Почему московскую Русь назвали святой? — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Почему московскую Русь назвали святой?

2021-10-05 26
Почему московскую Русь назвали святой? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       У Византии дела шли всё хуже и хуже. Император уже подчинился турецкому султану, платил ему дань. Константинопольская патриархия совсем обнищала. Там любой вопрос можно было решить за деньги. А Ольгерду казалось мало, что у него появился свой митрополит Роман. Мечтал, чтобы его митрополит стал единственным. Тогда центр Русской Церкви находился бы в Литве. Проще было бы затягивать русские княжества под свою власть. Ольгерд отправлял к патриарху Филофею послов с большими суммами денег. Жаловался на московского государя, на митрополита Алексия. Врал, что Дмитрий Иванович нападает на Литву, отнял у неё много городов. Про Алексия ябедничал, что он не настоящий служитель Церкви. Просто прислужник Дмитрия, а к литовским православным совсем не ездит. Хотя как же ездить, если его в Киеве три года в тюрьме продержали?

       Конечно же, патриарх это знал. Но он хитрил. Хотел сделать так, как будет лучше для самой патриархии. Литва и Москва враждовали между собой. Кто из них победит? В Византии были уверены – Литва. Она гораздо больше, сильнее. Значит, надо подстраиваться к Литве. Она захватит всю Русь, ну и ладно. Но её правители будут друзьями патриарха, он будет по-прежнему руководить Русской Церковью. А вот если бы ещё литовцев окрестить! Тогда и их храмы и священники будут подчиняться патриархии. И денег присылать будут больше.

       Филофей отправил в Литву своего приближённого, болгарина Киприана. Как бы в помощь митрополиту Роману. На самом деле патриарх поручил ему быть своим представителем. Смотреть, докладывать – что делается в Литве, на Руси. А заодно попытаться обратить литовцев в православную веру. С этим у Киприана ничего не получилось. Сам Ольгерд оставался язычником. А на веру смотрел – какая выгоднее. Раньше он переманивал к себе русских по-хорошему. Поэтому пятерым старшим сыновьям, от первой жены, разрешил креститься в Православие. Так получалось проще договариваться – чтобы русские подчинились православным литовским князьям.

       А потом Ольгерд прекратил деликатничать. Стал покорять соседей силой. Шестерых сыновей от второй жены он оставил язычниками. Чтобы они были ближе для своих, литовских воинов. С поляками литовский государь помирился, заключил союз – и из Польши к нему прислали католических проповедников, священников. Они Ольгерду нравились больше, чем православные. Но и Киприан с ним близко сошёлся. Хитрый литовец раскусил, что это доверенное лицо патриарха. Его «глаза и уши». Значит, надо было с ним обращаться получше. Пускай хвалит Ольгерда в своих донесениях. И на будущее он может пригодиться.

Литовский митрополит Роман умер раньше Алексия. Дмитрий Иванович, митрополит и епископы снарядили в патриархию большое посольство, отправили побольше денег, мехов, драгоценностей. Доказывали, что разделять Русскую Церковь нельзя. Поэтому на место Романа не надо назначать никого. Патриарх вроде бы согласился. Русская Церковь перешла под руководство одного митрополита, Алексия.

Но в 1374 году вдруг стало известно, что на Русь едет посол патриарха Филофея – тот же самый Киприан. Явился он почему-то не в Москву, а в Тверь. Остановился у князя Михаила. Алексий гордым никогда не был. Сам отправился в Тверь. Обсудили, что делается в Церкви. Митрополит повёз гостя в Троице-Сергиев монастырь, познакомил со святым Сергием Радонежским. Завернули в Переславль-Залесский, там встретились с великим князем. Киприан расхваливал Алексия и Дмитрия Ивановича, что они строят храмы, монастыри. Соглашался, что Русская Церковь должна быть единой. Получил неплохие подарки и отправился обратно.

Но оказалось – он специально высматривал, на что можно нажаловаться. Вместо Константинополя сперва остановился в Литве. А там предложил услуги Ольгерду. Хочешь, чтобы у тебя снова был отдельный митрополит? Тогда проси, чтобы назначили меня. А я помогу, чтобы это исполнилось. Литовский государь охотно согласился. Киприан отлично знал, какими доводами убедить патриарха. Даже сам написал письмо от имени Ольгерда.

Дескать, я, великий князь Литовский и Русский, прошу поставить в митрополиты Киприана. Но если вы мне откажете, я позову другого митрополита, от католиков. Добавил множество обвинений на Алексия. Ольгерду осталось только поставить свою печать на это письмо и подкрепить его мешками денег. В Константинополе в патриархии у Киприана были друзья, знакомые. Они получили взятки и принялись уговаривать патриарха – надо выполнить, иначе Литва к католикам уйдёт. Всё получилось. Вскоре Киприан появился в Киеве - уже митрополитом Литовским.

