале Финской ассоциации помощи людям с умственной отсталостью руководитель отдела обучения Юри Юусти очень интересно рассказывал о программах социальной поддержки таких людей, о составлении индивидуальных планов реабилитации, об организации труда и возможности самостоятельного проживания. Чуть в стороне от него, как-то очень свободно, почти вальяжно, расположился в кресле молодой человек. Крупный, лет двадцати-двадцати пяти, он был не очень похож на тех, кого мы утром видели в центре Аула. И все же он был из «тех»... Юри Юусти неожиданно спросил молодого человека:

 

- Самми, у тебя есть какие-то возражения, дополнения?

 

Молодой человек уставился на Юри Юусти с явным недоумением. Потом еще больше поджав нижнюю губу, стал нас разглядывать. Естественно мы замерли в ожидании: чтобы возражать, надо хотя бы понимать, о чем целый час говорил руководитель отдела обучения. Откинувшись в кресле, да так, что брюки чуть не до колен доползли, молодой человек изрек:

 

- Возражения? Есть возражения. По имеющимся у меня данным, тридцать два процента молодых финнов с нарушениями умственного развития считают свою работу в мастерских тупой и унизительной.

 

Стало как-то тихо в уютном конференц-зале Финской ассоциации. Мы, не скрывая восторга, смотрели на Самми, он на Юри Юусти, а тот на свои бумаги, будто по ним хотел проверить правоту замечания Самми.

 

- Может у Вас есть вопросы к Сами? — спросил нас Юри Юусти.

Сами развернулся к нам и как-то очень хорошо улыбнулся.

 

- Вы тоже работаете в мастерских? — спросил я.

- Да.

- На тупой и унизительной работе?

- Помогаю тем, кому наиболее трудно работать. И такую помощь не считаю тупой и унизительной.

- А где вы живете? Дома или в общежитии?

- Очень редко дома.

- Почему?

- А когда вы выходите на улицу, — вас разглядывают?

- Не замечал... Думаю, что нет.

- А меня разглядывают.

 

Стало уже совсем тихо в конференц-зале… Видимо, каждый из нас думал о своем сыне, дочери, вспоминая, как их разглядывают в метро, автобусе, магазине... Так где же лучше и спокойнее, а главное безопаснее работать умственно отсталому человеку: в мастерских или в открытом рынке труда (кафе, ресторанах, складах)? Благо они или зло — эти мастерские для человека с нарушениями умственного развития? Думаю, что благо. Мало приспособленному к сложностям окружающей жизни, такому человеку хорошо в четырех стенах своей мастерской. В ней ему все привычно. Он свой среди своих.

 

Вспоминает Зигфрид М. Пушел, врач, философ, отец сына с синдромом Дауна: «Я хорошо помню один из тех дней, когда я навестил моего сына Криса на его работе. Там я увидел нечто особенное. Крис помогал слепому молодому человеку во время перерыва на обед. Внимание и терпение, понимание и доброта, проявленные Крисом, а также доверие того молодого человека были очень трогательны».

 

А я вспоминаю, как привёл к руководителю фирмы по изготовлению пластилина двух ребят из нашего Центра:

 

 Спрашиваю: «На укладку пластин в коробки возьмёте?»

 Директор: «Исключено. У меня в цеху в основном женщины, а ваши будут на пол мочиться»

 

А в Хельсинки свои порядки. Кафе. Молодой человек протирает столики, а девушка у окна за ним наблюдает. «Проверять хорошо ли парень столы протирает?»- спросил я девушку. Ответ потряс: «Если за стол сядет мама с ребёнком Дауном, Тамми его может погладить по головке, а мама тогда может вызвать полицию. Избежать конфликта - моя работа».

 

Что же получается: человеку с синдром Дауна нельзя в Питере пластилин раскладывать в коробки, а в Финляндии ребёнка погладить по головке? Чего боится финская мама? Укусит? Она же видит, что её ребёнку человек ничем не грозит. И надо же: входит мама с малышкой. Мама достала из сумки еду, моя собеседница тут же метнулась к парню - уборщику и что-то зашептала в ухо. Парень закивал головой и заплакал.…С синдромом Дауна  был парень. И такой же, как ты обидчивый: дослушал своего «надзирателя» и заплакал.

 

Иногда думаю вот о чём: художники, пианисты, поэты с синдромом Дауна откуда берутся? От какой нашей любви родительской: безумной или умной? От терпения, веры и помощи тех, к кому родители своевременно обратились за помощью. И находится такая помощь, когда люди, помогающие раскрываться талантам, раскрывают свои души навстречу. Тогда и свершается чудо.

