Конституционная реформа 1988–1990 гг. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Конституционная реформа 1988–1990 гг.

2022-07-03 40
Конституционная реформа 1988–1990 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Распад СССР

11 марта 1985 г. Пленум ЦК партии избрал генеральным секретарем ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева.

Совет Министров СССР возглавил Н. И. Рыжков. В наследство новому руководству, вышедшему из команды Ю. В. Андропова, досталась продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война, международная изоляция страны, нарастающий экономический кризис. Выход Горбачев видел в "обновлении социализма", т.е. в соединении социализма и демократии, установлении "лучшего социализма".

Начало перестройке было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, где зашла речь о необходимости качественного преобразования общества. На пленуме Горбачев выдвинул основной лозунг преобразований: "гласность-перестройка-ускорение". Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны, что по сути являлось новой версией прежнего лозунга "Догнать и перегнать Америку!". Предполагались более активное использование достижений науки и техники, децентрализация управления народным хозяйством, расширение прав предприятий, внедрение хозрасчета, укрепление производственного порядка и дисциплины. Социалистическая модернизация подразумевала приоритетное развитие машиностроения, с подъемом которого можно было добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. Кадровую базу научно-технического прогресса должна была подготовить школьная реформа, в ходе которой предполагалась всеобщая компьютеризация. На основе реформированной экономики намечалось решить жилищный и продовольственный вопросы. Другими реформами первого этапа перестройки стали антиалкогольная компания, закон о госприемке, меры по укреплению трудовой дисциплины. В 1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей.

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) принял программу КПСС в новой редакции, подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение экономического и социального развития на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г. На съезде руководство страны дало обещание решить к 2000 г. жилищную проблему и впервые заговорило о гласности с целью устранения отдельных недостатков и деформаций, присущих хозяйственной системе.

Однако вскоре политика гласности выходит за намеченные для нее рамки. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. На страницах периодических изданий разгорелась дискуссия о выборе пути общественного развития, что вызвало всплеск социальной активности населения. Обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых собраниях граждан. Он находил как сторонников, так и противников в разных слоях населения.

При Политбюро ЦК КПСС была создана комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью изучения документов репрессированных в 1930-е начале 50-х гг. граждан. Результатом работы комиссии стала реабилитация многих лиц, невинно осужденных сталинским режимом.

Четкой программы реформ у нового руководства не было, поэтому одним из главных направлений перемен стала "кадровая революция" - смена части партийных и советских руководителей. В январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором Горбачев выступил с докладом "О перестройке и кадровой политике", признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе такого критерия, как поддержка ими целей и идей перестройки. Были устранены противники реформ, члены "команды" Л. И. Брежнева: В. В. Гришин, Д. А. Кунаев, Г. В. Романов, Н. А. Тихонов, В. В. Щербицкий. Идеи Генерального секретаря разделяли члены Политбюро ЦК партии: Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе, секретари ЦК: Б. Н. Ельцин и А. Н. Яковлев. К поиску конструктивных идей были привлечены ученые: А. Аганбегян, Л. Абалкин, А. Гринберг, П. Бунич, С. Шаталин, Т. Заславская. Под предлогом борьбы с консерватизмом произошла массовая замена и "омоложение" партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне.

Предпосылки распада СССР

Распад СССР

Последствием событий августа 1991 г. стал отказ большинства республик от подписания Союзного договора. Распад СССР стал необратимым

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора

1922 г. Была достигнута договоренность о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь бывших республик.

25 декабря 1991 г. президент Горбачев ушел в отставку.

 

Перестройка закончилась. Ее главным итогом стали распад СССР, завершение советского периода развития в истории Отечества.