В Москве возмутились. Как же так? Ведь патриархия обещала, и плату взяла не маленькую. Обманула! Дмитрий Иванович объявил, что новгого митрополита не признаёт. На Руси уже есть Алексий, как же можно второго ставить? Патриарх Филофей выкручивался, что вовсе не хотел разделять Русскую Церковь. Просто Алексий уже старенький, ему трудно ездить далеко, к литовским православным. Поэтому Киприана назначили туда временно. А после Алексия он станет единственным митрополитом Всея Руси.

Но русского государя и священников оскорбил сам факт, что митрополита поставили тайком от них. Не спросили, не посоветовались. С каким трудом добивались, чтобы Русской Церковью руководил русский! Нет, Византия опять навязывала чужеземца. Да и личность Киприана была сомнительной. В Москве знали про его тёплые отношения с Ольгердом. Узнали и о том, что он сочинял клевету на Алексия. И на посту митрополита он сразу же стал помогать Ольгерду ссорить русских между собой, раздёргивать. Начал переманивать новгородцев, чтобы их архиепископ со всем храмами и монастырями больше не подчинялся Алексию, а перешёл к нему, Литовскому митрополиту. Хотя Новгород в это время был в дружбе с Москвой. Киприану отказали.

Однако Алексий и в самом деле состарился, болел. Он знал, кто мог бы стать самым лучшим митрополитом. Святой Сергий Радонежский. Пригласил его к себя, сказал об этом. Но батюшка Сергий наотрез отказался. И не только из-за скромности. Он уже видел свой путь к Богу – в молитвах, в монастыре. Там он был на своём месте. А руководить церковными структурами, епископами, ещё и заниматься государственными делами – это было не для него. Алексий огорчился, но понял его, не настаивал.

А у Дмитрия Ивановича был духовник Митяй - его личный священник. Великий князь советовался с ним не только по своим личным вопросам, но и по государственным. Митяй хорошо научился разбираться в таких делах. Государь назначил его печатником (это хранитель государственной печати, главный министр). Дмитрий считал, что его надо и сделать митрополитом. Вот с ним-то можно будет дружно править вместе. Алексий обдумал и благословил Митяя. По церковным правилам митрополита можно ставить только из монахов. Поэтому Митяя постригли в монахи с именем Михаила, возвёли его в сан архимандрита (такой чин имеют настоятели больших, важных монастырей).

В начале 1378 года Алексий скончался. Его похоронили в Успенском соборе рядом с прежними митрополитами, Петром и Феогностом. Позже его признали святым. А Киприан сразу же выехал в Москву. Решил забрать под своё владычество всю Русскую Церковь. Заодно и денежную казну Алексия, его митрополичьи сёла и земли. Но Дмитрию Ивановичу совсем не нужен был клеветник и подручный Ольгерда. Он выслал на дороги заставы, велел не пускать чужака.

Тот попытался схитрить. Объехал заставы по лесным дорожкам. Всё-таки явился в Москву. Надеялся, что великий князь побоится скандала и всё-таки примет его. Дмитрий не побоялся. Если гость залез через границу непрошенным, какой мог быть разговор? Киприану он велел убираться обратно. У государя уже был заместитель Алексия, Митяй. Правда, его требовалось официально поставить в патриархии. Но порядки там были уже известные. Надо было послать побольше серебра и мехов. Поломаются для вида и согласятся.

Однако в самой Византии случились тревожные перемены. Против императора Иоанна взбунтовался его сын Андроник. Обвинил отца, что тот подчинился туркам. Андронику помогли генуэзцы, дали солдат. Он захватил власть, отца и брата посадил в темницу. Но он же поссорился и с турецким султаном! Кто от него защитит? Он попросил помощи у тех же генуэзцев, у других западных держав и у римского папы. Согласился принять унию. То есть отдать Православную Церковь под власть католиков.

Византия предавала веру! Как же можно было туда обращаться? Как можно было оставлять Русскую Церковь в её подчинении? В древние времена два раза были случаи, когда Русь враждовала с Византией и ставила митрополитов сама, без патриарха. Для этого созывали собор епископов, и они вместе посвящали нового митрополита. По церковным законам это разрешалось. Дмитрий Иванович тоже созвал церковный Собор. Но всё же отрываться от патриархии, самим ставить независимого митрополита казалось слишком смелым. Это было необычно, непривычно. Решили не торопиться. Подождать, что дальше будет в Византии. Митяй-Михаил руководил Русской Церковью. Но оставался не митрополитом, а только заместителем.

