Современное представление о мотивации — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Современное представление о мотивации

2022-08-21 31
Современное представление о мотивации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психодиагностика

Мотивации

 

учебно-методическое пособие

 

 

Ижевск

2009 г.

Психодиагностика мотивации: учебно-методическое пособие. Дополненное и доработанное/ Составители: Г.Н. Казанцева, К.Р. Сидоров. Кафедра общей психологии ГОУВПО «Удмуртский государственный университет». Ижевск, 2009 г., - 127 стр.

Рецензенты:

                 к. психол. н., доцент кафедры общей и экспериментальной

                 психологии Государственного университета – Высшей шко-                  

                 лы экономики О.Н. Молчанова;

                     

                 к. психол. н., доцент кафедры социальной психологии                      

                 ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

                 М. К. Кириллова.

 

 

Рекомендовано к печати методической комиссией ИППСТ ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» от 12.02.2009 г. в качестве учебно-методического пособия для студентов и практических психологов.

 

УДК 159.947.5 (07)

ББК 88.362 р 30

П 863 Психодиагностика мотивации: Учебно-методическое пособие/

Сост. Г.Н. Казанцева, К.Р. Сидоров. Ижевск: Издательский дом «Удмурт-  

ский  

университет», 2009. 127 с.

 

В учебно-методическом пособии дается современное представление о мотивации, рассматривается классификация психодиагностических методов исследования мотивационной сферы личности, проводится описание ряда диагностических методик. В работе предложены конкретные методики исследования мотивации, которые снабжены стимульным материалом, стандартными инструкциями, ключами и способами обработки материала. После основных разделов (тем изложения), с целью закрепления знаний студентов, включены контрольные вопросы.   

Предназначено для психологов и студентов, обучающихся по специальности «Психология». Учебно-методическое пособие может быть использовано на лабораторных занятиях по дисциплинам: Общая психология, Психодиагностика, Психологический практикум.

 


Введение

 Учебно-методическое пособие «Психодиагностика мотивации» необходимо для организации и проведения лабораторных, практических и самостоятельных работ по целому ряду учебных дисциплин («Общая психология», «Психодиагностика», «Психологический практикум»).

Учебно-методическое пособие состоит из нескольких разделов: 1. Современное представление о мотивации. 2. Методы психодиагностики мотивационной сферы личности (прямые методы психодиагностики мотивации; личностные опросники измерения мотивов; проективные методы; процедуры изучения ведущих мотивов поведения и деятельности детей разных возрастов).

Главное достоинство пособия заключается в том, что здесь представлены основные диагностические методики, направленные на изучение мотивационной сферы человека. Это значительно упрощает работу по изучению раздела «Диагностика мотивации», поскольку основные методики собраны в одном пособии, т.е. снимает трату времени преподавателей и студентов на поиск их через другие источники.

Простота и последовательность изложения содержания позволяет использовать данное пособие и в самостоятельной работе студентов. После основных разделов (тем изложения) для закрепления знаний студентов, включены контрольные вопросы.

Методики исследования мотивации, включенные в учебно-методическое пособие, снабжены стимульным материалом, стандартными инструкциями, ключами и способами обработки материала с целью более эффективного осуществления диагностического обследования.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………….4

1. Современное представление о мотивации..................................5-8

2. Методы психодиагностики мотивационной

сферы личности..............................................................................8-126

Прямые методы психодиагностики мотивации................8-22

Личностные опросники измерения мотивов................….22-85

Проективные методы...........................................................86-112

Процедуры изучения ведущих мотивов поведения и деятельности

детей разных возрастов.................. ………………………113-

           2.4.1. Методики изучения мотивов поведения

                     дошкольников...........................................................114-117

           2.4.2. Методики изучения мотивации учебной

                     деятельности, поведения детей, подростков

                     и юношей...................................................................118-126

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………….126-127

 

 

МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Прямые методы психодиагностики

Мотивации

В основе этих методов лежит прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т.д. (когнитивная репрезентация), хотя конкретные методики могут различаться по способам конструирования и по другим особенностям. По этим методам можно судить скорее о “кажущихся мотивах”, причинных  стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах деятельности [8].

