В верховьях Моломы и Карелии бытовали рассказы о « чуди белоглазой ». — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

В верховьях Моломы и Карелии бытовали рассказы о « чуди белоглазой ».

2022-07-07 32
В верховьях Моломы и Карелии бытовали рассказы о « чуди белоглазой ». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На Урал «чудской» фольклор перенесли поселенцы с Русского Севера.

 

В 1873 году

путешествовавший по Кольскому полуострову

русский писатель Василий Иванович Немирович-Данченко (1848—1936), старший брат известного драматурга Владимира Ивановича Немировича-Данченко (1858—1943),

 

записал у местных саамов предание о борьбе предков последних с нашествием «чуди белоглазой», в которой им помогли гномы — чакли.

 

Легенды

описывают

чудь белоглазую как людей невысокого роста, сказочно богатых.

 

В мифах коми они жили «как звери» в лесах, питаясь дичью и одеваясь в шкуры. Однако к ним явился Стефан Пермский, желая окрестить, а заодно и люди русского царя с требованием оброка. После этого чудь ушла под землю, спрятавшись там со всем своим огромным богатством.

 

Есть поверье, что чудь превратилась в злых духов, которые прячутся в темных местах, заброшенных жилищах, банях, даже под водой. Они невидимы, оставляют после себя следы птичьих лап или детских ног, вредят людям и могут подменять их детей своими.

 

 

Это роднит их с фейри ирландского фольклора.

 

фейри ирландского фольклёра

 

На Урале

 

 

В словаре В. И. Даля приведено:

 

 

"Чудаки и чудаки, сиб. чудь (т. е. странный и чужой)

ж. собр. народ-дикарь, живший, по преданию, в Сибири,

и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах);

испугавшись Ермака и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя,

 чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли.

Чудь вообще чудское, финское племя, особ. восточное (чужаки), и нередко говорится бранно.

"Чудь белоглазая! Чудь в землю ушла. Чудь живьем закопалась, чудь под землей пропала."

 

— Чудо: Чудаки // В.И. Даль, Словарь живого великорусского языка.

 

 

У П. П. Бажова при описании преданий Полевской области

 (возле Екатеринбурга)

чудь упоминалась как «стары люди».

 

Это отмечено и на стендах туристической тропы на Азов-горе,

известной по его сказам.

 

Согласно научным источникам

в этих краях прежде жили манси (они же вогулы, иткульская археологическая культура).

 

 

Бажов писал:

 

"Были они «стары люди» не русски и не татара, а какой веры-обычая и как прозывались, про то никто не знает. По лесам жили. Однем словом, стары люди. Домишек у них либо обзаведенья какого — банешек там, погребушек — ничего такого и в заводе не было. В горах жили. Вот живут себе стары люди, никого не задевают, себя сильно не оказывают. Только стали по этим местам другие народы проявляться."     

    

— Бажов П. П., «Дорогое имячко»

 

 

Чаще всего говорилось о «старых людях».

 

 

По одним вариантам, эти «старые люди» «натаскали тут всякого богатства, а потом, как наши пришли в здешние края, эти старые люди навовсе в землю зарылись». По другим вариантам — «старые люди вовсе в золоте не понимали, толку не знали. Хотя золота тогда было много, его даже не подбирали». По третьему варианту, «стары люди вовсе маленькие были». Они ходили под землей по одним им ведомым «ходкам» и «знали все нутро». Потом «стары люди из здешних мест ушли».

 

Стары люди.

 — Может быть, потому, что Полевской завод строился на месте древних рудокопен — «чудских» капаней, здесь была живы рассказы о «старых людях». В этих рассказах «стары люди» изображались по-разному. Одни говорили, что «стары люди» жили в земле, как кроты, а потом засыпали себя, когда в этот край пришли «другие народы»; другие говорили, что «стары люди» брали медь только сверху, а золота вовсе не знали и жили охотой да рыболовством. Предполагалось, что слой земли, на котором жили «стары люди», уже так завален сверху, что до этого слоя приходилось «докапываться».