Однако все эти передряги с Византией оставались для нашей страны лишь досадными помехами. Она и без всякой греческой патриархии жила ярко, полноценно. Из разрозненных княжеств, из осколков погибшей Древней Руси, рождалась новая Русь – Московская. И её стали называть Святой Русью. Это было совсем не случайно. Её строили святые подвижники – Даниил Московский, Иван Калита, митрополиты Пётр и Алексий, батюшка Сергий Радонежский. Да ведь и Дмитрию Ивановичу, его жене Евдокии, многим его помощникам и товарищам суждено было стать святыми.

И сам дух новой, Московской Руси был особенный. Она строилась на Православной Вере. Вера была основой всей жизни. И у князя, и у каждого его подданного. Это оказывалось самым важным. Со всех сторон опасности. То татары, то литовцы, то эпидемия, то пожар или засуха, хлеб на полях не вырос. У кого можно было просить помощи? Только у Бога, Пресвятой Богородицы, святых угодников. Вот и тянулись к Ним люди всей душой. Вера становилась и смыслом всей жизни. Как же без неё? И государь старался править по православной вере, отвечал перед Богом за всю страну. А вместе получалось – Святая Русь.

И как раз из-за этого становилось понятно – кто из людей принадлежит к новой, Святой Руси, а кто нет. Кто для неё свой, а кто чужой? Разве можно было причислить к Святой Руси ушкуйников, разорявших русские города? Или тверского Михаила, зазывавшего на русскую землю литовцев? Или предателя Ивана Вельяминова? Это были частички старой Руси, погибшей и сгнившей.

Но можно было и задуматься: а зачем создавать и укреплять новую державу? Получалось – для сбережения и возвышения Православной веры! Это был главный смысл Святой Руси. А значит, и князья, строившие её, служили Богу. И бояре, воины, защищавшие её, тоже служили Богу. И священники, монахи, молившиеся за Русь. И простые люди, горожане, мастера, крестьяне. Они изготовляли для Святой Руси необходимые вещи, кормили её, платили подати князю – чтобы он мог содержать дружины. Но тем самым и они служили Богу!

Границы прикрывали не только крепостями. Когда строили Серпухов, святой митрополит Алексий заложил рядом Владычный монастырь. А князю Владимиру Андреевичу показалось этого недостаточно. Он пригласил в Серпухов святого Сергия Радонежского, попросил устроить ещё один монастырь, Высоцкий. С такой же просьбой к батюшке Сергию обратился Дмитрий Иванович. Чтобы он дал кого-нибудь из своих учеников, построить монастырь поблизости от Коломны. Его возвели в Голутвине, Богоявленский монастырь. Настоятелем стал святой Григорий Голутвинский.

В Москве построили стены Кремля – а в нём Алексий основал Чудов монастырь. Новые монастыри выросли и под Нижним Новгородом – Благовещенский, Печерский. Все крепости дополнялись куполами и крестами храмов, монастырей! Это было как бы одно целое! Как у богатыря доспехи – и крест на шее. Воины защищали святыни, а святыни поддерживали их. Разве можно победить без Божьей помощи?

В 1379 году Дмитрий Иванович решил ставить монастырь на важной Суздальской дороге. Снова поклонился святому Сергию Радонежскому. Тот сходил в село Стромынь. Освятил деревянный храм Успения Божьей Матери, срубленный жителями. Настоятелем нового монастыря назначил своего ученика, святого Савву Стромынского. Потом и Савва основал новый монастырь, женский, возле Аристова погоста на Клязьме (сейчас это город Лосино-Петровский). В лесах на речке Киржач батюшка Сергий устроил Благовещенский монастырь. Оставил настоятелем ещё одного своего ученика, святого Романа. Под Ростовом основали Борисо-Глебский монастырь.

Сам батюшка Сергий оставался в очень невысоком церковном чине – игумен. Но его стали называть «первоигуменом» или «игуменом земли Русской». Такого чина не было ни в каких церковных уставах. Он родился в народе, от Бога. Сколько дорог Сергий Радонежский измерил собственными ногами! Скольких святых он воспитал для Церкви! Его ученики построили и возглавили более 40 монастырей! Русь покрывалась ими, как явным знаком Божьего покровительства. Их считали и самой надежной защитой от бедствий, напастей.

Батюшка Сергий начинал свой монашеский подвиг один, в глухих лесах на горе Маковец. Но вслед за монахами сюда стали переселяться крестьяне, хотели жить поближе к святому месте. Леса постепенно вырубали, строили деревни, распахивали поля. Да и вообще в окрестностях Москвы пустынных мест оставалось всё меньше. Но бескрайние дикие леса лежали на севере. Были и другие монахи, решившие повторить подвиг Сергия Радонежского. Служить Богу так же, как он. Они отправлялись на север.

