Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2022-08-21 | 40 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
2.1 Содержание программы с целью выявления возможности установления межпредметных связей.
Осуществление межпредметных связей является одним из основных принципов технологического подхода в обучении, при котором должны быть выявлены все условия, необходимые в достижении целей. При использовании технологического подхода в разработке отдельной программы [1, с. 48], координируя изучение учебного материала с другими предметами, необходимо фиксировать межпредметные связи различного типа по отношению к той или иной цели курса. Задачами реализации межпредметных связей при конструировании содержания учебного предмета являются: выявление общих элементов содержания различных учебных предметов для определения "возможных" (сопутствующих) межпредметных связей в другом предмете, для определения "необходимых" (предшествующих и перспективных) межпредметных связей.
Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающего интеграцию в начальных классах, является природоведение.
Содержание курса природоведения может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Следовательно, необходимо установление межпредметных связей с предметами различных направлений, что позволяет подойти к формированию ведущей идеи программы - "взаимосвязь природы, человека, общества" - в ее целостности и с позиции экологической проблематики.
Обратимся к программе по природоведению с целью выявления межпредметных связей и анализа содержания учебных тем. В данном случае мы солидарны с мнением Г.Ф. Федорца, утверждающего, что тематическое рассмотрение проблемы обеспечивает возможность осуществления межпредметных связей между темами самых различных учебных предметов. Этот подход позволяет избежать ограниченности двусторонних связей и так называемой "цикловой координации" учебных дисциплин, когда связи искусственно ограничиваются рамками двух предметов или определенного цикла (естественно-математического, гуманитарного, художественно-эстетического и т. д.) [23, с. 30]
|
В таблицах 2 и 3 представлен анализ разделов "Летние и осенние явления в природе" и "Зимние явления в природе", выявляющий межпредметные связи по темам и некоторые варианты путей их реализации.
Табл.2. Межпредметные связи раздела "Летние и осенние явления в природе
№ п/п | Тема | Межпредметны е связи | Реализация межпредметных связей | |
1. | Осенняя экскурсия | Музыка | Р. Шуман Первая утрата из «Альбома для юношества». | |
ИЗО Труд | Рисунки осени. Поделки из природных материалов. | |||
Русский язык | Сочинение «Осенний лес». | |||
2. | Осень пришла | Музыка | П. Чайковский «Осень». И. Мошковский «Осенью». (этюд) | |
Чтение | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» или др. произведение об осени. | |||
Физкультура | Закаливание организма осенью. | |||
3. | Растения летом и осенью | ИЗО | И. Левитан «Осень» Сравни-тельная характеристика картин природы осенью и летом. | |
Чтение | И. Соколов-Микитов «Зеленой листвой». И. Бунин «Листопад» и др. произведения об осени. | |||
Музыка | Слушанье музыки, имитирующее ветреное состояние природы. | |||
Труд | Изготовление панно из растений «Самоцветы природы». | |||
4. | Насекомые и птицы летом и осенью | Чтение | А. Фет «ласточки пропали». | |
ИЗО Труд | Изготовление поделок из природных материалов, имити-рующих животных. | |||
5. | Дикие животные осенью | Чтение | К. Паустовский «Барсучий нос», «Заячьи лапы». | |
Русский язык | Составление рассказа о диких животных. | |||
6. | Домашние животные осенью | Чтение | Б. Житков «О животных». | |
Внеклассное чтение | Использование дополнительной литературы к урокам чтения. | |||
Русский язык | Написание рассказа о своем любимом домашнем животном «Бессловесный друг». | |||
7.
| Труд людей летом и осенью | Чтение | Э. Шим «Жатва». | |
Русский язык | Рассказ «Осеннее поле». | |||
ИЗО | Изображение труда людей в городе или селе. | |||
8. | Поздняя осень. Охрана и укрепление здоровья. | Чтение | А.Аксаков «Осень, глубокая осень», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». | |
Музыка | П. Чайковский «Времена года». | |||
ИЗО | Использование картин карельских художников и составление букетов из осенних растений | |||
Физкультура | Закаливание организма, гигиена одежды. | |||
9. | Летом и осенью | Чтение | Н.Некрасов «Славная осень!» М. Лермонтов «Осень» и др. | |
Музыка | Ф Шопен Прелюдия №15 ре-бемоль мажор. | |||
Труд | Выставка работ по теме осень. |
Табл.3. Межпредметные связи раздела "Зимние явления в природе"
№ п/п | Тема | Межпредметные связи | Реализация межпредметных связей |
1 | Зимняя экскурсия | Чтение | Ф.Тютчев “Чародейкою-зимою”. |
ИЗО | Рисование по теме “Зима в моём представлении”. | ||
2 | Зимние явления в неживой природе | Чтение | И.Никитин “Встреча зимы”. А.Чехов “Шёл первый снег”. |
ИЗО | И.Грабарь “Февральская лазурь”. М.Бочаров, В.Васнецов - эскизы декораций к опере Н.Римского-Корсакова “Снегурочка”. | ||
Музыка | Н.Римский-Корсаков “Снегурочка”. | ||
3 | Снег и лёд | Чтение | В.Даль “Старик-годовик” (1-4 абзацы). |
Музыка | К.Дебюсси – танцующие снежинки из сюиты “Детский уголок”. | ||
4 | Растения зимой | ИЗО | Рисование по теме “Зимний парк” или “Зимний лес”. |
Чтение | С.Есенин “Берёза”. | ||
Труд | Аппликация “Деревья зимой”. | ||
5 | Животные зимой | Чтение | В.Чаплин “Лесная кормушка” (выборочное чтение). |
ИЗО | Рисунки птиц. | ||
Труд | Лепка животных (кто как зимует), составление композиции | ||
Музыка | Л.Книппер “Почему медведь зимой спит”. | ||
6 | Зимой (обобщение) | Чтение | Н.Некрасов “Не ветер бушует над бором...”. |
Музыка | В.Крутицкий “Зима”. Р.Шуман “Дед Мороз”. Зима из “Альбома для юношества”. |
[3, с. 58]
Таким образом, проведенный анализ двух разделов показывает, что в них, с одной стороны, имеются богатые возможности для установления межпредметных связей как основы интегративного изучения тем; с другой стороны, данные связи не нашли отражения ни в программе, ни в учебнике, ни в методических рекомендациях для учителей. [26, с. 87]
|
В графе "реализация межпредметных связей" таблиц 2 и 3 нами не всегда указываются конкретные музыкальные, изобразительные или литературные произведения. Это объясняется тем, что мы не хотели, что бы ограничиваться только поурочным соотношением тем разных предметов (чтение, изобразительное искусство, музыка и др.) и использованием только программного материала разных учебных дисциплин. Мы считаем необходимым включение дополнительного материала, в том числе краеведческого характера, позволяющего расширять и углублять знания, а также раскрывать творческие способности учеников и учителей. А это, в свою очередь, обеспечит более глубокую основу интегративного подхода к изучению природоведения и начальных классах.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!