 «Докопались до той земли, где стары люди жили, — нет золота. Не на место, видно, угадали».

 

— Бажов П. П., очерк «У старого рудника», часть IV и «Объяснение отдельных слов, понятий и выражений, встречающихся в сказах»

 

Предания о чуди (чучкарях) — древнем народе

бытуют и в Прикамье:

«А кто-то тут раньше жил, какие-то люди-чуди».

 

Дивьи люди и легенда о царевиче Тюштяне

 

Подробнее по этой теме см.

Дивьи люди.

 

 

Подобная легенда существовала на Урале о подземном народе «дивьи люди».

 

 Её записал на Урале в 1927 году

Николай Евгеньевич Ончуков:

 

"Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры.

 

В заводе Каслях, по Луньевской железнодорожной ветке, они выходят из гор и ходят между людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события.

 

Рассказывают, что в селах Белослудском, Зайковском и Строгановке в полночь слышится звон; слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью…"

 

В мордовском эпосе

существует легенда о царевиче Тюштяне,

включающая в себя большое количество параллелей с легендами о чуди,

где Тюштян может пониматься как правитель древней чуди.

 

Примечания

 

 Бессонов, 2016.

 Криничная, 1991

 Лимеров, 2009

 

 Пименов В. В. Вепсы: Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965. 262 с.

 А. Комогорцев. Таинственная Чудь // "Тайны. Открытия. Приключения". — 2009. — № 2.

 Словарь церковно-славянскаго языка / Подъ ред. А. Х. Востокова. — С.-Петербургъ: Второе отдѣление Императорской Академіи Наукъ, 1861. — Т. II. — С. 570.

 Николай Кикешев. История Евразии. Истоки. Гипотезы. Открытия. Том 1. Сибирь – дом человечества. — НАНО ВО «ИМЦ». — С. 477. — ISBN 978-5-6041536-5-9. — ISBN 978-5-6041536-6-6.

 Рочев, 1985

 Владислав БЕЛОГОРОВ. КАК ЧУДЬ ПОД ЗЕМЛЮ УШЛА. Красная Звезда. old.redstar.ru (2011). Дата обращения: 21 марта 2020.

 Анна Марианис. Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества. — Litres, 2018-05-23. — 1356 с. — ISBN 978-5-457-95207-2.

 Страздынь Ю.Ф. Чудь заволоцкая (из истории заселения края) (недоступная ссылка). Записки Подосиновского общества изучения родного края Выпуск 2, часть1.. Дата обращения: 26 июля 2012. Архивировано 20 декабря 2016 года.

 Петр Саввич Ефименко. Заволоцкая чудь (недоступная ссылка). Московский журнал. Дата обращения: 26 июля 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.

 А. В. Шмидт Об уральской чуди и её гибели «Записки УОЛЕ», том XL, вып. 2-й, 1927

 Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. — Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. — С. 207.

 Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. — 2005. — С. 209—210.

 Чудо: Чудаки // Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб.: Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.

 стенды «Чудь белоглазая» и «Чудские копи» — Экскурсионная тропа «Легенды Азов-горы». Участники премии «Маршрут года» 2016. «Живая карта».

 Викторова В. Д. Сокровища филина: Духовная культура древних металлургов Зауралья // журнал "Родина". — 2001. — № 11. — С. 54—57. — ISSN 0235-7089. Архивировано 6 июня 2013 года.

 Бажов П. П. Уральские сказы: в 3 т. / Под общ. ред. В. А. Бажовой, А. А. Суркова, Е. А. Пермяка. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. — Т. 2.

 Сироткина Т. А. Рассказы Архангельских старожителей 0(В Пинежском районе) Этнонимы как отражение языка и культуры народов Прикамья. (недоступная ссылка)

 Народная проза / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. С. Н. Азбелева. — М.: Русская книга, 1992. — С. 470—608 с.- (Б-ка русского фольклора; Т. 12)

Библиография

Белых С. К. Чудь в этнической истории пермских народов // Христианизация Коми края и её роль в развитии государственности и культуры. Сыктывкар, 1996.