Святой Кирилл срубил себе избушку-келью и начал молиться на берегу Белого озера. Святой Ферапонт – на реке Сухоне. Святой Дмитрий Прилуцкий - под Вологдой. Со временем их монастыри тоже станут большими, знаменитыми. Тоже будут обрастать сёлами и деревнями. Так началось совершенно необычное освоение Русского Севера. Не войсками, не завоеваниями, а монастырями! Московская Святая Русь оставалась ещё очень небольшой. Но монастыри продвигались всё дальше – уже показывали, как она будет увеличиваться.

А святой Стефан Пермский выбрал для себя особенное служение Богу. Он родился в северном городе Устюге, получил очень хорошее образование в Ростове, в монастыре Григория Богослова. Стефан путешествовал по северным краям. Добирался до Уральских гор. Он задумал обратить в христианство таёжные племена пермяков. Изучил их язык, составил пермский алфавит из 24 букв. Перевёл на их язык книги Священного Писания. Стефан поехал к пермякам один. Полагался лишь на помощь Господа. Поселился среди язычников. Построил церковь, начал служить в ней - один. Пермяки приходили к нему, спрашивали – что он делает. Он начал учить их грамоте. Они с удивлением видели, как записать слова на их языке, как прочитать.

Пермяки зауважали священника. Спрашивали его совета по разным делам. А постепенно и в Христа поверили, окрестились. Один единственный человек без воинских дружин, без оружия, только Божьим Словом и собственным примером обратил в Православие целый народ! Отвратил от поклонения идолам, сжёг языческие капища. Мало того, он устроил училища. Начал готовить священников из самих пермяков. В Москве по достоинству оценили его труды. По просьбе святого Стефана была создана новая Пермская епархия. Его поставили первым епископом. А при этом обширная Пермская земля присоединялась к Святой Руси! Не силой, не завоеваниями, а только Верой!

В Литве всё было иначе. В 1377 году старый Ольгерд совсем разболелся. А законов, кто должен быть наследником, в его державе вообще не было. Сам Ольгерд получил власть в драке с собственными братьями. Сейчас на литовский престол желающих было ещё больше. Брат и главный помощник Ольгерда Кейстут. Православные сыновья от первой жены Андрей, Дмитрий, Константин, Владимир, Федор. Сыновья-язычники от второй жены Корибут, Скиргайло, Ягайло, Свидригайло, Минигайло, Лугвений.

Любимчиком отца был Ягайло. Хитрый, умел подлизываться. При дворе Ольгерда устроились и католические проповедники, приехавшие из Польши. Заодно они были и польскими шпионами. Они сговорились с Ягайлой: мы тебе поможем, а ты нам. Совместными усилиями уговорили умирающего Ольгерда окреститься в католическую веру. А власть передать Ягайле.

При этом католики стали главными советниками нового государя. Но для них было главное – раздавить православную веру в Литве. Пускай её погромят язычники. А потом их можно будет затащить в свою веру, католическую. Эти советники настроили Ягайлу. Он объединился с братьями-язычниками и обрушился войной на православных братьев. Захватил Киев, где правил Владимир Ольгердович, заточил его в подземелье, заковал в цепи. Двинулся на Полоцк – там удельным князем был Андрей Ольгердович. Он убежал в Псков, попросил убежища.

Русские знали Андрея. Не раз встречались с ним на поле боя. Но знали и о том, что он честный человек, прекрасный военачальник. Жители Пскова предложили: мы примем тебя своим князем, но только если разрешит московский государь. Мы ему подчиняемся. Литовец съездил в Москву. Великий князь встретил его ласково. Согласился, чтобы он княжил в Пскове, а Андрей Ольгердович принёс присягу верно служить Дмитрию Ивановичу. 

 Наступление на православных в Литве очень озаботило государя. Надо было помочь братьям по вере, заступиться за них. Зимой 1378/79 года организовали поход. Командовать армией Дмитрий назначил брата, Владимира Андреевича. А его помощниками – Дмитрия Боброка и Андрея Ольгердовича. Оба из Литвы, оба православные. И оба предпочли перейти на службу Москве. Пусть это видят другие князья, пусть видят все жители. 

Сперва войско двинулось на Стародубское княжество. Сопротивлявшихся литовцев побили, взяли Стародуб. А в соседнем, Трубческом княжестве, вдруг очутился брат Андрея, Дмитрий Ольгердович. Он был удельным князем в Брянске и тоже сбежал от Ягайлы, как и Андрей. Дмитрий Ольгердович вообще не стал сражаться. Открыл ворота Трубчевска, вышел навстречу войску с женой, детьми, боярами. Объявил – он тоже переходит к московскому государю.