В качестве таких методов могут быть использованы интервью, анкеты, когда человеку предлагается для выбора или оценки определенный перечень мотивов, потребностей, интересов и т.д. Ответы на анкеты подвержены сознательной или неосознанной фальсификации, на них сильно влияет фактор социальной желательности. Это может быть связано с защитной мотивацией, потребностью в одобрении, страхом неодобрения и т.д. [8].

Перечень мотивов, которые обычно используются в этих методах, в основном состоит из "конкретных мотивов". Эти методы чаще всего используются не для изучения мотивации личности, т.е. обобщенных мотивов, процессуальной динамики мотива в конкретной социальной ситуации, а для изучения мотивов учебной, профессиональной и других видов деятельности [8].[3]

В эту же группу входят методики измерения установок, которые построены таким образом, что о характере мотивационной переменной судят на основе словесно высказываемого мнения. Возникает сомнение, действительно ли такие методики измеряют реальные установки человека. Существует много данных, показывающих несоответствие установки и поведения, т.е. расхождение между словами и делами (Fishbein M., 1967 цит. по: [8]). Трудности, возникающие здесь, связаны с попытками предсказать поведение человека только по одной переменной, не учитывая другие компоненты мотивации.[4] Если даже указанные методики действительно измеряли бы реальную установку, то вряд ли и тогда этого было бы достаточно для предсказания поведения [5] [8].

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ [9].

Характеристика методики. Представляет собой адаптированный вариант анкеты, предложенной В. Смекалом и В. Кучерой. Определяются три вектора направленности личности: направленность на личные достижения, на групповое взаимодействие и на успех дела. 

Сфера применения. Анкета предназначена для испытуемых 16 лет и старше. Методика может быть полезна для решения вопроса о подборе лиц для взаимодействия, актива класса, а также при планировании воспитательной работы, связанной с формированием мотивов учебной и трудовой деятельности. Если исследования проводятся с охватом всех членов группы, класса, то данные могут быть использованы также для объяснения причин неуспехов и неудач, особенно, если один из видов направленности личности является преобладающим в коллективе.  

Стимульный материал. Необходимы: бланк ответов, ключ для обработки анкеты, оценочная шкала, приемлемая для данной группы испытуемых.

Достоверность методики. Применение анкеты может быть подвергнуто сомнению, если более 90 % (или, наоборот, менее 10 %) испытуемых выбирают один и тот же ответ. Такой же вывод может быть сделан и в случае, если более 50 % испытуемых в качестве «нейтрального» назовут один и тот же вариант продолжения ответа.

Инструкция. Анкета содержит 30 незаконченных утверждений, на каждый из которых возможны три ответа: А, В или С. Прочтите первый пункт. Выберите из него одно утверждение, которое более всего подходит вашей точке зрения (допустим, «С»). Найдите в первой строке бланка ответов графу «С» и слева от этой буквы (под словами «больше всего») поставьте жирную точку. Повторно прочтите первый пункт. Из двух оставшихся утверждений «А» и «В» выберите то, которое меньше всего соответствует вашему мнению по этому пункту (допустим, «А»). Найдите в этой же первой строке графу «А» и справа от буквы (под словами «меньше всего») поставьте жирную точку. Третий вариант утверждения (в этом конкретном случае – «В») остается нейтральным.

Переходите к ответу на следующий пункт анкеты. Будьте внимательны. Ни один из пунктов пропускать нельзя. В каждой строке бланка должно быть только две отметки. Одна – в графе «больше всего» одного из вариантов А,В или С, другая в графе «меньше всего» тех же вариантов утверждений. Над утверждениями не задумывайтесь долго. Наиболее откровенный ответ тот, который первый пришел в голову. На самой анкете никаких пометок не делать.

Анкета.

