Экономические реформы Е. Т. Гайдара и их социальная цена — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Экономические реформы Е. Т. Гайдара и их социальная цена

2022-07-03 28
Экономические реформы Е. Т. Гайдара и их социальная цена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С распадом Советского Союза Россия вступила в новый этап своего развития. Руководство страны взяло курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В условиях экономического кризиса, дефицита товаров и бюджета, опасного снижения уровня золотовалютных резервов в конце 1991 г. российское правительство во главе с Президентом Б. Н. Ельциным стояло перед выбором варианта дальнейших действий. Первый вариант (программа "500 дней") предполагал: 1) стабилизацию экономической обстановки при помощи традиционных советских методов - ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров; 2) либерализацию экономики и проведение институциональных реформ.

Второй вариант, разработанный учеными во главе с экономистом Е. Т. Гайдаром, открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на стабилизацию ситуации. В основу программы кардинальных экономических преобразований Гайдара легла либеральная монетаристская теория перехода к рынку. Она предусматривала ослабление вмешательства государства в экономику. Для ее перевода на рыночные методы хозяйствования был избран путь "шоковой терапии": либерализация цен, приватизация государственной собственности, конверсия военно-промышленного комплекса, демонополизация производства. В аграрном секторе предполагалась акционирование колхозов и развитие фермерского хозяйства. Предусматривались жесткие меры налогового обложения и усиление социальной защиты населения.

Президент Ельцин избрал второй вариант. В ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство во главе с Гайдаром. Президент приостановил реформу политической системы, направив все усилия на экономические преобразования.

2 января 1992 г. согласно Указу Президента РФ были отпущены цены и реорганизована торговля. Предприятия получили право самостоятельно устанавливать цены на продукцию и сбывать ее, покупать сырье. Был отменен запрет на деятельность негосударственных торгово-закупочных предприятий. Правительство Гайдара резко сократило все государственные расходы, принимало меры к достижению конвертируемости рубля.

Либерализация цен имела двойные последствия. С одной стороны, товарный дефицит был ликвидирован, исчезли очереди, деньги обрели цену. Негативным последствием отпуска цен стал резкий скачок инфляции, когда за год потребительские цены в стране выросли почти в 100 раз вместо планируемого правительством пятикратного повышения.

Индексы цен

В результате значительно снизился уровень жизни россиян, произошла девальвация (обесценивание) вкладов граждан, хранившихся в сберегательных кассах, обнищание населения. Правительство вынуждено было пойти весной 1992 г. на повышение заработной платы. Однако ее рост не успевал за ростом цен. Более других пострадали в ходе реформ бюджетники, наметился отток научных кадров и специалистов ВПК в коммерческие структуры и исход за границу.

 

 

Следующим шагом реформаторов стала приватизация госсобственности, имевшая целью формирование класса собственников в России. Первым этапом приватизация стала "ваучеризация" (август 1992 — осень 1994 г.). Каждый россиянин получил ваучер – ценную бумагу, подлежавшую обмену на акции промышленных и торговых предприятий. В основу денежной оценки производственного потенциала государства была положена балансовая стоимость предприятий, разделенная на численность населения России (148,7 млн человек). Таким образом, доля каждого гражданина РФ составила 10 тыс. рублей (номинальная стоимость ваучера).

 

 

Вкладывая ваучеры в акции предприятий, их владельцы должны были получать дивиденды. Однако на практике этого не произошло из-за инфляции. Если осенью 1992 г. на стоимость ваучера можно было купить один ковер или мужской костюм среднего качества, то в конце 1993 г. — 3-4 бутылки водки. В условиях отставания повышения зарплаты от роста цен, ее задержек и невыплат ваучеры стали предметом продажи. Их скупали представители теневого бизнеса. С помощью ваучеров формировался первоначальный капитал, а в процессе приватизации были "сколочены" многие огромные состояния. Значительная доля госсобственности на предприятиях отошла управленческому аппарату, трудовые коллективы, которым предоставлялись преимущества, не смогли ими воспользоваться. Надежды россиян оказались обмануты. Росла социальная напряженность, начались забастовки.

 

Одновременно развернулась малая приватизация предприятий розничной торговли, общественного питания и службы быта. Однако денежные средства населения настолько обесценились, что покупать акции приватизируемых предприятий было не на что. В ходе приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфее

 

1995–1996 гг. стали годами второго этапа приватизации. В годы денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия до сих пор не могут рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций.