И сразу стала разваливаться вся восточная часть Литовской державы. Брянское, Новгород-Северское, Черниговское, Елецкое, Новосильское, Оболенское, Одоевское княжества отказывались подчиняться Ягайле. Говорили, что хотят быть вместе с Москвой. Переходили под её покровительство. Вот так проявилась могучая сила Православной Веры. И Святой Руси.

 

17. ЗА ДРУГИ СВОЯ!

       Разгром Бегича потряс Орду. Впервые за все времена русские разнесли целую армию татар! Мамай старался подбодрить вернувшихся растрёпанных воинов. Собрал из них несколько отрядов и послал в набег всё туда же, на Рязанщину. Пусть хотя бы считают, что они расквитались. А Мамай понимал – он упустил время. Громить Русь надо было раньше. А теперь московский Дмитрий вон как усилил свои войска! Обычными карательными походами уже не обойдёшься. Русь надо было завоевать заново, как Батый. Пройтись по ней так, чтобы ещё сотню лет дрожала от ужаса.

       На этот раз Мамай не стал спешить. К походу на Русь он готовился почти два года. Решил собрать такую огромную армию, чтобы действительно была как у Батыя. Призвал всех подвластных татар, набирал горцев Кавказа, армян и греков из черноморских городов. Его друзья-купцы не скупились, денег одалживали сколько угодно. Генуэзцы дали и свою пехоту, лучшую в мире. Их корабли подвозили и высаживали солдат – прекрасно вооружённых, великолепно обученных. Мамай не забыл и советы Ивана Вельяминова. Не спорить с Литвой за русские княжества, а действовать вместе. Обратился к Ягайле.

Тот был вне себя от радости. Дмитрий взял под защиту его православных братьев, отобрал у него несколько княжеств. А если ударить на него вместе с татарами, неужели устоит? После такой победы и литовцы зауважают молодого государя. Ягайло пересылался с Мамаем письмами, когда они выступят на Москву. Подготовка шла такая грандиозная, что скрыть её в тайне было невозможно. Но Мамай и не пытался её скрывать. Он собирал такое количество войск, чтобы сокрушить русских наверняка. Путь заранее трясутся от страха.

На Русь приходили известия – надвигается что-то вообще невиданное. Встревожился Олег Рязанский. Для него-то получалось – со всех сторон беда! Татары, да ещё и литовцы пойдут на Москву, и снова через Рязанщину! Что от неё останется? Нет, Олег ещё не осознал, что старую вражду с москвичами пора отбросить, объединяться с ними. Он думал – как же уберечь собственное княжество? Посылал бояр в Орду и в Литву. Соглашался быть их союзником. Хотя кое-что Олег уже понял: в такой беде нельзя быть на стороне врагов. Тайно от них связался с Дмитрием Ивановичем, извещал его о замыслах Мамая и Ягайлы. Поклялся, что не присоединится к ним.

       В Москву явились и послы от Мамая. А великого князя даже победа на Воже не возгордила, не вскружила ему голову. Он отвечал перед Богом за своих подданных и всегда считал – кровь дороже серебра. Послов он принял с почётом. Подтвердил, что признаёт власть Мамая и его хана. Готов заплатить дань. Нет, куда там! Мамаю этого было мало. Он требовал не такую дань, о которой договорился с Москвой, а «старую». Огромную, как платила Русь при Узбеке. Ещё и насчитал долги за все прошлые годы, когда в Орде шли междоусобицы. Согласиться – значило отдать всё до нитки, и всё равно останешься в долгах. Выколачивать их пришлют «лютых послов», они будут грабить народ, хватать людей на продажу. За долги надо будет уступить генуэзским и ордынским купцам монополии, о которых они мечтают.

       Дмитрий и его бояре догадались – Мамай специально называет такие условия, чтобы их нельзя было выполнить. Ищет, к чему придраться, чтобы обрушиться войной.  Великий князь отправил в Орду своего посла Захария Тютчева с богатыми подарками. Передал, что хану Москва подчиняется, дань – пожалуйста. Но такую, как договаривались с Мамаем. «Старинную» - это уж слишком. И насчёт долгов, за что же платить? Вы нас бросили, не защищали, от Литвы нам пришлось самим отбиваться. Дмитрий Иванович изо всех сил старался всё-таки избежать схватки. Хотя бы отсрочить её. А дальше вдруг у татар опять что-то переменится…

       Но государь уже почти наверняка знал: ни избежать, ни отсрочить не получится. Мамай собирал невиданную армию, израсходовал на это колоссальные деньги. И что же, распустит её без войны? Нет, он уже не передумает. Дмитрий Иванович не стал дожидаться, что ответят из Орды. Выслал на Дон «сторожи», отряды из лучших разведчиков. Приказал им расположиться на речке Тихой Сосне и следить за противником. А всем удельным князьям и ратникам велел собираться в Москве.