1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

  А. Оценка выполненной работы;

  В. Сознание, что работа выполнена хорошо;

  С. Сознание, что находишься среди друзей.

2. В спортивных играх мне хотелось быть:

  А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

  В. Известным игроком;

  С. Выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

  А. Проявляют интерес к слушателям и к каждому имеют индивидуальный подход;

В. Вызывают интерес к предмету настолько, что слушатели с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

С. Создают в коллективе такую атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения.

4. Самые худшие преподаватели те, которые:  

А. Не могут скрыть своей неприязни к некоторым слушателям;

В. Вызывают у всех дух соперничества друг с другом;

С. Производят впечатление, что преподаваемый предмет их не интересует.

5. Я радуюсь, когда мои друзья:

А. Помогают другим, когда для этого предоставляется случай;

В. Всегда преданны, верны, надежны;

С. Интеллигентны и у них много интересов.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

А. С которыми хорошо строится совместная жизнь, взаимные отношения;

В. Которые могут больше, чем я;

С. На которых всегда можно положиться;

7. Хотелось бы, чтобы известность приходила к тем, кто:

А. Добивается успеха в жизни;

В. Может сильно любить;

С. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. При равной возможности мне хотелось бы быть:

А. Научным работником;

В. Начальником отдела;

С. Опытным летчиком.

9. В детстве мне нравилось:

А. Играть со сверстниками;

В. Создавать строения из песка, доводя дело до конца;

С. Когда меня хвалили

10. Мне не нравится когда я:

А. Наталкиваюсь на препятствия, мешающие осуществлению порученного дела;

В. Замечаю серьезное ухудшение отношений в коллективе;

С. Выслушиваю критику старших.

11. Основная роль школы должна была бы заключаться в:

А. Подготовке учащихся к трудовой деятельности;

В. Развитии индивидуальных способностей;

С. Воспитании умения строить хорошие отношения с людьми.

12. Некоторые учреждения мне не нравятся из-за того, что в них:

А. Недемократическая система;

В. Человек теряет свою индивидуальность в массе других людей;

С. Невозможно проявление инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, мне бы хотелось использовать его для:

А. Общения с друзьями;

В. Любимых дел и (или) самообразования;

С. Беспечного отдыха.

14. Максимальные достижения для меня возможны в случае, если:

А. Я работаю с людьми, которые мне нравятся;

В. Выполняю работу, которая мне по душе;

С. Мои усилия достаточно вознаграждаются.

15. Я люблю, когда:

А. Другие люди ценят меня;

В. Чувствую удовлетворение от выполненной работы;

С. Приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:

А. Написали о каком-либо деле, которое мне удалось;

В. Похвалили меня за мою деятельность;

С. Сообщили о том, что меня выбрали на руководящую должность.

17. Мои учебные успехи связаны с тем, что преподаватель:

А. Нашел ко мне индивидуальный подход;

В. Развивая интерес, стимулировал меня к занятиям;

С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства;

В. Неуспех при выполнении важной работы;

С. Потеря друзей.

19. Я ценю:

А. Успех;

В. Совместную работу;

С. Практичность.

20. Очень мало людей, которые:

А. Радуются выполненной работе;

В. С удовольствием работают в коллективе;

С. Выполняют свою работу действительно хорошо.

21. Я не переношу:

А. Ссоры и споры;

В. Отметание всего нового;

С. Людей, не уважающих себя.

22. Мне бы хотелось:

А. Чтобы другие хотели дружить со мной;

В. Помогать другим в общем деле;

С. Вызывать восхищение у других.

23. Мне нравятся руководители, которые:

  А. Требовательны;

  В. Пользуются авторитетом;

  С. Доступны в общении.

24. Мне хотелось бы, чтобы:

   А. В определенных вопросах решения принимались коллективно;

  В. Ответственные лица принимали решения самостоятельно;

  С. В принятии решений учитывалось достоинство человека.

25. Мне бы хотелось прочесть книгу:

  А. Об искусстве ладить с людьми;

  В. О жизни знаменитого человека;

  С. Типа «Сделай сам».