Федеративный договор

На фоне нестабильной экономической ситуации конца 1991-1992 гг. развивались сепаратистские настроения внутри России. В 1991 г. республики перестали быть автономными, некоторые автономные области приобрели статус республик, произошло переименование многих регионов. Претензии республик на особый статус и неосторожные заявления местных элит о выходе из России создавали угрозу целостности страны. В Чечне не признавали суверенитет России на её территории. В Татарстане собрались вводить собственную валюту. В Башкортостане, Якутии (Соха), Удмуртии, Татарстане и др. отказались платить налоги в федеральный бюджет. Б. Н. Ельцину удалось убедить глав регионов за исключением Татарстана и Чечни подписать 31 марта 1992 г. Федеративный договор, разграничивший предметы ведения федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КРИЗИС

Рост цен, падение уровня жизни, растущая безработица как результат либеральной реформы вызывали раздражение населения. Неудачи первого этапа преобразований консолидировали большинство народных депутатов в оппозицию политике реформ. В конце 1992 г. под давлением законодательной власти правительство Е. Т. Гайдара было отправлено в отставку. Новым председателем Совета Министров в декабре того же года стал B. C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе, в основном в газовой отрасли.

Однако напряженность во взаимоотношениях Президента Б. Н. Ельцина и парламента нарастала. Многие народные депутаты во главе с председателем Верховного Совета Р. И. Хасбулатовым выступали за контроль над правительством, корректировку реформ и возвращение страны на путь прежнего политического развития. В свою очередь Ельцин взял курс на роспуск Верховного Совета и ликвидацию съезда народных депутатов.

 

Чтобы заручиться поддержкой населения в проведении реформ, 25 апреля 1993 г. Ельцин провел референдум о доверии Президенту. Несмотря на то, что 58 % из числа принявших участие в референдуме отдали свои голоса за него, накал борьбы с законодательной властью не снизился.

Через несколько дней после референдума проходило празднование 1 мая. Оппозиция планировала проведение митинга на Красной площади. После запрета Ельцина на проведение массовых акций на Красной площади, организаторы акции решили пройти по Ленинскому проспекту в сторону Воробьевых гор, где и провести митинг. Когда колонна демонстрантов дошла до пл. Гагарина, дорогу им перекрыл ОМОН. Произошел бой между милицией и демонстрантами.

 

Осенью 1993 г. противостояние властей достигло пика. Наиболее острая борьба развернулась вокруг вопроса о новой Конституции. К этому времени президентской стороной был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента отказывались его принимать, настаивая на ограничении прав исполнительной власти.

21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин подписал указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Согласно указу, представительные органы власти — Верховный Совет РФ и Съезд народных депутатов распускались; на 12 декабря 1993 г. было назначено проведение референдума по новой Конституции и выборы в новый парламент - Федеральное собрание.

Патриарх Алексий II и Председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин предлагали сторонам выработать "нулевой вариант" — одновременные перевыборы президента и народных депутатов.

Тем временем оппозиция организовала демонстрации на Смоленской площади в Москве в знак протеста против действий Ельцина. 2-3 октября 1993 г. в ряде мест были возведены баррикады. Попытка оппозиции захватить штурмом мэрию и Останкинский телецентр потерпела неудачу. Президент ввел в Москву танковую дивизию, объявив чрезвычайное положение в городе. В ходе блокады и штурма Белого дома, где заседали оппозиционеры, несколько сот человек с обеих сторон погибли или получили ранения.

В результате октябрьских событий система Советской власти в России была разрушена.

Чеченский кризис

Конституция 1993 г. зафиксировала лишь формальное равенство субъектов РФ. Слабость федеральной власти стала причиной подписания особых двусторонних договоров с субъектами Федерации. В феврале 1994 г. был подписан договор с Татарстаном, в ведение которого перешли такие федеральные функции, как защита прав и свобод человека и гражданина, предоставление или лишение татарского гражданства, установление отношений с иностранными государствами и другие. В двусторонних договор оговорили себе особые полномочия Башкортостан и Республика Якутия (Саха).