Надежды на междоусобицы в Орде всё-таки были. Как раз в это время хан Тохтамыш с сибирскими татарами победил нескольких мелких соперников, захватил Сарай. Но в боях его войско понесло потери. Он узнал, что на Дону собираются бесчисленные полчища, и перепугался. Выжидал – если двинутся на него, придётся бежать. Мамай рассудил, что его можно не опасаться, на такую армию он не полезет. Можно спокойно разделаться с русскими, а потом повернуть и на Тохтамыша.     

       Разведчики на Дону долгое время не давали о себе знать. Дмитрий Иванович обеспокоился и выслал вторую сторожу. Но по дороге витязи встретили одного из командиров первого отряда, Василия Тупика. Он вёз татарского «языка» - то есть пленного. Возвратился из Орды и Захарий Тютчев. Мамай бахвалился перед ним, какое у него несметное войско. Грозил, что скоро придёт в Москву. О мире он слышать не желал. Тютчев и пленный сообщили: ордынцы стоят на речке Воронеж. Ждут осени, когда должны подойти литовцы.

       Государь с воеводами решили – надо идти навстречу врагам. Не позволить им соединиться. И попытаться разбить их по очереди. В августе 1380 года в Москву стали стекаться отряды. По жаре, поднимая пыль, шагала пехота. Грохотали копыта княжеских дружин. Воинские лагеря раскинулись по соседним лугам. На улицах и площадях встречались ратники из Ярославля, Вологды, Костромы, Владимира. В палатах государя мелькали его старые друзья - князья Белозёрские, Ростовские, Моложский. Оставалось дать команду, и вся эта масса выступит… может быть, на смерть, на муки, на раны. Легко ли было дать её, такую команду? Легко ли было шагнуть в неизвестность?

Ох как не хватало Дмитрию Ивановичу митрополита Алексия, его совета. И даже его заместителя Митяя не было на месте. В Византии друг католиков Андроник царствовал недолго. Турецкому султану совсем не понравилось, что новый император сговаривается против него с европейцами. Турки окружили Константинополь. Андроник сбежал к генуэзцам. На трон вернулся его отец Иоанн. Из патриархии выгнали священников, соглашавшихся предать Православную веру. Новые церковные вельможи искали поддержку в православных странах. И деньги тоже. Патриарх Макарий сам прислал приглашение Митяю приехать, чтобы поставить его в митрополиты. Но в Константинополь ездили долго – на год, а то и на два. Накануне решающей схватки Русь осталась вообще без митрополита. 

Но был один человек, способный рассеять сомнения, облегчить душу. Святой Сергий Радонежский. Дмитрий Иванович велел седлать коней. Поскакал к нему, в Троицкий монастырь. Волновался, переживал. Поэтому встреча с батюшкой Сергием скомкалась. Вроде, даже непонятно было, зачем приезжал. Дмитрий даже засобирался в обратный путь. Но батюшка понимал всё без слов. Остановил его, пригласил пообедать с монахами. Сели за простенькую еду. А за столом Сергий Радонежский вдруг ответил на так и не заданный князем: «При этой победе тебе ещё не носить мученический венец. Но многим без числа готовятся венцы вечной памяти».

Скромный, сугубо мирный монах, сообщал – князь победит. Сам он останется жив. Но поляжет очень много его воинов. Батюшка Сергий стал расспрашивать Дмитрия – действительно ли нет надежды договориться миром? Может, ещё раз поклониться Мамаю, преподнести богатые подарки? Великий князь пояснил, что уже делал это, «но он еще с большей гордостью возносится». Сергий Радонежский уже и сам понимал это. Кивнул: «Если так, то ждёт его конечное погубление».

А государь заметил среди монахов знакомые лица. Вспомнил их – два брянских боярина, Пересвет и Ослябя. Великолепные бойцы, поступившие на московскую службу. Оба были уже не молодыми. Чувствовали, приближается старость. Стали думать о своих грехах – они есть у всех людей. Решили их отмаливать. Отказались от своего боярского положения, ушли к батюшке Сергию, постриглись в монахи. Дмитрий был окрылён, что святой благословил его на битву. Как то даже неожиданно для себя самого попросил дать ему бывших бояр «от твоего монашеского полка».

Но Сергий Радонежский будто ждал необычную просьбу. Позвал Пересвета и Ослябю. Велел принести две схимы – это одежды самой высшей и самой строгой ступени монашества. Батюшка надел их на богатырей и произнес: «Время вашей купли настало». Произнес тихо и просто. Хотя от смысла можно было содрогнуться. Речь-то шла об искуплении души. О том, чтобы стать святыми, попасть в рай. А путь к этому показал Сам Христос. Через смерть для спасения других людей. Господь учил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свои за други своя» (за друзей своих).