26. Если бы у меня были музыкальные способности, мне бы хотелось быть:

  А. Дирижером;

  В. Солистом;

  С. Композитором.

27. Свободное время я с удовольствием провожу:

  А. Смотря детективные фильмы;

  В. В общении и развлечениях с товарищами;

  С. Занимаясь любимым делом.

28. При одинаковом вознаграждении для меня приятнее:

  А. Выдумать интересный конкурс;

   В. Победить в таком конкурсе;

   С. Организовать и провести такой конкурс.

29. Для меня важнее знать:

   А. Что я хочу сделать;

    В. Как достичь цели;

    С. Как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

    А. Другие были довольны им;

    В. Задача, поставленная им перед собой, была решена;

    С. Не вызывать упреков и укоров.

Организация исследования. Диагност с самого начала должен позаботиться о том, чтобы к исследованию было самое серьезное отношение. Хорошо, когда в классе или другом коллективе создана благоприятная обстановка для познания психологических особенностей, где подобное изучение вызывает положительное отношение у его участников. Такое положение чаще всего складывается там, где предыдущие исследователи уже давали учащимся полезную для них информацию, и делалось это корректно, без подчеркивания недостатков и чрезмерной похвалы. Лучше всего информацию сообщать строго индивидуально.

Ни в коем случае не следует полностью раскрывать цель исследования до его проведения и избегать раскрытия «секретов» обработки анкет.

Исследование всегда несет большую диагностическую ценность, когда это проводит лицо, имеющее непосредственное отношение к основной деятельности испытуемого. Как правило, выборка 20-40 человек бывает достаточной для установления объективной картины в отношении трех изучаемых сторон направленности личности. Для большей надежности исследование следует повторить через 2-3 месяца.

Ход исследования.

1. Испытуемым напоминают о цели исследования. В качестве таких целей могут быть названы следующие:

- изучение особенностей характера, склонностей;

- изучение отношения к себе и к другим людям,

- самопознание;

- изучение отношения к работе;

- изучение проявлений чувств и эмоций в процессе работы.

2. Раздают или изготавливают бланки и просят заполнить графы с указанием Ф.И.О., группы, даты и времени исследования.

3. Зачитывают или раздают инструкцию, одновременно на пробном вопросе демонстрируют необходимые действия, дают соответствующие пояснения. Пробный вопрос готовят заранее. Никаких объяснений по процедуре обработки не дается.

4. Раздают вопросники и приступают к заполнению бланка ответов. Наличие неясностей на этой стадии исследования – признак плохой подготовленности диагноста к исследованию. Но если вопросы не возникают, то отвечают на них кратко, тихо, чтобы не мешать остальным участникам исследования отвечать на вопросы исследования. При групповом проведении рекомендуют с самого начала вежливо пресекать всякие попытки заглянуть в бланк ответов соседа, просят не мешать ему. Тех, кто закончит работу раньше остальных, просят сдать бланк ответов и анкету и выйти из кабинета. Если исследование проводится во время классного часа, занятия кружка, то закончивших просят не мешать остальным.

5. Принимая бланки, диагност проверяет заполнение граф.

Обработка результатов исследования.

Ф.И.О. 

Дата проведения анкеты

Место работы/учебы

Таблица 1.

 

№ вопросов Больше     Меньше всего         всего Больше     Меньше всего          всего    Больше     Меньше              всего          всего     
1 А С В
2 В С А
3 А С В
4 А В С
5 В А С
6 С А В
7 А С В
8 С В А
9 С А В
10 С В А
11 В С А
12 В А С
13 С А В
14 С А В
15 А С В
16 В С А
17 А С В
18 А С В
19 А В С
20 С В А
21 С А В
22 С А В
23 В С А
24 С А В
25 В А С
26 В А С
27 А В С
28 В С А
29 А С В
30 С А В
сумма е=                   f= g =           h= k=                   l =
разность T = e - f M = g - h N = k - l
оценка T +30= M +30= N +30=
уровень      

Обработка результатов исследования.