Бессонов И. А. Мордовский эпос о Тюште и русские и финно-угорские предания о чуди // Традиционная культура, 2016. № 4. С. 54-66.

Вопросы лингвистического краеведения Прикамья. Пермь, 1974.

Грибова Л. С. Культ древних у коми-пермяков. М., 1964.

Грибова Л. С. Пермский звериный стиль. М., 1975.

Грибова Л. С. Чудь по коми-пермяцким верованиям и преданиям: этногр. материал, собранный в Пермской области), 1991 // Архив КНЦ УрО РАН. Ф 11. оп. 1. Д. 54.

Дмитриев А. А. Пермская старина. Вып. 1: Древности Перми Великой. Пермь, 1889.

Дранникова Н. В. Чудь в устной культуре народов Европейского Севера // Народные культуры Европейского Севера. Республиканская научная конференция (Архангельск, 15-17 октября 2007 года) / Отв. ред. Н. В. Дранникова. Архангельск: Поморский университет, 2008.

Дранникова Н., Ларсен Р. Предания о чуди в норвежском и русском фольклоре // XVII Ломонос. междунар. чтения. Вып. 2: Поморские чтения по семиотике культуры: сб. науч. докл. и ст. Архангельск, 2006.

Ефименко П. С. Заволочская чудь. Архангельск, 1869.

Пименов В. В. Вепсы. М.; Л., 1965. Библиогр.

Климов В. В. Заметки к преданиям о чуди // Вопр. лингвист. краеведения Прикамья. Пермь, 1974.

Криничная Н. А. Предания об аборигенах края // Рус. фольклор (фольклор и историческая действительность). Т. 20. Л., 1981.

Криничная Н. А. Русская народная историческая проза: вопр. генезиса и структуры. Л., 1987.

Криничная Н. А. Предания Русского Севера. СПб, 1991.

Лашук Л. П. Чудь историческая, чудь легендарная // Вопр. истории. 1969. № 10. С. 208—218.

Лепехин И. А. Дневные записки путешествий Ивана Лепехина. СПб., Ч. 4. 1805.

Лимеров П. Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар, 1998.

Лимеров П. Ф. Му пуксьӧм — Сотворение мира: мифология народа коми. Сыктывкар, 2005.

Лимеров П. Ф. Образ чуди в коми фольклоре / П. Ф. Лимеров // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2009. — № 1/2 (63). — С. 81-90.

Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым Оше и Пере-богатыре. Т. 92. Пермь, 1971.

Плесовский Ф. В. Комияс да чудьяс (коми и чудь) // Войвыв кодзув. 1989. № 9. С. 57.

Рочев Ю. Г. Коми легенды и предания. Сыктывкар, 1984.

Рочев Ю. Г. Национальная специфика коми преданий о чуди. Сыктывкар, 1985. (Сер. препринтов «Научные доклады»; вып. 24).

Смирнов Ю. И. Предания Европейского Севера о чуди // Пробл. изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972.

Савельева Э. А. Пермь Вычегодская //К вопросу о происхождении народа Коми//, Москва, 1971

 

Славянская мифология

Мифология коми

Категория: Мифические народы

 

Чудь белоглазая

https://ru.wikipedia.org/wiki/Чудь_белоглазая

-------------------------------------------------------------------

Весь («чудь белоглазая»)

Весь (племя)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Весь_(племя)

 

ВЕСЬ

 

Весь

 — прибалтийско-финское племя,

от которого происходят вепсы,

а также частично карелы

и некоторые северные группы русских.

 

Племя занимало территорию Межозёрья:

 

между озёрами Нево, Онего и Белым

и далее на юг

 (так, в новгородской волости Егна проживала весь егонская).

 

«        На Белом озере сидит весь.

ПВЛ      

 

 

Археологические памятники

 

С весью (белозерской и егонской)

и мерей

 

археологи обычно соотносят памятники

 

дьяковской археологической культуры,

бытовавшей

 

На севере Русской равнины

До V—VI вв.

Напрямую с весью

Учёные часто связывают


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.