Вот и Дмитрий Иванович 20 августа приказал выступать «за други своя». Войск собралось столько, что одной дороги оказалось мало. Распределили по трём. Владимир Андреевич повёл часть полков на Серпухов, Дмитрий Иванович и белозёрские князья возглавили две колонны на Коломну. На Оке присоединились Тарусские, Оболенские князья, ратники из Мурома, Мещёры. С горсткой дружинников явился князь Фёдор Елецкий. Он считался подданным Литвы, а жил на границе степей. Но не испугался, что ему отомстят татары или Ягайло. Тоже решил встеть за Русь. Вместе со своими, с братьями. Люди настолько воодушевились, что на битву отправились даже некоторые женщины. Дочка стародубского князя Дарья Андреевна переоделась в мужскую одежду, сбежала из дома и присоединилась к войску. Княжна Феодора Пужбольская отправилась на войну вместе со своим женихом, князем Василием.

К сожалению, не все были настроены, как они. Тверской Михаил нарушил клятву стоять против татар вместе. Он опять радостно возбудился. Против Орды и Литвы Дмитрию не выдержать! Вот и исполнятся мечты Михаила стать великим князем! А нижегородский Дмитрий-Фома и Борис Городецкий до недавнего времени были заодно с Москвой: и на Тверь вместе ходили, и на Камскую Булгарию, и с Арапшой воевали. Но они обиделись. В прошлый раз татары разоряли их владения, а великий князь не помог, воевал с Бегичем. Теперь пускай сражается без них. Послали к нему только суздальский полк, а сами с прочими полками и дружинами остались охранять собственные княжества.

Тем временем Дмитрий Иванович получил свежие донесения от разведки. Мамай собирался выйти к Оке 1 сентября. Назначил здесь встречу Ягайле и Олегу Рязанскому. Теперь стало ясно, какими дорогами пойдут неприятели. Государь приказал своим войскам из Серпухова и Коломны сходиться вместе возле Лопасни. Тут наладили переправы, перевозили воинов за Оку. Разведчики сообщили и о том, что у Мамая на удивление много пехоты. Великий князь решил, что и ему надо побольше пеших ратников. Отправил в Москву своего дядю, Тимофея Вельяминова. Приказал поторопить отставшие отряды. Набрать ещё дополнительно ополченцев.

Дальнейший путь лежал через земли Олега Рязанского. Вражда с рязанцами была сейчас совершенно ни к чему. Дмитрий Иванович направил войско по самой окраине их княжества. Строго-настрого запретил обижать жителей, брать у них хоть единый колосок или зёрнышко. Двинулись вперёд так, чтобы вклиниться между ордынцами и литовцами. Отрезать их друг от друга. А сам поход сближал воинов разных городов и княжеств. Роднил их между собой. Поднялись за общее дело. Да и судьба их ждала общая. Сражаться плечом к плечу. Вместе победить, спасти свою страну. Или вместе погибнуть. Так, как учил Христос, за други своя!

Именно поэтому битва с Мамаем стала настолько важной в нашей истории. Предки разделили Русь на разные княжества, дрались друг с другом, предавали – вот и попали под власть чужеземцев. А теперь люди объединились. Навстречу врагу шагали уже не москвичи, ярославцы, владимирцы, суздальцы, костромичи. Шли – русские. Те самые, кто первыми осознали, что они русские. Что Святая Русь – их общая Родина.

И чем дальше шли, тем больше их становилось. Вдали поднялись клубы пыли. Полки Дмитрия Ивановича начали было разворачиваться к бою. Но оказалось – свои. Пришли два новых подданных московского государя. Литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердович. Андрей привёл свою полоцкую дружину, отряды из Пскова и Новгорода. Дмитрий – ратников из Брянска. Встретились, обнимались. Да, православные литовцы оказались более смелыми и более русскими, чем некоторые из русских. А возле самого Дона армию догнал Тимофей Вельяминов. Задание государя он выполнил, собрал пополнение пехоты.

Да и на Дону жило православное население. Здесь смешивались люди из разных древних народов, русские, татары. Говорили они по-русски и называли себя казаками. Драться они умели отлично. Жили во владениях Орды, нередко нанимались на службу к татарским ханам. Но вера-то была православной. Она и связывала казаков с Русью. В грозное время эта вера оказалась прочнее, чем собственная выгода, чем ханские или генуэзские деньги. Казаков было мало, их крошечные городки прятались в зарослях у реки. Но они встретили великого князя как дорогого гостя. Созывали свои отряды.