1. Подсчитать количество исходных баллов в каждом из шести столбцов и проставить эти суммы в графах:

е=                   f= g =           h= k=                   l =

 

2. Произвести вычитание в каждой паре этих сумм.

3. Прибавить к каждому из предыдущих результатов сумму 30 и записать итог      (с учетом знака слагаемых) после знака «=».

4. Полученные итоговые баллы сопоставить с оценочной шкалой. В графе «уровень» записать соответствующий диагноз.

Методические указания к проведению исследования. Прежде всего, к исследованию необходимо тщательно подготовиться: знать порядок работы, инструкцию, приготовить демонстрационный материал, рассчитать время, напечатать или изготовить по возможности идентичные бланки ответов.

Обещая рассказать о результатах исследования, следует особо подчеркнуть, что всему коллективу будут доложены только самые общие данные и некоторые конкретные примеры и данные отдельных лиц, но без указания имен и фамилий. Перед самой беседой испытуемым следует раздать талончики с их условными номерами, по которым они смогут узнать себя в вашем рассказе. Доверительное отношение к психологическому исследованию – важнейший фактор действенности психологической диагностики, надежности получаемых данных. Исключительные случаи следует рассматривать строго индивидуально. В процессе беседы лучше всего изготовить диаграмму, гистограмму по результатам исследования. В интерпретации полученных данных всегда предпочтительнее конструктивный (а не оценочный) подход, согласно которому нет исключительно отрицательных или положительных качеств, каждое из качеств для отдельных дел более предпочтительно, а для других видов деятельности может оказаться нежелательным или, даже, вредным.

Интерпретация полученных данных. Исследователь должен быть всегда готов к тому, что половина (50%) данных позволит отнести испытуемых (или отдельные качества) к среднему уровню. По 22% результатов попадет в зону низкого и высокого уровня и только около 3% окажутся в зоне очень низкого и высокого результатов.

В интерпретации получаемых с помощью данной методики данных может быть полезна следующая развернутая характеристика каждого из трех диагностируемых видов направленности личности, базирующаяся на собственных наших наблюдениях, результатах создателей методики и других пользователей.

 

Таблица 2.

КАРТА ИНТЕРЕСОВ

Автор методики - А.Е. Голомшток Методика "Карта интересов" служит для определения профессиональной направленности человека. Она может использоваться как самостоятельная методика или в дополнение к Дифференциально-диагностическому опроснику (Е.А. Климов) или Опроснику профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова) для уточнения профессиональной направленности клиента. 

Методика представляет собой опросник, состоящий из 174 вопросов-высказываний, которые клиент должен оценить в соответствии со своими интересами. Предназначена для использования в практической профконсультационной работе со старшеклассниками.

ИНСТРУКЦИЯ

Если Вам нравится то, о чем говорится в вопросе, то поставьте в соответствующей клетке бланка ответов знак "++". Если просто нравится, то по­ставьте знак "+". Если не знаете, сомневаетесь, поставьте "О". Если не нравится, поставьте знак "-".  Если очень не нравится, поставьте знак "- -”.

Если на один и тот же вопрос у Вас возникает два противополож­ных (полярных) ответа, то в клетке поставьте тот знак, который со­ответствует ответу, более близкому, по Вашему мнению, к истине. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Что Вам не ясно, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается.

ОПРОСНИК

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ? ХОТЕЛИ БЫ ВЫ?

1. Знакомиться с жизнью животных или растений.

2. Уроки географии, чтение учебника географии.

3. Читать художественную литературу или научно-популярную ли­тературу о геологических экспедициях.

4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.

5. Уроки домоводства или домашние занятия домоводством.

6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.

7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.

8. Читать технические журналы ("Техника-молодежи", "Юный тех­ник" и др.). 

9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электротехники и радиоэлектроники.

10. Знакомиться с разными металлами и их свойствами.

11. Узнавать о разных породах древесины и их практическом при­менении.        