В годы реформ продолжалось падение эффективности производства. В 1992–1993 гг. спад производства составил почти 25 %. Правительство пыталось стабилизировать показатели экономики России, контролируя основные показатели (ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства). Между тем предприятия в условиях отпущенных цен не могли закупить сырье и комплектующие, сбыть товар. К середине 1990-х гг. тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Шел распад энергетической инфраструктуры. Количество безработных возросло до 5,7 млн человек. В экономике доминировали сырьевые отрасли и ВПК, процветали монополии.

Тяжелые последствия экономического кризиса ощутило аграрное производство. Организационная перестройка форм хозяйствования, недостаток капиталов и сельхозтехники стали причинами падения объема сельскохозяйственного производства в середине 1990-х гг. на 70 % по сравнению с 1991-1992 гг.

Федеративный договор

На фоне нестабильной экономической ситуации конца 1991-1992 гг. развивались сепаратистские настроения внутри России. В 1991 г. республики перестали быть автономными, некоторые автономные области приобрели статус республик, произошло переименование многих регионов. Претензии республик на особый статус и неосторожные заявления местных элит о выходе из России создавали угрозу целостности страны. В Чечне не признавали суверенитет России на её территории. В Татарстане собрались вводить собственную валюту. В Башкортостане, Якутии (Соха), Удмуртии, Татарстане и др. отказались платить налоги в федеральный бюджет. Б. Н. Ельцину удалось убедить глав регионов за исключением Татарстана и Чечни подписать 31 марта 1992 г. Федеративный договор, разграничивший предметы ведения федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КРИЗИС

Рост цен, падение уровня жизни, растущая безработица как результат либеральной реформы вызывали раздражение населения. Неудачи первого этапа преобразований консолидировали большинство народных депутатов в оппозицию политике реформ. В конце 1992 г. под давлением законодательной власти правительство Е. Т. Гайдара было отправлено в отставку. Новым председателем Совета Министров в декабре того же года стал B. C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе, в основном в газовой отрасли.

Однако напряженность во взаимоотношениях Президента Б. Н. Ельцина и парламента нарастала. Многие народные депутаты во главе с председателем Верховного Совета Р. И. Хасбулатовым выступали за контроль над правительством, корректировку реформ и возвращение страны на путь прежнего политического развития. В свою очередь Ельцин взял курс на роспуск Верховного Совета и ликвидацию съезда народных депутатов.

 

Чтобы заручиться поддержкой населения в проведении реформ, 25 апреля 1993 г. Ельцин провел референдум о доверии Президенту. Несмотря на то, что 58 % из числа принявших участие в референдуме отдали свои голоса за него, накал борьбы с законодательной властью не снизился.

Через несколько дней после референдума проходило празднование 1 мая. Оппозиция планировала проведение митинга на Красной площади. После запрета Ельцина на проведение массовых акций на Красной площади, организаторы акции решили пройти по Ленинскому проспекту в сторону Воробьевых гор, где и провести митинг. Когда колонна демонстрантов дошла до пл. Гагарина, дорогу им перекрыл ОМОН. Произошел бой между милицией и демонстрантами.

 

Осенью 1993 г. противостояние властей достигло пика. Наиболее острая борьба развернулась вокруг вопроса о новой Конституции. К этому времени президентской стороной был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента отказывались его принимать, настаивая на ограничении прав исполнительной власти.

21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин подписал указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Согласно указу, представительные органы власти — Верховный Совет РФ и Съезд народных депутатов распускались; на 12 декабря 1993 г. было назначено проведение референдума по новой Конституции и выборы в новый парламент - Федеральное собрание.

Патриарх Алексий II и Председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин предлагали сторонам выработать "нулевой вариант" — одновременные перевыборы президента и народных депутатов.

Тем временем оппозиция организовала демонстрации на Смоленской площади в Москве в знак протеста против действий Ельцина. 2-3 октября 1993 г. в ряде мест были возведены баррикады. Попытка оппозиции захватить штурмом мэрию и Останкинский телецентр потерпела неудачу. Президент ввел в Москву танковую дивизию, объявив чрезвычайное положение в городе. В ходе блокады и штурма Белого дома, где заседали оппозиционеры, несколько сот человек с обеих сторон погибли или получили ранения.

В результате октябрьских событий система Советской власти в России была разрушена.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.