С каких-то неведомых времён казаки сберегли у себя несколько старинных святынь. Дмитрию Ивановичу они преподнесли икону Божьей Матери – её стали называть Донской. Как раз приближался праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и государь счел подарок добрым знаком. Велел закрепить икону на древке, как знамя. Пусть Она воодушевляет всех воинов. Но и Сергий Радонежский подбодрил Дмитрия Ивановича. С догнавшими пехотинцами прислал монаха. Он принёс от батюшки Сергия просфору (особый освящённый хлеб, на просфорах в церкви служат главную службу, Литургию). Принёс и записку святого: “Без всякого сомнения, государь, иди против них и, не предаваясь страху. Твёрдо надейся, что поможет тебе Господь и Пресвятая Богородица”.

А враги приближались. Две русских сторожи, находившиеся в степи, отступали перед татарами. В постоянных боях они поредели. Дмитрий Иванович направил третий отряд под командованием Семёна Мелика. Задание дал трудное. Поймать «языка» из больших татарских начальников. Удалые бойцы справились, выкрали вельможу прямо из ставки Мамая. За ними погнались сотни врагов, посылали вслед стрелы. Выкатились с разгона, увидели нашу рать и повернули назад. Теперь и ордынцы знали – русские уже на Дону. А пленный рассказал: Мамай совсем близко, у Кузьминой гати, сил у него «многое множество бесчисленное». Литовцы тоже недалеко, идут от Одоева.

В селении Чернова Дмитрий Иванович собрал воевод на совет. Спросил их мнение – переходить через Дон или встать за рекой? Не перейдёшь – неприятели смогут действовать так, как им удобно. Татары с литовцами соединятся вместе или зажмут с двух сторон. Если перейти, то Дон прикроет от Ягайлы. Но и самим будет невозможно отступить, сзади река. Первыми высказались братья Ольгердовичи: переходить. Тогда все будут знать – бежать некуда. Остаётся только сражаться насмерть. Но ведь отступать было уже невозможно. Слишком далеко оторвались от своих границ и крепостей. Конники еще могли ускакать, а куда деваться пехоте? Её окружат и перебьют. Дмитрий Иванович согласился – да, надо переходить. Не для того сюда пришли, чтобы думать об отступлении.

Через Дон навели мосты. Рать двинулась через реку. Каждого предупредили: когда пройдет последний человек, последняя телега, мосты будут разобраны… В общем-то говорили об этом на всякий случай, чтобы знали. Назад ходу всё равно не было. Берег был высокий, обрывистый. Если враги спихнут войско с обрыва, никакие мосты не выручат. А за Доном раскинулось широкое поле. Местные казаки называли его Куликовым. Почему? Кто знает! Так слышали от дедов, отцов, и сами привыкли.

Поле понравилась великому князю и его воеводам. С той стороны, откуда ждали врага, пространство было широкое, открытое. А ближе к реке оно становилось уже. Здесь поле разрезали овраги и речки – Непрядва, Смолка, Нижний Дубняк. Можно было развернуться так, чтобы эти овраги и речки прикрыли армию с флангов (с боков). В нескольких местах шелестели густые дубовые рощи. В них можно было укрыть резервы (запасные отряды).

Дмитрий Иванович распределил войска по нескольким полкам – в XIV веке на Руси так называли любые большие отряды. Были полки разных городов. Но и большие корпуса тоже называли полками. В каждый из них вошло по несколько городских полков. Войска развели и расставили на тех местах, где завтра начнётся битва. В это ещё не верилось. Но было уже ясно, она будет именно завтра. Как раз в праздник Рождества Божьей Матери. С армией были священники. Раскинули шатры походных храмов, служили праздничную вечернюю службу.

Дмитрий Иванович и Дмитрий Боброк, самый умелый его воевода, тоже помолились с воинами. Объезжали полки, проверяли. Направились в поле, ещё разок оценить местность. До расположения Мамая было всего 8 – 9 километров. В темноте весь горизонт отсвечивал кострами ордынского лагеря. Он шумел, как огромный многолюдный город. Боброк знал древние народные приметы. Высматривал всполохи на небе. Слушал землю, крики птиц и зверей. Его приметы подтверждали то же самое, о чем говорил святой Сергий. Русские одержат победу. Но она будет очень трудной, крови прольётся много. И вражеской, и нашей…

НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ.

Настало утро 8 сентября 1380 года. А воины… не увидели друг друга. На землю лёг туман, необычайно густой. Сразу вспоминалось – вот так же было после битвы на Воже. Когда ждали-ждали, и разгромленного противника уже не оказалось. Но сейчас непроглядный туман навис перед битвой. Словно Сама Пресвятая Богородица в Её праздник закрыла людей своим Покровом. Оберегала их, давала ещё несколько часов пожить. Подышать, помолиться.  

Полки в тумане ст<


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.