12. Узнавать о достижениях в области строительства.

13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (авто-, железнодорожного и др.).

14. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках, о космонавтах.

15. Знакомиться с военной техникой, встречаться с участниками войн.

16. Читать книги об исторических событиях и исторических деяте­лях.

17. Читать классиков отечественной и зарубежной литературы.

18. Читать и обсуждать газетно - журнальные статьи и очерки.

19. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.

20. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, вожатого).

21. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.

22. Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете.           

23. Читать книги типа "Занимательная математика" или "Матема­тический досуг".

24. Изучать экономическую географию.

25. Занятия иностранным языком.

26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей раз­вития изобразительного искусства.

27. Знакомиться с жизнью выдающихся драматургов, с историей раз­вития кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотогра­фии, знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино.

28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.

29. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте, выдаю­щихся спортсменах.                                 

30. Изучать ботанику, биологию, зоологию.

31. Знакомиться с различными странами по описаниям и географи­ческим картам.                                     

32. Читать о жизни, и деятельности знаменитых геологов.

33. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.

34. Посещать с экскурсией предприятия легкой промышленности (швейное, обувное, текстильное и т.д.).     

35. Читать книги типа "Занимательная физика", "Физики шутят".

36. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических явлений.

37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио - и телепередачи, читать статьи в газетах).

38. Посещать радиотехнический кружок или знакомиться с работой электрика. 

39. Знакомиться с различными измерительными инструментами (для металлообработки) и работать с ними.

40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели и т.п.).

41. Встречаться со строителями, наблюдать заих работой.

42. Читать популярную литературу о средствах и правилах пере­движения.

43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, о моряках.

44. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений и судьбой выдающихся полководцев.

45. Обсуждать текущие политические события в СНГ и за рубежом.

46. Читать литературно-критические статьи.

47. Слушать радио - и теленовости, смотреть тематические теле­передачи.

48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, стране.

49. Давать пояснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут его сделать.

50. Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литера­турного героя.

51. Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание во время похода.

52. Читать научно-популярную литературу об открытиях в матема­тике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

53. Интересоваться в печати ходом экономического развития страны.

54. Читать художественную литературу на иностранном языке.

55. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформле­нием газет.

56. Посещать драматический театр или театр юного зрителя.

57. Слушать музыку.

58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио- и телепередачи.

59. Посещать биологический кружок.

60. Заниматься в географическом кружке, изучать природу и жизнь родного края.         

61. Составлять и собирать описания, изображения геологических объектов (минералов, слоев земли и т.д.).

62. Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути их излечения.

63. Посещать кружок кулинарии, готовить дома обеды.

64.  Проводить опыты по физике.

65. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

66. Разбирать и ремонтировать, собирать различные механизмы (часы, утюг, велосипед, швейную машину и др.).

67. Пользоваться точными измерительными приборами (вольтметром, амперметром, осциллографом и пр.) и производить расчеты.

68. Мастерить различные детали и предметы из металла.

69. Собирать различные образцы древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать, полировать и т.п.).

70. Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различ­ных построек.

71. Посещать кружок юных железнодорожников, юных автолюбителей.

72. Участвовать в секции парашютистов, в кружке авиамоделистов или в работе авиаклуба.

73.Заниматься в стрелковой секции.

74. Изучать историю возникновения различных народов и государ­ств.

75. Писать классные или домашние сочинения по литературе.

76. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей, анализировать явления и события жизни.

77. Выполнять общественную работу (организовывать, сплачивать товарищей на какое-hибудь дело).              

78. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо рассказывать, помогать им в чем-либо).

79. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.

60. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.

81. Заниматься в математическом кружке.

82. Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования, учета на промышленном предприя­тии.

83. Работать с иностранными словарями, разбираться с оборотами малознакомого языка.

84. Посещать музеи, художественные выставки.

85. Выступать на сцене перед зрителями.

86. Играть на одном из музыкальных инструментов.

87. Играть в спортивные игры.