Опасный источник сепаратизма оставался в Чечне, где осенью 1991 г. незаконные вооруженные формирования во главе с генералом Д. Дудаевым разогнали Верховный совет Чечено-Ингушской АССР. Автономия разделилась на Чеченскую и Ингушскую республики. Дудаев, ставший в 1991 г. президентом Чечни, призывал к созданию "общего кавказского дома народов" вне России. Когда попытки диалога федеральной власти с Дудаевым не принесли результатов, правительство России стало оказывать экономическое давление, сократив поставку нефти на Грозненский нефтеперерабатывающий завод. Спад производства, отключение электроэнергии, вооруженные разборки на территории "Независимой Республики Ичкерия" сократили число сторонников Д. Дудаева. Однако он легко разогнал в мае—июне 1993 г. оппозицию в лице парламента, Конституционного суда, грозненского городского собрания.

30 ноября 1994 г. президент Б. Н. Ельцин издал указ "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики". В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены войска Министерства обороны и внутренних дел. Это событие стало началом чеченской войны. В ходе неудачного штурма Грозного в новогоднюю ночь 1994/1995 г. погибли сотни российских военнослужащих. Ввод войск изменил статус Дудаева, который из потерявшего популярность политика превратился в национального героя. Часть населения Чечни восприняла ввод федеральных войск как вторжение врагов, стремящихся отнять у них независимость.

 

Только 22 февраля 1995 г. российская армия смогла взять Грозный под контроль, после чего началось продвижение в южные районы Чечни. Когда летом 1995 г. вооружённые силы Дудаева находились на грани разгрома, отряд боевиков под командованием Ш. Басаева 14 июня 1995 г. совершил нападение на больницу г. Будённовска в Ставропольском крае, захватив заложников. Начавшиеся после теракта в Будённовске переговоры федеральной власти с представителями Дудаева парализовали действия российских силовиков. 9 января 1996 г. отряд С.Радуева совершил нападение на дагестанский город Кизляр. Вновь были захвачены в заложники мирные жители. Несмотря на гибель Дудаева в апреле 1996 г. и подавляющее превосходство в живой силе, вооружении и воздушной поддержке, федеральные войска не смогли установить эффективный контроль над многими районами Чечни.

 

Серьёзные потери, которые несли федеральные войска в Чечне, настраивали против продолжения боевых действий не только лидеров оппозиции, но и обычных россиян. Завершить чеченскую войну удалось лишь в конце 1996 г. В ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством было подписано соглашение о мире. Оно предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.

Распад СССР

11 марта 1985 г. Пленум ЦК партии избрал генеральным секретарем ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева.

Совет Министров СССР возглавил Н. И. Рыжков. В наследство новому руководству, вышедшему из команды Ю. В. Андропова, досталась продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война, международная изоляция страны, нарастающий экономический кризис. Выход Горбачев видел в "обновлении социализма", т.е. в соединении социализма и демократии, установлении "лучшего социализма".

Начало перестройке было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, где зашла речь о необходимости качественного преобразования общества. На пленуме Горбачев выдвинул основной лозунг преобразований: "гласность-перестройка-ускорение". Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны, что по сути являлось новой версией прежнего лозунга "Догнать и перегнать Америку!". Предполагались более активное использование достижений науки и техники, децентрализация управления народным хозяйством, расширение прав предприятий, внедрение хозрасчета, укрепление производственного порядка и дисциплины. Социалистическая модернизация подразумевала приоритетное развитие машиностроения, с подъемом которого можно было добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. Кадровую базу научно-технического прогресса должна была подготовить школьная реформа, в ходе которой предполагалась всеобщая компьютеризация. На основе реформированной экономики намечалось решить жилищный и продовольственный вопросы. Другими реформами первого этапа перестройки стали антиалкогольная компания, закон о госприемке, меры по укреплению трудовой дисциплины. В 1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей.

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) принял программу КПСС в новой редакции, подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение экономического и социального развития на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г. На съезде руководство страны дало обещание решить к 2000 г. жилищную проблему и впервые заговорило о гласности с целью устранения отдельных недостатков и деформаций, присущих хозяйственной системе.

Однако вскоре политика гласности выходит за намеченные для нее рамки. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. На страницах периодических изданий разгорелась дискуссия о выборе пути общественного развития, что вызвало всплеск социальной активности населения. Обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых собраниях граждан. Он находил как сторонников, так и противников в разных слоях населения.