 

Жил был мальчик. Любил рисовать. Но вдруг беда пришла: ослеп. Мальчик очень страдал, ушёл в себя. Не сдалась мама беде. Стала водить сына на музыкальные занятия. И раскрылся ещё один талант, вернулся смысл жизни: сегодня это уже сольные концерты в центрах творческой реабилитации инвалидов. И звучит музыка Бетховена…. Спасла мама сына. Сильная мама, умная. Таким и Бог помогает.

 

А балерина в прошлом, Ольга из Братиславы, восемь молодых людей спасла с синдромом Дауна!

 

Я познакомился с Ольгой, в последний день, а точнее вечер, когда закончился Международный конгресс в Братиславе. Участники конгресса собрались в одном из ресторанов Братиславы на прощальный ужин. На большой веранде играл оркестр, официанты разносили напитки, когда в центр веранды вышла группа молодых людей в национальных костюмах. Четыре пары. У парней в руках довольно увесистые палки, которыми они и стучали под музыку, а девушки вяло кружились вокруг парней. Лет им было по 20-25, все с синдромом Дауна. И хотя танец был не очень сложным, овация делегатов конгресса заглушала оркестр. Но странное дело: такая поддержка не очень взбадривала танцоров. Мало того: ни одной ответной улыбки, усталость на лицах, разнобой в танцевальных па, да и оркестр стал скоро сбиваться с ритма. Всем нам было понятно, что не получилось выступление у тех, ради кого мы приехали на конгресс. Но мы все равно подбадривали танцевальную группу, кто-то стал одаривать цветами девушек, кто-то стал с ними приплясывать...

И вдруг… держась за плечи друг друга, появились еще четыре пары: молодые, здоровые, красивые! Они слились с группой, что еле двигалась, и куда-то исчезли животики у парней с дубинками, а их партнерши, попав в объятия новых кавалеров, расцвели улыбками. …

Что творилось с нами - не передать. Вот сколько нас было в этот вечер, а было человек 300-400 — все мы, взявшись за руки, образовали гигантский хоровод вокруг танцующих и тоже пустились в пляс.

Это был хоровод людей, верящих, что наступит день, когда наши дети, со всеми их синдромами, станут желанными и равными. А когда участники ансамбля вынесли на руках своего руководителя, совсем хрупкую маленькую женщину, от наших аплодисментов, наверное, проснулась вся Братислава.

 

...Пока ребята переодевались, Ольга рассказала мне, с чего все началось. Окна ее квартиры выходили во двор психоневрологического интерната. Она видела, как часами бродят в одиночку за забором молодые люди, не зная чем себя занять. Ольга пришла к директору интерната и сказала: «Я давно на пенсии, в прошлом балерина. Хотите, научу ребят танцевать?»

Больше года шли занятия у «станка», потом стали разучивать национальные танцы, выступали в интернатах, клубах, школах. Но как-то незаметно для нее самой, каждый новый день занятий и даже выступлений перестал радовать ребят. Ольга не знала, что делать и хотела все бросить, как вдруг её осенило: надо слить танцевальную группу интерната с молодежным ансамблем народного танца одного из домов культуры. Так началась вторая жизнь ансамбля.

 

Я спросил Ольгу: «Что Вами руководит?» Ответ последовал мгновенно: «Я верующий человек. Любить ближнего, как самого себя, совсем не преувеличение. Эти слова надо понимать буквально: любить другого именно ТАК, как любишь самого себя. Раньше я себя не очень любила. Так сложилась жизнь, и в том числе личная... Только сейчас я начинаю снова в себя влюбляться. И все потому, что ребят своих полюбила: толстячков своих дорогих и толстушек. Я их люблю, потому что они часть меня. Человек не может любить свою левую ногу больше мизинца на правой. Заболит мизинец и все заболит. Все тело. Пойдемте, выпьем за моих ребят и вашего сына»….

 

Танцевальный ансамбль объездил всю Европу. Выступления проходили с неизменным успехом. Каждый получал приличную зарплату, и даже оставались деньги на новые костюмы. Вот так можно защитить себя и сотни таких, как ты, если найдётся такой человек, как Ольга из Братиславы, открывшим в тебе души твоей золотые россыпи. Сколько себя помню в последние 20 лет, мои слова - «души золотые россыпи», применительно к людям с синдромом Дауна, – ничего, кроме усмешек не вызывали. Вот так сынок…. Родись ты в Словакии, танцевал бы в ансамбле, объездил Европу, и всё благодаря одному лишь человеку, который не остался бы равнодушным и к твоей судьбе.  

                                    

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.