88. Наблюдать за ростом и развитием животных и растений, вести записи наблюдений.

69. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.

90. Собирать коллекции минералов, экспонаты для гео­логического музея.

91. Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта.

92. Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи.

93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультатив­ные занятия по физике.

94. Заниматься в химическом кружке или посещать факультативные занятия по химии.

95. Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли, машины и пр.).

96. Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппара­туры, электрических машин, собирать, конструировать, ремонтировать радиоприборы (усилитель, осциллограф) и радиоаппаратуру (приемники, магнитофоны).

97. Уроки труда в школьных слесарно-станочных мастерских.

98. Участвовать в кружке "Умелые руки" или в столярном.

99. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами.

100. Наблюдать за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств, быть помощником ГАИ.

101. Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в бригаде по спасению утопающих.

102. Участвовать в военизированных играх.

103. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры народа.

104. Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе и языку.

105. Вести личный дневник.    

106. Выступать в классе с сообщениями о международном положе­нии, с беседами и докладами на различные темы.

107. Выполнять работу вожатого.        

108. Выяснять причины поведения людей, их поступков, которые они хотели бы скрыть.

109. Помогать покупателю в магазине выбирать покупку, которая ему нужна.

110. Решать сложные задачи по математике.

111. Точно вести подсчеты своих доходов и расходов.

112. Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультатив­ные занятия.

11З. Заниматься в художественном кружке.

114. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности.

115. Заниматься в хоре или в одном из музыкальных кружков.

116. Заниматься в какой-либо спортивной секции.

117. Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных.

118. Участвовать в географической экспедиции.  

119. Участвовать в геологических экспедициях.

120. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать состояние.

121. Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских ра­бот (или посещать их).

122. Участвовать в физических олимпиадах.

123. Решать сложные задачи по химии. Участвовать в химических олимпиадах.

124. Разбираться в технических чертежам и схемах, чертить или составлять чертежи самому.

125. Разбираться в сложных радиосхемах.

126. Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знако­миться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.

127. Мастерить что-либо из дерева своими руками.

128. Принимать посильное участие в строительных работах.

129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса и пр.

130. Летать в любую погоду на самолетах скорой помощи или уп­равлять сверхскоростными самолетами.

131. Жить по жестко установленному режиму, строго выполняя распорядок дня.              

I32. Заниматься в историческом кружке (собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы).

133. Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками, вести дневник впечатлений о прочитанном.

134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях.

135. Подготавливать и проводить школьные мероприятия.

136. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.

137. Помогать в работе милиции, быть членом оперативного отряда.

138. Постоянно общаться со многими и разными людьми.

139. Участвовать в математических олимпиадах.

140. Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопро­сы ценообразования, заработной платы, организации труда.

141. Беседовать с товарищем (или знакомым) на иностранном языке.

142. Участвовать в выставках изобразительного искусства.

 145. Посещать театральный кружок.

144. Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах.

145. Принимать личное или командное участие в спортивных со­ревнованиях.

146. Выращивать в саду, на огороде растения или воспитывать животных, ухаживать за ними.

147. Производить топографическую съемку местности.

148. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

149. Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

150. Работать специалистом на предприятии легкой или пищевой промышленности (швеей, закройщицей, поваром, кондитером, техноло­гом и пр.).

151. Решать сложные задачи по физике.

152. Работать на химическом производстве или в химлаборатории.

153. Участвовать в выставках технического творчества.

154. Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.

155. Работать у станка (в основном стоя), изготовлять различ­ные детали и изделия.

156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.

157. Работать в строительной бригаде.

158. Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения.

159. Работать в штормовую погоду на большой реке или в откры­том море.

160. Работать военным инженером или командиром.

161. Ходить в походы по историческим местам родного края.

162. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.п.

163. Писать заметки, очерки в стенгазеты или периодическую печать.

164. Руководить бригадой во время трудового десанта.

165. Организовывать игры и праздники для детей.

166. Работать в юридическом учреждении (в суде, адвокатуре, п


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.239 с.