При Политбюро ЦК КПСС была создана комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью изучения документов репрессированных в 1930-е начале 50-х гг. граждан. Результатом работы комиссии стала реабилитация многих лиц, невинно осужденных сталинским режимом.

Четкой программы реформ у нового руководства не было, поэтому одним из главных направлений перемен стала "кадровая революция" - смена части партийных и советских руководителей. В январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором Горбачев выступил с докладом "О перестройке и кадровой политике", признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе такого критерия, как поддержка ими целей и идей перестройки. Были устранены противники реформ, члены "команды" Л. И. Брежнева: В. В. Гришин, Д. А. Кунаев, Г. В. Романов, Н. А. Тихонов, В. В. Щербицкий. Идеи Генерального секретаря разделяли члены Политбюро ЦК партии: Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе, секретари ЦК: Б. Н. Ельцин и А. Н. Яковлев. К поиску конструктивных идей были привлечены ученые: А. Аганбегян, Л. Абалкин, А. Гринберг, П. Бунич, С. Шаталин, Т. Заславская. Под предлогом борьбы с консерватизмом произошла массовая замена и "омоложение" партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне.

Конституционная реформа 1988–1990 гг.

Первые провалы перестройки (несостоятельность ускорения, рост бюджетного дефицита в результате антиалкогольной реформы) показали, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. В январе 1987 г. ЦК КПСС признал необходимыми меры по развитию элементов демократии. Демократизации общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений.

Вопросы реформы политической системы обсуждались в ходе XIX Всесоюзной партийной конференции (июнь-июль 1988 г.). Ее решения предусматривали создание таких атрибутов демократического социализма, как система разделения властей, парламентаризм в рамках Советов, гражданское общество. На конференции говорилось о необходимости прекращения подмены КПСС хозяйственных и государственных органов, важности перераспределения властных функций от партийных структур к советским.

Из документа (Доклад М. С. Горбачева на XIX Всесоюзной партийной конференции):

Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.

Горбачев предложил сформировать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. На основе решений конференции были внесены поправки в Конституцию СССР. Изменения избирательного законодательства сводились к следующему: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Весной 1989 г. состоялись выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. Впервые происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований: Б. Н. Ельцин, Г. Х. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев. Вместе с тем, выборы депутатов обнаружили падение популярности сторонников Горбачева и нарастание влияния его оппонентов.

В первый день работы I Съезд народных депутатов СССР (май–июнь 1989 г.) избрал Горбачева председателем Верховного Совета СССР. Заседания съезда транслировались в прямом эфире по телевидению. В последний день Съезда была сформирована Межрегиональная группа народных депутатов (сопредседатели группы: А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, Ю. Н. Афанасьев, Г. Х. Попов, В. А. Пальм), выступавших за радикальное реформирование советского общества.

На втором этапе конституционной реформы (1990–1991) была выдвинута задача введения поста Президента СССР. III Съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал им М. С. Горбачева. Став президентом, Горбачев сохранил за собой пост Генерального секретаря ЦК партии. Председателем Верховного Совета СССР был избран А. И. Лукьянов. Съезд внес изменения в Конституцию, отменившие однопартийную систему в СССР, 6-я статью, закреплявшую руководящее положение КПСС в обществе. Решения съезда открывали возможность для формирования многопартийности в стране.

Реформа политической системы СССР в период перестройки

  • радикальное изменение избирательной системы и внедрение в нее демократических принципов;
  • установление двухуровневой системы высшей законодательной власти в стране (Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР, избираемый из депутатов съезда);
  • прямое представительство общественных организаций. Из 2 250 депутатов Съезда – 750 от КПСС, профсоюзов и др.;
  • превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент;
  • введение правового контроля – Комитет Конституционного надзора;
  • ликвидация монопольного права КПСС путем отмены ст. 6 Конституции СССР;
  • становление многопартийной системы;
  • утверждение поста Президента СССР и избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. на эту должность М.С. Горбачева;
  • изменение структур высшей исполнительной власти, реорганизация правительства и создание Кабинета Министров, подчиненного Президенту.

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.